ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО 7
ПЛАНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России 7
1.2 Научные основы стратегического планирования развития 14
малого и среднего бизнеса
1.3 Проблемы развития малого и среднего бизнеса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Актуальность темы исследования.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою" или "искусство генерала". Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно, гибкими, чтобы, при, необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что стратегии развития играют очень важную роль в решении и осуществлении главной цели и миссии организации, и от выбора стратегии зависит будущее всей организации.
Трансформации, наблюдаемые сегодня в российской экономике, оказывают значительное влияние на сферу туризма города, обуславливая необходимость не столько количественного роста, сколько глубоких качественных изменений и совершенствования структуры туристской отрасли, повышение устойчивости и эффективности управления. Особую актуальность приобретают вопросы совершенствования функций субъекта управления на муниципальном уровне, в частности - планирования, роль которого в современном понимании заключается в обосновании управленческих решений. Изложенные обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы диссертационного исследования и спектра изучаемых проблем.
Современным реалиям здесь отвечает использование наработанного мировой и отечественной наукой и практикой инструментария стратегического управления и планирования, позволяющего сконцентрировать имеющиеся ограниченные ресурсы на важнейших стратегических направлениях, предотвратить распыление материальных и финансовых средств и одновременно обеспечить гибкость и маневренность их использования, прежде всего, в локальных экономических системах.
Необходимо отметить, что многие важнейшие теоретические и прикладные проблемы стратегического планирования, в том числе на муниципальном уровне, уже получили широкое отражение в отечественной научной литературе, в работах таких ученых-экономистов как М.Т. Агафонов, А.А. Горбунов, Б.М. Гринчель, Б.С. Жихаревич, А.Е. Когут, В.Н. Лексин, Б.З. Мильнер, А.Н. Петров, В.Е. Рохчин, A.M. Ходачек и др.
В числе зарубежных авторов отметим работы Р. Акоффа, И. Ансоффа, Дж. Гэлбрэйта, У. Кинга, Д. Клиланда, Г. Купца, М. Мескона, Ф. Хедоури.
Все вышеизложенное обусловило актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, а также его целей и задач.
Основной целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных организационно-методических основ стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в городе.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- изучения малого и среднего бизнеса в России - выявление сущности, истории, проблем и перспектив развития;
-определение факторов и инструментов обеспечения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;
-выявление основных факторов, влияющие на функционирование и развитие малого и среднего бизнеса в городе;
-построение принципиальной схемы стратегического планирования, обосновывающую формирование целей и выбор стратегий развития малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования малый и средний бизнес.
Предметом исследования являются процессы преобразования системы управления в малом и среднем бизнесе, формирование эффективной системы стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в крупном городе.
К основным результатам, полученным в диссертации и составляющим новизну исследование, относятся следующее:
1. изучен малый и средний бизнес в России - выявлены сущность, история, проблем и перспектив развития;
2. уточнено понятие «стратегическое планировании»;
3. дополнены инструменты обеспечения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;
4. выявлены основные факторы, влияющие на функционирование и развитие малого и среднего бизнеса в городе Красноярске;
5. построенна схема стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в городе Красноярске.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей по теории планирования; законодательные и нормативные документы федеральных и муниципальных органов управления; статистические данные по развитию малого и среднего бизнеса в г.Красноярске.
В качестве инструментария исследования в диссертации использованы методы системного, статистического и логического анализа.
Практическая, значимость диссертационной работы состоит в том, что большинство теоретических исследований, выводов и предложений доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы городскими администрациями и органами управления малым и средним бизнесом для организации процесса планирования развития в пределах своей территории.
Работа состоит из трех глав, 86 источников литературы, иллюстрирована рисунками и таблицами.
Учитывая сложность, недостаточную теоретическую и методическую разработанность проблем стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в крупном городе в условиях перехода к рыночным отношениям, основное внимание в диссертации уделено организационным и методическим основам формирования системы стратегического планирования. Диссертация представляет собой законченную научно-исследовательскую работу, в которой осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение.
Главным итогом диссертационной работы является то, что на основе полученных научных результатов могут быть разработаны дальнейшие рекомендации по дальнейшему созданию системы стратегического планирования, позволяющие вооружить органы управления всех уровней инструментом для реализации стратегических целей развития малого и среднего бизнеса.
Основные результаты работы заключаются в следующем:
1. Можно выделить три периода истории развития малого и среднего бизнеса в России:
a. - период интенсивного становления предпринимательства (1990- 1995гг.);
b. - период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);
c. -период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хотя до сих пор имеются разночтения по этому вопросу;
3. Стратегическое планирование малого и среднего бизнеса - система, постоянно накапливающая и систематизирующая информацию, позволяющая принимать стратегические решения. Фундаментальное свойство системы стратегического планирования должно быть основанием (а не конечным итогом) стратегических решений и этот момент особенно выделяет классиками стратегического планирования.
4. Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России связаны с экономическими факторами: высокие налоги, жесткое законодательство в области проверок, административные барьеры, нестабильность национальной валюты.
5. Современный механизм территориального
хозяйствования, формирующиеся рыночные условия во всех сферах городской экономики, в том числе и в малом и среднем бизнесе, предполагают изменение сущностных основ планирования: во-первых, от централизованного планирования осуществляется переход к научно обоснованным, сбалансированным решениям по достижению намечаемых целей развития исходя из принципов устойчивого развития; во-вторых, усиление стратегического характера планирования; в-третьих, максимальную открытость и демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов; в- четвертых, интеграцию планирования показателей малого и среднего бизнеса в систему планирования социально-экономического развития города. В связи с этим, целесообразно использование методов стратегического планирования. Это позволит в изменяющейся экономической обстановке правильно определять цели и средства их достижения и наилучшим образом использовать потенциальные возможности территории.
6. Рекомендуемые методические основы стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса города являются результатом обобщения, дальнейшего развития и углубления методологических и методических разработок по стратегическому территориальному планированию, предлагаемых в экономической литературе, и практического опыта развития малого и среднего бизнеса в нашей стране и за рубежом. Стратегическое планирование есть систематический и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. Основным результатом стратегического планирования является выработка стратегических решений, а основным стратегическим документом - стратегический план.
7. С целью рациональной организации стратегического планирования необходимо на основе анализа внешней среды, сопоставления сильных и слабых сторон малого и среднего бизнеса города определить цели и возможные способы их достижения путем разработки стратегических альтернатив. На основе проведенного исследования сформулированы методические предложения к формированию системы целей, характеризующих ее целевых установок и целевых показателей, а также к выбору базовой стратегии развития малого и среднего бизнеса в крупном городе. Разработана принципиальная схема стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса города.
8. Определен комплекс мероприятий по обеспечению эффективного функционирования системы, включающий: проведение мониторинга реализации стратегических целей и мероприятий стратегического плана развития малого и среднего бизнеса города; разработку необходимого объема научно-методического обеспечения процесса планирования, а также комплекс рекомендаций по экономико-организационному обеспечению системы стратегического планирования. Кроме того, сформулированы основные предложения по повышению квалификации кадров, занятых в процессе планирования.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) Код доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193 148&fld=134&dst=100010,0&rnd=0.927271 1586849587#0.
2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О
предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Код доступа::
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196415&div =LAW&dst=100005%2C0&rnd=0.6 232578630188742#0. 6
3. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция) Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/. 7
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р (ред. от 15.10.2016) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности» Код доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183710/#dst100006. 8
5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2014 N 1335 (ред. от
19.04.2016) "Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", для целей статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Код доступа:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_172068/#dst100008
6. Российская Федерация Госстандарт. Общероссийский классификатор услуг населению ОК002=93: Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163. - М.: Изд-во стандартов, 1994. - 22 с.
7. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах в 2015 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 119 с.
8. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Торговля Красноярского края в 2015 году: стат. ежегодник (№ 11-1)/ Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 97 с.
9. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в цифрах в 2015 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 459 с.
10. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярск в цифрах в 2015 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 26 с.
11. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Красноярского края со среднероссийскими за период 1995-2015 годы: аналитическая записка / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 32 с.
12. Аганбегян А.Г. О сочетании отраслевого и территориального принципов руководства экономикой. В кн.: Географические аспекты управления. Вып. 109. - М.: Мысль, 1978, С. 12-26.
13. Азар В.И. Введение в экономику иностранного туризма // Вопросы методологии. М., 1975.,с.8.
14. Азар В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития // Труды Академии туризма. Вып. 1.- СПб., 1995. - с.2130.
15. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985. 324с.
16. Амирханов М.М. и другие. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. - М.: Экономика, 1997.
17. Ансофф И. Стратегическое управление. / Сокр. пер с англ. - М.: Экономика, 1989. - 519с.
18. Базаров В.А. О методологии построения перспективных планов // Плановое хозяйство, 1926. № 7. - с.9-18.
19. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Каким быть плану: дискуссии 20-х годов: Статьи и современный комментарий / Сост.: Э.В. Корицкий. - Л.: Лениздат, 1989. - с.166-198.
20. Березкин Ю.М., Воробьев Н.В. и др. Методологический подход к разработке концепции долгосрочного развития крупного города // Иерархия региональных систем и территориальная организация управления: Сб. научн. тр. / Под ред. Фильшина Г.И., Якобсона А.Я. - Новосибирск, 1989. - с. 103-119.
21. Битунов В.В. Отрасль и территории / Экономический анализ.- М.: Мысль, 1987. -238с.
22. Битунов В.В., Чистяков Е.Г., Шульга В.А. Методы планирования хозяйства города. - М.: Экономика, 1981. - 191с. 20.Блауберг И.В., Юдин Э.Г, Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. -270с.
23. Бобылева С.Н. Экономика природопользования. -М., 1995.
24. Богачев В., Кабаков В., Ходачек Н. Стратегия малого предпринимательства, - Спб.: 1995.
25. Боголюбов B.C. Актуальные проблемы крупных городов. - СПб.: СПбГИЭА, 1997. - 194с.
26. Большая Советская Энциклопедия. Издание 2-е., т.41., - с. 154.
27. Борщевский М.В., Успенский СВ., Шкаратан О.И. Город. Методологические проблемы комплексного экономического и социального планирования. - М.: Наука, 1975. -204с.
28. Боумэн К. Основы стратегии менеджмента. - М.: Банки и биржи, 1997 год.
29. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.,
1995.
30. Волкова В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. / Учебное пособие. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
31. Головобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в условиях транзитивной экономики. - Иркутск., 1997. -с.80
32. Горбунов А.А. и др. Управление развитием городских социально-экономических систем. - СПб.: ИСЭП РАН, 1996.- 232с.
33. Горбунов Г.Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб.:ГУЭФ., 1999.
34. Гринчель Б.М. Основы долгосрочного планирования развития города в условиях рыночной экономики // Евроград. - СПб., 1993. №3.
35. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество // Пер, с англ. - М.: Прогресс, 1969. -480с.
36. Дашевская Г.М., Клейникова В.Г. Методы стратегического планирования (Зарубежный опыт). - М.: МИПК, 1992. -43с.
37. Жихаревич B.C. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 137с.
38. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. - М.: Прогресс, 1982. - 394с.
39. Кабаков B.C., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. - СПб.: СПбГИЭА, 1996. -73с.
40. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма.-Мн.:БГЭУ, 1999,-с.83.
41. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982. -398с.
42. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 183с.
43. Коломийченко О.В., Овсянников Е.К., Пономарев В.В., Рохчин В.Е. Научные основы разработки концепции развития региона. - Л.: 1987. - 144с.
44. KOHO Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./Общ. ред. и всуп. ел. О.С.Вихонского. - М.: Прогресс, 1987. - 384с.
45. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб. пособие / Э.М. Коротков. - М.: ДеКа, 2004. - 893 с.
46. Кунц Г., О-Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1 / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 493с.
47. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика // Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990.-415с.
48. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./ Росстат. - M., 2016. - 124 с.
49. Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Экономика, 1971. - 390с.
50. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: "Дело", 1992.- 702с.
51. Местное самоуправление в городах России: рекомендации по разработке и применению регламентированных документов. Под ред. А.Е. Когута.- Спб.: ИЭСП, 1995.
52. Методические и организационные вопросы применения программно-целевого подхода в планировании. Сб. научн. тр. / Под общ. ред. д.э.н. В.И.Кириченко. - М.: НИЭИ, 1979. -213с.
53. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980. -376с.
54. МИСКО К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). - М.: Наука, 1991. -94с.
55. Нарзыкулов В.А. Планирование развития: проблемный анализ мирового опыта: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов. 1995.
56. НОВОЖИЛОВ В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М.: Экономика, 1967. -376с.
57. ОСНОВЫ местного самоуправления в городах России / Под ред. А.Е. Когута. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 275с.
58. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П, Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.-367с.
59. Петров А.Н., Демидова Л.Г. Балансовые обоснования и разработки в прогнозировании и планировании экономики. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1995.
60. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия: Монография. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1992. -107с.
61. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Уч. пособие. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1994. - 106с.
62. Потемкин В.К. Социальные результаты НТП в крупном городе. Л.:ИСЭП РАН, 1990.
63. Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование в социалистическом народном хозяйстве. - М,: ВЦ, 1979. -с.27.
64. Рохчин В.Е., Жилкин С. Стратегический выбор города: научный подход. - СПб.: ИСЭП РАН, 1998. - 112с.
65. РОХЧИН В.Е., Половинкин А.Е. Структурная перестройка промышленности крупного города: сущность, цели, управление. - СПб.: ИСЭП РАН, 1998.-183с.
66. РОХЧИН В.Е., ФИЛЛИПОВ А.И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации. - СПб.: ИСЭП РАН, 1996. -117с.
67. Рохчин В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование. Часть 1. Региональное планирование. - СПб.: СПбГИЭА, 1995. 175с.
68. Рыночная экономика: учебник в 3-х томах., том 2, часть 1. // Основы бизнеса -М.: Изд-во "Соминтек", 1992.- 182с.
69. Саати Г., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1991. -224с.
70. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: "Ось- 89", 1997. - 160с.
71. Сигов И.И. Крупный город : концепция развития // Ленинградская панорама, 1984. №8.-с.10-14.
72. Стратегическое планирование. // Учебник. Под ред. Э.А.Уткина. - М.: Экмос, 1998.
73. Сутырин Н.М. Планирование в городском хозяйстве: Учебное пособие. - Л.: ЛИЭИ, 1987. -с.80.
74. Трайнев В.А. и другие. Менеджмент: стратегическое управление производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации. Научный менеджмент: новые подходы. - М.: ВИНИТИ, 1997.
75. Услуги и их социально-экономическая роль. - М.: Прогресс, 1967.
311с.
76. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 1997.
77. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития /
Т. А. Финк // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 177-181. -
http: //www.moluch.ru/archive/39/4640/
78. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. -М.: Наука, 1986.-227с.
79. Экономическая психология в системе рыночных отношений. /Под ред. Чл.корр.РАЕН, Д.Э.Н., проф. Потемкина В.К. -Спб.: ИСЭП РАН, 1999. -283с.
80. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Градова. - СПб., 1999.-589 с.
81. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: Т. 1 / Под ред. А.М.Румянцева - М., 1972. - 587 с.
82. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэл, П. У. Миниард - СПб., 1999. - 768 с.
83. Яновский А. Город как система и объект управления. - М.: 1995.
84. Ansoff, H.I., (1965) Corporate Strategy: An Analytical Approach to Business Policy for Growth and Expansion, McGraw-Hill, New York.
GHOPADE, J.V. (1988) Job Analysis: A handbook of human resource directors, New Jersey Prentice - Hall.