Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ крестового похода как репрезентация общественно-политической жизни первой половины XX века

Работа №187365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Образ крестового похода в начале первой половины XX в 16
1.1 Содержание идеи крестовых походов: историография вопроса 16
1.2 Образ крестового похода в довоенной Великобритании: истоки крестоносного
идеализма 20
1.3 «Великая война»: образ крестового похода в Великобритании и США в период Первой
мировой войны 24
2 Образ крестового похода в межвоенный период 35
2.1 Образ крестового похода в межвоенной рефлексии стран Западной Европы и США ...35
2.2 Образ крестового похода во взаимоотношениях между странами Западной Европы и
Ближнего Востока после Первой мировой войны 39
2.3 Образ крестового похода как часть антисоветской пропаганды: от Гражданской войны
в России до политики Ватикана 47
3 Образ крестового похода в конце первой половины XX в 54
3.1 Образ крестового похода в период Второй мировой войны 54
3.2 Образ крестового похода в послевоенный период: кризис колониальной системы 59
3.3 Образ крестового похода в послевоенный период: начало холодной войны 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75


Актуальность. «Образ крестовых походов формирует международную политику и репрезентации в современных СМИ миллиардов христиан и мусульман по всему миру», - писал британский историк М. Дж. Хорсвелл .
Проблематика исторической памяти на сегодняшний день занимает значительное место в современном социально-гуманитарном дискурсе, оставаясь при этом одной из самых малоизученных областей общественного сознания в рамках социологии культуры. Заметной фигурой на исследовательской почве исторической памяти является немецкий египтолог Я. Ассман, рассмотревший в своем исследовании «Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности» взаимосвязь «воспоминания», «идентичности» и «культурной преемственности» . По его словам, каждая культура образует «коннективную структуру», которая выступает в качестве общего символического пространства, объединяющего членов социума через систему разделяемых ими смыслов, коллективных ожиданий и моделей взаимодействия . Крестовые походы, как одно из важнейших явлений не только эпохи Средневековья, но и всей мировой истории, и одна из ключевых тем исследования мировой медиевистики, не мог не задержаться в «коннективной структуре» общества. Явление средневековых крестовых походов переместилось в горизонт настоящего как образ из иного времени, при этом неразрывно связанный с текущими событиями.
В настоящее время можно утверждать, что образ крестового похода в обществе стал вневременным образом, обладающим мощным аффективным воздействием. Обратимся к ряду актуальных на сегодняшний момент примеров. Будучи кандидатом в президенты США, Д. Трамп в 2023 г. назвал свою предвыборную кампанию «крестовым походом» против действующего на тот момент главы государства Дж. Байдена . В 2025 г. в ответ на заявления президента Франции Э. Макрона МИД Израиля опубликовало заявление, в котором обвинили французского лидера в «крестовом походе против еврейского государства» . В России также можно обнаружить обращения к крестоносной риторике: например, в 2011 г. резолюция Совета Безопасности ООН №1973, вводящая бесполетную
зону над Ливией, была раскритикована президентом России В. В. Путиным как «средневековый призыв к крестовому походу» ; министр иностранных дел С. В. Лавров обозначил термином «крестовый поход» действия в отношении России со стороны США в 2023 г. и стран Запада в 2024 г. Помимо этого, исследователи фиксируют устойчивую связь современного мусульманского политического мышления с памятью о крестовых походах . В 2023 г. президент Турции Р. Т. Эрдоган на митинге в защиту Газы в Стамбуле задался следующим риторическим вопросом: «Эй Запад! Я обращаюсь к тебе, ты снова хочешь организовать крестовый поход против полумесяца?» . Образ крестового похода неоднократно оказывался на острие исламистских образований. Так, в 1988 г. была основана сеть мусульманских группировок Аль-Каида, также называемая
«Международным исламским фронтом джихада против иудеев и крестоносцев» .
Выявление специфики образа крестового похода приобретает особую значимость в контексте современных научных дискуссий о сохранении и передаче исторической памяти и механизмах репрезентации исторического прошлого. Современная международная обстановка, характеризующаяся нарастанием цивилизационных противоречий и конфликтов, актуализирует изучение опыта первой половины XX в., когда в условиях глобального переустройства мира и крупнейших военных конфликтов в обществе особенно востребован был ряд обеспечивающих идентичность представлений о прошлом, среди которых можно выделить образ крестового похода. Анализ того, как образ крестового похода функционировал в условиях глобальных конфликтов прошлого столетия, позволяет лучше понять логику процесса сохранения исторической памяти и роль исторических образов в формировании политического воображения сегодня.
При всей актуальности вопроса, не так много исследований в настоящее время посвящены образу крестовых походов после их фактического завершения в Средневековье, а еще меньше изучают образ крестового похода комплексно, включая выявление специфики исторической и политико-культурной репрезентации крестового похода как странами Запада, так и странами Востока и России.
Объект исследования - исторические и политико-культурные репрезентации крестового похода.
Предмет исследования - образ крестового похода как репрезентация общественно - политической жизни первой половины XX в.
Цель - выявление специфики образа крестового похода как репрезентации общественно-политической жизни первой половины XX в.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность идейных оснований крестовых походов, опираясь на историографию вопроса, и определить истоки крестоносной риторики начала XX в.;
2. Выявить примеры обращения к образу крестового похода в общественно-политической жизни стран Западной Европы, Ближнего Востока, США, России (до 1922 г.) и СССР (с 1922 г.), ориентируясь на три основных периода хронологической рамки - начало первой половины XX в., межвоенный период 1918-1939 гг., период Второй мировой войны и первых годов послевоенного времени (до 1950 г.);
3. На основании примеров охарактеризовать специфику образа крестового похода как репрезентации общественно-политической жизни XX в. и определить место крестовых походов в культурной памяти стран Западной Европы, Ближнего Востока, США, России (до 1922 г.) и СССР (с 1922 г.).
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают первую половину XX в. (1900-1950-е годы), что обусловлено ключевыми процессами трансформации образа крестового похода в общественно-политическом дискурсе в условиях кардинальных изменений мирового порядка. Нижняя граница исследования связана с довоенным периодом, когда западноевропейское общество находилось под влиянием наследия викторианской эпохи, возродившей средневековые образы в общественно-политическом дискурсе. Следующая за этим периодом Первая мировая война актуализировала метафору крестового похода в странах Запада, что особенно ярко проявилось в Великобритании. В ходе Первой мировой войны британские войска в 1917 г. взяли Иерусалим, что привело к возрастанию значения крестоносной риторики для широкого круга социальных групп западного общества. После окончания Первой мировой войны представляют интерес те трансформации, которые пережил образ крестового похода в процессе формирования послевоенного мирового порядка и общего упадка религиозных настроений в Европе в межвоенное время.
Исследование завершается периодом Второй мировой войны и первых
послевоенных десятилетий (до конца 1950-х годов). Этот временной промежуток характеризируется значительным переустройством мира: распадом колониальной системы 5
и формированием биполярного мира. В это время страны арабского мира получают независимость и в 1948 г. образуется государство Израиль, с чего начинается новый виток крестоносной риторики, связанный с арабо-израильским конфликтом.
Территориальные рамки исследования охватывают страны Западной Европы, имеющие наиболее тесную историческую связь с крестовыми походами, США, Россию (с 1922 г. СССР), а также страны Ближнего Востока, располагающиеся в непосредственной близости с Палестиной.
Методологическая основа исследования. К основным относятся такие методы исследования, как историко-генетический, хронологический, историко-сравнительный методы. С целью анализа взаимосвязи образа крестового похода и таких понятий, как «воспоминание», «идентичность» и «культурная преемственность», в исследовании применяются методологические подходы теории культурной памяти Я. Ассмана и А. Ассман .
Историко-генетический метод позволяет изучить обращения к образу крестового похода как историческое явление в динамике, проследить этапы его развития и охарактеризовать их. Историко-хронологический метод обеспечивает хронологическую последовательность изучения вопроса. Историко-сравнительный метод позволяет сравнивать временные и территориальные особенности изучаемого явления , что дает возможность более полно охарактеризовать его специфику. Методологические подходы теории культурной памяти Я. Ассмана и А. Ассман применяются для определения места крестовых походов в культурной памяти рассматриваемых регионов в рамках обозначенной хронологической рамки.
Концепция культурной памяти Я. Ассмана, основанная на взаимосвязи «воспоминания», «идентичности» и «культурной преемственности», дает ключ к пониманию механизмов конструирования мифических и исторических нарративов о крестовых походах и их роли в формировании коллективной идентичности. По Я. Ассману, внутри коллективной памяти следует различать коммуникативную и культурную память. Если коммуникативная память - это живая память общества о недавнем прошлом, основанная на устных рассказах и личном опыте, то культурная память создает общее пространство культурного смысла, связывающее прошлое с настоящим. В культурной памяти история преобразуется в миф, т.е. обосновывающую историю. Миф обладает аффективным воздействием и служит укреплению коллективной идентичности. По Я.
Ассману, в образованной культурой «коннективной структуре» соединяются социальное и временное измерение, которое связывает человека с его современниками, удерживая в памяти общества воспоминания и опыт. Тот факт, что содержание образа крестового похода определяется социальными и культурными рамками общества, дает возможность проанализировать его с точки зрения циркулирующих в обществе культурных смыслов.
Помимо этого, Я. Ассман различает «горячие» и «холодные» опции в обращении с историей, иными словами, политические стратегии памяти. Тогда как «холодная» опция заключается в повторении смыслов и противостоянии изменениям, «горячая» опция отличается использованием воспоминаний как элемента формирования идентичности. В контексте исследования образа крестового прохода в начале XX в. особый интерес представляет «горячая» опция в обращении с памятью о крестовых походах. Такой подход позволит посмотреть на актуализацию образов прошлого, связанных с крестовыми походами, с позиции политической стратегии памяти, основанной на обращении к мифу о крестовом походе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для того, чтобы подвести итоги исследования, необходимо обратиться к поставленной перед ним цели - выявить специфику образа крестового похода как репрезентации общественно-политической жизни первой половины XX в. Для того, чтобы достичь этой цели были определен и впоследствии выполнен ряд задач.
В первую очередь, необходимо было охарактеризовать сущность идейных оснований крестовых походов, опираясь на историографию вопроса, и определить истоки крестоносной риторики начала XX в. Данная задача была выполнена в первой главе. Во - первых, на основе анализа историографии были выявлены следующие идейные компоненты крестовых походов: доктрина «священной войны»; идея мученичества; пенитенциальность (покаяние); паломничество; рыцарская этика. Проведенный историографический анализ позволил определить эволюцию исторической науки в отношении исследования идей крестового похода и выявить некоторые из фундаментальных основ образа крестового похода. Во-вторых, истоки крестоносной риторики начала XX в. имеют отношение к всеобщему интересу к средневековому прошлому в XIX в. в условиях складывания национальных мифов. В этот период образ крестового похода соседствовал и взаимопроникал с другими феноменами, связанными с обращением к средневековому периоду - такими, как готическое и артуровское возрождение. Одним из наиболее показательных проявлений данной тенденции можно считать феномен «джентльменства» - переосмысления «рыцарства», вошедшего в культуру мужского самовосприятия XIX - начала XX века и изменившую социальные взгляды на положение женщины. Образ крестового похода использовался как символ христианского мужества и христианского милитаризма, что было в том числе во многом связано с представлениями об идеалах рыцарской доблести.
Вторая задача предписывала необходимость выявления примеров обращения к образу крестового похода в общественно-политической жизни стран Западной Европы, Ближнего Востока, США, России (до 1922 г.) и СССР (с 1922 г.). Примеры были выявлены последовательно по ходу продвижения по основным периодам хронологической рамки - начало первой половины XX в., межвоенный период 1918-1939 гг., период Второй мировой войны и первых годов послевоенного времени (до 1950 г.). В первой главе были продемонстрированы многочисленные обращения к образу крестового похода в начале первой половины XX в. - до начала и в период Первой мировой войны. Во второй главе были выявлены примеры крестоносной риторики в межвоенной рефлексии стран Западной Европы и США, во взаимоотношениях между странами Западной Европы и Ближнего Востока после Первой мировой войны, а также образ крестового похода был рассмотрен как часть антисоветской пропаганды от начала Гражданской войны до конца 1930 -х гг. В третьей главе были проиллюстрированы крестоносные аллюзии времен Второй мировой войны, периода распада колониальной системы, а также крестоносная риторика США в период начала холодной войны и реакция на это в СССР. Примеры обращения к образу крестового похода были обнаружены в следующем ряде источников: публицистические источники (периодические издания и прочие издания публицистического характера - книги, опубликованные речи и др.); мемуарные источники (мемуарные свидетельства политических деятелей и рядовых солдат мировых войн); теоретические труды (советские исследования послевоенного периода по истории средневекового крестоносного движения и сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, а также В. И. Ленина).
Согласно третьей задаче, было необходимо на основании примеров охарактеризовать специфику образа крестового похода как репрезентации общественно - политической жизни XX в. и определить место крестовых походов в культурной памяти стран Западной Европы, Ближнего Востока, США, России (до 1922 г.) и СССР (с 1922 г.). В первой главе на основании многочисленных примеров обращения к образу крестового похода в период Первой мировой войны было выявлено то, что риторика крестоносного идеализма, использованная во время Первой мировой войны в странах Запада, служила инструментом мобилизации общественного мнения и оправдания участия в конфликте. В контексте исследованного в этой главе был сделан вывод, что эта «горячая» опция исторической памяти воплотилась еще в XIX в., когда викторианская Великобритания активно переработала средневековое прошлое, интериоризировав его и превратив в движущую силу своего развития. Это наследие впоследствии оказало значительное влияние на репрезентацию Первой мировой войны в западноевропейском и американском обществе. Концепция крестового похода в военный период функционировала как миф в том смысле, что память о средневековых крестовых походах стала нарративом, оправдывающим современные действия. Было выявлено, что миф о крестовом походе преимущественно распространялся «сверху» - через политиков и церковь. Однако его влияние было заметно и на уровне рядовых участников событий, что прослеживается в их мемуарах. Наиболее четко эта тенденция проявилась во время Синайско-Палестинской кампании, где многие солдаты проводили параллели между собой и крестоносцами прошлого. Таким образом, в коллективной памяти эпохи Первой мировой войны крестовые походы трансформировались в фигуру воспоминания или миф, позволяющий интерпретировать текущие события через призму прошлого. В рамках «крестоносного менталитета» западные
общества легитимировали свою роль победителя, апеллируя к образу крестового похода как к средству обоснования своей исторической миссии.
Во второй главе на основе анализа источников было выявлено, что в межвоенный период образ крестового похода приобрел многогранный характер, укоренившись в политическом, общественном и культурном дискурсах. Он выступал не только как инструмент легитимации военных кампаний и внешнеполитических инициатив, но и стал значимой частью осмысления опыта Первой мировой войны.
Что касается ближневосточного дискурса в межвоенный период, образ крестового похода был тесно связан с антиколониальным сопротивлением в свете принятой Лигой Наций мандатной системы. Британские и французские политики часто апеллировали к истории крестовых походов, пытаясь найти историческое обоснование своим мандатным полномочиям в регионе. Эта тенденция отражала общий уклон в сторону крестоносной риторики при обсуждении ближневосточных вопросов. Из образа, или мифа, крестовых походов страны ближневосточного региона в свою очередь так же черпали внушительную часть обоснования политической ориентации. Исторический опыт крестовых походов обосновывал историческую неизбежность поражения сил Запада и победу арабских сил. В этом контексте память о крестовых походах носила контрапрезентный характер, поскольку она противопоставлялась колониальному настоящему. Ключевой фигурой мусульманской исторической памяти о крестовых походах был Салах ад-Дин, олицетворявший сопротивление и победу над крестоносцами.
Как было выявлено в последнем пункте второй главы, образ крестовых походов занял также особое место в антикоммунистической пропаганде. Это объяснялось тем, что коммунизм, будучи атеистической идеологией, воспринимался как прямой противник христианской церкви. В результате европейское общество, сохранявшее глубокие христианские традиции, естественным образом обратилось к историческому прецеденту борьбы с «неверными» как к мощному символическому ресурсу. Схожими причинами были вызваны крестоносные аллюзии белого движения в период Гражданской войны. В СССР в свою очередь образ крестового похода был дискредитирован и вытеснен из государственного нарратива.
В третьей главе был охарактеризован образ крестового похода во время и после Второй мировой войны. На основе выявленных примеров крестоносной риторики военного периода был сделан вывод, что значение образа крестового похода в 1939-1945 гг. существенно уменьшилось по сравнению с аналогичным опытом Первой мировой войны. Если в 1914-1918 гг. крестоносная риторика была широко распространена, то к 1939-1945 гг. она во многом уступила место «мифу о герое». В последних двух пунктах была затронута 73
послевоенная эпоха и важнейшие явления этого периода - распад колониальной системы и начале холодной войны. Крестовые походы, как было выявлено, стали для Ближнего Востока глубоко интериоризированным прошлым. В региональном контексте можно говорить о сложившемся мифе о крестовых походах, что подтверждается активным использованием соответствующей риторики в общественно-политической сфере. В мусульманской перспективе миф сыграл особую роль в формировании антиколониального дискурса арабских стран. После Второй мировой войны мусульманская память о крестовых походах сохранила свою контрапрезентную природу. Несмотря на формальное обретение независимости, страны региона столкнулись с продолжающимся вмешательством западных держав, особенно в связи с созданием государства Израиль. Как и в межвоенный период, эпоха крестовых походов воспринималась как символ утраченной независимости, но теперь эта аналогия адаптировалась под актуальный на тот момент контекст арабо-еврейского противостояния. Что касается периода начала холодной войны, то в эту эпоху образ крестовых походов стал важным инструментом идеологической борьбы. В США он служил средством сакрализации антикоммунистической борьбы, в то время как советская пропаганда использовала его для разоблачения «крестоносной» агрессии Запада. Это идеологическое противостояние нашло отражение и в академической сфере: западные исследователи часто обходили вниманием вопросы о сущности крестового движения и роли папства в изменении маршрута Четвертого крестового похода, тогда как советские историки специально акцентировали внимание на этих аспекты, а также подчеркивали варварство крестоносцев.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно констатировать, что все поставленные задачи были успешно решены, что позволило достичь цели работы.



1. Гуревич А. Я. Фальсификация истории Латинской империи // Византийский Временник. - Т. 5 (30). - М. : Издательство академии наук СССР, 1952. - С. 284-290.
2. Деборин А. М. Агентура американского империализма // Вопросы философии. - 1953. - № 1. - С. 151-168.
3. Жданов А. А. Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» 24 июня 1947 г. - М. : Госполитиздат, 1947. - 44 с.
4. Заборов М. А. Крестовые походы / М. А. Заборов. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. - 280 с.
5. Заборов М. А. Папство и захват Константинополя крестоносцами в начале ХШ в. // Византийский Временник. - Т. 5 (30). - М. : Издательство академии наук СССР, 1952.- С. 154-177.
6. Крестовые походы ООН // РБК. - [Б. м.], 2012. - URL:
https://www.rbc.ru/politics/13/09/2012/5703fccb9a7947ac81a6bb86 (дата обращения:
4.06.2025).
7. Лавров предсказал провал «крестового похода» Запада против России // РБК.
- [Б. м.], 2024. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6725def19a79470727f8864b (дата обращения: 4.06.2025).
8. Ленин В. И. Полное собрание сочинений / Ленин В. И. - 5-е изд. - Т. 36. - М. : Издательство политической литературы, 1969. - 741 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 14. - М. : Изд. политической литературы, 1959. - 897 с.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 15. - М. : Изд. политической литературы, 1959. - 795 с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 18. - М. : Изд. политической литературы, 1961. - 807 с.
12. Наша газета. - Омск, 1919. - 14 сентября (№ 25).
13. Наша газета. - Омск, 1919. - 19 августа (№ 3).
14. Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Послание заместителя
Патриаршего Местоблюстителя // Журнал Московской Патриархии. - 1931. - № 5. - URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1348 (дата обращения: 08.10.2024).
15. Резолюция Г енеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) «Будущее правительство Палестины». Резолюция, принятая по докладу Специальной (ad-Hoc) комиссии по вопросам Палестины / Официальный отчет второй сессии Г енеральной Ассамблеи ООН: резолюции 16 сентября - 29 ноября 1947 г. - Лейк Соксес ; Нью-Йорк, 1947. - С. 77-83... 146


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ