Введение 3
1 Дзига Вертов как кинорежиссер и сценарист. Советская кинодокументалистика
предвоенного периода 8
1.1 Основные этапы жизни и карьеры Дзиги Вертова. Вклад кинорежисера в советскую
и мировую кинематографию 8
1.2 Советская кинодокументалистика предвоенного периода и место в ней Дзиги
Вертова 12
1.3 Понятие авторского стиля в кинематографии. Методы авторизации
кинодокументального произведения 17
2 Авторский стиль Дзиги Вертова: эстетика, смыслы, методы 23
2.1 Визуальная эстетика и новаторские приёмы в «Киноглазе», «Человеке с
киноаппаратом», «Симфонии Донбасса» 24
2.2 Символика и метафоры в фильмах Вертова. Образ глаза и камеры, образ машины и
человека 43
2.3 Методы и техники создания документального кино Дзиги Вертова. Принцип «Кино
правды» 48
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 60
Актуальность исследования. Творчество Дзиги Вертова, одного из наиболее значимых теоретиков и практиков документального кино, продолжает оставаться актуальным в современных условиях. В 2024 году, на фоне бурного развития цифровых технологий и медиа, исследования авторского стиля Вертова приобретают новое значение. Авангардные теоретические идеи Вертова находят отражение в современном медиапространстве. Цифровая революция, породившая интернет-видеоролики, видеоигры, технологии виртуальной и дополненной реальности, напрямую перекликается с его концепцией «киноглаза» - концепцией, так же родившейся в условиях революции, появления первых кинематографических форматов.
Вертов стремился к запечатлению «жизни врасплох», что сегодня реализуется в формате влогов, стримов и других форматов, фиксирующих реальность без постановочных элементов. Современные технологии позволяют достичь того, что Вертов мог только воображать, развивая его идеи в новых условиях.
Вертовский подход к динамическому и ритмическому монтажу оказал значительное влияние на развитие музыкальных клипов, телевидения и интернет - контента. Его методы монтажа, создание визуальных ритмов и использование нестандартных ракурсов находят применение в современной медиаиндустрии. Исследование этих методов помогает лучше понять принципы создания эффективного визуального контента, что актуально для современных режиссеров, монтажеров.
Вклад Дзиги Вертова в историю кинематографа признан мировым сообществом. Его фильм «Человек с киноаппаратом» был назван лучшим документальным фильмом всех времен влиятельным британским журналом Sight & Sound в 2012 году. Современное признание подчеркивает значимость его работ в контексте мировой истории кино.
Понимание авторского стиля Вертова важно для кинематографистов и исследователей, стремящихся к созданию новаторских и влиятельных произведений.
Изучение авторского стиля Дзиги Вертова имеет большое значение для образовательных программ по журналистике, кинематографии, медиаискусству и культурологии. Оно способствует развитию критического мышления у студентов и профессионалов, помогает понять исторические корни современных медиаформатов и технологий. В условиях глобализации и цифровизации медиапространства, исследование вертовских методов и идей способствует более глубокому пониманию современной культуры и её истоков.
Таким образом, тема «Уникальность авторского стиля Дзиги Вертова: эстетика, смыслы, методы» остается актуальной в 2024 году благодаря её непосредственной связи с современными технологическими и культурными тенденциями. Исследование творчества Вертова позволяет понять, как его идеи и методы продолжают оказывать влияние на современные медиапрактики и авторское кино, а также способствует развитию критического восприятия медиа у новых поколений зрителей и создателей.
Степень разработанности: По состоянию на 2024 год в отечественной и зарубежной науке уже существует обширный опыт в изучении уникального авторского стиля Дзиги Вертова, его эстетики, смыслов и методов. Значительный вклад в исследование творчества Вертова внесли такие авторы, как Агафонова Н.А., Арнхейм Р., Базен А., Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б., Бахтин М.М., Березовчук Л.Н., Будяк Л.М., Вейцман Е., Вильярехо Э., Головня А.Д., Гращенкова И.Н., а также авторы сборников «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» и «Дзига Вертов: Статьи. Дневники. Замыслы».
Агафонова Н.А. в своей книге «Искусство кино: этапы, стили, мастера» рассматривает различные этапы развития кино, уделяя особое внимание уникальности методов Вертова. Арнхейм Р. в своих работах «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем», «Искусство и визуальное восприятие», и «Кино как искусство» анализирует психологические и визуальные аспекты киноискусства, отмечая новаторство Вертова в использовании киноязыка для изменения восприятия реальности.
Базен А. в сборнике статей «Что такое кино?» подчеркивает стремление Вертова к документальности и правдивости изображения, что стало основой его авторского стиля. Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., и Рубинштейн И.Б. в своей книге «Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка» акцентируют внимание на эстетических и методических подходах Вертова.
Бахтин М.М. в своих трудах «Литературно-критические статьи» и «Работы 1920-х годов» предоставляет контекст для понимания новаторских методов Вертова, подчеркивая важность личного видения автора. Березовчук Л.Н. в своих работах «Очерки теории кино» и «Феномен киноповествования» рассматривает теоретические основы кино, уделяя внимание принципам монтажа и документалистики, разработанным Вертовым.
Будяк Л.М. в книгах «Российский иллюзион» и «История отечественного кино» подчеркивает инновационные методы Вертова и его роль в развитии советского киноискусства. Вейцман Е. в «Очерках философии кино» и Вильярехо Э. в книге «Фильм. Теория и практика» акцентируют внимание на философских аспектах и теоретических основах кино, разработанных Вертовым.
Головня А.Д. в работах «Композиция кинокадра» и «Экспонометрия киносъемки» анализирует технические аспекты киносъемки и вклад Вертова в развитие техники съемки и композиционных решений. И.Н. Гращенкова в книге «Киноантропология ХХ/20» рассматривает кино как форму антропологического исследования, подчеркивая важность методов Вертова.
Сборники «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» и «Дзига Вертов: Статьи. Дневники. Замыслы» предоставляют уникальные данные о методах работы и эстетических предпочтениях Вертова.
Важнейшей работой, посвященной авторской эстетике Дзиги Вертова, является диссертация Горячок, К.Л. «Авторская эстетика Дзиги Вертова: 1910-1940-е годы». Эта диссертация подробно рассматривает уникальные методы, эстетические принципы и философские аспекты творчества Вертова, подчеркивая его новаторство и влияние на развитие документального кино.
Таким образом, накопленный объем исследований позволяет глубоко и всесторонне изучить уникальность авторского стиля Дзиги Вертова, его эстетические и методические новации, а также их влияние на мировое и советское киноискусство.
Цель исследования. Целью данного исследования является комплексный анализ и выявление авторского стиля Дзиги Вертова, с акцентом на его эстетические принципы, смысловые аспекты и методологические подходы в создании кинофильмов. Исследование направлено на глубокое понимание, каким образом Вертов формировал свои работы, и как его новаторские техники и идеи повлияли на развитие мирового киноискусства в современном контексте.
Проблема исследования. Несмотря на признание Вертова как одного из пионеров документального кино, остаются малоизученными его конкретные эстетические и смысловые новации, а также методы, которые он использовал для достижения выразительности и воздействия на зрителя в современном контексте. Недостаток таких исследований мешает полноценному пониманию вклада Вертова в мировую кинематографическую культуру и ограничивает возможности применения его методик в современном кино.
Задачи исследования:
1. Проанализировать жизненный путь и профессиональную карьеру Дзиги Вертова, выявить ключевые этапы его творчества и вклад в развитие киноискусства.
2. Изучить особенности советской кинодокументалистики предвоенного периода и определить место Дзиги Вертова в этом контексте, выявить основные тенденции и направления его работы.
3. Проанализировать понятие авторского стиля в кинематографии и методы авторской индивидуализации кинодокументального произведения на примере творчества Дзиги Вертова.
4. Изучить визуальную эстетику и новаторские приемы, используемые Вертовым в фильмах «Киноглаз», «Человек с киноаппаратом», «Симфония Донбасса», выявить основные элементы его стиля и техники монтажа.
5. Проанализировать символику и метафоры, присутствующие в работах Вертова, особенно обращая внимание на образы глаза и камеры, образы машины и человека, выявить их значение и роль в общем контексте фильмов.
6. Исследовать методы и техники создания документального кино Дзиги Вертова, включая принцип «Кино-правды», определить их влияние на дальнейшее развитие киноискусства.
7. Сформулировать выводы о уникальности авторского стиля Дзиги Вертова с точки зрения его эстетических особенностей, смысловых аспектов и методологических приемов.
Объект исследования: Творческое наследие и кинематографические работы Дзиги Вертова.
Предмет исследования: Эстетика, смыслы и методы в авторском стиле Дзиги Вертова, особенности его кинодокументалистики.
Гипотеза исследования: Анализ уникальности авторского стиля Дзиги Вертова в его кинематографических работах позволит выявить новаторские приемы и методы, которые сделали его творчество значимым для развития киноискусства.
Для решения поставленных задач использованы методы исследования:
- теоретические методы: изучение и обобщение необходимой литературы, сравнение, анализ, систематизация.
- эмпирические методы: семиотический, эстетический, кинематографический анализ в историческом контексте.
Теоретическая значимость исследования. Выбранная нами тема выпускной квалификационной работы имеет высокую теоретическую значимость в контексте современной культурологии, кинематографии и медиаискусства. Анализ уникального стиля Дзиги Вертова позволяет расширить наше понимание эстетических и методологических аспектов документального кино, а также влияния этого жанра на современное искусство и культуру. Исследование предоставляет возможность глубокого анализа и интерпретации кинематографических произведений Вертова с точки зрения их эстетики, смысловых слоев и художественных методов, что способствует расширению наших знаний о развитии кинематографической практики и теории.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования проявляется в возможности применения его результатов в образовательных и культурных контекстах. Изучение уникального стиля Дзиги Вертова представляет интерес для студентов профильных специальностей и всех, кто интересуется историей кинематографа и развитием документального жанра. Результаты исследования могут быть использованы для разработки курсов по кинематографии, создания выставок и публикаций о творчестве Вертова, а также в качестве материала для кинематографических исследовательских проектов. Практическая значимость данного исследования заключается также в его способности вдохновлять современных кинематографистов, журналистов на создание новых произведений, основанных на идеях и методах Дзиги Вертова, что способствует развитию кинематографического искусства в целом.
Структура работы. Работа состоит из двух глав и заключения.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы мы проанализировали основные этапы жизни и карьеры Дзиги Вертова, его вклад в советскую и мировую кинематографию, а также уникальные методы и приёмы, использованные им в создании документальных фильмов.
Мы тщательно изучили историко-культурный контекст, в котором развивалось творчество Вертова, что позволило глубже понять его влияние на развитие советской кинодокументалистики предвоенного периода. В этом контексте особое внимание уделено основным этапам жизни и карьеры Дзиги Вертова, его роли в становлении и развитии документального кино как уникального жанра. Анализ показывает, что новаторские методы и приёмы Вертова не только отражают его личные художественные предпочтения, но и являются ответом на вызовы времени, в котором он жил и творил.
Нами были исследованы концептуальные основы авторского стиля Вертова, и его визуальная эстетика. Были рассмотрены такие ключевые фильмы, как «Киноглаз», «Человек с киноаппаратом» и «Симфония Донбасса», которые стали основой для анализа новаторских приёмов и техники монтажа. Эти фильмы демонстрируют глубокое понимание Вертова роли кинематографа как инструмента познания и исследования реальности, что подтверждается уникальными визуальными решениями и техниками.
Важным аспектом работы стало исследование символики и метафор в произведениях Вертова. Особое внимание уделено образам глаза и камеры, а также образам машины и человека, которые играют ключевую роль в построении визуального и смыслового ряда его фильмов. Анализ показал, что эти символы являются не только элементами эстетики, но и глубокими метафорами, отражающими философские и идеологические взгляды режиссёра.
Отдельным этапом нашего исследования стало изучение методов и техник создания документального кино Дзиги Вертова, включая принцип «Кино-правды». Это понятие, разработанное Вертовым, стало основой для многих последующих кинематографистов и продолжает оказывать влияние на современное документальное кино. Принципы «Кино-правды» позволяют создать документальные фильмы, которые не только информируют зрителя, но и вызывают у него глубокие эмоциональные и интеллектуальные переживания.
Заключительным этапом работы стал анализ влияния творчества Дзиги Вертова на современный кинематограф. В результате исследования установлено, что его новаторские методы и принципы продолжают оставаться актуальными и вдохновляют новые поколения кинематографистов. Работы Вертова демонстрируют, что документальное кино может быть не только средством информации, но и настоящим искусством, способным изменять восприятие реальности.
Таким образом, проведённое исследование подтверждает значимость и актуальность творчества Дзиги Вертова для современного кинематографа. Его уникальный авторский стиль, новаторские методы и приёмы, а также глубокие философские и эстетические концепции оказывают значительное влияние на развитие документального кино.
Перспективы дальнейших исследований в данной области включают более детальное изучение влияния Дзиги Вертова на современное документальное кино, а также анализ его методов и приёмов в контексте современных технологий и методов кинопроизводства. Возможно, стоит также рассмотреть взаимодействие идей Вертова с другими направлениями в искусстве и культурологии, что позволит глубже понять его вклад в мировую кинематографическую культуру.
1. Абрамов Н.П. Дзига Вертов. М.: Издательство академии наук СССР, 1962.
2. Агафонова, Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова. - Минск: Тесей, 2005. - 192 с.
3. Аманжолова Д.А. Документальное кино 1920-1930-х гг.: этнокультурный
аспект // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. №3-4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/dokumentalnoe-kino-1920-1930-h-gg-etnokulturnyy-aspekt (дата обращения: 26.05.2024).
4. Арнхейм, Р. В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем / Р. Арнхейм. - СПб. : Алетейя, 2014. - 104 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Благовещенск : Благовещ. гуманитар. колледж, 2000. - 392 с.
6. Арнхейм, Р. Кино как икусство / Р. Арнхейм. - М. : Изд. иностр. лит., 1960. - 206 с.
7. Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. / Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.
8. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей / А. Базен (пер. с франц. В. Божовича и И. Эпштейн). - М. : 1972. - 382 с.
9. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1986. - 541 с.
10. Бахтин, М.М. Работы 1920-х годов / М.М. Бахтин. Коммент. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - Киев : Фирма «Некст», 1994. - 384 с.
11. Березовчук, Л.Н. Очерки теории кино / Л.Н. Березовчук. - СПб. : Первый класс, 2014. - 344 с.
12. Березовчук, Л.Н. Феномен киноповествования / Л.Н. Березовчук // Киноведческие записки. Историко-теоретический журнал 89/90, 2008-2009. - С. 231 - 271.
13. Борьба на два фронта. Жан-Люк Годар и группа «Дзига Вертов». 1968-1972 / Ред. К. Адибеков. М.: СМД, 2010.
14. Будяк, Л.М. История отечественного кино / Л.М. Будяк. - М. : Прогресс - Традиция, 2005. - 528 с.
15. Будяк, Л.М. Российский иллюзион / Л.М. Будяк. - М. : Материк, 2003. - 728 с....43