Введение 2
Глава I. Новый этап американо-российских отношений с приходом В.В.
Путина 11
ГГКлючивые задачи сотрудничества РФ с США в Концепции внешней политики РФ 2000 года 11
1.2.Влияние нового курса внешней политики РФ на сотрудничество с
США 16
Глава II. Победа Б. Обамы на выборах и ее последствия для американо-российских отношений 34
II.1. Внешнеполитические задачи нового президента США относительно
России 34
Глава III. Итоги сотрудничества США и РФ в начале XXI века 49
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Новым Президентом России в 2000 году был избран Владимир Владимирович Путин. С его именем связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов. Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 года, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.
Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политики вошли:
- обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
- формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия же односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, усугубить межгосударственные противоречия. Принятие национально ориентированной Концепции и несомненное стремление нового руководства целенаправленно работать над её реализацией ещё не создавали гарантий от ошибок и спорных решений.
Также прослеживается инерция политики уступок Западу и прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность поведения России на мировой арене. Позиция России по вопросу о расширении НАТО была полностью проигнорирована. Вслед за странами Восточной Европы в НАТО были приняты страны Балтии. Политика вытеснения России и поддержки антироссийски настроенных деятелей проводилась на постсоветском пространстве, что проявилось в ходе так называемых «цветных революций» в Грузии и на Украине. США продолжали сохранять ограничения в торговле с Россией и отказывались предоставить нашей стране на постоянной основе статус наибольшего благоприятствования в торговле, хотя это является нормой для стран, находящихся в партнёрских отношениях.
Россия находилась под постоянным огнём критики и давлением из -за её действий в Чечне. Однако, в оценке этих действий использовался двойной стандарт, что было особенно очевидно на фоне действий НАТО в 1999 г. против Югославии, когда авиация блока, преимущественно американская, 11 недель подвергала бомбардировке всю территорию страны.
Для России на рубеже тысячелетий сложилась непростая ситуация в сфере обеспечения национальной безопасности: на западе расширение НАТО приобрело необратимый характер, усиливалась нестабильность на южном направлении (Афганистан, Ирак, Пакистан), на востоке росло военное могущество Китая и Японии. Однако, Россия сохранила приверженность принципам и целям своей политики.
В качестве отличительной черты российской внешней политики в Концепции внешней политики Российской Федерации выделяется её сбалансированность и многовекторность. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности - приоритетное направление для Российской Федерации. Также, утверждается, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. Любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН. В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов.
Российско-американские отношения имеют длительную историю. Россия и США всегда были крупнейшими странами мира. Как в политическом, так и в экономическом аспектах отношения этих двух стран всегда играли важную роль в развитии всего мирового сообщества. Российско-американские отношения можно характеризовать как непостоянные. Были периоды как противостояния, так и сотрудничества. Все это сказывалось на развитии мирового сообщества в различные исторические периоды с разной степенью влияния. На сегодняшний день, Россия и США - ведущие глобальные центры мирового развития. Несмотря на то, что Россия и США не представляют реальной угрозы друг для друга, они так и не стали партнерами в решении проблем, стоящих перед каждой из стран.
В 2001 году отношения между странами высоко оценивались как «стратегическое партнерство». Однако, они дали трещину. Значительно увеличился разрыв по поводу успехов двухстороннего сотрудничества и его реальной малосодержательностью. Поверхностный характер российско -
американских связей впоследствии привел к тому, что заинтересованными в их развитии остались только лидеры обеих стран, а также некоторые высокопоставленные чиновники. Но, вместе с тем, увеличивались и ряды скептиков, «благодаря» голосам которых межгосударственные отношения становились более уязвимыми.
Отношения России и США продолжают страдать от взаимного недоверия. Чтобы преодолеть его, необходимо открытое сотрудничество по вопросам, которые обе стороны будут считать отвечающими их взаимным интересам.
Цель работы - выявить основные узловые проблемы взаимоотношений США и Российской Федерации в XXI в.
Узловые проблемы - это основные противоречия в отношениях между США и Россией, которые мешают конструктивному диалогу и развитию двухсторонних связей.
Исходя из цели дипломной работы, ставятся следующие задачи:
— Изучить американо-российские отношения в контексте развития современной системы международных отношений;
— Выделить основные кризисы российско-американских отношений;
— Выявить достижения двустороннего сотрудничества;
— Выявить противоречия между двумя странами;
— Проанализировать конфликтные ситуации и пути решения проблем;
— Оценить перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений;
Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью тенденций дальнейшего развития российско-американских отношений для всего мирового сообщества, так как отношения между Россией и США являются одним из важнейших определителей нынешней системы мировой политики в целом. Также необходимо отметить, что развитие американо -российских отношений влияет на становление постиндустриального общества.
Объект исследования - двусторонние отношения между США и РФ.
Предмет исследования - узловые проблемы американо-российских отношений в начале XXI века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года по 2016 год. Нижняя граница связана с приходом к власти Владимира Владимировича Путина и принятием новой концепции внешней политики России, что ознаменовало новый этап развития в американо-российских отношения. Конечная граница обусловлена приходом к власти в США республиканской администрации Д. Трампа, что ознаменовало собой завершение определенного этапа российско-американских отношений.
Методы исследования: в основу дипломной работы положены
общенаучные методы исследования (исторический метод и системный подход), а также общеисторические методы исследования (историко-описательный и историко-сравнительный методы).
Источниковая база данного исследования представляет собой отчёты международных организаций, тексты законопроектов, международные договоры и др.
В работе были использованы обширные и разнообразные источники. Были исследованы документальные публикации по вопросам внешней политики США, куда вошли многочисленные внешнеполитические материалы, заявления государственного департамента, дипломатическая переписка. Эти документы показывают позицию по вопросам внешней политики и международным отношениям. В инструкциях госдепартамента сформулированы официальные цели американской политики и указываются в общих чертах дипломатические пути их достижения.
Что касается отношений России с Организацией Североатлантического договора, то здесь наиболее полную картину дают отчёты, договоры и прочие материалы на сайте Совета Россия НАТО. Эти документы издавались несколько раз в год и сдержали полные отчеты по взаимодействию, планы действий по конкретным вопросам и отчеты о заседаниях и встречах. Основополагающий акт является значимым для американо-российских отношений в начале 21 века, так как является важной базой для конструктивного сотрудничества России и НАТО. Согласно данному документу, Россия и НАТО на основе твердого обязательства, принятого на высшем политическом уровне, будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве. Важным является то, что Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО является преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Наиболее важным документом является План действий по борьбе с терроризмом. Он показывает то, как общий враг сблизил Россию и страны-участницы НАТО. В данном Плане действий четко прописаны задачи и методы борьбы с терроризмом. Также подчеркивается единство в отношении борьбы с терроризмом.
Для понимания того, как и зачем ставились цели и задачи в Концепции Внешней Политики России 2000 года, необходимо обратиться к книге бывшего министра иностранных дел Игоря Сергеевича Иванова «Новая Российская дипломатия: десять лет внешней политики страны». Автор рассказывает об этапах становления внешней политики новой России, о выработке целостного представления о национальных интересах и внешнеполитических приоритетах России. В первой главе данной работы бывший Министр Иностранных Дел пишет о том, что к началу XXI века Россия прошла этап формирования своей внешней политики.
Также были использованы такие источники, как Концепция внешней политики РФ 2000 год, выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и Послание Президента Федеральному Собранию.
Историография американо-российских отношений насчитывает
уже более полутора веков. За это время появился ряд исследований, которые раскрывают основные тенденции и мелкие нюансы во взаимоотношениях двух мировых держав. Несмотря на то, что исследование охватывает период с 2000 - 2016 гг., нельзя обойти исследования, вышедшие ранее. Именно они могут помочь понять и составить более полную картину российско-американских отношений.
Важное значение для данного исследования имеет работа С.В. Кортунова. В своей монографии «Современная внешняя политика России: Стратегия избирательной вовлеченности» автор делает полный анализ политики Российской Федерации на современном этапе. Так как работа была написана в 2008 году, цель автора заключалась в том, чтобы провести трезвый и непредвзятый анализ и прогноз развития международной среды, в которой бы осуществлялась внешнеполитическая платформа Дмитрия Анатольевича Медведева. Данная монография наиболее полно отражает политическую обстановку вовремя президентства Медведева. Автор учебного пособия определил основные направления внешней политики России, проанализировал главные проблемы отечественной внешней политики такие, как противодействие транснациональному терроризму, взаимодействие с мировым исламом, нераспространение ОМУ и обычных вооружений, разоружение и контроль над вооружениями и т.д.
Статья «Политика Обамы в отношении России: причины ее неудачи и уроки для следующего президента» Николаса Гвоздева дает подробный анализ того, почему политика «перезагрузки отношений» не сработала. По мнению автора, судьба перезагрузки зависела от пребывания в президентском кресле Дмитрия Медведева, а также от не обострении спорного вопроса о геополитической ориентации Украины. Важным фактором провала этой политики автор назвал решение Путина вернуться на пост президента в 2012 3 году.
Крайне важная работа на эту тему была написана А. Д. Богатуровым. В своем труде «История международных отношений, 1945 -2008» он пишет о становлении однополярной системы в международных отношениях. После распада СССР сложилась уникальная ситуация. США оказались вне конкуренции. Автор отмечает, что США «мягко» навязывали остальным странам свое видение международных реалий и избегали крупных конфликтов. Однако, Вашингтон широко применял силу в региональных конфликтах. Автор отмечает три тенденции в международных отношениях в 1990-е годы: стирание грани между внешней и внутренней политикой, превращение внутренних дел государств в предмет международного взаимодействия, появление инструмента вмешательства во внутренние дела государств — гуманитарных интервенций. А.Д. Богатуров пишет о том, что американо-российские отношения оставались напряженными. Виной этому переоценка возможностей и готовности идти на компромисс как Россией, так и США. Автор указывает на то, что неразвитость двухсторонних экономических отношений США и России привила к тому, что стратегическое партнерство не сложилось. Более того, А.Д. Боготуров пишет о том, что экономические связи признавались очень важной частью двухсторонних отношений, но эта база сотрудничества так и не была сильно развита.
Владимир Батюк, автор статьи «Механизмы Российско-Американского партнерства», дает свое профессиональное мнение по поводу того, как развивались американо-российские отношения. Он утверждает, что в начале XXI века по инициативе Белого дома начался демонтаж тех российско - американских режимов, которые были созданы на протяжении последней трети XX столетия, на том основании, что последние являются «пережитками холодной войны и «неправильной» политики администрации Клинтона.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами содержательной части, заключением и списком используемой литературы.
В введении представлены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования.
В первой главе дипломной работы рассмотрен приход к власти В. Путина и как это повлияло на отношения между странами.
Вторая глава посвящена анализу победы Б. Обамы на выборах и ее последствий для американо-российских отношений.
В третьей главе рассмотрены итоги сотрудничества США и РФ в начале XXI века.
В заключении приведены основные выводы, сделанные в процессе исследования выбранной темы дипломной работы.
В начале нового столетия ожидалось обновление и улучшение американо - российских отношений. Были предприняты многократные шаги и попытки для развития партнерства. За последние годы американо-российские торгово-экономические и научно-технические связи поднялись на более высокий уровень. Можно сказать, что эти связи в большей степени перестали зависеть от политического климата во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона. Многократно выросли объемы двусторонней торговли и американских инвестиций в Россию.
Однако, с политической точки зрения Россия и США так и не смогли найти общего знаменателя. Взаимное недоверие, которое по-прежнему очень велико, является одним из факторов, которые работают против американо-российского сближения.
Второй фактор против - это сохраняющаяся военная инфраструктура конфронтации, которая была создана в годы холодной войны. В первую очередь это модель взаимного ядерного сдерживания. Хотя и ведется разговор о стратегическом партнерстве, военно-оперативные планы России и США включают в себя обмен ядерными угрозами . Однако, этот фактор также оказывает на обе стороны сдерживающий эффект.
Разрыв ценностей между политическими классами двух стран является третьей причиной, которая мешает США и России выстраивать конструктивный диалог. В Соединенных Штата костяк политического класса составляет инновационную элиту, а в России политический класс составляет сырьевая элита. Взгляды и желания у этих лит далеки друг от друга. Поэтому серьезного диалога между странами быть не может пока в России основу политического класса не будут занимать более прогрессивные и инновационные элиты.
Однако, несмотря на все выше перечисленное, в американо -российских отношениях присутствуют и позитивные моменты. Крайне важен тот момент, что в отношениях между США и России отсутствует фундаментальный конфликта интересов.
Падение глобальной управляемости в международных отношениях, выступает в качестве фактора сближения стран, так как это должно серьезно беспокоить и американские и российские политические круги.
Также потенциал российско-американского сближения заключается в том, что американские политические круги осознают неспособность США самостоятельно в одиночку решить ни одну крупную политическую проблему. Теперь Штатам необходимо прибегать к сотрудничеству.
Однако, необходимо помнить, что узловые проблемы в американо-российских отношения, требуют решения. Таким образом, важно развивать сотрудничество Россия-НАТО, чтобы не допустить обострения ситуации. Важно отметить, что расширение НАТО на Восток в 2000-е годы способствовало дестабилизации отношений, а возможное вступление Украины и Грузии может нанести непоправимый ущерб.
Также, ситуация на Ближнем Востоке была и продолжает быть проблемой в отношениях США и России. Разные позиции США и России по многим вопросам, в то числе, кого считать террористами, можно ли вмешиваться в дела другой страны под предлогом гуманитарной помощи, борьба за влияние в этом регионе и гонка вооружений стимулируют усугубление и так сложных отношений.
Наконец, Украинский кризис и последовавшие за ним санкции стали серьезным препятствием на пути к конструктивному диалогу между государствами. США ввели наиболее жесткие санкции в отношении России .
Таким образом, можно сделать вывод, что для положительного развития американо-российских отношений необходимо заложить следующие принципы: дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости. Обеим странам необходимо прилагать усилия для выявления позитивных областей сотрудничества, в которых их интересы совпадают. Более того, важно осуществлять совместные проекты и действия, которые приведут к сближению США и России.
1. CARNEGIE [Electronic resource] - URL:
https://carnegieendowment.org/2001/10/24/u.s.-russia-relations-after-september- 11-2001-pub-840 (дата посещения: 02.05.2020).
2. Forbes/ Russia and China Team Up Against NATO Libya Campaign [Electronic resource] - URL: https://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2011/06/17/russia-and- china-team-up-against-nato-libya-campaign/#7e8bfc826ff1 (дата посещения: 15.05.2020).
3. Founding Act on Mutual Relations, Cooperation and Security between NATO and the Russian Federation signed in Paris, France [Electronic resource] - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official texts 25468.htm? (дата посещения: 29.04.2020).
4. National Security Strategy [Electronic resource] -
URL:https://obamawhitehouse. archives. gov/sites/default/files/rss_viewer/national _security_strategy.pdf (дата посещения: 18.05.2020).
5. NATO-Russia Council [Electronic resource] - URL: https://www.nato.int/nrc- website/en/about/index.html (дата посещения: 02.05.2020).
6. NATO-Russia Council Official Statement [Electronic resource] - URL: https://www.nato.int/nrc- website/media/59685/2004.09.07_nrc_official_statement.pdf (дата посещения: 02.05.2020).
7. NRC Action Plan on Terrorism [Electronic resource] - URL: https://www.nato.int/nrc-
website/media/59703/2004.12.09_nrc_action_plan_on_terrorism.pdf (дата
посещения: 02.05.2020).
8. The Alliance's Strategic Concept [Electronic resource] - URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_27433.htm (дата посещения: 02.05.2020).
9. The White House // Remarks by the President to the United Nations General
Assembly [Electronic resource] - URL:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-united- nations-general-assembly (дата посещения: 20.05.2020).
10. Transcript: Powell, Ivanov Remarks Following their Meeting in Moscow
[Electronic resource] - URL:
https://fas.org/nuke/control/abmt/news/powell121001.htm (дата посещения: 11.05.2020).
11. U.S Departamet of State/Remarks With Russian Foreign Minister Sergey
[Electronic resource] - URL: https://2009-
2017. state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2009a/03/120124.htm (дата
посещения: 15.05.2020).
12. US Department of State [Electronic resource] - URL: https://www.state.gov/u-s- relations-with-russia/ (дата посещения: 02.05.2020).
13. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам
политики безопасности [Electronic resource] - URL:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034(дата посещения:
11.05.2020).
14. Газета RG.RU/ Америка сказала "Да" [Electronic resource] - URL:
https://rg.ru/2010/12/23/senat-snv.html (дата посещения: 15.05.2020).
15. Интернет-журнал «Гефтер» // Николас Гвоздев // «Политика Обамы в отношении России: причины ее неудачи и уроки для следующего президента» [Electronic resource] - URL: http://gefter.ru/archive/19931 (дата посещения: 18.05.2020).
..40