ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические понятия государственного долга 5
1.1 Сущность, формы и виды государственного долга Российской Федерации 5
1.2 Методы управления государственным долгом 11
1.З Зарубежный опыт по государственному регулированию внутреннего долга страны 15
1.4 Значения государственного долга в развитии экономики страны 19
1.5 Развитие динамики и структуры внутреннего государственного долга России 22
2 Государственные ценные бумаги как источник внутреннего государственного долга....29
2.1 История создания и функционирования рынка государственных ценных бумаг в
Российской Федерации 29
2.2 Государственные ценные бумаги и их классификация 35
2.3 Функции и назначение рынка государственных ценных бумаг 40
3 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации 44
3.1 Анализ показателей рынка государственных ценные бумаги и внутреннего долга
страны 44
3.2 Анализ развития облигационных займов в субъектах РФ, на примере Томской области 50
3.3 Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в
Российской Федерации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптацию Российской Федерации к рыночной экономике принудило правительство пересмотреть ключевые взгляды финансирования бюджетных расходов и перехода к обширно используемым в мировой практике безинфляционным способам покрытия дефицита бюджета. Постепенно роль главного источника валютных накоплений в бюджет Российской Федерации совместно с налогами стали занимать муниципальные займы, объёмы выпуска которых в условиях экономического развития в стране - постоянно растут.
Сложность государственных долгов связана с самим фактом конкретного участия страны в экономической жизни сообщества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, который должен обеспечивать безусловную занятость и устанавливать стабильный уровень цен.
Суть государственного долга, как какого-то публичного долга, возникает, потому что долги правительства являются долгами налогоплательщиков. Но с этой стороны государственного долга, как проблемы, не существует, за исключением той доли, которая принадлежит иностранцам, потому что все граждане страны являются и обладателями государственного долга, и должниками по данному займу.
Разумеется, что увеличение внутреннего долга не так страшно для государственной экономики, как рост её внешнего долга. Утраты товаров и услуг при оплате внутреннего долга не происходит, однако появляются некие изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть довольно значительны.
Регулятором внутреннего государственного долга выступает рынок государственных ценных бумаг, который регулирует эмиссию ценных бумаг страны или субъекта, с целью пополнения бюджета свободными денежными средствами.
Актуальность темы выражается в том, что в современности экономические положения почти всех государств характеризуется наличием весомых государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках с помощью внутренних государственных займов, выступающих в роли эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и действенного проведения денежно-кредитной политики.
Цель работы: рассмотреть влияние внутреннего государственного долга на экономику страны в настоящее время.
Задачи:
1. Изучить теоретические понятия государственного долга;
2. Изучить методы и подходы к регулированию внутреннего государственного долга;
3. На примере зарубежного опыта рассмотреть методы регулирования внутреннего государственного долга;
4. Исследовать региональные аспекты внутреннего государственного долга (на примере деятельности Департамента финансов города Томска);
5. Провести оценку эффективности внутреннего государственного долга Томской области.
Объект исследования: Внутренний государственный долг.
Предмет исследования: Формирование, динамика и значение внутреннего государственного долга в экономики РФ.
Методы исследования: Теоретические: анализ нормативно-правовой базы; Эмпирические: анализ эффективности регулирования внутреннего государственного долга
В вопросе регулирования государственного долга, эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, позволяя перераспределять инвестиционные ресурсы, создавая их концентрацию в наиболее важных, доходных и перспективных отраслях и одновременно извлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не несут ясных понятных перспектив развития. Получается, что рынок ценных бумаг один из малочисленных возможных финансовых каналов, по которым сбережения переходят в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
И не смотря на длинную и сложную историю рынка государственных ценных бумаг России и все проблемы рынка государственных ценных бумаг России, эмиссия государственных ценных бумаг, непрерывно увеличивается на протяжении всего времени существования рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, и в настоящем году составила 9331.40 млрд, рублей, что определённо говорит о том, что государственные ценные бумаги РФ пользуются огромным успехом, и объём их эмиссии ещё будет расти.
Что касаемо развития Томского рынка субфедеральных облигаций, необходимо провести ряд мероприятий:
Во-первых, необходимо приобщать население к инвестированию путем повышения финансовой грамотности. Для этого органы местного самоуправления должны проводить соответствующие мероприятия, например, проводить открытые лекции и уроки в учебных заведениях по основам финансовой грамотности. Население должно знать, что купоны по субфедеральным облигациям намного выше, чем ставка по депозитам, поэтому инвестирование в них является более выгодным. [20]
Во-вторых, поскольку в Томской области субфедеральные облигации можно приобрести только в Томском филиале АО «Газпромбанк», необходимо, в целях расширения предложения, размещать их и на разработанной Банком России онлайн платформе «Маркетплейс». Данная платформа уникальна тем, что инвестор имеет доступ к инвестиционным инструментам в режиме 24/7 и может осуществлять по ним сделки находясь в любой точке мира. Продуктовый ассортимент включает банковские вклады, паи ПИФов, государственные и корпоративные облигации, ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе, ассортимент будет увеличиваться. Более того, данная площадка делает доступ к субфедеральным облигациям более доступным, поскольку клиент сразу будет видеть сумму, которую он получит после погашения облигации с учетом всех комиссий. Так, он сможет сопоставить эту сумму с вкладом и обоснованно принять выгодное для него решение.
В-третьих, наличие автоматического реинвестирования купона способно повысить инвестиционную привлекательность данного инструмента. Более того, это обеспечит минимизацию как временных издержек, так и издержек, связанных с затратами на консультацию со специалистом по эффективному вложению полученного дохода для непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.
Но даже сейчас Томская область держится в авангарде лучших субфедеральных облигаций оставаясь первым субъектом Российской Федерации, освоившим данную технологию.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ (ред. от 01.12.2006) «О федеральном бюджете на 2006 год».
3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СЗ РФ. № 31. Ст. 3814.
4. Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-Р «О новации по государственным ценным бумагам».
5. Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. Межстрановой анализ структуры и эффективности бюджетных расходов //Вопр. экономики. 2018. № 12. С. 5-27.
6. Атаев А.М. Причины и условия формирования внешней задолженности государств в современных условиях // Вестник Северокавказского гуманитарного института. 2012. № 4. С. 19-29.
7. Белов В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. 323 с.
8. Бюджетная система России - Георгий Борисович Поляк.
9. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге/Н.Гаврилова,- Экономист.-2007,- №4.
10. Гиндес Е. Г., Буценко И. Н. Мировой опыт управления государственным долгом // Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019 - 127.
И. Государственный внутренний долг Российской Федерации // Министерство финансов РФ : [сайт]. URL: https://www.mmfi n.ru/ru/perfomance/public_debt/ internal/ (дата обращения 25.08.2020г.)
12. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд, рублей (начиная с 1993 года) Дата публикации: 28.01.2020
13. График погашения государственного внутреннего долга [Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - 2016. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/ (дата обращения 28.08.2020г.)
14. Группа индексов: Основной индекс государственных облигаций Мос Биржи - RGBI. URL: http://ru.cbonds.mfo/mdexes/mdexdetail/7group_idM21 (дата обращения: 10.09.2020).
15. Дмитриев А.С., Шугаль Н.Б. Макроэкономическое моделирование взаимосвязей реального и денежного секторов российской экономики // Экономический журнал ВШЭ. - 2006,- №3.-С. 420-447.
..38