ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ИМ. В.Г. РУДСКОГО В ТОМСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ: РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных
медиапроектов 7
1.1 Понятие мультимедиа, мультимедийность, мультимедийные технологии 7
1.2. Мультимедийные технологии и журналистика 9
1.3 Инструменты мультимедийной журналистики 17
1.4 Форматы мультимедийной журналистики 22
2. Проектирование мультимедийного путеводителя «Экологические
тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке» 40
2.1 Фенология как наука, принципы фенологических наблюдений 40
2.2. История проекта 43
2.3 Концепция проекта 46
2.4. Процесс создания мультимедийного проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
1. Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных
медиапроектов 7
1.1 Понятие мультимедиа, мультимедийность, мультимедийные технологии 7
1.2. Мультимедийные технологии и журналистика 9
1.3 Инструменты мультимедийной журналистики 17
1.4 Форматы мультимедийной журналистики 22
2. Проектирование мультимедийного путеводителя «Экологические
тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке» 40
2.1 Фенология как наука, принципы фенологических наблюдений 40
2.2. История проекта 43
2.3 Концепция проекта 46
2.4. Процесс создания мультимедийного проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность темы данной работы связана тем, что мультимедийные проекты активно вошли в жизнь современного медиапространства. Их появление повлияло на трансформацию журналистики, аудитории и их взаимодействие. Мультимедийные проекты могут реализовываться в различных форматах: в качестве медиапродукта, информационного ресурса, и др., ив различных целях: информирование общества, образовательные проекты, реклама чего-либо. Эти процессы затронули и научно-популярное направление в журналистике. Транслировать значимые для общества специализированные знания из разных областей науки доступным для массовой аудитории языком стало значительно проще, так как увеличилось количество вариантов и способов представления информации. Вместе с тем повышается возможность эффективного информирования общества о проблемах, которые возникают или решаются в научной среде. В нашей работе мы обращаем внимание на одну из таких проблем, а также предлагаем один из способов ее решения в виде нашего проекта.
Фенология - наука, изучающая сезонные изменения относительно природных ритмов, она является пограничной дисциплиной между биологией и географией. Ее главным способом получения знаний являются фенологические наблюдения, которые представляют собой фиксацию природных изменений и особенностей с указанием времени и места. Отсюда и возникает важность восстановления и расширения базы наблюдателей среди населения, рост интереса которых напрямую повлияет на скорость развития и возвращения былой популярности отечественной фенологии. На протяжении многих лет фенологические наблюдения развиваются в городе Томске. Основоположником этого движения в Сибирских Афинах был Валентин Григорьевич Рудский, ветеран ВОВ, Заслуженный учитель РСФСР, первопроходец целого ряда экологических троп. Экотропы - это одна из самых эффективных форм экологического просвещения, предполагающая наблюдение за развитием растений, животных и природных ландшафтов в определенных точках в разные времена года и фенологические периоды. Имя В.Г. Рудского носит система экологических троп, проложенных им лесу вокруг Томского академгородка, где известный ученый-фенолог и краевед жил и работал.
В настоящей ВКР представлен проект информационного ресурса с элементами мультимедйного путеводителя, подготовленный в рамках большого просветительского проекта развития экологических троп им. В.Г. Рудского в Томском академгородке, начатый три года назад под эгидой Томского научного центра СО РАН и при поддержке общественного движения «Экотропы Томска» и Муниципальной информационной библиотечной сети города Томска. Его реализация направлена на популяризацию этой научной сферы в аспекте экологической повестки. Обращаясь к нашему спецпроекту, пользователь сможет узнать подробнее о маршрутах экологических троп с возможностью навигации, получить справочную информацию о флоре и фауне Академгородка, включая фотоматериалы. Данный проект послужит развитию информационной инфраструктуры экотроп и поспособствует их популяризации среди жителей Академгородка и города Томска .
Объектом ВКР являются форматы мультимедийных проектов, которые направлены на популяризацию науки в современных медиа и принципы их проектирования. Предметом - информационный ресурс в виде мультимедийного спецпроекта «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке».
Цель работы заключается в создании информационного ресурса в виде мультимедийного проекта, который доступным образом и наиболее широко отразит концепцию экологических троп, как одной из самых эффективных форм экологического просвещения.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- собрать и обобщить специальную литературу по мультимедийной журналистике и мультимедийным медиапроектам;
- проанализировать мультимедийные проекты в ведущих медиа последних лет в аспектах тематики, используемых форматов и креативных решений;
- в ходе анализа выделить особенности и подходы к созданию медиапроектов на темы науки;
- обобщить инструменты и принципы подготовки медиапроектов в формате мультимедийного путеводителя;
- освоить специальные инструменты создания мультимедийных проектов;
- разработать концепцию мультимедийного путеводителя по экотропам Томского академгородка;
- реализовать пилотную версию медиапроекта на практике.
Методологическую базу ВКР составляют работы А.Г. Качкаевой, В.Г. Федотовой, Н.В. Прохоровой и других специалистов по мультимедийной журналистике и мультимедийным проектам. В работе проектно¬аналитического типа использован метод проектирования, который предполагает процесс планирования, сбора информации, составления моделей для создания итогового продукта.
Теоретическая ценность работы заключается в том, что в ней обобщаются знания о мультимедиа и мультимедийной журналистики, анализируются способы применения и работы мультимедийных элементов в проектах научно-популярной направленности. Выделенные в работе технологии и особенности производства мультимедийных проектов, в частности проектов, которые реализуются в научно-популярном направлении, могут использоваться другими журналистами при проектировании собственных материалов.
Практическая значимость работы заключается в восстановлении интереса в обществе к фенологическим наблюдениям и фенологии как науки в целом. Проект, являющийся результатом данной работы, путем привлечения внимания к данной науке будет способствовать росту количества наблюдателей среди населения.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, первой главы: «Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных медиапроектов», второй главы: «Проектирование мультимедийного
путеводителя “Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке”», Заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава включает в себя определение понятийного аппарата в аспекте мультимедиа и мультимедийной журналистики, а также рассматривает ее инструментарий, то, как он используется и в каких форматах реализуется. Во второй главе описывается процесс проектирования и производства мультимедийного проекта, а также представлена его история, концепция и аспекты содержательной части, представленные для формирования контекста его направленности. В заключении представлены общие выводы о проделанной работе. Приложение направляет на проект, получившийся в результате работы.
Фенология - наука, изучающая сезонные изменения относительно природных ритмов, она является пограничной дисциплиной между биологией и географией. Ее главным способом получения знаний являются фенологические наблюдения, которые представляют собой фиксацию природных изменений и особенностей с указанием времени и места. Отсюда и возникает важность восстановления и расширения базы наблюдателей среди населения, рост интереса которых напрямую повлияет на скорость развития и возвращения былой популярности отечественной фенологии. На протяжении многих лет фенологические наблюдения развиваются в городе Томске. Основоположником этого движения в Сибирских Афинах был Валентин Григорьевич Рудский, ветеран ВОВ, Заслуженный учитель РСФСР, первопроходец целого ряда экологических троп. Экотропы - это одна из самых эффективных форм экологического просвещения, предполагающая наблюдение за развитием растений, животных и природных ландшафтов в определенных точках в разные времена года и фенологические периоды. Имя В.Г. Рудского носит система экологических троп, проложенных им лесу вокруг Томского академгородка, где известный ученый-фенолог и краевед жил и работал.
В настоящей ВКР представлен проект информационного ресурса с элементами мультимедйного путеводителя, подготовленный в рамках большого просветительского проекта развития экологических троп им. В.Г. Рудского в Томском академгородке, начатый три года назад под эгидой Томского научного центра СО РАН и при поддержке общественного движения «Экотропы Томска» и Муниципальной информационной библиотечной сети города Томска. Его реализация направлена на популяризацию этой научной сферы в аспекте экологической повестки. Обращаясь к нашему спецпроекту, пользователь сможет узнать подробнее о маршрутах экологических троп с возможностью навигации, получить справочную информацию о флоре и фауне Академгородка, включая фотоматериалы. Данный проект послужит развитию информационной инфраструктуры экотроп и поспособствует их популяризации среди жителей Академгородка и города Томска .
Объектом ВКР являются форматы мультимедийных проектов, которые направлены на популяризацию науки в современных медиа и принципы их проектирования. Предметом - информационный ресурс в виде мультимедийного спецпроекта «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке».
Цель работы заключается в создании информационного ресурса в виде мультимедийного проекта, который доступным образом и наиболее широко отразит концепцию экологических троп, как одной из самых эффективных форм экологического просвещения.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- собрать и обобщить специальную литературу по мультимедийной журналистике и мультимедийным медиапроектам;
- проанализировать мультимедийные проекты в ведущих медиа последних лет в аспектах тематики, используемых форматов и креативных решений;
- в ходе анализа выделить особенности и подходы к созданию медиапроектов на темы науки;
- обобщить инструменты и принципы подготовки медиапроектов в формате мультимедийного путеводителя;
- освоить специальные инструменты создания мультимедийных проектов;
- разработать концепцию мультимедийного путеводителя по экотропам Томского академгородка;
- реализовать пилотную версию медиапроекта на практике.
Методологическую базу ВКР составляют работы А.Г. Качкаевой, В.Г. Федотовой, Н.В. Прохоровой и других специалистов по мультимедийной журналистике и мультимедийным проектам. В работе проектно¬аналитического типа использован метод проектирования, который предполагает процесс планирования, сбора информации, составления моделей для создания итогового продукта.
Теоретическая ценность работы заключается в том, что в ней обобщаются знания о мультимедиа и мультимедийной журналистики, анализируются способы применения и работы мультимедийных элементов в проектах научно-популярной направленности. Выделенные в работе технологии и особенности производства мультимедийных проектов, в частности проектов, которые реализуются в научно-популярном направлении, могут использоваться другими журналистами при проектировании собственных материалов.
Практическая значимость работы заключается в восстановлении интереса в обществе к фенологическим наблюдениям и фенологии как науки в целом. Проект, являющийся результатом данной работы, путем привлечения внимания к данной науке будет способствовать росту количества наблюдателей среди населения.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, первой главы: «Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных медиапроектов», второй главы: «Проектирование мультимедийного
путеводителя “Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке”», Заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава включает в себя определение понятийного аппарата в аспекте мультимедиа и мультимедийной журналистики, а также рассматривает ее инструментарий, то, как он используется и в каких форматах реализуется. Во второй главе описывается процесс проектирования и производства мультимедийного проекта, а также представлена его история, концепция и аспекты содержательной части, представленные для формирования контекста его направленности. В заключении представлены общие выводы о проделанной работе. Приложение направляет на проект, получившийся в результате работы.
Проектирование научно-популярного мультимедийного ресурса - достаточно трудоемкий процесс, требующий множества этапов. Необходимо учитывать специфику научно-популярной журналистики, а также конкретно тематики проекта, чтобы качественным образом донести информацию до аудитории. Направление научно-популярной журналистики позволяет доносить до публики аспекты научной деятельности понятным для нее языком, выполняя просветительскую функцию, что способствует приобщению аудитории к науке.
Реализация научно-популярного проекта с помощью мультимедийных технологий требует понимания следующих аспектов: при всем многообразии мультимедийных инструментов и возможностей представления информации, содержательная часть является основополагающей для построения всего материала. Подбор инструментария исходит из того, какую информацию мы хотим донести до пользователя. Помимо этого, важно учитывать особенности аудитории в самых разных аспектах: уровень ее
информированности в тематике проекта, ее технические особенности, в том числе территориальное расположение. Так или иначе, процесс создания проекта неосуществим полноценно одним человеком, он всегда предполагает командную работу: экспертная оценка от людей из разных областей - науки, визуальных и технических решений.
При создании любого мультимедийного проекта необходимо помнить о возникновении трудностей на разных этапах подготовки, а также нужно учитывать региональные особенности проектирования материала и уметь адаптироваться к возможным ограничениям при работе с зарубежными инструментами.
В ходе описания процесса производства проекта были сделаны определенные выводы, формирующие специфику процесса создания проекта. Их можно разделить на несколько блоков: работа с содержательной составляющей (непосредственно информация, которую мы представляем); работа над форматом представления информации; визуальная составляющая проекта; продвижение и реализация проекта.
При подготовке «наполнения» проекта необходимо учитывать, что данный процесс требует большого количества времени и предполагает множественные корректировки, прежде чем достичь итогового варианта. Поэтому при планировании работы необходимо выделять на этот этап достаточный временной промежуток. Длительность данного этапа связана напрямую с необходимостью формирования итогового материала, который должен удовлетворять всех в аспекте объективности и точности информации. Помимо этого нужно быть готовым к тому, что в процессе подготовки материал может подвергнуться кардинальным изменениям в объеме, направлении представляемой информации и других аспектах относительно первоначальных представлений.
Выбор формата представления информации должен соответствовать содержательной части представляемого материала, чтобы наиболее понятно и точно отражать ее. Также стоит отметить, что в ходе работы мы столкнулись с ограничениями в использовании ресурсов, обеспечивающих функционирование выбранного нами формата путеводителя. Такой опыт позволяет нам говорить о том, что при производстве проектов необходимо обладать навыком оперативного нахождения альтернативных вариантов реализации проекта.
Визуальная составляющая проекта и дизайн должен дополнять функции формата, направленные на представление содержательной части наиболее доступным для восприятия образом. Необходимо помнить о том, что информация должна быть выстроена интуитивно понятно. Проект должен иметь определенную структуру, в которой соблюдается конкретная иерархия. Этому способствует работа с цветом, шрифтами, его кеглем, подбором размеров блоков информации. Помимо этого необходимо помнить про следование выстроенной композиции и соблюдение правил типографики.
Что касается продвижения и реализации проекта, нужно учитывать особенности конкретного проекта. Варианты продвижения могут варьироваться в зависимости от его целей, формата и направленности. Один из способов продвижения представлен в нашей работе - проведение мероприятий по просветительской работе относительно тем экологии, биологии и фенологии в частности, которые в связке с нашим проектом будут вызывать у аудитории интерес к данной области.
В результате проделанной работы был создан мультимедийный информационный ресурс «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке», который направлен на популяризацию данного формата экологического просвещения среди жителей Томска, а также предполагает возрождение культуры фенологических наблюдений у общества.
Реализация научно-популярного проекта с помощью мультимедийных технологий требует понимания следующих аспектов: при всем многообразии мультимедийных инструментов и возможностей представления информации, содержательная часть является основополагающей для построения всего материала. Подбор инструментария исходит из того, какую информацию мы хотим донести до пользователя. Помимо этого, важно учитывать особенности аудитории в самых разных аспектах: уровень ее
информированности в тематике проекта, ее технические особенности, в том числе территориальное расположение. Так или иначе, процесс создания проекта неосуществим полноценно одним человеком, он всегда предполагает командную работу: экспертная оценка от людей из разных областей - науки, визуальных и технических решений.
При создании любого мультимедийного проекта необходимо помнить о возникновении трудностей на разных этапах подготовки, а также нужно учитывать региональные особенности проектирования материала и уметь адаптироваться к возможным ограничениям при работе с зарубежными инструментами.
В ходе описания процесса производства проекта были сделаны определенные выводы, формирующие специфику процесса создания проекта. Их можно разделить на несколько блоков: работа с содержательной составляющей (непосредственно информация, которую мы представляем); работа над форматом представления информации; визуальная составляющая проекта; продвижение и реализация проекта.
При подготовке «наполнения» проекта необходимо учитывать, что данный процесс требует большого количества времени и предполагает множественные корректировки, прежде чем достичь итогового варианта. Поэтому при планировании работы необходимо выделять на этот этап достаточный временной промежуток. Длительность данного этапа связана напрямую с необходимостью формирования итогового материала, который должен удовлетворять всех в аспекте объективности и точности информации. Помимо этого нужно быть готовым к тому, что в процессе подготовки материал может подвергнуться кардинальным изменениям в объеме, направлении представляемой информации и других аспектах относительно первоначальных представлений.
Выбор формата представления информации должен соответствовать содержательной части представляемого материала, чтобы наиболее понятно и точно отражать ее. Также стоит отметить, что в ходе работы мы столкнулись с ограничениями в использовании ресурсов, обеспечивающих функционирование выбранного нами формата путеводителя. Такой опыт позволяет нам говорить о том, что при производстве проектов необходимо обладать навыком оперативного нахождения альтернативных вариантов реализации проекта.
Визуальная составляющая проекта и дизайн должен дополнять функции формата, направленные на представление содержательной части наиболее доступным для восприятия образом. Необходимо помнить о том, что информация должна быть выстроена интуитивно понятно. Проект должен иметь определенную структуру, в которой соблюдается конкретная иерархия. Этому способствует работа с цветом, шрифтами, его кеглем, подбором размеров блоков информации. Помимо этого необходимо помнить про следование выстроенной композиции и соблюдение правил типографики.
Что касается продвижения и реализации проекта, нужно учитывать особенности конкретного проекта. Варианты продвижения могут варьироваться в зависимости от его целей, формата и направленности. Один из способов продвижения представлен в нашей работе - проведение мероприятий по просветительской работе относительно тем экологии, биологии и фенологии в частности, которые в связке с нашим проектом будут вызывать у аудитории интерес к данной области.
В результате проделанной работы был создан мультимедийный информационный ресурс «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке», который направлен на популяризацию данного формата экологического просвещения среди жителей Томска, а также предполагает возрождение культуры фенологических наблюдений у общества.





