Введение 6
1. Трансформация концепции аудитории медиа под влиянием партиципаторной
парадигмы 12
1.1 Дифференциация массового и популярного 12
1.2 Становление партиципаторного дискурса и fan studies 26
2. Специфика фанатской интерпретации паратекстов (на примере YouTube-канала «Cut the Crap») 34
2.1 Формирование исследовательских подходов к интерпретации кинотекста 34
2.2 Трейлер как паратекст: структурные и художественные особенности 44
2.3 Трансмедийное повествование как способ коммуникации с аудиторией 50
2.4 Фанатский аналитический контент в контексте креативного потребления 54
2.4.1 Особенности партиципации в отношении YouTube-канала «Cut the Crap» 54
2.4.2 Исследование интерпретативных стратегий 58
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
Интернет определил новые возможности интерпретации текстов культуры, что привело к появлению интерпретативных сообществ, целью которых становится прогнозирование сюжета еще не вышедших фильмов. Практика взаимодействия с популярной культурой в Интернет пространстве актуализирует необходимость расширения области гуманитарных исследований, рассмотрения содержательной стороны онлайн аналитики и подходов, которые используются при работе с определенными текстами. Данное исследование посвящено анализу интерпретативных стратегий, применяемых фанатами при создании собственного аналитического контента. Мы рассмотрим то, как развертывание смыслов, потенциально заложенных в деталях, но не раскрытых окончательно, происходит в процессе появления опосредованных текстов, а именно промо¬материалов (тизеров, трейлеров, постеров, интервью и новостей).
Смысловые игры и поиски глубинного смысла в интертекстуальных связях с другими текстами на основе непродолжительного видеоряда стали возможны, благодаря парадигме постструктурализма, в которой текст характеризовался семантической открытостью и неограниченностью толкования. Важно то, что фанатские теории вызывают доверие аудитории, а также интерес относительно того, насколько точными окажутся фанатские предположения. С этой точки зрения, следует проанализировать фанатскую культуру в рамках партиципаторного дискурса, включающего концепции трансмедийного сторителлинга, культуры участия и коллективного интеллекта.
Постановка проблемы
Интернет позволяет каждому найти свою нишу интересов в блогосфере. В условиях Web 2.0 пользователи стали обращаться к практикам, направленным на самовыражение, требующих большей активности и деятельности со стороны пользователей. Однако культурная парадигма со-участия влечет за собой ряд вопросов, ответы на которые должны позволить нам определить специфику фанатской деятельности на фоне одновременного производства и потребления. Как устроен процесс производства смыслов и чем определяется его особенность? Действительно ли потребительский характер культуры претерпевает трансформацию, а фанатская интерпретативная деятельность является следствием этих изменений? Изучая детали рекламных материалов, фанаты используют методы киноведческого анализа, но можно ли подобную аналитику сопоставить с профессиональным подходом?
Таким образом, цель нашего исследования состоит в том, чтобы проанализировать различные аспекты аналитической деятельности фанатов в контексте нынешних традиций интерпретации и формирующегося культурного ландшафта.
Объектом исследования является виртуальный фанатский контент.
Предметом исследования является воспроизводство культуры участия в процессе креативного потребления.
Обозначенная цель требует постановки следующих задач:
1. Обозначить и охарактеризовать фанатскую практику в контексте объединения роли потребителя и производителя.
2. Проанализировать содержательную сторону и интерпретативные стратегии фанатского аналитического контента.
3. Выявить специфику фанатской аналитики.
Степень теоретической разработанности проблемы
Теоретические исследования, затрагивающие заданную проблематику, можно разделить на несколько блоков.
Первый блок вводит в понимание нынешнего состояния культуры и изменений, происходящих в потребительском поведении. В современном обществе креативный консьюмеризм стал возможным, с одной стороны, благодаря изменениям в организации производства. С другой стороны, причиной возникновения и развития модели одновременного производства и потребления стала попытка разрешить проблему конструирования идентичности и самореализации. Ричард Флорида рассматривает новый тип потребителя в качестве маркера формирования специфической социальной группы - креативного класса, а самореализацию и идентичность как конструирование креативного стиля жизни. Теоретико-методологическую базу данной работы составили исследования Э. Тоффлера и Дж. Ритцера, касающихся модели потребителя-производителя. Согласно вышеперечисленным авторам, просьюмеризм по большей части характерен для западного капитализма, однако просьюмерская деятельность в российской действительности также присутствует. В связи с этим, комплексному исследованию особенностей культуры, которые повлекли за собой внедрение потребительских практик в жизнь общества, посвящены работы В.И. Ильина, А.Н Ильина, А.В. Костиной, А.В Овруцкого. По замечанию В.И. Ильина, ненасытный потребитель становится ядром экономики общества потребления, подобная зависимость ведет к дегуманизации жизни человека и истощает природные ресурсы, однако прогрессирующая тенденция креативного потребления позволяет смягчить последствия перепотребления. Кроме этого, использовалась теоретические работы, которые предоставили возможность проследить трансформацию в поведении аудитории массовой культуры.
Следующий блок литературы посвящен теоретизации фанатского производства как характерного проявления культуры со-участия. Снимая видео-контент, фанаты частично выполняют производственные функции и стремятся выделиться из массы себе подобных, заявить о себе, избирая при этом наиболее популярный способ самовыражения.
Фан-академический дискурс возник в конце 1980-х и предшествовал распространению цифровых медиа, в последующее десятилетие изучение фан-культуры происходило параллельно с рассмотрением новых коммуникационных технологий: таких аспектов, как интерактивность, пользовательский контент и партиципация. Теоретиком медиа Генри Дженкинсом, чьи работы в области fan studies имеют фундаментальное значение для научного дискурса, был предложен концепт культуры со-участия, который используется нами в качестве обоснования новых тенденций культурного производства. При этом работа, созданная всеобщими усилиями, предполагает материальную незаинтересованность и основывается на содействии со стороны единомышленников. Характерным аспектом культуры со-участия является убежденность партиципантов в том, что их вклад имеет значение, что, в свою очередь, создает ощущение социальной связи друг с другом. В этой оптике фанатское творчество рассматривается как результат развития партиципаторной культуры, что выражается в творческом взаимодействии фанатов друг с другом и с объектами подражания посредством интерактивных медиа. Согласно Г. Дженкинсу, фандом представляет собой специфическое интерпретативное сообщество, в котором интерпретация производится не на личном, а на институциональном уровне в рамках фан-клубов и фанзинов, представляющих собой пространство, где «согласовываются» текстовые интерпретации, которые на данный момент являются частью цифровой экосистемы. Развивая идеи Г. Дженкинса, C. Sandvoss рассматривает фан-форумы, онлайн-сообщества и фан-сайты как иллюстрацию социокультурного формообразования Интернет среды и разрабатывает типологию для дифференциации терминов «фанат», «поклонник» и «энтузиаст». Данная типология основывается на трех критериях: степень взаимодействия с другими фанатами; выбор фан-объекта и формат активности, вокруг которых развивается фандом; специфика коммуникации. Для описания и анализа социальной структуры фанатских сообществ использовались работы Дж. Фиске. Как описывает Дж. Фиске, участники фанатского сообщества формируют свои собственные системы производства и распределения, которые образуют теневую культурную экономику, находящуюся за пределами индустрии культуры, но в то же время связанную с ней. В фанатских практиках культурный капитал служит не столько средством социального различия, сколько способом вовлечения в «производство». Основным видом деятельности, в этом случае, является не создание продукта - производство заключается в создании значений и социальных связей. Необходимо отметить ряд авторов, которые напрямую изучают особенности фанатских практик: К. Буссе, М. Хилза, К. Бэкон-Смит, К. Дрисколл, Д. Миттелла. К важным научным исследованиям, рассматривающих фанатские практики как самостоятельное культурное явление, отнесем работы Н.В. Самутиной, К.А. Прасоловой, С.Н. Попову, Н.И Васильеву. Многие авторы, при этом, касаются национальной специфики представляемого феномена, однако не в полной мере затрагивают интерпретативный потенциал фан-сообществ.
Завершающим блоком является материал, в котором обозреваются и выделяются механизмы интерпретации. К ним относятся работы по теории кино Н.А. Агафоновой; работы по семиотике кино К. Метца, М. Ю. Лотмана, Р. Барта, А.С. Плахова. Для описания постструктуралистского подхода используются концепции Ю. Кристевой, Ж. Деррида, Ж. Женнет, О.В. Аронсона и т.д. Особую значимость имеет монография Н.А. Симбирцевой, посвященная специфике культурологической интерпретации и разработке структурно-функциональной модели прочтения текстов культуры. О специфике художественной конструкции тизеров и трейлеров пишут М.С. Глазова и О.О. Савельева, Е.В. Буланов, Е.В. Козлов, Г.А. Суковатых. Для сравнительного анализа фанатских текстов с профессиональной интерпретацией используется статья А.Р. Усмановой, посвященная методологии анализа фильма.
Взаимодействию между пользователями во многом способствуют технологические инструменты. Сегодня существует огромное количество цифровых платформ, (например, YouTube, Reddit, DeviantArt, различные дискуссионные форумы), которые позволяют фанатам взаимодействовать, потреблять и создавать контент. Эмпирической базой исследования выступят материалы YouTube-канала «Си1 the crap», а также одноименное сообщества в социальной сети Вконтакте.
Материал, который составляет теоретическо-методологическую базу, довольно разнообразен. Однако, несмотря на обширный список используемых источников, ответ на поставленную автором проблему отсутствует. Решение обозначенных задач возможно посредством основательного изучения всех представленных источников.
Методология исследования. В рамках бакалаврской работы использовался дескриптивный метод, с помощью которого был осуществлен сбор, анализ и систематизация теории относительно социокультурных условий, сформировавшихся в цифровой среде.
Исторический метод применялся в данном исследовании при анализе существующих подходов к рассмотрению аудитории, этапов развития кинотеории и текстов о кино.
Для сопоставления фанатского аналитического контента с профессиональным анализом кино мы обратились к сравнительно-аналитическому методу.
Изучение интерпретативных фанатских практик в блогосфере проводилось с применением метода включенного наблюдения и тематического анализа.
Научная новизна
Несмотря на то, что фанатское творчество является предметом обширных научно-теоретических исследований, интерпретативные стратегии фанатских сообществ остаются малоизученными. В связи с чем, научная новизна данного исследования связана с анализом фанатского текста как реализации интерпретативной стратегии в рамках формирования новых форм потребительской активности.
Теоретическая и практическая значимость работы
Работа представляется значимой для изучения популярной культуры и fan studies, поскольку ориентирована на рассмотрение интерпретативных стратегий фан-культуры, что позволяет сосредоточиться на узкой тематике, которая характеризует общекультурную парадигму цифрового пространства. Материалы и отдельные главы дипломной работы могут быть использованы в процессе преподавания культурологии, теории и истории культуры, а также послужить основой для разработки отдельного спецкурса или практического семинара по фанатскому контенту, адресованного студентам вузов. Результаты исследования можно использовать при выстраивании маркетинговой стратегии взаимодействия с фанатами.
Апробация работы проводилась в рамках ряда научных конференций, по итогам которых были выпущены статьи:
Смердова К.С. Фанатское кино как специфическая коммуникативная практика //Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1. -
Екатеринбург, 2020. - 2020. - С. 368-373.
Смердова К.С. Фанатское кино как переработка культурных смыслов //Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - №. 36.
Смердова К.С. Актуализация интертекстуальности в практике фанфикшн //Initia: Актуальные проблемы социальных наук (24-25 апреля 2020 г). - с. 114.
Смердова К.С. Модели интерпретации канона в фанатском кино//Материалы XXVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Ломоносов. [Электронный ресурс] //URL: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2020/data/19541/106676_uid356013_report.pdf. - 2020.
Положения, выносимые на защиту:
1. Новые коммуникативные возможности и постоянная модификация технологических средств в Интернет пространстве позволяют потребителям на основе уже имеющихся объектов создавать свои собственные.
2. Фанатский аналитический контент - это форма креативного потребления, основанная на анализе паратекстов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В ходе исследования, в соответствии с поставленными задачами, были получены следующие результаты.
Представляя обзоры на промо-материалы фильмов и предлагая последующий анализ скрытых деталей, фанаты-блогеры отходят от пассивной роли «реципиентов» текста и реализуют свой потенциал как соучастники творчества. Акторы медиафандома не только осмысливают текст, являющийся для них открытым, лишенным авторского доминирования, но и следуют тенденции креативного потребления, целью которого становится освоение технических навыков, производство смыслов, монетизация своего контента и создание социальных связей. Предпосылками для формирования креативного потребления в фанатской среде стали:
1. Поэтапная трансформация части аудитории из пассивной, массовой в активную, заявляющую о себе. Эволюция концепции аудитории происходила параллельно развитию массовой культуры. Массовая культура традиционно определялась как противоположность «высокой» культуре и характеризовалась как совокупность социокультурных ценностей, соответствующих потребностям и вкусам массового потребителя, которые исчерпываются набором шаблонов и клише. Массовое ассоциировалось с производством на потребу широкой аудитории, недостаточно образованной, поддающейся манипуляциям, довольной своей посредственностью и лишенной индивидуальный особенностей. Со временем тиражирование продуктов массовой культуры выросло до таких объемов, что человек физически не успевал потреблять. Таким образом, массовая культура стала расслаиваться, и популярное уже не было равнозначно массовому. Концепт популярной культуры предполагает, что это все ещё коммерческое производство, однако выбор факта потребления остается за конкретным индивидом. Реабилитация популярного означало признание эмансипаторного потенциала в капиталистических условиях, поэтому и аудитория стала рассматриваться как более независимая.
2. Стирание оппозиции между производителем и потребителем в условиях цифровизации. Основой социокультурной жизни в Интернете становится создание, распространение, использование и обработка информации. Именно интерактивность и технологические возможности определили возможности для актуализации креативного потенциала аудитории. В результате было сформулировано определение креативного потребления, под которым обозначаются практики пользователей, осуществляемые для самореализации или развлечения. При этом потребление включается в со-производство и является процессом творческого самовыражения с помощью приобретаемых товаров и услуг.
3. Парадигма партиципаторной культуры, составными элементами которой являются трансмедийное повествование и коллективный интеллект. Были выделены три определения данного типа культуры: 1. культура с относительно низкими барьерами для художественного самовыражения и проявления гражданской активности, сильно стимулирующая создание контента и его распространение; 2. система, в которой более опытные представители сообщества передают свои знания неопытным; 3. сообщество, члены которого оценивают свои действия как значимые и дают свою оценку контенту, произведенному другими представителями. Кроме того, после изучения концепции М. Шейфера, мы обозначили три формы партиципации в Интернете: техническую модификацию, эксплицитное и имплицитное участие. Опираясь на Н. В. Самутину, были выделены характеристики партиципации в контексте фанатской культуры, среди которых: большая эмоциональная вовлеченность; высокая компетентность в сфере, в которой осуществляется фанатская активность; насыщенная коммуникация по содержательным, эстетическим, этическим вопросам.
4. Формирование субкультур и интерпретативных сообществ. Популярная культура представляет собой поле существования самых разных артефактов и объектов, которые свободно выбирают люди, что позволяет им находить значимых других и объединяться в группы и сообщества, в которых люди чувствуют себя гармонично и безопасно. В связи с чем, медиафандом определяется как: 1. интерпретативное сообщество, которое участвует в создании и распространении множества интерпретаций текста;
2. явление, которое побуждает людей к объединению в рамках субкультуры, основанной на общих интересах или признании медиа-мира или продукта.
Результат развития партиципаторной культуры выражается в творческом взаимодействии фанатов друг с другом и с объектами подражания посредством интерактивных медиа.
Изучив концепт трансмедийного повествования, мы установили, что в условиях трансмедийности производители и потребители активно вносят вклад в создание единой истории, дополняя мир новыми деталями и расширяя рынок. Такая интерактивность не меняет отношения, связанные с вовлечением потребителей в рекламную кампанию, а, напротив, расширяет их масштаб. Для поддержания интереса аудитории выпускаются многочисленные паратексты, которые способствуют продвижению медиаконтента через различные каналы. Это свидетельствует о том, что в современной медиа-культуре происходит апробация новых способов обращения к аудитории, которые сочетают маркетинговые и развлекательные стратегии, с целью сохранения интриги.
Проанализировав различные подходы к интерпретации кинотекста, мы смогли выделить то, как фанаты подходят к анализу паратекстов.
В отличие от профессионального анализа фильма, интерпретации контент-мейкера могут содержать оценочные суждения; так как во многом они зависят от интуиции, догадок и додумываний. Отношение фанатов к составляющим франшизы обуславливается уровнем соответствия канону, включающему в себя основные принципы существования вымышленной вселенной, ее хронологию, мифологию и персонажей.
Аналитическая стратегии основана на концепции мономифа Джозефа Кэмпбелла, характеризующаяся тем, что каждый из героев повествования проходит трансформацию, которая соответствует определенной хронологической структуре. Фанат использует данную стратегию для прогнозирования того, как будет выстраиваться последовательность и какие изменения произойдут с персонажами.
Блогер осуществляет своего рода семиотический анализ, так как любому знаку в трейлере присваивается значение, основанное на обнаружении референтов.
Так как трейлеры создаются с использованием языковых игр, базирующихся на неологизмах, ритме и рифме, то блогеру зачастую приходится объяснять их значение.
Другой отличительной чертой является пристальное внимание к деталям, страсть к рассматриванию, замедленному просмотру почти неразличимых для невооруженного или постороннего глаза фрагментов монтажного кадра. Для фанатской аналитики важна каждая новость о грядущей картине, в связи с чем анализу поддаются любые материалы, связанные с ожидаемым произведением. Однако, в некоторых случаях, фанаты фокусируются на скрытых деталях и интертекстуальных связях, которые в нарративном плане могут показаться бездейственными, нефункциональными, но благодаря им возникает эмоциональная связь между зрителем, его теорией и самим кинотекстом. При этом интерпретация перестает быть внешней задачей фандома, она становится основой его существования.
Исходя из этого, удалось выделить 7 ступеней, которые проходит интерпретатор, разбирая промо-материалы:
1. Трейлер «разрезается» на части, фиксируются наиболее значимые моменты.
2. Последовательность организуется, исходя из структуры сюжетосложения популярного кино.
3. Определяется главная темы и вид конфликта; характеризуются главные герои, выделяются жанровые признаки.
4. Описывается фабула и соотносится с каноном или с другими текстами в рамках одной киновселенной.
5. Рассматривается художественная составляющая, а именно то, как слова песни соотносятся с визуальной частью.
6. Анализируются детали, по которым определяется референт и означаемое.
7. Происходит дешифровка неявных смыслов, на основе которых строится фанатская теория.
Автором был проведен контент-анализ, на основании которого выявлены интерпретативные приемы и предложена их систематика. Таким образом, фанатскую интерпретативную практику мы рассматриваем как креативное потребление, посредством которого создается собственный контент, при этом сообщество фанатов готово использовать коллективный интеллект и творчество для развития тематического универсума.
1. Brooker W. Using the force: Creativity, community and Star Wars fans. - Bloomsbury Publishing, 2002.
2. Canavan G. Fandom Edits: «Rouge One» and the New Star Wars // Star Wars and the History of Transmedia Storytelling. Ed. by S. Guynes and D. HasslerForest. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. P. 277-288.
3. Dusi D. Digital environments and the fading of the production-consumption dichotomy: prosumption as a comprehensive approach //Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. - 2015. - Т. 8. - №. 1. - С. 77-94.
4. Fiske J. Reading the popular. - Routledge, 2017. с. 38.
5. Fiske J. Understanding popular culture. - Routledge, 2010, с 32.
6. Genette Gerard. Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P 1-2
7. Gerbner Gross 1976 - Gerbner G., Gross L. Living with Television: The Violence Profi le // Journal of Communication. 1976. Vol. 26. Iss. 2. P. 173-199.
8. Hall S. Encoding/Decoding // Media and Cultural Studies. Keyworks. London: Blackwell Publishers, 2001.
9. Jenkins H. Fandom, Negotiation, and Participatory Culture // A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons, 2018. Pp. 13-26.
10. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. Routledge- New York, 1992b. 352 с
11. Jenkins H. The Cultural Logic of Media Convergence // International Journal of Cultural Studies. 2004. Vol. 7. № 1.
12. Jim Collins, 'Appropriating Like Crazy. From Pop Art to Meta-Pop', in James Naremore and Patrick Brantlinger, eds, Modernity and Mass Culture (Bloomington, IN, Indiana University Press, 1991), pp. 203-223.
13. Jonathan Gray, 2010. Show Sold Separately: Promos, Spoilers, and Other Media Paratexts с. 154
14. McMillan D. W., Chavis D. M. Sense of community: A definition and theory //Journal of community psychology. - 1986. - Т. 14. - №. 1. - С. 6-23.
15. Sandvoss C. Fans: The mirror of consumption. Polity Press - Cambridge, UK, 2005a. 224 с
16. Schafer M. T. Bastard Culture! User participation and the extension of the cultural industries. - Utrecht University, 2008.
17. Scolari C. A. Transmedia storytelling: Implicit consumers, narrative worlds, and branding in contemporary media production [Электронный ресурс]// International Journal of Communication. - 2009, - №3. - Р. 586-606.
18. Tombleson B., Wolf K. Rethinking the circuit of culture: How participatory culture has transformed cross-cultural communication //Public Relations Review. - 2017. - Т. 43. - №. 1. - С. 14-25.
19. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма //Минск: Тесей. - 2008. - Т. 392.
20. Алексеенко А. С. Факторы формирования доверия к киноинфлюенсерам в новых медиа (на примере видеохостинга YouTube) //Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития. - 2020. - с. 209-216.
21. Аль-Ханаки Д. и др. Принципы трансмедийного повествования //Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 5. - №. 11. - С. 108-113.
22. Аргамакова А. А., Яшина А.В. Crowd science: исследование и преобразование общества через технологии краудсорсинга //Ценности и смыслы. - 2016. - №. 5 (45)
23. Аронсон О. В. Кинематографический текст и тексты о кино //Международный журнал исследований культуры. - 2012. - №. 2 (7).
24. Арора П. Переосмысление досуговых цифровых сетей с помощью глобальных городов: метафорический взгляд //Философско-литературный журнал «Логос». - 2019. - Т. 29. - №. 1 (128)
25. Афанасов Н. Б. Разочарование в «Игре престолов»: сериальная логика, трансмедийное повествование и капитализм платформ //Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2019. - Т. 1. - №. 2.
26. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. с. 418
27. Батурчик М. В. Новые акценты в исследовании аудитории: концепция активной аудитории. - 2003.
28. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры /Ж. Бодрийяр. — М.: Республика, культурная революция, 2006. — 269 с. - 78
29. Буланов Е. В Трейлер как феномен современной экранной культуры // Наука
телевидения. 2017. №13.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/treyler-kak-fenomen-
sovremennoy-ekrannoy-kultury (дата обращения: 11.06.2021)
30. Бычков П. Г. Массовое сотрудничество как новейшая форма трансляции массовой культуры //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2012. - №. 151.
31. Вьюгина Д. М. От аудитории к медиапотребителю: трансформация
концепции аудитории в медиаисследованиях //Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6. - №. 1.
32. Гамбарато Р. Р. Дизайн трансмедиа проектов: теоретические и аналитические аспекты [Текст] / Р. Р. Гамбарато / Baltic Screen Media Review. - 2013, - Vol. 1, - P. 80-100.
33. Деникин А. А. Критика подходов к исследованию практик новых медиа //Наука телевидения. - 2014. - №. 11.
34. Дженкинс Г. Конвергентная культура: Столкновение старых и новых медиа / Пер. с англ. А. В. Гасилин. М.: Рипол-Классик, 2019.
35. Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). - 2010.
36. Ильин В. И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления //Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. 14. - №. 5.
37. Кастельс 2004 - Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория (при уч. изд-ва Гуманитарного ун-та). - 2004. с. 8-9.
38. Кожемякин Е. А., Манохин Д. К. Семиотические аспекты массовой культуры //Культура и текст. - 2013. - №. 1 (14).
39. Константинов М. В. Три концепции семиотики кино: Ю. Лотман, К. Метц, Р. Барт //Ллея: науковий вюник. - 2017. - №. 123. - С. 176-181.
40. Криволап А. Д. Бесконечные возможности новых медиа для эксплуатации. -
2018.
41. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 1995. №1. С. 97-124 (115)
42. Кристева Ю. Революции поэтического языка // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 1994. - № 5. - С. 447
43. Крылова Н. В., Бадалова Т. С. Аспекты интермедиальности в кинематографе //Филологический аспект. - 2018. - №. 3. - С. 120-130.
44. Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследований //Философско-литературный журнал Логос. - 2012. - №. 1. - С. 14-79.
45. Курова Е. Г. Кадр как способ построения значения в кино //Человек. Культура. Образование. - 2019. - №. 4 (34).
46. Курчатова Т. В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты,
социальные роли. - 2004.
47. Лотман Ю. М. Блок и народная культура города // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. — Блоковский сборник, IV. — Уч. зап. Тарт. ун-та. — Вып. 535. - Тарту, 1981
48. Манохин Д. К., Стручаев М. В. Философия киноязыка в контексте структуралистской и постструктуралистской семиотики //Наука. Искусство. Культура. -
2019. - №. 2 (22).
49. Маньковская Н. Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФ РАН. - 1995.
50. Миловидов С. В. Партисипаторные возможности трансмедийного
повествования //Обсерватория культуры. - 2015. - №. 4. - С. 40-45
51. Некрасова Е. В. Нарратив как «модель понимания» литературного текста //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 7. - №. 1. - С. 17-27.
52. Павлов И. А. Одностороннее со-участие Рецензия на книгу: Jenkins H., Ito M., danah boyd. 2015. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics. Cambridge, UK: Polity. 220 p //Экономическая социология. - 2020. - Т. 20. - №. 1.
53. Паяль Арора, Переосмысление досуговых цифровых сетей с помощью глобальных городов: метафорический взгляд // Философско-литературный журнал «Логос». 2019.
54. Плотичкина Н. В. Просьюмеризм как политическая практика //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2013. - №. 3.
55. Постникова Т. В. Коммуникация кинематографа в семиотике Ю.М. Лотмана: философско-антропологический анализ / Т.В. Постникова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. № 3. С. 11 - 31
56. Почепцов Г. Пропаганда 2.0. - Glagoslav Publications, 2020.
57. Сабурова Н. А. Плотникова К. А. Способы реализации оптимизирующей стратегии в трейлере //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №. 8¬2 (86).
58. Самутина Н. В. Культура со-участия (participatory culture) в цифровом подполье: коммуникативные практики русскоязычных фандомных сообществ // По мат. конф. «Независимые от кого? Альтернативные СМИ, малые издательства и блоггеры в России». - 2015. - С. 1.
59. Сербин В. А. Проблемы семиотической интерпретации значения в кино //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - №. 4 (28).
60. Соколова Н. Л. Трансмедиа и «интерпретативные сообщества»
//Международный журнал исследований культуры. - 2011. - №. 3 (4)
61. Степанов. Б. Осевое время» культурных исследований: дискуссия о культурном популизме //Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2017. - Т. 9. - №. 3. - С. 104-134.
62. Суховская Д. Н. Креативный класс и креативный город: анализ основных положений теории Ричарда Флориды //Университетские чтения. - 2014. - С. 178-183.
63. Тарасов А. Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма //Философия и общество. - 2009. - №. 1.
64. Тошпулатова Б. Н. Интерпретативные узлы художественного текста //Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2013. - №. 3. - С. 142-144.
65. Усманова А. Р. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма //Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов. - 2007. - С. 183-204.
66. Устюжанина Д. А. Двойственная природа новых медиа в онлайн- пространстве //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - №. 2.
67. Фатеева Н. А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 25-38 (35)
68. Фленина Т. А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2014. - №. 171.
69. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. - Ad Marginem, 2016. - Т. 20.
70. Шапинская Е. Н. Популярная культура и ее тексты как пространство сопротивления: концепция Дж. Фиске //Личность. Культура. Общество. - 2006. - Т. 8. - №. 1. - С. 323-339.
71. Шилина М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые
парадигмы исследований массовых коммуникаций //Медиаскоп. - 2009. - №. 3. - С. 17-17.
Видеоматериалы
72. Cut the crap. Загадочник не злодей! Что вы не заметили трейлере Бэтмен [видеоклип]//УоиТиЬе. (https://www.youtube.com/watch?v=2Ald_dM-qKA&t=885s)
73. Cut the crap. Чем гениален Терминатор 2: Судный День
[видеоклипа/YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=1Z52PaOHMYk&t=705s)
74. Cut the crap. Что показали в трейлере №2 «Тор 3: Рагнарёк»
[видеоклипа/YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=3F3mvcHlv5o)
75. Cut the crap. Что показали в трейлере Веном 2 [видеоклипу/YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=qmAjy9at0Ec&t=71s)
76. Cut the crap. Что показали в трейлере Логан [видеоклипу/YouTube.
(https://www.youtube.com/watch?v=G3WmogKBLAY)