Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция российско-британского экономического сотрудничества в 1991-2021 гг.

Работа №187522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 1991 -2000 ГГ. 14
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 2000-2014 ГГ. 36
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 2014-2021 ГГ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72

Россия и Англия не имеют общих границ, не имеют спорных территорий, они даже не находятся по соседству. Более того, обе державы находятся на противоположных сторонах Европы. Однако, на протяжении истории нового и новейшего времени отношения между двумя этими Великими Державами определяли вектор мировой политики.
Считается, что экономические и торговые отношения между Россией и Англией начали активно развиваться с 1555 г. В этот год в Англии была учреждена Московская компания, которая обладала исключительным правом на монопольную торговлю с Россией. За прошедшее время отношения между Россией и Англией многое успели пережить: от явного противостояния до тесного экономического сотрудничества.
Распад СССР и Варшавского Договора закончил почти полувековое противостояние с Западом. Период биполярной системы международных отношений закончился, в мировой политике начался новый этап. На карте мира появилось множество новых, суверенных государств.
Несмотря на то, что СССР распался на 15 независимых государств, новообразованная Российская Федерация, пусть и не в полной мере, но переняла от СССР важное международное положение. До распада в РСФСР была сильнейшая в Союзе экономика и потому, несмотря на геополитические изменения и экономический кризис 1990-х гг, Российская Федерация не утратила свой экономический потенциал
Российская Федерация переняла многие из экономических преимуществ СССР: огромные запасы природных ресурсов, развитый топливно-энергетический комплекс, научно-технический и финансовый потенциал, железнодорожная инфраструктура, соединяющая разные концы обширных территорий.
В новых условиях появилась необходимость установления новых политических и экономических отношений, прежде всего с крупнейшими экономиками и важными политическими центрами мира. Реалии современного мира, в котором оказалась Российская Федерация, утратившая военный потенциал и территории Советского Союза, говорили о необходимости развития сотрудничества с бывшими противниками в холодной войне. Одним из таких противников было Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Теперь отношениям России и Великобритании предстояло перейти в новую историческую фазу.
Великобритания сразу же признала Российскую Федерацию, а 22 января 1992 года между странами был подписан основополагающий “Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии”. Данный договор является действующим.
Важной сферой, в которой пересеклись интересы России и Великобритании стала экономика и торговля. Отказ от коммунистической идеологии и плановой экономики, ознаменовал переход на новые экономические рельсы. Россия стала широко открыта для иностранной продукции и товаров. Многие иностранные транснациональные корпорации зашли на российский рынок, многие иностранные предприниматели стали приобретать российские активы. Британцы стремительно принялись осваивать новые возможности.
За время двустороннего сотрудничества, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии заняла важное место в экономике России.
Великобритания, с самого начала существования Российской Федерация, является одним из её крупнейших торговых партнеров и инвесторов. С начала 1990-х гг. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии по величине товарооборота с Россией занимает второе место среди европейских государств, уступая только Германии.
Великобритания является одним из лидеров по экспорту инвестиций в Россию.
Великобритания - страна с устойчивым и благоприятным инвестиционным климатом. Страны континентальной Европы, США и Япония поддерживают высокий уровень инвестиций в производственную сферу Великобритании. Это означает, что на английском рынке достаточно финансовых ресурсов и высокая покупательская способность, что благоприятно для экспорта российской продукции.
Российские и британские компании активно сотрудничают друг с другом. Российская газовая компания ОАО “Газпром” приобрела в 2008 году долю в компании “TruRead”, производителе многофункциональных электросчетчиков, применяемых для измерения электричества, воды и газа.
Несмотря на установленные принципы, направленные на дружественное развитие отношений, в последующие тридцать лет Российская Федерация и Соединенное Королевство находились скорее в состоянии политической конфронтации. Противостояние по политическим вопросам негативно сказывалось и на торгово-экономическом сотрудничестве. Поэтому, в исследуемом историческом отрезке торгово-экономические отношения между Россией и Великобританией целесообразно исследовать в контексте общей конъюнктуры российско-британских отношений, внутренней и мировой политической и экономической обстановки.
За это время политическая конъюнктура Великобритании успела не один раз поменяться: в правительстве сменилось пять премьер-министров и дважды менялась правящая партия. Соединенное Королевство выступало в качестве члена Европейского Союза и громко вышло из его состава.
Политический вектор Российской Федерации был более стабилен: в этот же исторический отрезок на посту президента было только три разных человека. Россия успела пройти путь от приватизации и стремительного движения в сторону капитализма, основанного на честной конкуренции до импортозамещения в условиях экономических санкций.
В мировой политике за обозначенный период возникло множество спорных вопросов, от югославского конфликта до присоединения Российской Федерацией Крымского полуострова, ставящих экономические отношения под угрозу. Мировая экономика успела пережить свои взлеты и падения: от стремительного повышения цены на нефть в 2000-е гг. до мирового финансового кризиса 2008 года и кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Целью исследования является выявление особенностей экономических отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии н период с 1991 по 2021 гг.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
а) определение особенностей торговли между Российской Федерацией и Соединенным Королевством в период с 1991 по 2021 гг.
б) определение особенностей инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенным Королевством в период с 1991 по 2021 гг.
в) выявление факторов, оказывающих наиболее весомое влияние на формирование и динамику российско-британских экономических отношений в период с 1991 по 2021 гг.
Исходя из цели и задач исследования определены его хронологические рамки. Нижняя грань - 1991 год обусловлена распадом СССР и образованием Российской Федерации.
Объектом исследования являются международные экономические отношения.
Предметом исследования являются двусторонние экономические отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период с 1991 по 2021 гг.
Для выявления особенностей экономических отношений Российской Федерации и Соединенного Королевства будут использоваться общенаучные методы исследования: анализ документов и научных публикаций, а также синтез. Также в работе будут использоваться историко-генетический и историко-описательный подходы для рассмотрения и описания происхождения и реализации экономической политики Соединенного Королевства и Российской Федерации. Кроме того, в работе будет применяться системный подход, подразумевающий оценку контекста, формирования и реализации экономической политики.
Соединенное Королевство и российско-британские отношения являются предметами многих научных исследований российских и зарубежных авторов. Однако, экономический аспект российско-британских отношений не является популярным среди исследователей. Российские исследователи Института Европы РАН, такие как Ал. А. Громыко и К. А. Годованюк исследуют российско-британские отношения в контексте
европейской безопасности, стратегических интересов, внешнеполитического взаимодействия.
Некоторые исследователи развития российско-британских торгово-экономических отношений отмечают важную роль в нем британских премьер-министров. Р Р Валеева в работе “Торгово-экономическое сотрудничество Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации в конце ХХ - начале XXI вв.” разделяет торгово-экономические отношения Российской Федерации и Великобритании по периодам председательств британских премьер-министров. Также, Р. Р. Валеева также утверждает, что в развитии экономических отношений между государствами в период с 1992 по 2012 гг. политические интересы и разногласия хоть и имели значение, однако не были основополагающими.
О личной роли британских премьер-министров в формировании российско-британских экономических отношений говорит И. Ш. Шамугия. В своей работе “Российско-британские отношения: современное состояние и перспективы развития” исследователь подчеркивает, российско-британские торгово-экономические отношения меняли характер своего развития при вступлении на пост нового премьер-министра. Кроме того, как и Р. Р. Валеева И. Ш. Шамугия утверждает, что конкретные политические эпизоды и разногласия в сфере безопасности существенно не препятствовали развитию межгосударственной торговли и экономического сотрудничества.
Про российско-британские экономические отношения в 1990-е гг кандидат экономических наук А.Н. Фридман в 1998 году написала диссертацию “Экономические отношения Российской Федерации и Великобритании” . Данная работа в большей степени посвящена советскому периоду двусторонних отношений, однако третья глава диссертации содержит исследование интересующего нас периода 1991 - 1998 гг.
Экономический аспект российско-британских отношений в конце ХХ - начале XXI вв. рассмотрен в диссертации А. С. Виноградова “Российско-британские отношения: состояние и перспективы”. В работе рассматриваются российско-британские экономические отношения в период первого десятилетия XXI века. Автор подробно анализирует положительные, негативные стороны и потенциальные возможности в экономических отношениях между представленными государствами.
Одним из ведущих исследователей темы российско-британских отношений на рубеже XX и XXI вв. является Р. Р. Валеева. В данной дипломной работе использованы её основные труды по заданной тематике: диссертация “Российское направление внешней политики Великобритании в конце XX - начале XXI вв ., а также научная статья “Торгово-экономическое сотрудничество Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации в конце ХХ - начале XXI вв.”, в которых подробно изложены экономические и политические аспекты, а также многие тонкости межгосударственных отношений Российской Федерации и Великобритании.
Также в работе использована диссертация К. А. Годованюк “Россия во внешнеполитической стратегии Великобритании на современном этапе”. В данной диссертации, в главах 2.2. и 3 проводится анализ выстраивания внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства в отношении Российской Федерации, её ключевые аспекты и основные направления, в которые входит и вопросы российского-британских экономических отношений. В главе 4.4. рассматриваются современные проблемы российско-британских отношений и пути их решений.
Из зарубежной литературы в исследовании использованы аналитические статьи авторов Королевского института международных отношений (Chatham House). Британские специалисты Ричард Коннолли и Филип Хансон в совместной аналитической работе “Import Substitution and Economic Sovereignty in Russia” (Импортозамещение и экономический суверенитет России) рассматривают экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация после введения Западом санкций. В исследовании авторы заключают, что российская экономика, несмотря на широкий спектр производственных возможностей, остается зависимой от экспорта сырьевой продукции. В контексте антироссийских санкций повысилась актуальность вопроса об арктических нефтяных запасах Российской Федерации. В аналитической записке Chatham House “Russia’s Untapped Arctic Potential” авторы объясняют почему в условиях экономических санкций Российская Федерация не может эксплуатировать свои нефтяные и газовые запасы в Арктике.
Источниками исследования стали официальные межправительственные соглашения, такие как “Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии” и “Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве” и др. В представленных документах отражены направления российско-британского экономического сотрудничества и направления его развития.
Также в качестве источников используются сообщения новостных агентств, таких как газета “Коммерсант” и сеть медиахолдингов “РБК”. В новостях, представляемых данными ресурсами зачастую есть информация о прошедших встречах представителей правительств, бизнесменов и предпринимателей. Такая информация даёт представление об экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и позволяет отследить его трансформацию во времени.
В качестве источников использованы основные правительственные документы, связанные со стратегическим развитием Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, которые дают понять какие интересы, прежде всего экономические, преследуют оба государства, что позволяет определить взаимные экономические интересы государств.
Таким образом, в качестве такого документа со стороны Российской Федерации использован Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” . В данном документе определены основные внутриэкономические и внешнеэкономические интересы Российской Федерации, угрозы экономической безопасности, а также приоритетные направления развития российской экономики. Среди приоритетных направлений названы: рациональное импортозамещение, повышение привлекательности российской юрисдикции, развитие логистики, формирование привлекательной инвестиционной среды. Среди угроз для экономики Российской Федерации названа зависимость от импорта сырьевых и энергетических ресурсов.
В “National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015” , британского аналога российской Стратегии национальной безопасности определены такие экономические цели Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии как увеличение ВВП, увеличение уровня жизни и получение выгоды от инвестиций за рубежом. В британской стратегии отмечено, экономическое состояние других государств, интегрированных в мировую экономическую системы благоприятно отражается на экономике Соединенного Королевства. Таким образом, в документе подчеркивается необходимость в оказании помощи в развитии своим экономическим партнерам. Статья 6.12 гласит: “Мы будем работать над созданием долгосрочных взаимовыгодных соглашений с развивающимися странами; 6.14: “Мы будем наращивать свое присутствие на развивающихся рынках для улучшения мировой экономики”. Кроме того, к 2030 г. Соединенное Королевство стремится стать третьей сильнейшей экономикой мира после США и КНР. Таким образом, правительство Соединенного Королевства подчеркивает необходимость торгово-экономического сотрудничества для реализации собственных национальных интересов.
Непосредственно Российская Федерация упоминается в документе в контексте вопросов безопасности и Украинского кризиса. Несмотря на то, что Соединенное Королевство разделяет мнение Европейского Союза о том, что Российская Федерация нарушила принципы международного права и незаконно включила Крым в состав своей территории, оно признает необходимость поддержания диалога и развитие отношений с Россией.
В работе статистические данные приводятся в соответствии с информацией, предоставляемой Национальной статистической службой Великобритании (Office for National Statistics), Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистическому ежегоднику The Europa World Year Book.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С момента установления торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством прошло немногим менее, чем 30 лет. Тем не менее, за это время двусторонние экономические отношения успели пройти путь от заключения основополагающих соглашений и установления правовой базы до экономических санкций.
В ходе исследования удалось проследить характер сложившихся российско-британских экономических отношений, особенности и характер товарооборота, особенности инвестиционного сотрудничества.
Анализ товарооборота Российской Федерации и Соединенного Королевства в период с 1991 по 2021 гг. позволил выявить его определенные закономерности, которые можно описать словами, сказанными министром Э. Милибэндом: “Россия снабжает Великобританию ресурсами, а Великобритания Россию - технологиями”. И действительно, в ходе работы было выяснено, что с самого начала установления экономических отношений основную долю в товарообороте, а именно российском экспорте составляют топливные и сырьевые ресурсы: металлы, драгоценные металлы, алмазы, позднее - углеводороды и продукты несырьевого энергетического экспорта. Британская же сторона экспортировала в основном технологии, машины, промышленное оборудование, продукты пищевой промышленности, одежду и обувь и т.д.
Соединенное Королевство на протяжении всего периода, за исключением лет, на которые пришлись мировой финансовый кризис 2008 г. и политические противоречия, связанные с присоединением Крыма к Российской Федерации, активно инвестировала в российскую экономику. В начале 1990-х Великобритания предоставляла кредиты на модернизацию российского производства и инфраструктуры, создания в Российской Федерации производства медицинского и промышленного оборудования. 69
Как в 1990-е гг., так и в 2000-е гг. Соединенное Королевство и Российская Федерация активно сотрудничали в рамках совместных проектов в сфере нефтедобычи, в 2010-е гг. также продолжилось, несмотря на резкое обострение противоречий и политические разногласия по поводу внешней политики России.
Кроме того, результатом развития российско-британских экономических отношений с 1991 по 2021 гг. стала крепкая основа для инвестиционного сотрудничества между двумя государствами, которая стала прочным фундаментом для дальнейшего развития отношений в этой сфере.
Британские компании на протяжении 1991 - 2021 гг. активно инвестируют в отрасли российской экономике, занимая лидирующие позиции по объемам инвестиций в Российскую Федерацию. Наиболее привлекательными для британских инвесторов являются нефтяная отрасль, модернизация российской инфраструктуры, строительство, фармакология и сельское хозяйство.
Что касается российских инвестиций в британскую экономику, то следует сказать, что поток финансовых средств из России в Соединенное Королевство обусловлен не предпринимательской выгодой, а несколько другими факторами. Согласно законодательству Соединенного Королевства, стать гражданином можно с помощью так называемой визы для инвестора т.е. лицу, желающему стать гражданином Соединенного Королевства необходимо вложить в него свои финансовые средства. Минимальный порог инвестиций составляет 1 миллион фунтов стерлингов, вид на жительство выдается через два года при сумме инвестиций в более, чем 10 миллионов фунтов стерлингов и через три года при сумме инвестиций от 5 до 10 миллионов фунтов стерлингов. В период с 2008 по 2013 гг. 433 миллионера из России стали гражданами Соединенного Королевства .
Развитие экономических отношений Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в 1990-е гг. находилось под личным контролем высоких лиц обоих государств, об этом свидетельствует частота встреч между президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором и их особым вниманием вопросам экономического сотрудничества. Члены российского и британского правительства многократно совершали официальные визиты. За период премьерства Джона Мейджора было совершено более десяти визитов глав государств друг к другу и десять визитов министров иностранных дел. Британские дипломатические служащие, послы и специалисты активно помогали развитию российского предпринимательства и интеграции России в мировой рынок. Британские предприниматели и представители шли на сотрудничество не только на национальном, но и на местном, локальном уровне.
В 2000-е гг. встречи представителей государств стали проходить намного реже, однако это не помешало развитию экономического сотрудничества. В целом, состояние политического диалога оказывало прямое влияние на торгово-экономические отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства только в период особо острого обострения двусторонних отношений, связанного с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации.
Торговые отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период 2014-2021 гг. переживают не лучшие время. Политический диалог между правительствами ведётся с большим трудом, а на фоне украинского кризиса особо обострились накопленные противоречия, связанные с различными концептуальными подходами к современному мироустройству. В начале периода наблюдается резкое падение товарооборота и объемов взаимных капиталовложений. Прежде всего это связано с присоединением Российской Федерацией Крыма и жесткой позицией Соединенного Королевства по этому вопросу. Однако, уже с конца 2016 г. наблюдается рост взаимного товарооборота, который сопровождается совместными проектами российских и британских компаний.
Выход Великобритании из Европейского Союза не сильно повлиял на развитие двусторонних российско-британских экономических отношений, прежде всего потому, что это событие не повлияло на взаимные экономические интересы Российской Федерации и Соединенного Королевства. Интересы Российской Федерации заключаются в том, что стремится к созданию условий для развития личности и перехода экономики на новый уровень, технологического развития и повышения ВВП, однако она все ещё, особенно в условиях санкций зависит от экспорта сырьевых ресурсов: металлов, драгоценных металлов, углеводородов и нефти. Экономические интересы Соединенного Королевства заключаются в преодолении бюджетного дефицита нуждается в импорте товаров, на котором держится российская экономика.
Таким образом, в настоящее время российско-британское экономическое сотрудничество продолжает развиваться несмотря на политические разногласия. Об этом свидетельствует рост взаимного товарооборота, совместные энергетические проекты, активная деятельность британских инвесторов в Российской Федерации, а также развитие экономического диалога в рамках совместных форумов и конференций.



1. Внешняя торговля России с Великобританией в 1 кв. 2021 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-05/vneshnyaya-torgovlya-ros sii-s-velikobritaniey-v-1-kv-2021-g/ (дата обращения 05.06.2021)
2. Внешняя торговля России с Великобританией в 2019 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey -i-velikobritaniey-v-2019-g/
3. Внешняя торговля России с Великобританией в 2020 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey -i-velikobritaniey-v-2020-g/
4. Выступление на международной энергетической конференции “Россия-Великобритания: долгосрочное партнерство” 26 июня 2003 года // Президент России [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22040 (Дата обращения 05.05.2021)
5. Выступление на международной энергетической конференции “Россия-Великобритания: долгосрочное партнерство” 26 июня 2003 года // Президент России [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22040 (Дата обращения 05.05.2021)
6. Динамика торговли России с Великобританией в 2010-2017 годах. Russian-Trade.com. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-12/vneshnyaya-torgovlya-rossi i-s-velikobritaniey-za-9-mesyatsev-2017-g/ (дата обращения 20.05.2021 г.).
7. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии: [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/901839750 (дата обращения: 17.04.2021)
8. Инвестиции в России. 2005: стат. сб. - М., 2005
9. Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества: [Электронный ресурс]:
https://www.rus.rusemb.org.Uk/relations/1 (дата обращения: 17.04.2021)
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 439 О Программе Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах”: [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/9014417 (дата обращения 19.04.2021)
11. Российская экономика в 1995 году. Тенденции и перспективы - Институт экономических проблем переходного периода. - М., 1996 - 229 с.
12. Российский статистический ежегодник: стат. сб. -М.: Госкомстат РФ, 1999 - 621 с.
13. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2001. - 679 с.
14. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2003. - 705 с.
15. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2007. - 826 с...67



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ