Специфика мотивации волонтеров, работающих с детьми-сиротами
|
Введение 3
1 Основные положения теории мотивации 7
2 Волонтёрство как психологический феномен 17
2.1 Понятие и ключевые характеристики волонтёрства 17
2.2 Психологические основы мотивации волонтёрства 23
2.3 Мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами 32
3 Эмпирическое исследование мотивации волонтёров, работающих с
детьми-сиротами 35
3.1 Организация и методическое обеспечение исследования 35
3.2 Анализ результатов исследования 39
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А Методика «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П.Мартин) 63
Приложение Б Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) (О.Ф. Потемкина) 76
Приложение В Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда) 90
1 Основные положения теории мотивации 7
2 Волонтёрство как психологический феномен 17
2.1 Понятие и ключевые характеристики волонтёрства 17
2.2 Психологические основы мотивации волонтёрства 23
2.3 Мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами 32
3 Эмпирическое исследование мотивации волонтёров, работающих с
детьми-сиротами 35
3.1 Организация и методическое обеспечение исследования 35
3.2 Анализ результатов исследования 39
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А Методика «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П.Мартин) 63
Приложение Б Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) (О.Ф. Потемкина) 76
Приложение В Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда) 90
Во всём мире волонтёрство признано одной из самых общественно полезных и гуманистичных социокультурных практик. Этот тип организации деятельности людей используется почти во всех отраслях жизни (спорт, медицина, социальная политика, охрана животных и прочее). Волонтёром может стать человек почти любого возраста, любого пола и любой национальной принадлежности. Участие в такой деятельности может быть полезным, как для нравственного развития личности, так и для построения карьеры.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием в России учреждений внесемейного воспитания детей. Учреждения, вроде детских домов, существую не в каждой стране. Их организация имеет ряд слабых сторон, одной из которых является количество личного внимания, которое получает ребёнок от взрослого. Любому ребёнку для нормального развития необходимо позитивное общение с близким взрослым. На данный момент ребёнок в учреждении может получить достаточное количество внимания, благодаря помощи волонтёрских групп. Волонтёр может стать бесценным примером в трансляции таких категорий как дружба, искренняя забота, позитивный взгляд на жизнь, навыки работы с чувствами и прочее. Таким образом, пока существует в России форма внесемейного воспитания детей, целесообразно организовывать и мотивировать волонтёрские группы на такую работу.
Вместе с тем, нельзя не отметить существование противоречия между развитием волонтёрства и характером его практической реализации. Суть противоречия заключается в том, что, с одной стороны, волонтёрская помощь детям-сиротам становится всё более объёмной и интенсивной, а, с другой стороны, добровольная помощь конкретных людей воспитанникам детских домов и приютов зачастую ограничивается рамками участия в разовых мероприятиях.
Совершенно очевидно, что именовать сторонников разовых мероприятий волонтёрами в полном и всеобъемлющем смысле этого понятия было бы некорректным. В то же время, исключительную важность приобретают вопросы о том, каковы психологические детерминанты истинной вовлечённости человека в волонтёрскую деятельность, почему волонтёрство становится значимой и неотъемлемой частью образа жизни человека. Эта информация важна при отборе волонтёров, а так же может помочь обеспечить более прочную и сильную заинтересованность человека в выполнении волонтёрской деятельности.
Анализ литературных источников, посвящённых проблеме мотивации к волонтёрству позволяет констатировать наличие множества разнообразных исследований, предметом которых являются различные аспекты мотивации к волонтёрской деятельности: общие взгляды на волонтёрскую/добровольческую деятельность (С.В. Михайлова, Е.П. Ильин, С.В. Алещёнок, А. Маслоу, Д. Бэтсон), описание мотивов добровольческой деятельности (Л.А. Кудринская, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П.Косова); содержательные (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Херцберга и К. Альдерфера) и процессуальные (В. Врума, Дж. Роулза, модель Портера - Лоулера, С. Адамса, Б.Ф. Скиннер) теории мотивации; понятие мотивационного профиля (Ш. Ричи и П. Мартин).
В то же время, глубоко личностные детерминанты волонтёрства, которые ещё именуют интенциями, ещё не изучены настолько, чтобы можно было сформулировать чёткий и однозначный ответ на обозначенные выше вопросы.
Целью настоящего исследования является изучение мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Под мотивационным профилем в настоящей работе, вслед за Ш. Ричи и П. Мартином, мы будем понимать сочетание наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей.
В качестве объекта исследования выступает мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являются базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Раскрытие основных положений теории мотивации;
2) Изучение психологических основ мотивации волонтёрства;
3) Обзор исследований, посвящённых мотивации волонтёрства;
4) Организация эмпирического исследования структуры мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами, и подбор соответствующего методического инструментария;
5) Анализ результатов исследования.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Исследование проводилось на выборке волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск) и спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 в городе Минске.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием в России учреждений внесемейного воспитания детей. Учреждения, вроде детских домов, существую не в каждой стране. Их организация имеет ряд слабых сторон, одной из которых является количество личного внимания, которое получает ребёнок от взрослого. Любому ребёнку для нормального развития необходимо позитивное общение с близким взрослым. На данный момент ребёнок в учреждении может получить достаточное количество внимания, благодаря помощи волонтёрских групп. Волонтёр может стать бесценным примером в трансляции таких категорий как дружба, искренняя забота, позитивный взгляд на жизнь, навыки работы с чувствами и прочее. Таким образом, пока существует в России форма внесемейного воспитания детей, целесообразно организовывать и мотивировать волонтёрские группы на такую работу.
Вместе с тем, нельзя не отметить существование противоречия между развитием волонтёрства и характером его практической реализации. Суть противоречия заключается в том, что, с одной стороны, волонтёрская помощь детям-сиротам становится всё более объёмной и интенсивной, а, с другой стороны, добровольная помощь конкретных людей воспитанникам детских домов и приютов зачастую ограничивается рамками участия в разовых мероприятиях.
Совершенно очевидно, что именовать сторонников разовых мероприятий волонтёрами в полном и всеобъемлющем смысле этого понятия было бы некорректным. В то же время, исключительную важность приобретают вопросы о том, каковы психологические детерминанты истинной вовлечённости человека в волонтёрскую деятельность, почему волонтёрство становится значимой и неотъемлемой частью образа жизни человека. Эта информация важна при отборе волонтёров, а так же может помочь обеспечить более прочную и сильную заинтересованность человека в выполнении волонтёрской деятельности.
Анализ литературных источников, посвящённых проблеме мотивации к волонтёрству позволяет констатировать наличие множества разнообразных исследований, предметом которых являются различные аспекты мотивации к волонтёрской деятельности: общие взгляды на волонтёрскую/добровольческую деятельность (С.В. Михайлова, Е.П. Ильин, С.В. Алещёнок, А. Маслоу, Д. Бэтсон), описание мотивов добровольческой деятельности (Л.А. Кудринская, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П.Косова); содержательные (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Херцберга и К. Альдерфера) и процессуальные (В. Врума, Дж. Роулза, модель Портера - Лоулера, С. Адамса, Б.Ф. Скиннер) теории мотивации; понятие мотивационного профиля (Ш. Ричи и П. Мартин).
В то же время, глубоко личностные детерминанты волонтёрства, которые ещё именуют интенциями, ещё не изучены настолько, чтобы можно было сформулировать чёткий и однозначный ответ на обозначенные выше вопросы.
Целью настоящего исследования является изучение мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Под мотивационным профилем в настоящей работе, вслед за Ш. Ричи и П. Мартином, мы будем понимать сочетание наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей.
В качестве объекта исследования выступает мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являются базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Раскрытие основных положений теории мотивации;
2) Изучение психологических основ мотивации волонтёрства;
3) Обзор исследований, посвящённых мотивации волонтёрства;
4) Организация эмпирического исследования структуры мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами, и подбор соответствующего методического инструментария;
5) Анализ результатов исследования.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Исследование проводилось на выборке волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск) и спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 в городе Минске.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось изучение структуры мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
В качестве объекта исследования выступала мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являлись базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: мы предполагаем, что:
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Выборку составили 60 волонтёров двух категорий.
Первая категория - 30 волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск), на постоянной основе осуществляющих добровольческую деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; вторая - 30 спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 (г. Минск).
В соответствии с выдвинутой гипотезой, был подобран психодиагностический комплекс, в который вошли:
1) Методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина.
2) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) О.Ф. Потемкиной.
3) Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда)
Сравнительному анализу подлежали средние арифметические количественные данные, полученные в группах испытуемых.
Для оценки степени достоверности и значимости различий в показателях между двумя сравниваемыми категориями волонтёров применялся статистический t-критерий Стьюдента.
Данные, полученные при применении методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина, показали следующее:
1) в мотивационном профиле волонтёров, на постоянной основе работающих с детьми-сиротами, ведущие позиции занимают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой; достаточно ярко выраженным оказался мотив, связанный с удовлетворением потребности в принятии и генерировании новых, творческих идей.
2) в группе спортивных волонтёров преобладают мотивы, связанные с реализацией следующих потребностей: потребность в расширении социальных контактов, потребность в завоевании признания со стороны других людей, потребность в комфортных условиях работы, потребность в переменах и стимуляции.
В ходе диагностики социально-психологических установок на служение себе и другим людям, обществу по методике О.Ф. Потемкиной выяснилось, что первое место в иерархии социально-психологических установок личности волонтёров, работающих на постоянной основе с детьми-сиротами, занимает бескорыстное служение другим людям и обществу, второе - труд, третье - результат и свобода.
В группе спортивных волонтёров среди всех диагностируемых мотивационно-потребностных ориентиров ведущие позиции занимают установки на процесс, свободу, труд и альтруизм. При этом показатели по шкалам альтруизма и эгоизма в данной группе волонтёров различаются настолько незначительно, что можно предполагать наличие склонности к борьбе мотивов.
Кроме того, средние суммарные значения степени выраженности всех диагностируемых социально-психологических установок указывают на то, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами, среднегрупповой уровень развития мотивационно-потребностной сферы - выше среднего, в группе спортивных волонтёров - средний.
По интересующим нас в контексте выдвинутой гипотезы шкалам ориентации на альтруизм, труд, результат и свободу наблюдаются существенные различия.
При исследовании уровня субъективного контроля обнаружилось, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами - интернальный локус контроля во всех сферах жизни.
В профиле локуса контроля спортивных волонтёров преобладают оценки, соответствующие экстернальности.
Статистическая обработка количественных данных с применением t- критерия Стьюдента показала, что выявленные нами различия являются достоверными и статистически значимыми.
На основании рассмотренных эмпирических данных и результатов их статистической обработки мы приходим к выводу о том, что выдвинутую нами гипотезу следует считать подтверждённой.
Кроме того, можно констатировать наличие ряда иных особенностей мотивации волонтёров исследованных категорий, а именно:
1) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), помимо потребности в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе, доминируют такие компоненты, как потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности;
2) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров, помимо потребностей в социальных контактах, разнообразии, стимуляции и переменах, доминируют такие компоненты, как потребность в комфортной окружающей обстановке, а также в завоевании признания со стороны других людей.
В качестве объекта исследования выступала мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являлись базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: мы предполагаем, что:
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Выборку составили 60 волонтёров двух категорий.
Первая категория - 30 волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск), на постоянной основе осуществляющих добровольческую деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; вторая - 30 спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 (г. Минск).
В соответствии с выдвинутой гипотезой, был подобран психодиагностический комплекс, в который вошли:
1) Методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина.
2) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) О.Ф. Потемкиной.
3) Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда)
Сравнительному анализу подлежали средние арифметические количественные данные, полученные в группах испытуемых.
Для оценки степени достоверности и значимости различий в показателях между двумя сравниваемыми категориями волонтёров применялся статистический t-критерий Стьюдента.
Данные, полученные при применении методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина, показали следующее:
1) в мотивационном профиле волонтёров, на постоянной основе работающих с детьми-сиротами, ведущие позиции занимают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой; достаточно ярко выраженным оказался мотив, связанный с удовлетворением потребности в принятии и генерировании новых, творческих идей.
2) в группе спортивных волонтёров преобладают мотивы, связанные с реализацией следующих потребностей: потребность в расширении социальных контактов, потребность в завоевании признания со стороны других людей, потребность в комфортных условиях работы, потребность в переменах и стимуляции.
В ходе диагностики социально-психологических установок на служение себе и другим людям, обществу по методике О.Ф. Потемкиной выяснилось, что первое место в иерархии социально-психологических установок личности волонтёров, работающих на постоянной основе с детьми-сиротами, занимает бескорыстное служение другим людям и обществу, второе - труд, третье - результат и свобода.
В группе спортивных волонтёров среди всех диагностируемых мотивационно-потребностных ориентиров ведущие позиции занимают установки на процесс, свободу, труд и альтруизм. При этом показатели по шкалам альтруизма и эгоизма в данной группе волонтёров различаются настолько незначительно, что можно предполагать наличие склонности к борьбе мотивов.
Кроме того, средние суммарные значения степени выраженности всех диагностируемых социально-психологических установок указывают на то, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами, среднегрупповой уровень развития мотивационно-потребностной сферы - выше среднего, в группе спортивных волонтёров - средний.
По интересующим нас в контексте выдвинутой гипотезы шкалам ориентации на альтруизм, труд, результат и свободу наблюдаются существенные различия.
При исследовании уровня субъективного контроля обнаружилось, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами - интернальный локус контроля во всех сферах жизни.
В профиле локуса контроля спортивных волонтёров преобладают оценки, соответствующие экстернальности.
Статистическая обработка количественных данных с применением t- критерия Стьюдента показала, что выявленные нами различия являются достоверными и статистически значимыми.
На основании рассмотренных эмпирических данных и результатов их статистической обработки мы приходим к выводу о том, что выдвинутую нами гипотезу следует считать подтверждённой.
Кроме того, можно констатировать наличие ряда иных особенностей мотивации волонтёров исследованных категорий, а именно:
1) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), помимо потребности в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе, доминируют такие компоненты, как потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности;
2) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров, помимо потребностей в социальных контактах, разнообразии, стимуляции и переменах, доминируют такие компоненты, как потребность в комфортной окружающей обстановке, а также в завоевании признания со стороны других людей.



