🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ИМ. В.Г. РУДСКОГО В ТОМСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ: РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ

Работа №187442

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы71
Год сдачи2025
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных
медиапроектов 7
1.1 Понятие мультимедиа, мультимедийность, мультимедийные технологии 7
1.2. Мультимедийные технологии и журналистика 9
1.3 Инструменты мультимедийной журналистики 17
1.4 Форматы мультимедийной журналистики 22
2. Проектирование мультимедийного путеводителя «Экологические
тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке» 40
2.1 Фенология как наука, принципы фенологических наблюдений 40
2.2. История проекта 43
2.3 Концепция проекта 46
2.4. Процесс создания мультимедийного проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Актуальность темы данной работы связана тем, что мультимедийные проекты активно вошли в жизнь современного медиапространства. Их появление повлияло на трансформацию журналистики, аудитории и их взаимодействие. Мультимедийные проекты могут реализовываться в различных форматах: в качестве медиапродукта, информационного ресурса, и др., ив различных целях: информирование общества, образовательные проекты, реклама чего-либо. Эти процессы затронули и научно-популярное направление в журналистике. Транслировать значимые для общества специализированные знания из разных областей науки доступным для массовой аудитории языком стало значительно проще, так как увеличилось количество вариантов и способов представления информации. Вместе с тем повышается возможность эффективного информирования общества о проблемах, которые возникают или решаются в научной среде. В нашей работе мы обращаем внимание на одну из таких проблем, а также предлагаем один из способов ее решения в виде нашего проекта.
Фенология - наука, изучающая сезонные изменения относительно природных ритмов, она является пограничной дисциплиной между биологией и географией. Ее главным способом получения знаний являются фенологические наблюдения, которые представляют собой фиксацию природных изменений и особенностей с указанием времени и места. Отсюда и возникает важность восстановления и расширения базы наблюдателей среди населения, рост интереса которых напрямую повлияет на скорость развития и возвращения былой популярности отечественной фенологии. На протяжении многих лет фенологические наблюдения развиваются в городе Томске. Основоположником этого движения в Сибирских Афинах был Валентин Григорьевич Рудский, ветеран ВОВ, Заслуженный учитель РСФСР, первопроходец целого ряда экологических троп. Экотропы - это одна из самых эффективных форм экологического просвещения, предполагающая наблюдение за развитием растений, животных и природных ландшафтов в определенных точках в разные времена года и фенологические периоды. Имя В.Г. Рудского носит система экологических троп, проложенных им лесу вокруг Томского академгородка, где известный ученый-фенолог и краевед жил и работал.
В настоящей ВКР представлен проект информационного ресурса с элементами мультимедйного путеводителя, подготовленный в рамках большого просветительского проекта развития экологических троп им. В.Г. Рудского в Томском академгородке, начатый три года назад под эгидой Томского научного центра СО РАН и при поддержке общественного движения «Экотропы Томска» и Муниципальной информационной библиотечной сети города Томска. Его реализация направлена на популяризацию этой научной сферы в аспекте экологической повестки. Обращаясь к нашему спецпроекту, пользователь сможет узнать подробнее о маршрутах экологических троп с возможностью навигации, получить справочную информацию о флоре и фауне Академгородка, включая фотоматериалы. Данный проект послужит развитию информационной инфраструктуры экотроп и поспособствует их популяризации среди жителей Академгородка и города Томска .
Объектом ВКР являются форматы мультимедийных проектов, которые направлены на популяризацию науки в современных медиа и принципы их проектирования. Предметом - информационный ресурс в виде мультимедийного спецпроекта «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке».
Цель работы заключается в создании информационного ресурса в виде мультимедийного проекта, который доступным образом и наиболее широко отразит концепцию экологических троп, как одной из самых эффективных форм экологического просвещения.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- собрать и обобщить специальную литературу по мультимедийной журналистике и мультимедийным медиапроектам;
- проанализировать мультимедийные проекты в ведущих медиа последних лет в аспектах тематики, используемых форматов и креативных решений;
- в ходе анализа выделить особенности и подходы к созданию медиапроектов на темы науки;
- обобщить инструменты и принципы подготовки медиапроектов в формате мультимедийного путеводителя;
- освоить специальные инструменты создания мультимедийных проектов;
- разработать концепцию мультимедийного путеводителя по экотропам Томского академгородка;
- реализовать пилотную версию медиапроекта на практике.
Методологическую базу ВКР составляют работы А.Г. Качкаевой, В.Г. Федотовой, Н.В. Прохоровой и других специалистов по мультимедийной журналистике и мультимедийным проектам. В работе проектно¬аналитического типа использован метод проектирования, который предполагает процесс планирования, сбора информации, составления моделей для создания итогового продукта.
Теоретическая ценность работы заключается в том, что в ней обобщаются знания о мультимедиа и мультимедийной журналистики, анализируются способы применения и работы мультимедийных элементов в проектах научно-популярной направленности. Выделенные в работе технологии и особенности производства мультимедийных проектов, в частности проектов, которые реализуются в научно-популярном направлении, могут использоваться другими журналистами при проектировании собственных материалов.
Практическая значимость работы заключается в восстановлении интереса в обществе к фенологическим наблюдениям и фенологии как науки в целом. Проект, являющийся результатом данной работы, путем привлечения внимания к данной науке будет способствовать росту количества наблюдателей среди населения.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, первой главы: «Специфика мультимедийной журналистики и мультимедийных медиапроектов», второй главы: «Проектирование мультимедийного
путеводителя “Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке”», Заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава включает в себя определение понятийного аппарата в аспекте мультимедиа и мультимедийной журналистики, а также рассматривает ее инструментарий, то, как он используется и в каких форматах реализуется. Во второй главе описывается процесс проектирования и производства мультимедийного проекта, а также представлена его история, концепция и аспекты содержательной части, представленные для формирования контекста его направленности. В заключении представлены общие выводы о проделанной работе. Приложение направляет на проект, получившийся в результате работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проектирование научно-популярного мультимедийного ресурса - достаточно трудоемкий процесс, требующий множества этапов. Необходимо учитывать специфику научно-популярной журналистики, а также конкретно тематики проекта, чтобы качественным образом донести информацию до аудитории. Направление научно-популярной журналистики позволяет доносить до публики аспекты научной деятельности понятным для нее языком, выполняя просветительскую функцию, что способствует приобщению аудитории к науке.
Реализация научно-популярного проекта с помощью мультимедийных технологий требует понимания следующих аспектов: при всем многообразии мультимедийных инструментов и возможностей представления информации, содержательная часть является основополагающей для построения всего материала. Подбор инструментария исходит из того, какую информацию мы хотим донести до пользователя. Помимо этого, важно учитывать особенности аудитории в самых разных аспектах: уровень ее
информированности в тематике проекта, ее технические особенности, в том числе территориальное расположение. Так или иначе, процесс создания проекта неосуществим полноценно одним человеком, он всегда предполагает командную работу: экспертная оценка от людей из разных областей - науки, визуальных и технических решений.
При создании любого мультимедийного проекта необходимо помнить о возникновении трудностей на разных этапах подготовки, а также нужно учитывать региональные особенности проектирования материала и уметь адаптироваться к возможным ограничениям при работе с зарубежными инструментами.
В ходе описания процесса производства проекта были сделаны определенные выводы, формирующие специфику процесса создания проекта. Их можно разделить на несколько блоков: работа с содержательной составляющей (непосредственно информация, которую мы представляем); работа над форматом представления информации; визуальная составляющая проекта; продвижение и реализация проекта.
При подготовке «наполнения» проекта необходимо учитывать, что данный процесс требует большого количества времени и предполагает множественные корректировки, прежде чем достичь итогового варианта. Поэтому при планировании работы необходимо выделять на этот этап достаточный временной промежуток. Длительность данного этапа связана напрямую с необходимостью формирования итогового материала, который должен удовлетворять всех в аспекте объективности и точности информации. Помимо этого нужно быть готовым к тому, что в процессе подготовки материал может подвергнуться кардинальным изменениям в объеме, направлении представляемой информации и других аспектах относительно первоначальных представлений.
Выбор формата представления информации должен соответствовать содержательной части представляемого материала, чтобы наиболее понятно и точно отражать ее. Также стоит отметить, что в ходе работы мы столкнулись с ограничениями в использовании ресурсов, обеспечивающих функционирование выбранного нами формата путеводителя. Такой опыт позволяет нам говорить о том, что при производстве проектов необходимо обладать навыком оперативного нахождения альтернативных вариантов реализации проекта.
Визуальная составляющая проекта и дизайн должен дополнять функции формата, направленные на представление содержательной части наиболее доступным для восприятия образом. Необходимо помнить о том, что информация должна быть выстроена интуитивно понятно. Проект должен иметь определенную структуру, в которой соблюдается конкретная иерархия. Этому способствует работа с цветом, шрифтами, его кеглем, подбором размеров блоков информации. Помимо этого необходимо помнить про следование выстроенной композиции и соблюдение правил типографики.
Что касается продвижения и реализации проекта, нужно учитывать особенности конкретного проекта. Варианты продвижения могут варьироваться в зависимости от его целей, формата и направленности. Один из способов продвижения представлен в нашей работе - проведение мероприятий по просветительской работе относительно тем экологии, биологии и фенологии в частности, которые в связке с нашим проектом будут вызывать у аудитории интерес к данной области.
В результате проделанной работы был создан мультимедийный информационный ресурс «Экологические тропы им. В.Г. Рудского в Томском академгородке», который направлен на популяризацию данного формата экологического просвещения среди жителей Томска, а также предполагает возрождение культуры фенологических наблюдений у общества.


1. 3D Археология // ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. 2025. URL: https://3darchaeology.ru/proekty/catalog-3d-tours/denisova-peshchera/
2. Climate Zones // Pudding.cool. 2024. URL:
https://pudding.cool/2024/06/climate-zones/
3. Seeing Earth from Outer Space // Pudding.cool. 2017. URL: https://pudding.cool/2017/10/satellites/
4. Waveforms // Pudding.cool. 2018. URL:
https://pudding.cool/2018/02/waveforms/
5. Обсерватория экологической безопасности СПбГУ // Наука в формате 360°. 2023. URL: https://rscf.ru/fondfiles/tours/SPbGU/03/index.html
6. Dahlgren R. Media logic in cyberspace: Repositioning journalism and its publics 11 Ja-vnost - The Public. Journal of the European Institute for Communication and Culture. 1996. No. 3 (3). P. 64.
7. Newman N. Journalism, Media, and Technology Trends and
Predictions 2024. The Reuters Institute For The Study Of Journalism, 2024.
8. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.
9. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Становление старых и новых медиа / Пер. с англ. А. Гасилина. М.: Рипол классик, 2019. 384 с.
10. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
11. Ингенблек В. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996.
12. Качанов, Д. Г. Повествовательные функции различных элементов
в мультимедийном журналистском произведении / Д. Г. Качанов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология.
Журналистика. 2020. № 3. С. 89-92.
13. Качкаева А. Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А.Г. Качкаева, С.А. Шомова. М.: ВШЭ, 2017.
14. Мунасипова Д. Специфика жанра мультимедийных статей (на примере материалов газеты The Guardian за 2013-2014 гг.) // Vernsky.ru. 2015.
15. Прохорова Н.В. Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования.
2014. №2 (14).
..23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ