Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРТИФИКАЦИЯ РУССКИХ ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XVII—XVIII ВВ. В ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Работа №187528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РУССКИХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 12
1.1 Изучение фортификации западносибирских городов и острогов в XVII-XVIII вв. по письменным, картографическим и натурным данным 12
1.2 Археологические исследования фортификации западно-сибирских городов и острогов 16
2 СТЕНЫ И БАШНИ КАК ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ 22
2.1 Типы стеновых конструкций 22
2.2 Архитектурно-конструктивные особенности башен 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50


Актуальность исследования. За последние 20 лет активизировались исследования в области русской археологии Сибири эпохи колонизации (XVII- XVIII вв.), что положительно повлияло на отношение к «поздним» памятникам как к неотъемлемой части историко-культурного наследия нашей страны. Важной частью исследований является
изучение фортификационных сооружений, которые были неотъемлемой частью облика городов и острогов того времени. Введение в научный оборот археологических источников подняло изучение оборонительных
систем русских поселений на новый уровень, принципиально расширило возможности выявления их архитектурно-композиционных, конструктивно¬технических особенностей.
Для полноты картины, более полноценного анализа, внимание акцентируется не только на данные исторических источников, но и на данные археологических раскопок.
Выявление новых аспектов в изучении городов Западной Сибири достигается синтезом письменных и археологических источников, использованием комплексного подхода.
Степень изученности темы (историография). Если говорить о первых источниках по истории и градостроительству Западносибирских городов, то таковые содержатся непосредственно в трудах учёного - «отца Сибирской истории» Г. Ф. Миллера. Но, на данный момент, нельзя говорить о полноценном использовании данных источников, поскольку по сей день мемуары и дневники Миллера полностью не расшифрованы.
Также стоит упомянуть картографа и архитектора по совместительству С. У. Ремезова. «Чертёжная книга Сибири», составленная Семёном Ульяновичем в 1699-1701 гг. имеет множество карт, охватывающих всю территорию Сибири, обилие полезной и детальной информации. Данный труд является полноценным итогом географических открытий XVII в.
Основополагающими работами в изучении сибирского
градостроительства и фортификации являются труды таких учёных, как Ф. Ф. Ласковский , В. И. Кочедамов , Н. П. Крадин . Они внесли
незаменимый вклад в изучение Сибирского градостроительства и архитектуры.
Вплоть до 1980-х гг. археологические обследования (разведки и раскопки) поселенческих памятников русских землепроходцев носили спорадический характер и не разворачивались в полноценные исследования. Хотя эпизодические раскопки и дали интересные перспективные материалы, они оседали в фондах музеев и по большей части не вводились в научный оборот. Исключением из этого ряда стали исследования промысловой стоянки в заливе Симса на о-ве Фаддея в 1940-х гг., раскопки Илимского острога в начале 1970-х гг. и, безусловно, крупномасштабные раскопки Мангазеи в 1969-1973 гг., ставшие прорывом в археологической науке того времени, по результатам которых была написана двухтомная монография.
С 1980-х гг. археологическое городоведение Сибири начинает оформляться в самостоятельное направление, раскопки становятся всё более планомерными и целенаправленными, приобретают систематический характер, меняется методика и взгляд на поздние памятники как на полноценный источник. Благодаря раскопкам Мангазеи, Томска, Албазинского, Алазейского, Саянского, Умревинского острогов растет объем археологических данных по русскому оборонному деревянному зодчеству Сибири .
Археологическая наука не стоит на месте, также, как и историческая. Проводятся исследования, выявляются новые факты, которые дополняют, а зачастую и меняют наше представление о прошлом нашего государства. Необходимо учитывать наследие прошлого.
Объект исследования. Фортификационная система как часть историко-культурного облика русских городов и острогов Сибири XVII-XVIII вв.
Предмет исследования. Ископаемые элементы оборонительных сооружений Западносибирских городов и острогов XVII- XVIII вв.
Цель: Выявить особенности фортификации городов и острогов Западной Сибири XVII-XVIII вв. на основе изучения комплекса источников.
Задачи:
1) Проанализировать историю изучения оборонительных сооружений сибирских городов XVII-XVIII вв., показать значение археологических исследований в исследовании фортификации.
2) Дать сравнительно-типологическую характеристику стеновых
конструкций.
3) Выявить архитектурно-конструктивные особенности башен, провести их сравнительный анализ.
Хронологические рамки исследования. XVII-XVIII вв. Нижняя граница - XVII в. - обусловлена началом процесса строительства и развития городов и острогов Сибири. Верхняя граница - конец XVIII в. - обусловлена снижением значения фортификации в связи с окончательным закреплением Сибири в границах Российской империи, ветшанием и постепенным исчезновением деревянных оборонительных сооружений, частичной заменой их на каменные.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Западной Сибири в связи с объёмностью исследуемого материала. Данные по фортификации из Восточной Сибири привлекаются для сравнения. Западная Сибирь простирается от Уральских гор (естественная граница между европейской и азиатской частями России), до реки Енисей (природная граница между Западной и Восточной Сибирью). Западносибирский регион считается наиболее подходящим для изучения русского оборонного зодчества, поскольку именно отсюда началось заселение русскими Сибири, здесь строили «едва ли не больше стен и башен, чем домов ».
Обзор источниковой базы. В трудах исследователей, которые занимались и занимаются изучением деревянного оборонного зодчества, использованы различные виды источников. Безусловно, все они имеют свои недостатки и достоинства. Источников, которые обладают исчерпывающей информацией, не существует.
Письменные источники содержат сведения о сооружениях различного назначения, зачастую они перечисляются без указания конкретного местоположения. Данный вид источников содержит скудные данные об особенностях конструктивного устройства оборонительных сооружений.
Изобразительные и картографические источники являются сложными ввиду специфики законов художественного отображения реальности. Рисунок может быть недостоверным отображением действительности, поскольку автор рисовал не только то, что видел в данный момент времени, но и то, что мог додумать в своём воображении. Данный фактор субъективности позволяет сделать вывод - изобразительный источник может быть неточен, поскольку видение автора могло не соответствовать истине и времени, которое он отображает. Картографические источники являются пространственными графическими моделями, которые воспроизводят лишь некоторые стороны действительности в упрощённой и доступной обозрению форме. Упрощение заключается в отбрасывании второстепенных характеристик и связей, сохранении более существенных. Неоспоримым достоинством изобразительных и картографических источников является предоставление наглядного представления об исследуемом объекте. Если по письменным источникам можно составить неоднозначный мыслимый образ, то картографический источник придаёт конкретику зрительному осязаемому образу города.
Исследования единичных дошедших до наших дней натурных сооружений позволяют более объективно реконструировать архитектурную составляющую памятника. Сложность заключается в том, что не всегда памятник сохраняется в первоначальном виде, так как подвергается воздействию окружающей среды и времени.
Археологические исследования играют большую роль в изучении средневековой истории Сибири. Введение археологических источников в научный оборот позволяет иначе представить развитие деревянного оборонного зодчества, дополнить или опровергнуть сведения письменных, картографических и изобразительных источников. Раскопки поздних памятников дали исследователям полноценный источник, который отличается предельной конкретностью и способностью непосредственно отражать историческую реальность. Археологические источники позволяют выявить детали, установление которых по другим видам источников возможно лишь приблизительно . Данными деталями являются: точное местоположение объектов с привязкой к современности, уточнение размеров сооружений, конструктивных особенностей и т.д.
Методология исследования. В работе использовался принцип историзма, подразумевающий рассмотрение явлений и процессов в динамике и конкретном историческом контексте. Исследование предполагает использование различных видов источников и комплексного подхода, что необходимо для выявления наиболее достоверной картины.
Для описания, систематизации, типологии данных по оборонительным сооружениям использовался сравнительно -исторический метод, который позволяет выявить общие и отличительные характеристики развития фортификации западносибирских городов, и метод аналогий.
Рабочая гипотеза исследования: Выявление информационного потенциала археологических источников в изучении фортификации, а также обозначение архитектурно-конструктивных особенностей оборонительных сооружений сибирских городов и острогов XVII-XVIII вв. на основе комплексной базы данных.
Содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается история изучения оборонительной системы русских городов Западной Сибири. Первый раздел посвящён отображению сибирской фортификации по письменным, картографическим и натурным данным. Второй раздел посвящён археологическим исследованиям западносибирских городов и острогов.
Вторая глава посвящена стенам и башням как основным элементам фортификационной системы городов и острогов . Первый раздел освещает типы стеновых конструкций. Во втором разделе рассматриваются архитектурно-конструктивные особенности башен.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, обозначаются выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Русское деревянное зодчество Сибири вобрало в себя лучшие традиции градостроительного искусства, накопленные в течение многих веков. Вместе с тем, в новых условиях, на новых землях отчётливо прослеживаются и некоторые особенности сибирского деревянного зодчества, обусловленные климатом, географическими условиями, традициями местности.
Планировочные композиции сибирских крепостей не отличались разнообразием. На раннем этапе заселения Сибири города и остроги имели произвольную форму, целиком и полностью подчинённую рельефу занимаемой местности. Это не является исключительно сибирской особенностью, скорее обращение к древнерусской традиции, забытой в европейской части России. Со второй половины XVII в. конфигурация крепостей становится геометрически правильной, хотя внутригородская застройка велась по принципу свободной планировки, в систему укреплений начинают включаться бастионы (Томск, Красноярск) .
Облик города главным образом формировали оборонительные сооружения. Стены и башни не только выполняли защитные функции, они определяли параметры города, служили своеобразным фоном для гражданских и культурных построек.
Основные выводы исследования:
1) Комплекс источников, обладающий высоким информационным потенциалом, позволяет выявить особенности стеновых и башенных конструкций городов и острогов Сибири.
2) Фортификация на осваиваемых сибирских землях являлась неотъемлемой частью русского оборонного зодчества, продолжая его традиции, она вместе с тем адаптировалась к местным условиям.
3) Благодаря комплексному подходу выявлены архитектурно- конструктивные особенности стеновых и башенных конструкций сибирских городов и острогов XVII-XVIII вв.
4) В сибирском регионе новейшие оборонительные элементы в виде бастионов внедрялись уже с середины XVII в.
5) Оборонительные сооружения обладали не только защитной функцией, но также и демонстрировали силу и мощь российского государства.
Природа, время и действия людей постепенно стирают с лица земли такую выразительную часть архитектурного наследия, как оборонительные сооружения, связанные с историческими традициями народа. Но каковы бы ни были разрушения культурного достояния, его нельзя вычёркивать из истории. Да, его трудно сохранять и реконструировать, но никакие сложности не должны привести к исчезновению этой части истории нашего государства.
На данный момент сохранилось малое количество деревянных стен и башен сибирских городов и острогов XVII-XVIII вв., но память поколений сохранила о них свидетельства в виде письменных источников. Введение в научный оборот археологических данных позволило дополнить и скорректировать информацию из разных источников, соединить в единый временной ряд разрозненные материалы, проводить наиболее достоверные реконструкции фортификационных сооружений.
Подводя итоги, хочется ещё раз подчеркнуть важность археологических источников в изучении деревянного зодчества, их объективность и способность непосредственно отражать историческую действительность, хоть и в ископаемой форме.



1) Адамов А. А. Город Тобольск. Археологический очерк / А. А. Адамов, И. В. Балюнов, П. Г. Данилов. - Тобольск, 2008. - 114 с.
2) Баландин С. Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII в. // Города Сибири (экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период). Новосибирск, 1974. - С. 8-36.
3) Баландин С. Н. Спасская башня Илимского острога // Изд. Вузов. Сер. Строительство и архитектура. - Новосибирск, 1973. - С. 58-64.
4) Баландин С. Н. Юильский городок на Казыме / С. Н. Баландин, О.Н. Вилков // История городов досоветского периода (XVII-начала XX вв.). - Новосибирск, 1977. - С. 268-279.
5) Балюнов И. В. Оборонительные сооружения Тобольского кремля по материалам археологических исследований / И. В. Балюнов, П. Г. Данилов // Баландинские чтения. T.XII. Новосибирск, 2017. - С. 8-13.
6) Белов М. И. Мангазея. Мангазейский морской ход / М. И. Белов, О. В. Овсянников, В. Ф. Старков; Под ред. М. И. Белова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1980. - 163 с.
7) Бородовский А. П. Археологические исследования тына, ворот и некрополя Умревинского острога / А. П. Бородовский, С. В. Горохов // Баландинские чтения. Т. XI. Новосибирск, 2016. - С. 18-23.
8) Бородовский А. П. Оборонительные сооружения Умревинского острога (археологические исследования 2002 - 2004 гг.) / А. П. Бородовский, С. В. Горохов // Археология, этнография и антропология Евразии. М.: - 2008. № 4(36). - С. 70-82.
9) Бородовский А. П. Умревинский острог. Археологические исследования 2002-2009 гг. / А. П. Бородовский, С. В. Горохов Новосибирск: ИАЭТ СО РАН; НГПУ, 2009. - 244 с.
10) Визгалов Г. П. Мангазея: новые археологические исследования
(материалы 2001-2004 гг.). / Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович. -
Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во «Магеллан», 2008. - 296 с.
11) Гмелин И. Г. // Иностранные члены Российской академии наук. XVIII-XXI в.: Геология и горные науки. М.: Наука, 2012. - С. 423-428.
12) Горбачёв В. Т. Градостроительство Сибири. / В. Т. Горбачёв, Н. Н. Крадин, Н. П. Крадин, В. И. Крушинский, Т. М. Степанская, В. И. Царёв. СПб.: Коло, 2011. - 784 с.
13) Горохов С. В. Русский острог в Сибири конца XVI - XVIII века как археологический памятник. // Вестник НГУ. История филология, 2011. №7 (10) - С. 284-291.
14) Корчагин П. А. История города Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города. Екатеринбург, 2001. - 180 с.
15) Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири / В. И. Кочедамов. - М.: Стройиздат, 1978. - 187 с...43



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ