АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты продвижения электронного бизнеса 5
1.1 Виды электронного бизнеса 5
1.2 Методы продвижения электронного бизнеса 14
1.3 Особенности бизнеса подарочных сертификатов 22
2 Проект продвижения электронного бизнеса в России на примере сервиса подарочных
сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» 29
2.1 Общая характеристика сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» 29
2.2 Анализы портрета потребителей и конкурентов сервиса подарочных 36
2.3 Анализ использования методов продвижения электронного бизнеса в проекте «ULTRA
ПОДАРКИ» 51
2.4 Разработка рекомендаций по продвижению проекта 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Электронный бизнес в России активно развивается. Численность пользователей интернета в России старше 16 лет составляет 87 миллионов человек, это 59% населения России. Чтобы показать темпы развития электронного бизнеса России, рассмотрим рынок интернет торговли и его показатели. Рынок активно развивается, его объём в 2017 году составил 1,04 трлн. рублей, что на 13% больше в сравнении с 2016 годом. Если верить прогнозам Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году рынок всё-таки ждёт огромный рост. В следующем году ожидаются обороты на уровне 1 трлн. 250 млрд рублей.
Основная проблема организации электронного бизнеса заключается в том, что для успешного развития электронного бизнеса в России необходимо учитывать высокий уровень конкуренции и несовершенство нормативно-правовой базы электронного бизнеса. Недостаточно просто открыть своё представительство в сети интернет. Необходимо учитывать уровень конкуренции и вырабатывать определённые стратегические ходы, чтобы быть на рынке конкурентоспособным. Крупные игроки рыка имеют большие ресурсы и занимают основные сегменты рынка. Для успешных рекламных кампаний, маркетинговых стратегий, необходимы не просто знания рекламы, но и знание других интернет-технологий. Построение сайтов, контент-менеджмент, настройка таргетинговой рекламы, настройка контекстной рекламы. Т.к. интернет-технологии развиваются очень высокими темпами, многие компании, которые уже используют интернет-технологии, не успевают за развитием всех инструментов, которые они используют. Поэтому они используют небольшое количество инструментов продвижения своих Интернет-ресурсов, настраивают рекламу на непрофессиональном уровне и тратят большие деньги на это. В сравнении с этим, крупные игроки рынка используют высококвалифицированных специалистов, которые на профессиональном уровне занимаются продвижением бизнеса и его настройкой.
Чтобы быть успешной компанией в электронном бизнесе, необходимо всегда наблюдать за своими конкурентами, использовать партизанские методы ведения маркетинговых стратегий, выстраивать в компании сильную команду, которая будет быстро реагировать на изменения такого быстроразвивающегося рынка и, в случае чего, полностью менять вектор направления компании.
Целью данной работы является исследование процесса организации электронного бизнеса на примере сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» с последующей разработкой рекомендаций.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить виды электронного бизнеса;
2) Изучить методы продвижения электронного бизнеса;
3) Изучить особенности бизнеса подарочных сертификатов;
4) Проанализировать сервис подарочных сертификатов «ИЕТКАПОДАРКИ»;
5) Проанализировать методы продвижения сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ»;
6) Проанализировать целевую аудиторию клиентов сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ»;
7) Проанализировать конкурентов сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ»;
8) Разработать рекомендации по продвижению электронного бизнеса.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является «Процесс организации электронного бизнеса».
Предметом данной выпускной квалификационной работы является “организация электронного бизнеса в России на примере сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ»”.
При написании данной выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследований: эмпирические методы, теоретические методы, методы исследования документов.
Структура данной работы соответствует содержанию. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Так как электронный бизнес активно развивается и по прогнозам Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году рынок рост до оборота в 1 трлн. 250 млрд рублей, он привлекает всё больше и больше компаний. Конкуренция на рынке очень постоянно растёт и необходимо принимать немалые усилия, чтобы на этом рынке удержаться.
В данной работе рассмотрен комплексный подход по решению вышеуказанной проблемы. В результате исследования, на примере электронного бизнеса, сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» были выявлены сильные и слабые стороны конкурентов, проведён анализ потребителей и разработан ряд рекомендаций по развитию электронного бизнеса.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические аспекты электронного бизнеса. Подробно рассмотрены виды электронного бизнеса, различные методы продвижения, такие как: корпоративный веб-сайт, поисковая оптимизация, вирусная реклама, интернет- реклама (контекстная, баннерная, с помощью e-mail), продвижение в социальных сетях (Social Media Marketing, SMM). Исходя из которых можно определить, плюсы и минусы того или иного метода продвижения. Проведён анализ рынка подарочных сертификатов в России.
Во второй главе данной работы рассмотрен электронный бизнес «ULTRA ПОДАРКИ». На примере сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» рассмотрен метод проведения, более углубленного и адаптированного под конкретный сегмент, конкурентного анализа. Именно правильно выстроенный конкурентный анализ позволит определить, какой вектор развития электронного бизнеса необходимо определить. Рассмотрены методы продвижения сервиса. После такого анализа конкурентов, мы внесли изменения в нашу бизнес модель. Автоматизировали бизнес-процессы, связанные с покупкой, доставкой и использованием подарочного сертификата. Также, в результате анализа потребителей и конкурентов была определена стратегия входа в рынок. Мы определили, что для получения доли рынка в 0,2% необходимо развивать сервис не только в рамках города Томска. Необходимо развивать сервис в 15-20 городах России, чтобы в течении 2,5 лет занять долю в 0,2% и выйти на планируемый доход. После этого мы определили план развития сервиса. Мы решили, что для быстрого масштабирования сервиса по России необходима электронная платформа, где не будет основных проблем офлайн сервисов подарочных сертификатов. Также, во второй главе дан ряд рекомендаций по развитию электронного бизнеса. Даны развёрнутые ответы на вопросы: каким методом наиболее выгодно продвигаться в рынке на начальном этапе, какие ошибки в развитии сервиса подарочных сертификатов «ULTRA ПОДАРКИ» необходимо учесть в развитии своего сервиса.
При использовании методов, описанных в данной работе, были достигнуты следующие результаты сервиса «ULTRA ПОДАРКИ»:
• благодаря электронной платформе, выстроенной на основании данных, которые были получены в результате анализа потребителей и конкурентов, сервис подарочных сертификатов ULTRA ПОДАРКИ успешно запущен в 20-ти городах России;
• количество посетителей сайта в месяц выросло на 316%. За 3 месяца мы вышли с показателя в феврале 1200 посетителей в месяц на показатель в июне 5000 посетителей в месяц;
• количество SEO - оптимизированных страниц сайта достигло 1200 штук;
• были автоматизированы процессы в системе. К примеру, такие процессы, как:
о отчётность и взаиморасчёты с партнёрами;
о активация подарочного сертификата;
о продажа и оформление подарочного сертификата;
о электронная проверка подарочного сертификата.
• рост продаж подарочных сертификатов составил 400%. С 30 штук в месяц до 150 штук в месяц;
• за счёт подключения городов-миллионников, средний чек вырос с 1 700 рублей в Томске до 2 500 рублей по 20-ти городам;
• выручка сервиса с 50 000 рублей выросла до 375 000 рублей в месяц.
Основной принцип решения проблемы высокой конкуренции заключается в правильном выборе правильной стратегии, которая учитывает сильные и слабые стороны основных конкурентов. Необходимо выстраивать в своей организации сильную, сплочённую команду, которая будет быстро реагировать и оперативно решать поставленные задачи. Необходимо, чтобы каждый член команды чётко понимал поставленные перед компанией цели, проявлял личную инициативу по определению и достижению цели. Только с сильной командой, которая будет ставить цель компании выше личных целей, можно построить большую, великую компанию. С сильной командой можно выдержать высокую конкуренцию как в электронном бизнесе, так и в любом другом бизнесе.
Данный подход можно рекомендовать для других проектов в электронном бизнесе. Рекомендации будут полезны как интернет-магазинам, которые просто продают товар, так и комплексным сервисам, которые имеют собственную электронную систему.
1. Федеральный закон РФ от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в редакции от 10 января 2003 г.)
2. Алексеева Т.В., Бабенко В.В., Давидавичене В.В., Дик В.В. и др. Электронный бизнес / Под общей редакцией В.В. Дика и А.И. Уринцова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015.
3. Артищев М. С. Анализ мирового и российского опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs34- 342011/item/711-2011-10-21-06-02-29?format=pdf
4. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2012.
5. Беляцкая Т.Н. Модели электронного бизнеса // Наука - промышленности и сервису. - 2013. - №8-1. - С. 51-59.
6. Вильхевская О.В. Сущность понятия электронный бизнес и этапы его развития // Бизнес Информ. - 2012. - №8. - С. 225-262.
7. Головцова И.Г., Мирзоев Р.Г., Ястребов А.П. Электронная коммерция: учебное пособие / ГУАП. - СПб., 2007.
8. Гречков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход) // Маркетинг в Росси и за рубежом. - 2012. - №6.
9. Дёмина А.В. Электронный бизнес. - Саратов: Саратовский социально¬экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 176 с.
10. Ивасенко А.Г., Алексеева В.Е. Тенденции и перспективы развития электронного бизнеса в России // Лучшая научная статья 2017. - 2017. - С. 84-86.
11. Интернет-технологии и электронная торговля: экономика, право, программное обеспечение. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.С. Глотова, Д.В. Шалатова. - М.: НИЦ «Инженер», 2007.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/02.php
13. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие / О.А. Кобелев; под ред. проф. С.В. Пирогова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2012.
14. Кожевина О.В. Динамика развития и сегменты роста «электронного» бизнеса в России // Эффективное антикризисное управление. - 2014. - №3(84) - С. 44-51.
15. Козье Д. Электронная коммерция: пер. с англ. - М.: ИТД «Русская Редакция», 2012.
..50