Введение 3
1. Взаимодействие органов власти и этнических общественных организаций как предмет политологического исследования 11
1.1 Понятие «модель взаимодействия» и типологии моделей взаимодействия органов
власти и этнических общественных организаций 11
1.2 Понятие «этническая общественная организация». Правовые основы деятельности
этнических общественных организаций на территории Российской Федерации... 17
2. Этническая политика на территории Республики Хакасия 23
2.1 Этнополитическая ситуация в Республике Хакасия 23
2.2 Правовые основы этнической политики Республики Хакасия 28
2.3 Основные направления и особенности этнической политики Республики
Хакасия 35
3. Характеристика взаимодействия региональных органов власти и этнических
общественных организаций в Республике Хакасия 41
3.1 Задачи и средства взаимодействия сторон 41
3.2 Проблемы и результаты взаимодействия сторон 49
3.3 Взаимодействие региональных органов власти и общественных организаций в
Республике Хакасия как пример патерналистской модели сотрудничества 53
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А 74
Приложение Б 88
Приложение В 92
Приложение Г 96
Приложение Д 100
Актуальность работы, посвященной изучению взаимодействия органов государственной власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия, состоит в важности осмысления общероссийских и региональных особенностей взаимодействия власти и общества. Так, с одной стороны, изучение современных взаимоотношений государства и общества, позволяет выявлять позитивные и негативные аспекты взаимодействия. Это, в свою очередь, помогает сторонам выстраивать более эффективную коммуникацию, что отвечает интересам как государства, которому необходимо слышать запросы общества, так и гражданского общества, поскольку помогает им быстрее и результативнее доносить свои проблемы до органов власти.
С другой стороны, изучение взаимодействия органов власти и общественных организаций ценно само по себе, так как позволяет взглянуть на один из важнейших аспектов трансформации демократии в России, которая, напомним, в своей конституции провозглашает себя демократическим и правовым государством. Так, по степени открытости государственных органов, по уровню поддержки государством и обществом различных организаций, по объемам гражданского участи можно судить о развитии или отсутствии развития гражданской или демократической культуры.
Наконец, изучение именно этнических общественных организаций важно с научной точки зрения, поскольку эти организации, занимающиеся, обычно, популяризацией своей этнической культуры, могут объединять группы людей с достаточно прочными связями. Образуя таким образом целые сообщества, этнические общественные организации могут оказывать, а иногда и стремятся оказывать влияние на принятие политических решений. Особенно интересно в этой связи изучение Республики Хакасия, где титульный этнос, по данным переписи, значительно уступает по численности русским. В таких условиях, для оказания реального влияния на политические процессы хакасам необходимо объединяться. Этнические общественные организации, в свою очередь, могут предоставлять возможность объединения и коллективного действия.
Таким образом, изучение взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций имеет как научное, так и социально-политическое значение. При этом специфические этнические условия на территории Республики Хакасия делают данный регион интересным для научного изучения.
Степень изученности темы исследования. Вопрос о взаимодействии региональных органов власти и этнических общественных организаций затрагивает сразу несколько областей политической науки. Так, в исследовании сочетаются темы изучения гражданского общества и темы этнополитологии, что определяет разнообразие работ, которые, так или иначе, затрагивают аспекты темы данного исследования.
Теоретические аспекты темы взаимодействия власти и общества рассматриваются во множестве работ. Так, многие авторы (Е. А. Литвинцева, Л. А. Василенко и другие) рассматривают данную проблематику с позиции государства. Взаимодействие власти и общества понимается ими как участие граждан и их объединений в разработке и принятии государственных решений, а также как предоставление государственных услуг населению . Другие исследователи смещают акцент на граждан и их гражданскую активность. В таком случае, взаимодействие власти и общества может трактоваться как использование гражданами государственных институтов для реализации собственных прав с целью решения общественных проблем или изменения власти .
Систематизацией и развитием знаний о гражданском обществе вообще и в России в частности, занимаются Н. В. Буковская , В. В. Гриб , М. Н. Марченко . В частности, в их работах затрагиваются различные аспекты взаимного воздействия друг на друга органов власти и институтов гражданского общества. Также следует упомянуть М. В. Белозерову, в статье которой рассматривается место национальных (то есть этнических) общественных организаций в структуре гражданского общества , что является одним из важнейших аспектов темы данной работы.
Отдельно необходимо отметить, что вопрос об особенностях взаимодействия органов власти с общественными организациями не представлен значительным числом работ. Так, обычно данный вопрос рассматривается либо в контексте региональной специфики (С. В. Землякова, О. А Лапшова, М. В. Шеломцева) , либо в контексте финансирования этих организаций (Д. Старун) . В данных работах, к сожалению, понятие «взаимодействие» не определяется, однако, очевидно, понимается через призму поддержки государством институтов гражданского общества для реализации государственных целей в конкретной сфере.
Наконец, необходимо указать на те научные труды, в которых систематизируется информация о взаимодействии общества и органов власти в России и мире, позволяет авторам формировать типологию моделей взаимодействия данных субъектов. Этот вопрос разрабатывается в статьях А. Ю. Сунгурова , Е. В. Белокуровой , А. Г. Заббарова , С. И. Шкирчак и Е. Б. Данилковой .
Далее перейдем к авторам, которые исследуют этническую политику в Российской Федерации и в Республике Хакасия. Основная теоретическая информация, необходимая для понимания специфики и основ этнополитологии, приведена в учебнике для вузов за авторством В. А. Тишкова и Ю. П. Шабаева . Собственно же российская этническая политика, в частности, ее региональный аспект, исследуется, помимо уже упомянутых В.
A. Тишкова и Ю. П. Шабаева, Е. Г. Аванесовой , Л. В. Савиновым , Е. А. Виноградовой и Н. П. Носовой , В. Ю. Зориным . Этническая политика на территории Республики Хакасия рассматривается в работах таких авторов: Ю. М. Аксютин , Г. В. Грошев и Ю.
B. Попков .
Также следует упомянуть авторов, которые занимаются исследованием общественных организаций в Республике Хакасия, в том числе и этнических .
Информацию об общественных организация в Республике Хакасия можно найти в работах
З. В. Анайбан , Н. И. Скоробогач и Е. В. Самушкина .
Таким образом, тема работы затрагивает сразу несколько областей политической науки, однако конкретных исследований, посвященных изучению и типологизации модели взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия, нами обнаружено не было. Тем не менее, имеющиеся труды, касающиеся изучения деятельности общественных организаций, характера их взаимодействия с государством, а также работы, посвященные особенностям российской этнической политики, позволяют достаточно полно осветить исследуемую тему.
Эмпирическая база исследования состоит из следующих типов источников:
1. Нормативно-правовые акты. Данная категория представлена двумя подкатегориями. Первая: нормативно-правовые акты федерального уровня: а) Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ; б) Федеральный закон от 17.07.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ; в) Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ; г) Федеральный закон от 05.01.2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» д) Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в период до 2025 года» . Вторая: акты регионального уровня: а) Конституция Республики Хакасия ;
б) Постановление Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 гг.)»30 ; в)
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» ; г) Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2016 - 2025 годах» .
2. Интернет-ресурсы: этнокультурные сообщества и сообщества официальных органов власти Республики Хакасия в социальной сети “ВКонтакте”.
3. Материалы интервью с представителями региональных органов власти и этнических общественных организаций. Всего в ходе работы было получено 5 интервью. Было проведено 3 интервью с представителями региональных органов власти Республики Хакасия, в том числе с двумя представителями Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия (С. А. Астанаева, Л. М. Патачакова) и с одним депутатом Верховного Совета Республики Хакасия (Р. А. Челтыгмашев). Также было проведено 2 интервью с представителями этнических общественных организаций в Республике Хакасия: «Ине Тили» (Н. С. Майнагашева) и «Корейская диаспора “Чосон”» (О. Н. Хегай). Полученные данные отражают взгляд представителей органов власти и этнических общественных организаций на текущее взаимодействие сторон.
Таким образом, имеющиеся источники позволяют рассмотреть различные аспекты темы работы.
Объектом исследования является взаимодействие между региональными органами власти и общественными организациями.
Предметом исследования является модель взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия.
Взаимодействие власти и общества, в том числе и в этнокультурной сфере, является необходимым условием для долгосрочного развития всего социума. Характер же этого взаимодействия определяет векторы развития социума, а также возможные препятствия, которые могут тормозить развитие. Исходя из этого, в данной работе была предпринята попытка выявить доминирующую модель взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия. В результате, был получен ряд выводов, которые будут изложены далее.
Итак, перед непосредственно эмпирическим исследованием, необходимо было определить теоретические основы работы. Несмотря на то, что такие понятия, как «взаимодействие органов власти и общества» и «модель взаимодействия», не имеют глубокой теоретической проработки в научной литературе, эти понятия были определены. Так, взаимодействие в работе понимается как реализация гражданскими объединениями своих прав на участие в управлении государством, а также как оказание государством услуг обществу. Таким образом, в определении акцентируется внимание на повседневном и рутинном взаимодействии органов власти и общественных организаций. Понятие «модель взаимодействия» нами было определено как совокупность типичных и воспроизводящихся характеристик взаимодействия власти и общества, что позволяет группировать сходные случаи и противопоставлять отличные.
Следующим этапом теоретической проработки темы стал выбор типологии, с помощью которой в работе будут рассматриваться модели взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия. В итоге была выбрана типология, предложенная А. Ю. Сунгуровым. Она включает в себя три основных типа взаимосвязи власти и общества: сотрудничество, игнорирование и конфронтация. Сотрудничество, в свою очередь, подразделяется на партнерское взаимодействие («модель садовника», «партнерская модель», «модель архитектора»), где власть и общество сотрудничают как равные (с условной степенью допущения) и независимые партнеры, и на взаимодействие, основанное на доминировании власти («патерналистская модель», «модель приводных ремней»). Конфронтационное взаимодействие также разделяется на «модель борьбы с противником» и «модель гражданского неповиновения». Достоинством модели является тот факт, что она основана на российском опыте и легко применима для анализа в российских условиях.
После определения теоретических оснований работы, был рассмотрен контекст взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в
Республике Хакасия. Для этого были охарактеризованы правовые основы этнической политики в Республике, определена этническая ситуация в регионе, выявлены основные направления этнической политики в Республике. В результате было установлено, что этническая ситуация в регионе является бесконфликтной, однако имеются несколько проблем, особенно в области сохранения культуры коренных народов Хакасии. Решение этих проблем координируется Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
Наконец, в работе были ращены задачи, связанные с изучением взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия. Для начала, были охарактеризованы стороны взаимодействия. С помощью языка программирования «Python» были собраны и проанализированы данные пользователей социальной сети «ВКонтакте», которые интересуются этнокультурной ситуацией в Республике Хакасия. Благодаря этому был составлен социально-демографический портрет представителя этнической общественной организации в Республике Хакасия. Так, среди представителей сообщества женщины встречаются чаще, чем мужчины. Типичному представителю сообщества около 30-40 лет. Большая часть интересующихся этнической политикой проживает в городах, а наиболее популярным городом является Абакан.
После представленного анализа, были выявлены задачи, которые стороны пытаются решить через взаимодействие друг с другом, а также формы взаимодействия. Так, органы власти стремятся гармонизировать межэтнические отношения, для чего проводят различные мероприятия и грантовые конкурсы, направленные на популяризацию этнических культур, поддержку развития традиционных культур народов Хакасии, профилактику экстремизма и так далее. Этнические общественные организации, в свою очередь, благодаря взаимодействию могут достигать своей основной цели (сохранять и популяризировать собственную этническую культуру), поскольку они получают необходимые для своей деятельности ресурсы. Здесь необходимо указать, что тот факт, что свою миссию эти организации видят в сохранении культуры (что выражается в демонстрации своей культуры на массовых мероприятиях, проведении мероприятий по обучению языку и традиционным занятиям, представлять свои интересы представителям власти), позволяет им довольствоваться ролью младшего партнера во взаимодействии. Такое положение имеет несомненный политический эффект.
Глобальным результатом взаимодействия этнических общественных организаций и региональных органов власти является современная этническая ситуация на территории Республики Хакасия. Однако имеются и проблемы взаимодействия. Так, органы власти не всегда способны найти общий язык с представителями этнических организаций, а также 60
сталкиваются с организациями, которые в своей деятельности ориентируются на экстремистские идеи. В то же время, этническим общественным организациям не хватает ресурсов, в первую очередь помещений, для нормально и постоянной работы. Тем не менее, взаимодействие органов власти и этнических организаций оценивается как продуктивное обеими сторонами.
На основе имеющихся данных, а также с учетом проанализированных интервью, была установлена модель взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций в Республике Хакасия. Итак, здесь преобладает патерналистская модель взаимодействия. Ведущая роль в такой модели принадлежит органам власти, а этнические организации, в обмен на политическую лояльность, получают ресурсы для своей деятельности. В целом, эта модель воспроизводит отношение региональных и федеральных властей, где первые получают субсидии в обмен на подчинение. При этом, на данный момент представители региональных органов власти и этнических организаций воспринимают такую ситуацию как нормальную. Лишь некоторые организации, в первую очередь организации шорцев, но далеко не все, ведут конфронтацию с органами власти для отстаивания своей исконной среды обитания. Однако глобальных последствий эта конфронтация не имеет.
Таким образом, в Республике Хакасия реализуется патерналистская модель взаимодействия региональных органов власти и этнических общественных организаций. Из этого следует, что общественные организации не осуществляют (или осуществляют в ограниченной форме) функцию общественного контроля. В результате, патернализм по отношению к общественным организациям приводит к появлению и укреплению имитационных практик в органах власти, что, разумеется, сказывается на долгосрочном развитии социума.
Логичным выходом из этой ситуации могла бы стать активизация этнических организаций, осознание ими своего общественного потенциала и укрепление своих позиций в отношениях с государством. Однако они не располагают независимыми источниками финансирования, что определяет необходимость сотрудничать с государственными органами на условиях власти. С другой стороны, сами сотрудники органов власти не видят необходимости в изменении отношений с этническими организациями, то есть не осознают или не признают значения независимого гражданского общества.
В итоге мы видим, что на данный момент в системе нет ресурсов для качественных изменений (причем как в сторону партнерства, так и в сторону усиления государственного контроля). Следовательно, преобразования возможны только под воздействием внешних 61
факторов, где главным фактором является, безусловно, федеральная власть. Однако изменение отношений с федеральным центром, вероятно, будет предполагать перестройку общественных отношений в целом, что чревато кризисами и усилением межэтнической напряженности, что особенно актуально для национальных республик.
Таким образом, в ходе исследования мы достигли поставленной цели и получили интересующие нас выводы. Тем не менее, данная тема имеет явный потенциал для дальнейшего исследования в контексте развития взаимоотношений власти и общества в Российской Федерации. Полученные же в ходе исследования выводы возможно использовать в дальнейшем, причем как для углубления наших знаний о Республике Хакасия, так и для сопоставления Хакасии с иными регионами России.
1. 10 сентября-2023 // Архив выборов и референдумов / Избирательная комиссия Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: http://khakas.izbirkom.ru/arkhiv- vyborov-i-referendumov/2023-god/10-sentyabrya-2023.php (дата обращения: 20.05.2023).
2. Алексей Ракша: «Перепись прошла ужасно, огромное число людей в ней не участвовали» / беседовала Г. Фатхуллина // Татар-информ. - Казань, 2023. - URL: https://www.tatar-inform.ru/news/demograf-aleksei-raksa-tatary-odna-iz-samyx-ustoicivyx- nacii-v-povolze-5893897 (дата обращения: 20.05.2023).
3. Всероссийская перепись населения 2020 года // Федеральная служба государственной статистики. - М., 2023. - URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 20.05.2023).
4. В Хакасии приняли бюджет республики на 2023 год с дефицитом 6% // Информационное агентство ТАСС. - М., 2023. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16548401 (дата обращения: 08.06.2023).
5. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики
Хакасия // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://r-
19.ru/documents/4063/32426.html (дата обращения: 31.05.2023).
6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия» за 2022 год // Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия / Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://r-19.ru/authorities/the- ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/251/143328.html (дата обращения: 31.05.2023).
7. Историческая справка о Республике Хакасия // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://r-19.ru/about-khakasia/history/ (дата обращения: 31.05.2023).
8. Комитет по местному самоуправлению, общественным объединениям и
межнациональным отношениям // Комитеты и комиссии / Верховный Совет Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://www.vskhakasia.ru/deputatskiy-
korpus/commissions/92 (дата обращения: 20.05.2023).
9. Конституция Республики Хакасия: принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 г.: с измен. и дополн. //
Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. 19.ru/documents/4063/32426.html (дата обращения: 10.05.2023).
10. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.). - М.: Проспект, 2021. - 114 с.
11. Министерство национальной и территориальной политики Республики
Хакасия // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://r-
19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of- khakassia/common/698/ (дата обращения: 31.05.2023).
12. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ : (в ред. от 19 дек. 2022 г.) // Гарант : информационно-правовое обеспечение. - М., 2023. - URL: https://base.garant.ru/10164186/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/ (дата обращения: 31.05.2023).
13. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ : (в ред. от 20 октября 2022 г.) // Гарант : информационно-правовое обеспечение. - М., 2023. - URL: https://base.garant.ru/182356/ (дата обращения: 31.05.2023).
14. Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы) : постановление Правительства Республики Хакасии от 18 нояб. 2011 г. № 783 : (в ред. от 17 июля 2019 г.) // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/444906962 (дата обращения: 31.05.2023).
15. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия в
2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 6 фев. 2019 г. № 15-п // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2023. - URL: https://r-19.ru/documents/140/85818.html (дата обращения:
31.05.2023)... 108