АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы маркетинговых коммуникаций 7
1.1 Понятие маркетинговых коммуникаций и подходы к их определению 7
1.2 Современные методы маркетинговых коммуникаций 14
1.3 Оценка эффективности комплекса маркетинга 25
2 Анализ деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск» 29
2.1 Краткая характеристика деятельности организации 29
2.2. Существующая политика продвижения ООО «Индустрия чистоты-Томск» 43
3 Разработка комплекса маркетинга для ООО «Индустрия чистоты-Томск» 48
3.1 Формирование комплекса маркетинга 48
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лист опроса специалистов в области административно-хозяйственной деятельности компаний-заказчиков ООО "Индустрия чистоты- Томск" 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опроса специалистов в области административно-хозяйственной деятельности компаний-заказчи
Современные товарные рынки выдвигают все более жесткие условия для производителей. Мало создать хороший товар, отвечающий всем требованиям целевого потребителя, установить на него приемлемую цену, обеспечить доступность товара для всех целевых потребителей. Для успешной деятельности предприятия на рынке необходим еще один важный элемент - налаживание регулярных эффективных коммуникаций со своими постоянными и потенциальными потребителями.
Следует отметить, что и западные и отечественные специалисты считают главным требованием к кампании по продвижению - профессионализм и эффективность, а этого достичь невозможно без системного подхода к решению данной задачи. Здесь на первый план, как и в любой системе, выходит грамотный подбор элементов, в нашем случае - инструментов маркетинга. Для этого необходимо учитывать множество факторов, из которых наиболее значимые, это четкое знание и понимание специфики товара, рынка и непременно целевого потребителя. Общеизвестно, что для оценки программ
продвижения необходима обратная связь - реакция потребителей на осуществляемые коммуникации. Не вызывает сомнения, что использование достоверной и актуальной информации - необходимое условие ведения успешной хозяйственной деятельности, без этого невозможно принятие ни одного управленческого решения.
Целью любого предприятия является получение максимальной прибыли, а одним из важных факторов, позволяющих приближаться к этой цели, является эффективный комплекс мероприятий по продвижению.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции грамотно построенный комплекс маркетинга зачастую играет решающую роль. В результате поверхностного подхода к разработке программы маркетинга принятые решения зачастую бывают либо сомнительными, либо ошибочными, что в конечном итоге может привести к неоправданным затратам, и как следствие, снижение конкурентоспособности компании.
Одним из основателей теории маркетинга является Филипп Котлер, которым было введено определение маркетинга и основных его понятий, а также сформулированы основные маркетинговые концепции.
Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены исследованию маркетинговых коммуникаций, выделяются Зундэ В.В., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж.
Отечественными авторами, посвятившими свои работы проблемам разработки комплекса маркетинга на рынок хозяйствующих субъектов, являются Алексеев А.А., Лобова Г.В., Поляковой В.А., Шаркова Ф.И., Стерховой С.А., Ульяновского А.В. и др.
Целью бакалаврской работы является разработка комплекса маркетинга для предприятия, осуществляющего деятельность в области снабжения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы маркетинговых коммуникаций;
2. Проанализировать деятельность исследуемой организации - ООО «Индустрия чистоты-Томск»;
3. Разработать комплекс маркетинга для данной организации и оценить его эффективность.
Объект работы - ООО «Индустрия чистоты-Томск».
Предмет исследования - методы и инструменты, формирующие комплекс маркетинга для ООО «Индустрия чистоты-Томск».
Методы исследования, используемые в работе - анализ теоретических источников по проблеме исследования, сбор эмпирических данных, синтез теоретических и эмпирических материалов, анализ. Также в работе использованы приемы финансового анализа. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть особенности финансового состояния предприятия. Системно-структурный метод был использован для выявления структурных изменений в деятельности предприятия. Также использовался метод анкетирования.
Бакалаврская работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим основам маркетинговых коммуникаций, в частности рассмотрены понятия маркетинговых коммуникаций и подходы к их определению, проанализированы современные методы маркетинговых коммуникаций, а также исследован процесс оценки эффективности комплекса маркетинга.
Во второй главе проводится анализ деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск. Дана краткая характеристика деятельности организации и изучена существующая политика продвижения ООО «Индустрия чистоты-Томск»
В третьей главе была осуществлена разработка комплекса маркетинга для ООО «Индустрия чистоты-Томск», а также проведен анализ эффективности предложенных мероприятий.
В завершении подведем основные итоги проделанной работы. Исходя из поставленной цели, в работе были решены следующие задачи:
1. Исследованы теоретические основы маркетинговых коммуникаций. Цель и стратегия маркетинговой деятельности определяется преимущественно миссией предприятия и поведением потенциальных потребителей. Маркетинговой стратегией принято называть совокупность решений и действий, которые направлены на достижение целей, поставленных перед организацией. Основными инструментами, которые применяются для продвижения компаний и информирования потребителей о новых продуктах, являются реклама, публикации, мероприятия, новости и выступления. Также часто сейчас используются пресс-релизы, продвижение в сети Интернет и прочие методы. Безусловно, для компании необходимо вписывать применение средств маркетинга в общую концепцию развития и согласовывать их с целями, которые хочет достигнуть компания в долгосрочной перспективе. В настоящий момент каждая компания может выбрать оптимальный способ организации своей маркетинговой деятельности - создать отдел или отдать соответствующие функции специализированному агентству.
2. Объектом исследования являлась организация ООО «Индустрия чистоты- Томск». Она вынуждена существовать в условиях конкурентной среды между малыми и средними предприятиями той же продукции, занимающимися так же поставками товаров и услуг в данной области. Среди клиентов организации есть как государственные предприятия, такие как ТУСУР, РТС, Медсанчасть №2, так и частные организации - Ферганская кухня, Антонов двор. В рамках оценки PR-деятельности компании ООО «Индустрия чистоты-Томск» был проведен опрос среди экспертов в области снабжения ряда томских предприятий. Опрос проводился в форме анкетирования. Целью опроса было изучение осведомленности потенциальных покупателей о продукции компании и исследование источников получения информации о компании.
По результатам данного опроса было выявлено, что компания ООО «Индустрия чистоты-Томск» достаточно широко известна на томском рынке - 60% респондентов ответили, что знают о существовании компании, а 40% уже вели с ней дела. Однако информацию о компании большинство респондентов получило из рекламных сообщений, а не благодаря использованию PR-методов.
Анализ конкурентоспособности организации показал, что компании имеет смысл использовать оборонительные тактики.
Так как в настоящее время она имеет весомое конкурентное преимущество, то ему необходимо удерживать его, не допуская роста могущества конкурентов.
Можно сказать, что сегодня компания использует средства маркетинга для того, чтобы создать видимость деятельности в этом направлении и не отставать от конкурентов, не получая реальной отдачи. Одна из главных задач фирм на сегодняшний день заключается в том, чтобы добиться доверия у клиента, убедить покупателя в том, что именно здесь он получить всё необходимое, современное и лучшего качества.
3. В ходе работы были даны рекомендации в области совершенствования комплекса маркетинга ООО «Индустрия чистоты-Томск» и сформирован бюджет на рекламу на 2019 год. Таким образом, бюджет на осуществление рекламной деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск» на 2019 год составит 2,31% от объема прибыли предприятия за 2018 год. Данный уровень расходов является приемлемым, в то время как эффект от рекламной деятельности может многократно окупить понесенные расходы. Наибольшая доля рекламного бюджета в 2018 году приходится на:
- Интернет-рекламу - 48,28%;
- Оплату труда специалиста по рекламе - 20,69%;
- Выставочную деятельность - 10,92%;
- Сувенирную продукцию - 11,49%;
- Наружную рекламу - 8,62%.
Оценка эффективности рекламной деятельности в рамках сформированного бюджета может быть оценена лишь по истечении финансового года в качестве отношения затрат на рекламу к прибыли и сравнением с уровнем прошлого года. В выпускной квалификационной работе был составлен прогноз влияния мероприятий на прибыль предприятия, согласно которому все совокупные мероприятия позволят увеличить прибыль по сравнению с 2018 годом примерно на 15%, что является существенным уровнем роста. При этом затраты на рекламу составят лишь 2,31% от уровня прибыли прошлого года.
Также была проведена оценка эффективности интернет-рекламы, которая начала реализовываться с начала 2019 года. По результатам работы ООО «Индустрия чистоты- Томск» с использованием интернет-рекламы можно сделать вывод, что число обращений выросло на 10%. Из этих 10% примерно половина заключила договоры на услуги поставки. Таким образом, делаем вывод, что предложенная рекламная кампания в интернет для рассмотренного предприятия является достаточно эффективной.
Исполнив все рекомендации по повышению эффективности применяемых средств маркетинга, компания ООО «Индустрия чистоты-Томск» сможет повысить эффективность работы по продвижению организации на рынке. Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса маркетинга ООО «Индустрия чистоты-Томск»» полностью достигнута.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка.
- Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 117856/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка.
- Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка. - Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/ , свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
4. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка. - Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
5. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка. - Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5205/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
6. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. [Электронный ресурс] / Консультант плюс. Надежная правовая поддержка.
- Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.. Дата обращения: 02.06.2019 г.
7. Азоев Г.Л. Реклама промышленной продукции: Учеб.пособие. - М.: ГАУ, 2018.
- 154 с.
8. Алексеев A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. - 401 с.
9. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Маркетинг. - М.: Экономика, 2019.- 465 с.
10. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.Т. Балабанов- СПб: Питер, 2018. - 198 с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Диалектика, 2018. - 496 с.
12. Адамия Л.С. О мерах господдержки сельхозпроизводителей посредством маркетинговых коммуникаций// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXXII междунар. науч.-практ. конф., 2019. - № 4(66). - С. 77-80
13. Бакун Т. В. Личные продажи в комплексе маркетинговых мероприятий фирмы в условиях кризиса.// II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления», 2019. - №3. - С.31-32
14. Баязитова Т. И. Социальные сети как инструмент рекламной и PR- деятельности в Интернете // Молодой ученый, 2019. - №30. - С. 357-358
15. Большакова Ю. С., Гуляев А. С., Евченко М. Н. Особенности и основные преимущества маркетинга в социальных сетях // Молодой ученый, 2019. - №7. - С. 306¬309
..50