В современном мире роль информационных технологий неустанно растёт, и одной из ключевых задач в области управления IT-инфраструктурой является обеспечение надежности и эффективности функционирования приложений. Это становится особенно важным в контексте государственных информационных систем, от работы которых зависит предоставление важных государственных услуг и управление ключевыми государственными данными. Один из ярких примеров такой системы является Федеральная информационная адресная система (далее сокр. ФИАС), созданная для формирования, ведения и использования Государственного адресного реестра Российской Федерации [1].
Значимость мониторинга систем мониторинга систем играет важнейшую роль в обеспечении стабильности и эффективности работы IT-инфраструктуры. Систематический контроль за работоспособностью и производительностью приложений позволяет оперативно выявлять и устранять возникающие проблемы, оптимизировать ресурсное потребление и планировать масштабирование инфраструктуры. Важной частью мониторинга является не только отслеживание состояния технической инфраструктуры, но и анализ бизнес-объектов, которые отражают ключевые аспекты работы системы [2].
На текущий момент в программном комплексе ФИАС отсутствует полноценная система мониторинга, что вызывает следующие проблемы:
1. появление ошибок и проблем выявляется на основе ежедневного мониторинга журнала логов вручную, что занимает достаточно много времени;
2. некоторые проблемы выявляются на основе обращений пользователей, когда проблему можно было увидеть, получив уведомление и приступить к решению раньше.
Федеральная налоговая служба (ФНС), оператор ФИАС, уже использует комплексное решение под названием «Большой мониторинг» (интерфейс приложения см. на Рисунок 1 - Пример визуализации технических показателей другого проекта,
интегрированного в «Большой мониторинг»). для других своих систем. Ввиду успешного опыта применения данного решения, было принято решение интегрировать ФИАС в систему «Большой мониторинг».
Для этого в рамках работы была выделена цель: подготовка внутреннего приложения федеральной информационной системы для интеграции в проект «Большой мониторинг».
Рисунок 1 - Пример визуализации технических показателей другого проекта, интегрированного в «Большой мониторинг»
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. анализ и выбор инструментов;
2. анализ предметной области;
3. определение объектов системы, на основе которых будут строиться метрики;
4. создание тестового стенда;
5. проектирование и реализация метрик в приложение ФИАС;
6. создание дашбордов;
7. передача проекта на интеграцию.
В настоящее время внутренний портал переживает значительную модификацию, включающую не только изменения во внешней составляющей, но и полное обновление существующей функциональности. В рамках этой модификации было критически важным отслеживать работоспособность измененной системы, и в этом безусловно помогла текущая работа.
В ходе выполнения работы были выбраны подходящие инструменты для построения системы мониторинга, а также спроектированы и реализованы метрики, на основании которых можно определять доступность внутреннего приложения ФИАС. Помимо этого, важной частью работы была настройка нотификаций и дашбордов для оперативного реагирования и устранения инцидентов.
На данный момент доработанная система успешно введена на тестовую площадку и проходит осмотр перед передачей на интеграцию. В будущем планируется также рассмотреть другие функциональности системы, которые нуждаются в мониторинге, для создания общей картины работоспособности ФИАС. В реализации этих планов несомненно поможет текущая работа и решенные в ее рамках задачи.
Таким образом, проделанная работа не только достигла всех поставленных задач, но и заложила основу для дальнейших улучшений системы мониторинга, что обеспечит более надежную и эффективную работу мониторинга ФИАС в