Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В КУЗБАССЕ

Работа №187347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы70
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретические и нормативные основы политики содействия занятости 10
1.1 Понятия рынка труда, занятости и безработицы 10
1.2 Понятие и содержание политики содействия занятости 24
2 Политика содействия занятости в Кузбассе в контексте проблем рынка
труда 36
2.1 Актуальные проблемы рынка труда Кемеровской области 36
2.2 Роль политики занятости Кемеровской области в решении проблем
рынка труда 43
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение А 65


Актуальность темы исследования. Политика содействия занятости является одним из ключевых направлений государственной политики. Она оказывает значительное влияние на ситуацию на рынке труда, уровень доходов граждан и их возможности для профессиональной реализации. Меры политики занятости отражаются на производительности труда и общем качестве жизни населения.
В последние годы в России остро стоит проблема дефицита кадров. По информации Института развития предпринимательства и экономики, с нехваткой персонала сталкиваются свыше 90% отечественных компаний 1. Одной из основных причин данной проблемы является сокращение численности трудоспособного населения. В 2023 году этот показатель в России находился на уровне примерно 82 млн человек, а в 2024 году он снизился до 80,5 млн . Такая тенденция связана с последствиями демографического кризиса 1990-х гг. Кроме того, ситуацию осложнила избыточная смертность в период пандемии COVID-19, которая в значительной степени затронула население трудоспособного и раннего пенсионного возраста, то есть основу трудовых ресурсов страны.
События после начала специальной военной операции (СВО) привели к усилению кадрового дефицита в России. По причине частичной мобилизации и подписания контрактов добровольцами произошло сокращение предложения рабочей силы. Из экономики были выведены сотни тысяч мужчин трудоспособного возраста, сменивших гражданские профессии на военную службу. Также несколько сотен тысяч граждан, по большей части молодого возраста, выехали из страны. Например, в 2022 году из России эмигрировало около 100 тысяч специалистов только из сферы информационных технологий. На усугубление дефицита кадров после начала СВО повлияло и существенное увеличение потребности в персонале на предприятиях, относящихся к военно-промышленному комплексу. Помимо этого, спрос на труд увеличился после ухода зарубежных компаний с рынка по причине развития импортозамещающих производств и роста госзаказа.
После обострения кадрового дефицита политика занятости вынуждена перестраиваться с борьбы с безработицей на привлечение, удержание и переобучение рабочей силы. При этом итоговое содержание политики занятости во многом определяется на уровне региона.
Кемеровская область, как и многие субъекты РФ, испытывает нехватку кадров в различных отраслях. По состоянию на 2023 год в структуре ВРП Кузбасса наибольшую долю имеет добыча полезных ископаемых (28%). На долю обрабатывающей промышленности приходится 12,4%. Экономика и рынок труда данного региона отличаются высокой зависимостью от экспорта угольной и металлургической продукции, а также от импорта необходимого для данных сфер оборудования . Обеспечение экономики Кемеровской области кадрами в условиях санкционного давления и кадрового голода требует проведения в регионе грамотной политики содействия занятости .
Степень разработанности темы. Теоретические аспекты политики занятости рассматриваются в работах таких авторов, как Р. Х. Аллагулов и А. Р. Аллагулов, О. С. Соколов, В. И. Аграновская, В. С. Бородаева и И. А. Заякина, Г. К. Абдурахманова, Е. Е. Орлова и Н. В. Белохвостова.
Политику в сфере занятости в Российской Федерации исследовали О. Н. Ефимов и Л. Г. Рогова, А. С. Петренко и Е. В. Артеменко, О. Б. Ленькина, Г. Ю. Каримова и К. А. Фаизова, И. В. Гелета, Е. А. Бартлин и А. В. Фадеев.
Среди ученых, изучающих политику содействия занятости населения Кемеровской области, необходимо отметить И. В. Добрычеву, Н. К. Седых и И. Н. Чайковскую, М. А. Лощилову и К. В. Зайцева, А. О. Сорокину, И. Н. Биктагирову, Ю. В. Соколову и А. В. Малышеву.
Проблемы рынка труда Кузбасса в 2022-2025 гг. освещаются в работах Е. А. Шулбаевой и Л. А. Пьянковой, И. М. Эргашева, А. А. Аслонова и Н. В. Кудреватых.
Несмотря на наличие исследований, посвященных изучению политики занятости в Кемеровской области, в том числе и оценке ее эффективности, вопрос результативности мер политики занятости в регионе в период с 2022 года является малоизученным, так как данные работы были ограничены более ранними временными периодами.
Объект исследования - политика содействия занятости в Кузбассе.
Предметом исследования являются результаты политики содействия занятости в Кузбассе в решении актуальных проблем на рынке труда.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить, в какой мере политика содействия занятости в Кузбассе решает актуальные проблемы на рынке труда.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть смысл понятий «рынок труда», «занятость» и «безработица».
2. Определить понятие, цель и общее содержание политики в сфере занятости в Российской Федерации и Кузбассе.
3. Выявить актуальные проблемы на рынке труда Кемеровской области.
4. Сопоставить содержание программ содействия занятости в Кузбассе и актуальные проблемы на рынке труда региона.
5. Оценить результативность мероприятий программ содействия занятости Кемеровской области в контексте выявленных проблем рынка труда.
Хронологические рамки исследования - 2022-2025 гг. Нижняя
временная граница обусловлена началом специальной военной операции в феврале 2022 года. События, связанные с началом СВО, привели к изменениям на российском рынке труда, усугубив дефицит кадров, что потребовало от государства, в том числе на региональном уровне, пересмотра политики содействия занятости. Данные за 2022 год изучаются, начиная с января, поскольку официальная статистика и отчеты о реализации программ публикуются по информации за полный календарный год. Верхняя временная граница предполагает изучение текущей ситуации в сфере занятости Кемеровской области.
Территориальные рамки исследования ограничены Кемеровской областью. Общероссийская проблема кадрового голода в Кузбассе осложняется спецификой региона. Его монопрофильная экономика вынуждена перестраиваться из-за санкционных ограничений. Такое сочетание проблем делает Кемеровскую область подходящим примером для изучения того, в какой степени региональная политика занятости решает проблемы рынка труда в современных условиях.
При проведении исследования применялись такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, а также интервьюирование и качественный контент-анализ.
В процессе исследования были использованы следующие виды источников:
1. Нормативные правовые акты.
1.1. Конституция Российской Федерации.
1.2. Федеральные законы.
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 № 565-ФЗ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1.
1.3. Федеральные подзаконные правовые акты.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
2. Документы стратегического планирования.
2.1. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года, государственная программа Кемеровской области - Кузбасса «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014-2025 годы, государственная программа Кемеровской области - Кузбасса «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2024-2030 годы.
3. Отчеты органов государственной власти Кемеровской области.
3.1. Отчеты Министерства труда и социальной защиты Кузбасса об итогах осуществления государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» за 2022, 2023 и 2024 гг.
3.2. Отчет Министерства экономического развития Кузбасса об итогах социально-экономического развития Кемеровской области и муниципальных образований, входящих в его состав, за 2024 год.
4. Статистические данные.
4.1. Статистические данные по показателям состояния рынка труда
Кузбасса, представленные на сайтах единой межведомственной информационно-статистической системы, Федеральной службы
государственной статистики и ее территориального органа по Кемеровской области.
5. Материалы СМИ.
5.1. Публикации федеральных СМИ.
Публикации «Российской газеты» и «Газета.Ру».
5.2. Публикации СМИ Кемеровской области.
Публикации «Сибдепо», «VSE42.RU», «NGS42.RU» и
«ПРОКУЗБАСС.РУ».
6. Информационно-аналитические материалы.
6.1. Статьи научно-образовательного портала «Большая российская
энциклопедия» и компании «Медиалогия».
Структура данной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, а также заключение, список источников и литературы и одно приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рынок труда представляет собой социально-экономический механизм, который определяет стоимость и объем продаж наемного труда, обеспечивает согласование интересов нанимателей и работников, воспроизводит риски и конфликты между ними и оказывает значительное влияние на политическую стабильность государства. Функционирование рынка труда приводит к возникновению занятости.
Занятостью называют трудовую деятельность, направленную на производство товаров, выполнение работ или оказание услуг с целью получения дохода. Занятость является для работников основным источником средств к существованию и предоставляет им возможности для самореализации. Безработица - это состояние экономически активного населения, которое характеризуется отсутствием работы при ее активном поиске и желании работать. Данное явление связано с множеством негативных экономических и социальных последствий, но в то же время благодаря ему создается резерв рабочей силы, необходимый для будущего развития экономики.
Политика в сфере занятости в Российской Федерации - это политика, направленная на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Цель политики содействия занятости на федеральном уровне заключается в формировании условий, способствующих развитию гибкого и эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Одними из ключевых направлений данной политики являются создание новых рабочих мест, организация профессионального обучения и переквалификации, оказание социальной поддержки безработным, обеспечение равных возможностей на трудоустройство и координация политики занятости с другими областями государственной политики.
В Кемеровской области цель политики занятости состоит в создании условий для достойного и безопасного труда, обеспечивающего рост благосостояния жителей, и формирование сбалансированного рынка труда, отвечающего потребностям экономики региона. В 2022-2025 гг. приоритеты политики в сфере занятости в Кемеровской области изменились. В условиях кадрового голода главной задачей стало повышение производительности труда, а не борьба с безработицей.
В результате изучения научных работ, проведения интервью с представителем центра занятости города Новокузнецка и контент-анализа СМИ Кемеровской области выявлены актуальные проблемы на рынке труда Кузбасса. Наиболее упоминаемыми проблемами в изучаемый период являются дефицит кадров, низкая заработная плата, задолженности по выплате заработной платы, производственный травматизм, несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы и несоответствие системы образования потребностям рынка труда.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы определить, в какой мере политика содействия занятости в Кузбассе решает актуальные проблемы на рынке труда. Предыдущая и действующая программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» являются основой для политики занятости в регионе. В каждой из них мероприятиями обеспечено решение 6 из 13 выявленных нами проблем рынка труда. Для 3 проблем, являющихся одними из основных (низкая заработная плата, задолженность по ее выплате и несоответствие системы образования потребностям рынка труда), мероприятия не предусмотрены ни в одной программе. При этом у 6 из 10 статистических показателей, отражающих состояние актуальных проблем рынка труда, с 2022 по 2024 гг. произошло позитивное изменение. Тем не менее, мероприятия программ не позволили решить острые проблемы усиления кадрового дефицита и увеличения числа случаев производственного травматизма, что свидетельствует о том, что политика в сфере занятости в Кемеровской области решает проблемы рынка труда не в полной мере.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/b841daa03c45d4e22 a709bc1d0e6aa22f6f954fe (дата обращения: 04.06.2025).
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 07.04.2025) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/b5f8286871331a118 8b20733154abe4957594b3b (дата обращения: 05.06.2025).
3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской
Федерации» от 12.12.2023 N 565-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 464093 (дата обращения 24.05.2025).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от
30.11.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162169/32925440cb5e4033 f70ffbdf7d3dbc909ccb597c (дата обращения: 03.06.2025).
5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 09.06.2025) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // КонсультантПлюс : надежная правовая
поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131517/0be58ee7c239ab2c8 67ae4e44b3251343945e6e9 (дата обращения: 05.06.2025).
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 09.06.2025) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1642/a443a42253e921447e 5b0e4c2f6343da6a8bb3bc (дата обращения: 05.06.2025).
7. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от
19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60 (дата обращения 03.06.2025).
8. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской
области - Кузбасса на период до 2035 года - [Б. м.], 2025. - URL:
ЬПр^//кузбасс-2035рф (дата обращения: 07.06.2025).
9. Программы Кемеровской области - Кузбасса // Интерактивный
портал Министерства труда и социальной защиты Кузбасса (по вопросам труда и занятости). - [Б. м.], 2025. - URL: https://ufz-
kemerovo.ru/content/программы (дата обращения: 08.06.2025).
10. Результаты реализации государственных программ //
Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты Кузбасса (по вопросам труда и занятости). - [Б. м.], 2025. - URL: https://ufz-
кетегохп.пгсоЩепУрезуэьтагы реализации государственных программ (дата обращения: 13.06.2025).
11. Коэффициент напряженности на рынке труда // Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Б. м.], 2025. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59028 (дата обращения: 15.06.2025).
12. Рынок труда и занятость населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу. - Кемерово, 2025. - URL: https://42.rosstat.gov.ru/folder/38679 (дата обращения: 15.06.2025).
13. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы // Единая межведомственная информационно-статистическая система. - [Б. м.], 2025. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61772 (дата обращения: 15.06.2025).
14. Трудовые ресурсы, занятость и безработица // Федеральная служба
государственной статистики. - М., 2025. - URL:
https://rosstat.gov.ru/labour force (дата обращения: 15.06.2025).
15. Численность иностранной рабочей силы (разрешения на работу) Единая межведомственная информационно-статистическая система. - [Б. м.], 2025. - URL: https ://www.fedstat.ru/indicator/58167 (дата обращения: 15.06.2025)....82



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ