ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности изучения политической повестки феминистических онлайн-
сообществ 9
1.1 Теория установления повестки дня 9
1.2 Феминизм в идеологическом спектре современности 20
2 Исследование политической повестки феминистических онлайн-сообществ 27
2.1 Анализ структуры феминистических онлайн-сообществ и ее влияние на
распространение информации 27
2.2 Результаты исследования феминистических онлайн-сообществ в
социальной сети «ВКонтакте» в 2019-2021 гг. 31
2.2.1 Исследование политической повестки в период первой волны пандемии
COVID-19 31
2.2.2 Исследование проблемы принятия закона о домашнем насилии в
политической повестке 36
2.3 Исследование политической повестки феминистических онлайн-сообществ за 2022 год 40
3 Динамика политической повестки феминистических онлайн-сообществ 48
3.1 Сравнительный анализ политической повестки феминистических онлайн
сообществ за 2019-2022 гг. 48
3.2 Содержание политической повестки феминистических онлайн-сообществ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
2022 год можно охарактеризовать как период интенсивных политических, социальных, экономических и культурных изменений во всем мире. Прежде всего, большое влияние оказала пандемия COVID-19, на ликвидацию последствий которой были направлены усилия всех стран. Кроме того, 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция на территории Украины (далее - СВО-2022), инициатором которой стала Российская Федерация. Это событие повлекло за собой необходимость практически каждого государства идентифицировать себя с определенной стороной: поддерживающие, несогласные, воздержавшиеся.
Актуализировались культурные изменения, связанные в том числе с самоидентификацией российского населения, проживающего на территории Украины, и украинского населения, проживающего на территории России.
На фоне этого снова поднялся традиционный историко-философский вопрос о культурном пути России, оказавшейся в эпицентре этих изменений: относится ли она к Западной или Восточной цивилизации или должна двигаться по своему уникальному пути. Эти размышления нашли отражение в позиции самих россиян относительно их отношения к проводимой СВО-2022. По данным летнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения , 72% россиян высказались в поддержку спецоперации. На основе этих данных также можно сделать вывод относительно понимания целей спецоперации: позиция большей части респондентов полностью идентична официальным заявлениям властей. Более 85% опрошенных заявили, что в случае организации в их городах протестных акций, они не примут в них участие - то есть протестный потенциал населения, по данным представленного опроса, в стране достаточно низок.
Тем не менее, с февраля 2022 года прошла волна антивоенных митингов и одиночных пикетов во многих городах страны, участники которых былизадержаны правоохранительными органами. За этими выступлениями последовала реакция властей: в марте 2022 года был принят Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (получивший в СМИ и среди общественности название «Закон о фейках»). Его суть заключается в недопустимости распространения заведомо ложной информации о Вооруженных силах РФ, а также публичных действий, направленных на дискредитацию российской армии . Это сильно ограничило деятельность блогеров и других публичных деятелей в социальных сетях, желающих транслировать оппозиционные взгляды. В то же время становится заметно, что события этого года вызвали всплеск патриотизма у определенной части населения, что повлекло за собой еще большее отторжение прозападных либеральных ценностей и выбор в пользу сохранения традиций. Таким образом, цикл событий, последовавших с февраля 2022 года, привел к идеологическому расколу внутри российского общества.
Для нас, как исследователей социальных сетей, немаловажным становится информационная блокада, объявленная России. В этом смысле 2022 год стал переломным для Рунета. С февраля во всех социальных сетях отмечалось изобилие информационного шума. Неопределенность ситуации вынуждала людей искать ответы на интересующие вопросы в Интернете, однако путаницы становилось больше, чем ответов. В сеть транслировалась информация разного качества, зачастую искаженная представителями других государств, что сеяло массовую панику. В марте деятельность американской компании Meta была запрещена в Российской Федерации и признана экстремистской. После чего такие социальные сети как Instagram и Facebook (принадлежавшие Meta) были заблокированы . Особенно популярная среди молодежи платформа TikTok также ограничила свою деятельность на территории Российской Федерации из-за принятого «Закона о фейках» - теперь пользователям доступен только контент, размещенный до блокировки, временно недоступна функция публикации новых видео. Кроме этого, несколько десятков сайтов и информационных порталов (как отечественных, так и зарубежных) либо совсем прекратили свою деятельность, либо были признаны иноагентами. Так мы видим, что в стране значительно снизилось разнообразие информационных источников, с которыми можно было бы работать исследователю.
В этой связи особый интерес для меня представляет отношение феминисток к происходящим глобальным и национальным событиям, а также становлению нового мироустройства. Как правило, современные российские феминистки активно высказывают свою позицию по разного рода вопросам в социальных сетях. Учитывая, что феминизм как идейно-политическое течение традиционно транслирует либеральные ценности, выступает за свободу и мир, можно предположить, что у его представительниц в сети будут нестандартные взгляды на современные события. Кроме того, в условиях постсовременности оно может оказывать информационное влияние. Изучению этого потенциала посвящено данное исследование.
Степень разработанности темы исследования
Для определения теоретических основ исследования политической коммуникации большое значение имеют выводы классических трудов Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, М. Кастельса, У. Липпмана, а также современных коммуникативистов: М. Н. Грачева, Е. Г. Дьяковой, М. М. Назарова, Л. В. Сморгунова, А. И. Соловьева, Н. Г. Щербининой.
Значительный вклад в развитие теории установления повестки дня внесли труды Е. Г. Дьяковой, А. А. Казакова, С. Г. Кара-Мурзы, В. П. Черкасовой.
Изучение Интернета и социальных сетей легло в основу исследований И. А. Быкова, Ф. Н. Гурова, А. М. Дружинина, Е. В. Иноземцевой, А. Ю. Краснопёрова, М. Н. Назарова, Л. М. Руженко.
Анализ идеологического содержания доктрин современного феминизма потребовал обращения к работам В. Брайсон, С. А. Батуренко, О. А. Ворониной, Е. А. Здравомысловой, Б. Н. Кашникова, Т. А. Королевой, М. А. Полутовой, А. А Темкиной.
Исследованию феминизма в социальных сетях посвящены работы Н. А. Боженковой, А. А. Зауэр, А. А. Негушина, А. С. Хижняк. Особое внимание изучению дискурсивных практик феминисток в сетях уделяли А. А. Гнедаш, Э. Декич, Е. А. Каверина.
Однако вплоть до настоящего времени не проводилось исследований, посвященных обсуждению деятельности феминистических сообществ и содержанию их политической повестки в период интенсивных изменений 2022 года. В связи с этим настоящее исследование приобретает особую актуальность и значимость.
Проблема исследования: о чем пишут феминистические онлайн- сообщества в 2022 году. В данной работе представляет высокую научную значимость анализ политической повестки феминистических онлайн-сообществ в период интенсивных политических изменений и сравнение полученных данных с результатами предыдущих исследований.
Гипотеза. События 2022 года привели к изменениям политической повестки феминистических онлайн-сообществ. Можно предположить, что тематика публикаций должна поменяться в сторону освещения или оценки событий, произошедших в 2022 году как на мировом, так и на национальном уровне, с сохранением идеологической специфики их интерпретации.
Объектом исследования выступает феминистическое онлайн-сообщество «Soc-Fem» в социальной сети «ВКонтакте».
Предметом является политическая повестка выбранного онлайн- сообщества в период интенсивных политических изменений в 2022 году. Хронологические рамки исследования: 01.01.2022-31.12.2022.
Цель работы состоит в определении политической повестки феминистических онлайн-сообществ за 2022 год.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать специфику коммуникативного подхода к изучению социальных сетей в современных социальных науках;
2) проанализировать результаты современных гендерных исследований и выявить проблемное поле современного феминизма;
3) произвести отбор феминистических онлайн сообществ, подлежащих изучению;
4) определить коммуникативную структуру отобранного сообщества;
5) провести анализ содержания публикаций выбранного сообщества;
6) описать политическую повестку феминистического онлайн-сообщества за выбранный период.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В теоретическом плане результаты, представленные в работе, во-первых, дополняют существующие исследования в области применения коммуникативного подхода и использования теории установления повестки дня, в частности. Во-вторых, работа способна внести вклад в научную дискуссию о современном состоянии феминизма как идейно-политического течения в России и его идеологических изменениях, происходящих под влиянием новых технологий. В-третьих, исследование будет полезно для всех, изучающих деятельность тематических сообществ в социальных сетях и их протестных потенциал.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования представленной техники сбора, обработки и представления данных, полученных при анализе контента и аудитории онлайн-сообществ. И, конечно же, как следует из цели исследования, материалы могут быть использованы для определения политической повестки иных онлайн-сообществ или же взяты за основу более глубокого анализа упомянутых здесь.
В основе работы лежит коммуникативный подход. Использовались следующие методы: описание, частотный анализ, статистический анализ, дискурс-анализ, интент-анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
2022 год ознаменовался целым рядом событий, повлиявших на все мировое сообщество, в частности, на Россию.
Анализ специфики коммуникативного подхода к изучению социальных сетей в современных социальных науках позволил сделать вывод о том, что различные социальные силы используют Интернет для оказания влияния посредством применения символической власти. Претендуя на формирование у своей аудитории определенного отношение к событиям, они формируют повестку дня, включая в нее те темы, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Так, феминистки относятся к таким социальным силам.
Изучение результатов гендерных исследований позволило выявить проблемное поле современного феминизма. Освещая как традиционные для феминистического дискурса, так и более актуальные темы, феминистки активно используют социальные сети. Наряду с другими социальными силами феминистское сообщество формирует особую, характерную ему, повестку дня, пытаясь воздействовать на сознание своей аудитории. Они являются не только субъектом, транслирующим смыслы, но и объектом, преломляющим и ретранслирующим смыслы, созданные другими политическими субъектами.
По результатам отбора для исследования было выбрано одно крупное, политически направленное и стабильно функционирующее на данный момент феминистическое онлайн-сообщество «Soc-Fem». Анализ коммуникативной структуры отобранного сообщества определил его промежуточное положение между двумя крайними формами: пространства свободной коммуникации и обычного новостного портала. В сообществе нет абсолютно свободной коммуникации, даже нет возможности высказываться под публикациями. Тем не менее отправления обратной связи и даже своего рода участия в формировании контента возможно.
Из обозначенных 11 категорий в политическую повестку вошли 8 (в порядке убывания их значимости): «А что в других странах?», «Дискриминация», «Истории о героических подвигах женщин», «Насильственное отношение к женщинам (вне семьи)», «Образование подписчиков в области феминизма», «Стереотипы», «Домашнее насилие», «Аборты». Более того, соотношений публикаций, посвященным событиям в других странах, с публикациями других категорий позволили сделать вывод о том, что содержание одних категорий администраторы сужают до российских реалий, а других делают разнообразным, освещая зарубежные практики и проблемы.
Гипотеза исследования отчасти подтвердилась. События 2022 года, действительно, привели к изменениям политической повестки выбранного феминистического онлайн-сообщества. Тем не менее, вопреки ожиданиям о преобладании публикаций, посвященных специальной военной операции (которая во многом стала главным событием 2022 года), одноименная категория вообще не оказалась включенной в политическую повестку. Однако рассмотрение реакции пользователей на выделенные блоки тем показало, что самой популярной среди пользователей стала категория, которая в принципе не вошла в повестку - «СВО-2022». Вероятно, вопреки скудному освещению администраторами сообщества, данная тема (по объективным причинам) все же пользуется высоким спросом среди подписчиков.
Такое очевидное игнорирование данного события вызывает еще больший интерес, связанный с выявлением причин замалчивания проблемы и тем, насколько феминистические сообщества в принципе могут свободно самовыражаться в интернет-пространстве, какой степенью самостоятельности они располагают при формировании политической повестки. Поскольку оценить это не представляется возможным в данном исследовании, ограничимся общими выводами.
На примере исследования политической повестки онлайн-сообщества «Soc-Fem», заметно смещение «повестки дня» российского феминизма как социально-политического движения. С одной стороны, по-прежнему сохраняются темы, являющиеся традиционными в феминистическом дискурсе. Однако со временем все с большей интенсивностью они замещаются темами, актуальными «здесь и сейчас». Вероятно, цифровизация вынуждает феминисток соответствовать вызовам быстро меняющегося мира и предоставлять своим читателям информацию, отражающую современное состояние не только российского, но и мирового социально-политического фона. Несмотря на происходящие в мире события, важным вектором их деятельности в сети остается просвещение своих подписчиков, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных данной теме, а также соответствующий повышенный интерес пользователей. Кроме того, как и любая социальная сила, феминистки идут «в ногу со временем», формируя контент, соответствующий актуальным темам и событиям. Тем не менее очевидно, что они зависят от своих внутренних убеждений, с одной стороны, и от законодательства - с другой. Примером такой зависимости может служить странный разрыв интереса администраторов и пользователей к теме специальной военной операции. В целом анализ содержания публикаций показал явную неудовлетворенность феминисток существующим положением женщин как в России, так и в мире. Они акцентируют внимание на различных проблемах, приводя в пример конкретные ситуации из жизни людей, что наделяет читателя чувством включенности и сопричастности. В то же время нет явного протеста и агрессивных высказываний в сторону государства (что отчасти также может быть связано с особенностями законодательства). Администраторы словно направляют сознание своих подписчиков в необходимое им русло через просвещение. Данная особенность дает повод дальнейшего углубленного изучения деятельности феминисток в социальных сетях.
Учитывая, что сегодня Интернет является бесспорным лидером среди информационных ресурсов, он представляет интерес как для обычных индивидов и государства, так и для ученых. Изучение особенностей формирования информационных сообщений и повестки дня (в том числе и политической) позволяет не только внести вклад в теоретические основания политической коммуникативистики, но также контролировать и оказывать влияние на процесс информационного взаимодействия в интересах различных (как государственных, так и частных) структур.
1. Во время карантина в России резко вырос уровень домашнего насилия // Meduza. - 2020. - URL: https://meduza.io/feature/2020/07/17/vo-vremya- karantina-v-rossii-rezko-vyros-uroven-domashnego-nasiliya-chislo-zhalob- podskochilo-vdvoe-a-vlasti-ne-smogli-effektivno-zaschitit-zhertv (дата обращения: 15.04.2021).
2. Как законодатели предлагают бороться с домашним насилием // Ведомости. - 2019. - URL:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2019/11/29/817502-s(дата обращения: 16.05.2023).
3. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны / ВикиЧтение. - М., 2012. - URL: https://pub.wikireading.ru/29541 (дата обращения: 20.12.2021).
4. Реальный масштаб домашнего насилия в России. 20 чисел // Meduza. - 2020. - URL: https://meduza.io/feature/2020/01/28/realnyy-masshtab-domashnego- nasiliya-v-rossii-20-tsifr(дата обращения 17.01.2022).
5. Рейтинг стран мира по уровню гендерного неравенства // Гуманитарный портал. - 2020. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/gender- inequality-index(дата обращения: 15.01.2022).
6. Рейтинг стран мира по уровню гендерного разрыва // Гуманитарный портал. - 2021. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-gender-gap-index(дата обращения: 15.01.2022).
7. Статистика социальных сетей в России 2020 // Livedune. - 2021. - URL: https://livedune.ru/blog/statistika_socsetej_v_rossii(дата обращения 01.04.2021).
8. Специальная военная операция: мониторинг // ВЦИОМ. - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/specialnaja-voennaja- operacija-monitoring-20223006(дата обращения: 10.01.2023).
9. Суд запретил Instagram и Facebook. Что это значит для пользователей //
РБК. - 2022. - URL:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/03/2022/6238a5e89a79477e5dc0245f(дата обращения: 12.01.2023).
10. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 4 марта 2022 № 32-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410887/(дата обращения: 10.01.2023).
11. Roe v. Wade / Wikipedia. -
URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Roe_v._Wade(дата обращения: 03.05.2023).
12. Soc-Fem // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/socfem(дата обращения: 12.04.2023).
13. TikTok приостановил работу в России из-за закона о «фейках» // РБК. - 2022. - URL: https://www.rbc.ru/business/06/03/2022/6224ffe79a7947837fc69e7e(дата обращения: 12.01.2023).
Литература:
1. Антипова А. Д. Особенности политического дискурса феминисток в русскоязычном сегменте интернета : выпускная квалиф. раб. ... бакалавра политологии / А. Д. Антипова. - СПб., 2020. - 108 с.
2. Аргун Л. Л. Пропаганда как инструмент влияния на политическое поведение в теории Г. Д. Лассуэлла // Социально-гуманитарные знания. - 2021. -№4.-С. 333-338.
3. Артюхина Е. В. Интернет как средство политической коммуникации // Logos et Praxis. - 2008. - № 3. - С. 121-124.
4. Батуренко С. А. Марксистский феминизм: теоретический проект, генезис и опыт практической реализации в XX в. // Вестник Моск. ун-та. Серия 18.-№ 1.-2019.-С. 111-129.
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции; [пер. с фр. А. Качалова]. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
6. Боженкова Н. А., Негушина А. А. Интерперсоналистские характеристики русскоязычного феминистского медиадискурса (на примере Telegram-канала "Дочь разбойника") // Культура и текст. - 2021. - № 4 (47). - С. 240-252.
7. Брайсон В. Политическая теория феминизма. - М.: Идея-Пресс, 2001. - 304 с.
8. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. - СПб., 2013. - 200 с.
9. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть; пер. В.И. Ивановой // THESIS - 1993. - Вып. 2. - С. 137-150.
10. Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках //Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. -М.: Academia, 2002. - 520 с.
11. Володенков С. В. Политические коммуникации и современное политическое управление // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. - 2011. - №6. - С. 22-31.
12. Вязинкин А. Ю. "Демократический реализм" Уолтера Липпмана // Интеллигенция и мир. - 2021. - С. 69-81.
13. Гнедаш А. А. Четвертая волна феминизма: политический дискурс и лидеры мнений в социальной сети Твиттер // Вестник РУДН. Серия: Политология. - 2022. - Т. 24. - № 1. - С. 67.
14. Грачев М. Н. Концепт «разрушения правды» в условиях цифрового общества (аналитический обзор) / Грачев М. Н., Евстифеев Р. В. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13. - № 2. - С. 229-248.
15. Гуров Ф. Н, Дружинин А. М., Иноземцева Е. В. Преодоление «информационного пузыря»: постановка задачи, методология, аналитическое чтение // Ценности и смыслы. - 2022. - № 3. - С. 96-110.
16. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2002. - № 3. - С. 144-168.
17. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - №4. - С. 169-175.
18. Зауэр А. А. Популяризация феминизма в российских медиа и политическое движение: постановка проблемы // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - 2017.-№ 1(9).-С.1-3.
19. Здравомыслова Е. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России / Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6. - С. 177-185.
20. Ивлиев П. В., Ананьева Е. О. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти // Закон и право. - 2021. - № 2. - С. 50-52.
21. Игошина Ю. В. Особенности реализации теорий взаимодействия медиа и аудитории в современном медиапространстве // Вестник Вятского государственного университета. - 2014. - С. 41-45.
22. Каверина Е. А., Декич Э. Развитие феминистского дискурса в цифровых медиа (опыт России и США) // Меди@льманах. - 2020. - № 4. - С. 26-36.
23. Казаков А. А. Теория установления повестки дня vs фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Полити. - 2015. - № 1 (76). - С. 103-113.
24. Казаков А. А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2014. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 85-90.
25. Капралова Е. Воздействие средств массовой информации на сознание человека //Государственная служба. -2015.-№2.-С. 111-113.
26. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 490 с.
27. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
28. Кашников Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. - Великий Новгород, 2004. - 260 с.
29. Королева Т. А. Женское движение: генезис и эволюция // Вестник Томского государственного университета. - 2013. -№ 368. - С. 44-50.
30. Королева Т. А. Феминизм как идейно-политический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2010. -№ 126. - С. 311-319.
31. Королева Т. А. Феминизм как политическая идеология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2006.-№ 22.-С. 60-66.
32. Красноперов А. Ю. Особенности гражданской культуры в информационную эпоху : дис. ... к-та полит. наук / А. Ю. Краснопёров. - Томск, 2020.-219 с.
33. Краснопёров А. Ю. Роль интернета как соконструктора политической медиареальности // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 453. -С. 111-115.
34. Крейг Р. Теория коммуникации как область знания // КОМПАРАТИВИСТИКА-Ш: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. - СПб., 2003. - С. 72-126.
35. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
36. Лукин С. С. Средства массовой информации и реализация принципа плюрализма в современных политических коммуникациях // Актуальные вопросы современной науки. - 2010. - № 4. - С. 48-53.
37. Морозова А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1. - С. 200-208.
38. Назаров М. М. Современные медиа в концепции сетевого общества // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6. - С. 260-273.
39. Обухов К. Н. Коммуникативные основания сетевых структур социального // Вестник Удмуртского университета. - 2009. - №1. - С. 145-148.
40. Полутова М. А. Методологические подходы зарубежных ученых к теории феминизма: истоки, этапы развития, основные направления // Вестник Забайкальского гос. ун-та. - 2013. - № 11 (102). - С. 66-79.
41. Руженко Л. М. Масс-медиа как источник формирования общественного мнения в условиях глобализации // Научный вестник МГИИТ. - 2013. -№4.-С. 52-56.
42. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. - 2001. - № 3. - С. 103-112.
43. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
44. Черкасова В. П. Телевидение и Интернет как каналы формирования политического сознания граждан // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - С. 157-164.
45. Шарков Ф. И. Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2014. -№6.-С. 127-140.
46. Щербинина Н. Г. Определение медиареальности и коммуникации в контексте теории политического конструирования реальности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2019. - № 50. - С. 219-232.
47. Entman R. M. Framing : Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication, 1993. - Vol. 43. - № 4. - P. 51-58.