Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Работа №187340

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Традиционная культура коренных народов Западной Сибири 14
2 Музейные практики актуализации этнокультурного наследия коренных
народов Западной Сибири 28
2.1 Интерактивные технологии в музейных проектах этнографического музея
под открытым небом «Торум Маа» 29
2.2 Музейные фестивали как средство сохранения и актуализации культурного
наследия малочисленных коренных народов Западной Сибири 40
2.3 Авторские рекомендации и предложения по актуализации культурного
наследия в Сибирском регионе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65


Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации особенно остро стоит вопрос сохранения, популяризации и актуализации этнокультурного наследия. Такая тенденция обусловлена, главным образом, социально-политическими и экономическим факторами:
1. Развитие патриотизма и национального самосознания в Российской Федерации обусловило интерес к сохранению и популяризации традиционной культуры коренных народов.
2. Активизация регионального туризма и межэтнической коммуникации, что требует непосредственного понимания закономерностей и норм, существующих в той или иной культурной общности, с которой происходит взаимодействие.
3. Рост грамотности населения, улучшение уровня жизни спровоцировали стремление к изучению традиционной культуры народов Российской Федерации.
4. Проблемы культурной идентичности как в значении сложности определения этнической принадлежности, так и в более широком значении - сложности инкультурации в культурную общность.
Так или иначе, компетенции в области традиционной культуры способствуют формированию национального самосознания молодого поколения, росту патриотизма, возникновению этнической толерантности.
Кроме того, актуальность данной работы обусловлена и ориентацией внутренней политики на сохранение преемственности поколений, распространение национальной культуры народов Российской Федерации. Это отмечено в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» от 25.06.2002 №73-фз, где охрана объектов культурного наследия определена как одна из приоритетных задач органов
исполнительной власти Российской Федерации. Также 20 октября 2022 года был принят Федеральный закон «О нематериальном культурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 № 402-фз, дополнительно
подчеркнувший необходимость сохранения нематериального культурного наследия.
Стремление к сохранению этнокультуры в Российской Федерации привело к переосмыслению методов актуализации и разработке разнообразных проектов в данной области.
Степень изученности темы. Деятельность по изучению этнокультуры коренных народов Западной Сибири активно началась с XVIII века, однако носила лишь описательный характер и не ставила задачей сохранение традиционной культуры и культурного наследия. Это выражено в трехтомном сочинении И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей». И.Г. Георги был ботаником и исследовал природу Восточной Сибири, однако его вклад в этнографию был не менее значителен. Вышеуказанный труд стал первой обобщающей историко-этнографической работой по народам России и Сибири, он основывался как на личных наблюдениях И.Г. Георги, так и на материалах других исследователей. Труд впервые был издан в 1776-1777 годах и не потерял своей актуальности вплоть до настоящих дней. Из данной работы для написания ВКР была почерпнута информация о традиционной культуре западносибирских татар, хантов и манси, самодийцев.
Также для написания ВКР была использована книга Д.Н. Анучина «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака», являющаяся одним из немногих аналитических трудов и вышедшая в XIX веке. В данной работе автор рассматривает и сопоставляет текст «Сказания о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных», датируемый концом XV века, с существующими на момент публикации работы научными трудами о традиционной культуре коренных народов Сибири. Работа Д.Н. Анучина дает наиболее полную информацию о материальной и духовной культуре самодийцев до XVIII века, но раскрывает только некоторые особенности духовной культуры обских угров и алтайцев, а сведения о других народах представлены в этой книге в совсем небольшом количестве.
Также был изучен труд «Описание сибирских народов» Г.Ф. Миллера, члена Академии наук в Санкт-Петербурге, исследователя истории сибирских народов, участника Великой Сибирской «академической» экспедиции, Первой и Второй Камчатских экспедиций. В этой книге представлена информация о культуре всех западносибирских народов, за исключением алтайцев. Особенно полно в книге описаны традиционные занятия и орудия труда, традиционный костюм и правовая сфера коренных народов. Для написания данной работы из «Описания сибирских народов» были получены сведения о традиционной культуре западносибирских татар, обских угров, самодийцев.
Наибольший пласт знаний о тюркских народах Западной Сибири из дореволюционных исследований, использованных при написании данной работы, предлагает труд В.В. Радлова «Их Сибири: Страницы дневника», опубликованный в 1884 году. В.В. Радлов известен как выдающийся тюрколог и этнограф XIX века. При написании настоящей работы из книги В.В. Радлова была получена информация по культуре алтайцев, шорцев и материальной культуре западносибирских татар.
Научные работы в области актуализации этнокультурного наследия музейными средствами появилась лишь в XX веке и продолжают появляться по сей день. Однако существующие научные исследования не дают в полной мере решения проблемы актуализации.
В период советской власти продолжается описательная традиция в области этнографических исследований, активно проводится систематизация материала, начинается работа в области сохранения и популяризации этнокультурного наследия, обусловленная особенностями внутренней политики. Для написания первой главы данной работы был использован том «Народы Сибири» (под редакцией М.Г. Левина), в частях которого представлена история и обобщённое описание традиционной культуры народов Сибири, а также опыт популяризации и актуализации культурного наследия в реалиях советской действительности.
Из данного сборника была получена информация о материальной и духовной культуре, а также социальной организации алтайцев, шорцев, самодийцев, хантов и манси, западносибирских татар из статей Попова А. А. «Нганасаны», Потапова Л. П.«Алтайцы» и «Шорцы», Прокофьевой Е. Д.
«Ненцы», «Селькупы» и «Ханты и манси», Храмовой В. В.
«Западносибирские татары».
Однако в связи с антирелигиозной пропагандой в XX веке большее развитие получили способы актуализации материального культурного наследия и те сферы нематериального наследия, которые не соприкасались с традиционным мировоззрением коренных народов.
С 1980-х и в постсоветский период комплекс исследований в области актуализации этнокультурного наследия переориентируется на нематериальное культурное наследие, начинается активная работа по реконструкции обрядовой сферы. Ведется обширная теоретическая работа по выявлению значимости музейных практик в данной сфере, анализ практической деятельности представлен в наименьшей степени. Однако исследования представлены, главным образом, научными статьями и интернет-источниками. Монографии и крупные исследования встречаются значительно реже.
При написании данной работы были использованы научные труды этого периода, среди них научная статья Е.А. Богатырева «Музей как фактор формирования духовно-культурной идентичности населения современного российского мегаполиса», опубликованная в 2009 году.Данная работа раскрывает значимость актуализации и популяризации этнокультурного наследия музейными средствами для современного общества как способа инкультурации.
Статья Е.Ю. Кошелевой «Трансформационные процессы в духовной культуре селькупов и хантов Томской области в 1990-2000-е годы» 2007 года поднимает проблему сохранения и интерпретации фольклора селькупов Томской области, в том числе, в рамках фестиваля «Этюды Севера».
С 2010-х гг. и по настоящий момент с ростом актуальности проблемы актуализации этнокультурного наследия растет и число научных исследований данного вопроса, а также и практик, однако новизна проблемы обусловливает ограниченность базы научных знаний в данной области, что особенно актуально для Западно-Сибирского федерального округа.
Для написания второй главы данной работы была использована кандидатская диссертация Т.С. Курьяновой «Актуализация культурного наследия в музеях Южной Сибири», рассматривающая теорию и практику актуализации культурного наследия Южной Сибири. Из статьи была получена информация о проектах по актуализации культурного наследия Национального музея Республики Алтай имени Анохина, например, о празднике «Чага Байрам», проводимом в рамках этнофестиваля «Перекрёсток культур».
При написании второй главы используется научная статья К.П. Черемисиной «Опыт возрождения этничности (на базе этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»)» , опубликованная в 2013 году. Статья освещает проблему реконструкции обрядовой деятельности на примере музейных праздников «Тылащ Пори», «Праздник Трясогузки», «Вурна Хатл».
Статья С.М. Малиновской «Коренные малочисленные народы Нарымского края: возможности сохранения языка и культуры» 2013 года дает представление об истории фестиваля «Этюды Севера».
В статье Е.Б. Попковой «Теоретические подходы к исследованию инкультурации как социокультурного процесса» 2013 года рассматривается понятие «инкультурации», определяются социальные институты, способствующие инкультурации индивида, а также виды деятельности.
В статье В.А. Калпунова «Роль музея-заповедника «Томская Писаница» в социопространстве Кемеровской области и Западной Сибири», вышедшей в 2015 году, идет речь об истории и деятельности музея «Томская Писаница», а также даны основные сведения о фестивале татарской культуры «Сабантуй». 21
В статье Н.В. Золотаревой «Технологии актуализации этнокультурного наследия в музее искусств народов Севера (С. Каргасок)» 2015 года дана характеристика деятельности музея искусств народов Севера в рамках фестиваля «Этюды Севера», а также краткая характеристика самого фестиваля.
В статье О.М. Рындиной «Этническая культура, цифровизация и неотрадиционализм», вышедшей в 2019 году, поднимается вопрос интерпретации этнической культуры в реалиях цифровизации. В статье определяется два пути включения цифровых технологий: изменение за счет внедрения новых носителей и качественные изменения за счет модернизации. 23
Также для данного исследования используется научная статья И.И. Яшина «Этнокультурные фестивали и этнопарки как инструмент духовнонравственного воспитания молодежи», опубликованная в «Этнодиалогах» в 2021 году. Статья определяет общие черты реализуемых в России этнокультурных фестивалей, в том числе, дает их краткую характеристику.
В разделе коллективной монографии «Музейная и общественная формы актуализации этнокультурного наследия алтайцев» М.Ю. Чарышовой, вышедшей в 2021 году, представлена информация о фестивале «Эл-Ойын», его истории и структуре, дана сущностная характеристика феномена как этнокультурного конструкта.
Для написания ВКР используется статья Н.А. Тадиной и Т.С. Ябыштева «Праздник Эл Ойын в свете изменений ритуальной роли родовых лидеров алтайцев», опубликованная в 2021 году. В статье приведен обзор регионального законодательства, регламентирующего организацию фестивалей.
Целью данного исследования является систематизация опыта актуализации культурного наследия коренных народов Западной Сибири в интерактивных музейных проектах и фестивалях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• Охарактеризовать духовную культуру коренных народов Западной Сибири, опираясь на данные, полученные исследователями- этнографами в период с XVIII по XX век;
• Выявить и систематизировать информацию о материальной культуре коренных народов Западной Сибири в тот же хронологический отрезок;
• Обобщить опыт использования интерактивных технологий в проектах актуализации этнокультурного наследия в музее «Торум Маа»;
• Выявить основные характеристики этнокультурных фестивалей как способа актуализации этнокультурного наследия.
• Разработать авторские рекомендации и предложения по актуализации этнокультурного наследия в Сибирском регионе.
Объектом исследования является этнокультурное наследие коренных народов Западной Сибири.
Предметом исследования являются музейные проекты актуализации этнокультурного наследия коренных народов Западной Сибири.
Хронологические рамки исследования - XVII - начало XXI века.
Территориальные рамки исследования - Западная и Южная Сибирь: Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Кемеровская область, Республика Алтай....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К концу XIX века духовная культура коренных народов Западной Сибири сохранила традиционные элементы, но претерпела изменения за счет массовой христианизации. Отличительной чертой духовной культуры алтайцев в этот период является преобладание шаманизма и бурханизма. Для алтайского шаманизма была характерна вера в населенность всего мира добрыми и злыми духами, сохранение древних родовых культов, например, культа гор. Бурханизм представлял собой слияние алтайских традиционных верований и тибетского буддизма. Бурханисты отвергали «черных» духов и поклонялись только «белым» божествам.
Духовную культуру западносибирских татар отражает традиционный праздник «Сабантуй». Изначально он праздновался перед началом посевных работ для задабривания духов и получения хорошего урожая. По случаю праздника устраивались конные скачки, проводились традиционные бои тюркских народов кПреш, танцы.
Духовная культура самодийцев характеризуется высокой ролью шаманизма. Важным элементом культуры самодийцев был праздник Чистого чума, проводимый в конце весны с окончанием полярной ночи. Для праздника специальным образом подготавливали ритуальный чум, где проводилось камлание шамана, в ходе которого гадали, шаман просил об успехе и благополучии у духов на год.
Ярчайшим элементом духовной культуры ханты и манси был Медвежий праздник, проводимый после убийства медведя. Он является отражением культа медведя и тотемизма. Праздник длился 3 дня. Программа начиналась с исполнения песен о земной жизни медведя, сына бога Торума. В ходе праздника особым способом разделывалась и съедалась туша медведя.
Материальная культура коренных народов Западной Сибири также имела специфические черты.
Основным традиционным жилищем алтайцев была коническая или цилиндрическая юрта, покрытая войлоком, она делилась на мужскую и женскую половины. Напротив входа в юрту располагался тёр - почетное место. Алтайский костюм состоял из рубашки, коротких штанов и верхней одежды. К ней относили чайимак у мужчин - халат с короткими рукавами, женщины же носили кафтаны или шубы, на которые сверху надевали чегидек - легкую одежду с длинными полами и без рукавов.
Выразительным элементом культуры западносибирских татар являлась одежда и головные уборы, например, женский головной убор «калфак», напоминающий колпак, обильно украшенный монетами, вышивкой, в том числе, золотой нитью. Татары, в отличие от других народов Западной Сибири, вели оседлы образ жизни, так как занимались земледелием. Это обусловило и тип татарского жилища - йира, напоминающего русскую избу.
Жилище ханты и манси было разным и зависело от района проживания. Северные ханты жили в чумах, а южные строили постоянные бревенчатые дома, так как вели оседлый образ жизни. Летнюю и нательную одежду обские угры изготавливали из рыбьей кожи. Она была легкой и не промокала. Одежда, предметы быта ханты и манси украшалась особым орнаментом. Он выполнялся на мехе, на ровдуге, на бересте, красился, выстраивался при помощи аппликации.
Материальная культура самодийцев также обладала отличительными чертами. Жилище самодийцев представляло собой чум (мя), состоящий из 4 жердей, покрываемый ровдугой или берестой. Выделялся самодийский костюм - малица из оленьих шкур мехом внутрь у мужчин и шуба-ягушка у женщин. Выразительным декоративным элементом в костюме самодийцев были украшения: длинные составные серьги и налобные повязки пьяды.
В настоящее время на территории Западной Сибири существует масса музейных проектов и фестивалей, актуализирующих этнокультурное наследие коренных народов.
В интерактивные проекты Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» включены музейные праздники, такие как «Вороний день», «Праздник Трясогузки», музейные программы для детей и взрослых, например «Крепкие люди» («Таскар Махум»).
Музейные праздники направлены на комплексное представление этнической культуры обских угров, однако их программа выстраивается вокруг преимущественно нематериального культурного наследия.
Музейные программы в музее стремятся наиболее полно охватить один из аспектов этнической культуры, включая в себя как нематериальное, так и материальное культурное наследие. Например, программа «Игрушек древних голоса» рассчитанная на детей, включает знакомство с музыкальными инструментами, охотничьими манками, макетами жилищ ханты и манси, что является материальной культурой, но также знакомит и с нематериальной культурой: танцевальными движениями, традиционными наигрышами.
Для демонстрации нематериального культурного наследия в рамках интерактивных музейных программ Торум Маа активно используется мастер- класс.
Этнокультурные фестивали чаще обращаются к нематериальному культурному наследию, это обусловлено особенностями площадок проведения. Нематериальное культурное наследие на фестивалях представлено фольклором, который часто демонстрируется в конкурсном формате (например, на фестивале Эл-Ойын проходит конкурс сказителей), в конкурсном формате на этнокультурных фестивалях представлены исполнительские искусства: выступления народных танцевальных
коллективов и вокальных ансамблей на фестивале татарской культуры «Сабантуй» и конкурс горлового пения на фестивале «Эл-Ойын». Традиционные технологии демонстрируются на мастер-классах.
В отдельных случаях на фестивалях организуются выставки-ярмарки и выставки, демонстрирующие объекты материального культурного наследия. Например, выставка татарских национальных головных уборов на фестивале татарской культуры «Сабантуй» и выставка декоративно-прикладного искусства селькупов «Медвежий мыс» в рамках фестиваля «Этюды Севера», которая также демонстрировала недвижимое наследие - выставка располагалась в юрте.
Среди основных рекомендаций для организации этнокультурного фестиваля были выделены следующие:
• Использование комплексного подхода для формирования программы (включение нескольких видов культурного наследия);
• Организация выставок-ярмарок для популяризации традиционных ремесел и содействия мастерам в реализации продукции;
• Проведение мастер-классов, как способа приобщения к традиционным технологиям, исполнительским искусствам;
• Организация концертов этнической музыки, возможно, с использованием конкурсного формата;
• Использование формата дегустаций и традиционных ужинов;
• Наличие детских программ.
Предложенные рекомендации реализованы автором в проекте трехдневного этнокультурного фестиваля, адаптированного к Томскому району.



1. Актуализация наследия : [Электронный ресурс]: РОССИЙСКАЯ
МУЗЕЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. URL:
www.museum.ru/rme/dictionary.asp741 (дата обращения: 11.06.2023).
2. Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. // М. : Тип. и словолития О. О. Гербек, 1890.- 14 - 85 с.
3. Богатырев Е.А. Музей как фактор формирования духовно-культурной идентичности населения современного российского мегаполиса // Вестник МГУКИ. - М.: Изд. Моск. ун-та. культуры и искусств, 2009. - №6. - 1 - 5 с.
4. В Томской писанице прошел фестиваль-конкурс татарской культуры : [Электронный ресурс]: Томская Писаница. Кемерово, 2022. URL: www.tomskayapisanitsa.ru/news1/v-tomskoj-pisanice-proshl-festival-konkurs- tatarskoj-kultury/ дата обращения: 06.06.2023).
5. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей : в 4 ч. Ч. 1 // О народах финского племени, известных по истории российской под общим именем Руссов. / И. Г. Георги. - СПб. : Иждивением книгопродавца Ивана Глазунова, 1799. - 60 - 65 с.
6. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей : в 4 ч. Ч. 2 // О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских. / И. Г. Георги. - СПб. : Иждивением книгопродавца Ивана Глазунова, 1799. - 14 - 115 с.
7. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей : в 4 ч. Ч. 3 // О народах самоедских, маньчжурских и восточных сибирских, как и о Шаманском законе. / И. Г. Георги. - СПб. : Иждивением книгопродавца Ивана Глазунова, 1799. - 1 - 12 с.
8. Золотарева Н. В. Технологии актуализации этнокультурного наследия в музее искусств народов Севера (С. Каргасок) // Вестн. Том. гос. ун-та. - Томск: Изд. Том. гос. ун-та. - 2015. - №395. - 3 - 4 с.
9. Интерактивная программа «Т аскар Махум - Крепкие люди»: [Электронный
ресурс]: ВМузей - Купить оналйн билет в музей. URL:
www.vmuzey.com/event/interaktivnaya-programma-taksar-mahum-krepkie- lyudi (дата обращения: 09.12.2021).
10. Интерактивность музейная : [Электронный ресурс]: РОССИЙСКАЯ
МУЗЕЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. URL:
www.museum.ru/rme/dictionary.asp765 (дата обращения: 11.06.2023).
11. Интерактивный проект «Чум в чуме» на площадке VIII Окружной акции «Музейная Арт-маёвка» : [Электронный ресурс]: Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». URL: www.torummaa.ru/chum-v-chume- v-akcii-muzejnaja-art-majovka/ (дата обращения: 07. 07. 2021).
12. Информационно-аналитический отчет о деятельности бюджетного
учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» за 2014 год. // Утв. Директор Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» В. Н. Кочетыгова от 2015. - 1 - 5 с.
13. Информационно-аналитический отчет бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» за 2018 год. // Утв. Директор Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» В. Н. Кочетыгова от 2019. - 1 - 45 с.
14. История : [Электронный ресурс]: Этнографический музей под открытым
небом «Торум Маа». URL: www.torummaa.ru/history/ (дата обращения:
29.01.2022).
15. Каплунов В.А. Роль музея-заповедника «Томская Писаница» в социопространстве Кемеровской области и Западной Сибири // Вестник Кем. гос. ун-та. культуры и искусств. - Кемерово: Изд. Кем. гос. ун-та. культуры и искусств, 2015. - №30. - 2 - 8 с....60



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ