УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы управления проектами в сфере молодежной политики 5
1.1 Экономическая сущность и направления региональной молодёжной политики 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование управления проектами в сфере региональной
молодежной политики 16
1.3 Эффективность реализации государственной молодежной политики 24
2 Анализ системы управления проектами в сфере молодежной политики Правительства
Новосибирской области 30
2.1 Необходимость осуществления и организационно-правовая характеристика
региональной молодежной политики 30
2.2 Анализ управления проектами в сфере молодежной политики Отдела молодёжной
политики Управления молодёжной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области 38
2.3 Направления совершенствования управления проектами в сфере молодежной
политики на территории Новосибирской области 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы исследования определяется тем, что региональная молодежная политика, как неотъемлемая часть государственной политики, имеет существенное значение для поступательного развития всего российского общества. В современных условиях, учитывая накопленный за десятилетие опыт развития молодежной политики, происходят серьезные изменения в подходах к молодежной политике в отдельных регионах РФ, корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых условий ее реализации, анализа процессов, происходящих в молодежной среде, особенностей российской модернизации на федеральном и региональном уровне.
В настоящее время молодежная политика приобретает все большее значение в процессе формирования развитого государства и является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации. Данная тенденция, прежде всего, основана на повышении роли молодежи как будущей управленческой единицы, способной оказывать влияние на будущее всего мирового сообщества, внутригосударственное и межгосударственное сотрудничество.
Процесс развития региональной молодежной политики требует неотложного рассмотрения ряда проблем общего характера:
- недостаточность разработанности нормативно-правовой базы и закрепления концептуальных положений в законах и подзаконных актах;
- неэффективность координации и взаимодействия молодежной политики с другими сферами социальной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики внутри собственной сферы управления и инфраструктуры;
- отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной среды с едиными критериями, разработанными для федеральных и региональных исследований;
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики, значимость которого явно занижена относительно других направлений деятельности государства.
Все эти проблемы в большей или меньшей степени характерны для регионов России, в которых имеет место тенденция сокращения постоянного молодого населения, что негативно сказывается на социальном и демографическом развитии России.
Данные проблемы и предопределяют актуальность темы исследования.
Цель данной работы - проанализировать роль проектов в реализации региональной молодёжной политики.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и направления региональной молодёжной политики;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование управления проектами в сфере региональной молодежной политики;
- рассмотреть характеристику реализации молодежной политики в Новосибирской области;
- раскрыть особенности оценки эффективности реализации государственной молодежной политики;
- определить необходимость осуществления и организационно-правовую
характеристику региональной молодежной политики;
- проанализировать управление проектами в сфере молодежной политики Отдела молодёжной политики Управления молодёжной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области;
- разработать направления совершенствования управления проектами в сфере молодежной политики на территории Новосибирской области.
Объект исследования - региональная молодежная политика.
Предмет исследования - проектное управление в реализации молодежной политики в Новосибирской области.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды специалистов в области муниципального управления молодежной политикой, таких как Ю.Р. Вишневского, В.Б. Зотова, А.В. Кочеткова, В.А. Лукова, В.Т. Лисовского, и др.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: гносеологический, системно-структурный, сравнительный, статистический, анализ, программно-целевой, анализ документов и нормативных правовых актов, метод теоретического анализа.
Информационную базу исследования составили также нормативно-правовые акты РФ и НСО, данные Отдела молодёжной политики Управления молодёжной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области, научные и прикладные публикации в области изучаемой проблемы, результаты авторского исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью внедрения полученных результатов в решение проблем молодежной политики на региональном уровне.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Изучение теоретических основ молодежной политики в регионах России показало, что молодежная политика представляет собой систему формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Молодежная политика направлена на решение совокупности вопросов образования, труда и занятости, охраны здоровья и здорового образа жизни, досуга и отдыха, обустройства жилья, рождения и воспитания детей в молодежной среде.
Повышение эффективности региональной молодежной политики связано с решением следующих задач: формирование единой концепции воспитания молодежи, основанной на органическом сочетании традиций прошлого, особенностей настоящего и специфики прогнозируемого будущего; придания государственной молодежной политике социально-ориентированного характера, предполагающего, с одной стороны, усвоение молодыми существующих сегодня социальных норм, с другой стороны, ориентирующего на творческое изменение этих норм; расширения возможностей, которые государство предоставляет молодым людям через свои социальные институты.
В результате анализа системы управления в сфере молодежных отношений Новосибирской области установлено, что управление молодежными отношениями в Новосибирской области осуществляется органом специальной компетенции - отделом молодежной политики, который находится в непосредственном подчинении Министерства образования Новосибирской области. Региональная молодежная политика в Новосибирской области реализуется посредством тесного взаимодействия между органами государственного управления общего характера (Правительством Новосибирской области, Министерством образования НСО, Губернатором НСО), органами управления специального характера, специализированными общественными структурами (молодежным парламентом) и обширной сетью негосударственных молодежных учреждений и организаций - молодежных центров, центров патриотического воспитания молодежи, городской службы социальной адаптации, организационно-методическим центром.
Внешняя оценка проектов молодежной политики (в виде рейтинга регионов или приглашения к участию в международном проекте) показывает эффективность
проводимой работы, а также дает уверенность в продуктивности реализуемых проектов. В Новосибирской области существуют уникальные проекты и инициативы, реализуемые в рамках молодежной политики:
- Молодежный парламент Новосибирской области, выборы в который проходят по открытой системе голосования с участием молодежных избирательных комиссий;
- инфраструктурный проект «Открытые пространства», в рамках которого на местах открываются небольшие молодежные центры, процесс создания и управления которыми осуществляется самими молодыми людьми;
- форум молодежи Новосибирской области «ГКСрегион», поднимающий в повестку актуальные социальные проблемы, касающиеся молодых людей в повседневной жизни (язык вражды и буллинг, межкультурный диалог, культура мира и другое);
- развитая сеть самостоятельных добровольческих организаций и сообществ, продолжающая формироваться вокруг ресурсного центра в сфере добровольчества «Волонтерский корпус Новосибирской области» (поисковые отряды, экологические и зоозащитные объединения, социальные инициативы, отряды добровольцев в муниципальных образованиях, при органах власти и различных организациях).
Анализ региональной молодежной политики позволил определить актуальные проблемы реализации государственной молодежной политики в регионе, в частности, следующие:
- недостаточный уровень продвижения, позиционирования сферы молодежной политики и, как следствие, информированности молодых людей об имеющихся возможностях и реализуемых проектах и программах;
- отсутствие доступа физических лиц и незарегистрированных инициативных групп молодежи в регионе к системе грантовой поддержки молодежных инициатив;
- необходимость совершенствования компетентности специалистов по работе с молодежью, в особенности на местах, сокращение «бумажной» работы с целью увеличения времени на непосредственное взаимодействие с молодыми людьми;
- недостаточно полное финансирование материально-технической базы и оснащения молодежных организаций и учреждений;
- социальная апатия молодежи;
- недостаточное число организаций различных организационно-правовых форм по приоритетным направлениям работы с молодежью;
- слабое развитие добровольческого, волонтерского, патриотического и иного общественно-значимого движения среди молодежи;
- криминализация молодежной среды;
- проблемы трудоустройства молодежи;
- проблемы информационной поддержки работы с молодежью.
Для совершенствования молодежной политики Новосибирской области предложены меры по ее развитию.
Основные направления совершенствования молодежной политики:
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, духовных и нравственных ценностей молодежи;
- вовлечение молодежи в социальную практику;
- формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
- формирование здорового стиля жизни у молодежи, социально ответственной молодой семьи;
- создание условий для эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ): офиц. текст. - [Электр. ресурс]. - КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) //
Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. N№ 120-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3177.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2503.
6. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
7. О Дне добровольца (волонтера): Указ Президента РФ от 27.11.2017 г. № 572 // СПС «Гарант».
8. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р // СПС «Гарант».
9. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: [от 17.11.2008 № 1662-р] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
10. О патриотическом воспитании в Новосибирской области: Закон
Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 568-ОЗ // СПС «Гарант».
11. О молодежной политике в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 12.07.2004 г. № 207-ОЗ // СПС «Гарант».
12. Государственная программа Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 г. № 263-п) // СПС «Гарант».
13. Государственная программа Новосибирской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 60- п) // СПС «Гарант».
14. Акритов А.С. Конституционно-правовое регулирование участия молодёжи в деятельности государственных и муниципальных органов: автореф. дис... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2012. - 32 с.
15. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: научная монография / Под общ. ред. Вал. А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718с.
16. Григорьева А.А. О концепции государственной молодежной политики // Политический журнал Полис. - 2013. - №5. - С. 34-40.
17. Елисеев А.Л. К вопросу о разработке государственной молодежной политики в РФ // Вестник Орловского Гос. Университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. -
2015. - №2(43). - С. 118-121.
18. Елисеев А.Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 125-127.
19. Емельянов Н.В. Современная молодежь и развитие региона // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(15).pdf(дата обращения: 03.06.2019).
20. Ефанова О. А., Махмутов Р. Р. Методологические проблемы оценки эффективности мероприятий молодежной политики // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С.519-524. - URL https://moluch.ru/archive/141/39662/(дата обращения: 11.05.2019).
21. Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10661.
22. Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10661(дата обращения: 14.05.2019).
23. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник. - СПб: Питер, 2015.
- 418 с.
24. Копаткина Е.Н., Алибекова Д.М. Реализация добровольчества как направление государственной молодежной политики // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 5(49). URL: https://sibac.info/journal/student/49/131835(дата обращения: 03.06.2019).
25. Котова О. И. Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 393-397.
26. Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - СПб.: Питер, 2015. - 64 с.
27. Крылова Ю.Д., Григорьев К.А. Совершенствование механизма совершенствования реализации государственной молодежной политики // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(40). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 67-73.
28. Куприянова Ю. С. Оценка состояния молодежной политики // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 812-814. - URL https://moluch.ru/archive/115/30083/(дата обращения: 19.05.2019).
29. Лисица Е.С. Институциональные основы молодежных организаций в политической системе современной России / Е.С. Лисица // Актуальные проблемы политических наук (конфликтология, геополитика, этнополитика, политология): материалы Всероссийской интернет-конференции (г. Пятигорск, 5-6 марта 2013 г.). - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2013. - С. 70-75.
30. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики // Власть. - 2015. - №10. - C. 27-32.
31. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. - М.: NOTA BENE, 2013. - 258 с.
32. Пастухова Л.С., Кочнев С.В. Модель участия молодежи в развитии региона // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. - 2013. - №2.
- С. 14-19.
33. Прошин М.С., Нестеров А.Ю. Молодежная политика как инструмент формирования социальной базы модернизации и укрепления стабильности в России (теория, методология, практика): [Монография] / М.С.Прошин, А.Ю.Нестеров. - М.: ИСПИ РАН, 2015. - 251 с.
34. Пьер Мэрес. Воздействие «Белой книги» на молодежную политику в Европе //
FORUM 21 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No9/N9_White_Paper_ru.pdf(дата обращения: 13.05.2019).
35. Резников Р.А. Система молодежной политики - потенциал решения демографической проблемы // Государственная молодёжная политика: демографический аспект: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции /Под ред. О.А. Копцевой. - М., 2015. - С.42-53.
36. Решетников В.В., Ноева И.Р. Экономическое воспитание детей и подростков // Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи в современной России. - Саратов, 2013. - 228 с.
37. Рудакова И. А. Основы управления педагогическими системами: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. - 389 с.
38. Савельев И. Л., Насыров И.Р. Участие молодежи в инновационном развитии экономики страны (на примере Республики Татарстан) // Знание. Понимание. Умение. -
2016. - № 1. - С. 119-124.
39. Социология / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. - Мн.,
2017. - 623 с.
40. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016 - 576 с.
41. Страдзе А.Э. О мерах по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.youthrussia.ru/files/Stradze%20prezent.pdf(дата обращения: 14.05.2019).
42. Фёдоров Д.И. Участие в молодежных объединениях как фактор социальной мобильности и средство достижения социального капитала / Д.И. Фёдоров // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (69). - С. 264¬268.
43. Якубова К.В. Реализация молодежной политики в Динской районе Краснодарского края Я // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(50). URL: https://sibac.info/archive/social/3(50).pdf(дата обращения: 19.05.2019).
44. Ярычев Н.У., Маликова Е.В.- Место и роль молодежи контексте государственной молодежной политики РФ // Фундаментальные исследования. - 2014. - №12. - С. 2265-2269.