Аннотация
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания исследований урбомиграции 9
1.1 Подходы к изучению миграций в зарубежной и российской литературе 9
1.2 Теоретико-понятийные инструменты изучения жизненного мира мигрантов:
жизненное пространство, хронотоп, событие 19
1.2.1 Жизненное пространство 19
1.2.2 Время как предмет гуманитарного познания. Хронотоп 24
1.2.3 События как элементы жизненного мира 38
2 Хронотопы и события сельских мигрантов 40
2.1 Методические вопросы изучения 40
2.2 Территориально-пространственные практики сельских мигрантов 42
2.3 Восприятие времени сельскими мигрантами 45
2.4 Событийная структура жизненного мира сельских мигрантов 49
2.5 «Стратегии оправдания» жизненного мира сельских мигрантов 51
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение А Программа исследования 66
Приложение Б Бланк интервью 68
Приложение В Список информантов 70
Приложение Г Расшифрованные материалы интервью 71
Приложение Д Конденсация материалов интервью 112
Приложение Е Дополнительные материалы интервью 115
Приложение Ж Классификатор упрощенного контент-анализа 151
Приложение З Регистрационная карточка контент-анализа 152
Приложение И Протокол контент-анализа 153
Актуальность темы. В рассуждениях о развитии современного российского общества города рассматриваются как точки роста: экономического и культурного. При этом особое внимание уделяется человеческому ресурсу развития, человеческому капиталу: интеллекту, здоровью, качеству жизни членов общества. Одним из демографических механизмов пополнения населения городов являются миграции, для ряда стран он становится основным. Для России пока сохраняет своё значение внутренняя миграция - переезд из села в город. Однако этот процесс изучен мало. В социологии миграции более всего изучалась трудовая и этническая миграция. Что касается урбомиграции, то чаще всего речь шла о её последствиях для сельской местности, причём кризисных последствиях. Причины урбомиграции, её последствия для городов и другие важные вопросы на данный момент являются малоизученными и весьма дискуссионными. Так, например, известный российский демограф А. Вишневский считает, что «большинство проблем нынешнего российского общества связано именно с этим — мы до сих пор наследуем многие черты маргинального советского общества, застрявшего на пути из деревни в город» [58]. Известный российский урбанист В. Глазычев писал о особенностях и масштабах псевдоурбанизации в России [16]. Однако стоит посмотреть на урбомиграцию и с другой стороны - со стороны судеб и жизненных траекторий самих мигрантов: каковы их мотивы, стратегии адаптации к новой социокультурной среде, как вообще воспринимается ими городское пространство, что в нём выделятся в качестве значимого, как интерпретируются те жизненные ситуации, в которые они попадают, что является значимыми событиями их жизни? Одним словом - специфика жизненного мира сельских мигрантов и тех «техник жизни», которые ими применяются для решения вопросов повседневного бытия.
Эффективное управление городским пространством невозможно без понимания той реальности, которую конструируют различные группы и понимания механизмов конструирования этой реальности. Поэтому изучение специфики жизненного пространства (в рамках городского пространства) сельских мигрантов является важным условием принятия определённых управленческих решений.
Проблема исследования: как выглядят, что представляют собой жизненные миры сельских мигрантов?
Цель исследования: изучить жизненные миры сельских мигрантов в рамках городского пространства.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания и понятийные; инструменты изучения жизненного мира сельских мигрантов;
2. Выявить специфику хронотопов - пространственно-временных практик сельских мигрантов;
3. Посмотреть «режимы оправдания» пространственных практик - способы «объяснения» поступков и образа жизни.
Объект исследования: жизненные миры сельских мигрантов г. Томска
Предмет исследования: хронотопы и события жизненного мира сельских мигрантов
Методы:
Сбора: биографическое интервью нарративного типа, документальный метод
Анализа: феноменологический метод интерпретации социальной реальности,
ситуативный подход к анализу интервью С. Квале, упрощенный контент-анализ
Общая гипотеза. История России - это в том числе и непрерывные массовые миграции сельских жителей в города. Чаще всего причинами были неблагоприятные ситуации (например, разрушение сельской общины, голод в деревне и др.) или политика государства (например, индустриализация). Во всех случаях сельские миграции были не столько естественным процессом, сколько искусственным и насильственным. Результаты такой миграции были негативными как для города, так и для сельских мигрантов. В отношении города происходила «слободизация» - понижения качества городской среды и городского образа жизни - размывание городских черт личности, городской культуры [16]. Для сельских мигрантов переезд означал потерю привычного образа жизни и необходимость приспосабливаться к новым условиям. Сознание и поведение маргиналов изучено слабо, особенно средовых. Картина мира и практики поведения сельских мигрантов представляют собой переходный вариант от гемайншафтного типа к гезельшафтному.
Частные гипотезы:
1. Территориальнно-пространственные практики сельских мигрантов ограниченны и носят вынужденный характер, т.е. формируются не столько в результате личностного целеполагания, сколько как реализация традиционного типа действия, направленного на поддержание привычных форм социальности гемайншафтного типа.
2. Время становится социальной ценностью после длительного проживания в городе, а может и не становится вовсе.
3. В высказываниях превалируют «операции с прошлым», «операции с будущим» представляют собой не долговременное прогнозирование, а скорее планы на ближайшее время.
...
В результате нашей работы, мы рассмотрели классификацию миграций, а также следующие подходы к изучению миграционных процессов:
• этнографический
• экономический (классическая концепция А. Смита и А. Маршала, кейнсианство),
• демографический (общая теория народонаселения А. Сови, теория демографического перехода),
• политический (институционализм и общее политическое направление),
• социологический (концепция «притяжения-выталкивания», теория «миграционной цепи», ассимиляционная теория У.Л. Уорнера и Л. Срол, конфликтологическое направление «свой-чужой»)
Рассмотрев вышеназванные подходы к изучению миграций, мы сделали вывод, что именно в рамках социологического подхода изучение урбомиграций наиболее эффективно, так как именно названные концепции и теории сосредоточены на внутренних миграционных процессах.
Изучение внутренней миграции, в том числе и урбомиграции, в России умеют свои особенности, которые были нами рассмотрены. Условно миграционные процессы в России были разделены на 3 этапа, каждый из которых был подробно описан.
Также в первой главе было уделено большое внимание теоретико-понятийным инструментам изучения жизненного мира сельских мигрантов. Мы описали взаимосвязь таких понятий как жизненный мир, жизненное и социальное пространства. Понятие жизненный мир отсылает нас к структурным, устойчивым характеристикам жизни, а понятие жизненное пространство - к процессуальным и динамическим.Рассмотрели теории пространств таких авторов, как Г. Зиммель, Ф. Теннис, И. Гофмман, П. Бурдье, П. Бергер и Т. Лукман, А. Лефевр, К. Левин, А. Щюц, А. Филиппов. Описали категорию «время» как характеристику жизненного мира сквозь призмы философского, психологического, социологического взглядов. Особое внимание уделили так называемой «социологии времени» и истории ее становления, выделив три этапа, в каждом из которых рассмотрели ряд авторов различных теорий изучения проблематики времени (такие авторы, как Э. Дюркгейм, М. Мосс, Ж. Гурвич, Л. и Р. Козер, Э. Зерубавель, П. Штомпка, Б. Адам, . Проновост, П. Сорокин и Р. Мертон и другие). Также бала рассмотрена категория «событие» как особый элемент жизненного мира.
Во второй главе на основе проведенного исследования были рассмотрены хронотопы и события сельских мигрантов. В результате исследования были сделаны выводы, что для 56
сельских мигрантов большую роль играет феномен землячества, который влияет и на различные формы деятельности. Мы выделили критерии посещения общественных мест и заведений. Пришли к выводу, что в большинстве случаев территориально-пространственные практики мигрантов представляют собой результат реализации традиционного типа действия, которое направленно на поддержание привычного образа жизни. Не для всех мигрантов время становится социально значимым, даже спустя годы проживания в городе, в их жизни циклическое время преобладает над линейным. Проведение упрощенного контент- анализа подтвердило гипотезу о том, что в высказываниях превалируют «операции с прошлым». Также подтвердилась и гипотеза о том, что «операции с будущим» представляют собой не долговременное прогнозирование, а планы на будущее - это абстрактная конструкция, которая не подкреплена какими-либо фактами и порядком ее реализации. Кроме того, событие для мигранта не то, что он им действительно называет, это скорее неосознанное выделение значимого в ситуации. Таким образом, мы видим, что картина мира и практики поведения сельских мигрантов представляют собой переходный вариант от гемайншафтного типа к гезельшафтному, некоторую переходную позицию с сохранением сельской идентичности. И для успешного «включения» сельского мигранта в городское пространство необходимо обратить внимание на такие факторы, как:
1. Культурная деятельность. Организация доступных бесплатных общественных мероприятий, которые будут проводиться в различных пространствах города, тем самым позволяя мигранту познакомиться с новыми людьми и наполнить определенное место событием и смыслом, включить место в свое жизненное пространство.
2. Правовая поддержка. Большинство сельчан живут в городе на съемных квартирах, не имея городской прописки. Такая тенденция может служить дискриминацией при устройстве на работу, обращению в поликлинику. Поэтому стоит обратить внимание на проблему регистрации сельчан на съемных квартирах.
Подводя итог работы, хочется сказать, что все задачи, которые были поставлены нами в начале работы для достижения цели, были выполнены.
1. Ахиезер А. С. Диалектика урбанизации и миграции в России // Общественные науки и современность. - 2000. - №1. - С. 26-40.
2. Ахиезер А. С. Некоторые проблемы социальных исследований города // Научные прогнозы развития и формирования советских городов на базе социального и научнотехнического прогресса. - М.: ЦНТИ, 1969. - С. 28-30.
3. Барковская А. Ю. Социологическая интерпретация категории «социальное
пространство» [Электронный ресурс] // Вестник ВолГУ / социология и социальные технологии - Электрон. дан. - URL:
http://psst.jvolsu.eom/index.php/ru/component/attachments/download/7 (дата обращения:
24.02.2016).
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407.
5. Бедаш Ю. А. Концепция социального пространства Анри Лефевра [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ - Электрон. дан. - URL: http://cyberleninka.ru/arti cle/n/kontseptsiya- sotsialnogo-prostranstva-anri-lefevra (дата обращения: 12.12.2016).
6. Бергер П. Л. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323с.
7. Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 3. № 3. 2000. С. 66-83.
8. Бурак Т. В. В поисках повседневности / Конспект социолога [Электронный ресурс]
// Электронная библиотека БГУ - Электрон. дан. - URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/6336/1/pages%20from%20%D0%A1%D0%BE%D1%86% D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F 2010%E2%84%962.105- 115pdf.pdf (дата обращения: 24.08.2016).
9. Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
10. Вагин В. В. История городов, особенности формирования и структуры урбанизированных поселений [Электронный ресурс] // Библиофонд. - Электрон. дан. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=114907 (дата обращения: 12.02.2016).
11. Вахштайн В. С. Событийное строение повседневного мира. Исследование обыденного жеста // Социологический журнал. - 2007. - № 3. - С. 6-39.
12. Веселкова Н. В. Методические принципы полуформализованных интервью // Социология: 4 М. - 1995. - № 5-6. - С.28-48.
13. Веселкова Н. В. Существует ли социология времени? [Электронный ресурс] //
Институт исследований природы времени. - URL:
http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/veselkova suschestvuet.html (дата обращения:
23.04.2016).
14. Войлокова Т. Н. Трудовая адаптация высококвалифицированных специалистов за
рубежом (на примере русскоязычных высококвалифицированных специалистов, эмигрировавших в Германию в 2000-е годы): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 /
Т. Н. Войлокова. - М.: ВШЭ, 2014. - 310 с.
15. Глазков К, Зверева Е. Любимый район: к вопросу о привязанности к городу // Социология власти. - № 2. - 2014. - С. 165-189.
... всего 96 источников