Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ: РОЛЬ ВНЕШНИХ АКТОРОВ

Работа №187246

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Сепаратизм в политической теории 10
1.1 Определение и причины возникновения 10
1.2 Разновидности сепаратизма 15
2 Роль внешнего фактора в урегулировании сепаратистских конфликтов 20
2.1 Южная Осетия ( Грузия) 20
2.1.1 Краткая история конфликта 20
2.1.2 Заинтересованные стороны 24
2.1.3 Результаты 35
2.2 Косово (Сербия) 38
2.2.1 Краткая история конфликта 38
2.2.2 Заинтересованные стороны 41
2.2.3 Результаты 53
Заключение 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77

В современном мире в условиях глобализации сепаратизм является одной из существенных проблем: феномен угрожает мировому сообществу, так как приводит к нарушению территориальной целостности и суверенитета государств. Его сложность и противоречивость обосновывается тем, что вопрос сепаратизма на постоянной основе наталкивается на его международно-правовое обоснование. Все дело в том, что в международном праве существуют два принципа, которые зачастую противоречат друг другу: право народа на самоопределение и принцип территориальной целостности. Так, право народа на самоопределение закреплено в пункте 2 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой в 1960 г. В то же время, в пункте 6 этой же Декларации заявляется: “Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН” . Сама Организация Объединенных Наций статьей 1, пунктом 2 своего Устава утверждает необходимость “развивать дружественные отношения между нациями на основании уважения принципа равноправия и самоопределения народов” . Вместе с этим, одним из главных принципов ООН является неприменение силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства . В результате, зачастую, возникает конфликт между властью, которая стремится сохранить территориальную целостность своей страны, и частью населения, которая проживает на территории этого государства, но, при этом, отстаивает свое право на самоопределение.
Окончание Холодной Войны привело к переустройству международного порядка и возникновению новых стран, которые могут влиять на стабильность и безопасность не только на посткоммунистическом пространстве, но и в мире, в целом. В некоторых новообразовавшихся государствах, объявивших о независимости, произошло переосмысление национальных самосознаний, что затронуло как титульные нации, так и национальные меньшинства. В большинстве случаев, этот процесс самосознания сопровождался политической нестабильностью, возникновением этнических противоречий, которые стимулируют появление сепаратистских настроений и выдвижений ряда требований, целью которых является обособление от территории.
Существует множество причин возникновения этнополитических конфликтов, ставящих своей конечной целью сецессию. Однако большим интересом представляется внешний фактор, который, зачастую является основным источником финансирования, получения военной, экономической и моральной помощи сепаратистскими группами, или же наоборот, центральным правительством, борющимся за сохранение своих территориальных границ и единство государства. Многие из конфликтов невозможно правильно оценить без учета сложнейшей геополитической ситуации и борьбы соседних крупных держав, групп государств за сферы влияния и увеличения своего политического статуса в современном мире. Подобное влияние внешнего фактора может иметь, а, зачастую, и имеет, решающее значение на ход конфликта, а также играть ключевую роль в его урегулировании и результатах.
Актуальность исследования. Сецессия вышла на передний план исторических политических исследований и стала особенно актуальной в связи с развалом СССР и коммунистических режимов в Восточной Европе. Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. в Юго-Восточной Европе активизировался процесс национального возрождения, повлекший за собой образование большого количества конфликтных очагов. Многие страны воспользовались нестабильной ситуацией для продвижения и реализации своих собственных интересов. Для этого внешние акторы могут прямо или косвенно вмешиваться в конфликт, способствовать его эскалации или деэскалации, оказывать финансовую и/или военную помощь определенным сторонам конфликта. В результате, от их действий и проводимой политики весьма часто зависят урегулирование конфликта и его итоги. Для России данное исследование также может иметь определенную значимость, так как оно позволяет понять причины удач либо, наоборот, неудач в реализации своих интересов в том или ином конфликте.
Исследование решено было проводить, разбирая два “кейса”: сепаратистские конфликты между Сербией и краем Косово и Метохия, а также между Грузией и Южной Осетией. Выбранные конфликты имеют несколько общих черт: оба приняли свою активную фазу в 1990-х гг ввиду геополитических изменений в регионах после распада социалистического содружества; протяженность конфликтов оценивается в 17-18 лет, а их активная фаза закончилась провозглашением независимости и признанием определенными акторами этой независимости; тем не менее оба конфликта не являются полностью урегулированными, а скорее “замороженными”. Более того, важной причиной выбора именно этих кейсов является тот факт, что исход одного конфликта мог иметь непосредственное влияние на результаты другого, что также вызывает особый интерес в изучении. Однако, несмотря на еще одну общую черту - наличие примерно одного и того же набора внешних акторов, задействованных в конфликте, - в обоих конфликтах эти акторы занимали категорически разные позиции.
Объектом исследования является сепаратизм в странах юго-восточной Европы на рубеже XX-XXI вв. В то время как его предметом будет являться роль внешнего фактора в урегулировании и эскалации этнополитических конфликтов на примере грузино-югоосетинского и сербско-косовского конфликтов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1988-го года по 2013 год. Выбор нижней хронологической рамки: 1988 г. - принятие законов в Грузии, урезавших права автономий, 1989 год - реформы в СРЮ, ограничивающие полномочия автономий. Выбор верхней хронологической рамки: 2013 г. - смена власти в Грузии: избрание Г. Маргвелашвили президентом; подписание “Первого соглашения о принципах нормализации отношений” между Сербией и Косово.
Цель работы: Определить степень влияния внешних акторов на ход и урегулирование этнополитических/ сепаратистских конфликтов в Грузии на примере Южной Осетии, а также в Югославии/Сербии на примере Косово.
Соответственно цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Предоставить определение сепаратизма и его разновидностей;
2. Дать историческую характеристику конфликтам в рассматриваемых странах;
3. Определить содержание и степень интереса внешних и внутренних акторов в конфликте;
4. Обозначить ресурсы и потенциал всех акторов для реализации своих интересов;
5. Обозначить результаты и итоги в исследуемых конфликтах с точки зрения влияния на них других заинтересованных сторон;
Для решения поставленных задач были применены структурно-функциональный (обозначение основных внутренних и внешних элементов-акторов грузино-югоосетинского и сербско-косовского конфликтов; определение роли и действий каждого из выделенных участников конфликта), процессуально-динамический (описание основных этапов обоих конфликтов, определение причин и особенностей протекания конфликтных отношений), исторический (предоставление краткой исторической справки касаемо обоих конфликтов) методы исследования, а также общенаучный метод индукции (от частных примеров косвенного/ прямого вмешательства разных стран и/или групп стран в конфликт переход к общему положению влияния внешнего фактора на него) , анализ и синтез (расчленение внешней силы на конкретных субъектов-акторов, анализ их деятельности по-отдельности и в целом как единого целого).
В процессе исследования производится структурный анализ интересов внешних и внутренних акторов и их потенциала с последующей презентацией результатов в графической форме. Визуализация производится в виде гистограмм, а за шкалу оценивания степени интереса и потенциала бралась нумерация от 1 до 5, где “5 баллов” является наивысшей степенью заинтересованности, а “1 балл”, соответственно, наименьшей.
Теоретическая база работы была сформирована из трудов российских и зарубежных исследователей. В ходе исследования акцент был сделан на использовании научной литературы на английском и русском языках.
Так как первыми задачами являлось предоставление определения сепаратизма и его разновидностей, в ходе их выполнения было необходимо обратиться к исследованиям общего характера в области политической теории, конфликтологии и др. Следовательно, были изучены работы таких авторов, как М.А. Домарева , Е.А. Нарочницкая , К.С. Пузырев , В.А. Тишков . Отдельно хотелось бы отметить работу М.А. Беляева , который провел анализ среди множества определений и выделил одно общее, использованное в данном исследовании при объяснении феномена сепаратизма.
Следующие задачи были выполнены по отдельности для каждого из двух рассматриваемых конфликтов. Так, для предоставления исторической справки, определения участников и заинтересованных сторон грузино-югоосетинского кейса были изучены работы российских (А.В. Лавров , В.Б. Кувалдин ), югоосетинских (А. Маргиев ), грузинских (Г. Гогия ) и западных ( M. Стерио , Дж. А. Джордж ) авторов. В процессе определения интересов, обозначения ресурсов и потенциала заинтересованных сторон использовались статьи и книги на русском и английском языках. Например, стоит отметить работы, позволившие в большей степени разобраться с позициями отдельных акторов: С.В. Кислицин в отношении США, ЕС - А.А. Громыко и М.Г. Носова , России - А.В. Лукин . Из англоязычной литературы можно отметить европейского исследователя Д. Линча , некоторые работы которого были направлены на общее понимание значения Грузии для различных стран, в особенности для ЕС. И наконец, для анализа результатов и влияния внешнего фактора были использованы работы следующих отечественных и зарубежных исследователей: М.А. Платоновой , Н. Силаева , Н. Лемэй-Хеберта .
Для изучения конфликта в Косово, его хронологии, заинтересованности сторон и участников использовались преимущественно англоязычные авторы. Одним из основных исследователей Сербско-Косовского конфликта является Тим Джуда , чья книга “Kosovo: What everyone needs to know?” в подробностях описывает историю, активную фазу противостояния и попытки урегулирования на протяжении 1990-2000-х гг Другими немаловажными зарубежными авторами являются: И. Кинг и У Мэйсон с книгой “Peace at Any Price”, а также П. Латовски и MA Смит . Говоря об отечественных исследователях, необходимо выделить совместную работу А.Я. Маначинского и Д.О. Денисова под названием “Косово и Метохия: между автономией и сепаратизмом. История и современность”, затрагивающую как истоки самого конфликта, так и деятельность различных внешних игроков на протяжении всего его протекания. При определении позиций внешних акторов и сторон косовского конфликта, помимо вышеперечисленных авторов, необходимо также назвать исследователей, в работах которых акцент уделялся определенным участникам. Например, Россия - В. Суррой , М. Самурков из англоязычных авторов; ЕС - Дж. Кельменди , Б. Балики ; США - А.А. Хортов . Для выполнения последних же задач, заключающихся в выявлении результатов, итогов посреднической политики или же прямого/ косвенного влияния на конфликт были использованы статьи Н. Лемэй-Хеберта , М. Уэллера , A. Хоти , посвященные политическим и социально-экономическим составляющим постконфликтного Косово.
Несмотря на то, что в исследовании преимущественно рассматривалась литература, необходимо было также и обращение к определенным электронным ресурсам, представлявших, в основном, официальные документы ОБСЕ , НАТО , ООН, а также новостные публикации и другое. Например, официальный сайт Организации Объединенных Наций был использован для анализа противоречий в документах между правом нации на самоопределение и принципом суверенности и территориальной целостности государства. Важным источником являлся также сайт Администрации Президента России , использованный для предоставления официальной позиции РФ в том или ином конфликте, а также для отсылки на официальные соглашения и договоры.
Несмотря на большое количество литературы и источников, связанных с этнополитическими конфликтами в Грузии и Сербии, в процессе поиска информации выявилась недостаточность литературы о влиянии внешнего фактора на сепаратистские конфликты. Существуют работы о роли отдельных стран в конфликтах, которые так или иначе были использованы в данном исследовании, однако работ полностью посвященных целостной картине деятельности внешних игроков и их влиянии на конечный результат крайне мало. Таким образом, научная новизна настоящего исследования заключается в попытке восполнить вышеперечисленные пробелы путем предоставления данных о различных внешних и внутренних акторах разбираемых конфликтов, их потенциале и реальной возможности оказать существенное влияние на ход и итоги политических разногласий внутри страны.
Структура ВКР: Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Первая глава посвящена сепаратизму в политической теории: предоставляются определения, причины и разновидности изучаемого феномена. Во второй главе на примере конфликтов в Грузии и Косово выделяются основные внешние силы, прямо или косвенно принимавших участие в этно-политических противоречиях, анализируются их ресурсы и потенциал, а также обозначается постконфликтное положение новообразовавшихся стран. В заключении предоставляется выводы по выполнению поставленных задач, обобщается влияние внешних акторов на оба конфликта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Были предоставлены определение сепаратизма и его разновидности. Отталкиваясь от нескольких определений, предлагаемых разными политологами и исследователями, удалось выделить общее, согласно которому сепаратизм - это феномен, протекающий в рамках региона в составе государства, выражающийся в стремлении отделиться с целью создания независимого суверенного государства. Что касается разновидностей изучаемого феномена, то можно сделать вывод об отсутствии общепринятой классификации сепаратизма в связи со сложностью выявления критериев, по которым возможно было бы эффективно разделить те или иные сепаратистские движения. Тем не менее, некоторые исследователи предлагают свои собственные типологии, одной из которых является выделение разных форм сепаратизма М.А. Беляевым, представляющее ценность для изучения этого феномена. Исследователь отмечал три формы, различающиеся по конечным целям деятельности: сецессия (цель - отделение и создание независимого государства), ирредентизм (цель - отделение при дальнейшем присоединении к другому государству) и автономизация (цель - достижение статуса автономии внутри государства).
2. Была дана историческая характеристика конфликтов в двух рассматриваемых странах : Грузии и Сербии.
2. а. Историю грузино-югоосетинского конфликта можно условно поделить на 4 фазы: 1) 1990-1992 гг— начало открытого конфликта во время распада СССР, первые вооруженные действия между Тбилиси и Цхинвалом, вследствие которых в 1992 г. были заключены Сочинские соглашения при посредничестве РФ; 2) 1992-2004 гг. — фаза замороженного конфликта, включение миссии ОБСЕ в конфликт; 3) 2004-2008 гг — обострение этнополитических взаимоотношений между сторонами вследствие “революции роз”, вооруженные столкновения и предвоенное состояние, более активное включение России в конфликт; 4) август-сетнябрь 2008 года — военные действия между Грузией и ЮОР, пятидневная грузино-российская война, подписание плана Медведева-Саркози о мирном урегулировании, признание Россией независимости РЮО и Абхазии.
2.б. В случае с Косово также можно отметить наиболее важные события, необходимые для понимания протекания конфликта: 1) 1989-1992 гг - проведение конституционной реформы пришедшим к власти С. Милошевичем, результатом которой стало провозглашение независимости Косово, принятие собственной конституции и проведение своих выборов; 2) 1992-1998 гг - появление ОАК и начало ее деятельности, постоянные стычки между косовскими сербами и косовскими албанцами, вовлечение НАТО, ООН и России в конфликт, переговоры в рамках Контактной группы; 3) 1999 - военная операция НАТО “Союзная Сила” против Югославии; 4) 1999- 2007 - разделение управления Косово международным сообществом, опека ООН над Косово, разработка плана Ахтисаари; 5) 2008 - передача международного управления Косово от ООН к ЕС, провозглашение независимости Косово 17-го февраля.
3. Были определены содержание и степень интереса внешних акторов в конфликте. Примечательно, что в обоих конфликтах принимали участие практически одни и те же внешние игроки: США, ЕС, НАТО, Россия, а также ОБСЕ и ООН. Однако основные страны задействованные в урегулирование конфликта, придерживались категорически разных позиций. Стоит также понимать, что самая большая заинтересованность была присуща внутренним сторонам. Так, например, для Грузии и Сербии это был вопрос сохранения территориальной целостности государства и суверенитета, обеспечения национальной безопасности. В то время как, для косовских и югоосетинских сепаратистов это был вопрос спокойного существования в рамках своей этнической группы без давления со стороны титульной нации или центрального правительства страны.
3. а. В грузино-югоосетинском конфликте наиболее заинтересованной стороной является Россия, для которой данный инцидент затрагивал экономические, политические и геополитические интересы, а также был напрямую связан с безопасностью страны из-за развития отношений по линии Грузия-НАТО. Этот тезис также подтвердил и тот факт, что Российская Федерация фактически стала одной из сторон конфликта, введя свои войска на территорию Южной Осетии в 2008 году. Следующим немаловажным актором является Европейский Союз, для которого Закавказье со временем стало расцениваться как важный регион в качестве экономического и энергетического сотрудничества, а также с точки зрения безопасности Европы в связи с такими проблемами, как наркоторговля и терроризм. Заинтересованность Европейского Союза отчетливо проявилась в посредничестве Н. Саркози в переговорах с целью урегулирования конфликта. США же преследовали исключительно геополитические цели, заключавшиеся в сохранении за собой статуса гегемона и ослабление позиций РФ на постсоветском пространстве. Для этого США использовали НАТО, одним из интересов которой было присоединение новых членов к Альянсу с целью обновления его деятельности после окончания Холодной Войны. И наконец, для ОБСЕ наиболее важный интерес заключался в доказательстве эффективности своей деятельности по обеспечению безопасности в регионе.
3.б. Для сербско-косовского конфликта наиболее заинтересованной внешней силой можно считать группировку стран НАТО при лидирующей позиции США. Подтверждением этому была инициатива проведения операции “Союзная Сила” против Югославии без соответствующей санкции СБ ООН, что фактически сделало Альянс одной из сторон конфликта. Изначально, как и в случае с Южной Осетией, ведущие страны Альянса преследовали геополитические интересы, желая ослабить социалистическую Югославию, заменить руководство на прозападное, продвинуть силы НАТО на Восток, вытеснив Россию из Европы. Однако по мере приближения принятия решения о проведении военной операции, стали проявляться также такие интересы как испытание военной мощи, уничтожение устаревшего оружия при одновременной апробации нового. Соединенные Штаты Америки, пытавшиеся сохранить свое лидирующее положение в мире преследовали те же цели, для чего и была использована Организация Североатлантического договора. В интересах США было осуществление силовой акции против Югославии в обход СБ ООН, что развязывало бы ей руки в проведении односторонних действий, вмешиваясь во внутренние дела других государств. Европейский Союз: его интересы заключались в поддержании безопасности и стабильности на европейском континенте для возможности включить ту или иную страну в интеграционное объединение без негативных последствий, а также ограждение ЕС от таких угроз, как массовая миграция и масштабная торговля наркотиками и оружием, проходящей через территорию края. Для России конфликт в Сербии был возможностью показать свою жесткую позицию и доказать Западу, что ему необходимо считаться с мнением уже окрепшего после экономико-политического кризиса государством. В интересах Российской Федерации было также поддержание СРЮ Милошевича, которая фактически оставалась единственным мостом связывающим Россию с регионом. Еще одним государством, имевшим определенный интерес в Косово, являлась близлежащая Албания, которая негласно поддерживала концепцию “Великой Албании” и отделение Косово с ее последующим возможным включением в состав Албании.
4. Были обозначены ресурсы и потенциал, которыми обладали внешние акторы для реализации своих целей.
4. а. Наибольшим потенциалом в грузино-югоосетинском конфликте обладала Российская Федерация. К потенциалу и ресурсному обеспечению РФ можно отнести выход из экономического кризиса и рекордные темпы роста экономики, богатое советское наследие в виде мощного ВПК и сильных позиций в сфере международных отношений (постоянный член СБ ООН), а также, несомненно, наличие общей территориальной границы с ЮО. Потенциалы США и ЕС можно рассматривать в контексте потенциала НАТО, который выражался помимо общих политических, экономических и военных возможностей, в большей степени, в переориентации центрального грузинского правительства в сторону Запада и НАТО, а в качестве рычага на Тбилиси Альянс использовал обещание предоставить ПДЧ. Потенциал ОБСЕ выражается представительством организации (57 членов), и количественными обозначениями миссии ОБСЕ в Тбилиси( на 2008г - 183 сотрудника). Однако наиболее важным потенциалом является факт запуска миссии по просьбе президента Грузии, что предоставило присутствию ОБСЕ в стране особый статус легитимности.
4.б. В конфликте между Косово и Сербией, как уже было выделено, наибольшими ресурсами обладала НАТО, объединяющий одних из сильнейших в военном и политическом отношении стран мира (США, Великобритания, Франция, Германия). Очень важным потенциалом в конфликте можно считать постепенную переориентацию практически всех государств Центрально-Восточной Европы на Запад, что позволяло НАТО использовать их территории для переброски своих сил. Отдельно стоит отметить потенциал ЕС, так как интеграционное объединение проводило отдельные от НАТО акции: например, миссия ЕВЛЕКС в Косово являлась самой большой законодательной миссией союза. Тем не менее существуют и, назовем их так, антипотенциалы: это не единая позиция ЕС (5 стран союза против провозглашения независимости Косово), а также общее недоверие косоваров ЕС. Что касается России, то ее относительный потенциал был практически ничтожным: все, чем она обладала и чем могла пользоваться - это использование права “вето” в СБ ООН, которое привело, в итоге, к успешному обходу странами НАТО одобрения Совета Безопасности на проведение Операции против Югославии. Еще одна упомянутая в конфликте страна - Албания - обладала также небольшим потенциалом, заключающемся в общей территориальной границе с Косово, а также в устоявшихся экономических и нелегальных контрабандных связях между странами.
5. И наконец, последней выполненной задачей является обозначение результатов и итогов в исследуемых конфликтах с точки зрения влияния на них других заинтересованных сторон. Проведя анализ исторической справки, заинтересованных акторов и их потенциала, можно сделать вывод, что результаты и исход изучаемых конфликтов полностью зависели от позиций и участия в нем тех или иных внешних сил.
Так, например, без обещаний США и НАТО о возможном предоставлении ПЧД Тбилиси, одним из требований которых была нормализация внутриполитической обстановки, М. Саакашвили не решился бы на проведение более жесткой политики “усмирения” сепаратистских настроений в стране, не началась бы блокада Цхинвала, которая привела к пятидневной войне с Россией. Если бы Россия не ввела свои вооруженные силы в Южную Осетию в августе 2008, возможно, грузинские войска сумели бы вернуть эти территории под свой контроль. Самым важным итогом всех действий на протяжении грузино-югоосетинского конфликта стало признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, вследствие которой эти две области превратились в де-факто независимые государства, неспособные полноценно функционировать. Это связано в первую очередь с тем, что РЮО не имеет возможности вступать в международные отношения (на данный момент республику официально признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу), что привело к тому, что Южная Осетия вынуждена существовать в вакууме, безуспешно требуя государственности от международного сообщества. По этой же причине, можно утверждать, что единственным стабильным и масштабным источником дохода для поддержания функционирования и жизнедеятельности РЮО является РФ.
В случае с Косово можно также говорить о масштабной интернационализации конфликта. Внешние акторы вмешивались во внутренние дела Югославии- Сербии, а НАТО стала полноценным участником конфликта. Стоит понимать, что в Косово, также как и в Южной Осетии, действия международного сообщества, отдельных стран или групп стран оказали решающее влияние на результаты конфликта. Изначально, косовские албанцы, чувствуя безоговорочную поддержку своей деятельности по обособлению от Югославии со стороны США, становились бескомпромиссным в переговорах, что из раза в раз заводило их в тупик. Контрабандная торговля с Албанией, а позже анархия в соседней стране в период восстаний, позволили террористической ОАК заполучить достаточное количество вооружений, чтобы противостоять югославской армии, а также проводить подрывную деятельность в
стране. Желание ведущих стран НАТО, в особенности США, разрешить конфликт в свою пользу привело к беспрецедентному нарушению международного права и принципов деятельности ООН. Это отчасти связано и с полным нежеланием внешних игроков идти на уступки и находить компромисс в переговорах касаемо урегулирования внутриполитических противоречий Сербии: каждая инициатива западных коллег натыкалась на вето с российской стороны, что фактически парализовало возможность Совета Безопасности решить конфликт в рамках ООН. Бомбардировка Югославии 1999 г. обернулась для Косово отнюдь не столь желанной независимостью, а новыми властями, представленными теперь уже международном сообществом и благосклонно названными “Опекой”. И даже после проведение в жизнь плана Ахтисаари (опять же, в обход ООН) и провозглашения Республикой Косово своей независимости в 2008 году, государство не смогло существовать как суверенное, так как государственные функции были поделены между ЕС, ОБСЕ, МООНК и НАТО. Тем не менее, положение Косово на международной арене является более положительным, чем у РЮО: республика признана 114 членами ООН, а с 2009 г. является полноправным членом МВФ и Всемирного Банка, что также безусловно является заслугой Западный стран.
Таким образом, в данном исследовании удалось достичь главной цели работы- определения степени влияния внешних акторов на ход и урегулирование сепаратистских конфликтов в Грузии и Сербии. Отдельно взятый потенциал внутренних акторов в конфликтах, без помощи и содействия третьих сторон, обычно является довольно ограниченным, и, само собой, он меньше ресурсов внешних акторов, что и приводит к возможности выдвигать тезис о том, что итог конфликта связан с тем, какое количество акторов ( и с каким потенциалом) поддержат ту или иную сторону. Так, например, совокупный потенциал акторов, выступавших за сохранение Южной Осетии в составе государства Грузия, был гораздо больше, имевшегося у России и РЮО, что привело к тому, что Южная Осетия столкнулась с массой проблем в сфере международного взаимодействия, так как ее официально признают лишь 5 стран-членов ООН, она не имеет возможности наладить экономическое сотрудничество с другими странами и привлекать необходимые иностранные инвестиции в страну. С другой стороны встает пример Косово, где большинство акторов с бОльшим совокупным потенциалом, наоборот, поддерживали ее отделение от Сербии. Благодаря этому, РК , на данный момент, признана 114 сленами ООН и успешна была интегрированна в мировые экономические организации (МВФ и Всемирный Банк).
Стал очевидным тот факт, что внешнеполитическая деятельность заинтересованных государств по отношению к той или иной стороне конфликта имеет непосредственное влияние на то, как протекает конфликт (мирными или силовыми методами), каков итог этого конфликта (провозглашение независимости), а также каковы его результаты (положение новообразовавшегося государства в системе международных отношений, способности его эффективного функционирования, с


1. Адамян Г.Г. Проблема Косово в контексте геополитических интересов Запада и России // Наука и Современность. - 2013. № 21. - С. 69-76.
2. Алексеева Е.В. Позиции России и Германии по вопросу урегулирования конфликта в Косово 2008 года // Среднерусский вестник общественных наук. Мировые проблемы. Внешняя политика. - 2014. №2 . - С 147-154 .
3. Бадов А.Д. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития Южной Осетии / А.Д. Бадов, В. Д. Джиоева // Вестник Адыгейского государственного университета. Естественно-математические и технические науки - 2017. № 1(196). - С. 91-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29325268 (дата обращения 23.04.2022)
4. Баранов А. С. Сепаратизм в Индии. / А.С. Баранов. - М. : ИВ РАН, 2003. - 238 с.
5. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. / А.Б. Барихин. - М.: Кн. мир, 2010. - 761 с.
6. Безопасность Европы: монография / под ред. В.В. Журкина. - М.: Весь Мир, 2011. - 752 с.
7. Беляев М.А. Институционализация сепаратистских угроз на постсоветском пространстве: политическая теория и практика. / М.А. Беляев. - Уфа: АТиСО, 2014. - 139 с.
8. Бессонов В.В. Военно-промышленный комплекс - основа обеспечения военной безопасности страны. // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2016, № 5. - С. 66-70.
9. Бугаев Ф.Н. ОБСЕ в Грузии: в поисках нового формата / Ф. Н. Бугаев, Г. М. Турава // Каспийский регион:политика,экономика, культура. Политические проблемы международных отношений. - 2021. - № 1 (66). - С. 107-114. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obse-v-gruzii-v-poiskah-novogo-formata (дата обращения 02.06.2022)
10. Васильева С.В. Новый этап проблемы Косово // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010, № 12. - С. 416-420.
11. Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В.П. Пугачева. - М. : Аспект-пресс, 1996. - 262 с.
12. Володин А.В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. / А.В. Володин. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 103 с.
13. Волхонский М. Шесть пунктов Медведева Саркози: дипломатический аспект урегулирования конфликта в Южной Осетии. // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. №4-5 (64-65). - С. 227-240.
14. Грузино-осетинский конфликт и роль Российской Федерации в его урегулировании / Д. Шота, В.В. Степанян, А.С. Мовсесян, Ф.Н. Мацуганов. //Вопросы студенческой науки. - 2021. № 10(62). - С. 29-36.
15. Домарева М.А. Сепаратизм в постсоветской России: факторы
возникновения, функционирования и нейтрализации: автореф. дис. ... канд. полит, наук, /М. А. Домарева. - М., 2004. - 22 с. URL:
http://www.dissercat.com/content/separatizm-v-postsovetskoi-rossiifaktorv-vozniknoveniva-f unktsionirovaniya-i-neitralizatsii (дата обращения: 25.04.2022).
..98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ