Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР НА КОМПЛЕКС БЕЗОПАСНОСТИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ. 1990-2016ГГ.

Работа №187205

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Содержание 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа ситуации безопасности в Северо-Восточной
Африке 7
1.1 Подход Копенгагенской школы: теория «секьюритизации» и теория комплексов
региональной безопасности 7
1.2 Общая характеристика безопасности на Африканском континенте 15
1.3 Характеристика комплекса безопасности в Северо-Восточной Африке 24
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность КНР в Северо-Восточной Африке 32
2.1 Концептуальные основы внешнеэкономической деятельности КНР в Африке 32
2.2 Торговые отношения КНР и стран Северо-Восточной Африки 38
2.3 Инвестиционное сотрудничество КНР и стран Северо-Восточной Африки 44
Глава 3. Влияние внешней политики Китая на ситуацию безопасности в Северо¬
Восточной Африке 52
3.1 Концептуальные основы внешней политики Китая в отношении Африки 52
3.2 Политическое измерение отношений между Китаем и странами Северо¬
Восточной Африки 59
3.3 Воздействие военного компонента внешней политики КНР на ситуацию
безопасности в субрегионе Северо-Восточной Африки 68
Заключение 79
Список источников и литературы 82
Приложение 1 91
Приложение 2 92
Приложение 3 93
Приложение 4 94


В современном мире явление безопасности воспринимается большей частью человечества как базовая потребность, необходимая для эффективного развития государства. Однако реальность такова, что далеко не все страны обладают достаточными возможностями, чтобы обеспечить собственную безопасность. В условиях современной взаимозависимости проблемы безопасности одних государств легко приобретают международный характер, становятся актуальными угрозами даже для географически удаленных стран. Именно поэтому государства, заинтересованные в развитии экономических отношений со странами, которые богаты ресурсами, но нестабильны, вынуждены уделять значительное внимание их ситуации безопасности. Именно такой является модель взаимоотношений КНР и стран Северо-Восточной Африки.
Африка является одним из самых нестабильных регионов мира. Значительный вклад в создание нестабильности вносит африканский субрегион- Северо-Восточная Африка. Кровопролитные гражданские войны, этнические конфликты, локальные столкновения, распад государств и сецессии - все это обыденные явления в Северо-Восточной Африке. Данный субрегион имеет стратегическое положение на карте континента, обладает огромными запасами нефти, привлекает многочисленных инвесторов со всего мира. Именно поэтому в устойчивом режиме безопасности данного субрегиона заинтересована КНР, имеющая значительные экономические интересы в странах субрегиона, именно этим обуславливается актуальность изучения влияния внешней политики КНР на комплекс безопасности в Северо-Восточной Африке.
Актуальность изучения данной проблемы продиктована масштабом усилий руководства КНР, направленных на стабилизацию ситуации безопасности в субрегионе, чьи проблемы безопасности, за изучаемый период успели стать проблемами международной безопасности. Угрозы, создаваемые в рамках субрегиона (организованная преступность, терроризм, пиратство) уже долгое время привлекают внимание мировой общественности и являются частью повестки дня на заседаниях СБ ООН.
Объект данной работы - китайско-африканские отношения. Предмет - влияние внешней политики КНР на комплекс безопасности Северо-Восточной Африки с 1990-ых гг. по 2016 г.
Целью данной работы является изучение специфики и степени влияния внешней политики КНР на комплекс безопасности Северо-Восточной Африки в рассматриваемый хронологический период.
Для выполнения цели ставятся задачи:
1) Изучить подход Копенгагенской школы в исследованиях международной безопасности, методологию анализа комплекса безопасности.
2) Выявить специфику комплекса безопасности в Северо-Восточной Африки, дать анализ текущим тенденциям в субрегионе.
3) Рассмотреть экономическую составляющую внешней политики КНР в отношении стран Северо-Восточной Африки, оценить её влияние на безопасность.
4) Проанализировать военно-политическую составляющую внешней политики КНР в отношении стран Северо-Восточной Африки, определить её влияние на безопасность.
Проблему изучения влияния внешней политики КНР на безопасность стран Северо-Восточной Африки можно назвать комплексной, именно поэтому для проведения анализа необходимо изучение литературы по различным направлениям. Теоретическая основа исследования широко представлена трудами Пауля Д. Уильямса , Алана Коллинса , Барри Бузана . Наибольшую ценность при проведении исследования составили труды Барри Бузана, заложившие основу методологии для проведения анализа региональной безопасности. Ценным также является труд Пауля Д. Уильямса «Security studies: An introduction», в котором подробно рассмотрены проблемы безопасности в различных сферах.
Проблемы безопасности в Северо-Восточной Африки представлены в трудах А.М. Андреева , В.А. Шагалова 5, В.Н. Шитова 6, Э.Е. Лебедевой 7, П.Г. Зверева , О.В.
Константиновой8 . Особую ценность составили труды Э.Е. Лебедевой «Африка южнее Сахары в перипетиях мировой политики», «К югу от Сахары», в которых рассмотрены проблемы региональной безопасности в Африке. В труде П.Г. Зверева «Гражданская война в Либерии и миротворческая деятельность на Африканском континенте» детально исследуется проблема безопасности в Центральной Африке как аспекте безопасности на африканском континенте. Также особую ценность составил труд Берука Месфина , в котором раскрыта специфика безопасности Северо-Восточной Африки.
Тема китайско-африканских отношений широко представлена в трудах Хуайчуань Жуй , Криса Адлена , Чжана Чунь, Казанина М.В. , Фомичевой М.В. . Особую ценность представляет труд Дейч Т.Л. «Африка в стратегии Китая». Данная монография представляет комплексный обзор внешней политики КНР в отношении Африки, её основные особенности на современном этапе. Усиливает значимость данного труда привлечение значительной источниковой базы на китайском языке. Также ценна монография Сафроновой Е.И. «КНР - развивающиеся страны: история и концептуальная база отношений...». В этой монографии представлены вехи развития концептуальных основ внешней политики КНР в отношении африканских стран. Автор предпринимает попытку показать эволюцию внешнеполитической идеологии Китая в отношении развивающихся стран, уделяя значительное внимание внутренним факторам развития Китая в ХХв. Подробно рассмотрена тема участия КНР в африканских процессах безопасности в монографии Криса Адлена «China and Africa: Building peace and security, cooperation on the continent». Данный труд представляет комплексный обзор военного присутствия КНР в Африке, на современном этапе, а также анализирует основные тенденции данного процесса и делает вывод о меняющейся модели внешнеполитического поведения Китая. Автор монографии отмечает постепенно оформившийся слом политики невмешательства Китая в вопросы безопасности африканских стран.
Источниками работы явились электронные материалы ООН , МВФ, ОЭСР, МЭА, Всемирного банка, МИД КНР, Посольства КНР в Эфиопии, Кении, Судане, Южном Судане, Министерства информации и департамента аудиовизуальной информации Эфиопии, Форума африканско-китайского сотрудничества. Доклады British Petroleum , Economist, Американского института предпринимательства. Новостные сообщения BBC , CNN, Voice of America, СС1У, Xinhua, Shanghai Daily. Наиболее ценными источниками стали IISS The Military Balance 201620 - ежегодное издание Международного института стратегических исследований, в котором широко представлены количественные данные о военном потенциале стран Северо-Восточной Африки, Ежегодник СИПРИ 2015 - ежегодное издание Стокгольмского института исследований проблем мира, в котором подробно освещена региональная динамика на африканском континенте.
Работа состоит из введения, первой главы, второй главы, третьей главы заключения, приложения. Во введении раскрывается научная актуальность работы, ее предмет, объект, ставятся цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретическая база исследования, методология анализа комплекса безопасности, общеафриканские черты региональной безопасности и характеристика безопасности в Северо-Восточной Африке. Во второй главе анализируется экономическое направление внешней политики КНР в отношении стран Северо-Восточной Африки, оценивается воздействие на ситуацию безопасности. В третьей главе рассматривается военно-политическое направление политики КНР, а также анализируется воздействие этого компонента внешней политики на безопасность субрегиона. В заключении даются итоги исследования, окончательные выводы. В приложении представлены схемы комплексов безопасности в Африке, интеграционных группировок, график торгового оборота с исследуемыми странами, диаграммы объема инвестиций КНР в их экономики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном взаимосвязанном мире проблемы безопасности отдельных государств и субрегионов зачастую выходят за свои национальные границы, приобретают международный характер и входят в повестку национальной безопасности для третьих стран. Стремясь обеспечить безопасность своих граждан и компаний, работающих в нестабильных странах, отдельные государства вынуждены тратить значительные ресурсы на поддержание должного уровня безопасности в нестабильных субрегионах. Таким является взаимодействие КНР и стран Северо-Восточной Африки, в рамках которого китайское руководство, преследуя цель обеспечить собственную безопасность, одновременно повышает безопасность и всего субрегиона.
В ходе написания работы были поставлены задачи по изучению целого ряда вопросов, которые помогли провести анализ влияния внешней политики КНР на комплекс безопасности в Северо-Восточной Африки. Следовательно, в первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы проведенного исследования. В рамках теоретической главы была детально изучена методология проведения анализа комплекса безопасности, предложенная Б.Бузаном. Была выявлена общая характеристика региональной безопасности на африканском континенте, а также характеристика безопасности Северо-Восточной Африки. Было установлено, что основными особенностями безопасности в Африке являются многочисленные внутренние проблемы государств (трайболизм, бедность, отсутствие гражданского общества), а их главной особенностью является переплетенность. Устойчивой тенденцией явилось продолжение существования высокого уровня конфликтности и региональной динамики. Субрегион Северо-Восточной Африки является особенным, для него характерны общеафриканские тенденции, а также уникальные, субрегиональные. На субрегиональном уровне он характеризуется исключительно высокой конфликтностью и динамикой. Одновременно с этим, субрегион возможно охарактеризовать как формирующийся стандартный комплекс безопасности, поскольку в нем присутствует многополярность. При этом субрегион не является сформировавшимся комплексом безопасности, поскольку в нем отсутствует стремление к реализации долгосрочных национальных интересов, присутствует вмешательство во внутренние дела государств, что противоречит Вестфальской логике стандартного комплекса безопасности.
Во второй главе была детально рассмотрена и проанализирована экономическая составляющая внешней политики КНР в отношении стран Северо-Восточной Африки.
Было установлено, что Китай в субрегионе преследует три цели: получение ресурсов, рынков, приложение инвестиций. Торговое сотрудничество прошло четыре этапа, на современном этапе находится в стадии упадка из-за падения мировых цен на нефть. Торговля является взаимовыгодной, позволяет обменивать ресурсы на передовые технологии, при этом она все чаще требует защиты африканских интересов, на что КНР готова. Кроме того, было рассмотрено инвестиционное сотрудничество. Основными получателями китайских инвестиций в субрегионе выступили сектор инфраструктуры и энергетики. При этом важно отметить, что, несмотря на значительную долю энергетического сектора, он не является наиболее крупным по объему привлеченных средств.
Было установлено, что нельзя приравнивать всю внешнеэкономическую деятельность КНР к получению ресурсов, на практике она оказывается многостороннее и сложнее. Внешнеэкономическая деятельность Китая вносит значительный вклад в формирование безопасности, поскольку активный торговый оборот, инвестиции в малоприбыльные отрасли экономик - все это формирует спрос на рабочие места, снижает социальное напряжение, включает страны субрегиона в мировые производственные цепочки, стабилизирует и укрепляет текущую ситуацию безопасности во всем субрегионе.
В третьей главе был рассмотрен военно-политический компонент внешней политики КНР в отношении стран Северо-Восточной Африки. Было установлено, что политические контакты Китая с субрегионом имеют длительную историю, которая позволила сформулировать концептуальную основу отношений. На современном этапе основным тезисом в отношении стран субрегиона является тезис об общности судеб КНР и Африки. Целями Китая являются: получение должного престижа и веса в мировой политике, получение поддержки африканских стран в ООН, проецирование военной силы, обеспечение собственной безопасности. Рассматривая политические отношения Китая и субрегиона было установлено, что основными партнерами являются Эфиопия, Судан, Кения. Политическое сотрудничество служит инструментом закрепления экономического и гуманитарного сотрудничества. При этом, не смотря на декларируемый принцип невмешательства, Китаю все чаще приходится вмешиваться в политические конфликты, в которых он стремится сохранять нейтралитет и получать максимально возможную прибыль от сотрудничества. Военное направление внешней политики менее развито, оно выражается в операции в Аденском заливе, открытии первой ПМТО в Джибути, интенсификации миротворчества. Также для военной составляющей характерны следующие черты 1) увеличение динамизма, 2) обеспечение безопасности субрегиона при обеспечении собственной безопасности, 3) повышение готовности защищать граждан и бизнес, 4) постепенный отказ от невмешательства. Было установлено, политический и военный компоненты внешней политики КНР оказывают значительное конструктивное влияние на общую ситуацию безопасности. Конструктивное влияние выражается в виде укрепления общей военной безопасности, постепенной политической стабилизации в субрегионе, прекращении отрытых форм насилия, оказания помощи населению, в том числе гуманитарной, которая снижает напряжение, позитивно воздействует на общую обстановку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, в целом, внешняя политика КНР оказывает значительное влияние на ситуацию безопасности в странах Северо-Восточной Африки. Каждый компонент внешней политики КНР, оперируя изначально интересами Китая, в результате укрепляет безопасность субрегиона. Изучаемая в данной работе проблема является крайне важной в практическом плане. Она позволяет глубже понимать происходящие события на континенте, процессы во внешней политике КНР, а также позволяет прогнозировать возможные варианты развития тенденций китайско- африканских отношений.
Одновременно, изученная проблема составляет и научный интерес, поскольку может исследоваться на неизученном многочисленном материале, который посвящен африканской безопасности и внешней политике КНР с применением количественных методов.


1. 240 South Sudanese get scholarships to study at Chinese universities [Electronic resource] // Xinhua. - Electronic data. - 2017. - URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017- 08/26/c 136557622.htm (access date 28.03.18).
2. 26 Ethiopian students awarded scholarship for postgraduate study in China [Electronic
resource] // Embassy of the People’s Republic of China in the Federal Democratic Republic of Ethiopia. - Electronic data. - 2016. - URL: http://et.china-
embassy.org/eng/zagx/kewjjl/t1391087.htm (access date 28.03.18).
3. All aboard! The Chinese-funded railways linking East Africa [Electronic resource] // CNN. - Electronic data. - 2015. - URL: https://edition.cnn.com/2016/11/21/africa/chinese- funded-railways-in-africa/ (access date 28.03.18).
4. Beijing Program for China - Africa Cooperation in Economic and Social Development [Electronic resource] // Forum on China Africa cooperation. - Electronic data. - 2000. - URL: http://www.dirco.gov.za/foreign/Multilateral/africa/treaties/beiprog.htm (access date 28.03.18).
5. Bilateral Relations [Electronic resource] // Embassy of the People’s Republic of China in
Sudan. - Electronic data. - 2012. - URL: http://sd.china-embassy.org/eng/sbgx/ (access date
28.03.18).
6. Bilateral Relations Between China and Kenya [Electronic resource] // Embassy of the People’s Republic of China in the of Kenya. - Electronic data. - 2005. - URL: http://ke.china- embassy.org/eng/zkgx/t169682.htm (access date 28.03.18).
7. BP Statistical Review of World Energy June 2015 // British Petroleum - 2015. - P. 48.
8. Brief History of Nairobi Institute of Confucius [Electronic resource] // Nairobi Institute of Confucius web-site. - Electronic data. - 2010. - URL: http://confucius.uonbi.ac.ke/node/3 (access date 28.03.18
9. China and Ethiopia [Electronic resource] // Ministry of Foreign Affairs of the People’s
Republic of China. - Electronic data. - 2018. - URL:
http://www.fmprc.gov.cn/mfa eng/wjb 663304/zzjg 663340/fzs 663828/gjlb 663832/2984 66 3984/ (access date 28.03.18).
10. China Global Investment Tracker [Electronic resource] // American Enterprise Institute. - Electronic data. - 2017. - URL: http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (access date 28.03.18).
11. China scraps tariff on 60% of import from 26 African nations [Electronic resource] //
SMM News. - Electronic data. - 2010. - URL: https://news.metal.com/newscontent/100010622/china-scraps-tariff-on-60-pct-of-imports-from- 26-african-nations (access date 28.03.18).
12. China: Support to NEPAD (period June 2002 - June 2003) [Electronic resource] // United Nations. - Electronic data. - 2002. - URL: http://www.un.org/esa/africa/support/China.htm (access date 28.03.18).
13. Chinese FDI in Ethiopia // World Bank. - 2012. - P. 54.
14. Chinese, Kenyan universities ink deal to train oil experts [Electronic resource] // Embassy of the People’s Republic of China in the Republic of Kenya. - Electronic data. - 2016. - URL: http://ke.china-embassy.org/eng/zfgx/t1363098.htm (access date 28.03.18).
15. Confucius Institute at the University of Khartoum // Hanban web-site. - Electronic data. - 2018. - URL: http://english.hanban.org/node_10945.htm (access date 28.03.18).
..105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ