Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОННЫЙ ЭТИКЕТ АЛТАЙЦЕВ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Работа №187266

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава I Основные черты повседневного этикета алтайцев 12
1.1 Истоки традиционного алтайского этикета 13
1.2 Внутрисемейные отношения и этикет алтайцев 17
1.2.1 Отношения супругов 17
1.2.2 Отношения молодожёнов и их родителей 22
1.2.3 Почитание старших 24
1.2.4 Особенности формирования этикета у детей 26
Глава II Праздничный этикет алтайцев 29
2.1 Гостевой этикет алтайцев 29
2.2. Обрядовый этикет алтайцев 34
2.3. Речевой этикет и невербальные компоненты общения 39
Глава III Трансформация традиционного алтайского этикета 44
3.1. Усиление этнической идентичности алтайцев на рубеже XX-XXI вв 44
3.2. Совмещение традиционных и инновационных элементов в современном этикете
алтайцев 48
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Приложение А 64
Приложение Б 65
Приложение В 66
Приложение Г 75

Актуальность данного исследования заключается в социокультурном парадоксе современного мира: связанные сетью «интернет», постоянно взаимодействующие, люди, наоборот, стремятся уйти к своим истокам. Становится популярными путешествия не по знаменитым городам нашей планеты, а по «диким» местам - поближе к природе, к самому себе. Люди хотят найти свои корни, родные края, отыскать своих дальних родственников, найти в себе черты определённой культуры: сегодня, можно сказать, наблюдается экзистенциальный кризис у людей. В век глобальных коммуникаций, информационного шума и нестабильности, человеку важно ощущать себя частью социальной группы, важно говорить «мы». Одним из таких важных групп и является этнос.
Знать свою этническую идентичность - важно, узнавать традиции, менталитет, какие-то специфичные черты. В настоящий момент наблюдается поляризация двух точек зрения: с одной стороны, как было сказано выше, можно увидеть тенденцию стремления человека к своим корням, изучения своей Родины, своей культуры, люди пытаются даже возродить в некотором роде национальную одежду, блюда и другие элементы; с другой же стороны, в связи с глобализацией и постоянными межэтническими контактами наблюдается унификация культур, здесь также играют роль постоянные заимствования. Этническая проблематика становится популярной среди западных и российских ученых и исследователей, культурологов, политологов, социологов, этнологов примерно в 1960-е годы. Связано это с определенными событиями, такими как распад колониальной системы, рост активности национальных меньшинств, тенденции на сохранение традиций .
На протяжении существования человечества различные этносы формировали свою собственную идентичность, культуру, которая отвечает на определенные потребности общества. Мифы, легенды, обычаи, ритуалы, нормы общения и т.п. присутствуют и сегодня, только в измененном виде.
Одним из немаловажных аспектов каждого этноса является такой сложное социокультурное явление, как этикет. Это достаточно важный аспект любой культуры, так как этикет вбирает в себя не только внешние признаки: нормы общения, мораль, манеры - но и духовную сущность: за формами поведения кроятся моральные ценности, обычаи и нормы, доведенные до рутины каждодневного быта , что находит отражение в культурных традициях современных народов.
Таким образом, актуальность данной работы определяется и изучением этикета, как важной составляющей части культуры конкретного народа. Учитывая многонациональный характер России, необходимость межкультурных коммуникаций, изучение этикета каждого этноса представляется актуальным. Данное исследование посвящено описанию и анализу этикета алтайцев, коренного населения Горного Алтая, учитывая то, что Республики Алтай, является одним из самых популярных туристических мест в России, и входит в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО .
Неудивительно, что в период пандемии, когда границы оказались закрыты, Алтай стал самым посещаемым местом среди туристов. Но знают ли они этикет местного народа? И какой смысл они вкладывают в те или иные нормы? Здесь можно упомянуть об обычае вешать ленточки на деревьях на перевалах или пересечениях дорог (j/алама, кыйра). Здесь должна соблюдаться определенная обрядовость выборе качества ткани, её цвета, длины, ширины и даже запаха (она должна освящаться дымом от можжевельника), но в 2020 году мы видим, что на деревьях повязаны не только ленты, но и одноразовые маски, и даже салфетки... Хотя данный обряд является самым популярным среди туристов, но как он воспринимается самими жителями, как он соответствует их нормам взаимоотношения с окружающим миром? Не исключено, что Горный Алтай будет становиться еще популярней, и тут уже может появиться заинтересованность во взаимодействии непосредственно с самими алтайцами. Следовательно, знать нормы поведения в данном регионе представляется довольно важным и актуальным для успешного взаимодействия с местным населением.
Исследование традиционного этикета помогает более полно охарактеризовать народ, его нравственные воззрения, отследить глубинные корни повседневных правил поведения и общения и их идеологический смысл.
Современные этикетные нормы подвержены серьезным изменениям в связи с тесными заимствованиями культур, проживающих на одной территории. Данная работа посвящена именно трансформации этикета, что является наиболее интересным процессом, так как он показывает то, что в целом происходит с культурой данного народа - унификация и уход от традиционных норм, с одной стороны, а с другой, активное стремление сохранения традиции.
Степень изученности темы исследования. Становление алтайской этнографии приходится на вторую половину XIX в. и связано с появлением, прежде всего, описательных работ миссионеров, путешественников, лингвистов. Прежде всего, следует выделить работу Вербицкого В.И. «Алтайские инородцы: сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого» , труд Радлова В.В. «Из Сибири. Страницы дневника» и «Путешествие доктора В.В. Радлова через Алтай к Телецкому озеру» . В этих исследованиях даются разрозненные сведения по алтайской этнографии, тем не менее отдельные выводы авторов представляют большой интерес для понимания ментальных особенностей алтайцев, в том числе, и их этикетных норм и правил поведения.
Стоит также упомянуть работы, которые привлекались в данном исследовании для понимания самого слова «этикет», его границ и семантики. Методологической основой работы можно считать «У истоков этикета» Байбурина А.Л. и Топоркова А.К. и «Адыгский этикет» Бгажнокова Б.Х. В них дается типологизация этикетных норм по функциональному признаку, а также объясняется смысл этикета на примере культур многих народов мира. Здесь же достаточно подробно разработана методика исследования этикета. Подробный анализ и определение значимости этих работ даны в специальных разделах введения и в первой главе дипломного сочинения.
Отдельно следует подчеркнуть монографии, посвященные религии алтайского народа. В работе Потапова Н.О. «Алтайский шаманизм» мы можем проследить развитие шаманизма на Алтае и вычленить определенные обрядовые действия, отношение к сакральным предметам. Такую же важную роль в данном исследовании играет работа Шерстовой Л.И. «Бурханизм: истоки этноса и религии» . В ней прослеживается зарождение и развитие религии бурханизма и его влияние на обрядовые действия и мировоззрение. Оба исследования особенно важны для дипломной работы, так как именно в них мы можем увидеть истоки традиционного этикета, его обрядовую составляющую.
Особняком стоит работа «Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие» , в которой описывается развитие алтайского народа, начиная с древнейших культурных образований и до современного времени. Данная работа послужила основой для понимания исторического контекста традиционного алтайского этикета.
Что касается работ, посвященных непосредственно традиционному алтайскому этикету, то их ограниченное количество. В основном, над данной темой работают Муйтуева И.Н. , Тадышева Н.О. ,коллективный труд которых называется «Алтайский традиционный этикет» . Именно он послужил основной базой для написания дипломной работы, так как в его содержание включены материалы, собираемые много лет авторами в Республике Алтай.
Отдельно следует подчеркнуть работы, посвященные именно речевому этикету. Например, существует целый учебно-методологический комплекс, посвящённый алтайскому речевому этикету «Алтайский речевой этикет: учебно-методологический комплекс» , в котором проанализирован речевой комплекс стереотипов в этикете, а также невербальные средства общения.
Объектом данного исследования является традиционная культура алтайцев.
Предметом - трансформация алтайского традиционного этикета.
Цель работы - выявить основные характеристики традиционного алтайского этикета, его содержание, функции и трансформацию в современном мире.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить истоки традиционного этикета алтайцев и выделить основные черты традиционного внутрисемейного этикета как одного из важнейших составляющих повседневной жизни;
2. Дать характеристику праздничному (гостевому и обрядовому) этикету алтайцев для выявления отношений по линии свойчужой;
3. Охарактеризовать специфику речевого поведения и невербальных компонентов общения;
4. Проследить изменения в исполнении этикетных норм в современном алтайском социуме.
Хронологические рамки: нижняя граница определяется введением в научный оборот материалов по культуре населения Горного Алтая по второй половине XIX в. Верхняя граница приходится на начало XXI века и обусловлена временем сбора этнографических материалов автором работы.
Территориальные рамки определяются границами Республики Алтай. На севере и западе это административная граница с Алтайским краем, на северо-востоке - с Республикой Тыва, на востоке и юго-востоке с Монголией и Китаем, и на юге - с Казахстаном.
Методология и методы исследования. Основополагающей парадигмой данного исследования выступил принцип историзма, позволяющий представить любое явление социальной, культурной, политической и т.д. жизни в развитии и трансформациях, во взаимодействиях, в приобретении новаций и стремлении сохранения традиции. Одним из проявлений социокультурного развития человечества является этикет.
Слово «этикет» в словарях обычно стоит рядом со словом «этика» и на первый взгляд может показаться, что и смысл похож - оба означают определенные правила поведения человека в обществе, оба отображают нравственный дух, и может создастся впечатление, что «этикет» является производным от «этики», однако это не так. Слово «этика» имеет латинские корни (ethique). В то время как «этикет» - французские корни (etiquette), и смысл этого слова изначально заключался в двух значениях: 1) «ярлык, этикетка, надпись»; 2) «церемониал, этикет». Это, в свою очередь, восходит к голландскому существительному sticke «шпенек», к которому французы прибавили уменьшительный суффикс -ette, и этим словом стали обозначать колышек, к которому привязывалась записка, бумажка с названием товара. Затем появилось более узкое значение - «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее «церемониал». В русском же языке за значением «ярлык, наклейка» закрепилось название «этикетка» .
Разобравшись с этимологией слова «этикет», следует дать ему определение, но единого определения для данного понятия нет. В толковом словаре Ожегова дается такое определение этикета: «установленный, принятый порядок поведения, формобхождения» . Однако это определение отражает лишь внешний этикет, указывает на его сугубо утилитарную функцию и не раскрывает внутренних смыслов семантики этикета. Ведь поведение в обществе может быть проявлением как каких-то бытовых правил, норм, так и ритуальных, имеющих мифологический характер. И в большинстве случаев, этикет рассматривается либо с первой точки зрения, либо со второй.
Наиболее полным представляется определение Т.В. Цивьяна, предложенным в статье «К некоторым вопросам построения этикета», где он анализирует этикет именно как систему знаков для получения сведений о построении семиотических систем. «Этикет - это такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов (т. к. в широком смысле любое поведение цивилизованного человека можно счесть этикетным). Указывая определенные отношения и связи, существующие в данном коллективе, этикетное поведение помогает выявить его структуру. Практически это достигается переводом на язык этикета того фрагмента языка фактов, в котором существенны различия в поле, возрасте и общественном положении. Поэтому основной функцией этикетной коммуникации с точки зрения прагматики будет определение относительного положения каждого члена в обществе, притом произведенное таким образом, что оно верно отражает разбиение в человеческом коллективе и удовлетворяет обе стороны, вступающие в общение» .
Этикет - сложный социокультурный феномен, и определить его место в той или иной науке невозможно. Также невозможно всеобъемлюще и точно описать его, так как существуют разные подходы для его обозначения. И важно найти определенную середину, синтез этих подходов, чтобы наиболее точно выделить сущность. Например, у Альберта Байбурина выделено три подхода: семиотический (этикет рассматривается, как определенная система знаков), коммуникативный (специфическая форма регуляции человеческого общения) и поведенческая (особая форма поведения) , и автор сам подчеркивает, что этикет имеет неопределенный феноменологический статус.
Этикет, как система норм, принятых в обществе, имеет свои функции. Его главная функция - регулятивная - этикет выступает в роли своеобразного стабилизатора. С помощью этикетных норм фиксируются определенные позиции людей в обществе, их статус, и в соответствии с этим задается определенная программа поведения в разных ситуациях для поддержания порядка и упорядочиванию связей. «Этикет - всегда диалог» . Согласно выводам А. Байбурина, в этом выражается его коммуникативная роль. Этикет всегда имеет 2 действующих лица - тот, кто исполняет нормы и тот, на кого это исполнение непосредственно направлено, даже если участники разделены пространством.
Причем второй участвующий - это не всегда один человек, это может быть и публика, пусть даже абстрактная. При встрече двух действующих лиц для выбора стратегии этикетных норм очень важно определить их статус: это степень знакомства и родственные связи, пол, возраст, статус в обществе, национальная и конфессиональная принадлежность. В зависимости от случая одни признаки могут опускаться, другие же выходят на первый план.
Важно подчеркнуть, что как раз-таки выбор определенной стратегии выражает еще одну немаловажную функцию этикета - защитную. Связана она со способностью предугадывать действия человека в той или иной ситуации. Дело в том, что этикетные нормы в принципе очень связаны с эмоциональной составляющей общения, так как на каждый этикетный знак человек реагирует чувством. Несмотря на то, что большинство норм исполняется машинально, правильное их исполнение обеспечивает определенные эмоциональный комфорт. Таким образом этикет как бы является инструментом контроля и балансировки психики .
Еще одной немаловажной функцией является аксиологическая, или ценностная, так как система этикетных норм в принципе обуславливается этническими доминирующими ценностями: нравственными, религиозными, эстетические. Здесь и отношение к старшим, к женщинам, вообще все родственные отношения, а также почитание усопших. Этикет отражает ценности, связанные с гостеприимством, честью и достоинством, с такими основными понятиями жизнедеятельности, как представления о добре и зле, о чувстве такта .
Этикет является «определенной системой знаков, имеющих свой словарь и грамматику» , а значит можно выделить и семиотическую, или знаковую, функцию. Этикет представляет собой набор некоторых стереотипов поведения, которые применяются в той или иной ситуации. И смысл данной функции заключается в том, что этикет как система знаков имеет внешнюю форму (означающее) и внутреннее содержание (означаемое). Важно подчеркнуть, что при отсутствии того или иного семиотческого знака в этикетной ситуации воспринимается довольно напряженно. «Этикетные знаки упорядочены в парадигматическом отношении (человеку предоставляется возможность выбора одного из совокупности знаков, маркирующих ту или иную ситуацию), а также в синтагматическом отношении (выбор некоего знака влечет за собой с большей или меньшей степенью обязательности соответствующий подбор последующей цепочки) .
Также важно выделить культурно-воспитательную функцию этикета, суть которой заключается в приобщении к нормам общества.
В целом, стоит сказать, что все функции этикета взаимосвязаны, они представляют собой одну ценностную систему, которая направлена на формирование поведения в обществе и приобщение индивида к ценностям данного общества.
Этикет слишком многогранен и охватывает множество аспектов культуры. Как пишет Т.В. Лихачева, «он способен мимикрировать, растворяться в других феноменах культуры - морали, ритуалах, вербальных и невербальных формах искусства, а может представать перед нами и вполне самостоятельным, выходящим за рамки известных социально-культурных определенностей. Он все время как бы и есть и, в то же время, его нет» . Смысл данных слов заключается в том, что этикета, как самостоятельного феномена в жизни человека не существует, он является лишь внешней формой, отражением других ценностей: моральных, эстетических, мифологических. И мы его можем отделить от других явлений только по каким-то функциональным признакам и субстанциональным. Например, мы можем охарактеризовать этикет в рамках пространства и времени, можем проследить его оформление, структуру в результате человеческого взаимодействия . «Знаки этикета не выражают понятий, не называют ситуаций, а передают наши представления о ситуации» . И стоит подчеркнуть, что этикета вне времени и пространства в принципе не существует - это всегда этикет какого- то народа (этноэтикет), общественной группы или класса. Также он имеет такую особенность как системность. «Этноэтикет - это система характерных для данного этноса моральных предписаний ритуализированного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуаций взаимодействия» .
Изучение этикета возможно с применением разной методологии. Так, например, Л.С. Лихачева в своей работе применяет метод бинарных оппозиций, заимствованный у Ф. де Соссюра . Автор пытается описать феномен этикета через серию оппозиций и антимоний, основываясь на теории о том, что этикет - парадоксальный феномен, вбирающий в себя много противоречий - тех самых бинарных оппозиций. Интеграция - дифференциация. Элитарность - массовость. Отчужденность - подлинность. Традиционность - современность. Социализация - индивидуализация. Условность - безусловность. Серьезное (строгое) - игровое. Лицемерность - искренность. Практичность - непрактичность. Стандартизованное - творческое. Монологичность - диалогичность.
Таким образом, этикет действительно имеет неопределенный феноменологический статус из-за своей способности «мимикрировать» или, можно сказать, двойственности - этикет растворяется в мировоззренческих и ценностных аспектах каждого общества, так что выделить его и изучить отдельно нельзя. Однако мы можем его отличить именно по внешней, «показной» форме, с помощью некоторых пространственных и функциональных характеристик, как отражения внутренних религиозных, обрядовых и нравственных столпов какого-либо общества.
В исследовании применялись как общенаучные, так и специальные методы. К первым можно отнести описание, анализ, синтез. Важность этих методов заключается в первоначальной обработке материала.
Для выполнения поставленных задач были применены следующие специальные методы. Типологический метод - был использован для систематизации этикетных норм у алтайского народа: обрядовые, повседневные или гостевые; внутрисемейные отношения или внесеймные. Также была проведена типологизация материалов по функциональному признаку этикета: обрядовый, гостевой, повседневный. Проанализирован и использован метод Т.В. Лихачевой: интересный подход изучения этикета с помощью бинарных оппозиций, так как этикет - парадоксальный феномен, которому невозможно кратко и четко дать определение. Семиотический подход, так как этикет - система знаков - есть внешняя обрядовая форма (означаемое), а есть внутренняя моральнаярелигиозная (означающая). А также для сбора информации по современному этикету был проведено интервьюирование непосредственно с носителями культуры.
Источниковая база. Для проведения настоящего исследования привлекались источники личного происхождения - записки путешественников конца XIX века, которые являются одновременно и исследовательской литературой, и источниками. Это работа Вербицкого В.И. «Алтайские инородцы: сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого» , работа Радлова В.В. «Из Сибири. Страницы дневника» и «Путешествие доктора В.В. Радлова через Алтай к Телецкому озеру» . Следует заметить, что в данных работах, в первую очередь, записана «инаковость» алтайского народа, то есть то, что для авторов было необычным. Здесь можно увидеть описание быта, обрядов, хозяйства. Анализируя данные сведения, можно выделить этикетные черты.
Ценным источником послужил алтайский фольклор, были прочитаны и обработаны алтайские сказки для выяснения характеристик менталитета и отношения людей в определенных ситуациях. Это сборник «Алтайские народные сказки», составителем которого является Т.М. Садалова , «Несказочная проза алтайцев», составленная коллективом авторов . В монографии «Алтайские пословицы и поговорки: поэтика и прагматика жанров» под авторством Ойноткиновой Н.Р. , в которой благодаря повседневным народным высказываниям можно найти характеристики этикета.
Важным источником являются полевые материалы автора, собранные за период март-май 2021 года. Было проведено дистанционное интервьюирование непосредственно с носителями алтайской культуры - Анчиной С.В., Ютеевым А.А., Ершовой А.А. Автором были выявлены характеристики трансформации некоторых элементов традиционного алтайского этикета.
Особую роль при написании данной работы сыграли визуальные источники, которые представлены фотографиями из личных архивов - Анчиной С.В, Шерстовой Л.И. Современные фотографии дают полное представление о некоторых семейных обрядах алтайцев и связанным с ними этикетным поведением.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений. В первой главе описываются основные черты повседневного этикета алтайцев, в частности, его истоки и внутрисемейные отношения. Вторая глава посвящена праздничному этикету алтайцев, в которой можно увидеть тему гостевого этикета, обрядового и речевого этикета с невербальными компонентами общения. В третьей же главе описывается непосредственно трансформация традиционного алтайского этикета в конце XX - начале XXI века.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Этикет - феномен культуры, который является неотъемлемой частью каждого общества и, как следствие, несет в себе исключительные культурные функции. Знание этикетных норм позволяет избегать конфликтных ситуаций, а также способствует осуществлению некой «предсказуемости» поведения людей для более комфортного взаимодействия. Этот феномен относится к тем отличительным чертам, которые сформировались в результате длительного существования социальной группы и оказывали унифицирующее влияние на членов, тем самым сближая их. И, так как люди в социальной группе контактируют регулярно и на близкой дистанции, их связывает не только внешняя форма общения, то есть функциональная, но существует и внутренняя, мифологическаяритуальная часть.
В широком смысле слова, этикет представляет собой составную часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, уважения к человеку, он, как правило, становится условным ритуалом, имеет чисто внешнюю форму, строго канонизированный характер. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, - все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом, этикет совпадает с общими требованиями вежливости; в его основе лежат, в конечном счете, принципы гуманизма. Что же касается ритуальных форм этикета, то они сохраняются в традиционном обществе, где имеются традиционные нормы поведения.
Алтайский этикет является важнейшей составляющей алтайской культуры в условиях постоянного межэтнического взаимодействия, нарастающего потока туристов и урбанизации, так как он помогает сохранить внешний оригинальный облик культуры, знание его основных элементов помогает комфортно взаимодействовать с местным населением, понимать его обычаи и традиции и относиться к ним с уважением. Уважение к чужой Родине и культуре в современном мире представляется особенно важным.
Истоками традиционного этикета алтайцев по праву можно считать религиозные обряды. Сакральные действия, повторяемые много раз, прочно вошли в повседневный обиход и стали, в конечном счете, элементами внешнего проявления - этикета, не знать которого, значит, прослыть невежественным. В данном случае, истоками отношений к тем 56
или иным предметам, внутрисемейных и внешнесемейных отношений повлияли шаманизм и бурханизм, возникшие в такой последовательности. Они предопределяли смысл, который вкладывают алтайцы по отношению к огню, природе, человеческой жизни и его душе. Например, огонь сакрален для алтайцев, они относятся к нему, как к матери, называя его «от-эне». Через него, по некоторым верованиям, в утробе матери появляется душа человека, а сам огонь в очаге символизирует процветание в жизни. Поэтому многие этикетные нормы базируются на почитании огня. Так, и сейчас при вхождении в аил обязательно стоит поклониться очагу, ни в коем случае в нем нельзя сжигать мусор, соединение двух сеоков на свадебном обряде также проводится посредством кормления аракой огня.
Стоит помнить, что важнейшей ячейкой общества у алтайцев считается семья. До сих пор актуальным остается делением общества: большая семья - родовое подразделение - род - этническое объединение - таким способом регламентируется место человека иерархией общества. Алтайцы чадолюбивы, с раннего возраста детям рассказывают о предшествовавших поколениях, родственниках и о том, от кого произошел их род. Стоит отметить, что родители рассказывает не как правило для заучивания, а аккуратно, ненавязчиво. То же касается и ритуалов. Дети с малых лет приобщаются к традиционной культуре, участвуя во всех сакральных действиях и следя за ними.
Внутрисемейные этикет - одно из важнейших составляющих повседневной жизни. Развитая система родства позволяет алтайцам знать своих кровных родственников даже если они никогда не общались. Также с помощью этикетных норм в сеоке выстраивается определенная иерархия отношений, где предопределено, как каждый должен общаться со своими близкими. Главной характеристикой считается уважение - даже в современном мире обращаться к родителям и, уж тем более, к их старшим родственникам нужно на «Вы/Слер». Сохранился обряд избегания кайны, пусть в модифицированном виде и в некоторых семьях.
Что касается внешнесемейного этикета, то для него характерны такие черты менталитета, как открытость, радушие и гостеприимство алтайского народа. При приветствии важно спрашивать, как друг у друга дела и как здоровье членов семьи, показывая соучастие в жизни друг друга. По этикету в гости друг к другу нужно ходить с гостинцами (сладкое, молочное) и подарками, а сами хозяева обязательно должны пригласить пришедшего к столу и угостить чем-нибудь, в алтайских семьях гостям всегда рады, однако задерживаться и злоупотреблять гостеприимством не стоит.
В современном мире алтайцы живут в частных дома, но на территории часто можно увидеть аил этой семьи. В самом доме этикет рассадки гостей не соблюдается, однако все равно такие элементы, как сакрализация очага или спальни молодожен, сохраняется. В аиле же все традиционные нормы поведения соблюдается строго. Если провести линию от двери к очагу, то права сторона является женской, левая - мужской, и все убранство аила расставлено тоже по этим правилам. Сохраняется и почетное место для гостей напротив двери.
Язык для носителей алтайской культуры является самым главным элементом в восстановлении традиций в принципе. «Пока жив язык, жива и культура». Алтайский язык является государственным языком в Республике Алтай, его изучают в школе, на нем выпускают книги и журналы, пишут в социальных сетях и общаются между собой. С помощью языковых стереотипов можно построить комфортную и понятную среду, относясь с уважением к собеседнику. С малого возраста дети учатся речевому этикету и невербальным средствам общения, наблюдая за поведением окружающих и их реакциями. Умение анализировать обстоятельства и начать разговор с незнакомыми людьми, грамотно излагая свои мысли - есть следствие образованности человека.
В современном мире этикет в алтайской культуре, безусловно, важен. Другое дело, что именно традиционный этикет претерпел некоторую модификацию из-за глобальных процессов и постоянных контактов разных культур. Однако даже так, знать его представляется важным не только для расширения мировоззрения, но и для осознанных поездок на всеми любимый Алтай. К сожалению, на данный момент наблюдается хищническое отношение к одному из самых посещаемых туристических мест в России: можно увидеть горы мусора, монеты в сакральных источниках, маски и салфетки, привязанных на ветках деревьях в священных местах. Знание этикетных норм и их истоков представляется важным для успешного взаимодействия с местным населением и ответственного отношения к природе - главному богатству Горного Алтая


1. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: сб. этнографических ст. и исслед. алтайского миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого. - М.: [Б.и.], 1893. - 256 с.
2. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. - М.: Наука, 1989. - 749 с.
3. Радлов В.В. Путешествие д-ра В.В. Радлова через Алтай к Телецкому озеру. - Томск: Типография Губернского Правления, 1981. - 95 с.
Фольклорные источники
4. Алтайские народные сказки / Сост. Т.М. Садалова. - Новосибирск: Наука, 2002. - 455 с.
5. Несказочная проза алтайцев / Сост. Н.Р. Ойноткинова, И.Б. Шинжин, К.В. Яданова, Е.Е. Ямаева. - Новосибирск: Наука, 2011. - 576 с.; ил. + компакт-диск. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30).
6. Ойноткинова Н.Р. Алтайские пословицы и поговорки: поэтика и прагматика жанров : монография / Отв. ред. О.Н. Лагута. - Новосибирск, 2012. - 354 с.
Полевые материалы автора
7. Анчина Сырга Валерьевна, 1996 г.р., род: иркит, с. Беш-Озек, Шебалинский район (интервью от 20.04.2021).
8. Ютеев Аржан Андреевич, 1989 г.р., род: ара, с. Усть-Кан, Усть-Канский район (интервью от 04.05.2021)
9. Ершова Аина Александровна, в девичестве - Уханова, 1991 г.р., алтайка (теленгитка), род: )айат [ тяйат ]- кыпчак. С. Ортолык, Кош-Агачский район. (интервью от 20.05.2021)
Визуальные источники
10. Личный архив Л.И. Шерстовой.
11. Личный архив С.В. Анчиной.
Литература:
12. Аксютин Ю.М. Влияние трансформации структуры идентичностей жителей регионов постсоветской России на характер межэтнических отношений (на примере Тувы, Хакасии, Алтая) // Новые исследование Тувы. Этнос и общество. - 2016. - №2. - С. 162¬174.
13. Александренко Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 3. - С. 13-22.
14. Алтайский речевой этикет: учебно-методологический комплекс. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 80 с.
15. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное
развитие / Отв. ред. Екеев Н.В. - Горно-Алтайск, 2014. - 464 с. + 3 цв. вкл.
..65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ