ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: СОПРОВОЖДЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Введение 6
Глава 1. Основные подходы к содержанию понятий «профориентация» и «сопровождение» 9
1.1. Основные теоретические понятия профориентации 9
1.2. История и современное положение профориентации в России и мире 11
1.3. Механизмы и методы профориентации 15
1.4. Старшеклассники как субъекты профориентации 20
1.5. Основные теоретические понятия педагогического, тьюторского и
профориентационного сопровождения 22
Глава 2. Проблемы и перспективы профориентации на данных исследования студентов
младших курсов 30
2.1. Современные способы профориентации, реализуемые в университете как способ
привлечения абитуриентов 30
2.2. Исследование роли профориентации различных уровней в выборе места обучения
выпускников школы 36
2.3. Способы увеличения влияния профориентации на выбор места обучения
старшеклассников 44
3. Формы проведения профориентации на основе технологии профориентационного сопровождения 48
3.1. Актуальность программы профориентационного сопровождения «Твой выбор» ..48
3.2. Содержание программы «Твой выбор» 49
3.3. Основные принципы организации взаимодействия тьюторов с целевой аудиторией
51
3.4. Механизмы реализации программы 52
3.5. Календарный план реализации проекта 54
3.6. Результаты апробации профориентационной программы «Твой выбор» 55
3.7. Анализ результатов реализации программы «Твой выбор» 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 83
Приложение Б 85
Приложение В 86
Приложение Г 87
Приложение Д 88
Приложение Е 89
Приложение Ж
Современная экономика Российской Федерации и перспективы её дальнейшего развития во многом связаны с формированием кадрового резерва и созданием базы подготовленных специалистов в различных профессиональных областях. Одним из самых важных этапов предшествующих получению образования, началу трудовой деятельности и профессиональному становлению молодежи является процесс профессионального самоопределения неотъемлемой частью которого является профессиональная ориентации учащихся. Данный процесс в период обучения человека в школе является одним из наиболее значимых для его будущей карьеры. От эффективной и корректной помощи в профориентации зависит успешность самореализации человека в будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время, профориентация занимает особое место в образовательном процессе. Так в 2018 году, Министерством просвещения была создана национальная система профориентации школьников с уклоном в практическую профессиональную деятельность [38].
Необходимо отметить и особый интерес ученых-исследователей к изучению профориентации. Существует ряд диссертационных работ по педагогике, посвященных профориентации. К данным исследованиям относятся работы Т.В. Феоктистова, О.И. Кононогова, О.И. Павлова, А.А. Мельникова, О.А. Рубцова, И.В. Гавриленко, Х.Н. Ханнанова, Э.В. Мухамедова др.
Однако, как показывает практика, система профессионального ориентирования школьников имеет ряд проблем, сказывающихся на её эффективности. По данным проведенного в рамках данной работы исследования, подробное описание которого будет представлено во второй главе, проводимая на практике профориентация в школах крайне ограничена. Из-за ограниченной материальной и ресурсной базы учебных заведений профориентация, как правило, ограничивается краткосрочной беседой с психологом или педагогом, отвечающим за проведение профориентации. К профориентации не относятся как к комплексному, долгосрочному и системному явлению. Помимо этого не уделяется должного внимания личностным особенностям обучающихся, практически не рассматриваются их индивидуальные жизненные условия, такие как состояние здоровья, обеспеченность и состояние семьи. Школьники не опираются на профориентационные мероприятия при выборе места обучения и профессии. Вузовская профориентация несколько лучше справляется с этой задачей, однако школьники недостаточно посещают подобные мероприятия в виду нежелания отрываться от учебного процесса в период подготовки к экзаменам или по причине малой информированности о подобных мероприятиях. Большую роль в плохой посещаемости играет то, выпускники считают, что уже определились с местом обучения и профессией, однако после поступления часто сталкиваются с неудовлетворенностью выбранной специальностью, вследствие чего до половины поступивших студентов задумываются о смене места обучения.
Совокупность данных проблем является причинами для сложившейся ситуации на рынке труда. По данным исследования, проведенного Высшей Школой Экономики[ 37], 26,6% россиян с высшим образованием занимают рабочие места, не требующие диплома, у 30% специализация не совпадает с фактической работой. В силу слаборазвитой системы профориентации в школах, не знают, что будут делать дальше около 30% учащихся школ.
Таким образом можно сделать вывод, что вопрос создания новой отвечающей всем требованиям государства и удовлетворяющей всем запросам школьников программы проведения профориентации актуален, так как государство заинтересовано в развитии данной отрасли, а школьники имею проблему, связанную с проведениям профориентации в их учебных заведениях.
Такой программой может стать система комплексного профориентационного сопровождения выпускников школ студентами высших учебных заведений с учетом индивидуальных особенностей и потребностей школьников. Участие в такой программе позволит учащимся выпускных классов удовлетворить свой запрос на информацию об особенностях поступления и обучения на интересующих их специальностях путем прямого взаимодействия со студентами данных направлений подготовки. Пройдя через данную программу, у учащихся будет сформирована необходимая информационная база для осознанного выбора места обучения, что впоследствии поможет снизить риск отчислений вызванных неудовлетворенностью местом обучения.
Проблема исследования: низкая эффективность применяемых форм профориентации
Объект исследования: профессиональная ориентация
Предмет исследования: сопровождение абитуриентов при поступлении в вуз, современные методы взаимодействия со старшеклассниками
Цель исследования: Изучение роли вуза в профессиональной ориентации. Разработка и апробации программы профориентационного сопровождения
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия профориентация, педагогическое и
тьюторское сопровождение и подходы к их изучению
2. Исследовать влияние различных профориентационных мероприятий на самоопределение старшеклассников.
4. Провести анализ эффективности программы профориентационного сопровождения
Гипотеза исследования:
- Профориентация в школах и вузах по большей части носит несистемный характер и состоит из разрозненных мероприятий, что существенно снижает ее эффективность.
- Программа профориентационного сопровождения учащихся выпускных классов, основанная на комплексном и системном подходе, является более эффективным профориентационным методом, помогающим выпускникам школ более осознанно и качественно подойти к выбору вуза, специальности и бедующей профессии.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ, сравнительный анализ, классификация
Эмпирические методы: анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, в первой - пять параграфов, во второй
- три, в третьей - семь, а также заключения, списка использованной литературы, приложений. В конце каждой главы делается общий вывод.
Профориентация является одной из основных и самых важных систем подготовки школьников к самостоятельной жизни в будущем. Однако в настоящий момент существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на её эффективность. К данным факторам можно отнести слаборазвитую систему школьной профориентации, недостаточную доступность вузовской профориентации для некоторых категорий выпускников.
На анализа сложившейся в системе профориентации ситуации и её улучшения была направлена данная работа, целью которой являлось изучение роли вуза в профессиональной ориентации, и разработка и апробации программы профориентационного сопровождения «Твой выбор».
В результате реализации поставленных задач были достигнуты следующие результаты.
Изучив содержание понятий профориентация и различные подходы к сопровождению учебной деятельности были получены следующие результаты. Система профессиональной ориентации является достаточно новой системой, как в отечественной системе образования, так и в зарубежной. Рассматривая в отдельности профориентацию, проводимую в нашей стране, можно заметить, что на всем промежутке её развития и становления, происходили те или иные исторические события, которые серьезно влияли на подходы к её проведению и общую цель данной деятельности. Необходимо отметить, что, хотя система профориентации и является молодой, она является в должной степени изученной и имеет обширную и развитую методологическую базу. Особое место в изучении профориентации сыграл Э. Ф.Зеер, который наиболее целостно и объёмно описал суть процесса профориентации. По его мнению, профориентация - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку юношества и молодёжи к выбору профессии с учётом индивидуально-психологических особенностей личности, способностями к соответствующим видам деятельности и потребностей общества в различных профессиях. Данное определение точно описывает все составляющие процесса профориентации, такие как системность, комплексность подходов к её проведению, а также опора на баланс между потребностями общества и возможностями личности.
В ходе изучения различных понятий сопровождения, было выявлено, что наиболее подходящей формой сопровождения учащихся в процессе профориентации является тьюторское сопровождение. Сформировано определение формы тьторского сопровождения, которое наиболее точно подходит для работы в рамках профориентации. Профриентационно сопровождение - это процесс совместной деятельности педагога- тьютора и учащегося школы, находящегося в условиях неопределенности, с целью подготовки ученика к осознанному выбору места обучения и дальнейшей трудовой деятельности, с учетом индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося, желаний и способностей к соответствующим видам деятельности, потребностей общества в различных профессиях.
Исследования влияние различных профориентационных мероприятий на самоопределение старшеклассников показало, что система профориентации сейчас переживает достаточно тяжелый, практически кризисный период. Профориентация, проводимая в школах, в большинстве случаев, не соответствует заданным показателям качества и не отвечает потребностям школьников в получении знаний, касающихся рынка профессий и учреждений высшего образования, предоставляющих подготовку к трудовой деятельности. Школьная профориентация не играет роли в выборе места обучения и выборе профессий. Лучше обстоят дела с вузовской профориентацией, однако в ней существует другая проблема - недостаточная посещаемость. Причины у этого следующие: вуз находится в удалении от места проживания выпускника, из -за чего он не может посещать его профориентационные мероприятия, школьники не хотят отрываться от учебного процесса в период подготовки к экзаменам, учащиеся не осведомлены о проведении подобных мероприятий. Также большую роль в плохой посещаемости играет и незаинтересованность выпускников в их посещении. Выпускники считают, что уже определились с местом обучения и профессией, однако после поступления в университет открываются новые подробности, касающиеся условий обучения и особенностей специальности. Вследствие чего почти половина поступивших студентов хотели бы сменить место обучения.
Для предотвращения низкой посещаемости профориентационных мероприятий университетов и недостаточной школьной профориентации была разработанна программа профориентационного сопровождения учащихся старших классов «Твой выбор».
Данная программа ориентирована на учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, находящихся в процессе выбора будущей профессии и места её получения. В рамках программы учащиеся распределяються по группам, основанным на приоритетных направлениях подготовки, к участвующим в данных группах выпускникам прикрепляються студенты-тьюторы, в настоящий момент обучающиеся на схожих или аналогичных образовательных программах.
В процессе апробации данного проекта проведен ряд общих встреч школьников со студентами интересующих их направлений, а также встречи, направленные на изучение рынка специальностей, предлагаемых отечественными вузами. Основная работа строиться на индивидуальных и групповых тьюториалах, направленных на создание индивидуальной образовательной траектории и подготовки учащихся к поступлению. Важным элементом данной программы является прямое взаимодействие учащихся со студентами, которые могут ответить выпускникам на все интересующие их вопросы об обучении в университете, а также помочь им адаптироваться к условиям напряженности в процессе подготовки к выпуску, а впоследствии и преодолеть их.
В результате проведенной апробации и последующего анализа эффективности программы были получены следующие данные. Учащиеся школы выразили свою заинтересованность в участии в подобных мероприятиях, так как взаимодействие со студентами является для них новым и полезным способом получения информации о поступлении и обучении на интересующих их специальностях. Кроме того, у участников программы появилось понимание как лучше спланировать своё поступление, сформирована база знаний для осознанного выбора специальности. Кроме того, была получена обратная связь касательно наполнения и формата проведения программы. При полноценной реализации программы отзывы участников апробации будут учтены
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что цель, поставленная перед работой достигнута, на основании обширной теоретической базы была разработана и апробирована новая для вуза программа профориентационного сопровождения выпускников.
Кроме того, опираясь на данные обратной связи, полученные после завершения апробации программы, можно отметить, что программа является актуальной и интересной. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
В завершении необходимо отметить, что данная программа является лишь частью комплексной системы профессиональной ориентации. Для осознанного и грамотного выбора места обучения и профессии, необходимо реализовать целый ряд крайне важных мероприятий и программ профинформирования и профориентации, в результате которых будут созданы все необходимые условия для формирования фундамента профессионального самоопределения учащегося. Рассмотрению механизмов самоопределения и вовлечения учащихся в профессию, а также дальнейшему улучшению программы профориентационного сопровождения будет посвящена следующая работа.
1. "СибГМУ + школьник!" Лекции, мастер-классы, наука! [Электронный ресурс] // Сибирский государственный медицинский университет, Томск, 2022. URL: https://www.ssmu.ru/ru/Abitur/new_sc/?id=822(дата обращения: 19.04.2022)
2. «ВЫБОР ЗА ТОБОЙ»: ОКОЛО 2 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРОШЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРОБЫ В ТГУ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2292(дата обращения: 11.05.2022)
3. «КАНИКУЛЫ В ТГУ»: ЗНАКОМСТВО С ФАКУЛЬТЕТАМИ ПРОЙДЕТ ОНЛАЙН [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2629(дата обращения: 11.05.2022)
4. «СНОВА В ШКОЛУ»: СТУДЕНТЫ ТГУ РАССКАЖУТ ШКОЛЬНИКАМ СВОИХ РОДНЫХ ГОРОДОВ ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/news/29497/(дата обращения: 19.04.2022)
5. «Танец» молний и «Менделеев-шоу»: ТПУ приглашает томичей на научные каникулы [Электронный ресурс] // Служба новостей томский политехнический университет , Томск, 2022. URL: https://news.tpu.ru/news/2017/11/11/27870/(дата обращения: 19.04.2022)
6. «ТГУ - ЦЕЛЫЙ МИР»: ПРИГЛАШАЕМ В УНИВЕРСИТЕТ НА ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL:http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2239(дата обращения: 11.05.2022)
7. 21 апреля в СибГМУ состоится заключительный этап олимпиады «Homo Novus» [Электронный ресурс] // Сибирский государственный медицинский университет, Томск, 2022. URL: https://www.ssmu.ru/ru/Abitur/new_sc/?id=1025(дата обращения: 19.04.2022)
8. 23 МАРТА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ТГУ ПРОЙДЕТ В ONLINE - ФОРМАТЕ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2624(дата обращения: 11.05.2022)
9. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М.: НИИ школьных технологий. - 2010. - 336 с
10. Арифуллина Л.Н. Профориентация молодежи как фактор развития молодежного кадрового потенциала// Муниципальная академия. - 2017. - № 4. - С. 173¬176.
11. Артюхов А.В. Профориентация как процесс профессионального самоопределения школьников/ А.В. Артюхов, А.Л. Колтунов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 9, № 11. - С. 53-56.
12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе . - М.: Совершенство . - 1997. - 345 с.
13. Болдина М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А Болдина, Е. В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12 (046). - с. 431-439
14. В ИЮНЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-9 КЛАССОВ БУДЕТ РАБОТАТЬ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА «ЛЕТО В ТГУ» [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2019. URL http://abiturient.tsu.ru/news/25842/(дата обращения: 19.04.2022)
15. В ТГУ СТАРТУЕТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ТВОЙ ОРИЕНТИР» ДЛЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/content(дата обращения: 11.05.2022)
16. В ТГПУ ПРОШЕЛ МАСТЕР-КЛАСС «РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ
ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ» [Электронный ресурс] //Томский государственный педагогический университет, Томск, 2022. URL: https://www.tspu.edu.ru/news/18665-v- tgpu-proshel-master-klass-reshenie-olimpiadnykh-zadach-po-matematike.html (дата
обращения: 19.04.2022)
17. ВЫЕЗДНЫЕ ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ ТГУ В СТРАНАХ СНГ БУДУТ РАБОТАТЬ В МАЕ - ИЮЛЕ 2020 ГОДА [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2703(дата обращения: 11.05.2022)
18. Гауч О.Н. Учет психологических особенностей учащихся 11 классов при использовании элементов технологии критического мышления//Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 6 (6). - С. 28-31.
19. Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Акмеология образования. Психология развития //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 4. - 409 с.
20. Горина Л.В. Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения/ Л.В. Горина, К.П. Сенаторова// Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 4 (25). - С. 231-234.
21. ГРАФИК РАБОТЫ ВЫЕЗДНЫХ ПРИЕМНЫХ КОМИССИЙ ТГУ В СНГ В
2020 ГОДУ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL:http://abiturient.tsu.ru/ru/content/%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0% BD%D1%8B%D0%B5- %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата
обращения: 11.05.2022)
22. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск:Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
23. Гусева И.В. Профессиональная ориентация школьников как фактор комплексного подхода к выбору профессии/ И.В. Гусева, Н.В. Елагина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 1 (6). - С. 61-62.
24. День открытых дверей 2019 [Электронный ресурс]// Сибирский
государственный медицинский университет, Томск, 2022. URL:
https://www.ssmu.ru/ru/Abitur/new_sc/7idM010(дата обращения: 19.04.2022)
25. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ТГУ: «УНИВЕРСИТЕТ ПОЗВОЛЯЕТ НАЙТИ СЕБЯ И НАУЧИТЬСЯ ФОРМИРОВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, СВОЕ МЫШЛЕНИЕ» [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2019. URL http://abiturient.tsu.ru/news/25437/(дата обращения: 19.04.2022)
26. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ НГУ [Электронный ресурс] // ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ НГУ, НСК, 2022. URL: http://www.events.nsu.ru/admission_time/(дата обращения: 19.04.2022)
27. День открытых дверей ТПУ пройдёт 31 марта [Электронный ресурс] // Абитуриент томский политехнический университет, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tpu.ru/news/dni-otkryityix-dverej-tpu.html(дата обращения: 19.04.2022)
28. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ: КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОЛИМПИАДЫ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2195(дата обращения: 11.05.2022)
29. Зыбарева, Н. Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования М. :
Вентана-Граф. - 2006. - 368 с.
30. Иванова Е.В. Педагогические условия тьюторского сопровождения
дошкольников учащимися начальных классов// Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2015. - № 8. - С. 87-92.
https://elibrary.ru/item.asp?id=24110804
31. История формирования системы профориентации на основе психофизиологии// И.В. Улесикова [и др.] // Вестник Волгоградского государственного университета. -2016. - № 4 (18). - С. 68-73.
32. Карабанов И.А. К вопросу о становлении и развитии профориентации с участием учебной книги в истории трудовой подготовки школьников / И.А. Карабанов, О.О. Артемьева //Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвузовский сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. ТГПУ им. Л. Н. Толстого. -2013. - С. 296-304.
33. Кежов А.А. Тьюторство в образовательном процессе // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 211-213.
34. Ковалева Т.М. Тьюторство как антропопрактика // Человек. RU. - 2016. - № 11. - С. 71-81.
35. Кравчук Л.А. Профориентация вуза: проблемы, практика, проекты//
Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные
исследования. - 2013. -№ 4. - С. 21-27.
36. Кто в России работает по специальности [Электронный ресурс] // Новости
России и мира - ТАСС [Б. м.], 2017. URL: https://tass.ru/obschestvo/4007168(дата
обращения: 02.03.2022)
37. Кто получит билет в будущее - Создается национальная система профориентации школьников [Электронный ресурс] // «Редакция «Российской газеты» [Б.м], 2018. URL: https://rg.ru/2018/10/14/minprosveshcheniia-sozdaet-nacionalnuiu-sistemu- proforientacii-shkolnikov.html(Дата обращения: 11.05.2022)
38. Летняя профильная смена 8-22 июля!// Сибирский государственный
медицинский университет, Томск, 2022. URL:
https://www.ssmu.ru/ru/Abitur/new_sc/?id=1027(дата обращения: 19.04.2022)
39. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - 2004. - 359.
40. Льготы для победителей и призеров олимпиад [Электронный ресурс] // Абитуриент томский политехнический университет, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tpu.ru/how/olimpiadyi-dlya-shkolnikov/winners.html(дата обращения: 19.04.2022)
41. Малышев А. КРИЗИС 17 ЛЕТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ// Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 3. - С. 134-135.
42. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // Научный журнал NovaInfo, Грязовец, 2016. URL:https://novainfo.ru/article/8479(Дата обращения: 11.05.2022)
43. Мовчан О.В. Специфика тьюторского сопровождения в инклюзивной практике// Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-120. https://elibrary.ru/item.asp?id=29089251
44. НА НАШЕМ САЙТЕ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ 30-ТУР ПО КАМПУСУ ТГУ
[Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2020. URL:
http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2148(Дата обращения: 11.05.2022)
45. Найди свой путь: в ТГУ идет Неделя профориентации для старшеклассников [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет, Томск, 2021. URL: http://www.tsu.ru/news/naydi-svoy-put-v-tgu-idet-nedelya- proforientatsii-/(дата обращения: 11.05.2022)
46. ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО: СТАРТОВАЛА ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL http://abiturient.tsu.ru/news/29243/(дата обращения: 19.04.2022)
47. ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ НАЧИНАЮТСЯ 27 АПРЕЛЯ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2841(Дата обращения: 11.05.2022)
48. Основные методы профориентационной работы [Электронный ресурс] //
HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров [Б. м.], 2009 URL: https://hr-
portal.ru/article/osnovnye-metody-proforientacionnoy-raboty(дата обращения: 26.04.2022)
49. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ОЛИМПИАДЫ ОРМО! РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2020. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2761(дата обращения: (Дата обращения: 11.05.2022)
50. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Гарант - информационно-правовое обеспечение [Б.м], 2020. URL: http://base.garant.ru/136694/(Дата обращения: 29.02.2022)
51. ПРИГЛАШАЕМ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ: ОТПРАЗДНОВАТЬ 140- ЛЕТИЕ ТОМСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО И УЗНАТЬ ВСЁ О ПРИЁМНОЙ КАМПАНИИ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL http://abiturient.tsu.ru/news/28949/(дата обращения: 19.04.2022)
52. Приемная комиссия ТГУ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru(Дата обращения: 11.05.2022)
53. ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ ТГУ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ СО ШКОЛЬНИКАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И АРМЕНИИ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/news/29197/(дата обращения: 19.04.2022)
54. Проскуровская И.К. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства // Педагогические технологии. - 2017. - № 3. - С. 15-24
55. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема Т.И. Касьянова [и др.] // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 7. - С. 168¬187.
56. Профориентация: гармонизация точек зрения / Н.С. Пряжников [и др.] // Научный диалог. - 2018. - № 3. - С. 289-303.
57. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблемы профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2. - С. 111¬122
58. Путин предложил запустить проект по профориентации школьников "Билет в будущее" [Электронный ресурс] // ТАСС, информационное агентство [Б.м], 2018. URL: https://tass.ru/obschestvo/4958274(Дата обращения: 11.05.2022)
59. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы// Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 3 (11). - С. 49-57.
60. Резапкина Г.В. Профориентация школьников средствами образовательной области "технология"// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 2. - С. 935-940.
61. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот: учебно-методическое пособие / М.И Рожков, Т.Н. Сапожникова // Калининград: РГУ им. И. Канта. - 2009. - 240 с.
62. Сардушкина Ю.А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения её цели // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 6-2. - С. 42-45.
63. Сенаторова К.П Тьюторское сопровождение ребенка в условиях инклюзивной образовательной практики / Сенаторова К.П., Горина Л.В // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». - 2018. - 610с.
64. Современные проблемы профессионального самоопределения, пути и способы решения проблем профориентации современной молодежи // Дука А.И. [и др.] //Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: Сборник материалов VII Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Великой Победы. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - Белгород. - 2015. - С. - 143-148.
65. Солодова Е. А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения / Е.А. Солодова, П.П.Ефимов, И.О.Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар. -2016. - С. 264-267.
66. Сусорова О.Ю. Возможности профориентации детей и подростков в современной России // Перспективные направления социально-экономического развития России: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 83-93.
67. Суханова. Е. А. Принципы и практика инклюзивного образования. - М. : ИЦ
Академия. - 2002. - 320 с.
68. ТГУ ПРИГЛАШАЕТ ШКОЛЬНИКОВ НА ВОСЬМИМЕСЯЧНЫЕ КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/news/28899/(дата обращения: 19.04.2022)
69. ТГУ ПРИГЛАШАЕТ ШКОЛЬНИКОВ НА ВОСЬМИМЕСЯЧНЫЕ КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/news/28899/(дата обращения: 19.04.2022)
70. ТГУ ПРИГЛАШАЕТ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СЕССИИ ПО 8 ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТАМ ЕГЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Государственный Университет - Приемная комиссия ТГУ, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/ru/node/2709(Дата обращения: 11.05.2022)
71. Теория Большого взрыва: политехник рассказал школьникам Томска о
ЦЕРНе и Большом адронном коллайдере[Электронный ресурс] // Служба новостей томский политехнический университет Томск, 2022 URL:
https://news.tpu.ru/news/2018/04/17/32931/(дата обращения: 19.04.2022)
72. Толковый словарь // В.И Даль //. М.: Эксмо. - 2015. - 896 с.
73. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов //. М.: ОНИКСЛИТ. - 2012. - 1376 с.
74. ТПУ будет участвовать в образовательных выставках в городах Караганда, Алматы, Ташкент и Бишкек [Электронный ресурс] // Абитуриент томский политехнический университет, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tpu.ru/news/tpu-budet- uchastvovat-v-obrazovatelnyix-vyistavkax-v-karagande-almatyi-tashkente-i-bishkeke.html(дата обращения: 19.04.2022)
75. ТПУ на выставке «Учебная Сибирь» в Новосибирске [Электронный ресурс]
// Абитуриент томский политехнический университет, Томск, 2022. URL: http://abiturient.tpu.ru/news/tpu-na-vyistavke-uchebnaya-sibir-v-novosibirske.html (дата обращения: 19.04.2022)
76. Утемуратова Б.К. Единое образовательное пространство: профессионально ориентированные старшеклассники // Труды Университета. - 2016. - № 3 (64). - С. 13-15.
77. Ученики почти 70 школ Томска знакомятся с инженерными профессиями на бесплатных экскурсиях и мастер-классах в ТПУ [Электронный ресурс] // Служба новостей
томский политехнический университет Томск, 2022. URL:
https://news.tpu.ru/news/2017/11/11/27988/(дата обращения: 19.04.2022)
78. Феденева В.М. Психологические аспекты профессиональной ориентации// Научный альманах. - 2016. - № 11-3 (25). - С. 267-270.
79. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) - Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, МСК, 1997-
2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/8a2ef3d550b182b12707927d6157 2a4cb473aa03/ (Дата обращения: 11.05.2022)
80. Фетисова В.В. Сущность, история возникновения и становления тьюторства в России и за рубежом // Заметки ученого. - 2020. - № 9. - С. 361-367.
81. Шевченко Н.И. Современные старшеклассники как социальная группа: особенности и условия их социализации // Человеческий капитал. - 2015. - № 2 (74). - С. 20-24.
82. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС . - 2003. - 528 с
83. ШКОЛЬНИКИ ИЗ БИШКЕКА ПОЗНАКОМИЛИСЬ С УНИВЕРСИТЕТОМ ПО ПРОГРАММЕ «ТГУ - ЦЕЛЫЙ МИР» [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский томский государственный университет - Абитуриента 2022, Томск,
2022. URL: http://abiturient.tsu.ru/news/29917/(дата обращения: 19.04.2022)