КОММУНИКАЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НАПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА «ПРАЗДНИК ТОПОРА»)
Аннотация
Введение 2
1 Взаимодействие органов власти с населением при продвижении мероприятий в сети «Интернет» 4
1.1 Роль информационно-телекоммуникационных технологий
в контексте развития стратегических задач Российской Федерации на современном этапе 4
1.2 Интернет как современное средство коммуникации
органов власти с населением 11
1.3 Социальные сети как инструмент взаимодействия
органов власти с населением 23
1.4 Продвижение мероприятий органов власти
в социальных сетях 28
2. Анализ коммуникаций Департамента по культуре и туризму Томской области с населением в социальных сетях в аспекте совершенствования продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора» 42
2.1 Информационно-коммуникационные технологии
в контексте развития стратегических задач
органов исполнительной власти Томской области 42
2.2 Характеристика Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора»
в контексте деятельности Департамента
по культуре и туризму Томской области 46
2.3 Анализ взаимодействия Департамента по культуре и туризму
Томской области с населением в социальных сетях в рамках продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора» в 2016 году 51
2.4 Разработка коммуникационной программы, направленной
на совершенствование продвижения Международного
фестиваля-конкурса «Праздник топора» в социальных сетях 59
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Приложения 90
Современный этап развития РФ предполагает совершенствование коммуникации с населением за счет внедрения информационно-телекоммуникационных технологий, что закрепляется Указами Президента Российской Федерации [3], ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ [2], основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года [13], а также стратегией развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы [4]. Данные документы нацелены на достижение открытости, прозрачности, а также повышение эффективности деятельности органов власти за счет создания условий качественного взаимодействия с населением, которые реализуются посредством коммуникации.
Коммуникации органов власти разного уровня постоянно совершенствуется, особая роль в этом направлении принадлежит сети Интернет, которая характеризуется широтой и глобальностью распространения информации, а также средствами взаимодействия с аудиторией. На современном этапе развития Интернета одной из главных тенденция является стремительный рост популярности социальных сетей. В последнее время социальные сети все активнее начинают использоваться в целях продвижения, в том числе органами власти. Исследования показывают: число пользователей социальных сетей с каждым годом возрастает, что свидетельствуют об их дальнейшем распространении.
В связи с этим социальные сети представляют все больший интерес для государства в целом и органов власти в частности, поскольку посредством социальных сетей появляется возможность выстраивать процесс коммуникации с большим количеством людей, в том числе с теми, которые не являются аудиторией «традиционных» СМИ. Государству в каких- либо начинаниях необходима поддержка населения, что может осуществляться в том числе за счет создания качественной информационной среды. Для ее формирования властям необходимо создавать и настраивать взаимодействие в конструировании социального диалога с общество не только за счет традиционных средств коммуникации, но и посредством использования новых информационно-телекоммуникационных средств. Они позволят органам власти в большей степени реализовывать принцип открытости и доступности, максимальную осведомленность населения. На XVI заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, которые сформулированы Майскими Указами Президента РФ, Министр РФ М.Абызов подчеркивает: «Открытость и доступность информации позволяет изменить качество взаимодействия человека и государства, реально повысить и улучшить качество работы госучреждений, повысить подотчётность организаций и обеспечить объективность общественной оценки работы госорганов» [27]. Так, государство заинтересовано в формировании качественной информационной среды и вовлечении населения РФ.
Все вышесказанное определяет, что государство ставит важную задачу соответствия современным тенденциям коммуникации и использование социальных сетей станет важным дополнением в достижении задачи информирования, особенно при продвижении мероприятий, способствующих реализации тех или иных задач, поставленных перед органом власти. В данном случае именно социальные сети позволят эффективно вовлечь большое количество населения и привлечь его к участию в тех или иных мероприятиях, инициированных органами власти.
Таким образом, целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций Департамента по культуре и туризму Томской области с населением в социальных сетях в рамках продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора».
Задачи:
1. Исследование теоретических аспектов информационного развития РФ;
2. Анализ внедрения государством информационно-телекоммуникационных технологий и исследование развития сети «Интернет» и социальных сетей в РФ;
3. Выявление сущности и специфики сети «Интернет» и социальных сетей;
4. Исследование технологических аспектов деятельности в социальных сетях;
5. Анализ информационно-телекоммуникационного развития Томской области;
6. Анализ коммуникаций Департамента по культуре и туризму Томской области с населением при продвижении Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора» в социальных сетях;
7. Формирование коммуникационной программы продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора» в социальных сетях.
Объектом исследования выступает взаимодействие органов власти с населением при продвижении мероприятий в сети «Интернет». Предмет исследования - коммуникации Департамента по культуре и туризму Томской области с населением в социальных сетях в рамках продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора».
Информационной базой для подготовки работы послужили документы, регулирующие сферу информационного развития общества и использование информационнотелекоммуникационных технологий; нормативно-правовые акты Администрации Томской области; учебники, материалы отечественных авторов по заданной тематике; исследования отечественного рынка сети «Интернет» и социальных сетей.
Информационное развитие Российской Федерации затрагивает различные области деятельности органов власти, среди которых можно выделить: повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, развитие бизнеса, обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами, повышение эффективности государственного управления и качества услуг, повышение качества и доступности услуг социальной сферы. В последнем информационная деятельность затрагивает такие сферы, как здравоохранение и образование.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации определяет дальнейшее развитие страны, которое тесно связано с использованием сети «Интернет». В стратегии делается акцент на то, что сеть «Интернет» является частью повседневной жизни общества, что не может не приниматься во внимание в реализации коммуникативного взаимодействия органов власти с населением, в том числе при продвижении мероприятий органов власти.
Социальные сети являются одной из составляющих Интернета, которые, также как и сам Интернет, широко используются, и являются на современном этапе одним из популярных средств коммуникации в обществе. Об этом свидетельствуют различные исследования. С появлением современных мобильных устройств, у населения появилась возможность присутствовать в сети «Интернет» и в социальных сетях постоянно, находясь в любой точке. Социальные сети обеспечивают оперативность, интерактивность, отсутствие барьеров, информированность от официального лица, что способствует передаче качественных сообщений, возможность двухсторонней связи. Все вышеуказанное говорит о том, что социальные сети позволяют быть ближе к населению, а также способствуют налаживанию доверительных отношений между властью и населением. Органы власти должны создавать качественную информационную среду, дабы добиться понимания со стороны населения. Социальные сети, как одно из средств коммуникации, позволяет создать условия прозрачности и гласности деятельности органов власти, открытости и доступности необходимой информации, а также вовлечения населения в свою деятельность и привлечения к различным мероприятиям, проводимым органами власти.
Органы власти посредством социальных сетей могут продвигать свои инициативы и мероприятия, информировать о ежедневной деятельности, способствуя, в том числе, формированию положительного отношения к ней со стороны населения, освещая не только в переделах своего субъекта, но и в пределах России, и на мировом пространстве, что говорит об отсутствии барьеров.
Вектор на информационное развитие страны закреплен в Майских указах, Стратегическом развитии Российской федерации до 2018 года и до планового 2025 года, и в Стратегическом развитии информационного общества в Российской Федерации на период с 2017 по 2030 годы. Особая роль при этом отводится средствам массовой коммуникации и коммуникативному процессу как неотъемлемой части выстраивания доверительных и открытых отношений с общественностью.
В работе был проведен анализ традиционных и современных средств коммуникации. К тому же, была подробно рассмотрена сущность и история развития сети «Интернет» как современного средства коммуникации, и представлены тенденции дальнейшего развития. На протяжении 9 лет, начиная с 2008 года по 2016 год количество пользователей Интернета динамично и стремительно возрастало. Для сравнения, в 2008 году пользователями интернета были 25% жителей страны, а уже в 2016 году их количество составило 70%. Основная тенденция заключается в приросте аудитории пользователей на мобильных устройствах. С приходом высокотехнологичных мобильных устройств пользователи получили возможность пользоваться Интернетом постоянно, и как следствие, социальными сетями. Далее социальные сети были рассмотрены, как отдельное средство коммуникации, их сущность и специфика, а также рассмотрено исследование социальных сетей на российском рынке. Было выявлено, что социальные сети - это популярный способ взаимодействия не только между людьми, но и различными организациями, органами власти и обществом.
Все это в полной мере нашло свое подтверждение в рамках проведенного анализа коммуникации Департамента по культуре и туризму Томской области с населением в социальных сетях при продвижении Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора». Рассмотрена Концепция развития информационного общества Томской области до 2030 года, и приведены достижения прошлой деятельности в информационном развитии области, а также рассмотрена новая Государственная программа «Развития культуры и туризма в Томской области», в соответствии с которой осуществляется деятельность Департамента. Также приведена и подробно рассмотрена сущность, цели и задачи Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора», организаторами которого является Администрация Томской области. Был проанализирован опыт продвижения в социальных сетях предыдущих мероприятий, в которых участвовал автор. Продвижение показало, что создание сообществ в социальных сетях позволило осуществлять оперативную координацию потенциальных участников и посетителей фестиваля, вовлекать их в деятельность, поддерживать интерес к мероприятию между непосредственным проведением фестиваля. Также, в данной главе были проанализированы и проведены исследования, среди которых анализ формализованного интервью, проведенного на фестивале в 2016 году, контент-анализ, а именно, выявление количества упоминаний о фестивале в электронных СМИ близлежащих субъектов, и статистические данные группы во «Вконтакте». Исследования показали, что фестиваль является популярным среди жителей Томской области.
Однако Департаментом по культуре и туризму Томской области была поставлена задача, привлечь внимание к фестивалю среди жителей других субъектов федерации. В свою очередь, проведенные исследования показали актуальность данной задачи. В соответствии с этим, была поставлена цель: привлечение в группы Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора» в социальных сетях жителей в возрасте от 20 до 50 лет в течение 4 месяцев, часть из которых приедет на мероприятие, а другая часть будет наблюдать за ходом мероприятия в социальных сетях. И в завершении, были разработаны рекомендации по совершенствованию коммуникаций Департамента по культуре и туризму Томской области с населением в социальных сетях в рамках продвижения Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора».
Разработанная коммуникативная программа заключает в себе объединение двух технологий: технология RACE, и технология продвижения в социальных сетях. Данная программа может быть использована для создания и реализации различных коммуникационных кампаний в социальных сетях, и включает в себя следующие этапы:
1. Исследование. Разработка, проведение и анализ социологического исследования, что позволит всесторонне изучить целевые группы, их предпочтения и интересы. В данный этап также входит контент-анализ, анализ электронных СМИ и анализ статистических данных внутри социальной сети, в сообществе.
2. Определение контактной аудитории. На данном этапе выявляется целевая аудитория, а также цели мероприятия и цели посетителей.
3. Планирование концепции кампании. На данном этапе формулируется и определеется коммуникативная проблема, предварительная цель, ожидания и представления целевой аудитории, реальные и предпочтительные каналы коммуникации, определяется окончательная цель, сроки проведения кампании, определение идеи кампании, определение платформ социальных сетей, определение поведенческих особенностей аудитории на той или иной платформе, формирование контентной стратегии. При определении платформы социальной сети, необходимо проанализировать: социально-демографический портрет аудитории и предоставляемый функционал групп в конкретных социальных сетях.
4. Определение сроков и планирование этапов кампании. Обычно кампания разделяется на три этапа, где в каждом этапе ставится своя задача. На первом этапе достигается задача по привлечению внимания целевой аудитории, на втором - убеждение аудитории и внушение ей основной идеи кампании, и на третьем этапе достигается запоминаемость идеи кампании, и, при возможности, побуждение к действию. Однако в социальных сетях может быть как активная, так и напоминающая кампания.
5. Составление контент-плана. План-контент формируется относительно каждой социальной сети, поведения аудитории, и выявленных ожиданий и представлений. Контент расписывается по датам и времени, и определяется тематика каждого сообщения.
6. Определение инструментов продвижения. На данном этапе анализируются всевозможные инструменты продвижения относительно каждой социальной сети, и выбираются наиболее подходящие.
7. Оценку эффективности кампании. Оценка эффективности необходима для того, чтобы отследить достижение цели, которая обозначена в плане коммуникативной кампании, что в свою очередь, поможет скорректировать кампанию в дальнейшем.
Таким образом, была разработана коммуникационная кампания, включающая в себя технологию из 7 этапов, и конкретные мероприятия. Подробное описание кампании представлено в практической части данной работы. В соответствии с разработанной кампанией, были сформулированы следующие предложения по совершенствованию коммуникации Департамента по культуре и туризму Томской области с населением посредством социальных сетей при продвижении Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора»:
• Проводить и анализировать различные исследования, среди которых могут быть: социологические исследования, контент-анализ не только традиционных СМИ, но и электронных СМИ, статистику в социальных сетях, динамику присоединения подписчиков, анализ публикаций с наиболее высокими показателями внимания подписчиков (лайки, репосты) внутри сообщества. Это позволит комплексно рассматривать контактную аудиторию.
• Анализ официальной статистики площадок относительно портрета аудитории, присутствующей в конкретной социальной сети. Это позволит сопоставить уже имеющиеся данные о целевой аудитории и данные об аудитории конкретной сети, что позволит выявить соответствие площадки с заявленными характеристиками целевой аудитории.
• Проводить коммуникацию на постоянной основе, разрабатывая как поддерживающую кампанию, так и активную кампанию. Это позволит привлекать внимание к мероприятию на постоянной основе.
• В отношении контент-анализа вести количественный учет активности подписчиков, имеется в виду количество «лайков», репостов. Это позволит определить, какие тематики публикаций вызывают у подписчиков наибольший интерес.
При разработке оценки эффективности целесообразно сформировать такую систему исследования, которая будет исследовать показатели в социальных сетях, в сети «Интернет», и непосредственно при проведении мероприятия. Относительно социальных сетей, это может быть сопоставление предыдущих статистических показателей сообщества с текущими. Относительно Интернет анализ электронных СМИ. И как итог, комплексный анализ в виде социологического исследования на самом мероприятии.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система - Электрон. дан. - М., 2017. - Электрон.дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.05.2017)
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
[Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2017)
3. Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 594, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606 [Электронный ресурс] // Российский союз ректоров - Электрон.дан. - 2017. - URL: http://www.rsr-online.ru (дата обращения: 26.05.2017)
4. О стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы
[Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 г. № 203 //
Администрация Президента России - 2017. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения:
27.05.2017)
5. Об основных направлениях Правительства Российской Федерации на период до 2018
года [Электронный ресурс]: Утверждение Председателя Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 // Правительство России. - Электрон.дан. - URL:
http://government.ru (дата обращения: 26.05.2017)
6. О федеральной целевой программе «Электронная Россия» [Электронный ресурс]:
Постановление правительства от 28.01.2002 №65 // Гарант: информационно-правовой
портал. - Электрон.дан. - М., 2017. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 28.05.2017)
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество 2011-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление правительства от 15.04.2014 №313 // Консультант Плюс: справ. правовая система - Электрон. дан. - М., 2017. - Электрон.дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.05.2017)
8. О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области [Электронный ресурс]: областной закон от 13.06.2007 № 112- ОЗ // Электронный фонд: правовой и нормативно-технические документации - 2017. - Электрон.дан. - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 14.06.2017)
9. О проведении ежегодного Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора
[Электронный ресурс]: Распоряжение губернатора Томской области от 03.07.2014 № 169-р // Электронный фонд: правовой и нормативно-технические документации - 2017. - Электрон.дан. - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 14.06.2017)
10. О Государственной программе «Развитие культуры и туризма Томской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 №489а // Официальный интернет-портал Администрации Томской области - Электрон.дан. - Томск, 2017. - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru (дата обращения: 14.06.2017)
11. Об утверждении концепции развития информационного общества в Томской
области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 21.09.2016 №306а // Электронный фонд: правовой и нормативнотехнические документации - 2017. - Электрон.дан. - URL: http://docs.cntd.ru (дата
обращения: 16.06.2017)
12. Об утверждении плана мероприятий «Изменения в сфере культуры, направленные
на повышение ее эффективности»» [Электронный ресурс]: Распоряжение Администрации Томской области от 01.03.2013 № 136-ра // Электронный фонд: правовой и нормативнотехнические документации - 2017. - Электрон.дан. - URL: http://docs.cntd.ru (дата
обращения: 16.06.2017)
13. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс] // Правительство России - Электрон.дан. - URL: http://government.ru (дата обращения: 26.05.2017)
14. Комплексное развитие моногородов [Электронный ресурс]: паспорт приоритетной программы // Правительство России - Электрон.дан. - М., 2017. - URL: http://government.ru (дата обращения: 27.05.2017)
15. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]: паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации // Правительство России - Электрон.дан. - М., 2017. - URL: http://government.ru (дата обращения: 27.05.2017)....37