Введение 3
1 Основные положения теории мотивации 7
2 Волонтёрство как психологический феномен 17
2.1 Понятие и ключевые характеристики волонтёрства 17
2.2 Психологические основы мотивации волонтёрства 23
2.3 Мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами 32
3 Эмпирическое исследование мотивации волонтёров, работающих с
детьми-сиротами 35
3.1 Организация и методическое обеспечение исследования 35
3.2 Анализ результатов исследования 39
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А Методика «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П.Мартин) 63
Приложение Б Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) (О.Ф. Потемкина) 76
Приложение В Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда) 90
Во всём мире волонтёрство признано одной из самых общественно полезных и гуманистичных социокультурных практик. Этот тип организации деятельности людей используется почти во всех отраслях жизни (спорт, медицина, социальная политика, охрана животных и прочее). Волонтёром может стать человек почти любого возраста, любого пола и любой национальной принадлежности. Участие в такой деятельности может быть полезным, как для нравственного развития личности, так и для построения карьеры.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием в России учреждений внесемейного воспитания детей. Учреждения, вроде детских домов, существую не в каждой стране. Их организация имеет ряд слабых сторон, одной из которых является количество личного внимания, которое получает ребёнок от взрослого. Любому ребёнку для нормального развития необходимо позитивное общение с близким взрослым. На данный момент ребёнок в учреждении может получить достаточное количество внимания, благодаря помощи волонтёрских групп. Волонтёр может стать бесценным примером в трансляции таких категорий как дружба, искренняя забота, позитивный взгляд на жизнь, навыки работы с чувствами и прочее. Таким образом, пока существует в России форма внесемейного воспитания детей, целесообразно организовывать и мотивировать волонтёрские группы на такую работу.
Вместе с тем, нельзя не отметить существование противоречия между развитием волонтёрства и характером его практической реализации. Суть противоречия заключается в том, что, с одной стороны, волонтёрская помощь детям-сиротам становится всё более объёмной и интенсивной, а, с другой стороны, добровольная помощь конкретных людей воспитанникам детских домов и приютов зачастую ограничивается рамками участия в разовых мероприятиях.
Совершенно очевидно, что именовать сторонников разовых мероприятий волонтёрами в полном и всеобъемлющем смысле этого понятия было бы некорректным. В то же время, исключительную важность приобретают вопросы о том, каковы психологические детерминанты истинной вовлечённости человека в волонтёрскую деятельность, почему волонтёрство становится значимой и неотъемлемой частью образа жизни человека. Эта информация важна при отборе волонтёров, а так же может помочь обеспечить более прочную и сильную заинтересованность человека в выполнении волонтёрской деятельности.
Анализ литературных источников, посвящённых проблеме мотивации к волонтёрству позволяет констатировать наличие множества разнообразных исследований, предметом которых являются различные аспекты мотивации к волонтёрской деятельности: общие взгляды на волонтёрскую/добровольческую деятельность (С.В. Михайлова, Е.П. Ильин, С.В. Алещёнок, А. Маслоу, Д. Бэтсон), описание мотивов добровольческой деятельности (Л.А. Кудринская, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П.Косова); содержательные (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Херцберга и К. Альдерфера) и процессуальные (В. Врума, Дж. Роулза, модель Портера - Лоулера, С. Адамса, Б.Ф. Скиннер) теории мотивации; понятие мотивационного профиля (Ш. Ричи и П. Мартин).
В то же время, глубоко личностные детерминанты волонтёрства, которые ещё именуют интенциями, ещё не изучены настолько, чтобы можно было сформулировать чёткий и однозначный ответ на обозначенные выше вопросы.
Целью настоящего исследования является изучение мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Под мотивационным профилем в настоящей работе, вслед за Ш. Ричи и П. Мартином, мы будем понимать сочетание наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей.
В качестве объекта исследования выступает мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являются базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Раскрытие основных положений теории мотивации;
2) Изучение психологических основ мотивации волонтёрства;
3) Обзор исследований, посвящённых мотивации волонтёрства;
4) Организация эмпирического исследования структуры мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами, и подбор соответствующего методического инструментария;
5) Анализ результатов исследования.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Исследование проводилось на выборке волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск) и спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 в городе Минске.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось изучение структуры мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
В качестве объекта исследования выступала мотивация волонтёров, работающих с детьми-сиротами.
Предметом исследования являлись базовые компоненты мотивационного профиля личности волонтёров, работающих с детьми- сиротами.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: мы предполагаем, что:
1) Доминанты мотивационного профиля личности, ведущие социально¬психологические установки мотивационно-потребностной сферы и степень выраженности внутренней и внешней мотивации волонтёров, работающих с детьми-сиротами и работающих в сфере спорта, будут отличаться;
2) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), будет доминировать такой компонент, как потребность в ощущении восстребованности в интересной общественно-полезной работе, которая сочетается с ярко выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внутренней мотивации над внешней;
3) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров будут доминировать такие компоненты, потребность в социальных контактах, потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, которые сочетаются со слабо выраженными социальными установками на труд, альтруизм, свободу и результат, а также преобладанием внешней мотивации над внутренней.
Выборку составили 60 волонтёров двух категорий.
Первая категория - 30 волонтёров ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск), на постоянной основе осуществляющих добровольческую деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; вторая - 30 спортивных волонтеров, готовящихся обслуживать Европейские игры 2019 (г. Минск).
В соответствии с выдвинутой гипотезой, был подобран психодиагностический комплекс, в который вошли:
1) Методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина.
2) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) О.Ф. Потемкиной.
3) Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Еолынкиной, Л.М. Эткинда)
Сравнительному анализу подлежали средние арифметические количественные данные, полученные в группах испытуемых.
Для оценки степени достоверности и значимости различий в показателях между двумя сравниваемыми категориями волонтёров применялся статистический t-критерий Стьюдента.
Данные, полученные при применении методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина, показали следующее:
1) в мотивационном профиле волонтёров, на постоянной основе работающих с детьми-сиротами, ведущие позиции занимают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой; достаточно ярко выраженным оказался мотив, связанный с удовлетворением потребности в принятии и генерировании новых, творческих идей.
2) в группе спортивных волонтёров преобладают мотивы, связанные с реализацией следующих потребностей: потребность в расширении социальных контактов, потребность в завоевании признания со стороны других людей, потребность в комфортных условиях работы, потребность в переменах и стимуляции.
В ходе диагностики социально-психологических установок на служение себе и другим людям, обществу по методике О.Ф. Потемкиной выяснилось, что первое место в иерархии социально-психологических установок личности волонтёров, работающих на постоянной основе с детьми-сиротами, занимает бескорыстное служение другим людям и обществу, второе - труд, третье - результат и свобода.
В группе спортивных волонтёров среди всех диагностируемых мотивационно-потребностных ориентиров ведущие позиции занимают установки на процесс, свободу, труд и альтруизм. При этом показатели по шкалам альтруизма и эгоизма в данной группе волонтёров различаются настолько незначительно, что можно предполагать наличие склонности к борьбе мотивов.
Кроме того, средние суммарные значения степени выраженности всех диагностируемых социально-психологических установок указывают на то, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами, среднегрупповой уровень развития мотивационно-потребностной сферы - выше среднего, в группе спортивных волонтёров - средний.
По интересующим нас в контексте выдвинутой гипотезы шкалам ориентации на альтруизм, труд, результат и свободу наблюдаются существенные различия.
При исследовании уровня субъективного контроля обнаружилось, что в группе волонтёров, работающих с детьми-сиротами - интернальный локус контроля во всех сферах жизни.
В профиле локуса контроля спортивных волонтёров преобладают оценки, соответствующие экстернальности.
Статистическая обработка количественных данных с применением t- критерия Стьюдента показала, что выявленные нами различия являются достоверными и статистически значимыми.
На основании рассмотренных эмпирических данных и результатов их статистической обработки мы приходим к выводу о том, что выдвинутую нами гипотезу следует считать подтверждённой.
Кроме того, можно констатировать наличие ряда иных особенностей мотивации волонтёров исследованных категорий, а именно:
1) В мотивационном профиле личности волонтёров, работающих с детьми-сиротами на постоянной основе в течение длительного времени (более одного года, с периодичностью не менее раза в неделю), помимо потребности в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе, доминируют такие компоненты, как потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности;
2) В мотивационном профиле личности спортивных волонтёров, помимо потребностей в социальных контактах, разнообразии, стимуляции и переменах, доминируют такие компоненты, как потребность в комфортной окружающей обстановке, а также в завоевании признания со стороны других людей.
1. Автоматический расчёт t-критерия Стьюдента // Профессиональный Интернет-ресурс для психологов PSYCHOL-OK. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psvchol-ok.ru/statistics/student/
2. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: дисс. ... канд. психол. наук / Е.С. Азарова. - Хабаровск, 2008. - 287 с.
3. Алещенок, С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития / С.В. Алещенок // Ценностный мир современной молодежи: на пути интеграции. - М.: Социум, 1994. - С. 151-153.
4. Андросова, А.А. Волонтёрство как социально-культурный феномен российского общества / А.А. Андросова, Е.В. Макарова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2/1 (12). - С. 58-62.
5. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
6. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 560 с.
7. Баженова, А.К. Волонтёрство как форма социальной активности / А.К. Баженова // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 156-162.
8. Березина, Т.Н. Резервные возможности человека / Т.Н. Березина. - М.: Когито-центр, 2000. - 112 с.
9. Бессонова, Т.И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтёрства) / Т.И. Бессонова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2016. - Т. 11. - № 5. - С. 96-106.
10. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1978. - 312 с.
11. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
12. Васильев, И.А. Влияние различных типов мотиваций и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности / И.А. Васильев, О.В. Митина, В.В. Кобанов // Психологический журнал. - 2006. - № 4. - С. 38-50.
13. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человекА / В.К. Вилюнас. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моек. ун-та, 2000. - 288 с.
14. Горбулёва, М.С. Добровольчество: генезис и мотивы / М.С. Горбулёва // Вестник ТомГПУ. - 2015. - № 5 (158). - С. 140-146.
15. Горовая, К.П. Волонтёрство в современном российском обществе / К.П.
Боровая, И.Н. Гукова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2015/1052/15798
16. Дергачева, О.Е. Подходы к конструированию русскоязычной версии опросника каузальных ориентации / О.Е. Дергачева, О.В. Митина // Психологическая диагностика. - 2005. - № 1. - С. 3-22.
17. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 376 с.
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
19. Ковряков, Д.В. Мотивационный менеджмент. Управление системой мотивации персонала / Д.В. Ковряков. - СПб.: Изд-во Политехнического ун¬та, 2011. - 212 с.
20. Косова, У.П. Мотивация волонтерской деятельности / У.П. Косова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (20). - С. 123-127.
21. Косова, У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности / У.П. Косова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 45-54.
22. Костригин, А.А. Мотивационные особенности волонтёров, работающих на постоянной и временной основе / А.А. Костригин, М.А. Соколова // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». - 2015. - № 6. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5138
23. Краснов, Б.В. Добровольческое движение как фактор гражданского воспитания молодежи / Б.В. Краснов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 12. - С. 93-96.
24. Кретова, У.П. Мотивация волонтёрской деятельности / У.П. Кретова // Вестник КРАУНЦ. - 2014. - № 2 (24). - С. 37-45.
25. Кудринская, Л. А. Мотивация добровольческого труда: теоретические подходы в социологии / Л. А. Кудринская // Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО: сб. материалов. - М., 2004. - С. 71-77.
26. Леонтьев, А.Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / А.Д. Леонтьев // Экзистенциальная и гуманистическая психология. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// hpsy.ru
27. Леонтьев, Д.А. Автономия и самодетерминация как объект психологической диагностики / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 66-85.
28. Либоракина, М.И. Гражданские инициативы и будущее России / М.И Либоракина, В.НЯкимец. - М., 1997. - 152 с.
29. Матуй, В. От потребности - к поступку / В. Матуй, М. Жамкочьян, А. Эткинд // Популярная психология: хрестоматия; сост. В. В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
30. Мак-Клелланд, Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
31. Меркулов, П.А. Молодежная государственная политика - вопросы возникновения и периодизации / П.А. Меркулов // История государства и права. - 2013. - № 20. - С. 32-35.
32. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 544 с.
33. Мильман, В.Э. Методы изучения мотивационной среды личности: практикум по психодиагностике / В.Э. Мильман. - М.:Дрофа,1990. - С. 23-43.
34. Мильман, В.Э. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: МГУ, 1990. - 116 с.
35. Михайлова, С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации / С.В. Михайлова // Студенческое самоуправление ЯГПУ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19
36. Моисеева, А.А. Волонтерские объединения и их значимость в социальной сфере общественной жизни / А.А. Моисеева // Академический вестник. - 2014. - № 2 (28). - С. 142-149.
37. Насиновская, Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода / Е.Е. Насиновская // Психология в вузе. - 2003. - № 1-2. - С. 216-225.
38. Нежина, Т.Е. Мотивация участия молодёжи в волонтёрском движении / Т.Е. Нежина, К.А. Петухова, Н.И. Чечёткина, И.С. Миндарова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 49-72.
39. Новиков, А.С. Проблемы волонтерского движения в современной России / А.С. Новиков // Международный научно-исследовательский журнал, 2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://research- ioumal.org/featured/pedagogv/problemv-volonterskogo-dvizheniva-v-sovremennoj-rossii/
40. Носова, Ю.И. Волонтёрство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики / Ю.И. Носова // Вестник КазГУКИ. - 2012. - № 3-1. - С. 62-65.
41. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 26-38.
42. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
43. Потапенко, О.В. Волонтёрство как активный вид деятельности по формированию гражданской ответственности и патриотизма студенческой молодежи / О.В. Потапенко, С.И. Тимошенко. - Горки.: БХСА, 2011. - 96 с.
44. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности / Н.А. Потапова // Вестник МГОУ. - 2007. - № 3. - С. 95-140.
45. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности в современных российских условиях // Интегративный подход в психологии (новые исследования): Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 294 с.
46. Ричи, Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ. Е. Климова. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 393 с.
47. Сергеева, Т. Ю. Мотивация как фактор управления поведением персонала: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 190 с.
48. Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. - М.: Наука, 2011 - 128 с.
49. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко¬педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 46-52.
50. Тен В.В., Романенко Е.А. Волонтёрство как проявление гражданских инициатив / В.В. Тен, Е.А. Романенко. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/60635659.pdf
51. Урсу, М.И. Мотивационный профиль сотрудника: теоретический аспект / М.И. Урсу, Т.Н. Патрахина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 11 (26). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf
52. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э. А. Уткин, Т. В. Бутова. - М.: ТЕИС, 2004. - 424 с.
53. Херцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; пер. с англ. Д. А. Куликова. - М.: Вершина, 2007. - 240 с.
54. Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества / О.И. Холина // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 71-73.
55. Холостова, Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - С. 121-124.
56. Цыганкова, А.В. Мотивация и участие молодёжи в волонтёрской деятельности / А.В. Цыганкова // IX Международная студенческая научная конференция. «Студенческий научный форум» - 2017. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2753/33741
57. Шарыпин, А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 4. - С. 214-220.
58. Шекова, Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Шекова // Человек и труд. - 2003. - № 4. - С. 6-7.
59. Щербина, В. Направление, формы, логика работы с человеческим ресурсом в организации / В. Щербина // Материалы конференции «Развитие человеческих ресурсов». - Ярославль, 1995. - С. 114-119.
60. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.