Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

Работа №187293

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Доходы бюджетной системы Российской Федерации: классификация и
особенности формирования 6
1.1 Сущность, понятие и классификация доходов бюджета 6
1.2 Доходы федерального, регионального и местного бюджета 16
1.3 Особенности реализации налогового федерализма в Российской Федерации 24
2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета Российской Федерации 35
2.1 Динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации 35
2.2 Анализ структуры доходов бюджета Российской Федерации 38
2.3 Анализ распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы 46
3 Основные направления увеличения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации 56
3.1 Систематизация проблем и факторов, влияющих на объемы налоговых доходов в Российской Федерации 56
3.2 Современная российская налоговая политика в области налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации 60
3.3 Мероприятия по увеличению налоговых доходов бюджета Российской Федерации 63
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78


Актуальность темы исследования. В современных условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования и поступления налоговых доходов в бюджетную систему страны, не допустимость уменьшения налоговых поступлений в бюджет, поиск факторов, оказывающих влияние на налоговые поступления, решение проблем с недоимкой налоговых поступлений, анализ несовершенства налоговой политики государства - одни из основных экономических вопросов, решение которых имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной и эффективной бюджетной и налоговой системы страны, что и выражает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Изучению вопросов налоговых доходов в государственный бюджет Российской Федерации, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней посвящены работы отечественных ученых, можно отметить работы Е.В. Бушмин , Е.Н. Евстигнеев , Ю.А. Крохина , И.И. Кучеров , В.Д. Лукина , Н.И. Малис 6, Н.В. Мудрова ,
Г.Б. Поляк и другие. Проблемы бюджетного федерализма исследовались рядом экономистов: И.М. Александровым , Б.Х. Алиевым , А.Н. Козыриным , М.М.
Сулеймановым ., А.А. Шутаевой и другими. Проблемы совершенствования налогового администрирования и направления увеличения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации рассматривались в работах таких авторов как: Н.В. Ажогина , С.В. Аулова , О.Б. Буздалина и другие.
Вместе с тем, в условиях современного развития экономики, необходима дальнейшая теоретико-методическая проработка проблем наполняемости государственного бюджета Российской Федерации налоговыми поступлениями. Необходимо совершенствование научно обоснованного распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы и обеспечения эффективного роста, региональных и муниципальных налоговых доходов, что требует повышения эффективности налоговой политики государства и совершенствования налогового администрирования.
Цель исследования - анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение перспективных направлений увеличения налоговых доходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Рассмотреть сущность, понятие и классификацию доходов бюджета.
2) Изучить особенности реализации налогового федерализма в России.
3) Проанализировать структуру доходов бюджета Российской Федерации
4) Дать оценку распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы.
5) Проанализировать налоговую политику страны в секторе поступления налоговых доходов в бюджет.
6) Обозначить проблемы формирования и повышение эффективности налоговых доходов российского государства.
7) Определить перспективные мероприятий по увеличению налоговых доходов бюджета Российской Федерации.
Объект исследования - налоговые доходы бюджета Российской Федерации.
Предметом исследования выступает анализ динамики и причин изменения налоговых доходов бюджета Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии, статистические справочники и диссертационные исследования по вопросам налоговых поступлений в бюджет страны, структуры и динамики налоговых доходов, прогнозирования бюджета в целом, его доходной части в частности, а также данные о суммарном количестве налоговых поступлений. В ходе исследования были использованы официальные документы и статистика Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, периодические издания. В исследовании использовались, помимо работ авторов обеспечивающих степень разработанности темы исследования, работы таких авторов, как: Н.П. Белотелова, Г.Ф, Вазиева, А.Г. Гаджиева, И.В. Крюкова, Д.О. Нуштаев, Н.Ф. Самсонов, А.А. Скрябина, Т.К. Тагавердиева, Э.Р. Шамилова, С.О. Шохин, М.А. Шпирко, М.И. Яндиев и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, статистический, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Доходы бюджета - это часть финансовых ресурсов, образуемых субъектами
экономических отношений, урегулированных бюджетным правом, которые предназначены для создания финансовой базы государства с целью удовлетворения публичных потребностей. Следует отметить, что доходы бюджетов в зависимости от уровня их формирования подразделяются на доходы федерального бюджета, доходы субъектов Российской Федерации (региональные) и доходы муниципальных (местных) бюджетов. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. То есть, консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней: 1) федеральный бюджет РФ - этот бюджет отображает финансовое положение Российской Федерации, с его помощью происходит распределение бюджетов между всеми территориями государства; бюджеты государственных внебюджетных фондов - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, а также медицинской помощи; 2) бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) - денежные средства, предназначенные для ведения субъектов Российской Федерации; Региональный внебюджетный фонд - денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета. Формируется за счет специальных источников (страховые взносы, займы и т.п. отчисления); 3) местные бюджеты - является формой образования и расходования денежных средств, для местного самоуправления; муниципальные внебюджетные фонды - создаются на основании решений местных представительных органов власти. Следовательно, доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Как и доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
2. Налоговый федерализм - это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, то есть это совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции РФ полномочий. Задача налогового федерализма - обеспечение единства Российской Федерации как федеративного государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального перераспределения изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы.
3. Доходы бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных перечислений. Доходы консолидированного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Так, проведенный анализ показал, что более половины всех доходов в бюджете составляют налоговые поступления. Так, на их долю приходится в 2013 году - 56,5%, в 2014 году - 53,4% %, в 2015 году - 60,0% %, в 2016 году - 58,3%, в 2017 году - 62,9% всех доходов бюджетной системы Российской Федерации. В 2017 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19276,9 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 17501,8 млрд. рублей (90,8% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов - 1012,4 млрд. рублей (5,3%), местных налогов - 246,4 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 516,3 млрд. рублей (2,6%).
4. Оценка распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы показала, что, а формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС. Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2017 году его доля в федеральном бюджете страны - 56,3%, в 2016 году его доля в федеральном бюджете - 48,5 %. Вторая по значимости для федерального бюджета - группа платежей за пользование природными ресурсами, которые составили в 2017 году они составили 2224,2 млрд. руб. или 24,5%, в 2016 году 2882,8 млрд. руб. или 33,1% от общей суммы налоговых поступлений. В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации более одной третьей поступлений - 39,7 % - составляет налог на доходы физических лиц. Практически равен ему по значимости налог на прибыль организаций, его доля 30,9 %. В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц, его доля - 53,7% (1062,7 млрд. руб.) всех поступлений, важно отметить значительный рост налоговых поступлений в местные бюджеты в 2017 году - темп роста составил 95,5%.
5. В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом необходимо установить такой уровень налогов, который бы с одной стороны, приносил максимальную «пользу» для бюджета, а с другой стороны не был непосильным бременем для предпринимателей. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Теневой сектор экономики свободен от налогового бремени. Нелегальный вывоз капитала за границу оценивается десятками миллионов долларов в год. То есть, существует потенциальная возможность существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет.
6. Проблемами формирования и повышение эффективности налоговых поступлений в государственный бюджет страны выступают: неравномерность поступлений в бюджет налога на прибыль организаций; проблема администрирования налога на добавленную стоимость; снижение поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ); увеличение ставок акцизов; способствование системы налоговых льгот снижению налоговых поступлений в государственный бюджет; несовершенство действующей методики уплаты НДФЛ; вопросы администрирования транспортного налога; несовершенство современного налогового администрирования в целом; недостаточная стабильность налоговой политики; отсутствие однозначных критериев выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета; четкая направленность налогообложения на текущее увеличение налоговых поступлений в бюджет.
7. Для увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет
Российской Федерации предложены следующие мероприятия: совершенствование
механизма взимания налога на прибыль в России; установить пониженную ставку НДС, менее 10% на товары первой необходимости и увеличить таможенные пошлины на импорт, что будет способствовать увеличению спроса на отечественные товары, использование эффективных налоговых льгот, видоизменение или усовершенствование налоговых льгот по НДС, то есть увеличение порога освобождения от уплаты НДС, для субъектов среднего и малого бизнеса; регулярный пересмотр налоговых ставок рентных платежей с целью повышения регулирующей функции налоговых платежей за природные ресурсы. Кроме того, для эффективного использования ресурсов нашей страны следует реформировать налог на добычу полезных ископаемых с учетом потенциального ущерба окружающей среде, который могут наносить предприятия - пользователи недр; ревизия существующих налоговых льгот, вызывающих существенные выпадающие доходы бюджетов всех уровней, с целью устранения неэффективных льгот; пересмотр действующей методики уплаты НДФЛ и введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ.; разработка механизм сбора транспортного налога, который позволит собирать налог со всех налогоплательщиков, а не увеличить налоговою нагрузку на тех налогоплательщиков, которые добросовестно и своевременно уплачивают налог; совершенствование механизма взимания налога на прибыль и устранение неравномерности поступления в бюджет данного налога; совершенствование администрирования транспортного налога; ограничение полномочий региональных органов власти по снижению налоговой ставки по налогу на прибыль в форме введения механизма контроля за использованием налоговой льготы с точки зрения ее эффективности, изменение механизма снижения налоговой базы по налогу на прибыль в случае получения налогоплательщиками убытков.
В заключение отметим, что в Российской Федерации поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней растут, в то же время, наблюдается замедление темпов прироста налоговых доходов, что связано с кризисными явлениями в экономике, падением покупательской и инвестиционной способности населения, снижением деловой активности. В отношении налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается та же тенденция - налоговые доходы в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в абсолютном выражении растут, но темпы прироста замедляются.
К налогам, вносящим наибольший вклад в формирование налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, относятся НДС, НДФЛ и акцизы, при этом доля НДС и акцизов в структуре налоговых доходов в динамике возрастает. В динамике возрастает доля налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общих налоговых доходах консолидированного бюджета страны, что свидетельствует об усилении процесса перераспределения налогов в бюджет субъектов РФ (большая часть собранных налогов «оседает» в бюджетах субъектов Российской Федерации).



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2017).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2017).
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.04.2007 гг. № 63-ФЗ (ред. от 29.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.03.2018).
4. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2017).
5. Ажогина Н.В. Модернизация администрирования налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами в Российской Федерации: Монография / Н.В. Ажогина, Х.У. Магомадов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. - 640 с.
6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.М. Александров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 486 с.
7. Алиев Б.Х. Налоговый федерализм в системе обеспечения финансовой безопасности России / Б.Х. Алиев, М.М. Сулейманов // Финансы и кредит. - 2016. - № 31 (511). - С. 13-17.
8. Антоновская Е.А. Планирование доходной части федерального бюджета РФ / Е.А. Антоновская // Вестник Чувашского университета. - 2014. - №3. - С. 109-114.
9. Ануфриева Е.М. Актуальные проблемы налогообложения в России / Е.М. Ануфриева, Н.Г. Авдонина, Л.Д. Иванова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №1. - С. 37-39.
10. Аулова С.В. Пути совершенствования налогового администрирования в 2018-2019 годы в Российской Федерации / С.В. Аулова // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. - 2018. - №1. - С. 49-52.
11. Бабаева Д.Г. Совершенствование и развитие налогового федерализма в Российской Федерации / Д.Г. Бабаева // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 8. - С. 201-205.
12. Баснукаев М.Ш. Доходы муниципальных бюджетов: источники формирования и возможности регулирования / М.Ш. Баснукаев // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). - Серия: Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 84-88.
13. Белотелова Н.П. Доходы федерального бюджета / Н.П. Белотелова // Социально-экономические проблемы в современной России. - 2017. - №3. - С. 16-22.
14. Белых О.И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап / Н.П. Белых // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 266-269.
15. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов / М.Ю. Березин // Законодательство и экономия. - 2015. - № 12. - С. 12-16.
..98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ