Аннотация
Введение 3
Глава 1. Культурно-досуговые центры как социально-коммуникативные пространства и как место притяжения субкультурной молодежи 9
1.1. Субкультура как научное понятие и социальное явление 9
1.2. Досуг как маркер субкультуры: роль культурно-досуговых центров в жизни
субкультурной молодежи 34
1.3. Понятие “социально-коммуникативное пространство” и основные подходы к
его изучению 47
1.4. Комьюнити-менеджмент как основной инструмент продвижения
культурно-досуговых центров 53
Глава 2. Факторы притягательности культурно-досуговых центров города Томска для представителей молодежных субкультур 59
2.1. Изучение досуговых предпочтений субкультурной молодежи города
Томска 59
2.2. Изучение подхода культурно-досуговых центров города Томска к работе с
представителями молодежных субкультур 76
2.3. Анализ позиционирования и продвижения культурно-досуговых центров
города Томска 89
Рекомендации для административно-управленческого звена культурно-досуговых центров по привлечению аудитории на основе проведенного исследования 102
Заключение 104
Список использованных источников и литературы 107
Приложения
На формирование личности человека могут оказывать влияние различные факторы и средства, и одним из важнейших средств является свободное время. То, как молодой человек его проводит, влияет на его трудовую сферу деятельности: именно в условиях свободного времени происходят восстановительные процессы, снимается как психологическое, так и физическое напряжение. Распоряжаясь свободным временем, человек в некотором смысле демонстрирует свою культуру, значимые духовные потребности, увлечения.
Досуг, как часть свободного времени, в современном мире может быть проведен в различных формах, сочетая творческую, игровую, физическую и прочие виды деятельности. Также проведение досуга может нести различные эмоции в зависимости от потребностей человека. Одним из способов проведения досуга является посещение всевозможных центров проведения досуга, как возможной сферы самореализации. Несмотря на все те преимущества, которые имеют культурно-досуговые центры, не все представители молодежи считают их посещение неотъемлемой частью своего образа жизни. Культурно-досуговые центры не являются аттарктивными для некоторых представителей молодежи. Отчасти это связано с тем, что нередко культурно-досуговые центры не учитывают потребности молодых людей. Особенно, если речь идет о представителях молодежных субкультурных направлений.
Под аттрактивностью в данной работе понимается притягательность того или иного места в глазах аудитории.
Часто можно встретить мнение, что субкультуры носят маргинальный характер, так как подобные объединения имеют альтернативный общепринятому стиль жизни, а также уникальный набор атрибутов, ценностей, норм и правил поведения и собственное мировоззрение. Понятие маргинальности в отношении феномена субкультур вызвано тем, что для них характерно спонтанное возникновение и нередко отсутствие жесткой иерархии внутри группы. Кроме этого, субкультуры чаще всего ассоциируются с подростками, что добавляет к данному феномену такие качества, как несерьезность, временность, подростковое бунтарство против «мира взрослых».
Однако феномен «молодежная субкультура» имеет более широкое значение, которое с течением времени постоянно видоизменяется. Сам термин «молодежная субкультура» появился в науке в конце XX столетия и изначально именовался молодежной контркультурой — субкультурой, противопоставляющей себя доминирующей культуре. Сейчас данные два термина не отожде ствляются, но, несмотря на это, споры о дефиниции понятия «субкультура» все еще продолжаются в научном сообществе. Например, по мнению Флиера А.Я., любые сообщества не являются однородными и имеют специфические культурные, сословные, функциональные и прочие признаки. Уточним, что в рамках данной работы будут рассматриваться именно субкультуры с определенным возрастным критерием, а именно — молодежные субкультуры. В настоящий момент под субкультурой понимается «подсистема более широкой культурной общности». Приходит время парадигмы множественности культур, признающей культурный плюрализм и возможности сосуществования нескольких локальных культур в рамках одного общества. Таким образом, можно утверждать, что субкультура является подкультурой или «культурой в культуре», а молодежная субкультура есть «культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»1. Однако, есть исследователи, считающие, что сам термин «субкультура» устарел и требует замены на более актуальный с гибкой дефиницией.
Актуальность исследования заключается в том, что Томск позиционируется как студенческая столица России: население в городском округе на 2019 год составляет 596 446 человек, из них в томских университетах учатся около 56 тысяч, в том числе 11 305 иностранных студентов из 93 зарубежных стран, где культура по очевидным причинам отличается от доминирующей в России. То, как свое свободное время проводит человек, оказывает на него сильное влияние, повышая или снижая качество его жизни. Повышение общего качества жизни в свою очередь влияет и на привлекательность города в целом. Несмотря на большое разнообразие мест проведения досуга для молодежи города, не все из них способны удовлетворить культурно-досуговые потребности молодежи, являющейся частью какой-либо субкультуры, или привлечь ее внимание, так как субкультурная молодежь хоть и является достаточно большой аудиторией, с ней работают редко. Из-за этого даже при наличии мест, потенциально подходящих для проведения их досуга, без четкого сообщения, апеллирующего к ценностям и интересам конкретной субкультуры, данное сообщение не попадет в поле зрения человека, как и сам культурно-досуговый центр.
...
Актуальность настоящего магистерского исследования заключалась в том, что из-за невыявленности интересов представителей молодежных субкультур в сфере досуга, а также факторов притягательности культурно-досуговых центров, молодые люди не закрывают свои культурно-досуговые потребности, центры не получают свою потенциальную аудиторию, но и оказывается негативное влияние на образ города Томска, как “скучного города”, что снижает интерес и мотивацию потенциальных студентов и гостей к посещению города. В связи с этим была поставлена цель - выявить и изучить факторы, оказывающие влияние на создание притягательного (аттрактивного) образа культурно-досугового центра для представителей молодежных субкультур города Томска.
Для достижения цели были поставлены исследовательские задачи, решение которых описано в трех главах данной магистерской диссертации.
В процессе изучения научных теорий и концепций различных авторов было выяснено, что на протяжении всего времени понятие “субкультура” было и остается дискуссионным, а его значение может изменяться в зависимости от целей и задач исследования. В рамках данной работы под молодежными субкультурами понимается часть культуры общества, имеющая специфичные по отношению к доминирующей культуре ценности, речевые обороты, правила поведения, стиль жизни, визуальные атрибуты и другие характеристики.
Важно отметить, что внутри одной субкультуры могут находиться люди с различными ценностными ориентирами: “ядро” более однородно и привержено ценностям и идеям группы, периферия может принимать стиль поведения или одежды, но не разделять общих убеждений. Данная ситуация дополняется тем, что один и тот же человек может идентифицировать себя как представителя сразу нескольких субкультур с разной степень погружения в них.
По итогам первой главы исследования были описаны различные подходы к описанию молодежных субкультур, описаны особенности их потребительского поведения, выяснена роль культурно-досуговых центров в деятельности субкультур и рассмотрено взаимное влияние молодежных субкультурных направлений и бренда города.
Отметим, что культурно-досуговые центры могут как иметь важную роль в жизни субкультуры, в качестве некого “места силы” (особенно в случае, если основой субкультуры является поведение определенного типа досуга), так и быть абсолютно неактуальными для них. Исходя из данных, полученных в ходе исследования, можно заметить, что центр сам по себе не является местом притяжения представителей молодежных субкультур, первостепенную роль играют именно мероприятия, проводимые в центре. Однако, культурно-досуговый центр может стать фактором, отталкивающим аудиторию от посещения какого-либо мероприятия.
Также в первой главе диссертации были представлены разные подходы к определению социальных пространств, уточнены понятия и приведено описание одного из наиболее эффективных, на основе полученных данных, инструментов продвижения культурно-досуговых центров - комьюнити-менеджмент.
Вторая глава была посвящена исследованию культурно-досуговых потребностей субкультурной молодежи, факторов, влияющих на привлекательность культурно-досугового центра в глазах данной аудитории, а также специфике работы и продвижения подобных пространств в городе Томске с помощью эмпирических методов исследования: контент-анализа, анкетного опроса и экспертного интервью.
Наиболее важными факторами принятия решения о посещении культурно-досугового центра являются стоимость посещения центра (было отмечено, что желательно делать посещение культурно-досуговых центров более доступным в финансовом плане или ввести формат добровольных пожертвований), атмосфера и тематика мероприятия, а также возможность быть среди единомышленников. Представители молодежных субкультурных направлений уверены, что в Томске мало интересных мест. Большинство из них хочет видеть уютное, тихое и камерное место, где было бы возможно встретить людей со схожими интересами.
Чаще всего молодые люди посещают культурно-досуговые центры для получения позитивных эмоций и получения новых знаний. Как видно из опроса, у представителей молодежных субкультур есть потребность в новых знакомствах и поддержании отношений с уже имеющимися друзьями. Часть людей, занимающиеся творчеством, видят в посещении подобных мест способ творческой самореализации. Можно сделать вывод, что предпочтительнее мероприятия с не слишком масштабные мероприятия, так как это позволит сохранить атмосферу и даст участникам возможность познакомиться. Посетители центра хотят иметь возможность самим участвовать в мероприятиях, а не просто быть пассивными наблюдателями. Им также важно иметь возможность делиться впечатлениями от происходящего.
Представителей молодежных субкультур привлекают в мероприятиях те ценности и характеристики, которые связаны с их субкультурой: так волонтеры указывают желание помочь другим, доброту окружающих, творческие люди — возможность показать свои работы и ознакомиться с работами других и так далее. Однако большинство качеств, привлекающих людей в мероприятиях центров, универсальны: атмосфера, возможность встретить людей со схожими интересами, эмоции. Данный факт частично доказывает гипотезу, которая была сформулирована в начале исследования.
...
1. Bourdieu, P Forms of Capital, in: Granovetter, M. and R.Swedberg (eds.). The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. Р 98-102. ;
2. Cronin, J. M., McCarthy, M. B., & Collins, A. M. Covert distinction: how hipsters practice food based resistance strategies in the production of identity // Consumption, Markets & Culture. 2014. Vol 17, №1. P. 2-28. ;
3. D. Hebdige Subculture: the meaning of style. - London: Methuen, 1979. P.91-92.;
4. Featherstone M. & Burrouws R. Cyberspace/cyberbodies/cyberpunk: cultures of technological embodiment. London: Sage, 1995. P.12. ;
5. Friedrichs J., O’Loughlin J. (ed.) (1996) Social Polarization in Post-industrial Metropolises, New York, Berlin: Walter de Gruyter & Co.;
6. Gordon M. The Concept of the Sub-Culture and Its Application // Social Forces. Vol. 1. No. 26 (October, 1947). P. 40-42.;
7. Jenkins H. Star trek Rerun, Reread, Rewritten: Fun Writing as Textual //Poaching Critical studies in Mass Communication. 1988. No 5(2). С. 85 - 107.;
8. Koch, E. S., & Sauerbronn, J. F. R. To love beer above all things: An analysis of Brazilian craft beer subculture of consumption // Journal of Food Products Marketing. 2019. Vol 25, №1. P 1- 25. ;
9. Parsons T. Age and sex in the social structure of the United States // American sociological revue. - N.Y. 1942. Vol.7. P.504 - 516.;
10. Pearson J.G. Hooligan: A history of respectable fears. London: Macmillan Publ., 1983.;
11. Riesman D. Listening to Popular Music // American Quarterly. Vol. 2. No. 4 (Winter, 1950). P 359-371.;
12. Shouten J. W., McAlexander J.H. Subcultures of Consumption: An Ethnography of the New Bikers // Journal of Consumer Research. 1995. Vol. 22, № 1. P 43-61. ;
13. Webb P Exploring the Networked Worlds of Popular Music: Milieu Cultures // New York and Abingdon: Routledge, 2007. 277 p.;
14. Weinzierl R. «Subcultural Protest in Times of the Pop-Entrepreneur», 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eipcp.net/transversal/1001/1151 430169/1151430236;
15. Wheaton, B. Just Do It: Consumption, Commitment, and Identity in the Windsurfing Subculture // Sociology of Sport Journal. 2000. Vol 17, №3. P. 254-274. ;
... всего 99 источников