ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ ПРОФЕССИОНАЛА ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ ИМИДЖА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДИИ ВОКАЛА «ГОЛОЗхГ.ТОМСКА)
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА 12
1.1. Влияние социально-экономического кризиса в России на развитие специалиста
творческой сферы 12
1.2. Специфика формирования эффективного профессионального имиджа специалиста
творческой сферы в условиях социально-экономического кризиса на примере преподавателя студии вокала «ГолоЗ» 20
1.3. Характеристика профессиональной творческой среды г.Томска, описание базисного
субъекта и целевой аудитории проекта 42
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 53
2.1. План поэтапной реализации проекта по формированию цифрового
профессионального имиджа преподавателя студии вокала «Голо S» 53
2.2. Разработка алгоритма работы над цифровым профессиональным имиджем
преподавателя студии вокала «ГолоЗ» 54
2.3. Создание группы во ВКонтакте как цифрового инструмента для формирования
профессионального имиджа 68
2.4. Оценка эффективности разработанного алгоритма работы над цифровым
профессиональным имиджем преподавателя студии вокала «Голо S» 73
ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 75
3. 1. Оценка промежуточных результатов внедрения проекта по формированию цифрового профессионального имиджа преподавателя студии вокала «Голо S» 75
3.2. Рекомендации по повышению эффективности работы над профессиональным имиджем преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Приложение А 86
Приложение Б 88
Приложение В 98
Приложение Г 101
В эпоху социально-экономического кризиса прежде всего общество заинтересовано в удовлетворении базовых потребностей. К ним А. Маслоу относит физиологические потребности (потребности в еде и сне) и потребности в безопасности и защищённости. Социально-экономический кризис приводит людей к стрессу и подавляет потребности в общении, духовном развитии, самореализации, поэтому на рынке труда особенно уязвимыми оказываются специальности творческой направленности, среди которых преподаватели творческих дисциплин, артисты, руководители творческих объединений. Данная тенденция особенно заметна на начальном этапе кризиса, после чего возникшая ситуация выходит на плато. Вызовы, с которыми сталкивается общество, постепенно приобретают решения с долгосрочной перспективой. Чтобы быть востребованным специалистом в условиях социально-экономического кризиса, для творческих профессий важно грамотно выстраивать профессиональный имидж с использованием цифровых технологий, транслировать в массовую аудиторию идею о том, что именно творчество помогает людям справляться с кризисными ситуациями, поднимает их моральный дух, повышает жизнестойкость, снижает уровень стресса. Следовательно, необходимо создать специализированный алгоритм работы над профессиональным имиджем специалиста творческой сферы с помощью цифровых технологий в условиях социально-экономического кризиса (на примере преподавателя вокала студии вокала «ГолоЗ» г.Томска).
Социально-экономический кризис стал причиной усиления конкуренции на рынке труда, что поспособствовало появлению узконаправленных специальностей, формированию «компетенций будущего», освоение которых необходимо для прогрессивного специалиста, внедрению новых профессиональных стандартов и требований к работникам. Эти изменения также связаны и с процессом цифровизации, который стал активно развиваться именно в кризисных ситуациях. Так, цифровая трансформация затронула специалистов творческой сферы. В современных реалиях этот динамично развивающийся сегмент профессионального рынка требует внедрения новых способов взаимодействия с аудиторией, расширения цифровых возможностей специалистов и транслирования актуальных знаний. Для повышения конкурентоспособности профессионалов творческой сферы и развития их потенциала необходимо создание и поддержание их цифрового имиджа, а также продвижение с помощью digital-инструментов.
В работе рассмотрены создание электронных образовательных продуктов, персонального сайта и продвижение в социальных сетях как инструменты формирования цифрового имиджа специалиста творческой сферы, способствующие привлечению онлайн-потребителей и развитию образовательной интернет-среды.
Проблемой является отсутствие специализированных алгоритмов для создания цифрового имиджа специалиста творческой сферы, интегрирующего специфические особенности двух профессиональных областей — музыки и образования, в условиях социально-экономического кризиса.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка специализированного алгоритма работы над цифровым профессиональным имиджем преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить уровень влияния социально-экономического кризиса и процесса цифровизации на формирование имиджа профессионала творческой сферы;
2. Составить портрет целевой аудитории проекта и сделать анализ базисного субъекта;
3. Проанализировать специфику формирования профессионального цифрового имиджа преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса и разработать специализированный алгоритм работы над данным видом имиджа;
4. Апробировать разработанный алгоритм работы над имиджем преподавателя по вокалу студии вокала «ГолоЗ» на примере одного из его элементов — группы во ВКонтакте преподавателя по вокалу;
5. Проанализировать эффективность созданного алгоритма и группы во ВКонтакте преподавателя по вокалу как одного из инструментов формирования профессионального имиджа в условиях социально-экономического кризиса, создать на основе анализа рекомендации для преподавателей по вокалу и специалистов по связям с общественностью.
Объектом проектной работы является имидж специалиста творческой сферы.
Предметом проектной работы является цифровой профессиональный имидж специалиста творческой сферы в условиях социально-экономического кризиса (на примере преподавателя по вокалу).
При написании данной выпускной квалификационной работы во внимание принимались исследования о формировании цифрового профессионального имиджа специалистов творческой сферы в целом, и преподавателей по вокалу, в частности. Так, Л. Е. Хрустова в своей работе говорит о роли формирования имиджа преподавателя вуза в условиях применения цифровых технологий. М. А. Лукашенко, Н. В. Громова, А. А. Ожгихина рассматривают цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета. А. Ю. Агафонова в своей работе особое внимание уделяет вопросу формирования имиджа преподавателя. Специфика формирования цифрового имиджа музыкальной группы была рассмотрена Д. Ю. Свиридовой. Д. И. Спичева в своей диссертации говорит об имидже как о коммуникативно-управленческом феномене, в других работах рассматривает цифровой имидж как социально-технологический феномен, отмечает факторы его эффективности, а также отвечает на вопрос, какую роль имеет имиджевая коммуникация в интернет-пространстве. Таким образом, вышеперечисленные исследователи в своих трудах рассматривают имиджевую коммуникацию и её роль в различных общественных сферах. Стоит отметить, что в данных работах нет упоминания о том, каким должен быть алгоритм работы над профессиональным имиджем преподавателя по вокалу в современных реалиях в условиях социально-экономического кризиса.
Методологической базой проектной работы послужили теории и концепции исследователей в сфере социальных коммуникаций об имиджевой коммуникации, специфике формирования профессионального имиджа, специфике имиджа специалистов творческой направленности. В концепции Л. М. Семёновой профессиональный имиджбилдинг рассматривается как процесс работы над построением имиджа профессионала, при котором происходит влияние на массовое сознание, передаются важные для общественности позиции. В. В. Белобрагин говорит об имидже музыкальной индустрии с точки зрения психологии. По мнению автора, имидж — эмоционально- окрашенный, носящий стереотипный характер образ-представление, это и впечатление, мнение, репутация, касающиеся отдельной персоны или группы людей, отдельного товара, сервиса или услуги, любого социального предмета или явления, находящиеся в индивидуальном или массовом сознании. Концепция имиджа как коммуникативно - управленческого феномена была рассмотрена Д. И. Спичевой. Благодаря этому подходу понятие «имидж» определяется как конструируемый, моделируемый, технологический, даже виртуальный феномен, который «не столько отображает реальность, сколько создаёт виртуальные объекты», часто заведомо не соответствующие ей. В подходе Т. В. Фомичёвой цифровизация рассматривается в «узком смысле», как «преобразование информации в цифровую форму, которое в дальнейшем приводит к оптимизации издержек, появлению новых перспектив развития». Теория социальных медиа М. Маклюэна была использована в работе как способ обозначить значимость данного феномена в современном мире и сформулировать определение для общего понимания. Для исследования предпочтений целевой аудитории в условиях социально - экономического кризиса была рассмотрена модель человеческих потребностей «Пирамида потребностей А. Маслоу». Психолог предлагает разделить все потребности человека на пять основных видов: физиологические, потребности в безопасности, социальные, престижные, духовные.
В данной выпускной квалификационной работе используются следующие методы:
1. Ситуационный анализ — процесс сбора и анализа информации о внешней и внутренней среде организации, который позволяет определить её текущее положение, потенциальные возможности и угрозы. В рамках данной работы метод использован для анализа базисного субъекта, а также для разработки стратегии продвижения специалиста творческой сферы и построения его имиджа.
2. SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который применяется для оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие компании. В рамках ВКР с помощью SWOT-анализа проанализирован базисный субъект.
3. Digital-опрос — метод сбора информации, который проводится с использованием цифровых технологий.
4. Фокус-группа — это качественный метод исследования, который изучает реакции и мнения группы людей, схожих демографическими чертами, на определённые процессы, явления, продукты.
Базисным субъектом работы является студия вокала «ГолоS», предоставляющая возможность работы над имиджем одного из преподавателей по эстрадно-джазовому вокалу. Материалы исследования базируются на основе данных, предоставленных индуктором имиджа Лайс Риммой Эдуардовной.
Бюджет составляли следующие позиции: аренда студии для съёмки образовательных видео и интервью с педагогом, оплата услуг видеографа, оплата услуг дизайнера для создания брендбука группы преподавателя по вокалу. При необходимости финансирование будет происходить за счёт базисного субъекта, однако точную сумму финансирования базисный субъект решил не озвучивать.
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
1. Материально-технические ресурсы: для съёмки медиапродуктов — видеокамера, стабилизатор, штатив, световое оборудование, хромакей, программа для видеомонтажа, фотостудия, для создания брендбука группы во ВКонтакте — графические редакторы, фотостудия.
2. Кадровые ресурсы: копирайтер, дизайнер, видеограф, продюсер, преподаватель по вокалу.
3. Информационные ресурсы: социальная сеть ВКонтакте, видеохостинг YouTube, электронное резюме и рекомендации, чек-листы.
4. Нормативно-правовые ресурсы: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ Глава 70. Авторское право), ФЗ №38 «О рекламе», ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».
5. Финансовые ресурсы: финансирование за счёт базисного субъекта.
Стейкхолдеры проекта:
• преподаватель студии вокала «ГолоЗ», индуктор имиджа;
• студия вокала «ГолоЗ», базисный субъект проекта;
• специалисты в области социальных коммуникаций, работающие над имиджем специалистов творческой сферы;
• клиенты студии вокала «ГолоЗ».
Поэтапный план реализации проекта:
1. Концепция проекта (аналитический этап проекта). В рамках данного раздела были изучены теоретические основы формирования профессионального имиджа специалиста творческой сферы в условиях социально-экономического кризиса, особенности создания профессионального имиджа и управления им с использованием цифровых технологий. Также на данном этапе были проанализированы базисный субъект, целевая аудитория проекта и уровень творческой среды в г.Томске, описана концепция по формированию цифрового профессионального имиджа преподавателя по вокалу.
2. Механизм реализации проекта (стратегический и внедренческий этап проекта). В рамках данного этапа был разработан механизм реализации проекта по формированию цифрового профессионального имиджа преподавателя студии вокала «ГолоЗ», а также была создана группа во ВКонтакте как инструмент формирования профессионального имиджа преподавателя вокала. В данном разделе был предложен универсальный алгоритм работы над цифровым профессиональным имиджем преподавателя студии вокала «Голо S».
3. Отчёт о реализации проекта (презентационный этап проекта). Данный этап был связан с составлением отчёта о реализации проекта по формированию цифрового профессионального имиджа преподавателя студии вокала «Голо S», а также были предложены рекомендации по повышению эффективности работы над профессиональным имиджем преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса с использованием цифровых технологий, описаны показатели эффективности реализации проектной работы.
Конечным продуктом проектной работы является имидж специалиста творческой сферы в условиях социально-экономического кризиса, который транслируется через группу преподавателя студии вокала «Голо S» во ВКонтакте и другие цифровые инструменты, обозначенные в разработанном алгоритме формирования профессионального имиджа преподавателя по вокалу с использованием digital- инструментов (на примере преподавателя по вокалу студии «ГолоS» Риммы Лайс). Данный алгоритм может стать образцом продвижения цифрового имиджа преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса для специалистов в сфере социальных коммуникаций и специалистов творческой сферы .
Для оценки эффективности проекта использовались показатели, представленные в таблице 1. таблице 1.
Таблица — 1. Показатели эффективности проекта
№ Наименование показателя Единица измерения До реализации
проекта В результате
реализации проекта
1 положительное отношение целевой
аудитории, резидентов студии вокала «ГолоЗ», к созданной группе преподавателя по
вокалу Риммы Лайс во ВКонтакте комментарии, мнения, физиологические реакции аудитории в процессе проведения фокус- группы неосведомлённость и отсутствие
желания подписаться, записаться на урок по вокалу повышенный
интерес к индуктору
имиджа, желание
подписаться и
записаться на урок
2 высокая оценка
индуктором имиджа
разработанного алгоритма отзыв, его
тональность и
содержание ожидание,
недоверие со
стороны индуктора имиджа положительная
оценка продукта
3 разработка алгоритма работы над цифровым профессиональным имиджем преподавателя по вокалу на примере педагога студии вокала «ГолоЗ» — отсутствие алгоритма работы над цифровым
профессиональным имиджем преподавателя по вокалу на примере
педагога студии вокала алгоритм работы над цифровым профессиональным имиджем
преподавателя по вокалу на примере педагога студии
вокала
4 создание не менее одной группы во ВКонтакте, отражающей деятельность преподавателя по
вокалу студии «ГолоЗ» — отсутствие группы во Вконтакте,
отражающей деятельность индуктора имиджа — Лайс Риммы Эдуардовны группа во
Вконтакте, отражающая деятельность индуктора имиджа
— Лайс Риммы Эдуардовны
Реализация проекта связана со следующими рисками.
Во-первых, в процессе работы с таким инструментом формирования профессионального имиджа, как группа во ВКонтакте, было предположено, что контент для экспертного профиля преподавателя по вокалу должен состоять из 40-60% познавательного контента, 20-40% — развлекательного, 5-10% — продающего, поскольку первый вид контента предполагает больший отклик у аудитории. Однако при практической работе с группой во ВКонтакте преподавателя по вокалу было выявлено то, что развлекательный контент более популярен, чем познавательный и продающий, что доказывается большим количеством лайков, репостов и комментариев.
Во-вторых, в процессе работы с таким инструментом формирования профессионального имиджа, как группа во ВКонтакте предполагалось, что видеоконтент будет иметь наибольший охват у подписчиков. Однако в реальных условиях наиболее эффективным форматом коммуникации стал подкаст.
Способы коррекции рисков:
1. Выявление причин отсутствия интереса к познавательному контенту, изменение стратегии формирования контента или поиск новых форм подачи познавательных публикаций;
2. Выявление причин неэффективности видеопродуктов, внедрение разноплановых и разножанровых видеороликов, преобразование видеоматериалов в аудиоконтент.
Научная новизна работы заключается в разработке подхода к формированию эффективного профессионального имиджа специалиста творческой сферы с использованием digital-инструментов в условиях социально-экономического кризиса (на примере преподавателя по вокалу студии «Голо S»).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный алгоритм формирования профессионального имиджа преподавателя по вокалу студии «ГолоS» может использоваться как специализированная методика работы с индукторами имиджа в условиях социально-экономического кризиса. Также разработанный алгоритм и созданная группа во ВКонтакте для специалиста творческой сферы, предоставляющего образовательные услуги, могут быть использованы всеми: как специалистами творческой сферы для продвижения себя и руководителями творческих организаций, так и специалистами в сфере PR.
Описание структуры ВКР проектного типа. Структура ВКР проектного типа включает в себя введение, основное содержание, заключение, список литературы и источников, приложения.
Во введении раскрыта главная проблема исследования, описаны проблемная ситуация и актуальность работы, поставлены цель и задачи, обозначены объект исследования, предмет исследования, теоретическая база, научная новизна и практическая значимость, а также определены бюджет, риски и способы их коррекции, конечный продукт работы, ресурсы и стейкхолдеры проекта.
Основное содержание ВКР проектного типа содержит три этапа: концепция проекта, механизм реализации проекта, отчёт о реализации проекта. В концепции проекта проанализированы степень влияния социально-экономического кризиса в России на развитие творческой профессии и существующая профессиональная творческая среда г.Томска, рассмотрена специфика формирования цифрового профессионального имиджа специалиста творческой сферы, оказывающего образовательные услуги, описаны базисный субъект, целевая аудитория и главная идея проекта. В рамках второго этапа, механизма реализации проекта, созданы алгоритм работы над цифровым профессиональным имиджем преподавателя вокала, апробированный на конкретном педагоге студии вокала «ГолоЗ», и группа во ВКонтакте как инструмент для формирования профессионального имиджа преподавателя по вокалу. Отчёт о реализации проекта включает в себя оценку полученных количественных и качественных показателей и рекомендации по повышению эффективности работы над профессиональным имиджем преподавателя по вокалу в условиях социально-экономического кризиса.
В разделе «Заключение» подведены итоги проделанной аналитической, стратегической и внедренческой работы в рамках данной ВКР. Список литературы и источников содержит теоретическую базу проекта, а приложения — дополнительные проведённые исследования и статистику.
В условиях социально-экономического кризиса специалистам творческой сферы необходимо работать над собственным профессиональным имиджем с помощью цифровых технологий. Во-первых, социально-экономический кризис способствует повышению уровня стресса, подавлению социальных, духовных и престижных потребностей, поэтому творческим специалистам необходимо выстраивать профессиональный имидж так, чтобы транслировать на массовую аудиторию идею о том, что именно творчество помогает людям справляться с кризисными ситуациями, поднимать их моральный дух, повышать жизнестойкость, испытывать положительные эмоции. Во-вторых, в условиях социально-экономического кризиса усиливается конкуренция на рынке труда, что способствует освоению специалистами творческих специальностей узких направлений работы, формированию у них «компетенций будущего», применению цифровых технологий для создания и продвижения профессионального имиджа, для выстраивания коммуникации с аудиторией. Всё это доказывает необходимость создания универсального алгоритма работы над цифровым профессиональным имиджем специалистов творческой сферы (на примере преподавателя по вокалу).
Алгоритм работы над имиджем преподавателя по вокалу представляет собой новый подход к формированию эффективного имиджа педагога по вокалу с использованием цифровых инструментов в условиях социально-экономического кризиса. Алгоритм включает в себя одиннадцать шагов с объяснением их необходимости и с примерами их реализации. На практике был реализован один из шагов данного алгоритма — «Создание группы преподавателя по вокалу во ВКонтакте».
В рамках настоящей выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи. В ходе теоретического исследования была определена степень влияния социально-экономического кризиса на специалистов творческой сферы, проанализированы такие понятия, как имидж, профессиональный имидж, цифровой имидж, выявлена специфика формирования эффективного профессионального имиджа специалиста творческой сферы в условиях социально-экономического кризиса, дана характеристика творческой профессиональной среде Томска, базисному субъекту и целевой аудитории. В рамках практической части работы была создана концепция проекта, разработан алгоритм работы по формированию цифрового имиджа педагога по вокалу, создана группа преподавателя по вокалу во ВКонтакте, а также проанализирована её эффективностью.
Таким образом, все поставленные цели и задачи были успешно выявлены, базисный субъект оценил работу положительно. Проанализировав всю проделанную работу, можно сделать вывод о том, что предложенный алгоритм работы над цифровым имиджем преподавателя по вокалу помогает в условиях социально-экономического кризиса сформировать эффективный имидж профессионала. В дальнейшем, разработанный проект можно продолжать, апробируя на практике другие инструменты и каналы.
1. Агафонова А. Ю. Формирование имиджа учителя иностранного языка в школе в современных условиях // Вестник Науки и Творчества. - 2020. - Т.54. №6.- С.16¬20.
2. Белобрагин, В. В. Феномен имиджа отечественного шоу-бизнеса / В. В. Белобрагин. - М.: РИЦ АИМ, 2014. - 71 с.
3. Вишнякова М. С. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации) // Практический маркетинг. - 2001. - № 5. - С. 21-28.
4. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. - 2018. - Т.27. №6.- С. 125-134.
5. Гукасьян Г. М. Экономика от А до Я: Тематический справочник / Г.М.Гукасьян. - М.: Инфра-М, 2007. - 480 с.
6. Данилова О. Н. Визуальные символы как составная часть имиджа / О. Н.Данилова, Т. А.Зайцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - Т.32. №1.- С. 154¬161.
7. Егорова В. И. Образ в виртуальной среде // Фундаментальные исследования. Филологические науки. - 2012. - № 9. - С. 956 - 960.
8. Завьялова Н. Б. Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации / Н. Б. Завьялова, А. А. Бреднев // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №26 - С. 54-60.
9. Зарубин А. А. Репутация - капитал личности / А. А. Зарубин, В. И. Вагин. - М.: АПРИКОМ, 2007. - 212 с.
10. Иванова Ю. О. Особенности механизмов формирования и развития имиджа образовательных организаций высшего образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - Т.90. №8.
11. Имиджмейкинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / сост.: Л. М. Семёнова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 141 с.
12. Карпыкбаева А. Б. Маркетинг влияния (influence-маркетинг) как стратегия бренда // Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - №4.- С.16-19.
13. Кейнс Д. М. Экономические возможности наших внуков (послесловие Д. Шестакова) // Вопросы экономики. - 2009. - №6. - С. 60-69.
14. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н.Д.Кондратьев. - М.: Наука, 1991. - 569, [2] с.
15. Корчагова Л. А. Роль и значение фирменного стиля в формировании имиджа компании и продвижении её товаров и услуг / Л. А. Корчагова, Е. В. Крушняк // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право»...60