Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Storytelling» как стратегия риторических дискурсов (на материале дискурса конференций TEDx)

Работа №187520

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1. Риторический дискурс как сфера реализации стратегии «storytelling» 11
1.1. Дискурс конференций TEDx как сфера реализации стратегии
«storytelling» 19
1.2. «Storytelling» как стратегия риторического дискурса 27
2. Особенности реализации стратегии «storytelling» в риторических
дискурсах 38
2.1. Виды реализации стратегии «storytelling» в риторических дискурсах 39
2.2. Функциональные особенности реализации стратегии «storytelling» в
риторических дискурсах 48
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 73


Представленная работа посвящена исследованию речевой стратегии «storytelling» в риторических дискурсах. Исследование проводится на материале русскоязычных выступлений конференций TEDx.
Под риторическими дискурсами мы понимаем такие дискурсы, в которых говорящий с помощью осознанного построения текста добивается от слушающего добровольного изменения посткоммуникативного поведения. Такие изменения могут проявляться по-разному: от изменения мнения по какому-либо вопросу или определенной эмоциональной реакции до совершения действия слушателем.
Формирование концепции риторического дискурса восходит к пониманию риторики как науки о принципах построения эффективной, убедительной речи. Интерес к риторике возник еще в античности. Первые систематические работы по риторике появляются в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Одной из работ, в которой были представлены первые попытки анализа риторических приемов, является «Риторика» Аристотеля [Аристотель, 1998]. В ней автор поставил целью систематизировать различного рода приемы аргументации, убеждения и эмоционального воздействия на слушателя, а также риторических фигур. Подход Аристотеля к риторике отличался от его предшественников, так как он относил предмет изучения риторики не только к отдельной науке, а понимал риторику как нечто «всеобщее» [Аристотель, 1998, с. 6]. Кроме того, Аристотель считал, что хорошая речь должна быть эффективной, а риторика в таком случае является «искусством находить возможные способы убеждения относительно любого предмета» [Аристотель, 1998, с. 9].
В XX веке новая волна интереса к изучению риторики возникла в 40-50¬е гг. на волне общественно-политических изменений во многих государствах. Воздействие на сознание широкой аудитории, убеждение и переубеждение людей стало решающим в борьбе за власть демократическим путем и за внимание потребителя в капиталистической экономической системе.
При этом риторика Античности связана с двумя понятиями: элонквенция (красноречие) и атональность (состязательность). В первом случае мы имеем дело с риторикой как искусством создавать пышные, богато украшенные речи по канонам риторики. Представителями этого направления были Исократ и другие древнегреческие риторы. Во втором случае мы говорим о языковом воздействии на слушателя с целью убедить его присоединиться к мнению или позиции говорящего, а также завоевать его признание (согласие, симпатию, сочувствие) [Иванов, 2001]. До XVIII века риторика преимущественно развивалась как красноречие, а в XX веке получает развитие так называемая «новая живая риторика», целью которой становится найти более эффективные способы коммуникативного воздействия на слушателя. Это связано с антропоцентричным поворотом во многих науках и смещением фокуса внимания на коммуникативную функцию языка. Особенностью агональной коммуникации является то, что высказывание должно лежать «за пределами истины», оно должно быть противоположно формально-логическому высказыванию, которое можно проверить на истинность или ложность. Иными словами, языковые средства публичного выступления должны быть подобраны таким образом, чтобы слушатель не смог верифицировать их как истинные или ложные. Это позволяет максимально эффективно воздействовать на слушателя в интересах говорящего.
В фокусе внимания в данной работе находится агональная коммуникация, а стратегия «storytelling» позиционируется как эффективная стратегия агональной риторики, так как по своей сути противопоставляется логическим аргументам, истинность которых легко поддается проверке.
Общественные и политические изменения XX века способствовали развитию риторики посредством развития сферы публичной коммуникации. На сегодняшний день практика публичных выступлений начинается в начальной школе и продолжается на протяжении всей жизни человека. Таким образом, в разных социальных сферах появляются риторические дискурсы, нуждающиеся в подробном описании.
Обращение лингвистики к изучению риторических дискурсов связано с функциональным поворотом в науке, с переходом от изучения языка «в себе и для себя» к осознанию антропоцентричности и социальности этого феномена.
Исследование текстов публичных выступлений в дискурсивном аспекте связано с такими именами, как Ю.В. Рождественский [Рождественский, 1986], Н.А. Безменова [Безменова, 1989], Г.Г. Хазагеров и П.П. Лобас [Хазагеров, Лобас, 2006; 2014], И.А. Стернин [Стернин, 2011; 2014] и другие.
Исследованием данного типа дискурсов на современном этапе занимались
A. В. Голоднов (на материале СМИ) [Голоднов, 2008; 2009], В.Е. Фельдман (на материале литературных произведений) [Фельдман, 2003], Л.Н. Горобец (на материале жанров педагогического дискурса) [Горобец, 2014].
Риторический тип дискурса (согласно его определению) формируется на основании осознания цели говорящим. Поставленную коммуникативную цель оратор достигает путем реализации запланированных коммуникативных стратегий. Понятие коммуникативной стратегии разрабатывалось в работах
B. П. Зернецкого [Зернецкий, 1988], Я.Т. Рытниковой [Рытникова, 1996], И.А. Стернина [Стернин, 2001], О. С. Иссерс [Иссерс, 2006], О.А. Огарковой [Огаркова, 2012], Е.Г. Ерохиной [Ерохина, 2014] и других. Среди множества коммуникативных стратегий говорящий осознанно избирает ту, которая, с его точки зрения, наиболее соответствует реализации поставленной цели.
Коммуникативные стратегии как способы коммуникативного поведения говорящего могут быть осознанными и неосознанными. Осознанность предполагает проектирование в сознании говорящего коммуникативного акта: понимание коммуникативной цели и моделирование способов ее достижении. Риторические дискурсы предполагают осознанный выбор риторами коммуникативных стратегий. В данной работе в фокусе исследовательского внимания оказывается одна из стратегий риторических дискурсов - «storytelling».
Термин «storytelling» не является собственно лингвистическим, так как берет свое начало в бизнес-исследованиях. Автором термина считается глава международной компании «Armstrong International» Дэвид Армстронг. Он сформулировал концепцию «рассказывания историй» в ситуациях, когда необходимо поддерживать вовлеченность слушателя в процесс коммуникации для лучшего восприятия информации (на деловых встречах, совещаниях, обсуждениях, при обучении персонала и т.д.) в книге «Managing by Strorying Around: A New Method of Leadership» [Armstrong, 1992]. В этой книге Д. Армстронг представил «storytelling» как метод управления и обучения персонала, а также формирования корпоративной культуры. Автор рассматривал прагматическую функцию метода «storytelling» в коммерческой компании, так как он создает «корпоративные легенды», в которых могут передаваться корпоративные ценности компании [Армстронг, 1992, с. 16].
Другая попытка описания стратегии «storytelling» предпринята в работе Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу истории» [Симмонс, 2012]. В этой книге А. Симмонс понимает «storytelling» как технику убеждения, обладающую большим потенциалом: «если ваш рассказ вдохновит слушателей, если они придут к тем же выводам, что и вы, то, можете считать, что вам удалось до них достучаться» [Симмонс, 2012, с.17].
В представленных работах «storytelling» описывается в общем как метод воздействия на слушателя и не рассматривается с точки зрения лингвистики. Поэтому они попадают, скорее, в область психологии управления, нежели в область лингвистики и теории коммуникации.
Также применение данного термина мы находим в работах по журналистике, политологии, менеджменту, педагогике, PR и рекламе. Термин «storytelling» (в том числе его транслитерация «сторителлинг», а также различные виды перевода: «искусство рассказывания историй», «искусство сторителлинга» и пр.) фигурирует в названиях различных мероприятий : фестивалях сторителлинга («Сторителлинг. Фестиваль историй» в Санкт- Петербурге (2014), «VII фестиваль сторителлинга «Фестиваль жизни и смерти»» в Москве (2016). Также термин встречается в практиках специальных лекций (семинаров, тренингов) по эффективным коммуникациям, тренерскому мастерству, публичным выступлениям, в статьях по ораторскому искусству, управлению персоналом, ведению переговоров.
Однако, что касается лингвистики, работ по полноценному описанию стратегии «storytelling» нами найдено не было. Таким образом, стратегия «storytelling» является теоретически неисследованным в лингвистическом аспекте феноменом, что создает потребность в описании лингвистических принципов реализации данной дискурсивной стратегии и ее функций в риторическом дискурсе.
На основании вышесказанного можно говорить о том, что новизна представленной выпускной квалификационной работы заключается в том, что «storytelling» рассматривается как лингвистический феномен, для изучения которого необходимо привлечь данные дискурс-анализа, теории коммуникации и нарратологии. В работе осуществляется попытка классификации «историй» по их функциям в коммуникации, положению в тексте, внутренней организации. Также проводится анализ особенностей языковой реализации стратегии «storytelling» в разных публичных выступлениях.
Интерес представляет и исследуемый материал: конференции TED и TEDx проводятся во всем мире, а записи выступлений с этих конференций широко распространены в Интернете. Этот материал вводится в лингвистический исследовательский контекст впервые.
Результаты данной работы внесут вклад в развитие дискурсивных исследований, а также дадут новый взгляд на прагматический аспект текстов риторических дискурсов. Исследование дискурса конференций TEDx позволит описать этот популярный и довольно специфический дискурс, а лингвистический анализ стратегии «storytelling» поставит вопрос о распространенности данной стратегии в других типах дискурсов (в том числе нериторических). Также результаты практической части работы могут быть использованы в образовательных занятиях по ораторскому искусству, эффективным коммуникациям, управлению персоналом, а также в подготовке спикеров конференций TED и TEDx.
Целью данной работы является определение функций и принципов языковой реализации стратегии «storytelling» в риторических дискурсах.
Для достижения поставленной цели нам было необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать риторический дискурс как сферу реализации исследуемой стратегии;
2) охарактеризовать специфику конференций TEDx как особый тип риторической дискурса;
3) определить текстовые признаки языковой реализации стратегии «storytelling»;
4) отобрать материала на основе наличия речевой стратегии «storytelling» в текстах выступлений;
5) выработать алгоритм анализа стратегии в аспекте функций и языковой реализации;
6) выявить специфику структурного положения стратегии в текстах выступлений;
7) проанализировать внутреннюю организацию текстовых фрагментов, реализующих стратегию «storytelling», и определить принципы ее текстовой реализации на исследуемом материале;
8) определить особенности использования стратегии «storytelling» в соответствии с дискурсивной целью;
9) составить классификацию «историй» по исследуемым параметрам;
10) представить модель реализации риторического дискурса на основе стратегии «storytelling».
Объектом исследования являются тексты риторических дискурсов, в которых присутствует языковая реализация исследуемой стратегии.
В качестве предмета исследования в работе выступают функции стратегии «storytelling» и принципы ее реализации в риторических дискурсах.
Материалом для анализа стали 40 русскоязычных текстов выступлений спикеров на конференциях TEDx. Видеозаписи выступлений выбирались по принадлежности к конкретным конференциям TEDx. Таким образом, 40 текстов выступлений составили:
• TEDxNovosibirsk (Новосибирск) - 10 текстов
• TEDxMoscow (Москва) - 14 текстов
• TEDxSkolkovo (Сколково) - 7 текстов
• TEDxPerm (Пермь) - 3 текста
• TEDxBishkek (Бишкек) - 2 текста
• TEDxDonetsk (Донецк) - 3 текста
• TEDxKyiv (Киев) - 1 текст
Видеозаписи выступлений размещены в свободном доступе на бесплатном видеохостинге YouTube.
В работе использованы следующие методы.
Для сбора материала был использован метод сплошной выборки текстов, в которых на основании наблюдения обнаруживались результаты использования стратегии «storytelling». После этого тексты транскрибировались для проведения анализа материала.
В основе анализа находится междисциплинарная методология дискурс- анализа (а именно - критического дискурс-анализа), позволяющая обнаружить специфику текста как продукта дискурса в его обусловленности экстралингвистическими факторами (Р. Водак, Т.А. ван Дейк, А.А. Кибрик, М.Л. Макаров, П. Серио, М. Фуко), в частности - определяющими условия реализации осознанных манипулятивных дискурсивных интенций.
Анализ результатов реализации в текстах этих интенций производился на основе методов семантико-стилистического, контекстуального анализа, методов семантической и прагматической интерпретации.
При обобщении результатов использовался описательный метод (методики интерпретации и классификации), позволяющий выделить основания для формально-содержательной классификации результатов реализации исследуемой стратегии.
Коммуникативно-прагматический метод позволил выявить субинтенции риторических дискурсов, обусловливающие выделенные типы реализации стратегии «storytelling».
Его результаты используются в дальнейшем для дискурсивного моделирования речевого процесса, основанного на установлении соотношения между внешними по отношению к тексту дискурсивными параметрами и обеспеченными ими текстоформирующими параметрами [Дейк, Кинч, 1998, Дейк, 1999].
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе характеризуется сфера реализации стратегии «storytelling», отдельно рассматривается риторический дискурс и отдельно - специфика дискурса конференций TEDx. Также в первой главе речевая стратегия «storytelling» рассматривается с теоретического аспекта.
Во второй главе приводятся результаты анализа речевой стратегии «storytelling» в риторических дискурсах конференции TEDx по следующим параметрам: коммуникативная функция, положение в тексте, нарративная структура и особенности языковой реализации.
В приложении приводятся примеры текстов выступлений конференции TEDx.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном работе термин «storytelling» понимается как одна из возможных коммуникативных стратегий риторических дискурсов, которые рассматриваются как сфера реализации исследуемой стратегии. Риторические дискурсы выделяются на основе дискурсивной цели, а именно стремления адресата с помощью осознанного построения текста изменить посткоммункиативное (ментальное, эмоционально-чувственное или конкретно¬практическое) поведение адресата. Данная цель определяет то, что коммуникация в риторических дискурсах обладает признаками регламентированности, институциональности, запланированности,
подготовленности, монологичности, наличия у адресата свободы выбор при совершении действия в интересах адресанта. Эти признаки находят отражение в построении текста таким образом, что он является риторически нормативным, организованным, обладает структурной цельностью предрасположенностью к разговорности, а также содержит информацию об ораторе. Рассматриваемый в качестве источника материала дискурс конференций TEDx обладает своей спецификой и является публичным, устным, научно-популярным. Охарактеризованная таким образом специфика дискурса конференций TEDx как риторического оказывает влияние на критерий отбора коммуникативных стратегий. Среди них выделяется стратегия «storytelling», которая определяется нами как коммуникативная стратегия, которая основывается на осознанном использовании нарратива в институциональной, агональной коммуникации с целью манипулятивного воздействия на слушателя.
Свою реализацию стратегия находит с помощью «истории» как нарративного текстового фрагмента, описывающего конкретное событие (или события) прошлого и способов включения (введения, сопровождения, завершения) «истории» в текст.
Стратегия «storytelling» включает в себя признаки стратегий убеждения и информирования и в зависимости от реализуемой субцели может быть направлена на достижение конкретного эффекта. С помощью стратегии «storytelling» оратор может достигать гармоничного представления своих личностных и профессиональных качеств, актуализации перед слушателем какой-либо проблемы, уточнения деталей.
В зависимости от достигаемой субцели «история» имеет свою специфику в положении в тексте, выборе объекта повествования и способов включения «истории» в текст. При этом в рамках одной «истории» могут достигаться несколько субцелей.
Многофункциональность, высокий манипулятивный потенциал, простота использования делают стратегию «storytelling» эффективной для коммуникации в риторических дискурсах. Несмотря на то, что работа выполнена на определенном виде риторического дискурса, предполагается, что исследуемая стратегия может быть с успехом использована ораторами в разных социокоммуникативных сферах.



1. Агаркова О. А. Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных высказываний // Филологические науки в России и за рубе-жом : материалы междунар. науч. конф. - СПб: Реноме, 2012. - С. 95-97.
2. Алексеева В. О. Прецедентные феномены современного российского политического дискурса // Феномен прецедентности и преемственность культур : [коллектив. моногр. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т. Титова]. - Воронеж, 2004. - С. 149-153.
3. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: [учебное пособие] / А. Г. Алтунян. - М.: Логос, 2012. - 384 с.
4. Антипов А. Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс для вузов / Под ред. А.Г. Антипова. - Кемерово, 2002. - 322 с.
5. Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Аристотель. Этика: Политика: Риторика: Поэтика: Категории. - Минск: Литература, 1998. - 1398 с.
6. Барсукова М. И. Медицинский дискурс (стратегии и тактики речевого поведения врача) : дис. ... канд. филол. наук / М. И. Барсукова. - Саратов, 2007. - 141 с.
7. Бахтин М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 269 с.
8. Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1989. - 128 с.
9. Белоусов К. И. Синергетика текста: От структуры к форме / К.И. Белоусов. - М.: Либроком, 2008. - 248 с.
10. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике / В. Г. Борботько. - М.: КомКнига, 2006. - 288 с.
11. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход» - 2005. Вып 1(2). - C. 9¬29.
12. Будников А. Полный курс ораторского мастерства // А. Будников, А. Будникова. - М.: Омега-Л, 2017. - 114 с.
13. Василик М. А. Основы теории коммуникации. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
14. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.— 256 с.
15. Галло К. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений / Кармин Галло; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2015. -253 с...84



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ