Введение 3
1 Ценностные ориентации молодежи как фактор привлечения
абитуриентов в современный исследовательский университет 9
1.1 Современные контексты исследования темы ценностных
предпочтений молодежи в образовании 9
1.2 Исследование ценностей современного университета в структуре
ценностных ориентаций молодежи в образовании 16
1.3 Обоснование проблемы учета ценностных ориентаций молодежи
для привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет 22
2 Особенности взаимосвязи доминирующих ценностных предпочтений
молодежи с модальностью идентичности с предполагаемым для обучения городом 26
2.1 Содержание выставочных форматов привлечения абитуриентов в
исследовательские университеты 26
2.2 Описание методов и выборки исследования 34
2.3 Ценностные предпочтения молодежи как фактор идентификации с
городом предполагаемого обучения 43
3 Разработка и апробация программы образовательной выставки как
организационного формата привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет с учетом ценностных ориентаций молодежи 51
3.1 Содержание деятельности по разработке программы
«Выставочный формат привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет проектирования с учетом ценностных ориентаций молодежи» 51
3.2 Методические рекомендации по проектированию
образовательной выставки как организационного формата привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет с учетом ценностных ориентаций молодежи 63
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение А 77
Приложение Б 81
Ускорение социальной динамики и структурные изменения в российском обществе в настоящее время привели к трансформации общественных идеалов и индивидуальных ценностей. В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно тарнслируемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей. Таким образом, изучение ценностей личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения. В этой связи особое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична и чутко реагирует на социальные перемены. Вместе с тем в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур.
Актуальность исследования.
Неизменно важную роль в системе ценностей молодежи играет образование. Существующая образовательная система служит своеобразным тестом на способность отвечать или не отвечать ценностным запросам молодежи. Это становится крайне актуально в условиях, когда система образования, в свою очередь, тоже подвергается постоянной трансформации.
Проблемы образования находятся в центре внимания представителей разных наук - культурологии, социологи, педагогики, философии образования и многих других. Актуализировались вопросы глобализации образования, его гуманизации, развития в нем процессов информатизации, реформирования системы образования и поиска его новой парадигмы. Современный университет имеет огромное значение в обществе и на всех этапах его существования. Актуальными остаются споры о его целях, ценностях, задачах, сущности, о специфических, только ему присущих функциях. Сегодня особую актуальность приобрела проблема самоидентификации университета, определения его фундаментальных ценностей, сущностных оснований, положения в обществе и государстве.
Современный исследовательский университет, отвечая новым вызовам на мировые процессы, формулирует современные тренды, а значит, непременно затрагивает систему ценностей молодежи. Задача по привлечению в университет молодежи, способной соответствовать этим вызовам и разделить эти тренды становится определяющей. А значит, определяющими становятся инструменты и механизмы привлечения в исследовательский университет молодежи с высоким творческим и научным потенциалом
Степень проработанности проблемы. В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Вслед за М.С. Яницким и А.В. Серым мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский определяют смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.
...
Проведенный анализ позволяет утверждать, что проблематика ценностей в науке является достаточно сложной и противоречивой, а ее возросшая актуальность в современном обществознании обусловлена происходящими социокультурными преобразованиями.
Современное российское общество переживает кризис ценностноориентационной системы. Прежние ценности ушли в прошлое, новые еще не утвердились. Кризис системы ценностей есть такое ее состояние, при котором, с одной стороны, человеческая деятельность продуцирует новые формы реальности, не обеспечивая при этом эффективной адаптации к ним, а с другой - парализуется сам процесс создания новых ценностей, соответствующих изменившейся социокультурной ситуации.
Анализ концептуальных теоретических подходов к изучению выявленной нами проблемы доказал необходимость проведения нашего исследования именно в рамках заданной нами гипотезы.
В ходе исследования было выявлено, что Выбор образовательного формата привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет должен учитывать специфику доминирующих ценностных предпочтений молодежи.
Разработанная программа «Выставочный формат привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет проектирования с учетом ценностных ориентаций молодежи» и разработанные методические рекомендации могут быть использована для планирования
профориентационной работыв университетах
На основании проведенного анализа и сделанных в результате выводов, считаем возможным сформулировать следующие практические рекомендации: использовать выставочный форма в качестве инструмента привлечения абитуриентов в исследовательский университет в качестве одного из основополагающих принципов молодежной политики принцип содействия инновационной деятельности.
Исследование формирования ценностных предпочтений молодежи, а также образовательные выставки в качестве технологии привлечения абитуриентов в исследовательский университет среде позволило подтвердить актуальность выбранной темы и решить исследовательские задачи:
1. Рассмотреть феномен ценностных предпочтений молодежи как значимый фактор привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет
2. Выявить особенности взаимосвязи доминирующих ценностных предпочтений молодежи с модальностью идентичности с предполагаемым для обучения городом
3. Разработать и реализовать проект образовательной выставки, основанный на учете особенностей ценностных предпочтений молодежи
4. Разработать методические рекомендации по проектированию образовательной выставки как организационного формата привлечения абитуриентов в современный исследовательский университет
Таким образом, мы можем утверждать, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась
Aradilla-Herrero A. Associations between emotional intelligence, depression and suicide risk in nursing students / Nurse Education Today. - 2014. - Vol. 34. - P. 520-525. - DOI: 10.1016/j.nedt.2013.07.001
2. Atamanova I.V., Bogomaz S.A. Emotional intelligence in linguistic students majoring in languages belonging to different language groups // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. - 2018. - С. 68-70.
3. Cherry M. G. Emotional intelligence in medical education : a critical review / M. G. Cherry, I. Fletcher, H. O’Sullivan, T. Dornan // Medical Education. - 2014. - Vol. 48 (5). - P. 468-478. - DOI: 10.1111/medu.12406
4. Di Fabio A. Promoting individual resources : The challenge of trait emotional intelligence / Fabio A. D. D. H. Saklofske // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 65. - P. 19-23.
5. Foster K. Emotional intelligence education in pre-registration nursing programmes : an integrative review / K. Foster, A. McCloughen, C. Delagdo, C. Kefalas, E. Harkness // Nurse Education Today. - 2015. - Vol. 35. - P. 510-517. - DOI: 10.1016/j.nedt.2014.11.009
6. Hofstede G. Comparing regional cultures within a country : lessons from Brazil / G. Hofstede, A. V. Garibaldi de Hilal, S. Malvezzi, B. Tanure, H. Vinken // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2010. - Vol. 41 (3). - P. 336-352. - DOI: 10.1177/0022022109359696 (дата обращения: 14.01.2020)
7. Hofstede G. Cultures and organizations : software of the mind / G. Hofstede. - New York, NY : McGraw-Hill, 1991. - 576 p.
8. Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12(4), Dec. Pp. 285-303.
9. Minkov M. Clustering of 316 European regions on measures of values : do Europe’s countries have national cultures ? / M. Minkov, G. Hofstede // Cross- Cultural Research. - 2014. - Vol. 48 (2). - P. 144-176. - DOI:
10.1177/1069397113510866
10. Minkov M. Nations versus religions : which has a stronger effect on societal values? / M. Minkov, G. Hofstede // Management International Revies. - 2014. - Vol. 54 (6). - P. 801-824. - DOI: 10.1007/s11575-014-0205-8
11. Ritsner M., Kurs R., Gibel A., Ratner Y., Endicott J. (2005). Validity of an abbreviated Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire (Q-LES-Q- 18) for schizophrenia, schizoaffective, and mood disorder patients // Quality of Life Research. - № 14. - Р. 1693 -1703.
12. Slessarev Y. V. Pedagogical Conditions of Ensuring Students’ Readiness for Scientific Researches — Example of Technical University / Y. V. Slessarev, V. B. Moisseyev, E. V. Vostroknutov // International Education Studies. - 2015. - Vol. 8 (4). - P. 150-158.
13. Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета [Электронный ресурс] // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21, - № 2. - С. 247-261. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261. (дата обращение 25.06.2029)
14. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд- во МГУ, 1998. - 429 с.
15. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.
... всего 58 источников