ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 6
1.1 Психологическое благополучие личности: подходы к определению 6
1.2 Психологическое благополучие студентов 17
1.3 Ценностно-смысловые структуры личности, как факторы ее
гармоничного развития и психологического благополучия 22
1.4 Современные методологические подходы к изучению
психологических систем: трансспективный анализ 31
1.5 Обоснование модели исследования факторов психологического
благополучия студентов вуза 34
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ 40
2.1 Описание программы исследования 40
2.2 Методики и методы исследования 40
2.3 Результаты исследования ценностно-смысловых детерминант
психологического благополучия студентов вуза 45
2.4 Анализ результатов исследования 59
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В условиях, когда социально-политическая и экономическая ситуация развития общества является достаточно подвижной и изменчивой, а информационный поток своевременно предоставляет сведения обо всех её позитивных и чаще - негативных тенденциях, психологическая наука всё больше обращает своё внимание на благополучие каждого отдельного человека и раскрытие его факторов.
Следует отметить, что категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая берёт своё начало в теориях гуманистического направления психологии и уже позднее выделившегося в отдельное направление - экзистенциального.
Психологическое благополучие рассматривается как
многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, симптоматически определяющийся посредством преобладания положительных эмоций, субъективным ощущением гармонии личности, счастья, удовлетворённостью жизнью и собственными достижениями. На данный момент получены данные о структуре психологического благополучия, адаптирован опросник К. Рифф, определяющий общий уровень психологического благополучия личности, установлены значимые взаимосвязи психологического благополучия с родительскими установками женщин, самоактуализацией, осмысленностью жизни, социальной активностью. Личность невозможно определять без контекста той социальной действительности, в которой она находится, вне тех отношений, носителем которых она является. Соответственно, не столь значимым в настоящее время становится определение, собственно, компонентов благополучия, сколь создание целостной системы понимания их взаимодействия со структурой личности, рассматриваемой в контексте её взаимосвязей с миром и отношениями с другими людьми.
В настоящее время в связи с различными теоретическими посылками к определению сущности феномена психологического благополучия, а также с разработками новых методологических подходов к изучению психологических явлений (теория психологических систем, трансспективный анализ, психологическая антропология и др.) возникает необходимость осмысления психологического благополучия в контексте исследования глубинных ценностно-смысловых образований личности. При этом необходимо также учитывать и конкретную специфику представителей изучаемых социальных групп, связанную с их возрастными, профессиональными, деятельностными различиями, с динамикой развития их жизненных ситуаций, а также с особенностями влияния на них определенных средовых факторов. Недостаточность исследования указанных аспектов в современной психологической литературе формирует проблемную ситуацию, для возможного решения которой и было организовано исследование по теме: «Трансспективный анализ ценностно-смысловых детерминант психологического благополучия студентов высшего учебного заведения».
Таким образом, целью работы является проведение трансспективного анализа ценностно-смысловых детерминант психологического благополучия студентов высшего учебного заведения на примере Томского государственного университета.
В качестве объекта исследования рассматривается психологическое благополучие как психологический феномен.
Предметом исследования являются ценностно-смысловые детерминанты психологического благополучия студентов высшего учебного заведения на примере Томского государственного университета.
Для достижения цели исследования и проверки выдвигаемых гипотез выделены задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности;
2. Провести теоретический анализ современных исследований психологического благополучия студентов высшего учебного заведения;
3. Выделить методологические основания эмпирического исследования взаимосвязи ценностно-смысловых факторов личности с компонентами психологического благополучия студентов ВУЗа;
4. Исследовать особенности взаимосвязей ценностно-смысловых образований личности с компонентами психологического благополучия у студентов Томского государственного университета.
Гипотеза:
- психологическое благополучие студентов обусловлено развитием ценностно-смысловых детерминант личности и прогнозом возможности их осуществления на ее жизненном пути.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теории, рассматривающие психологическое благополучие личности как один из критериев её гармоничного и полноценного функционирования (М. В. Бучацкая, Дж. Бьюдженталь, Л. В. Жуковская, О. А. Идобаева, Л. В. Куликов, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Рифф, К. Роджерс, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионов, и др.);
- социально-психологические теории личности (К. А. Абульханова- Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, А. Н. Леонтьев);
- концепции, рассматривающие ценностно-смысловые образования личности в качестве факторов, обуславливающих процессуальные и результативные характеристики ее развития (В. Франкл, Д.А. Леонтьев, М.С. Яницкий, А.В. Серый, В.Д. Шадриков, Л.В. Карпушина, Р.М. Шамионов).
Исследование проводилось с опорой на основные методологические принципы психологии: единства теории и практики, детерминизма, развития, системности и объективности.
Для решения поставленных задач были использованы методы: теоретический анализ психологической, философской, социологической литературы по проблеме исследования, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования, включающие статистические критерии различия (t - критерий Стьюдента и U - критерий Манна-Уитни) и определение коэффициента ранговой корреляции по Спирмену.
Для исследования были использованы следующие методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, Шкала временных установок (ШВУ) Ж. Нюттена, Методика «Ценностные ориентации» вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева).
Эмпирическую базу исследования составили студенты Томского государственного университета. Совокупная выборка 50 человек (25 мужчин и 25 женщин).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении системного понимания психологического благополучия личности как многокомпонентного социально-психологического образования.
Практическая значимость исследования обосновывается тем, что полученные выводы могут быть важны для объяснения причин формирования психологически благополучных и неблагополучных групп молодежи, а также для разработки мероприятий, направленных на гармонизацию отношений «человек-Мир» на этапе профессионального обучения в ВУЗе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Таким образом, целью работы является проведение трансспективного анализа ценностно-смысловых детерминант психологического благополучия студентов высшего учебного заведения на примере Томского государственного университета.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. — М. : Академ. проект, 2015. — 240 с.
2. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. — СПб. : Питер, 2003. — 271 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. — М. : Смысл: Академия, 2007. —526 с.
4. Батурин Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова — Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». — 2013. - Т. 6, № 3. — С. 4-14.
5. Бернс Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс. — Самара : Бахрах М, 2007. — 672 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. — М. : Прогресс, 1986. — 422 с.
7. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст. / сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. - 146 с.
8. Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. В. Бороздина. — М.: МГУ, 1999. — 413 с.
9. Бочарова E. Е. О субъективном благополучии личности в аспекте
социально-психологической адаптации [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7o-subektivnom-blagopoluchii-lichnosti-v-aspekte- sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii (дата обращения: 30.05.2018).
10. Братусь Б. С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б. С. Братусь, В. Н. Павленко // Вопросы психологии, 1986. — с. 146-154.
11. Братусь Б. С. Аномалии развития личности / Б. С. Братусь. — М. : Мысль, 1988. — 301 с.
12. Буякас Т. М. Феноменология смысла: смысл как зов души [Электронный ресурс]: Московский психотерапевтический журнал — URL: https://psyjournals.ru/files/20853/mpj_2009_n2_Buyakas.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
13. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф. Е. Василюк. — М. : Смысл, 2005. — 190 с.
14. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Автореф. дис. канд. психол. Наук / А. В. Воронина. — Томск, 2002. — 22 c.
15. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — М. : Союз, 2006. — 555 с...74