Введение 4
Глава I. Культурно-просветительский радиодискурс и радионазвание как метатекстовый знак 10
1.1 Современный радиодискурс и его место в дискурсивном многообразии 10
1.2 Культуроформирующие функции радио как канала радиодискурса 13
1.3 Радионазвание как структурная единица радиотекста 15
1.4 Культурно-просветительская программа как источник изучения
радиодискурса 18
Выводы к главе I 23
Глава II. Коммуникативная направленность радионазвания в культурно-
просветительском радиодискурсе 25
2.1 Названия циклов передач как способ коммуникации со слушателем 25
2.2 Отражение культурно-просветительского аспекта радиодискурса в
радионазвании 27
2.2.1 Языковой анализ радионазваний цикла передач 29
«Детская площадка с ...» 29
2.2.2 Языковой анализ радионазваний цикла передач «. так» 32
2.2.3 Языковой анализ радионазваний цикла передач «Книжечки» и
«Книжное казино» 34
2.2.3 Языковой анализ радионазваний цикла передач «120 минут классики
рока» и «Битловский час» 35
Выводы к главе II 38
Глава III. Радионазвание как отражение культурно-просветительской
направленности радиотекста 39
3.1 Радионазвание и его связь с радиотекстом, тенденции в номинации радиотекста 39
3.2 Коммуникативная значимость радионазваний 41
3.3 Классификация радионазваний программы «Overtime» по характеру
соотношения эпистемического и апеллятивного аспектов воздействия на слушателя 49
Выводы к главе III 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Список литературы 56
Научные справочники и словари 62
Список использованных источников 63
Приложение А. Результаты опроса аудитории 70
Приложение Б. Стенограмма выпуска «Кузница талантов» радиопрограммы «Overtime» 74
В XXI веке коммуникативное пространство меняется как никогда быстро. Новые сферы общения появляются и исчезают из обихода, увеличивается объём аудитории и скорость коммуникации. Закономерным оказывается пристальное внимание к концепции дискурса и дискурсивному анализу и, как следствие, массмедийному дискурсу (медиадискурсу) [Добросклонская, 2014: 181]. Понятие дискурса массмедиа в научной исследовательской практике закрепилось благодаря трудам Т. Г. Добросклонской, по мнению которой он является «сообщением в совокупности со всеми прочими компонентами коммуникации (отправитель, получатель сообщения, канал, обратная связь, ситуация общения или контекст)» [Добросклонская, 2006: 22]. Ей же были разработаны теория и методы медиалингвистики [Добросклонская, 2000], методология анализа медиатекста [Добросклонская, 2008].
Массмедиа, будучи настроенными на массовую коммуникацию и массовое сознание, а также на ускоренное тиражирование и циркулирование фактов, образов, идей, мнений, являются важнейшим инструментом не только информационно-смыслового обеспечения общества, но и общественного самопознания и самоидентификации. Таким образом, средствам массовой коммуникации отводится важная роль в формировании культурных, идеологических и речевых стандартов [Прохоров: 76].
Культуроформирующая функция выступает одной из важнейших функций в средствах массовой коммуникации (далее - СМК ). Как подчёркивает Е. П. Прохоров, с ней связаны рост и развитие сознательности масс, приобщение к мировым ценностям, всестороннее гуманистическое развитие человека. К значимым сферам культуры традиционно относят художественную литературу, изобразительное искусство, архитектуру, музыку.
Согласно материалам сайта «Медиалингвистика - XXI век» и данным научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU», в качестве материала для освещения темы медиадискурса используются, в основном, тексты печатных СМК, также растущее в последние годы внимание уделяется телеречи. Работы, связанные с изучением радиоречи, пока немногочисленны [Нестерова, 2016: 10]. Это связано с трудностью работы с аудиальным материалом, его восприятием и последующей обработкой. Тем не менее, исследование радиодискурса в последнее время получило интенсивное развитие за счёт изменения характера самого радиодискурса. в связи с экстралингвистическими обстоятельствами (а именно - развитием Интернета как средства СМК и новой площадки для ведения и развития дискурса) (данный вопрос рассматривается в работах И. И. Карпенко [2009], Л. О. Телень [2010]). За последние несколько лет к изучению радиодискурса обращались: Т. Г. Арсеньева [2012, 2013], А. В. Болотнов [2013], П. Н. Босый [2006], В. В. Барабаш [2006], Е. Л. Вартанова [2011], В. А. Егошкина [2015], С. А. Ржанова [2015], Ю. Ю. Сладкомедова [2010], Н. Г. Нестерова [2009, 2012, 2013, 2015, 2016], С. В. Фащанова [2012, 2014, 2016] и др.
В рамках данной работы был проведён опрос, показывающий отношение современной молодёжной аудитории к современному радио радиотекста (прим.: см. «Приложение А»). Среди выявленных тенденций следует отметить низкий интерес к радио в связи с ошибочным мнением о низкой степени его актуальности и проявлением интереса, в основном, к развлекательным программам. Между тем, культура народа и её уровень во многом поддерживаются языком, в котором коммуникативные акты выступают примером «живого» языка, а коммуникативные акты культурно - просветительских программ - примерами нормированного, «правильного» языка. Поэтому так важен для изучения культурно-просветительский аспект радиодискурса, столь узко освещённый в работах последних лет.
Актуальность данной работы, таким образом, состоит в изучении радиодискурса как особого коммуникативного феномена с точки зрения его культурно-просветительской функции, а именно - в изучении радионазваний как показателя соответствия радиотекста данной функции.
Новизна работы состоит в анализе радионазваний с точки зрения их соотнесённости с культурно-просветительским радиотекстом. В процессе изучения научной литературы не было обнаружено исследований, специально посвящённых изучению радионазваний.
Практическая значимость работы. В дальнейшем материалы работы могут использоваться в разных курсах для обучения филологов, журналистов, иностранных студентов как демонстрация репрезентативных свойств радионазваний, их функций в зависимости от жанра радиотекста. Примеры включения материалов изучения радиодискурса в обучение можно увидеть в работах А. А. Волковой [2015], Н. А. Параниной [2014], возможности включения в обучение элементов «языковой игры» рассмотрены в работах Е. Е. Обухова [2007]. Важная в лингвистическом плане информация связана с наиболее характерными для радиодискурса способами создания радионазваний.
Теоретическая значимость работы. В ходе исследования была разработана методика изучения радионазваний и моделей циклов радиопрограмм, с целью выяснения наиболее оптимальной формы для коммуникации со слушателем обоснована классификация радионазваний по соотношению эпистемического и апеллятивного аспектов. Данные результаты могут являться определённым вкладом в развитие теории и методики изучения медиадискурса.
Объектом настоящего исследования является просветительский радиодискурс - реализующийся в условиях радиокоммуникации дискурс, коммуникативной целью которого является просвещение.
Источником для исследования в рамках заявленной темы стали программы радиостанции «Эхо Москвы» и программа «Overtime» радиостанции «Орфей». В качестве материала было рассмотрено 63 радиотекста (объём звучания каждого - от 40 до 120 минут), 34 аннотации к выпускам радиопрограмм, 8 анонсов к радиотекстам. Список названий программ радиостанции «Эхо Москвы» дан по состоянию на 03.09.2016; названия выпусков радиопрограммы «Overtime» на радиостанции «Орфей» фиксировались в период с 06.03.2015 по 23.10.2015.
Выпуски были отобраны приёмом сплошной выборки. Для отбора материала применялась следующая методика. На первом этапе осуществлялся отбор источников и материала для анализа. Так были выбраны радиостанции и культурно-просветительские радиопрограммы, объединённые в циклы. В рамках радиопрограммы «Overtime» радиотексты были отобраны в ходе мониторинга в течение шести месяцев с начала проведения исследования. На втором этапе был проведён анализ отобранных радиотекстов и их названий в рамках поставленных целей и задач. Аудиальное восприятие и работа с архивными материалами в отсутствии стенограмм предопределила неоднократное прослушивание. Это позволило более объективно определить соответствие радионазваний радиотекстам. Для удобства работы были стенографированы элементы радиотекстов; была привлечена самостоятельно составленная стенограмма радиотекста (прим.: см. «Приложение Б»).
Цель данного исследования — изучение функции названий программ как метатекстового показателя в культурно-просветительском радиодискурсе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить место радиодискурса в системе медиадискурса;
2) выработать критерии обоснования культурно-просветительской составляющей радиопередачи;
3) сформулировать сущность радионазвания как метатекстового знака для радиопередач;
4) выявить коммуникативную направленность радионазваний на основе анализа моделей циклов радиопрограмм;
5) сопоставить радиотекст и радионазвание на предмет отражения в последнем культурно-просветительского аспекта программы;
6) обосновать и составить классификацию радионазваний по характеру соотношения эпистемического и апеллятивного аспектов.
Для выполнения поставленных цели и задач были отобраны такие единицы анализа, как названия радиотекстов, анонсы, аннотации радиопрограмм и звучащие в эфире радиотексты. Это было сделано с целью проведения комплексного анализа соответствия радионазвания радиотексту и радионазвания и радиотекста - культурно-просветительской функции.
Методы исследования. Были использованы следующие методы и приёмы. В качестве основного метода исследования выступает метод лингвистического описания, компонентами которого являются наблюдение, обобщение, классификация и систематизация материала, реализуемые с опорой на подход к изучению языка в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Приём индуктивного анализа (от фактов - к сущностям) позволил обосновать выделение объекта исследования в общей дискурсной системе.
Метод лингвистического моделирования позволил смоделировать циклы радионазваний.
Сбор материала для исследования радионазваний, их соответствия радиотексту и способов их языковой реализации осуществлялся посредством инструментального метода: звучащая речь записывалась на электронный носитель, расшифровывалась, при возможности для анализа использовались архивы аудиозаписей, выложенные на сайте радиостанции.
Квалификация отобранных радионазваний проводилась с применением контекстуального анализа.
В соответствии с коммуникативно-прагматическим подходом к изучению языка осуществлена классификация радионазваний на основании характера соотношения в них эпистемического и апеллятивного аспектов, с учётом формирования познавательной активности аудитории и тактик, их реализующих. При создании классификации применялся метод интент-анализа, суть которого состоит в переводе конкретного речевого материала в форму коммуникативных намерений адресанта. При анализе материала применялся лингвостилистический метод - анализ способов языковой репрезентации радионазваний, их соответствия радиотексту (рассматривались фонетический, лексический, грамматический уровни; по отдельности или в комплексе). При необходимости на данном этапе исследования применялись метод словарной идентификации (для определения или уточнения семантики слова) и метод компонентного анализа (для выявления мельчайших смысловых единиц значения).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников, двух приложений.
Пристальное внимание к массмедийному дискурсу, обусловленное крупными переменами в коммуникативном пространстве XXI века, приводит и к изучению его функций, в том числе - культурноформирующей. Радиодискурс ярко отражает её не только как часть медиадискурса, но и как источник нормированного, «правильного» языка в коммуникативных актах. Кроме того, особый подход к изучению радиодискурса вызван экстралингвистическими условиями, в которых протекает радиокоммуникация, типами взаимодействия участников радиокоммуникации, стремлением к материализации радиопространства, структурной организацией, тематической разноплановостью, особыми языковыми средствами. Все указанные характеристики свидетельствуют о том, что радиодискурс, сочетая в себе универсальные черты медиадискурса, имеет отличительные особенности и самостоятельный статус в общем дискурсивном пространстве. Среди других типов медиадискурса радиодискурс является менее изученным и представляет собой новое исследовательское поле, поэтому решение частных задач на материале радиодискурса расширяет представление о нём и способствует методологии его исследования.
В качестве обоснования культурно-просветительской составляющей радиопрограммы были выделены три функции, которыми такая программа должна обладать: эстетическая, просветительская и рекреационная. На основе изучения данных функций был сделан вывод о том, что культурно-просветительская миссия радио заключается в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей, воспитании людей на образцах общемировой культуры, что способствует всестороннему развитию человека.
Изучение радионазваний (названий определённой радиопрограммы/рубрики, выпусков программы) в аспекте выполняемых ими функций позволило выявило, что основными функциями радионазваний являются привлечение внимания слушателя, ориентирование его в информационном пространстве, приобщение к обсуждаемым в прогнрамме вопросам культурно-просветительской направленности.
Полученные в ходе исследования результаты утвердили в правомерности гипотезы, что название программы является метатекстовым показателем в культурно-просветительском радиодискурсе; раскрывая главный тезис программы, оно подготавливает слушателя к восприятию звучащего в эфире текста.
Выявлено, что в большинстве изученных радионазваний присутствует связанное с моментом угадывания развлекательное начало. Именно такой способ репрезентации наиболее полно отражает все основные функции культурно-просветительского дискурса: просветительскую, эстетическую, рекреативную.
Для анализа коммуникативной направленности радионазваний и соотнесённости их с культурно-просветительским содержанием радиотекста проведён отбор программ с целью моделирования циклов.
Привлечение для анализа аннотаций к радиопрограммам, которые также расцениваются в работе в качестве метатекстового показателя, позволило дифференцировать программы, относящиеся и не относящиеся к культурно-просветительскому радиодискурсу. Радионазвания в отобранных циклах программ проанализированы на лексическом и грамматическом уровне, что помогло установить их целевую аудиторию и, как следствие, мотивированность выбора радионазвания или общего в нём элемента для всего цикла.
В ходе анализа культурно-просветительского аспекта радионазвания была составлена классификация, на основе которой выявлено, что доминирование апеллятивного аспекта воздействия на слушателя.
Перспективы развития темы видятся в расширении разнообразных в жанровом отношении радиотекстов. Перспективным является изучение радионазваний культурно-просветительских программ в аспекте эстетической и рекреативной функций, в частности, для изучения языковой игры.
Новым коммуникативно ориентированным направлением изучения радионазваний в их отнесённости к тексту представляется экспериментальный аспект, ориентированный на вовлечение потенциальной аудитории в осмысление роли радио.
1. Аитова Х. Р. Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику: дис ... канд. филол. наук. / Х. Р. Аитова. - Тюмень, 2003. - 23 с.
2. Антонова Л. Г. Медиатекст: подходы к анализу медиапродуктов // Медиалингвистика. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. — СПб.: 2015. — Вып. 4. — С. 148-151.
3. Арсеньева Т. Е. Коммуникативная тактика сообщения новостей в просветительском радиодискурсе (на материале программы «говорим по- русски») // Вестник Томского государственного университета: науч. журн. - 2012. - №365. - С. 11-14.
4. Арсеньева Т. Е. Коммуникативные стратегии и тактики
просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски»): дис. ... канд. филол. наук / Т. Е. Арсеньева. — Томск, 2013. — 179 с.
5. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 136-137.
6. Барабаш В. В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В. В. Барабаш. — М., 2006. — 29 с.
7. Болотнов А. В. Коммуникативный стиль языковой личности (на материале публичного дискурса ведущего радиостанции «Эхо Москвы») // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2013. — № 3 (131). — С. 179-181.
8. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. 3-е изд., доп. — М., 2007. — 520 с.
9. Болотова Е. А. Двадцать лет спустя, или «Слушайте радио, остальное - видимость!» / Е. А. Болотова, Л. Д. Болотова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. — 2010. — № 4. — С. 163-179.
10. Босый П. Н. Современная радиоречь в аспекте успешности/неуспешности речевого взаимодействия: автореф. дис. ... канд. филол. наук / П. Н. Босый. — Томск, 2006. — 23 с.
11. Вакку Г. В. Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 78. - С. 91¬96.
12. Вартанова Е. Л. Мультимедийные стратегии московских FM- радиостанций / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Макеенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. — 2011. — № 6. — С. 6-32.
13. Володина М. Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое
сознание [Электронный ресурс] // Библиотека Филол. фак. МГУ. — Электрон. дан. — М., 2007. — URL:
http://genhis.philol.msu.ru/article 262.shtml(дата обращения: 10.04.2017).
14. Волкова А. А. Радио как источник формирования лексикона современного носителя русского языка // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII конгресса МАПРЯЛ, Гранада, 13-20 сентября 2015 г. — Гранада, 2015. — Т. 8, напр. 7: Русский язык: коммуникативно-прагматические аспекты исследования. — С. 76-80.
15. Горошко Е. И. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 20 июня 2013 г. / отв. ред. С. А. Стройков. — Самара, 2013. — С. 27-41.
16. Гудков Д. Б. Обучение русскому языку как иностранному в условиях современного социального контекста общения / Д. Б. Гудков, Л. П. Клобукова, И. В. Михалкина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. — 2001. — № 6. — С. 244 - 257.
17. Гулак М. В. Роль лингвострановедческого аспекта в процессе обучения китайскому языку на начальном этапе // Развитие социокультурной компетенции при обучении иностранным языкам: материалы науч.-практ. конф. — Благовещенск, 2002. — С. 78-80.
18. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости Белгородского государственного ун-та: науч. журн. - 2014. - № 13 (184). - С. 181-187.
19. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского ун-та: науч. журн.
- 2006. - № 2. - С. 20-33
20. Добросклонская Т. Г. Методология анализа медиатекста как
информационно-коммуникативного продукта // Массово¬
коммуникационные процессы в современной России — М., 2008. — С. 78-92.
21. Добросклонская Т. Г. Теория и методы медиалингвистики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т. Г. Добросклонская. — М., 2000. — 24 с.
22. Дускаева Л. Р. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М. Н. Кожиной.
- М., 2003. - С. 664-675.
23. Егошкина В. А. Своеобразие речевых жанров в развлекательном радийном дискурсе. // Коммуникативные исследования: науч. журн. - 2015. - №2 (4). - С. 66-74
24. Зарва М. В. Язык радио // Язык средств массовой информации: учеб. пособие по специализации. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — Ч. 2. С. 363-384.
25. Карпенко И. И. Радиовещание в интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология, журналистика. — 2009. — № 1. — С. 150-158.
26. Картины русского мира: современный медиадискурс / З. И. Резанова [и др.]; под ред. З. И. Резановой. — Томск ИД СК, 2011. — 288 с.
27. Ковачич Е. Л. Радио «Эхо Москвы» как явление новой журналистики // Журналистика и культура русской речи. — М., 2006. — № 2. — С. 30-42.
28. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. Монография. - СПб, 1999. - 280 с.
29. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. - Свердловск, 1990. - 172 с.
30. Нестерова Н. Г. Интернет и интернет-СМИ как средства инновационных технологий в обучении лингвистическим дисциплинам / Н. Г. Нестерова, С. В. Фащанова // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2013. - С. 22-27.
31. Нестерова Н. Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. C. 20-24.
32. Нестерова Н. Г. Коммуникативно-прагматическая специфика
спонтанного радиодискурса // Вестн. Том. гос. ун-та - 2009. - № 318. - С. 37-40.
33. Нестерова Н. Г. Радиодискурс в аспекте дискурсивных изменений // Вестник Сургутского педагогического университета. - 2012. - №5 (20). - С. 50-55.
34. Нестерова Н. Г. Радиотекст в условиях конвергенции СМИ // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2013. - №2 (22). - С. 54-65.
35. Нестерова Н. Г. Радиотекст как гипертекст// Вестник Томского государственного университета. Филология. №5. С.89-99.
36. Нестерова Н. Г. Речевой этикет в современном радиодискурсе / Н. Г. Нестерова, Л. В. Артамонова // Язык и культура. Научный журнал Томского гос. ун-та. - 2013. - № - С. 35-41.
37. Нестерова Н. Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к
изучению [Электронный ресурс]: Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации: Материалы интернет-конф. (Ярославль, 01 октября - 31 декабря 2009 г.) / Центр теории и практики речевой коммуникации; Ярослав. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского - Режим доступа: http://yspu. огд/1шадез/4/46/Нестерова статья.бос. - (Дата
обращения: 10.04.2017)
38. Нестерова Н. Г. Феномен радиодискурса: современные дискурсивные практики: дис. ... док. филол. наук / Н. Г. Нестерова. - Томск, 2016. - 459 с.
39. Нестерова Н. Г., Арсеньева Т. Е. Культурно-просветительские стратегии в радиодискурсе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2015. № 1(31). С.199-204.
40. Нестерова Н. Г., Шилина В. В. Культурно-просветительские интернет- радиоресурсы в обучении РКИ // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. - №11. - С.173-176.
41. Нефедова Т. П. Функции газетных заголовков с краткими прилагательными // Вопросы стилистики: межвузов. науч. сб. Саратов. - 1977. - № 13. - С. 78-89.
42. Обухова Е. Е. Использование феномена «языковая игра» в практике преподавания (продвинутый этап) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 15, № 39. — С. 340-342.
43. Паранина Н. А. Медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов // Педагогическое образование и наука. — 2014. — №1. — С.80-83.
44. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
45. Ржанова С. А. Культура звуковой коммуникации: радиодискурс. // Общество, наука и инновации: сборник трудов конференции. - 2015. - С. 137-139
46. Руденко Ю. К. Принцип циклизации в художественной системе Н. Г. Чернышевского (К постановке вопроса) // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. - Л.: Наука, 1984. - С. 184-213
47. Сальникова О. Г. Как рождаются заголовки // Русская речь. - 1983. - № 6. - С. 60-62.
48. Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи: учеб. пособие для вузов / М. П. Сенкевич. — М.: Высш. Шк., 1997. — 96 с
49. Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
50. Сладкомедова Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на
государственном радио: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук
/Ю. Ю. Сладкомедова. — М., 2010. — 24 с.
51. Стам И. С. Газетный заголовок: соотношение логического и
эмоционального в свете социальной психологии (на материале советских центральных газет) // Вопросы стилистики: межвузов. науч. сб. Саратов. - 1982. - № 18. - С. 24-39.
52. Телень Л. О. Радио в Интернете: новая жизнь старого // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. — М.: Фокус-медиа, 2010. — С. 106-126.
53. Фащанова С. В. Языковая игра в радиодискурсе: коммуникативно-прагматический аспект: дис. . канд. филол. наук / С. В. Фащанова. — Томск, 2012. — 24 с.
54. Фащанова С. В. Языковая игра как лингвокультурный феномен в коммуникативном пространстве радиодискурса // Вестн. Том. гос. ун-та. - Сер. Культурология и искусствоведение. — 2012. — № 4 (8). — С. 55¬61.
55. Фащанова С. В. Языковая игра в радиодискурсе как инструмент эффективного речевого общения. // Языки. Культуры. Перевод: науч. журн. - 2016. - №1. - С. 216-222.
56. Фащанова С. В., Ян Фан. Воздействующая функция заголовков в устной и письменной медиакоммуникации (на материале названий радиопрограмм и заголовков текстов рекламно-информационных журналов) // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL: науч. журн. - 2014. - №8-2 (47). - С. 245-251.
57. Фенина В. В. Ирония в обыденном политическом дискурсе (на материале интернет-комментариев пользователей сайта «Эхо Москвы» // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. - 2015. - № 1. - С. 29-34.
58. Шаймиева Л. В. Стратегия и тактики диалогизации дискуссионного радиодискурса (на примере текстов передачи "В круге света" радиостанции «Эхо Москвы»). // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 3. - с. 333-345.
59. Шмелёва Т. В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. П. Цветова. — СПб, 2012. — С. 56-61.
60. Шульскис С. А. Современная радиоречь (языковые средства, жанры, формы и виды речи) // Язык массовой и межличностной коммуникации. — М., 2007. — С. 375-392.
Научные справочники и словари
1. Мильчин А. Э. Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. - М.: Олимп, 1998. - 673 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
3. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз / Под ред. Е. Е. Топильской. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. - 41 с.
4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических
терминов: Пособие для учителей. 3-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1985. - 357 с.
5. Русская грамматика / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - Т.
1. - 792 с.
6. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А. М. Прохорова. - М.: Советская Энциклопедия, 1981. - 1600 с.
7. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: Издательство АСТ, 2003. - 1582 с.
8. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Русские словари, 1938. - Т.3.: П - Р . - 714 с.
9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. А. И. Левина. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
Список использованных источников
1. «Гилельс непобежденный». Навстречу 100-летию со дня рождения [Электронный ресурс]: Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа: http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17842- gilels-nepobezhdennyj- (Дата обращения: 10.04.2017).
2. 48 минут [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/48minut/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
3. 49 минут [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/49minut/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
4. Overtime [Электронный ресурс]: Классическая музыка: радио
«Орфей». - Режим доступа:
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime. - (Дата обращения:
10.04.2017).
5. Без купюр [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/bezkupur/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
6. Без посредников [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/nomed/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
7. Без фокусов [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/wth focus/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
8. Большое «ЭХО» [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/bigecho/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
9. Вадим Холоденко. Один в океане... [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17365-vadim-kholodenko-odin-v-okeane- (Дата обращения: 10.04.2017).
10. Детская площадка с дядюшкой Крючковым [Электронный ресурс] :
Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:
http://echo.msk.ru/programs/kruchkov DP/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
11. Детская площадка с папашей Бунтманом [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/buntman-kid/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
12. Детская площадка с папашей Голубевым [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http: //echo .msk.ru/pro grams/golubev-kid/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
13. Детская площадка с папашей Гульком [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/gulko-kid/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
14. Детская площадка с папашей Дурново [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/durnovo-kid/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
15. Завещание Рахманинова [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/overtime/17488-zaveshchanie-rakhmaninova.- (Дата обращения: 10.04.2017).
16. Итоги музыкального марафона. Виолончелисты [Электронный
ресурс]: Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/ 17190-itogi-muzykalnogo-marafona-violonchelisty. - (Дата обращения: 10.04.2017).
17. Итоги музыкального марафона. Пианисты [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/ 17216-itogi-muzykalnogo-marafona-pianisty. - (Дата обращения: 10.04.2017).
18. Итоги музыкального марафона. Скрипачи [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17288-itogi-muzykalnogo-marafona-skripachi. - (Дата обращения: 10.04.2017).
19. Кузница талантов // «Overtime» [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro grams/overtime/17530-kuznitsa-talantov. - (Дата обращения: 10.04.2017).
20. На двух стульях [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». -
Режим доступа: http : //echo.msk.ru/pro grams/On T wo Chairs/. - (Дата
обращения: 10.04.2017).
21. На чужом месте [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/not your place/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
22. О радиостанции [Электронный ресурс]: Классическая музыка:
радио «Орфей». - Режим доступа:
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/aboutradiostation.- (Дата обращения: 10.04.2017).
23. О связи всё и сразу [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/communication/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
24. О стиле всё и сразу [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http: //echo .msk.ru/pro grams/style/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
25. Один [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим
доступа:http://echo.msk.ru/programs/odin/. - (Дата обращения: 10.04.2017).
26. Одна [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим
доступа:http://echo.msk.ru/programs/odna/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
27. Одноэтажная Америка [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17406-odnoetazhnaya-amerika.- (Дата обращения: 10.04.2017).
28. Одноэтажная Америка. Часть 2 [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/overtime/17441 -odnoetazhnaya-amerika-chast-2.- (Дата обращения: 10.04.2017
29. Победители. Александр Князев [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16819-pobediteli-aleksandr-knyazev.- (Дата обращения: 10.04.2017).
30. Победители. Александр Рудин [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16635-pobediteli-aleksandr-rudin. - (Дата обращения: 10.04.2017).
31. Победители. Владимир Ашкенази [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16370-pobediteli-vladimir-ashkenazi.- (Дата обращения: 10.04.2017).
32. Победители. Владимир Овчинников [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16253-pobediteli-navstrechu-xv-mezhdunarodnomu-konkursu-imeni-chajkovskogo.- (Дата обращения: 10.04.2017).
33. Победители. Вэн Клайберн (продолжение) [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16678-pobediteli-ven-klajbern-prodolzhenie. - (Дата обращения: 10.04.2017).
34. Победители. Вэн Клайберн [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16677-pobediteli-ven-klajbern.- (Дата обращения: 10.04.2017).
35. Победители. Григорий Соколов [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16487-pobediteli-grigorij-sokolov.- (Дата обращения: 10.04.2017).
36. Победители. Денис Мацуев [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16979-pobediteli-denis-matsuev.- (Дата обращения: 10.04.2017).
37. Победители. Михаил Плетнёв [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16585-pobediteli-mikhail-pletnjov.- (Дата обращения: 10.04.2017).
38. Победители. Нарек Ахназарян [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16537-pobediteli-narek-akhnazaryan.- (Дата обращения: 10.04.2017).
39. Победители. Наум и Александр Штаркманы [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16424-pobediteli-naum-i-aleksandr-shtarkmany.- (Дата обращения: 10.04.2017).
40. Победители. Никита Борисоглебский [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16310-pobediteli-nikita-borisoglebskij.- (Дата обращения: 10.04.2017).
41. Победители. Николай Луганский [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16752-pobediteli-nikolaj-luganskij. - (Дата обращения: 10.04.2017).
42. Победители. Татьяна Гринденко и Гидон Кремер [Электронный
ресурс]: Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16863-pobediteli-tatyana-grindenko-i-gidon-kremer.- (Дата обращения: 10.04.2017).
43. Победители. Юрий Егоров [Электронный ресурс]: Классическая
музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www. muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/16882-pobediteli-yurij-egorov. - (Дата обращения: 10.04.2017).
44. Последнее интервью. Часть вторая [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17616-poslednee-intervyu-chast-vtoraya.- (Дата обращения: 10.04.2017).
45. Последнее интервью. Часть первая [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа: http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17578-poslednee-intervyu-chast-pervaya. - (Дата обращения: 10.04.2017).
46. Последнее интервью. Часть третья [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17654-poslednee-intervyu-chast-tretya.- (Дата обращения: 10.04.2017).
47. Принц Альта. Десять лет спустя [Электронный ресурс]:
Классическая музыка: радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17346-prints-alta-desyat-let-spustya. - (Дата обращения: 10.04.2017).
48. Радио «Орфей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орфей(радиостанция). - (Дата обращения: 10.04.2017).
49. Страсти по Луке [Электронный ресурс]: Классическая музыка:
радио «Орфей». - Режим доступа:
http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/pro gramsarchive/overtime/17746- strasti-po -luke. - (Дата обращения: 10.04.2017).
50. Цена Победы [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». -
Режим доступаhttp://echo.msk.ru/programs/victory/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
51. Цена Революции [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/cenapobedy/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
52. Эхонет [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://echo.msk.ru/programs/echonet/.- (Дата обращения: 10.04.2017).
53. Эхономика [Электронный ресурс] : Радио «Эхо Москвы». - Режим
доступа:http: //echo .msk.ru/pro grams/echonomica/.- (Дата обращения:
10.04.2017).