1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 1991 -2000 ГГ. 14
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 2000-2014 ГГ. 36
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА 2014-2021 ГГ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Россия и Англия не имеют общих границ, не имеют спорных территорий, они даже не находятся по соседству. Более того, обе державы находятся на противоположных сторонах Европы. Однако, на протяжении истории нового и новейшего времени отношения между двумя этими Великими Державами определяли вектор мировой политики.
Считается, что экономические и торговые отношения между Россией и Англией начали активно развиваться с 1555 г. В этот год в Англии была учреждена Московская компания, которая обладала исключительным правом на монопольную торговлю с Россией. За прошедшее время отношения между Россией и Англией многое успели пережить: от явного противостояния до тесного экономического сотрудничества.
Распад СССР и Варшавского Договора закончил почти полувековое противостояние с Западом. Период биполярной системы международных отношений закончился, в мировой политике начался новый этап. На карте мира появилось множество новых, суверенных государств.
Несмотря на то, что СССР распался на 15 независимых государств, новообразованная Российская Федерация, пусть и не в полной мере, но переняла от СССР важное международное положение. До распада в РСФСР была сильнейшая в Союзе экономика и потому, несмотря на геополитические изменения и экономический кризис 1990-х гг, Российская Федерация не утратила свой экономический потенциал
Российская Федерация переняла многие из экономических преимуществ СССР: огромные запасы природных ресурсов, развитый топливно-энергетический комплекс, научно-технический и финансовый потенциал, железнодорожная инфраструктура, соединяющая разные концы обширных территорий.
В новых условиях появилась необходимость установления новых политических и экономических отношений, прежде всего с крупнейшими экономиками и важными политическими центрами мира. Реалии современного мира, в котором оказалась Российская Федерация, утратившая военный потенциал и территории Советского Союза, говорили о необходимости развития сотрудничества с бывшими противниками в холодной войне. Одним из таких противников было Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Теперь отношениям России и Великобритании предстояло перейти в новую историческую фазу.
Великобритания сразу же признала Российскую Федерацию, а 22 января 1992 года между странами был подписан основополагающий “Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии”. Данный договор является действующим.
Важной сферой, в которой пересеклись интересы России и Великобритании стала экономика и торговля. Отказ от коммунистической идеологии и плановой экономики, ознаменовал переход на новые экономические рельсы. Россия стала широко открыта для иностранной продукции и товаров. Многие иностранные транснациональные корпорации зашли на российский рынок, многие иностранные предприниматели стали приобретать российские активы. Британцы стремительно принялись осваивать новые возможности.
За время двустороннего сотрудничества, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии заняла важное место в экономике России.
Великобритания, с самого начала существования Российской Федерация, является одним из её крупнейших торговых партнеров и инвесторов. С начала 1990-х гг. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии по величине товарооборота с Россией занимает второе место среди европейских государств, уступая только Германии.
Великобритания является одним из лидеров по экспорту инвестиций в Россию.
Великобритания - страна с устойчивым и благоприятным инвестиционным климатом. Страны континентальной Европы, США и Япония поддерживают высокий уровень инвестиций в производственную сферу Великобритании. Это означает, что на английском рынке достаточно финансовых ресурсов и высокая покупательская способность, что благоприятно для экспорта российской продукции.
Российские и британские компании активно сотрудничают друг с другом. Российская газовая компания ОАО “Газпром” приобрела в 2008 году долю в компании “TruRead”, производителе многофункциональных электросчетчиков, применяемых для измерения электричества, воды и газа.
Несмотря на установленные принципы, направленные на дружественное развитие отношений, в последующие тридцать лет Российская Федерация и Соединенное Королевство находились скорее в состоянии политической конфронтации. Противостояние по политическим вопросам негативно сказывалось и на торгово-экономическом сотрудничестве. Поэтому, в исследуемом историческом отрезке торгово-экономические отношения между Россией и Великобританией целесообразно исследовать в контексте общей конъюнктуры российско-британских отношений, внутренней и мировой политической и экономической обстановки.
За это время политическая конъюнктура Великобритании успела не один раз поменяться: в правительстве сменилось пять премьер-министров и дважды менялась правящая партия. Соединенное Королевство выступало в качестве члена Европейского Союза и громко вышло из его состава.
Политический вектор Российской Федерации был более стабилен: в этот же исторический отрезок на посту президента было только три разных человека. Россия успела пройти путь от приватизации и стремительного движения в сторону капитализма, основанного на честной конкуренции до импортозамещения в условиях экономических санкций.
В мировой политике за обозначенный период возникло множество спорных вопросов, от югославского конфликта до присоединения Российской Федерацией Крымского полуострова, ставящих экономические отношения под угрозу. Мировая экономика успела пережить свои взлеты и падения: от стремительного повышения цены на нефть в 2000-е гг. до мирового финансового кризиса 2008 года и кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Целью исследования является выявление особенностей экономических отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии н период с 1991 по 2021 гг.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
а) определение особенностей торговли между Российской Федерацией и Соединенным Королевством в период с 1991 по 2021 гг.
б) определение особенностей инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенным Королевством в период с 1991 по 2021 гг.
в) выявление факторов, оказывающих наиболее весомое влияние на формирование и динамику российско-британских экономических отношений в период с 1991 по 2021 гг.
Исходя из цели и задач исследования определены его хронологические рамки. Нижняя грань - 1991 год обусловлена распадом СССР и образованием Российской Федерации.
Объектом исследования являются международные экономические отношения.
Предметом исследования являются двусторонние экономические отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период с 1991 по 2021 гг.
Для выявления особенностей экономических отношений Российской Федерации и Соединенного Королевства будут использоваться общенаучные методы исследования: анализ документов и научных публикаций, а также синтез. Также в работе будут использоваться историко-генетический и историко-описательный подходы для рассмотрения и описания происхождения и реализации экономической политики Соединенного Королевства и Российской Федерации. Кроме того, в работе будет применяться системный подход, подразумевающий оценку контекста, формирования и реализации экономической политики.
Соединенное Королевство и российско-британские отношения являются предметами многих научных исследований российских и зарубежных авторов. Однако, экономический аспект российско-британских отношений не является популярным среди исследователей. Российские исследователи Института Европы РАН, такие как Ал. А. Громыко и К. А. Годованюк исследуют российско-британские отношения в контексте
европейской безопасности, стратегических интересов, внешнеполитического взаимодействия.
Некоторые исследователи развития российско-британских торгово-экономических отношений отмечают важную роль в нем британских премьер-министров. Р Р Валеева в работе “Торгово-экономическое сотрудничество Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации в конце ХХ - начале XXI вв.” разделяет торгово-экономические отношения Российской Федерации и Великобритании по периодам председательств британских премьер-министров. Также, Р. Р. Валеева также утверждает, что в развитии экономических отношений между государствами в период с 1992 по 2012 гг. политические интересы и разногласия хоть и имели значение, однако не были основополагающими.
О личной роли британских премьер-министров в формировании российско-британских экономических отношений говорит И. Ш. Шамугия. В своей работе “Российско-британские отношения: современное состояние и перспективы развития” исследователь подчеркивает, российско-британские торгово-экономические отношения меняли характер своего развития при вступлении на пост нового премьер-министра. Кроме того, как и Р. Р. Валеева И. Ш. Шамугия утверждает, что конкретные политические эпизоды и разногласия в сфере безопасности существенно не препятствовали развитию межгосударственной торговли и экономического сотрудничества.
Про российско-британские экономические отношения в 1990-е гг кандидат экономических наук А.Н. Фридман в 1998 году написала диссертацию “Экономические отношения Российской Федерации и Великобритании” . Данная работа в большей степени посвящена советскому периоду двусторонних отношений, однако третья глава диссертации содержит исследование интересующего нас периода 1991 - 1998 гг.
Экономический аспект российско-британских отношений в конце ХХ - начале XXI вв. рассмотрен в диссертации А. С. Виноградова “Российско-британские отношения: состояние и перспективы”. В работе рассматриваются российско-британские экономические отношения в период первого десятилетия XXI века. Автор подробно анализирует положительные, негативные стороны и потенциальные возможности в экономических отношениях между представленными государствами.
Одним из ведущих исследователей темы российско-британских отношений на рубеже XX и XXI вв. является Р. Р. Валеева. В данной дипломной работе использованы её основные труды по заданной тематике: диссертация “Российское направление внешней политики Великобритании в конце XX - начале XXI вв ., а также научная статья “Торгово-экономическое сотрудничество Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации в конце ХХ - начале XXI вв.”, в которых подробно изложены экономические и политические аспекты, а также многие тонкости межгосударственных отношений Российской Федерации и Великобритании.
Также в работе использована диссертация К. А. Годованюк “Россия во внешнеполитической стратегии Великобритании на современном этапе”. В данной диссертации, в главах 2.2. и 3 проводится анализ выстраивания внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства в отношении Российской Федерации, её ключевые аспекты и основные направления, в которые входит и вопросы российского-британских экономических отношений. В главе 4.4. рассматриваются современные проблемы российско-британских отношений и пути их решений.
Из зарубежной литературы в исследовании использованы аналитические статьи авторов Королевского института международных отношений (Chatham House). Британские специалисты Ричард Коннолли и Филип Хансон в совместной аналитической работе “Import Substitution and Economic Sovereignty in Russia” (Импортозамещение и экономический суверенитет России) рассматривают экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация после введения Западом санкций. В исследовании авторы заключают, что российская экономика, несмотря на широкий спектр производственных возможностей, остается зависимой от экспорта сырьевой продукции. В контексте антироссийских санкций повысилась актуальность вопроса об арктических нефтяных запасах Российской Федерации. В аналитической записке Chatham House “Russia’s Untapped Arctic Potential” авторы объясняют почему в условиях экономических санкций Российская Федерация не может эксплуатировать свои нефтяные и газовые запасы в Арктике.
Источниками исследования стали официальные межправительственные соглашения, такие как “Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии” и “Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве” и др. В представленных документах отражены направления российско-британского экономического сотрудничества и направления его развития.
Также в качестве источников используются сообщения новостных агентств, таких как газета “Коммерсант” и сеть медиахолдингов “РБК”. В новостях, представляемых данными ресурсами зачастую есть информация о прошедших встречах представителей правительств, бизнесменов и предпринимателей. Такая информация даёт представление об экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и позволяет отследить его трансформацию во времени.
В качестве источников использованы основные правительственные документы, связанные со стратегическим развитием Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, которые дают понять какие интересы, прежде всего экономические, преследуют оба государства, что позволяет определить взаимные экономические интересы государств.
Таким образом, в качестве такого документа со стороны Российской Федерации использован Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” . В данном документе определены основные внутриэкономические и внешнеэкономические интересы Российской Федерации, угрозы экономической безопасности, а также приоритетные направления развития российской экономики. Среди приоритетных направлений названы: рациональное импортозамещение, повышение привлекательности российской юрисдикции, развитие логистики, формирование привлекательной инвестиционной среды. Среди угроз для экономики Российской Федерации названа зависимость от импорта сырьевых и энергетических ресурсов.
В “National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015” , британского аналога российской Стратегии национальной безопасности определены такие экономические цели Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии как увеличение ВВП, увеличение уровня жизни и получение выгоды от инвестиций за рубежом. В британской стратегии отмечено, экономическое состояние других государств, интегрированных в мировую экономическую системы благоприятно отражается на экономике Соединенного Королевства. Таким образом, в документе подчеркивается необходимость в оказании помощи в развитии своим экономическим партнерам. Статья 6.12 гласит: “Мы будем работать над созданием долгосрочных взаимовыгодных соглашений с развивающимися странами; 6.14: “Мы будем наращивать свое присутствие на развивающихся рынках для улучшения мировой экономики”. Кроме того, к 2030 г. Соединенное Королевство стремится стать третьей сильнейшей экономикой мира после США и КНР. Таким образом, правительство Соединенного Королевства подчеркивает необходимость торгово-экономического сотрудничества для реализации собственных национальных интересов.
Непосредственно Российская Федерация упоминается в документе в контексте вопросов безопасности и Украинского кризиса. Несмотря на то, что Соединенное Королевство разделяет мнение Европейского Союза о том, что Российская Федерация нарушила принципы международного права и незаконно включила Крым в состав своей территории, оно признает необходимость поддержания диалога и развитие отношений с Россией.
В работе статистические данные приводятся в соответствии с информацией, предоставляемой Национальной статистической службой Великобритании (Office for National Statistics), Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистическому ежегоднику The Europa World Year Book.
С момента установления торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством прошло немногим менее, чем 30 лет. Тем не менее, за это время двусторонние экономические отношения успели пройти путь от заключения основополагающих соглашений и установления правовой базы до экономических санкций.
В ходе исследования удалось проследить характер сложившихся российско-британских экономических отношений, особенности и характер товарооборота, особенности инвестиционного сотрудничества.
Анализ товарооборота Российской Федерации и Соединенного Королевства в период с 1991 по 2021 гг. позволил выявить его определенные закономерности, которые можно описать словами, сказанными министром Э. Милибэндом: “Россия снабжает Великобританию ресурсами, а Великобритания Россию - технологиями”. И действительно, в ходе работы было выяснено, что с самого начала установления экономических отношений основную долю в товарообороте, а именно российском экспорте составляют топливные и сырьевые ресурсы: металлы, драгоценные металлы, алмазы, позднее - углеводороды и продукты несырьевого энергетического экспорта. Британская же сторона экспортировала в основном технологии, машины, промышленное оборудование, продукты пищевой промышленности, одежду и обувь и т.д.
Соединенное Королевство на протяжении всего периода, за исключением лет, на которые пришлись мировой финансовый кризис 2008 г. и политические противоречия, связанные с присоединением Крыма к Российской Федерации, активно инвестировала в российскую экономику. В начале 1990-х Великобритания предоставляла кредиты на модернизацию российского производства и инфраструктуры, создания в Российской Федерации производства медицинского и промышленного оборудования. 69
Как в 1990-е гг., так и в 2000-е гг. Соединенное Королевство и Российская Федерация активно сотрудничали в рамках совместных проектов в сфере нефтедобычи, в 2010-е гг. также продолжилось, несмотря на резкое обострение противоречий и политические разногласия по поводу внешней политики России.
Кроме того, результатом развития российско-британских экономических отношений с 1991 по 2021 гг. стала крепкая основа для инвестиционного сотрудничества между двумя государствами, которая стала прочным фундаментом для дальнейшего развития отношений в этой сфере.
Британские компании на протяжении 1991 - 2021 гг. активно инвестируют в отрасли российской экономике, занимая лидирующие позиции по объемам инвестиций в Российскую Федерацию. Наиболее привлекательными для британских инвесторов являются нефтяная отрасль, модернизация российской инфраструктуры, строительство, фармакология и сельское хозяйство.
Что касается российских инвестиций в британскую экономику, то следует сказать, что поток финансовых средств из России в Соединенное Королевство обусловлен не предпринимательской выгодой, а несколько другими факторами. Согласно законодательству Соединенного Королевства, стать гражданином можно с помощью так называемой визы для инвестора т.е. лицу, желающему стать гражданином Соединенного Королевства необходимо вложить в него свои финансовые средства. Минимальный порог инвестиций составляет 1 миллион фунтов стерлингов, вид на жительство выдается через два года при сумме инвестиций в более, чем 10 миллионов фунтов стерлингов и через три года при сумме инвестиций от 5 до 10 миллионов фунтов стерлингов. В период с 2008 по 2013 гг. 433 миллионера из России стали гражданами Соединенного Королевства .
Развитие экономических отношений Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в 1990-е гг. находилось под личным контролем высоких лиц обоих государств, об этом свидетельствует частота встреч между президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором и их особым вниманием вопросам экономического сотрудничества. Члены российского и британского правительства многократно совершали официальные визиты. За период премьерства Джона Мейджора было совершено более десяти визитов глав государств друг к другу и десять визитов министров иностранных дел. Британские дипломатические служащие, послы и специалисты активно помогали развитию российского предпринимательства и интеграции России в мировой рынок. Британские предприниматели и представители шли на сотрудничество не только на национальном, но и на местном, локальном уровне.
В 2000-е гг. встречи представителей государств стали проходить намного реже, однако это не помешало развитию экономического сотрудничества. В целом, состояние политического диалога оказывало прямое влияние на торгово-экономические отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства только в период особо острого обострения двусторонних отношений, связанного с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации.
Торговые отношения Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период 2014-2021 гг. переживают не лучшие время. Политический диалог между правительствами ведётся с большим трудом, а на фоне украинского кризиса особо обострились накопленные противоречия, связанные с различными концептуальными подходами к современному мироустройству. В начале периода наблюдается резкое падение товарооборота и объемов взаимных капиталовложений. Прежде всего это связано с присоединением Российской Федерацией Крыма и жесткой позицией Соединенного Королевства по этому вопросу. Однако, уже с конца 2016 г. наблюдается рост взаимного товарооборота, который сопровождается совместными проектами российских и британских компаний.
Выход Великобритании из Европейского Союза не сильно повлиял на развитие двусторонних российско-британских экономических отношений, прежде всего потому, что это событие не повлияло на взаимные экономические интересы Российской Федерации и Соединенного Королевства. Интересы Российской Федерации заключаются в том, что стремится к созданию условий для развития личности и перехода экономики на новый уровень, технологического развития и повышения ВВП, однако она все ещё, особенно в условиях санкций зависит от экспорта сырьевых ресурсов: металлов, драгоценных металлов, углеводородов и нефти. Экономические интересы Соединенного Королевства заключаются в преодолении бюджетного дефицита нуждается в импорте товаров, на котором держится российская экономика.
Таким образом, в настоящее время российско-британское экономическое сотрудничество продолжает развиваться несмотря на политические разногласия. Об этом свидетельствует рост взаимного товарооборота, совместные энергетические проекты, активная деятельность британских инвесторов в Российской Федерации, а также развитие экономического диалога в рамках совместных форумов и конференций.
1. Внешняя торговля России с Великобританией в 1 кв. 2021 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-05/vneshnyaya-torgovlya-ros sii-s-velikobritaniey-v-1-kv-2021-g/ (дата обращения 05.06.2021)
2. Внешняя торговля России с Великобританией в 2019 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey -i-velikobritaniey-v-2019-g/
3. Внешняя торговля России с Великобританией в 2020 г. // Внешняя Торговля России [Электорнный ресурс] - Режим доступа: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey -i-velikobritaniey-v-2020-g/
4. Выступление на международной энергетической конференции “Россия-Великобритания: долгосрочное партнерство” 26 июня 2003 года // Президент России [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22040 (Дата обращения 05.05.2021)
5. Выступление на международной энергетической конференции “Россия-Великобритания: долгосрочное партнерство” 26 июня 2003 года // Президент России [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22040 (Дата обращения 05.05.2021)
6. Динамика торговли России с Великобританией в 2010-2017 годах. Russian-Trade.com. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-12/vneshnyaya-torgovlya-rossi i-s-velikobritaniey-za-9-mesyatsev-2017-g/ (дата обращения 20.05.2021 г.).
7. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии: [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/901839750 (дата обращения: 17.04.2021)
8. Инвестиции в России. 2005: стат. сб. - М., 2005
9. Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества: [Электронный ресурс]:
https://www.rus.rusemb.org.Uk/relations/1 (дата обращения: 17.04.2021)
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 439 О Программе Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах”: [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/9014417 (дата обращения 19.04.2021)
11. Российская экономика в 1995 году. Тенденции и перспективы - Институт экономических проблем переходного периода. - М., 1996 - 229 с.
12. Российский статистический ежегодник: стат. сб. -М.: Госкомстат РФ, 1999 - 621 с.
13. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2001. - 679 с.
14. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2003. - 705 с.
15. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2007. - 826 с...67