Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типологические особенности современного детского журнала в печатном и электронном вариантах

Работа №187397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление современной журнальной прессы для детей 7
1.1 История детской журналистики 7
1.2 Социальные функции детского издания 11
1.3 Типоформирующие факторы периодических изданий и особенности возрастных
периодов юных читателей 13
Глава 2. Анализ современных изданий для детей 24
2.1 Анализ журнала «ПониМашка» 24
2.2 Анализ журнала «Мурзилка» 35
2.3 Анализ журнала «Классный журнал» 49
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Приложение А 71
Приложение Б 74
Приложение В 77


Детская журналистика представляет собой особый пласт СМИ. Эти издания учитывают психологические особенности восприятия информации у детей и помогают решать задачу подготовки юного поколения к жизни в современном мире, где превалируют объёмные потоки сведений, в которых дети ещё не умеют разбираться. Поэтому главное назначение детской прессы - это социализация ребёнка. Этим обусловлена значимость современной журнальной прессы для детей.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, продажи печатных изданий в 2015-2018 годах в России сокращались в среднем на 10 процентов в год. У детских газет и журналов этот показатель колебался на уровне 2-5 процентов [54]. В то же время, со стороны Роспечати, с 2014 по 2019 год сумма поддержки газет и журналов для детей и подростков выросла более чем в три раза. Всё это также демонстрирует факт значимости современной прессы для детей [42].
Однако, несмотря это, детские журналы, как и прочая печатная пресса, оказываются под угрозой: тиражи сокращаются, спрос на продукцию детских издательств тоже. Это в большей степени связано с развитием информационных технологий, а также с быстрым взрослением детей, которых больше интересуют интернет-ресурсы, а не иллюстрированные журналы [34].
Издательства пытаются изменять формат журналов, разрабатывать новые способы привлечения читателей. Также стоит отметить тенденции американизации и европеизации российских детских журналов, которые для привлечения юных читателей используют популярные персонажи Дисней, Winx и т.д. В связи с этим журналы теряют свою уникальность.
При этом, чем ярче становятся журналы, чем больше сверкают глянцем, тем больше увеличивается и их стоимость, а в современных условиях немногие родители могут себе позволить траты на дорогую периодику.
В связи с дороговизной печати и популярностью интернет-сети, многие издательства журналов стали оформлять и собственные сайты изданий с использованием различных мультимедийных приёмов. Причём, сайты предназначены не только для детей, но и для их родителей, которые, как и юные читатели, могут ознакомиться с концепцией журнала, а после - оформить подписку.
В современном мире утрачивается культура чтения, для детей становится важен лишь информационный поток, который они получают из мультфильмов и других видеоформатов.
Актуальность данного исследования связана с описанием форм работы с детской аудиторией в печатном и электронном форматах, выявлением основных направлений и функций современных детских журналов в изменяющихся тенденциях современного медиарынка.
Проблема развития современной журнальной прессы для детей в печатных и электронных вариантах, а также психологические аспекты её восприятия рассматривались многими теоретиками и практиками.
Для разработки теоретической части выпускной квалификационной работы мы опирались на материалы исследователей печатных версий детских журналов. Е.В. Вологина в кандидатской диссертации «Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели» изучала историю зарождения и развития детских изданий с XVIII по XX век, а также выявила трансформацию ценностей в детских современных изданиях. С.А Карайченцева в учебнике «Книговедение: Литературно -художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» рассматривала советские журналы. Д.А. Жукова в статье «Современная журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития» изучает комплекс проблем детской журналистики. С.Г. Антонова в учебнике «Редакторская подготовка изданий» выделяет основные функции детского журнала и группирует аудиторию читателей по возрастным категориям. А.Е. Белькова в статье «Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак» и Н. Луман в лекционном курсе «Введение в системную теорию» выделяют функции детских периодических изданий. А.И. Акопов в работе «Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов)» отмечает основные типофорирующие признаки детских изданий. Н.М. Запекина в статье «Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты» описывает визуальные способы удержания детской аудитории.
Также мы обращались к работам исследователей электронных версий детских журналов. С.А. Петрова в кандидатской диссертации «Детский сетевой журнал в интернете: становление, проблемы, методы организации» изучает модели организации сетевой периодики. Е.Ю. Макаренко в статье «Детские иллюстрированные журналы в условиях постсоветской трансформации» рассматривает способы удержания юного читателя в интернет-пространстве.
Также мы обращались к работам А.Н. Леонтьева («Избранные психологические произведения. В 2-х томах») и К.Ю. Новикова (статья «СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией»), изучающих психологические особенности детей в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.
Исследователи выделяют понятие детского журнала, основные характеристики детской аудитории, психологические аспекты привлечения детской аудитории и особенности главных типоформирующих признаков современной журнальной прессы для детей.
Цель дипломной работы заключается в выявлении типологических особенностей современного детского журнала в печатном и электронном вариантах.
Задачами исследования являются:
• Анализ исторического развития и современного состояния детских журналов (в печатной и электронной формах);
• Описание и анализ основных социальных функций детского издания;
• Выявление основных типоформирующих признаков детского журнала;
• Анализ печатных и электронных вариантов детских журналов, ориентированных на разные возрастные группы;
• Сопоставительный анализ детских журналов;
• Установление приёмов, направленных на привлечение и удержание внимания юного читателя;
Объектом исследования выступают основные типоформирующие признаки современной журнальной прессы для детей: характер аудитории, цель, тематика, визуальное оформление, текст (стилистические особенности и выразительные средства), наличие обратной связи, механизм денежных средств (для печатных и электронных журналов), мультимедийность и гипертекстуальность (для электронных журналов).
Предметом исследования являются особенности реализации типоформирующих признаков в журналах печатного и электронного форматов.
Материалом нашего исследования послужили популярные детские журналы и их сайты, рассчитанные на разную возрастную детскую аудиторию: «ПониМашка», «Мурзилка», «Классный журнал». «ПониМашка» ориентирована на дошкольников, «Мурзилка» - на младших школьников, «Классный журнал» - на предподростковый и подростковый периоды. Журналы относятся к познавательно-развлекательному типу изданий. Их печатные версии мы анализировали за период с января 2017 года по январь 2020.
Теоретическая значимость исследования состоит во вкладе в изучение современной журнальной прессы для детей в целом, их основных типоформирующих признаков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при создании современных детских периодических изданий, а также для изучения при профессиональной подготовке журналистов.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Сопоставительный анализ;
• Стилистический анализ;
• Типологический анализ;
• Визуальный анализ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: Введения, где определяются цель и основные задачи работы, её актуальность и значимость; Первой главы «Становление современной журнальной прессы для детей», где представлены основные типоформирующие признаки детских журналов, а также приемы, нацеленные на удержание юного читателя и на его воспитание; Второй главы «Анализ современных изданий для детей» («ПониМашка», «Мурзилка», «Классный журнал»), где анализируются основные типоформирующие признаки современных детских журналов и их сайтов; Заключения, где подводятся общие итоги в соответствии с поставленной целью и задачами; Списка использованных источников и литературы; Приложений, где представлены визуальные материалы из печатных версий журналов, а также скриншоты электронных версий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотренные журналы и их электронные версии являются популярными изданиями для детей разных возрастных групп. Поскольку характер целевой аудитории - один из главных типоформирующих признаков, редакциям необходимо знать возрастные психологические особенности своих юных читателей, их интересы, предоставлять соответствующую информацию, способствующую развитию детей, их социализации.
Журнал «ПониМашка» рассчитан на дошкольников, а вот «Классный журнал» и «Мурзилка» охватывают большую аудиторию. «Мурзилка» адресуется к дошкольникам, младшим школьникам, подросткам. «Классный журнал» - к младшим школьникам и подросткам. Это расширение аудитории приводит к усложнению содержания журналов, форм подачи информации. Например, для дошкольников желательны монотематичность номера, можно эффективно использовать смесь фантастического и реального; для младших школьников - важны темы учебы, истории, сведения об окружающем мире, а у подростков просыпается интерес к личности, нравственным темам (любовь, дружба и т.п.).
Также, как и большинство современных детских журналов, данные издания реализуют ряд целей, относятся сразу к нескольким видам журналов по целевому назначению: «Классный журнал» и «ПониМашка» - к познавательно-развлекательным, а «Мурзилка» - к познавательно-развлекательным и литературно-художественным. Такое сочетание позволяет подавать материал в увлекательной для детей форме, а также выполнять различные социальные функции, присущие детским изданиям. Тематика журнала многообразна: в соответствии с возрастными интересами они сообщают читателям сведения об окружающем мире, о природе, об истории России, обсуждают различные ситуации, которые могут возникнуть у ребенка в общении со сверстниками, со взрослыми, прививают морально - нравственные и эстетические ценности и т.д. Также в журналах представлено разнообразие развивающих заданий, головоломок, конкурсов и т.п.
В каждом из журналов с юным читателем общаются забавные персонажи: в «ПониМашке» - пони по имени Машка, в «Мурзилке» - одноименный жёлтый герой, в «Классном журнале» - инопланетянка Жукабра и рысь Пантукль. Как представляется, это эффективный прием для освоения детской аудиторией информации, представленной в журнале.
Визуальное оформление журналов и их сетевых версий продуманно и соответствует психологическим особенностям восприятия детской аудитории: используется большое количество рисунков, цветовая палитра светлых тонов, привлекающие надписи, которые сообщают о конкурсах, подарках и т.п. («Классный журнал» и «ПониМашка» предлагают разные постеры, большие кроссворды и поделки, «Мурзилка» - поделки и кроссворды, а также настольные игры).
Однако всем журналам, как представляется, стоит провести некоторую корректировку в визуальном аспекте. Например, в печатной версии «Мурзилки» скорректировать фон, расположение иллюстраций, контрастность. В «ПониМашке» - оформление комиксов (небрежность рисунков приводит к путанице). В «Классном журнале» проработать выбор шрифта, формы размещения текста.
В сетевых версиях: на сайте «ПониМашки» изменить размещение логотипа, скорректировать цветовую палитру и размеры шрифта, «Мурзилке» нужно доработать мобильную версию, а вот «Классному журналу» следует добавить поисковик и создать мобильную версию, поскольку дети пользуются телефонами чаще, чем компьютерами.
Если говорить о тексте, его стилистических особенностях и выразительных средствах, то в целом редакции учитывают уровень восприятия своей аудитории, причем в «ПониМашке» и «Классном журнале» используется более простой способ изложения, а «Мурзилка» прибегает и к литературно-художественному стилю. Также в изданиях встречаются разные приёмы языковой игры: диминутивы, окказионализмы, контаминация, повторы, каламбуры, использование многозначности слов. Это позволяет «приспособить» текст к восприятию ребенка, в то же время обращает его внимание на возможности языка, способствует развитию его речи и мышления.
К сожалению, в сетевой версии «ПониМашки» встретились опечатки, а в «Мурзилке» - анахронизмы в описании школьной жизни (например, бумажный ученический дневник, куда учитель заносит замечания).
Обратная связь в печатных версиях журналов реализована хорошо. В «ПониМашке» детям предлагают задавать вопросы в редакцию и публикуют ответы, читатели могут похвалиться своими рисунками и поделками. В «Мурзилку» и «Классный журнал» дети также могут присылать свои работы. Однако у читателей «Мурзилки» нет возможности задать вопрос, на который ответит редакция или психолог, а это бывает важно для подростков. «Классный журнал» такую возможность предоставляет. При этом, в «Классном журнале» в ответах редакции используются смайлики - эмодзи, популярная в подростковой среде форма общения.
В сетевых версиях данная обратная связь налажена хорошо у «Мурзилки»: на сайте есть возможность оставить отзыв, читатели могут общаться между собой, написать письмо в редакцию или прислать свою работу. В «Классном журнале» можно также оставить отзыв и задать интересующий вопрос. А вот в «ПониМашке» не выделен отдельный блок для обратной связи, можно обратиться в редакцию только через контакты.
Механизм денежных средств во всех трёх журналах используется продуманно, источники: подписка, спонсоры, рекламодатели, возможность электронной подписки, государственная помощь.
Гипертекстуальность в сетевых изданиях используется. В «ПониМашке» под материалами присутствуют хештеги, есть подборка схожих по тематике статей. В публикациях «Мурзилки» встречаются гиперссылки в самом тексте, в анонсах, навигация сделана так, чтобы можно было беспрепятственно переходить на нужную страницу разными способами. Так что здесь можно для повышения гипертекстуальности лишь добавить хештеги или ссылки на публикации похожей тематики, как в «ПониМашке». В «Классном журнале», однако, гипертекстуальность скупая: её можно рассмотреть только в некоторых статьях: даются гиперссылки на разные сайты, с которых взята информация. Это также стоило бы поправить.
Если говорить о мультимедийности, то в «ПониМашке» и «Мурзилке» представлены различные видео, мультфильмы. Но в «Мурзилке» также ещё размещаются слайд-шоу, интерактивные кроссворды и разные игры. В «Классном журнале» слайд-шоу присутствует только на главной странице. Следовательно, из трёх сайтов наиболее продуманно и оригинально выполнен сайт «Мурзилки».
Также печатные версии трёх журналов реализуют важные социальные и педагогические функции детской прессы: организаторские, воспитательные,
просветительские, коммуникативные, управленческие, познавательные, рекреативные, эстетические, рекламно-справочные. Однако в сетевой версии «ПониМашки» не все функции реализованы в полной мере (например, коммуникативная, управленческая).
В соревновании тиражей бумажной версии журнал «Мурзилка», несмотря на всю уникальность, социальную значимость, на хороший сайт, уступает конкурентам: его тираж с 2017 по 2020 год упал на 20 тысяч экземпляров (до 25 тыс.), а вот «Классный журнал» (55 тыс. экз.); и «ПониМашка» (40 тыс. экз.) сохраняют показатели тиражей.
Следовательно, даже хорошо выполненный сайт журнала может и не привлечь внимание к его печатной версии, если она сама не будет соответствовать современным тенденциям и органично реализовывать свои цели в расчете на целевую аудиторию.
Что же нужно для того, чтобы выпустить качественный современный журнал, чтобы он ещё и набрал популярность?
Во-первых, современные журналы должны стать ещё более узконаправленными по возрасту целевой аудитории, поскольку для каждого возрастного этапа ребёнка характерны особые психологические свойства. Анализируемый журнал «Мурзилка» пытается охватить слишком различную возрастную аудиторию, а в «Классном журнале» уже наметилась тенденция к упрощению материала и более «детскому» оформлению.
Во-вторых, для журналов, которые рассчитаны на подростков, желательно придумать интересных персонажей-ведущих. Например, двух героев с противоположными характерами. Через общение персонажей друг с другом, когда они будут вести читателей по журналу, информация будет восприниматься лучше, а персонажи полюбятся и за ними тоже будет интересно наблюдать.
В-третьих, редакции должны построить бизнес-план и определиться с источниками финансирования. При этом возможность электронной подписки должна быть учтена в первую очередь.
Электронные версии журналов читателям найти и приобрести проще, чем печатные. В киосках, в магазинах и на почте найти экземпляры сложнее, поскольку супермаркеты принимают издания на продажу только за деньги, количество киосков уменьшилось, да и попасть журналу туда стало сложнее, поэтому многие журналы оседают в отделениях [54].
Например, «Мурзилку» и «Классный журнал» чаще всего можно найти в школьных библиотеках, а «ПониМашку» - в детском отделе библиотеки.
В-четвёртых, журналы для большей популярности и отдачи заводят страницы в социальных сетях. Например, все анализируемые журналы имеют группу во Вконтакте, где дети также могут подписываться, смотреть различные новости, общаться между собой и задавать вопросы редакции. Кроме того, все журналы имеют официальные каналы на YouTube, а журнал «ПониМашка» ещё и публикации в Инстаграмме.
Эти основополагающие моменты должны быть дополнены большой творческой работой редакционно-авторского коллектива журнала, ведь «для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше». Интернет не дает однозначного ответа, кто из писателей так перефразировал крылатую фразу К. Станиславского о детском театре, но в данном случае важен не авторитет, а суть требования.



1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А. И. Акопов. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 96 с.
2. Вологина Е. В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели : автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Е. В. Вологина. - Краснодар, 2011. - 25 с.
3. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина. - Екатеринбург : Из-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. - 215 с.
4. Добролюбов Н. А. Обзор детских журналов: о детской литературе / Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1954. - 325 с.
5. Жукова Д. А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестн. Краснодарского ун-та МВД России. - 2011. -№4. - С. 57-61.
6. Запекина Н. М. Современная досуговая периодика для детей: тематико -типологические черты // Вестн. Челябинской академии искусств. - 2006. - №2. - С. 10-14.
7. Карайченцева С. А. Книговедение: Литературно -художественная и детская книга / С. А. Карайченцева. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2004. - 435 с.
8. Касьянова В. М. Современные детские журналы: основные приемы номинации // Духовность и ментальность: экология языка и культуры на рубеже XX-XXI веков : тез. междунар. науч. конф. Липецк, 21-22 марта 2017 г. - Липецк, 2017. - С. 195-201.
9. Козлова Т. В. Лексические инновации современного русского языка СМИ в национально-культурном контексте / Т. В. Козлова // Русский язык: исторические судьбы и современность. II Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / Сост. М. Л. Ремнева, О. В. Дедова, А. А. Поликарпов. - М., 2004. - С. 432¬433.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. - М. : Изд-во Наука, 1988. - 269 с.
11. Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций // Вестн. Пермского ун-та. - 2010. - №6. - С. 191-195.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев ; сост. и общ. ред. Д. А. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392 с.
13. Луман Н. Введение в системную теорию / Н. Луман. - М. : Изд-во Логос, 2007. - 360 с.
14. Макаренко Е. Ю. Детские иллюстрированные журналы в условиях постсоветской трансформации // Вестн. Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2018. - № 1. - С. 1-10.
15. Макаренко Е. Ю. Типологические характеристики детских иллюстративных журналов в условиях трансформации медиасреды // Вестн. ВГУ. - 2019. - №2. - С. 116-122... 54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ