АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Теоретико-методологические предпосылки изучения ценностных оснований
добровольного участия в специальной военной операции 8
1.1 Дефиниции понятий в феноменологической концепции 8
1.2 Дефиниции понятий ценности и установки 10
1.3 Риск и субъективная оценка риска в социологических концепциях 13
2 Многообразие ценностных оснований добровольного участия в специальной
военной операции 19
2.1 Общая характеристика опрошенных 19
2.2 Биографические обстоятельства и решение о добровольном участии в
специальной военной операции 20
2.3 Мотивы добровольного участия в специальной военной операции 22
2.3.1 Причины добровольного участия в специальной военной операции, мотив
«потому что» 22
2.3.2 Цели и ожидания «добровольцев» от участия в специальной военной операции,
мотив «для того, чтобы» 29
2.4 Отношение «добровольцев» специальной военной операции к риску 34
2.5 Типология «добровольцев» специальной военной операции 37
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение А Программа исследования 52
Приложение Б Бланк интервью 55
Приложение В Список информантов 57
Приложение Г Расшифровка интервью 58
Данное исследование является актуальным в нынешнее время, т.к. специальная военная операция на момент весны 2024 года не окончена. 24 февраля 2022 года Российская Федерация начала специальную военную операцию на территории Украины. 21 сентября 2022 года была объявлена частичная мобилизация, что говорит о том, что государству для реализации своих целей нужны были военнослужащие из мобилизационного резерва. Расширение территорий проведения специальной военной операции, гибель солдат в боевых сражениях, полученные ими травмы и т.д. требуют увеличения количества человеческого ресурса. Так часть потребности была закрыта частичной мобилизацией, а другая часть теми, кто решил добровольно заключить контракт на участие в специальной военной операции.
Изучение ценностных оснований такого выбора в ситуации риска актуализируется тем, что государству необходимо мотивировать своих граждан на совершение такого выбора - добровольного участия в специальной военной операции. Повышение уровня доверия народа к власти способствует содействию граждан в реализации целей государства . Таким образом, представители власти, зная ценностные основания рискового выбора, могут транслировать определенные идеи и установки, которые будут направлены на потенциальных «добровольцев». «Мы будем опираться при этом на поддержку и доверие нашего народа, которые в том числе выражаются в том, что у нас широкий поток добровольцев идёт в Вооружённые Силы.» - сообщил В. Путин на ежегодном съезде дискуссионного клуба «Валдай». [9]
Проблемная ситуация: По данным опросов ВЦИОМ, который проводит ежегодный мониторинг общественных настроений в связи с проведением специальной военной операции (СВО), после объявления о начале специальной военной операции в 2022 году 65% опрошенных россиян поддержали это решение, в 2023 году данный показатель вырос до 68% и остается таким и в 2024 году. 72% опрошенных в 2024 году согласились с тезисом о том, что каждый россиянин должен вносить посильный вклад в успешное завершение СВО России на Украине. [26] С одной стороны, данные мониторинга демонстрируют положительные настроения россиян относительно своего содействия в успешном завершении сложившейся ситуации. Примером такого вклада может быть участие в волонтерских проектах, помощь с отправкой продовольствия в зону СВО, а также добровольное подписание контракта на участие в боевых действиях специальной военной операции.
С другой стороны, по данным опроса, проведенного Левада -центр в сентябре 2022 года после объявления частичной мобилизации, «Две трети опрошенных опасаются, что из - за боевых действий в Украине будет объявлена всеобщая мобилизация в России: определенно опасаются — 36%, скорее — 30%.». [16] Что указывает на негативное отношение людей к непосредственному участию в боевых действиях, нежелание идти на риск. Но, несмотря на негативное отношение людей к мобилизации, ее страх, есть те, кто совершает выбор в ситуации риска и добровольно подписывает контракт на участие в боевых действиях СВО России на Украине.
Проблема: Каковы ценностные основания добровольного участия в специальной военной операции как выбора в ситуации риска?
Цель исследования: Определить ценностные основания добровольного участия в специальной военной операции как выбора в ситуации риска.
Объект: Граждане РФ мужского пола, добровольно подписавшие контракт на участие в специальной военной операции.
Предмет: Ценностные основания добровольного участия в специальной военной операции.
Задачи:
1. Дать анализ теоретико-методологических подходов изучения ценностных оснований добровольного участия в специальной военной операции.
2. Определить биографические обстоятельства добровольного участия в
специальной военной операции.
3. Выявить перечень мотивов добровольного участия в специальной военной операции.
4. Выявить особенности субъективного восприятия рисков, с которыми столкнулись или могут столкнуться участники специальной военной операции.
5. Представить типологию «добровольцев» специальной военной операции.
Гипотезы:
1. Типичным биографическим обстоятельством добровольного участия в специальной военной операции является связь с военной сферой.
2. Главными мотивами «потому что» добровольного участия в специальной военной операции являются проблемы с материальным положение в семье, защита Родины.
3. Главными мотивами «для того, чтобы» добровольного участия в специальной военной операции являются возможность заработка денег, льготы, награды.
4. «Добровольцы» специальной военной операции относятся к одному типу оценки рисков и представлений о социальной организации - иерархизм.
Теоретико-методологические основания: В рамках феноменологической концепции были даны дефиниции понятий жизненного мира и габитуса на основе работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», биографически детерминированной ситуации и мотивов «потому что», «для того, чтобы» на основе теории А. Шюца. В основе данной работы лежит концепция мотивов А. Шюца: мотив «для того, чтобы» и мотив «потому что». Концептуализировано понятие «ценность» в рамках теорий В. Ядова, А. Здравомыслова, а также понятие «установка» в рамках теорий У. Томаса и Дж. Мида. Была использована типология определений понятия «риск» данная отечественным социологом И. В. Зубковым Для описания дефиниций понятий «риск» и «ситуация риска» была взята за основу работа У. Бека «Общество риска». Идея неотрывности рисков от общества находит свое проявление в культурологической теории риска британских антропологов М. Дуглас и А. Вилдавски, которые предавали большое значение культуре общества, тем ценностям, установкам, взглядам, которые детерминируют поведение человека, в том числе его отношение к риску. М. Дуглас выделяет 4 типа социальных организации, которым соответствуют типы оценки и восприятия риска: иерархизм, фатализм, эгалитаризм, индивидуализм.
Практическая значимость: Исследование ценностных оснований добровольного участия в специальной военной операции позволит определить интерес потенциальных участников. Так, представители государственной власти, СМИ, имея представления о разных типах «добровольцев» могут транслировать определенные идеи, ценности и установки, которые будут направлены на определенную группу лиц, формируя их картину мира и модель поведения.
Новизна: Была составлена типология «добровольцев» специальной военной
операции, на основе следующих критериев: мотив «потому что» (причина), мотив «для того, чтобы» (цель, возможности), отношение к рискам, самоидентификация.
Ориентируясь на цели и задачи исследования были проанализированы биографические обстоятельства и ценностные основания добровольного участия в специальной военной операции как выбора в ситуации риска, а также отношение к рискам.
Биографическими обстоятельствами добровольного участия в специальной военной операции стали, во-первых, причастность к военной сфере, которая поспособствовала процессу габитулизации, усвоению определенных норм, ценностей, детерминирующих поведение индивида, во-вторых, причастность к территориям, где происходят действия специальной военной операции, что формирует особое отношение к ситуации, происходящей на тех территориях.
На основе анализа ценностных оснований и отношения к риску, была составлена типология «добровольцев» специальной военной операции:
1. Семейный тип: высокая ценность семьи, патриотизма, коллективизма, идейные мотивы, тип отношения к риску - эгалитаризм: коллективные представления о рисках, детерминированные политическими предрассудками, идеи о социальном равенстве, единстве последствий рисков.
2. Тип Карьерист: высокая ценность индивидуализма, карьеры, денег, высокого статуса, общественного признания. Тип отношения к рискам - индивидуализм: низкая ценность коллективизма, не ориентируются на политич еские предрассудки, имеют свое мнение, что способствует критике политических решений, берут ответственность за риски на себя, имеют дуальное представление о рисках, как об опасности и возможностях.
3. Военный тип: высокая ценность патриотизма, коллективизма, тип отношения к
риску - иерархизм: коллективные представления о рисках, детерминированные
политическими предрассудками, идеи о иерархичной структуре общества, где низшие слои подчиняются высшим, делят общество на «своих» и «чужих», во всех рисках винят последних.
4. Критический тип: высокая ценность патриотизма, долга, полное подчинение вышестоящим, тип отношения к рискам - иерархизм: коллективные представления о рисках, детерминированные политическими предрассудками, идеи о иерархичной структуре общества, где низшие слои подчиняются высшим, делят общество на «своих» и «чужих», во всех рисках винят последних.
Обращаясь к гипотезе о типологии оценки риска и представлений о социальной организации, представленной М. Дуглас, стоит отметить, что «добровольцы» специальной военной операции относятся к трем типам оценки и риска и представлений о социальной организации: иерархизм, эгалитаризм и индивидуализм. Многообразными оказались и мотивы участников - они имели идейное и материальное основание.
Также можно выделить общие внешние обстоятельства, которые оказали функцию мотиваторов - повлияли на принятие решения отправиться в зону СВО и отношение информантов к этому решению:
1. СМИ - реклама службы по контракту, телевидение, которое транслирует боевые успехи российской армии и выстраивает образ Украины, как образ врага, ведет пропаганду, оказывающее влияние на поведение индивидов, изменение их установок .
2. Отношение семьи и близкого окружения - поддержка родственников, друзей и коллег оказывала положительное влияние на решение отправиться в зону СВО, негативное отношение к решению «добровольцев» не играло никакой роли.
3. Те, кто так же решил отправиться «добровольцами» СВО - «другие» мотивировали своим примером, формируя модель поведения.
4. Связь с местным сообществом - включенность в местное сообщество, особенно в городах с маленьким населением до 100 тысяч человек, предполагает закрепление норм и установок, что вызывает массовое одобрение или неодобрение какой - либо модели поведения индивида.
Исследование ценностных оснований добровольного участия в специальной военной операции позволит определить интерес потенциальных участников. Так, представители государственной власти, СМИ, имея представления о разных типах «добровольцев» могут транслировать определенные идеи, ценности и установки, которые будут направлены на определенную группу лиц, формируя их картину мира и модель поведения.
Таким образом, в заключении стоит сказать о том, что через анализ биографии «добровольцев», событий их прошлого, настоящего и взглядов на будущее был сделан вывод о многообразии ценностного выбора, стоящего за одним и тем же действием, поведением.
1. Американская социологическая мысль: Тексты / Р. Мертон. Дж. Мид. Т. Парсонс. А. Шюц ; Под ред. В. И. Добренькова; Сост. Е. И. Кравченко. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1979. - 150 с
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М. : Прогресс- Традиция, 2000. - 383 с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. Е. Д. Рудкевич. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.
5. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер ; пер. с нем. Ю. Н. Давыдова. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
6. Вилдавски А. Теории восприятия риска: Кто боится, чего боится и почему? / А. Вилдавски, К. Дейк // THESIS. - 1994. - № 5. - С. 268-276.
7. Гордеева С.С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии / Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 3 (27). - С. 135-140.
8. Дуглас М. Риск как судебный механизм / THESIS. - 1994. - № 5. - С. 242-253.
9. Заседание дискуссионного клуба «Валдай» / Президент России. - [Москва.],
2023. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72444 (дата обращения: 02.05.2024)
10. Здравомыслов А. Г. Ценности и интересы как основания трудовой мотивации в меняющейся России. (Проблема ценностного консенсуса) / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 223 с.
11. Зубков В. И. Социологическая теория риска / В. И. Зубков. - М. : РУДН, 2003.
- 41 с.
12. Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа / Социс. - 1999. - № 4.
- С. 3-9.
13. Ильин В. Специальная военная операция выявляет черты гражданского общества / В. Ильин, М. Морев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - Т. 15, № 5. - С. 9-31.
14. Карлова Е. Мотивация к военной службе как предмет теоретических и эмпирических исследований в военной социологии / Е. Карлова, Н. Ермолов // Academy. - 2018. - № 31. - С. 1-5.
15. Квале С. К. Исследовательское интервью / С. К. Квале. - М. : Смысл, 2003. - 301 с.
..40