Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХАКАСОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЭТНОГЕНЕЗА И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (XVII - НАЧАЛО XX ВВ.)

Работа №187287

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Население Хакасско-Минусинской котловины в XVII - начале XVIII веков 13
1.1 Этническая ситуация на территории Хакасско-Минусинской котловины в XVII
веке 13
1.2 Изменения этнополитической ситуации в начале XVIII века 19
1.3 Образ жизни и материальная культура енисейских киргизов и их кыштымов в
XVII - начале XVIII веков 25
Глава 2. Этнокультурная трансформация населения Хакасско-Минусинской котловины в
XVIII - начале ХХ веков 31
2.1 Образ жизни и материальная культура этнографических групп хакасов в XVIII -
начале ХХ веков 31
2.2 Влияние государственной политики на этнические процессы в регионе в XIX - XX
веков 38
2.3 Социокультурные предпосылки формирования хакасского этноса в начале ХХ
века 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность темы исследования определяется значимостью традиционной культуры, в частности материальной, в осознании народами своей уникальности и определении этнопоказательных маркеров для оформления своей этнической идентичности. В связи с этим актуализируется и проблема изучения материальной культуры прошлого современных народов, в том числе предков современных хакасов в контексте их этногенеза и этнической истории. Актуальность данного исследования заключается и в том, что, несмотря на существование в составе Российской Федерации Республики Хакасия, где хакасы являются титульной нацией, генезис современной хакасской материальной культуры до сих пор является слабоизученным и нуждается в исследовании. При этом изучение складывания современной хакасской материальной культуры, безусловно, может способствовать уточнению наших знаний об этногенезе этого народа.
Между тем, общемировой является тенденция, направленная на сохранение культурного многообразия планеты. Решение данной проблемы является одним из основных приоритетов для Правительства Республики Хакасия, о чем свидетельствует принятая в 2015 г. государственная программа «Культура Республики Хакасия (2016- 2020») , продленная в 2021 году до 2027 года . Целью данной программы является сохранение культурного наследия Республики Хакасия, повышение доступности и качества культурных благ, развитие современной туристической индустрии на территории республики. Очевидно, что изучение материальной культуры предков современных хакасов позволит пополнить наши знания о становлении современного хакасского этноса, а также поможет грамотно выстраивать политику сохранения культурного наследия народа.
Помимо этого, данная работа имеет научную актуальность, так как нацелена на расширение и уточнение наших знаний о происхождении хакасов. Полученная в ходе работы информация может способствовать разрешению научных споров по поводу происхождения хакасов. Здесь следует отметить, что вопросы этногенеза и этнической истории народов являются непременными элементами конструирования современных этнических, исторических, политических и т.д. идентичностей. В связи с этим актуализируется проблема научной объективности и достоверности выводов ученых, занимающихся этой тематикой. Иными словами, существуют социально-политические мотивы для искажения исторических фактов о происхождении этноса.
На данный момент в науке имеется две противоположные точки зрения на проблему этногенеза хакасов. Согласно первой точке зрения, современные хакасы происходят от кыштымов (данников) енисейских киргизов, то есть коренных сибирских племен смешанного, чаще всего самоедо-тюркского происхождения. На сегодняшний день одним из наиболее известных сторонников данного взгляда на происхождение хакасов является Л. И. Шерстова. Вторая точка зрения принадлежит В. Я. Бутанаеву и его ученикам. Согласно его концепции, современные хакасы являются прямыми потомками енисейских киргизов, проживавших здесь до начала XVIII века. Первая точка зрения долгое время господствовала в науке, однако сейчас не разделяется большинством исследователей вопроса, а также другими специалистами. Таким образом, в науке существуют противоречия, которые необходимо разрешить.
Разрешение обозначенных противоречий, несомненно, поможет грамотно выстраивать политику по сохранению культурного наследия данного народа. Помимо этого, установление точки в научных спорах позволит не только выявить и устранить имеющиеся неточности и фальсификации, но и поможет формировать современную идентичность хакасов на основе культуры их предков. Это, в свою очередь, поможет развитию и гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, поскольку они смогут развиваться на основе исторических фактов, а не фальсификаций.
При разрешении противоречий мы сосредоточим свое внимание на изменениях материальной культуры предков современных хакасов, поскольку общность материальной культуры является одним из признаков этноса. Исходя из этого, мы можем определить научную проблему работы, которая состоит в следующем: каким образом возможно складывание единой материальной культуры из культур этнических групп, различающихся по своему происхождению и образу жизни .
Как мы видим, изучение материальной культуры в контексте этногенеза и этнической истории хакасского народа актуально как с научной, так и с прикладной точки зрения, так как знания о происхождении народа позволят выстраивать государству такую политику, которая бы поддерживала культурные традиции хакасского этноса, при этом сохраняя его единство в составе России.
Степень изученности. Изучение Хакасско-Минусинской котловины, в том числе и ее жителей, началось в XVIII веке с ряда экспедиций и путешествий, о которых мы можем узнать из дневников и записей. Однако данные экспедиции занимались, чаще всего, наблюдением и фиксацией существующих на тот момент разнообразных условий жизни предков современных хакасов. Вопросы же их происхождения, а также образа жизни и материальной культуры, хоть и ставились, но не были ведущими, что не позволяет нам считать материалы экспедиций начальным этапом историографии по данному вопросу, что, однако, не мешает рассматривать данные материалы в качестве исторических источников, содержащих ценную информацию.
Активное изучение материальной культуры хакасов началось в XIX в. после публикации воспоминаний А. П. Степанова о Енисейской губернии, где тот был гражданским губернатором. В своих записках он упоминает минусинских татар (качинцев, койбалов и сагайцев), которые вместе с кызыльцами имеют одни обычаи, образ жизни и язык, из чего делается вывод об их родстве. При этом А. П. Степанов считает их всех татарами , то есть тюрками. С данными выводами не согласился князь Н. А. Костров, который, в частности, доказывает финское (финно -угорское) происхождение некоторых племен, например бельтыров (которые стали частью сагайцев) .
Важный вклад в получение знаний о быте и культуре жителей Хакасии был внесен А. А. Кузнецовой и П. Е. Кулаковым, которые в 1896-1897 годах отправились в экспедицию для сбора статистических и этнографических сведений о жизни минусинских инородцев. По ее результатам была опубликована книга “Минусинские и ачинские инородцы” , благодаря которой многие исследователи смогли ознакомиться с особенностями материальной культуры местного населения.
Не менее важны работы этнографов XIX века В. В. Радлова и Н. Ф. Катанова, которые изучали хакасскую культуру и фольклор и оставили множество ценных сведений об этом народе. При этом они оба придерживались гипотезы о смешанном происхождении хакасов. Так, В. В. Радлов в «Этнографическом обзоре тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии» вкратце описывает происхождение абаканских татар, указывая на их разнородное происхождение от племен, заселявших Минусинскую котловину после оставления ее киргизами . Н. Ф. Катанов, сам происходящий из минусинских инородцев и много времени проведший в их среде, также указывает на различное происхождение племен, объединенных общим местом жизни, условиями быта и фольклором .
Следует также отметить работу Н. Н. Козьмина “Хакасы. Историко - этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края” . Данная книга, написанная еще до революции, но опубликованная в 1925 году, обобщает имеющиеся на тот момент материалы по истории Хакасско-Минусинской котловины и ее населения, а также выстраивает полученные в результате анализа источников данные в единую последовательность, отражающую развитие смешанного населения региона, в том числе и хакасов, с начала средневековья до Первой мировой войны. Изложенные Н. Н. Козьминым данные не потеряли своего научного значения до сих пор.
В более поздний советский период, множество исследователей занимались изучением хакасов. Среди них выделяется К. Г. Копкоев, который, среди прочего, занимался енисейскими киргизами и хакасами периода после прихода в Сибирь русских. Сам он стоял на позиции, что хакасы являются потомками енисейских киргизов . Однако данная трактовка исторических материалов на тот момент не была общепризнанной. Так, можно отметить таких крупных исследователей истории населения Минусинской котловины как С. В. Бахрушина, Л. П. Потапова и К. М. Патачакова, которые внесли весомый вклад в научную проработанность темы и при этом продолжали уже сложившуюся научную традицию .
Большое количество трудов, посвященных хакасскому этносу, было написано В. Я. Бутанаевым. Его работы охватили практически все аспекты культуры и быта хакасов. Этническую историю жителей Хакасско-Минусинской котловины он делит на 4 периода:
1) I в. до н. э. - V в. н. э. - период смешения пришлого тюркоязычного населения с местным европеоидным и самоедоязычным населением; 2) VI-XIII века - период Киргизского каганата; 3) XIV-XVIII века - время существования Хонгорая - политического, географического и этнического наименования местного населения, состоящего из киргизов и их кыштымов; 4) XVIII-XX века, когда завершается процесс этнической консолидации хакасов . Таким образом, он связывает историю современных хакасов с древним автохтонным населением котловины и поддерживает гипотезу о связи киргизов и хакасов.
Полностью противоречит позиции В. Я. Бутанаева взгляд Л. И. Шерстовой, которая опирается на труды историков и этнографов предшествующего периода. Она ставит под сомнение этническую преемственность между енисейскими киргизами и хакасами, считая при этом киргизов элитой, возглавлявшей местные политические образования, но этнически отделённой от кыштымов и современных хакасов. В целом хакасский этнос, по мнению Л. И. Шерстовой, является переходным, у которого к началу XX века не было единого языка и этнического самосознания . Работы же В. Я. Бутанаева и его концепция в целом воспринимается Л. И. Шерстовой как конъектурная. По ее мнению, данная концепция смогла появится и распространится за счет особых условий распада СССР и становления Российской Федерации, когда трансформировалась идентичность всей страны. Именно на такой почве В. Я. Бутанаев и смог создать свою концепцию происхождения хакасов от енисейских киргизов, которая не выдерживает научной критики .
Отдельным вопросом для историографии является формирование хакасской идентичности и приобретение хакасской автономии в начале XX века. Одним из наиболее крупных исследователей данной проблематики является Е. П. Мамышева, которая опубликовала множество статей и защитила докторскую диссертацию по теме. В ее работах анализируются причины активизации национального самосознания, приводятся события и этапы национальной борьбы за автономию и ее итог в рамках советской властной системы .
Важным шагом развития национального самосознания стало приобретение хакасским языком письменности на основе кириллической графики в ранние советские годы. Подробно эта тематика рассматривается в работах Л. С. Бориной , В. Н. Тугужекова , Ю. Б. Костякова . Также множество исследователей, например В. Я. Артамонова и уже упомянутая Е. П. Мамышева, в своих исследованиях обращаются к конкретным персонам и событиям, которые определили путь становления хакасского самосознания и способствовали созданию хакасской автономии .
Объектом исследования является культура хакасского этноса.
Предметом изучения являются изменения в образе жизни и материальной культуре хакасского народа в контексте их этногенеза и этнической истории.
Цель исследования состоит в выявлении трансформаций материальной культуры хакасов XVII - начала XX вв. под влиянием их этногенеза и этнической истории.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать этническую ситуацию на территории Хакасско - Минусинской котловины в XVII - начале XVIII вв.
2. Выявить особенности образа жизни и материальной культуры киргизского и кыштымского населения Хакасско-Минусинской котловины в XVII - начале XVIII вв.
3. Определить изменения в образе жизни и материальной культуре населения Хакасско-Минусинской котловины в XVIII - начале ХХ вв.
4. Показать влияние государственной политики и этнокультурных процессов на консолидацию этноса в XIX - начале ХХ вв.
Хронологические рамки исследования ограничены XVII - началом XX вв. Именно с XVII века начинаются взаимоотношения русских, проникающих в Сибирь, и местных племен, о которых были оставлены различные записи. Таким образом, именно с этого времени появляются письменные источники для исследования обозначенного вопроса. Далее, в XVIII и XIX веках, в рамках российского государства шло формирование единого хакасского этноса из разных по своему происхождению и по своей культуре групп. В итоге, в начале XX века за населением Хакасско-Минусинской котловины закрепляется этноним “хакас”, что знаменует собой новую страницу в истории народа.
Территориальные рамки представлены территорией Хакасско-Минусинской котловины, а также близлежащей территорией Южной Сибири, из которой в Хакасско - Минусинскую котловину происходили миграции иных племен, которые оставили свой след в этногенезе.
Гипотеза исследования. Современные хакасы являются потомками разнородных по происхождению, языку, культуре и образу жизни племен и народов, которые проживали на территории Хакасско-Минусинской котловины в XVII-XVIII веках. При этом современный хакасский этнос сформировался не раньше начала XX века под влиянием политики, проводимой российским государством на территории Хакасии.
Методологической основой исследования стал ряд общенаучных и специальных методов. В первую очередь, использованы такие методы, как описание, анализ, синтез, а также принцип историзма, который позволяет изучать явления от их зарождения через последовательную смену этапов развития вплоть до исчезновения.
Научной концепцией, в рамках которой проводится исследование, является теория этноса Ю. В. Бромлея. В ней этнос рассматривается как объективная историческая категория, то есть этнос существует в динамике. Так, теория описывает процесс сложения, развития и увядания культурно-специфических общностей людей как всемирно-историческое развитие народов планеты. Эта концепция также определяет основные признаки этноса, такие как язык, культура, этническое самосознание (этническая идентичность). Причем, основным признаком этноса, который появляется на заключительной фазе этногенеза, является именно этническое самосознание, которое маркирует складывающуюся общность как нечто единое, цельное, что отражается в наличие и собственного этнонима и уникальной культуры .
Помимо характеристики основополагающего понятия, необходимо определить и ряд других терминов, играющих значимую роль в данной работе. Это понятия «культура» и «материальная культура», «этногенез», «этническая идентичность». Итак, понятие «культура» мы используем в самом широком смысле, то есть в смысле всей совокупности продуктов деятельность человека (от самых банальных предметов домашнего обихода до специфических религиозных представлений). Материальная же культура представляет собой такую часть культуры определенной этнической группы, которая выражается в специфике экономической деятельности этнической группы, а также в предметах, используемых в ходе этой экономической деятельности. Таким образом, предметы быта отражают общую специфику образа жизни этнической группы, что и обозначается термином «материальная культура».
Понятие «этногнез» в работе обозначает процесс складывания единого этноса. То есть, этногенез предполагает формирование (существование) общих языка, культуры и этнической идентичности у определенной социальной группы. «Этническая идентичность» понимается нами как осознание представителями этноса своей общности (общности языка, культуры, истории и т.д.), что выражается в появлении признаваемого внутри группы самоназвания (этнонима).
В числе специальных научных методов находится историко-генетический метод, который использован в исследовании для изучения процесса трансформации образа жизни и материальной культуры предков современных хакасов на различных исторических этапах.
Ведущим методом, с помощью которого будут решаться основные задачи, выступает историко-сравнительный метод, позволяющий выявить изменения в образе жизни и материальной культуре населения Хакасско -Минусинской котловины, а также сопоставить выявленные трансформации с историческим контекстом и этапами этногенеза.
Исследование базируется на следующих источниках:
1) Этнографические материалы, собранные участниками различных экспедиций, исследователями и путешественниками, начиная с XVIII века (Д. Г. Мессершмидт , Г. Ф. Миллер , С. П. Крашенинников , П. С. Паллас , И. Э. Фишер ). В них отражены впечатления путешественников от образа жизни местных племен и описаны некоторые элементы материальной культуры.
2) Периодические издания, в первую очередь работы князя Н. А. Кострова в газете «Енисейские губернские ведомости» , а также в «Записках Сибирского отдела Императорского русского географического общества» . «Енисейские губернские ведомости» издавались в Красноярске с 1857 г. по 1917 г. раз в неделю. Газета состояла из двух частей: официальной и неофициальной. 12 томов «Записок Сибирского отдела Императорского русского географического общества» издавались с 1856 г. по 1886 г. в Петербурге, а с 1864 г. в Иркутске в неопределённые сроки. Местом хранения является Русское географическое общество. В опубликованных работах князя Н. А. Кострова подробно описаны различные стороны культуры отдельных этнических групп, ставших предками современных хакасов.
3) Сборники документов. Это «Материалы по истории Хакасии XVII - начала XVIII вв.» под редакцией В. Я. Бутанаева и А. Абдыкалыкова. В данном сборнике представлены материалы по истории русско-хакасских отношений с 1609 г. С помощью этих материалом можно проследить взаимодействие русских, енисейских киргизов и их кыштымов от первых контактов и вплоть до присоединения Хакасии к России в 1727 г. Помимо этого, в работе используются материалы, изданные в приложениях к трем томам «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера , и материалы Г. Н. Потанина . Материалы Г. Ф. Миллера проливают свет на события XVII века, тогда как в сборнике Г. Н. Потанина представлены и документы более позднего происхождения.
4) Картографические источники представлены «Чертежной книгой» С. У. Ремезова , которая была составлена им вместе с сыновьями. Здесь русские сведения о Сибири XVII - начала XVIII века представлены нам в виде карты, что означает, что мы можем оценить расположение тех или иных этнических групп до угона енисейских киргизов и определить маршруты их будущей миграции в Хакасско -Минусинскую котловину и изначальные условия ведения хозяйства.
5) Хакасские фольклорные материалы. Здесь следует отметить работы Н. Ф. Катанова, одного из первых ученых хакасского происхождения, благодаря труду которого вышло множество работ по фольклору народов Южной Сибири, в том числе и фольклору различных этнографических групп хакасов. В них, например, он сообщает о представлениях некоторых групп хакасов о своем прошлом .
Таким образом, источниковая база представлена разнообразным материалом, который позволяет получить интересующую нас информацию за весь период, охватываемый в исследовании. Это означает, что представленная источниковая база позволяет решить поставленные в работе цель и задачи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обозначаются предмет, объект, цель и задачи исследования, а также дается историографический обзор и описание источниковой базы.
Первая глава состоит из трех разделов и посвящена периоду с XVII по начало XVIII веков. Здесь дается информация об этнической ситуации на территории Хакасско-Минусинской котловины за обозначенный период, то есть описываются проживающие здесь и в ближайшей местности этнические группы, а также характеризуются отношения между ними. Помимо этого, в первой главе раскрывается динамика этнической ситуации, а также раскрываются особенности быта и материальной культуры различных этнических групп.
Вторая глава, посвященная периоду с XVIII по начало XX вв., также состоит из трех разделов. Здесь показано развитие образа жизни и материальной культуры этнографических групп хакасов, влияние на становление хакасов государственной политики, а также рассматривается процесс оформления хакасского этноса как единого в начале XX века.
В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы.
Список использованных источников и лит

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный хакасский этнос имеет давнюю историю, которая, безусловно, представляет интерес для исторической науки. Особенно ценен для науки тот факт, что этногенез хакасов происходил в недавнее по историческим меркам время, то есть практически на наших глазах. Благодаря этому сохранилось достаточно источников, которые помогают не только проследить путь развития народа, но и выявить закономерности и специфику такого процесса, как этногенез.
Работ, посвященных истории хакасов достаточно много и все они затрагивают определенный аспект развития этого народа. Это, безусловно, помогает нам лучше понимать процесс этногенеза, поскольку природа этноса, согласно теории Ю. В. Бромлея, требует единства множества различных элементов. Иными словами, собирая и анализируя данные по отдельной сфере жизни народа, будь то одежда, быт, верования, язык, установки или что-либо еще, ученые подготавливают основу для систематизации знаний о появлении народа.
В данной работе была предпринята попытка продемонстрировать и систематически изложить развитие быта и материальной культуры населения Хакасско -Минусинской котловины от первого появления в регионе русских и до первых мероприятий советской власти на этой территории. При этом развитие материальной культуры рассматривалось в контексте этногенеза хакасов, то есть появления хакасского этноса. Такая исследовательская рамка связана с пониманием этноса как системы, в которой представители этноса разделяют общий язык, общую культуру и осознают себя частью этноса. При этом этническое самосознание возникает, в первую очередь, на основе общности языка и культуры. Таким образом, изучение этногенеза любого народа, в том числе хакасов, невозможно без изучения материальной культуры.
Процесс формирования современных хакасов показывает процесс слияния различных культур, результатом чего становится и единый тип материальной культуры, и новый этнос. Так, в XVII веке предки современных хакасов проживали на территории современных Томской и Кемеровской областей, Республики Хакасия и Красноярского края. Природно-географические условия на такой обширной территории, разумеется, отличались. Из этого следует, что этнические группы, населяющие эти территории, имели различные инструменты приспособления, в зависимости от внешних условий среды. Помимо этого неоспорим факт, что этнические группы, ставшие предками современных хакасов, имеют различное происхождение.
Несмотря на эти обстоятельства, сегодня мы можем наблюдать существование хакасского этноса. Однако его появлению предшествовал ряд исторических событий.
Первым таким событием мы можем назвать переселение предков современных хакасов в Хакасско-Минусинскую котловину и переход в русское подданство. Эти обстоятельства заложили основу той этнической картины, которую можно наблюдать и сегодня в Хакасии. Именно тогда произошло переселение качинцев и аринцев, сагайцев, бельтыров и бирюсинцев, койбалов, кызыльцев и иных групп.
Переселившиеся этнические группы, в начале, сами преобразовывались. Так, оказавшись в новых природных условиях, этнические группы стали изменять свой быт. Среди пришельцев распространяется скотоводство, которое было традиционным для данной территории, поскольку им занимались еще енисейские киргизы. Тем не менее, сохраняются и традиционные промыслы, такие как охота на пушного зверя (что стимулировалось спросом со стороны русских), рыболовство и другие. Однако постепенно, под влиянием русской культуры, распространяемой русскими переселенцами и православной церковью, предки современных хакасов начинают перенимать земледелие. Сосуществование различных форм быта продолжалось вплоть до начала XX века, причем оно было характерно не только для разных этничеких групп, но и для каждой группы в отдельности, что было обусловлено экономическими и этническими факторами.
Помимо изменений быта, под влиянием российской административной политики, происходит внутренняя консолидация этнографических групп, которые до сих пор входят в хакасский этнос. На процесс этнической консолидации повлияла и православная церковь, поскольку распространение христианства позволило появиться единой духовной культуре хакасов.
Наконец, этнические, экономические и политические процессы приводят к появлению в начале XX века этнонима «хакас», под которым этническая интеллигенция стремится объединить все нерусское население Хакасско-Минусинской котловины. Советская власть поддерживала этот процесс, в результате чего возникает хакасская государственность (Хакасский уезд) и хакасская письменность. Именно в этот момент и возникает хакасский этнос, который включает в себя качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов. Как уже отмечалось, эти племена имеют разное происхождение, по-разному вели свою экономическую деятельность, но, несмотря на это, стали единым этносом. Такое развитие событий обусловлено рядом объективных факторов, которые определили образование единой материальной культуры хакасов.
Таким образом, в данном исследовании мы рассмотрели процесс трансформации материальной культуры предков современных хакасов за период с XVII века по начало XX века. В ходе исследования мы дали характеристику этнической ситуации на территории Хакасско-Минусинской котловины в XVII - начале XVIII веках, выявили особенности образа жизни различных племен того времени, определили изменения в материальной культуре в XVIII - начале ХХ веках и показали влияние государство на этнические процессы в регионе. Исходя из этого, цель работы можно считать достигнутой.
Отдельно необходимо указать на нашу позицию по поводу имеющихся в науке расхождений в вопросе об этногенезе хакасов. Так, в работе показывается, что современные хакасы являются потомками разнородных по происхождению и культуре племен, а хакасский этнос сформировался не раньше начала XX века, поскольку только в это время мы можем говорить о выполнении ключевых условий существования этноса. Таким образом, позиция Л. И. Шерстовой, которая представляет давнюю научную традицию, подтверждается имеющимися фактами.



1. Бутанаев В. Я. Материалы по истории Хакасии XVII - начала XVIII вв. / В. Я. Бутанаев, А. Абдыкалыков. - Абакан : Лаборатория этнографии Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова, 1995. - 250 с.
2. Об управлении инородцев : Высочайше утвержденный Устав от 22 июля
1822 г. // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2023. - URL:
https://base.garant.ru/58102533/ (дата обращения: 23.05.2023).
3. Катанов Н. Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. - СПб. : Типография В. Ф. Киршбаума (отделение), 1909. - С. 265-288.
4. Костров. Н. А. Бельтиры // Енисейские губернские ведомости. - 1858. - № 48. - С. 75-77.
5. Костров Н. А. Бельтиры (окончание) // Енисейские губернские ведомости. - 1858. - № 49. - С. 81-84.
6. Костров Н. А. Заметки об минусинских инородцах и обитаемой ими местности (продолжение) // Енисейские губернские ведомости. - 1859. - № 16. - С. 99¬100.
7. Костров Н. А. Заметки о минусинских инородцах и обитаемой ими местности (продолжение) // Енисейские губернские ведомости. - 1859. - № 24. - С. 145¬148.
8. Костров Н. А. Кайбалы // Зап. Сибирского отдела ИРГО - 1863. - Кн. 6. - С. 109-117.
9. Костров Н. А. Качинские татары. Соч. князя Н. Кострова / А. Н. Костров. - Казань : тип. Губ. правл., 1852. - 66 с.
10. С. П. Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы. / Отв. ред.
Член-корр. АН СССР А. П. Окладников. - М. ; Л. : Наука, 1966 - URL:
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1720-1740/Kraseninnikov/1- 20/2.phtml?id= (дата обращения: 10.05.2023).
11. Мессершмидт Д. Г. Дневники. Томск-Абакан-Красноярск, 1721-1722 / Д. Г. Мессершмидт ; науч. ред. Э. Л. Львова ; пер., сост. Е. А. Ким. - Абакан : «Кооператив «Журналист», 2012. - 160 с.
12. Миллер Г. Ф. История Сибири. : в 3 т. / Г. Ф. Миллер. - М.: Восточная литература, 1999. - Т. 1. - 630 с. ; 2000. - Т. 2. - 796 с. ; 2005. - Т. 3. - 598 с.
13. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / Г. Ф. Миллер ; пер. с нем. А.Х. Элерт. - М. : Памятники исторической мысли, 2009. - 456 с.
14. Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия (2016-2020)» : постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 558 // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2015. - URL: https://r-19.ru/documents/5881/21089.html (дата обращения: 06.02.2023).
15. О внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 558 : постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2021 № 762 // Правительство Республики Хакасия. - Абакан, 2021. - URL: https://r-19.ru/documents/7844/125479.html (дата обращения: 06.02.2023).
..128


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ