ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 6
1.1 Основные подходы к пониманию ценностей 6
1.2 Основные подходы к пониманию смыслов 10
1.4 Профессионально важные качества психологов 17
1.5 Коммуникативные и эмпатические способности как одни из основных
профессионально-важных качеств психолога 23
1.6 Связь ценностно-смысловых установок с коммуникативными особенностями личности25
Выводы по главе 1 28
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГОВ 29
2.1 Процедура исследования 29
2.2 Описание методов и методик исследования 32
2.3 Результаты исследования ценностно-смысловых установок и сравнительный анализ результатов у студентов и практикующих психологов 37
2.4 Результаты исследования коммуникативных особенностей и сравнительный анализ результатов у студентов и практикующих психологов 43
2.5 Результаты исследования особенностей эмпатии и сравнительный анализ результатов у студентов и практикующих психологов 46
2.6 Особенности взаимосвязи между ценностно-смысловыми установками,
коммуникативными особенностями и эмпатией 47
2.7 Сравнительный анализ ценностно-смысловых установок, коммуникативных особенностей и эмпатии у студентов без опыта и с опытом практической деятельности 69
2.8 Исследование становления ценностно-смысловых установок и
профессионально-важных качеств у психологов в процессе обучения 70
2.9 Качественный анализ основных трудностей в работе психологом 71
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 108
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Актуальность. Профессия психолога считается молодой, так как в среднем по миру она существует не больше 60 лет. [87, р. 16—24.] Тем не менее, по данным ВЦИОМ, «индекс потребности в психологической помощи в конце 2024-го составил 30 пунктов из 100 возможных, что в 1,3 раза больше показателя 2022 года» [19]. Также существуют данные об увеличении числа вакансий для психологов в РФ, которое «с 2019 года выросло в шесть раз» за пять лет [78]. Помимо этого, увеличилась и конкуренция: «на одну вакансию психолога в России приходится 49 резюме». [78]
Эффективность профессиональной деятельности психолога во многом зависит от его способности к эмпатии, умению устанавливать доверительные отношения и глубоко понимать внутренний мир клиента. Однако, эти важные качества не формируются сами по себе - они тесно связаны с личностными ценностями и смысложизненными ориентациями специалиста, а также с его коммуникативными особенностями и эмпатией.
Проблема исследования. В современном мире, характеризующемся динамичными социальными изменениями и ростом психологических проблем, роль психолога становится всё более значимой. Однако существует дефицит новых исследований в области профессионально-важных качеств современного психолога, а именно его ценностно-смысловых установок, коммуникативных особенностей и особенностей эмпатии. В силу «молодости» профессии психолога, а также в эпоху нестабильности и изменений важно изучить, как изменились ценностно-смысловые установки у нового поколения психологов и существует ли взаимосвязь с основными профессионально-важными качествами психолога - коммуникативными особенностями и эмпатией.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ подготовки психологов в высшей школе, разработки тренингов по развитию профессионально важных качеств психологов (эмпатии и коммуникативных навыков), что в дальнейшем может привести к повышению качества психологической помощи населению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и положения теорий ценностно-смысловых установок личности О.В. Закревской, И.В. Абакумовой и Е.Н. Рядинской, Б.С. Братуся, положения о ценностях и смыслах К.В. Карпинского, А.Н. и Д.А. Леонтьевых, В.Е. Клочко и др.
Методы исследования: библиографический, эмпирические (анкетирование, тестирование), методы математической статистики, описательный качественный анализ.
Цель работы - исследовать особенности взаимосвязи ценностно-смысловых установок с коммуникативными особенностями и эмпатией у студентов-психологов разных курсов и практикующих психологов.
Задачи исследования:
1. Изучить зарубежные и отечественные подходы к понятию «ценностно-смысловые установки личности»;
2. Рассмотреть ценностно-смысловые установки, коммуникативные особенности и эмпатию в контексте профессионально-важных качеств психологов;
3. Исследовать ценностно-смысловые установки у студентов-психологов и практикующих психологов;
4. Исследовать особенности эмпатии у студентов-психологов и практикующих психологов;
5. Исследовать коммуникативные особенности у студентов-психологов и практикующих психологов;
6. Исследовать особенности взаимосвязи между ценностно-смысловыми установками, эмпатией и коммуникативными особенностями у респондентов;
7. Провести сравнительный анализ результатов в группах студентов-психологов без опыта и с опытом практической деятельности;
8. Провести исследование становления ценностно-смысловых установок и
профессионально-важных качеств в процессе обучения у психологов;
9. Провести описательный качественный анализ трудностей, с которыми сталкиваются респонденты.
Объект исследования - феномен ценностно-смысловых установок.
Предмет - особенности взаимосвязей ценностно-смысловых установок с коммуникативными особенностями и эмпатией у студентов-психологов разных курсов и практикующих психологов.
Методики:
1. «Портретный ценностный опросник, PVQ-RR» - Ш. Шварц, адаптация - Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова;
2. «Опросник межличностных отношений, ОМО» - В. Шутц. адаптация - А.А. Рукавишников;
3. «Тест смысложизненных ориентаций, СЖО/PIL» - Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация - Д. А. Леонтьев;
4. «Тест на эмпатические способности» - Виктор Бойко.
Ценностно-смысловые установки являются сложной, иерархической системой, регулирующей поведение и характер общения, определяющей основные отношения к себе, другим, миру, творческую способность в профессиональной деятельности, а также готовность к устойчивой профессиональной деятельности, так как они обусловлены потребностями и мотивами личности.
Профессионально важные качества являются индивидуальными качества субъекта профессиональной деятельности, которые определяют эффективность, результаты деятельности и успешность ее освоения.
Для психолога часто выделяют такие профессионально важные качества как коммуникативные особенности и способность к эмпатии. Коммуникативные особенности являются социальным поведением, которое направляется межличностными потребностями подобно биологическим, а под эмпатией подразумевается способность сочувствовать и эмоционально реагировать на другого человека.
В ходе исследования мы убедились, что ценностно-смысловые установки тесно взаимосвязаны с профессионально-важными качествами психолога (коммуникативными особенностями и составляющими эмпатии) в группах студентов-психологов и психологов-практиков и смогли исследовать особенности этих связей.
Мы использовали классификацию ценностей Ш. Шварца, в которой он выделял индивидуальные (личностно-ориентированные ценности), то есть сфокусированные на самоутверждении и открытости изменениям, и социальные ценности (ориентированные на интересы группы), направленные на самотрансцендентность и сохранение.
В общей выборке и личностные, и социальные ценности взаимосвязаны с поведением, направленным на получение принятия и одобрения со стороны других людей. Однако личностные ценности преимущественно связаны с поведением, направленным на осуществление контроля над людьми и на получение уважения со стороны окружающих, а также практически со всеми компонентами эмпатии: с рациональной, эмоциональной и интуитивной составляющей эмпатии, идентификацией и эмпатией в целом. Социальные ценности социального фактора в основном взаимосвязаны с избеганием ответственности, осуществления контроля над другими, а также с идентификацией и умением создавать доверительную атмосферу.
Гипотеза о том, что для студентов-психологов более характерны взаимосвязи между личностными ценностями и особенностями коммуникации и эмпатии подтвердилась. Интересно, что у студентов-психологов заметно больше взаимосвязей между ценностями 77
личностного фактора (самостоятельность, репутация и власть) и индексами противоречивости поведения, чем в группе психологов. То есть, эти ценности взаимосвязаны с фрустрацией их межличностных потребностей и внутренними конфликтами в этих областях.
Гипотеза о том, что для практикующих психологов более свойственны взаимосвязи социальных ценностей с особенностями коммуникации и эмпатии не подтвердилась.
В группе психологов много связей между личностными ценностями гедонизма и открытости новому опыту и безопасности с коммуникативными особенностями, направленными на удовлетворение межличностных потребностей в принятии, уважении и эмоционально близком общении. С эмпатией как личностные (самостоятельность мысли и открытость новому опыту), так и социальные ценности связаны, но больше всего взаимосвязей было обнаружено между эмпатией и смысложизненными ориентациями специалистов.
В процессе обучения и с приобретением практического опыта по специальности происходит мы обнаружили изменение ценностно-смысловых установок и эмпатии у психологов (но не коммуникативных особенностей). У них повышается осмысленность жизни, увеличивается целеустремленность, насыщенность жизни и удовлетворенность собственной самореализацией, повышается вера в себя как в достаточно сильную личность, способную реализовать в жизни важные для нее смыслы, а также увеличивается убежденность в том, что она может контролировать свою жизнь. Помимо этого, совершенствуется умение создавать доверительную атмосферу в структуре эмпатии.
Помимо проверки гипотез, проявилась дополнительная информация, заслуживающая внимания.
У практикующих психологов, по сравнению со студентами, более осмысленная жизнь, сильнее выражено поведение, направленное на создание и поддержание эмоционально насыщенных и глубоких отношений, а в структуре эмпатии сильнее развиты навыки создания атмосферы открытости и доверия, выше способность к пониманию другого с помощью умения поставить себя на его место. Помимо этого, возрастом и накоплением опыта работы по специальности, растет значимость социальных ценностей, скромность и стремление реже наносить ущерб другим людям и не расстраивать их, увеличивается удовлетворение от собственной профессиональной реализации, стремление жить настоящим моментом, наслаждения.
Мы обнаружили отрицательные взаимосвязи между шкалами Эмоционального канала эмпатии с Самостоятельностью действий, показателями Репутации и Проникающей способности в эмпатии, Локус контроля - Я и Эмоционального канала эмпатии и др. Предполагаем, что эти отрицательные взаимосвязи могут объясняться наличием дополнительного фактора, влияющего на снижение сочувствия, например, выгорания у психологов.
Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ подготовки психологов в высшей школе, разработки тренингов по развитию профессионально важных качеств психологов (эмпатии и коммуникативных навыков), что в дальнейшем может привести к повышению качества психологической помощи населению.
1. А. А. Рукавишников. Опросник межличностных отношений. Ярославль: НПУ Психодиагностика, 1992
2. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostno-smyslovye-ustanovki-kak-faktor-sotsialnoy-integratsii-lichnosti-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta
3. Аверьянов А.И., Тимохович А.М. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-razvitie-tsennostno-smyslovoy-sfery-lichnosti
4. Аминов, Н.А. Социально - психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. - 1992. - №12. - С. 73-84.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002.
6. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 286 с. - ISBN 5-7567-0253-9.
7. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов - М.: «Смысл», 2001. - 416 с.
8. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
9. Бинсвангер Л., Кун Р Экзистенциальный анализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.
10. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008. - 632 с.
11. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 130-139.
12. Брызгалин Е.А. Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по материалам отечественных и зарубежных научных источников) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 2 (15). С. 46-66.
13. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38 -44.
14. Быкова Елена Анатольевна Особенности профессионально важных качеств
психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №3 (27). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-professionalno-vazhnyh-kachestv-psihologa(дата обращения: 02.03.2025).
15. Васина Е.А. Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-faktor-kommunikativnogo-blagopolu chiya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 01.04.2025).
16. Васина Е.А. Ценностные ориентации: феноменология, структура, динамика. - Архангельск, 2013.
17. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Особенности ценностной-смысловой сферы студентов-психологов // Психологическое благополучие современного человек: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 20 марта 2019 г. 2019. С. 216-225.
18. Воеводина Елена Юрьевна, Лебедева Анна Александровна «ЖИЗНЕННАЯ
ЦЕЛЬ»: СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ГЛАВНЫЙ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/zhiznennaya-tsel-smysl-zhizni-kak-glavnyy-smysloobrazuyuschi y-motiv-v-teorii-deyatelnosti-a-n-leontieva (дата обращения: 04.03.2025).
19. ВЦИОМ: спрос на услуги психологов достиг рекордного максимума за последние 15 лет. — Текст : электронный // Правила жизни : [сайт]. — URL: https://www.pravilamag.ru/news/society-news/11-02-2025/742345-vciom-spros-na-uslugi-psihologov-dostig-rekordnogo-maksimuma-za-poslednie-15-let/?ysclid=m9l66c1v1145628211 (дата обращения: 17.04.2025).
20. Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. C.167-171.
21. Дроздова Н. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 40-44.
22. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2013.
23. Закревская О.В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Закревская Ольга Вадимовна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2015.- 429 с.
24. Кабрин В.И. Транскоммуникативные основания анализа ценностного мира человека. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Институт психологии РАН, 2008.
25. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 72 с.
26. Карпинский К.В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности. Г.: ГрГУ, 2021.
27. Карпинский К.В. Психология смысложизненного кризиса. Г.: ГрГУ, 2019.
28. Килинская, Н. В. Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе / Н. В. Килинская. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1922/(дата обращения: 08.04.2025).
29. Климов, Е.А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 456 с.
30. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания: проблема ценностей и смысла в призме трансспективного анализа. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Институт психологии РАН, 2008.
31. Косарева А. Б. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 302 с.
32. Корнеева, А. В., Усвят, Н. Д., Добрыдина, Т. И., Кононова, В. А., & Шипилова, Т. В. (2021). Формирование ценностно-смысловых ориентаций и установок молодежи. В Я. Савченко (Ред.), Национальные интересы, национальная идентичность и национальная безопасность, том 102. Европейские труды по социальным и поведенческим наукам (стр. 552-559). Европейский издатель. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.02.02.69
33. Корсунский, Е.А. Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы / Е.А. Корсунский, Н.Е. Есманская. - Воронеж : ВЭПИ, 2008. -157 с.
34. Клюева Н. В. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога // Психолого-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения : сборник. Ярославль : Ярославский университет, 1999. С. 8-16.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Вопросы философии, № 4, 1974.
36. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 486 с.: ил. - ( Фундаментальная психология : ФП )
37. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2018. № 4. С. 106-119.
38. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1. С. 104-117.
39. Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс // Стиль че ловека: психологический анализ / Ред. А. В. Либин. Москва: Смысл, 1998. С. 190-204. 3.
40. Лэнгле А. Воплощенная экзистенция. Развитие, применение и концепты экзистенциаль ного анализа / Под ред. П.К. Власова. Х.: Гуманитарный Центр, 2019.
41. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009. № 1. С. 9-29.
42. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования [Текст] : анализ и интерпретация данных : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / А. Д. Наследов. - [4-е изд., стер.]. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 389, [1] с. : ил.; 25 см.; ISBN 978-5-9268-1180-0 (в пер.)
43. Нелидова В. А., Маслова Т. М. Эмпатия как важное профессиональное качество психолога // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3. С. 693-697.
44. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Эксмо, 2017.
45. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М. : Просвещение, 1996. - 352 с.
46. Одинцова М.А., Расходчикова М.Н., Кузьмина Е.И. Профессионально важные качества психологов в современных зарубежных исследованиях Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 4. С. 151—162.
47. Осин, Е. Н. ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ: НОВЫЕ ДАННЫЕ О СТРУКТУРЕ И ВАЛИДНОСТИ / Е. Н. Осин, Н. В. Кошелева. — Текст : непосредственный // Вопросы психологии. — 2020. Т. 66. № 6. — С. 150-163.
48. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2018.
49. Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007.
50. Пеньков Александр Михайлович, Поздняков Вячеслав Михайлович Эмоциональный интеллект и эмпатические способности психолога-консультанта в работе
с проблемными семьями // Гаудеамус. 2023. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-empaticheskie-sposobnosti-psihologa- konsultanta-v-rabote-s-problemnymi-semyami(дата обращения: 18.04.2025).
51. Петровская, Т. Ю. К вопросу о профессионально важных качествах психологов как детерминантах успешности профессиональной деятельности / Петровская Татьяна Юрьевна, Перевозкина Юлия Михайловна // Смальта. - 2021. - № 2. - С. 22-29.
52. Пилишвили Т. С., Савушкина А. И., Данилова А. Л., Соруко Торрес Н. К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 4. С. 126-156. DOI: 10.17853/1994 5639-2021-4-126-156
53. Плахута, О. Г. Динамика становления профессионально важных качеств практических психологов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Плахута Ольга Геньевна; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.]. - Москва, 2013. - 26 с.
54. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2001. - 408 с.
55. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
56. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
57. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений [Электронный ресурс] / А. А. Рукавишников // Ярославль: НПЦ «Психодиагностика». - 1992. - 47с. - Электрон. версия печатн. публ. - URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/18.html.
58. Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05. - Ростов-на-Дону, 2005. - 474 с.
59. Сергиенко Е.А. Ценность категории «субъект» для психологии и некоторые дискуссионные вопросы ее разработки. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Институт психологии РАН, 2008.
60. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 349 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-9268-0010-2
61. Стасенко В. Г. Профессия психолог в современном мире. Воронеж: МИКТ, Corol studia, 2010. 77 с.
62. Узнадзе Д. Н. Общая психология / отв. ред. И. В. Имедадзе. М. ; СПб. : Смысл ; Питер, 2004. 412 с.
63. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с. (c.167-171)
64. Фонталова Н.С., Рюмкина Ю.О. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТИ ВО
ВЛАСТВОВАНИИ И СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Baikal Research Journal. 2021. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-potrebnosti-vo-vlastvovanii-i-sistemy-zhiznennyh- smyslov-u-sovremennoy-molodezhi(дата обращения: 01.04.2025).
65. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Книга по требованию, 2012.
66. Фризен М. А. Ценностно-смысловая составляющая профессиональной деятельности психолога // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 88-104. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-88-104
67. Харламенкова Н.Е. Сущность и механизмы ценности Я. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Институт психологии РАН, 2008.
68. Ходырев А.М. Современный взгляд на категорию «ценности» // Ярославский
педагогический вестник. 2023. №5 (134). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-kategoriyu-tsennosti (дата
обращения: 19.05.2025).
69. Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16-18 июня 2011 г.). - Томск: Томское университетское издательство, 2011. - 298 с.
70. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский; под ред. В.Э. Чудновского // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. - М., 1997. - С. 57-72.
71. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007. 189 с.
72. Шатене К. Психология ценностей. Х.: Гуманитарный Центр, 2021.
73. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория
базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал ВШЭ. 2012. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/utochnennaya-teoriya-bazovyh-individualnyh-tsennostey-primen enie-v-rossii (дата обращения: 15.02.2025).
74. Ядов В.А и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / Под ред. В.А. Ядова. М.: ЦСПиМ, 2013.
75. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2019.
76. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
77. Goleman, D., Boyatzis, R., &McKee, E. (2005). Emotional leadership: the art of managing people based on emotional intelligence. Alpina Business Books. (In Russ.)
78. hh.ru: в РФ спрос на психологов вырос в шесть раз за пять лет. — Текст :
электронный // ТАСС : [сайт]. — URL:
https://tass.ru/obschestvo/22469145?ysclid=m9l7h5q53l136798298(дата обращения: 17.04.2025).
79. Kneeland E . T ., Nolen-Hoeksema S ., Dovidio J . F ., & Gruber J . Beliefs about emotion’s malleability influence state emotion regulation // Motivation and Emotion . 2016 . № 40(5) . Pp . 740-749
80. Kuittinen M., Merilainen M., Raty H. Professional competences of young psychologists: The dimensions of self-rated competence domains and their variation in the early years of the psychologist’s career // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29. P. 63—80. DOI:10.1007/s10212-013-0187-0
81. Lethbridge, D. (1992). Mind in the world: The Marxist psychology of self-actualization. Minneapolis: Mep Publications.
82. Pohlmann, K., Gruss, B., Joraschky, P (2006). Structural properties of personal meaning systems: A new approach to measuring meaning of life. The Journal of Positive Psychology, 1 (3), 109-117.
83. Preckel K ., Kanske P . & Singer T . On the interaction of social affect and cognition: empathy, compassion and theory of mind . In: Current Opinion in Behavioral Sciences, 2018, no . 19, pp . 1-6 .
84. Reniers R . L ., Corcoran R ., Drake R ., Shryane N . M . & V^lm B . A . The QCAE: A questionnaire of cognitive and affective empathy // Journal of Personality Assessment . 2011 . № 93(1) . Pp . 84-95 .
85. Royce, J.R. (1964). The encapsulated man: An interdisciplinary essay on the search for meaning. Princeton, NJ: Van Nostrand.
86. Schwartz, S.H. (2012). An overview of the Schwartz theory of basic values. Online readings in Psychology and Culture, 2 (1), 1-20.
87. The development of counselling psychology in Ireland / A. Connolly, D. O’Callaghan, O. O’Brien, J. Broderick, C. Long, I. O’Grady // The Irish Journal of Psychology. 2014. Vol. 35. № 1. P 16—24. DOI:10.1080/03033910.2014.896270