ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 15
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 15
Г.Н. ПОТАНИНА 15
1. Зарождение интереса к естественным наукам 15
2. Становление Потанина как исследователя в годы казачьей службы 19
3. Укрепление академического интереса Г.Н. Потанина к естественным наукам 21
Глава 2 27
ГЕРБАРНЫЕ СБОРЫ Г.Н. ПОТАНИНА 27
В ЭКСПЕДИЦИИ СТРУВЕ 27
1. Подготовка и проведение экспедиции 27
2. Гербарные сборы Г.Н. Потанина в экспедиции Струве 29
3. Обработка коллекции растений и ее дальнейшая судьба 31
Глава 3 36
ОПЫТ МУЗЕЙНОГО ОПИСАНИЯ 36
БОТАНИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ, 36
СОБРАННОЙ Г.Н. ПОТАНИНЫМ В 1863-1864 ГОДАХ 36
1. Характеристика потанинской коллекции 36
цветковых растений 36
2. Материалы для описания образцов флоры 38
в коллекции Г.Н. Потанина 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК 52
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Григорий Николаевич Потанин по праву считается одним из крупнейших русских ученых: он оказал огромное влияние на жизнь Северной Азии, занимался сам и способствовал организации и проведению многих исследований. Можно сказать, что выявление новых аспектов направлений его интеллектуальных поисков, позволяет «восполнить пробелы в историографии научных исследований Евразии во второй половине XIX- первых десятилетиях XX в.». Одним из таких направлений являются ботанические сборы Г.Н. Потанина, результаты, которых по сей день хранятся в российских гербариях. Изучение гербарных сборов Потанина как музейных коллекций расширяет представление о музеях и их социальных функциях, способствует более детальному изучению вклада этого исследователя в научное познание окружающего мира, обеспечивает опыт более углубленного изучения музейного дела. Все это и определяет актуальность изучаемой темы.
Научная значимость данной темы определяется и слабой степенью ее изученности. Первым к изучению научной деятельности Г.Н. Потанина обратился выдающийся русский исследователь, натуралист и наставник Потанина в науке П.П. Семенов-Тян-Шанский. В предисловии к книге, изданной по материалам экспедиций Г.Н. Потанина, Семенов отметил большие заслуги одной из потанинских экспедиций, в ходе которой были обеспечены «истинные сокровища для ботанической и зоологической географии, собранные ею с полным знанием дела и необыкновенным прилежанием естественно-историческими коллекциями»2.
О научной работе Потанина писал его ближайший друг и единомышленник Н.М. Ядринцев. В своей статье, написанной по поводу выхода в свет книги Потанина «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральной Монголии», он последовательно охарактеризовал жизнь и научные исследования Потанина и, поскольку сам занимался научными исследованиями, отметил детальность, присущую Потанину в проведении научных изысканий, говорил, что наиболее важной областью изучения для Потанина являлась этнография3.
Обращался к изучению потанинского научного наследия и крупный сибирский музейщик, создатель первого музея в Восточной Сибири А.К. Кузнецов. В докладе, посвященном пятидесятилетию Императорского Русского географического общества и опубликованном в 1895 г. (переизданном в 2019 г.), Кузнецов рассказал о всех крупных экспедициях по Центральной и Северной Азии под руководством Г.Н. Потанина и сделал интересный вывод о том, что результаты экспедиций Потанина «разносторонни, тщательно выполнены и могут служить образцом; они известны всему образованному миру и давно по достоинству оценены у нас и за границей»4.
Важно отметить, что наряду с общими оценками экспедиционной собирательской деятельности Г.Н. Потанина появились первые работы о его гербарных сборах. Предисловие к каталогу ботанической коллекции Потанина, переданной в 1886 г. из Томской мужской гимназии в еще не открывшийся Императорский Томский университет, написанное ученым садовником П.Н. Крыловым, можно считать первой работой, в которой исследователи рассказали о Г.Н. Потанин как составителе гербария 5. Эта тема была продолжена петербургским ботаником Б.А. Федченко, рассказавшего о том, что в Гербарии Санкт-Петербургского Императорского ботанического сада хранилась большая коллекция гербарных листов, собранных Потаниным во время его экспедиций по Центральной Азии.
Обработкой потанинских коллекция занимался выдающийся ботаник К.И. Максимович, который неуспел закончить эту работу, «так обширен и разнообразен оказался поступивший в сад материал»6.
Известный исследователь Сибири и близкий друг Потанина А.В. Адрианов отмечал, что «биография Г.Н. Потанина - дело большое и сложное, ибо сам по себе он необыкновенный, выходящий из ряда вон человек, правильная оценка которого возможна лишь на расстоянии, на которое нужно от него отойти, чтобы увидеть его во весь рост». И далее заметил, что «для близких ему современников это чрезвычайно трудно». А.В. Адрианов говорил о том, что Г.Н. Потанин не имел строго ограниченной направленности в работе, его «нельзя назвать талантом, как нельзя назвать, в строгом смысле слова, ученым, писателем, публицистом, общественным деятелем, ибо у него нет какой-либо облюбованной области, в которой он на чем-нибудь специализировался, где бы он сам себя считал полным хозяином». Особенностью Потанина как исследователя Адрианов называет то, что, в первую очередь Потанина интересовал человек «со всем его укладом»
...
Проведенные в выпускной работе разыскания показали, что Григорий Николаевич Потанин, выдающийся русский учёный, масштаб и результативность исследований которого поражают, сыграл важную роль в формировании фондов Г ербария ТГУ.
С ранних лет Григорий Потанин испытывал влияние своего отца, хорошо знакомого с природой Киргизской степи. Обучаясь в Омском кадетском корпусе, Потанин изучал ботанику, географию и другие естественнонаучные дисциплины, знакомился с литературой о путешествиях, в частности с трудами П.С. Палласа. После окончания кадетского корпуса он служил в Сибирском казачьем войске, участвовал в основании Верного (совр. Алма-Ата), был командирован в китайский г. Кульджа. Казачья служба не помешала Потанину наблюдать за природой увиденных территорий, в нём, как позже выяснилось, формировался разносторонний учёный. Оказавшись по долгу службы на Алтае, Г.Н. Потанин приступил к занятиям гербаризацией. Позднее, став вольнослушателем естественно -исторического отделения физико-математического факультета Императорского Санкт- Петербургского университета, Потанин углубился в науку и приобрёл необходимые знания и практические навыки в определении растений и составлении гербария.
Располагая немалым опытом работы по сбору ботанических коллекций, Г.Н. Потанин принимал участие в экспедиции К.В. Струве по Восточному Алтаю в качестве переводчика татарского языка. Одновременно он занимался составлением гербария, хотя это не входило в его прямые обязанности. Оказавшись по завершении экспедиции в Томске, Г.Н. Потанин преподавал в мужской и женской гимназиях, занимался популяризацией естественнонаучных знаний. С этими целями он передал коллекцию растений, собранных в экспедиции Струве , в губернскую мужскую гимназию. Много позже, в середине 1880-х гг., коллекция была подарена в Императорский Томский университет и положена в основу формировавшегося Ботанического музея (совр. Гербария ТГУ).
Гербарные сборы Потанина, отражающие все многообразие растительного мира Восточного Алтая и Тарбагатая, хранятся в Гербарии ТГУ почти полтора столетия. Это свидетельствует о качественном сборе и тщательной обработке растений, о точном соблюдении режимов фондового хранения. Однако, поскольку структура Гербария ТГУ отвечает интересам ботанической науки и определяется систематикой растений, то для работ по актуализации потанинского наследия требуется инвентаризация и каталогизация гербарных образцов. Представленные в ВКР материалы для атрибуции коллекции показывают, что гербарные сборы Г.Н. Потанина представляют громадную культурную ценность, они свидетельствуют о широте его научных интересов, подтверждают ведущую роль в развитии музейного дела России.
1. Журнал общего собрания Императорского Русского географического общества 8 мая 1863 // Записки Императорского Русского географического общества. СПб., 1863. Кн. 2. С. 1-22.
Источники личного происхождения
2. Г.Н. Потанин, М.Г. Васильева: «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью» / сост. Н.В. Васенькин, Г.И. Колосова. Томск, 2004. 418 с.
3. Клеменц Д.А. Г.Н. Потанин: [переиздание] // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1986. Т. 7. С. 271-275.
4. Письма Г.Н. Потанина: в 5 т. / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. Иркутск, 1987-1992. Т.1-5.
5. Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву / [публ. М.П. Драгоманова]. СПб., 1900.456 с.
6. Попов И.И. Из воспоминаний // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1986. Т. 7.С. 294-304.
7. Потанин Г.Н. Воспоминания: [переиздание] // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1983. Т. 6. С. 22-336.
8. Потанин Г.Н. Встреча с С.Ф. Дуровым: [переиздание]// Потанин
Г.Н. Тайжане: историко-литературные материалы / сост. Н.В.
Серебренников. Томск, 1997. С. 144-150.
9. Семенов Тян-Шанский П.П. Мемуары. М., 1946. Т. 2. 256 с.
10. Уткин Л. Знакомство с Потаниным и Крыловым определило всю мою жизнь: [переиздание]// Сибирская старина. Томск, 1995. №10 (15). С. 3436.
11. Уткина А. Мои встречи и знакомство с Григорием Николаевичем Потаниным/ публ. Г.Л. Уткина // Сибирская старина. Томск, 1994. № 6. С. 27 - 29.
12. Шашков С.С. Курьезное дело: [переиздание] // Дело об отделении Сибири от России / публ. А.Т. Топчия, Р.А. Топчия; сост. Н.В. Серебренников. Томск, 2002. С. 10-22.
13. Ядринцев Н.М. К моей автобиографии: [переиздание] // Дело об отделении Сибири от России / публ. А.Т. Топчия, Р.А. Топчия; сост. Н.В. Серебренников. Томск, 2002. С. 27-33.
14. Ядринцев Н.М. Современная мания к путешествиям: [публикация извлечения] // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1986. Т. 7. С. 263.
Документальные публикации
15. Дело об отделении Сибири от России / публ. А.Т. Топчия, Р.А. Топчия; сост. Н.В. Серебренников.Томск, 2002. 388 с.
... всего 130 источников