РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СБЫТОВОЙ СЕТИ 14
1.1 Ассортиментная политика виды и формы 14
1.2 Ассортиментная политика и ее специфика на предприятиях сбытовой
сети 26
1.3 Зарубежный опыт управления ассортиментной политикой предприятия 38
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ 48
2.1 Анализ российского рынка ювелирных изделий и оценка его
ассортиментных предложений 48
2.2 Маркетинговые исследования потребительских предпочтений рынка
ювелирных изделий 58
2.3 Анализ деятельности предприятия сбытовой сети ЗАО СЗК «Сибзолото»
на рынке города Красноярска 70
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СБЫТОВОЙ СЕТИ 79 3.1 Анализ существующей ассортиментной политики ЗАО СЗК «Сибзолото»
79
3.2 Исследование влияния методов управления ассортиментной политикой
ЗАО СЗК «Сибзолото" 91
3.3 Обоснование алгоритма выбора методов формирования ассортиментной
политики предприятия сбытовой сети и оценка ее эффективности 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список использованных источников 1 12
В условиях рыночной экономики возросла роль грамотного формирования ассортимента. Это позволят повысить доход предпринимателей как при производстве, так и при торговле. К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях. Потому, что ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой' конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей» вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Ассортиментная
формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Ассортиментная политика приобретает особую значимость в, нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя, предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия, с производимым товаром зависят его экономические показатели.
Ключевой проблемой отрасли является низкая конкурентоспособность отечественной продукции, связанная с имеющимися проблемами управления в условиях многофакторных
изменений экономических условий, необходимостью адаптации к развитию отрасли, изменениям требований покупателей.
Конечной целью совершенствования системы управления продуктовым портфелем становится соответствие продукции дифференцированным потребностям рынка, экономическая стабильность и
успешное позиционирование предприятия на рынке.
Данная тема вызывает интерес тем, что в ней раскрываются теоретические основы формирования ассортимента. Как уже говорилось выше, от правильного воплощения этих теоретических основ на практике зависти очень многое. Именно эта проблема во многом повлияла на выбор темы диссертационного исследования.
Разработка проблем методов управления ассортиментной политикой предприятия сбытовой сети в современной экономике России является достаточно новой, и в силу этого слабо разработанной сферой экономической науки. В целом достаточно изученными в научной и учебной литературе являются методы и особенности сбыта. Отдельные вопросы, посвященные аспектам становления ассортиментной политики предприятий, рассмотрены в трудах отечественных специалистов А. Э. Абалова, А. В. Аникина, И. Т. Балабанова, С. М. Борисова, В. И. Букато, А. В. Касаткина, М. X. Лапидуса, а также зарубежных специалистов таких как: М. Бордо, С. Хармстона, А.
Шварца, Т. Мартеля, Р. Прингла, А. Гехра. Здесь стоит отметить, что в
10
трудах ученых освещена именно производственная сфера, поэтому исследования в области розничной торговли, по нашему мнению, не получили достаточной разработки практические вопросы, связанные с формированием концепции развития и управления ассортиментной политикой предприятия сбытовой сети.
Проведенные исследования показали, что ключевым фактором роста конкурентоспособности сбытовых предприятий является формирование и реализация рациональной ассортиментной политики, предусматривающей поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов экономики: что, для кого и в каком количестве производить. Таким образом, конкурентоспособность компании в большей степени определяется способностью продуктового ряда предприятия соответствовать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровне не менее «сильном», чем у конкурентов.
Проектирование, планирование такого ряда — задача, которая, безусловно, не может пройти мимо внимания менеджера. Однако до сих пор у многих российских компаний первоначальная стадия формирования ассортимента — процесс не всегда .рыночно- ориентированный и спроектированный менеджментом. Зачастую формирование ассортимента базируется на стремлении увязать ассортимент с производственными возможностями, опытом технологов традициями производства. Отсутствует комплексный подход к формированию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно-тактических аспектов деятельности компании. И только после того, как накапливается опыт производства и сбыта произведённых продуктов, возникают вопросы: те ли продукты произведены, достаточны ли ресурсы для их продвижения, насколько целесообразен их дальнейший выпуск? На самом деле процесс разработки ассортиментной политики должен базироваться на желаниях и потребностях потребителей и прогностических -способностях менеджмента
Необходимо отметить, что проблемы формирования ассортиментной
11
политики с недавнего времени находятся в центре внимания российских
экономистов.
Общие основы изучения ассортимента были заложены в работах российских и зарубежных ученых: Г. Л. Азоева, И. Ансоффа, К. Боумена, А. Вайсмана, А. П. Градова, П. С. Завьялова, Д. Ивахника, Ф Котлера и других. Вместе с тем изучение литературных источников, а также практического опыта функционирования российских предприятий показывает, что ряд вопросов этой проблемы исследованы недостаточно полно, особенно применительно к внедрению в ассортимент инновационных товаров. Не выработан единый взгляд на определение понятия «ассортиментная политика промышленного предприятия», отсутствует также комплексный подход к анализу и формированию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно тактических аспектов
деятельности компании.
Кроме того, широкое распространение получили упрощенные, приближенные методы планирования товарного ассортимента, слабо используются методы моделирования.
Недостаточная разработка теоретических, методических и практических исследований в области: ассортиментной политики предприятия сбытовой сети на этапе всеобщего экономического развития обусловили актуальность выбранной темы диссертации, определили цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - разработка теоретических и практических рекомендаций по формированию ассортиментной политики предприятия сбытовой сети.
Достижение поставленной цели обусловило следующие задачи:
- выявить роль и значение ассортиментной политики;
- выявить специфику управления ассортиментной политики на предприятиях сбытовой сети;
- рассмотреть зарубежный опыт управления ассортиментной политики предприятий
- выявить ряд методов, которыми следует руководствоваться процессе формирования ассортимента предприятия;
- проанализировать влияние методов управления ассортиментом предприятия сбытовой сети;
- разработать алгоритм формирования ассортиментной политики с учетом выявленных методов;
- дать обоснование выбора методов и выявить эффективность от внедрения алгоритма.
Объектом исследования выступает ассортиментная политика предприятия сбытовой сети. Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования ассортиментной политики предприятия.
Теоретической и методологической основой работы послужили результаты научных исследований отечественных и зарубежных экономистов по инновационному и финансовому менеджменту, маркетингу и другим экономическим наукам.
Информационной базой исследования являются материалы специализированных периодических изданий. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания (сравнение, анализ и синтез, конкретизация, абстрагирование, дедукция и индукция), основанные на теории познания и принципах системной методологии, методы экономического анализа, экспертных оценок, а также специфические методы исследования в области анализа ассортимента.
Цель диссертационного исследования - выявить методы, оказывающие наибольшее влияние на управления ассортиментной политикой, а также разработать практических рекомендаций по формированию ассортиментной политики предприятия сбытовой сети.
В ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи.
В ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:
Выявлена роль и значение ассортиментной политики Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. Сущность формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы своевременно предлагать покупателям определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя профилю предприятия, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту, качеству, цене товаров, послепродажному обслуживанию. Достижение соответствия между предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения.
Выявлена специфика управления ассортиментной политики на предприятиях сбытовой сети, рассмотрены основные методы управления ассортиментом на предприятии. Выявлена специфика формирования товаров на предприятиях сбытовой сети, а также исследованы основные группы товаров и их взаимосвязи.
Рассмотрен зарубежный опыт управления ассортиментной политикой предприятий. На основе анализа источников было выявлено,товарная политика — краеугольный камень маркетинга, а без рационального для компании и привлекательного для покупателей товарного ассортимента нет товарной политики. С другой стороны, концепция ценности клиента в течение всего жизненного цикла имеет определенный недостаток, заключающийся в том, «что нет никакой гарантии продолжения клиентом отношений с поставщиком на существующем уровне или их поддержания в принципе. Это особенно заметно в отраслях с низкими барьерами выхода (например, розничная торговля) и на изменчивых рынках с высокой конкуренцией (например, телекоммуникационный рынок). Это также может относиться к отраслям, в которых активно используется стимулирование продаж.
Выявлен ряд методов, которыми следует руководствоваться процессе формирования ассортимента предприятия и выявлено влияние методов на ассортиментную политику сбытовой сети. Проведенный анализ существующих инструментов и методов работы с номенклатурой выя- вил ряд недостатков и отсутствие комплексного подхода к управлению ассортиментом товаров в ритейле.
Сравнительная характеристика методов оценки ассортимента показала, что каждый из них имеет как недостатки, так и преимущества, ограниченность областей использования, доступность и достоверность первичной информации, разную степень сложности в применении, свою специфику. Выбор метода анализа ассортимента зависит от объектов исследования, от целей, от системы обмена информацией, уровня автоматизации и т.д. Мы предложили дополнить существующие методы расчетом коэффициента гармоничности. В связи с этим нами разработана матрица расчета коэффициента гармоничности, на основе определенных критериев, включая стратегические целей предприятия.
Предложенный метод на основе функций коммерческой деятельности является наиболее эффективным в современных условиях, поскольку основан на системном подходе и предполагает сквозное управление ассортиментом через все функции коммерческой деятельности. Это позволяет наиболее полно удовлетворить запросы потребителей и обеспечить максимально эффективную работу предприятия в целом.
.С учетом плюсов и минусов описанных выше методов формирования ассортимента нами сформулирован метод управления ассортиментом. Данный алгоритм позволит делать обоснованный выбор из возможных альтернативных вариантов ассортиментной политики, сформированных по результатам анализа внешней и внутренней среды. В сравнении с другими методами, несомненным достоинством данного является определенная конкретизация необходимых составляющих системы формирования товарного ассортимента.
Составлен перечень мероприятий, на которые предприятие должно ориентироваться при принятии решения об управлении ассортиментной политикой.
Поскольку показатели эффективности алгоритма, выражены через результаты конечной деятельности, в диссертации проведен их анализ до и после внедрения алгоритма и результаты оценены с помощью расчета отклонений и инверсии. Эффективность определяется коэффициентом результативности (Кр). До внедрения алгоритма достигнутая эффективность была ниже ожидаемой в 2 раза (1/0,476 = 2,1). В 2017 г. Он будет составлять 1,18.
Таким образом, внедрение на предприятии алгоритма управления ассортиментом позволило оптимизировать ассортиментную политику предприятия и сделать ее более эффективной и конкурентоспособной.
1. Адлер Ю. Процессное описание бизнеса — основа основ и для системы экономики качества / Ю. Адлер, С. Щепетова // Стандарты и
качество. — 2012. — № 2. — С. 66—69.
2. Акофф P. Л. Планирование будущего корпорации / P. Л. Акофф, Пер. с англ. М.: Сирин ,2012. - 256 с.
3. Акофф P. Л. Планирование в больших экономических системах / Р. Л. Акофф, Пер. с англ. -М.: Наука, 2013.-216 с.
4. Алескеров Ф. Н. Ассортимент и качество товаров: управление в регионе / Ф. Н. Алескеров, А. Н. Яровинов. М.: Азер, 2015. - 189 с.
5. Анализ, синтез, планирование решений в экономике:Учебник для вузов по спец. «Информационные системы в экономике»/А.В. Андрейчинков, О.Н. Андрейчинкова,. М.: Финансы и статистика, 2012. - 366с.
6. Арефьева Е. Н. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли / Е. Н. Арефьева // Финансовый директор. -2015.- №6. -С. 17-23.
7. Арсланова 3. Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования / 3. Арсланова, В. Лившиц // Инвестиции в России. 2013. -№1-2. -С. 12- 14.
8. Астапов К.В., Инновации промышленных предприятий и экономический рост/ К.В. Астапов// Экономист. 2013. - № 6. - С. 14-19.
9. Афанасьев В. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции/ В. А. Афанасьев, И.В. Сорокин, О.В. Апыхтин // Кожевенно-обувная промышленность. 2014. - №3-4. - С. 24-27.
10. Балдилов Е.М. Управление качеством и ассортиментов товаров народного потребления. / Е.М. Балдилов, А.Н. Юсубаев. Казахстан, 2011. - 90с.
11. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развитияи меры государственного регулирования / JL Бжилянская // Экономист. -2016.- №3.
12. Бизнес-планирование: Учебник для вузов./В.Г. Черняк. М.:
ЮНИТИ, 2015.-470 с.
13. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2012.-892с.
14. Бурмистров Н.П. Оценка, анализ и планирование технико-экономического уровня производства /Н.П. Бурмистров, Ю.Ф. Коровин.- Киев: Техника, 2014.-78с.
15. Бурчак 3. Г. Организационно-экономические основы формирования ассортимента непродовольственных товаров: автореф. дис. канд. экон. наук:
Киев. 2016 г. -24 с.
16. Васильев Ф.П. Методы оптимизации /Ф.П. Васильев. М.: Факториал-пресс, 2012. - 823 е.: ил.
17. Васильев Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач / Ф.П. Васильев. -М.: Наука, 1980. 189 с.
18. Внешнеэкономический толковый словарь / П.С. Завьялов, J1.B. Ежкин, Ред. И.П. Фаминский,. М.: ИНФРА-М, 2000. - 504с.
19. Внутрифирменное планирование. Учебник для студ. высш. учеб. завед. обуч.по экон.спец./М.И. Бухалков.-М.:ИНФРА-М, 2015. 392с.
20. Волошин И.Г. Методы оптимизации в экономике / И.Г. Волошин. М.: ИНФРА-М, 2013. - 450с.
21. Гаврилов А.И. Механизм инновационного управления экономикой / А.И. Гаврилов— 2-е изд., перераб. и доп. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2000. — 237 с.
22. Герчикова И. Н. Мнеджмент: Учебник / Герчикова И. Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2015 - 480 с.
23. Гогоберидзе А.Г. Динамика цен на продукцию машиностроения. / А.Г. Гогоберидзе, А.А. Дерябин. М.: Финансы и статистика, 2011. - 182с.
24. Градова А. П. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие/ Под ред. проф. А. П. Градова. 3-е изд. испр. и доп. СПб. Специальная литература, 2013.-589 с.
25. Гуськов В.В. Стратегия инновационного развития: рыночный и ресурсный подход/ В.В. Гуськов // Инновации. 2013. - №6,- С. 46-49.
26. Дарбинян М.М. Формирование ассортимента и товарные запасы в торговле/ М.М. Дарбинян. М.: Экономика, 2014. - 246 с.
27. Девитайкин А. Г. Управление инновациями: оценка инноваций как объектов интеллектуальной собственности с целью возмещения инновационных затрат/ А. Г. Девитайкин, А. И. Попов, В. Д. Смоляренко // Инвестиции в России. 2012. - №. 8. - С. 36-44.
28. Дихшель Е. Практический маркетинг / Е. Дихшель, X. Хершген. - М.: Высшая школа.;ИНФР-М, 2016.-369 с.
29. Донцова J1.B. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование/ Л.В.Донцова //Менеджмент в России и за рубежом. 2012. -№3. - С.23-26.
30. Егорова Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егорова, С.А. Варакута. -М.: ИНФРА-М, 2014. 173с.
31. Жиряева Е. В Товароведение. / Е. В. Жиряева. СПб.: Питер, 2002. - 416 е.: ил. (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»)
32. Завьялов П. С Маркетинг в схемах рисунках и таблицах / П.С.Завьялов. -М.: ИНФРА-М, 2013. 414с.
33. Ивахник Д. Е. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики: дис. канд. экон. наук. 08.00.05: Благовещенск. 2011 г. 215 с.
34. Идрисов А. Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. / А.Б. Идрисов, С.В. Картышев. М.: Информационно издательский дом «ФИЛИНЪ», 2015. - 395с.
35. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. / С.Д. Ильенкова. - М.: Банки и биржи, 2013. 205 с.
36. Инновационная деятельность в антикризисном управлении / Б.В. Бирюков, В. П. Герасименко, А. Г Кирьянов,. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, унта,
2011. — 128 с.
37. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. / В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. М.:ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
38. Инновационный менеджмент в малом бизнесе / Под ред. М.П. Переверзева.— Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. Н.Толстого, 2015.- 172 с.
39. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов./ Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов— 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 471с.
40. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. 327 с.
41. Инновационных менеджмент = Innovatoiy management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению "менеджмент"./ Р.А. Фатхутдинов,. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010. - 452с.
42. Инновация как средство экономического развития. / Б. Санто Пер. с венг. М.: Прогресс, 2013. - 364с.
43. Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория / М. Интриллигатор, Пер. с англ. под ред. Конюса А. - М.: Прогресс, 2015.-230с.
44. Исследование систем управления. Учебник./ В.И. Мухин. М.: Экзамен, 2012.- 152с.
45. Исследование систем управления: Учеб. практ. пособие: По специальности «Менеджмент»./В.А. Долятовский, В.Н. Долятовская,. - М.: Ростов н/Д, 2004. - 255с. - «Новая технология»
46. Казакова Н. В. Некоторые подходы к управлению знаниями и интеллектуальным капиталом в современной экономике/ Н. В. Казакова // Инновации. -2013. -№ 1.-С. 14-19.
47. Карпов В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка/ В. Карпов // Маркетинг. 1992. - №33. - С. 21-29.
48. Короков Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Короков.- М.: Дека,
2007.-304с.
49. Котлер Ф Основы маркетинга/ Ф. Котлер; пер. с англ. М.: «Бизнес¬Книга», «ИМА-Кросс», 2015. - 702 с.
50. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций которые должен знать каждый менеджер: Пер.с англ./Ф. Котлер,. СПб.: Нева, 2013. - 219с.
51. Котлер Ф. Маркетинг/ пер.с англ. Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д.Мейкенз. -
СПб.: Нева, 2015.- 178с.
52. Курс предпринимательства /Пер. с англ. А.М.Хоскинг. М.: ИНФРА-
М, 2012.-187с.
53. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг / Ж-Ж. Ламбен. — М.: Наука, 2006. —589 с.
54. Лобанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии / Т.П. Лобанова, Ю.А. Олейникова. М.: Прибор, 2011. - 268с.
55. Лобачева Е. Н. Научно-технический прогресс: закономерности и противоречия / Е. Н. Лобачева. М.: Экономика и право, ЮНИТИ, 2013. -119с.
56. Любатов Ю. В. О средних взвешенных оценках качества/ Ю. В. Любатов // Стандарты и качество. 1972. - № 7. - С. 8-50.
57. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. / К. Р. Макконнелл., C.JI. Брю Т. 2. Таллинн: 2013. - 676с.
58. Малый экономический словарь: 12000 терминов / Авт. и сост.: А. Н. Азрилиян, О. М. Азрилиян, Е. В Калашникова.; Под. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2012. - 1088 с.
59. Маркетинг инструмент конкуренции: Сборник статей./ П.С. Завьялов, Н.К. Моисеева, М.В. Конышева,.М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2012. - 128с.
60. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. - М.: Внешторгиздат.2009 г
61. Маркетинг. Учебник // А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С. А. Красеников и др. Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 2015.-450 с.
62. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х.Анн. -М.: Экономика, 2015.- 175 с.
63. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред.проф. Г.А. Васильева,. -М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 208с.
64. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. Под ред. А. Н. Романова,. М.: Банки и биржи ЮНИТИ,
2013. - 560 с.
65. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций. / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова,. М.: ИНФРА-М; Новосибирск,: Сибирское соглашение, 2011. - 288 с.
66. Маршал А. Принципы экономической науки/ Маршал А. Пер.с англ. М.: Прогресс. - 2013. - 415 с.
67. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, J1.H. Ковалик,. СПб.: Питер, 2015. - 400с.: ил.
68. Менеджмент: учебник. / И.Н. Герчикова. М.: 2014. - 389 с.
69. Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.:«Дело ЛТД», 2000. - 286с.
70. Мескон М. Основы менеджмента/ М. Мескон, М. Альбер, Ф.Хедоури, пер. с англ. М.: Дело, 1992.- 702 с.
71. Методы прогнозирования спроса. М.: Экономика 2015 - 174 с.
72. Мищенко JI. А. Ассортиментная политика на рынке модных товаров на примере одежды: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: 2013. -195с.
73. Наумов В. Н. Ассортиментно-ценовая политика: сущность и содержание/ В. Н. Наумов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2011,-№6.
74. Николаева Г. И. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы/ Г. И. Николаева. М.: Норма 2012. - 283 с.
75. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: теория и практика. / С. А. Николаева. М.: Финансы и статистика, 2012. - 128 с.