Перечень условных сокращений 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Ретроспектива Европейской интеграции в военно-политическом измерении
11
1.1 Образование институциональной основы межгосударственного военно-политического сотрудничества в период Холодной войны 11
1.2 Развитие Общей внешней политики и политики безопасности ЕС в
постбиполярный период 20
2 Мировая политическая обстановка в XXI веке: внешние стимулы развития Общей внешней политики и политики безопасности 41
2.1 Региональные конфликты Ближнего востока как угрозы безопасности ЕС 41
2.2 Нарастание напряженности в отношениях между ЕС и РФ в 2010-е - начале 2020-х гг 48
2.3 Проблемы трансатлантического сотрудничества 59
3 Вызовы современной военно-политической интеграции Европы 67
4 Результаты первого этапа функционирования программы Постоянного структурированного сотрудничества в области обороны и безопасности Европейского Союза 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
Список использованных источников и литературы 88
Завершение Холодной войны привело к изменению глобального баланса сил на международной арене, оставив логику биполярного противостояния между коммунистическим восточным и капиталистическим западным блоками позади. Геополитические изменения послужили катализатором для возникновения новых региональных кризисов, перехода замороженных конфликтов в европейском регионе в острую фазу, таким образом реформировав смысл трансатлантической военно-политической интеграции, а также став стимулом дальнейшего углубления межгосударственной кооперации в сфере безопасности между государствами Европы, вступивших на стадию интеграции экономического союза, в целях достижения стратегической независимости, возможности расширения своего политического влияния в том числе посредством политики жесткой силы, военных методов управления кризисами.
Настоящее исследование представляет актуальность в контексте обострения отношений между Российской Федерацией и «коллективным Западом», консолидированная роль государств Европейского Союза в котором является одной из ключевых на фоне тенденции постепенного расширения «инструментария» военно-политического влияния. В рамках данного вектора движения программа «Постоянного структурированного сотрудничества» представляет собой на сегодняшний день одну из центральных тем, на которой сфокусировано внимание исследовательского сообщества. Необходимо установить, какие перспективы данная программа открывает для углубления кооперации между военными структурами государств-членов ЕС, сможет ли это поспособствовать укреплению глобальной роли ЕС в целом или отдельных его членов.
Цель работы - определить ключевые факторы, этапы и тенденции развития Постоянного структурированного сотрудничества.
В соответствии с данной целью установлены следующие задачи:
• составить обзор истории военно-политической интеграции государств Европы;
• выявить основные стадии развития ОПБО;
• проанализировать институциональную основу ОПБО;
• проанализировать современные межгосударственные конфликты и гуманитарные кризисы с точки зрения угроз безопасности ЕС;
• выявить изменение конъюнктуры отношений между ключевыми государствами ЕС с США, РФ;
• изучить позиции государств-лидеров процесса военно-политической интеграции ЕС;
• предложить прогноз развития Постоянного структурированного сотрудничества в контексте ОПБО.
Объект исследования в данной работе - Политика безопасности и обороны Европейского Союза. Предмет - постоянное структурированное сотрудничество в ОПБО ЕС.
Хронологические рамки, определенные в данном исследовании обусловлены внешними по отношению к Европейскому Союзу процессами 2010-х гг., рассматриваемыми в контексте угроз безопасности и стабильности развития. К этим угрозам относят напряжение трансатлантического диалога в рамках НАТО на фоне радикализации позиции США касательно отношений в рамках альянса с приходом к власти администрации Трампа в 2016 г., влияние событий Арабской весны 2011 г. и эскалации внутриполитического кризиса в Сирии, ставшей причиной распространения деятельности радикально-исламистских террористических организаций, а также ухудшение политических отношений с Российской Федерацией после событий Майдана в 2013 -2014 гг., гибридную войну на юго-востоке Украины 2014 г. Помимо угрозы безопасности начался также процесс выхода Великобритании из состава Европейского Союза в 2016 г., что внесло изменения в характер интеграции на военно -политическом уровне. На фоне данных процессов в рамках Общей внешней политики безопасности и обороны было запущено Постоянное структурированное сотрудничество в 2017 г.
Методологическая основа исследования
В процессе исследования был применен общенаучный метод анализа, что позволило определить значение отдельных исторических событий в контексте периода (например, значение принятия Лиссабонского договора в процессе евроинтеграции), обозначить области ответственности наднациональных военно -политических структур ЕС (например, EDF, Military Planning and Conduct Capability, CARD);
Использование общенаучного метода синтеза предоставило возможность выявить роль Постоянного структурированного сотрудничества в ОПБО при изучении вспомогательных наднациональных органов, представляющих финансовую, организационную основу для функционирования программы;
Историко-описательный метод применялся в ходе изучения исторических процессов развития политических и оборонных структур в Европе, учреждения НАТО, хода событий в ситуации на юго-востоке Украины в 2014 г., в Сирии 2011 г., саммитах НАТО в Уэльсе 2014 г., Варшаве 2016 г;
Политико-описательный использовался при изучении и представлении процесса оформления Постоянного структурированного сотрудничества, диверсификации командной структуры ЕС, учреждения системы органов, дополняющих функционирование программы на актуальном этапе (EDF, CARD);
Структурно-функциональный - в процессе изучения и описания институтов трансатлантической безопасности НАТО и внешней политики и безопасности Европейского Союза, механизмов принятия решений (в рамках использования Европейских боевых групп, деятельности Еврокорпуса);
Компаративный - при сравнении образов функционирования ЗЕС, НАТО, Постоянного структурированного сотрудничества.
Источниковая база
Международные договоры
В ходе исследования были тщательно рассмотрены двусторонние и многосторонние договоры, ставшие фундаментом архитектуры безопасности Европейских сообществ, а также впоследствии повлиявшие на политику безопасности Европейского Союза. К таким документам относятся Дюнкеркский договор 1947 г. , Брюссельский пакт 1948 г. , Елисейский договор 1963 г. ; Среди более современных двусторонних документов при существовании Европейского Союза необходимо выделить Декларацию Сен-Мало 1998 г.
Нормативная база ЕС
К источникам нормативной базы ЕС относятся главным образом Маастрихтский, Амстердамский, Лиссабонский договоры ЕС; Проект Конституции Евросоюза ; Протоколы об ОВПБ и ОПБО ; Итоги саммита в Хельсинки 1999 г ; Предложения Европейской комиссии; Протокол о Постоянном структурированном сотрудничестве; Решения Европейского Совета; Глобальная стратегия безопасности 2016 г.
Нормативная база НАТО
К источникам данной группы в первую очередь относится Устав НАТО , определивший не только структуру института безопасности, но и основополагающие принципы обеспечения стабильности в трансатлантическом регионе; также решения саммитов НАТО, внесшие поправки в финансовые, структурные и политические коррективы в отношениях института.
Нормативная база ООН
Данная группа источников формируется главным образом Уставом ООН, а также текстами резолюций Совета Безопасности (713; 757; 1973 ), принятых в целях урегулирования конфликтов в Боснии и Герцеговине в 1991 и 1992 гг., Ливии в 2011 г., в которых непосредственную роль сыграла сторона НАТО.
Информационные графики:
Схематические описания сил ЕС (Франко-германская бригада, структура Еврокорпуса, структура Европейских боевых групп), позволяющие получить представление об организационно-штатных структурах и количественных характеристиках формирований.
Заявления государственных деятелей и должностных лиц:
В ходе работы были изучены заявления официальных лиц таких как, например, Канцлер ФРГ Ангела Меркель , Председатель Европейской комиссии Жан Клод Юнкер в контексте принятия решений касательно институционального развития военно-политической интеграции государств ЕС.
Сообщения информационных агентств:
Данная группа источников представлена в виде пресс-релизов мероприятий таких, как встречи на высшем уровне НАТО, саммиты глав ЕС.
Статистические источники:
Статистические данные, относящиеся к экономическим показателям Европейского Союза, были взяты с информационного источника Eurostat ; информация об уровне финансовых вкладов в бюджет НАТО со статистической базы НАТО .
Степень изученности проблематики
Исследования Европейского Союза и трансатлантических отношений является популярным направлением научной деятельности в российском экспертном сообществе. Недостаточность изученности прослеживается только в отношении процессов, наиболее приближенных к актуальному времени, или в случаях ограниченности доступа к информации в виду особого уровня конфиденциальности (например, детали участия государств в отдельно взятом проекте PESCO).
В российской научной литературе проблематика развития трансатлантических связей в военно-политическом измерении в течение Холодной войны тщательно изучена такими авторами как О. А. Гриневский, А. А. Громыко, Д. А. Данилов . Работа авторов выполнена с опорой преимущественно на неореалистический подход и дает детальный обзор и анализ исторических событий, повлиявших на формирование курса актуальной военно-политической кооперации между государствами ЕС.
Исторический процесс развития европейской интеграции в целом и Европейских сообществ подробно описывается О.В. Буториной , П.В. Мельниченко , Ж.М.
Кембаевым , Л.М. Хухлындиной . Научные труды данных авторов позволяют получить представление о хронологии событий и политической логике сторон, об условиях, в которых принимались решения об углублении политического сотрудничества между государствами Западной Европы в течение Холодной войны, принципы работы внешнеполитических механизмов таких, как ЕПС. Подробные разъяснения о курсе и ориентирах военно-политической интеграции Евросоюза, а также отношения в контексте института НАТО были предоставлены в трудах также О. А. Гриневского, А. А. Громыко, Д. А. Данилова, Н.Ю. Тузовской , О.Г. Лекаренко .
В целях изучения внешней обстановки за пределами ЕС, хронологии кризисных событий в контексте Арабской весны, участия НАТО в ливийских событиях, ситуации в Сирийской Арабской Республике перед гражданской войной и во время нее была подробно рассмотрена научная литература за авторством В.И. Бажукова , К.В. Никифоровым , Е.А. Репешко , О.Г. Лекаренко , Б.В. Долгова , В.М. Ахмедова , У.З. Шарипова .
Ощутимый вклад в изучение трансатлантических отношений на современном этапе после принятия PESCO, а также в анализ современных внешнеполитических подходов ОВПБ ЕС авторы ИМЭМО Н.К. Арбатова , С.В. Кислицын , В.В. Воротников .
На основе изучения первичных источников, нормативных документов, анализа новостных статей, а также результатов исследования указанных выше авторов удалось достичь цели исследования и определить положение PESCO в контексте развития внешней политики ЕС в конце 2010-х гг., обозначить предварительные результаты деятельности программы и предположить ее перспективы, корреляцию со структурами НАТО в настоящем десятилетии в условиях кардинального изменения положения Российской Федерации в системе международных отношений.
Акцентировав внимание на современном состоянии военно-политической интеграции Европейского Союза, в данном исследовании удалось отразить периоды и ключевые моменты данного процесса в странах Европы, начиная с Холодной войны до сегодняшнего времени. Рассмотрение основных исторических этапов позволяет сформулировать ряд выводов.
Необходимо отметить, что сложившаяся за годы существования НАТО стратегическая зависимость европейских стран от коллегиального процесса принятия решений в альянсе и отдельно от США сохраняет свою высокую актуальность и после перехода стран Европейских Сообществ на новый уровень интеграции и учреждения ОВПБ. Организационная и материальная зависимость от НАТО проявилась в описанных выше сюжетах конфликтного урегулирования в Балканском регионе в 1990-х гг., существенное влияние на развитие которых было оказано непосредственно со стороны США. Европейский Союз не был в состоянии организовать посредством ЗЕС проведение оперативной деятельности по локализации и урегулирования конфликта. После балканских кризисов развитие оборонной политики интенсифицировалось, подверглись изменению подходы к обеспечению безопасности, что выразилось через упразднение ЗЕС, принятие Головной цели-2010 и др. мер, описанных в Главе 2.1.
На сегодняшний день ключевым направлением по переформатированию политики безопасности ЕС является PESCO, вступившее в силу в конце 2017 г. Длительный хронологический разрыв между кодификацией политического механизма PESCO, появившегося еще в составе Лиссабонского договора, и переходом к стадии реализации подтверждает присущий ОПБО внешне стимулируемый характер развития. Если в период 1990-2000-х гг. стимулом для переосмысления политики стало возникновение масштабных конфликтов и отсутствие возможностей их централизованного решения, то в 2010-е гг. окончательный переход к новой политике PESCO был вызван комплексом факторов разного характера - распространением угрозы терроризма после Арабской весны 2011 г., возникновением нового конфликта у восточных границ, рассматриваемого в качестве гибридной войны между РФ и Украиной в 2014 г., стремительным напряжением отношений с российской стороной на фоне данного кризиса, а также напряжением отношений с США в результате финансовых разногласий в НАТО. Отдельным неоднозначным фактором стал Брекзит, который, с одной стороны, разблокировал политические возможности перехода к PESCO, с другой стороны - лишил ЕС наиболее развитого в военном отношении актора в регионе.
Говоря о PESCO сегодня, можно сформулировать вывод, что данная программа вносит изменения в характер развития ОПБО и осуществляет координирующую роль по отношению к сторонам внутри процесса. Принятые юридические обязательства, национальные планы реализации и проектная деятельность государств, а также протестированные наднациональные органы (EDF и CARD) осуществляют переход от внешне стимулируемого к инкрементальному характеру развития ОПБО. Более того, участие абсолютного большинства государств ЕС в программе свидетельствует о консолидации национальных позиций и стабилизации споров между сторонниками атлантизма и европеизма.
В практике процесса PESCO есть определенная положительная динамика, что можно отследить по расширению кооперации, которая была осуществлена за четыре года. Как было отмечено ранее, за время, прошедшее с момента вступления программы в силу, было принято четыре пакета совместных проектов, в результате чего военно-политическая кооперация в ЕС сегодня осуществляется в рамках 60-ти проектов. И хотя из общего количества в процессе непосредственной реализации на данный момент находятся лишь три проекта, EDA оценивает полное выполнение более 20-ти проектов до 2025 г.
Таким образом, при успешном тестировании наднациональных органов, постепенном расширении деятельности и переходе некоторых проектов на стадию реализации механизм PESCO проявляет себя в качестве эффективной основы для межгосударственного взаимодействия как минимум в рамках Европейского Союза (в процессе учреждения данного механизма представители американских оборонных ведомств выступали с критикой закрытости PESCO для третьих стран). В таком случае есть основания предполагать дальнейшее использование данной платформы для военно - политической интеграции и после текущей фазы, установленной на период 2021-2025 гг.
Необходимо разграничивать направления деятельности ОПБО и поэтому важно заметить, что PESCO не решает проблему ограниченности командных структур и не увеличивает директивно оперативные возможности ОПБО, однако эта программа предоставляет стратегию для того, чтобы организовать в границах ЕС единую оборонно-промышленную сеть, выйти на новый уровень совместного целеполагания, заложить основу для централизованного переоснащения национальных армий и унификации вооружения.
Оценивая внешнюю по отношению к ЕС среду, необходимо отметить, что в связи с кардинальным изменением состояния безопасности, произошедшего на фоне стремительного обострения отношений между Российской Федерацией и Украиной в феврале 2022 г., которое вылилось в первое с момента окончания Второй мировой войны 1945 г. полноценное военное противостояний двух армий в центре Европы, актуальность углубления военно-политической кооперации между государствами стала неоспоримой, что дает основания предполагать дальнейшее расширение деятельности в рамках данного формата в среднесрочной перспективе.
Также очевидным следствием продолжительного открытого межгосударственного конфликта станет интенсификация всех видов деятельности в рамках НАТО, начиная от внесения корректировок в планы учений и их интенсификацию, заканчивая переоснащением военно-техническими средствами и стратегическим планированием с учетом актуальной внешней обстановки. В данном случае вопросы финансирования не будут становиться причиной прежних споров, поскольку обоснование для увеличения капиталовложений в совместный бюджет как таковых в условиях сложившихся событий не вызовет расхождений об их целесообразности между участниками организации.
Так, один из основных выводов, сформулированных в ходе исследования, подразумевает, что PESCO при всех возможных его конструктивных воздействиях на кооперацию стран в Союзе, темпы переоснащения вооруженных сил и протекционизм национальных европейских ВПК, рост их конкурентоспособности по отношению к США в перспективе десятилетия будет играть дополняющую по отношению к натоцентричной архитектуре безопасности роль.
1. Treaty. 1963-01-22. URL:
https://web.archive.org/web/20030217044152/http://ambafranceus.org:80/news/statmnts/1997/germany/coop.asp (access date: 26.02.2022)
2. 2011 CPI Brochure EN' URL:
https://fi1es.transparencycdn.org/images/2011_CPI_EN_200407_133824.pdf (access date: 16.04.2022)
3. 2011 CPI Brochure EN' URL:
https://fi1es.transparencycdn.org/images/2011_CPI_EN_200407_133824.pdf (access date: 16.04.2022)
4. 2020 CARD REPORT EXECUTIVE SUMMARY URL:
https://eda.europa.eu/docs/defau1t-source/reports/card-2020-executive-summary-report.pdf (access date 10.11.2021)
5. Angela Merkel: EU cannot completely rely on US and Britain any more The Guardian Europe URL: https://www.theguardian.com/world/2017/may/28/merkel-says-eu- cannot-completely-rely-on-us-and-britain-any-more-g7-talks (access date: 07.05.2022)
6. ANNEX IV. PRESIDENCY REPORTS TO THE HELSINKI EUROPEAN COUNCIL ON "STRENGTHENING THE COMMON EUROPEAN POLICY ON SECURITY AND DEFENCE" AND ON "NON-MILITARY CRISIS MANAGEMENT OF THE EUROPEAN UNION". URL: https://www.europarl.europa.eu/summits/hel2_en.htm#IV (access date: 15.03.2022)
7. Asylum applicants by type of applicant, citizenship, age and sex - annual aggregated
data (rounded) Last update of data: 28/10/2021 URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/MIGR_ASYAPPCTZA custom_2175030/defau
lt/table?lang=en (access date 07.02.2022)
8. Asylum applicants by type of applicant, citizenship, age and sex - annual aggregated
data (rounded) Last update of data: 28/10/2021 URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/MIGR_ASYAPPCTZA custom_2175030/defau
lt/table?lang=en (Дата обращения 07.02.2022)
9. Bratislava summit: EU is at critical point, says Angela Merkel Fri 16 Sep 2016 URL: https://www.theguardian.com/world/2016/sep/16/bratislava-summit-donald-tusk-urges-eu- leaders-not-to-waste-brexit-crisis (access date: 09.06.2022)
10. Brussels Treaty. Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and
Collective Self-Defence [Electronic resoursce]. - URL:
http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17072.html (access date: 10.02.2022).
11. Brussels Treaty. Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and
Collective Self-Defence [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17072.html (access date: 10.02.2022).
12. COORDINATED ANNUAL REVIEW ON DEFENCE (CARD) URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/coordinated-annual-review-on-defence- (card) (access date: 02.06.2022)
13. COUNCIL DECISION (CFSP) 2017/2315 of 11 December 2017 establishing permanent structured cooperation (PESCO) and determining the list of participating Member States Official Journal of the European Union URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32017D2315&from=EN (access date: 01.06.2022)
14. COUNCIL DECISION (CFSP) 2020/1746 of 20 November 2020 amending and updating Decision (CFSP) 2018/340 establishing the list of projects to be developed under PESCO Official Journal of the European Union 23.11.2020 URL: https://www.pesco.europa.eu/wp- content/uploads/2020/12/2020-11-23-Council-Decision-PESCO-projects-list-2020.pdf (access date 05.06.2022)
15. COUNCIL DECISION of 6 March 2018 establishing the list of projects to be
developed under PESCO Brussels, 6 March 2018 URL:
https://www. consilium. europa. eu/media/33065/st06393 -en18-council-decision-pesco_press.pdf (access date 05.06.2022)... 101