АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
1 Психические состояния матери в послеродовом периоде 10
1.1 Психология материнства, роль ожиданий и психоэмоциональные изменения
после родов 10
1.2 Негативные психические состояния в послеродовом периоде: тревожность,
выгорание, послеродовая депрессия 13
1.3 Влияние социальной поддержки и состояния удовлетворенности в браке на
эмоциональное благополучие матери 22
Выводы по главе 1 25
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной поддержки и негативных
психических состояний у матерей 27
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2 Особенности условий материнства в течение 3 лет после родов 32
2.3 Выраженность симптомов послеродовой депрессии, тревожности и выгорания у
женщин в течение 3 лет после родов 35
2.4 Уровень субъективной воспринимаемой поддержки и удовлетворенности браком у
женщин в течение 3 лет после родов 38
2.5 Взаимосвязь видов социальной поддержки, удовлетворенности браком и
выраженности негативных психических состояний у матерей 42
2.6 Сравнительный анализ выраженности негативных психических состояний, уровня
социальной поддержки и удовлетворенности браком в зависимости от осложнений во время и после родов 45
2.7 Сравнительный анализ выраженности негативных психических состояний, уровня
социальной поддержки и удовлетворенности браком в зависимости от частоты получаемой поддержки 46
2.8 Удовлетворенность браком и социальная поддержка у женщин с высоким уровнем
негативных психических состояний после родов 50
2.9 Рекомендации по профилактике и коррекции негативных состояний психики:
послеродовой депрессии, тревожности и родительского выгорания 54
Выводы по главе 2 57
Заключение 61
Список используемых источников и литературы 63
Приложение А Многомерная шкала восприятия социальной поддержки 70
Приложение Б Опросник генерализованного тревожного расстройства 71
Приложение В Эдинбургская шкала послеродовой депрессии 72
Приложение Г Опросник родительского выгорания 74
Приложение Д Авторский опросник «Материнство: ожидания, поддержка и эмоциональное состояние» 76
Приложение Е Опросник удовлетворенности браком 77
Приложение Ж Описательные статистики для женщин с высокими показателями по шкалам психических состояний 80
Тема психического состояния женщин в послеродовом периоде до начала двадцать первого века оставалась в тени. В некоторых странах постсоветского пространства эта тема табуирована и сейчас. Многие женщины, особенно те, которые столкнулись с опытом родов и младенчества впервые, проживают доселе неизвестные чувства и эмоции.
У молодых матерей есть некоторые представления о том, что их ждет после рождения малыша, и реальность, застающая их врасплох, зачастую, вызывает смятение, стыд и вину за собственные ощущения.
Взаимодействие с ребёнком приносит матери не только положительные эмоции, но и нередко вызывает негативные состояния, которые она часто пытается скрыть, чувствуя страх или стеснение. К таким эмоциям относятся гнев, раздражение, агрессия, усталость, плаксивость и безразличие. Если эти чувства продолжают сопровождать женщину длительное время, можно говорить о проявлениях эмоционального выгорания. В таком случае ей необходима поддержка, чтобы выйти из этого состояния. Однако мать, которая откровенно выражает свои чувства, может столкнуться с осуждением окружающих [59].
Рождение ребенка действительно увеличивает нагрузку на адаптационные способности женщины, делая процесс приспособления к жизни с новорожденным ключевой задачей развития. От успешности этого процесса зависит ее самореализация и эмоциональное состояние. Внешние обстоятельства, требования окружающих и внутренние факторы могут создавать стрессовые ситуации, что в конечном итоге ведет к психическому переутомлению и истощению. Осознание материнской роли сопряжено с принятием ответственности за жизнь ребенка, что нередко вызывает тревогу и ощущение неуверенности [3].
Психиатр Мария Шаманина провела исследование в 2014 году в Санкт-Петербурге, выборка по которому составила 230 женщин. Она выявила наличие депрессивных симптомов в послеродовом периоде у 30% респондентов [51].
Чем больше исследователей будут заниматься данным вопросом, тем больше научной, специальной литературы и информации будет просачиваться в общество. Для того, чтобы предупредить и превентивно воздействовать на некоторые негативные последствия разных психический состояний необходимо об этом говорить.
Психоаналитик Динора Пайнз в своих трудах описывала то, что вынашивание и рождение детей для многих женщин становится серьезным сдвигом к зрелости и повышению самооценки, тем не менее другие не приходят к здоровому решению в этой сфере, а находят лишь патологический сценарий, который может завершиться вредоносными и наполненными чувством вины отношениями между матерью и ребёнком [28].
Рождение ребенка - это сложный и энергозатратный процесс, как для тела, так и для психики. Риски от неверных действий, от усугубления ситуации давления на и без того находящуюся в стрессе психику матери крайне высоки. Л. С. Выготский, отечественный психолог, обратил особое внимание на роль матери в развитии ребенка как представителя рода человеческого и субъекта познавательной деятельности [39]. Необходимо понимать особое состояние уязвимости матери, недавно родившей своего ребенка и те риски, которые связаны с её психоэмоциональным состоянием. Развитие ребенка во многом определяется психоэмоциональным фоном матери, поскольку она оказывает влияние на формирование нейрофизиологических и психоэмоциональных процессов у ребенка. Поэтому крайне важно минимизировать вероятность возникновения негативных состояний психики матери, а также предотвратить усугубление симптомов, что позволит поддержать благоприятную среду для здорового развития как матери, так и ребенка.
Как отмечал Дональд Винникот, британский психоаналитик и педиатр, в таком состоянии матери способны настолько глубоко идентифицировать себя с ребенком, что начинают интуитивно ощущать его потребности, почти теряя свою индивидуальность. Однако, несмотря на эту идентификацию, они сохраняют осознание своей личности и потребности в защите, что делает их особенно уязвимыми. Винникот подчеркивал, что матери переживают ту же ранимость, которая присуща детям, и эта уязвимость становится неотъемлемой частью их эмоционального состояния [11].
Именно социальная поддержка является значимым ресурсом совладания со стрессом у матерей, воспитывающих детей раннего возраста. В социальной поддержке помимо отношений с родителями и социальной поддержки в целом, одной из наиболее важных составляющих являются отношения с супругом [36]. Исследователи обнаружили тесную связь удовлетворенности браком и эмоциональной поддержки со стороны супруга с уровнем материнского стресса [64].
В наше время наблюдается ослабление межпоколенных связей, изменение форм передачи материнского опыта и склонность к малодетности в последние два-три поколения. В результате, часто первым и единственным младенцем, которого женщина держит на руках, является её собственный ребенок, и, в лучшем случае, она имеет лишь теоретическое представление о том, как с ним обращаться [68]. Отсутствие социальной поддержки в этой ситуации только усугубляет проблему, становясь важным фактором, способствующим развитию негативных состояний психики матери.
Состояние отчаяния и беспомощности, возникающие порой в этот непростой период после рождения младенца, лишают женщину возможности логично мыслить и оценивать свои поступки. Почему это происходит, а главное, как с этим справиться, какие профилактические меры необходимо предпринять - ключ к успешному проживанию сложнейшего этапа жизни каждого родителя.
Объект исследования - психические состояния женщин в послеродовом периоде (период от рождения ребенка до 3 лет).
Предмет исследования - социальная поддержка, удовлетворенность браком и их взаимосвязь с психическими состояниями в послеродовом периоде матери.
Цель исследования - выявление взаимосвязи социальной поддержки, удовлетворенности браком и психических состояний матерей в течение 3 лет с момента родов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует определенная связь между наличием социальной поддержки, удовлетворенностью браком и психическими состояниями матерей в послеродовом периоде. У женщин, ощущающих низкий уровень удовлетворенности браком, социальной поддержки со стороны партнера, семьи и окружения, выше выраженность тревожности, эмоционального выгорания и симптомов послеродовой депрессии.
Задачи, стоящие перед исследованием:
1) Изучить особенности психических состояний женщин в послеродовом периоде при помощи теоретического обзора зарубежных и отечественных исследований.
2) Оценить уровень и особенности социальной поддержки, состояние удовлетворенности браком, воспринимаемыми женщинами в послеродовом периоде.
3) Выявить выраженность симптомов негативных состояний психики у женщин в течение 3 лет с момента родов.
4) Определить взаимосвязи социальной поддержки, удовлетворенности браком и негативных психических состояний у матерей.
5) Разработать рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию негативных психических состояний женщин в послеродовом периоде.
Методы и методики исследования
Теоретические: анализ научно-психологической литературы
Психодиагностические: Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (адаптированная версия Multidimensional Scale of Perceived Social Support, адаптация К. А. Чистопольской, С. Н. Ениколопова); Опросник генерализованного тревожного расстройства (адаптированная версия General Anxiety Disorder-7, адаптация А. А. Золотаревой); Эдинбургская шкала послеродовой депрессии (адаптированная версия Edinburgh Postnatal Depression Scale, адаптация В.А. Якуповой); Опросник родительского выгорания, автор И. Н. Ефимова; Авторский опросник "Материнство: ожидания, поддержка и эмоциональное состояние"; Опросник удовлетворенности браком, авторы: В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко.
Методы статистической обработки данных: описательные статистики,
частотный анализ, критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, сравнительный анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель — выявление особенностей взаимосвязи между тревожными состояниями, послеродовой депрессией, выгоранием и уровнем социальной поддержки у женщин, а также удовлетворенностью браком в послеродовом периоде на основе эмпирического исследования.
При помощи теоретического анализа были описаны симптомы послеродовой депрессии, тревожности и материнского выгорания, факторы риска и способы профилактики исследуемых состояний. На основании теоретического обзора установлено, что послеродовая депрессия затрагивает около 30% женщин, а семейные отношения и удовлетворенность браком играют важную роль в формировании эмоционального фона матери. Уровень удовлетворенности супружескими отношениями также существенно влияет на восприятие женщиной роли матери и качество взаимодействия с ребёнком. В то же время, наличие сложных отношений с партнером и недостаток эмоциональной поддержки могут стать причиной семейных конфликтов и негативно сказаться на развитии материнско-детских отношений.
Можно сделать вывод о том, что тревожность в материнстве обладает двойственной природой. Ее адаптивная функция осуществляется, когда тревожность у матери проявлена умеренно, при хронической форме это состояние ухудшает качество жизни матери и может негативно повлиять на развитие ребенка. То же можно сказать и о наличии компонентов выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений. Наличие данных состояний у матери ведет к ухудшению качества ее отношений с новорожденным и является предиктором других негативных психических состояний.
Анализ эмпирических данных подтвердил гипотезу о том, что низкий уровень социальной поддержки и неудовлетворённость брачными отношениями ассоциируются с повышенной выраженностью тревожных и депрессивных состояний, а также родительским выгоранием у женщин.
Исследование показало, что регулярная поддержка со стороны партнера и окружения способствует снижению уровня тревожности и депрессивных симптомов, повышает удовлетворенность семейными отношениями и способствует более благополучному психологическому состоянию матери. Четверть женщин (25,3 %) ощущает недостаток общей социальной поддержки, что усугубляет их эмоциональное
состояние. Также стоит отметить, что 43,1% женщин осознают необходимость психологической помощи, однако не имеют возможность ее получить из-за финансовых или временных ограничений.
Большинство женщин сталкиваются с осложнениями в родах и послеродовом периоде (53,1 %), что увеличивает риск психоэмоционального напряжения, однако
наличие поддержки от партнёра способствует снижению уровня стресса и тревожности. Установлено, что женщины с осложнениями в родах получают больше помощи, особенно физической.
Результаты также показали, что у значительной части женщин материнство не совпало с их ожиданиями и оказалось сложнее, чем они представляли (56,9%).
Регулярная поддержка партнёра (частая или постоянная) ассоциируется со снижением выраженности негативных психических состояний, а редкая - с их повышением. Недостаток социальной поддержки особенно ярко проявляется у женщин с редукцией родительских достижений (в 100% случаев), что усиливает риск психоэмоциональных нарушений, подтверждая гипотезу о взаимосвязи между поддержкой и благополучным психическим состоянием матери.
Удовлетворённость браком отмечена как высокая у 82,1% женщин выборки, однако у 22,5% отмечается неблагополучие или средний уровень удовлетворенности, что коррелирует с более высоким уровнем тревожности, симптомами депрессии и выгорания по сравнению с более удовлетворенными браком женщинами.
В результате исследования сформулированы рекомендации для специалистов по регулярному скринингу негативных психических состояний, распространению информации по необходимости усиления семейной поддержки и возможности получения женщинами разного рода поддержки в иных организациях, а также внедрению техник саморегуляции для матерей, столкнувшихся с состояниями депрессии, тревожности и выгорания. Среди них можно отметить такие как дыхательные практики, ведение дневников чувств и осознанности, практики майндфулнес, индивидуальное и групповое консультирование в методе когнитивно-поведенческой терапии.
1. Айзберг О. Р. Диагностика и лечение послеродовой депрессии // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2021. - Т. 12, № 1. - С. 116-123.
2. Андреева М. В. Эмоциональное выгорание матерей с детьми младенческого возраста / М. В. Андреева, О. П. Кондаурова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 5 (154). - С. 236-243. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie- materey-s-detmi-mladencheskogo-vozrasta (дата обращения: 05.06.2025).
3. Андреева Н. В. Особенности психических состояний матерей младенцев и матерей детей раннего возраста // Трибуна ученого. - 2019. - № 12. - С. 319-322.
4. Астапова В. М. Тревога и тревожность : хрестоматия / В. М. Астапова. - М. : ПЕР СЭ, 2017. - 54 с.
5. Ахметшина И. А. Взаимосвязь представлений женщины о ребенке младенческого возраста и материнстве с характером супружеских взаимоотношений / И. А. Ахметшина, Н. А. Балакирева, Х. Г. Юсупова // Учёный XXI века : сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса, Пенза, 30 апр. 2022 г. - Пенза, 2022. - С. 119-121.
6. Бакирова Р. Р. Влияние послеродовой депрессии на мать и ребёнка / Р. Р.
Бакирова, А. Д. Данилова // Вестник науки. - 2023. - № 12 (69). - С. 1139-1144. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-poslerodovoy-depressii-na-mat-i-rebyonka (дата
обращения: 17.03.2025).
7. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. - 1996. - Вып. 4. - С. 69-70.
8. Бердникова Е. Н. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома материнского эмоционального выгорания burnout // Человек. Искусство. Вселенная. - 2018. - № 1. - С. 135-138.
9. Беременность, роды и послеродовой период: физиология, психопатология, психотерапия и психопрофилактическая подготовка / Э. П. Станько, В. А. Лискович, И. А. Наумов, С. А. Гарбуз. - Гродно : Гродненский государственный медицинский университет, 2005. - 194 с.
10. Борисова С. Н. Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток / С. Н. Борисова, Ю. Р. Седельникова // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. - 2018. - №. 1. - С. 119-129.
11. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Винникот. - М. : Класс, 1998. - 110 с.
12. Винникотт Д. В. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. - 296 с.
13. Вишневский А. Г. Демографические отношения и демографические процессы // Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. - М., 1988. - С. 47-105.
14. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 330 с.
15. Воронин Ю. В. Социальная поддержка // Большая российская энциклопедия :
научно-образовательный портал. - М., 2025. - URL: https://bigenc.ru/c/sotsial-naia-
podderzhka-7ba36a/?v=7442858 (дата обращения: 22.03.2025).
..68