ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности продвижения отечественных брендов 10
1.1. Теоретико-методологические основы продвижения отечественных брендов 10
1.2. Русская этнокультурная идентичность в продвижении отечественных брендов . 16
Глава 2. Визуальные коды русской этнокультурной идентичности в продвижении отечественных брендов 16
2.1. Классификация визуальных кодов русской этнокультурной идентичности 27
2.2. Возможности и ограничения использования визуальных кодов русской
этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов 45
Цифровой продукт «Карта визуальных кодов русской этнокультурной идентичности и рекомендации по их использованию в продвижении брендов» 51
Заключение 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
На сегодняшний день, в условиях деглобализации и роста национального протекционизма, особую важность приобретает поддержка отечественного производства и развитие аутентичных брендов. Это осознаётся и на государственном уровне. Так, президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая 29 июня на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени», подчеркнул необходимость «целенаправленной политики всемерного продвижения отечественных брендов, причём на всех уровнях — и в средствах массовой информации, прежде всего государственных, и в социальных сетях, да и новых медиа» [46]. По его словам, особенно важно развивать локальные марки и помогать им проходить путь от малого бизнеса до проектов федерального и международного масштаба. Глава государства также отметил, что российские компании уже сегодня создают продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами, однако зачастую такие товары остаются малоизвестными потребителям, и потому главной задачей становится формирование инструментов донесения ценности отечественных товаров и услуг до широкой аудитории.
Уход от глобальной унификации и акцент на локальной идентичности открывают перед российскими брендами новые перспективы. Многие бренды стали обращаться к культурному наследию России. Например, в июле 2024 в рамках проекта «Феномен российской идентичности» молодые дизайнеры, вдохновившись богатым наследием страны, создали визуальные решения, отражающие уникальные образы России. Руководитель Лаборатории моды Элина Андросова отметила: «Тема российской идентичности сейчас невероятно актуальна. Наша сила — в единстве. В России живут разные этносы с уникальной культурой, но сердца всех народов страны бьются в унисон. Поэтому нам важно было показать, откуда рождается самобытный образ России» [25]. Другим успешным примером является работа Международного агентства по развитию креативных индустрий, которое занимается поддержкой локальных брендов и продвижением российских дизайнеров. В 2024 году агентство запустило платформу для интеграции этнокультурных кодов в маркетинговые стратегии, что позволяет брендам эффективно взаимодействовать с аудиторией, ориентированной на национальные ценности. Эти инициативы демонстрируют важность осмысленного использования культурного наследия для продвижения брендов [44].
Инструментом донесения культурного наследия до потребителя становятся визуальные коды этнокультурной идентичности. Это не только способствует созданию уникальных решений, но и помогает сформировать четкую культурную идентификацию брендов. Как отмечал Ю. М. Лотман, культура строится на противопоставлении «своего» и «чужого», и 3
именно это разделение формирует основу идентификации, что делает визуальные элементы, такие как орнаменты (геометрические и растительные узоры), символику (традиционные образы), и цветовые решения (ассоциативно закреплённые оттенки цветов), не просто инструментами коммуникации, но и средством дифференциации бренда в культурной среде. Визуальные коды русской этнокультурной идентичности представляют собой эффективную основу для формирования сильного бренда, акцентирующего внимание на его самобытности и повышающего привлекательность для аудитории, ориентированной на ценности аутентичности и культурной принадлежности. Особенно значимым подобный подход может оказаться для российских брендов, стремящихся подчеркнуть происхождение своей продукции и выстроить коммуникацию вокруг идеи «сделано в России». Они сознательно апеллируют к локальной идентичности, традициям, культурной памяти и историческим образам, превращая это в элемент ценности своего продукта. Чаще всего это бренды, работающие в сферах, где особенно важна эмоциональная вовлечённость потребителя: производители продуктов питания, одежды, аксессуаров, предметов интерьера, косметики, ремесленных изделий и сувенирной продукции. Для них использование этнокультурных кодов может стать не только визуальной особенностью, но и инструментом формирования доверия, лояльности и эмоциональной связи с аудиторией, которая ищет в товарах отражение национальной культуры и уникальности.
Однако в России, несмотря на богатое культурное наследие и значительный потенциал, визуальные коды русской этнокультурной идентичности пока не стали полноценным инструментом построения брендов и не воспринимаются как очевидное конкурентное преимущество. Отсутствие систематизированного подхода и единой схемы их использования приводит к тому, что многие бренды предпочитают ориентироваться на уже устоявшиеся международные стандарты визуального позиционирования, вместо того чтобы разрабатывать уникальные, аутентичные образы. В результате этнокультурные коды остаются скорее стихийным явлением, чем осознанным стратегическим инструментом, что ограничивает их широкое применение в брендинге и снижает их влияние на формирование национального имиджа.
Степень теоретической изученности
Тема данного исследования является актуальной, но малоизученной. С одной стороны, существует значительное количество исследований, посвящённых продвижению отечественных брендов, а также роли культурных кодов в брендинге. Рассматриваются общие стратегии продвижения российских брендов, включая аспекты государственной поддержки и рыночного позиционирования в работах А.В. Гуцула «Стратегии продвижения отечественных 4
брендов» [16], И.В. Логунцовой «Продвижение национального и региональных брендов отечественного производства как государственная задача» [35], Н.А. Мелешко «Продвижение отечественных брендов на рынке FMCG в условиях импортозамещения» [37], К.А. Симкиной «Продвижение российского бренда на отечественном рынке» [48].
Анализируют потенциал культурных кодов как инструмента брендинга авторы С.С. Дымова, В.Д. Калугин «Культурные коды как инструмент брендинга» [22], а, в свою очередь, С.С. Дымов, Е.С. Мальцева, С.С. Юров. «Бренд с русской этнокультурной идентичностью как фактор продвижения отечественных товаров на конкурентном рынке» [21] рассматривают уже культурные коды России в продвижении брендов.
Исследуют особенности русской этнокультурной идентичности и её проявления в современных коммуникациях авторы: Д.Е. Крапчунов «Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям» [34], Ю. Ветюгова «Этнокультурная идентичность и система бренд-дизайна» [8].
С другой стороны, в большинстве существующих исследований внимание сосредоточено либо на общем уровне культурной идентичности, её философских и социальных аспектах, либо на анализе отдельных визуальных элементов без их комплексной систематизации. Работ, непосредственно посвящённых визуальным кодам этнокультурной идентичности как основе продвижения именно отечественных брендов, сравнительно немного. Вместе с тем, отдельные авторы обращаются к теме визуальных кодов России в брендинге: например, А.Р. Минлыгараева, А.В. Рябчиков «Русский стиль в дизайне упаковки» [38], В.Г. Водопьян, К.В. Хамаганова «Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве» [9], Ю. Ветюгова «Дизайн-проектирование брендов с русской этнокультурной идентичностью» [7], и лишь в работе Е.Д. Флерко, А.Ш. Амиржанова «"Русские традиции" в современном дизайне. Анализ теоретических исследований» [53], предпринята попытка классификации декоративных элементов, заимствованных из исторических памятников, и их адаптации в графическом дизайне. Тем не менее, на данный момент отсутствует цельная классификация визуальных кодов этнокультурной идентичности, а также не выявлены возможности и ограничения их использования как основы продвижения отечественных брендов.
Проблема, решаемая в исследовании, заключается в отсутствии классификации визуальных кодов русской этнокультурной идентичности, а также в невыявленности возможностей и ограничений использования визуальных кодов этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов.
Таким образом, целью исследования стала разработка классификации визуальных кодов русской этнокультурной идентичности, а также выявление их возможностей и ограничений как основы продвижения отечественных брендов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методологические подходы к продвижению отечественных брендов;
2. Проанализировать русскую этнокультурную идентичность как основу продвижения отечественных брендов;
3. Разработать классификацию визуальных кодов русской этнокультурной идентичности;
4. Выявить возможности и ограничения использования визуальных кодов русской этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов;
5. Разработать карту визуальных кодов русской этнокультурной идентичности и рекомендации по их использованию в продвижении брендов.
Объект исследования - продвижение отечественных брендов
Предмет исследования - визуальные коды русской этнокультурной идентичности как основа продвижения брендов .
Теоретико-методологические основы исследования
Исследование опирается на комплексный междисциплинарный подход, сочетающий семиотический, культурологический и маркетинговый подходы, а также теорию глокальности, что позволяет всесторонне изучить визуальные коды русской этнокультурной идентичности как основу продвижения отечественных брендов.
Семиотический подход (Ф. де Соссюр, Р. Барт) рассматривает визуальные элементы как знаковые системы, несущие смысловую нагрузку и влияющие на восприятие. Этот подход позволил декодировать культурные смыслы визуальных код ов, таких как орнаменты (например, солярные знаки, ромбы), символы (птица, древо жизни) и цветовые решения, а также понять, как они формируют ассоциации у аудитории. Это обеспечило теоретическую основу для разработки классификации визуальных кодов по их функционально-семантическому уровню и обосновало их роль как инструмента коммуникации в брендинге.
Культурологический подход (Ю.М. Лотман, К.Г. Юнг) позволяет выявить архетипические образы и устойчивую символику, укоренённую в национальной культуре. Он помог идентифицировать архетипы (например, Герой, Хранитель) и устойчивые культурные символы (матрешка, береза и т.д.), которые составляют ядро русской этнокультурной идентичности. Это позволило обосновать выбор визуальных кодов для классификации, подчеркнув их способность вызывать эмоциональный отклик и укреплять связь бренда с национальной культурой.
Маркетинговый и брендинговый подходы (Д. Аакер, К. Келлер) рассматривают визуальные коды как важный элемент имиджа и позиционирования бренда, способствующий его узнаваемости и конкурентоспособности на рынке. Эти подходы позволили определить роль визуальных кодов этнокультурной идентичности в формировании уникального визуального языка бренда и обосновать их практическую значимость для повышения конкурентоспособности отечественных брендов на внутреннем и международном рынках.
Теория глокальности (Р. Робертсон) - баланс глобальных и локальных элементов в брендинге. Данный подход раскрывает механизмы адаптации этнокультурных визуальных кодов к требованиям как внутреннего, так и международного рынков,
Для достижения целей исследования применяются методы семиотического анализа, метод моделирования, метод визуализации, кросс-культурный анализ, контент-анализ.
Научная новизна. Разработана классификация визуальных кодов, которая структурирует этнокультурные элементы по функционально-семантическому и формально-эстетическому уровням, отражая культурные особенности России и их потенциал для продвижения отечественных брендов. Также были выявлены возможности и ограничения использования визуальных кодов этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов.
Результаты:
1. В рамках первого параграфа первой главы были выявлены ключевые особенности продвижения отечественных брендов: цифровизация каналов продвижения, апелляция к культурным ценностям, экспортная активность и международное позиционирование. Эти тенденции были осмыслены через призму различных исследовательских подходов, объясняющих, как формируются бренды и почему одни стратегии оказываются более действенными, чем другие. Проанализированы классические концепции маркетинга (Котлер, Капферер): применение моделей 4P и стратегического позиционирования, культурно - исторический подход (Холт): интерпретация брендов как носителей социальных смыслов, коммуникативная теория брендинга (Аакер, Годин: формирование идентичности через визуальные коды, психологические теории потребностей (Маслоу): удовлетворение через иерархию потребностей, а также теория глокальности Р. Робертсона, раскрывающая механизм сочетания локальных и глобальных элементов. А также рассмотрены методологические аспекты анализа, которые позволяют оценить эффективность стратегий и определить наиболее успешные практики (контент-анализ, SWOT-анализ, социологические опросы и фокус-группы, бренд-аудит, дизайн-проектирование).
2. Во втором параграфе первой главы были выявлены основные характеристики русской этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов, которые формируют уникальный образ, способствующий их эмоциональной вовлечённости и конкурентоспособности на рынке: историко-культурное наследие, фольклор и народное творчество, традиционные орнаменты и символика, языковая и вербальная культура, цветовая палитра.
3. В первом параграфе второй главы была разработана классификация визуальных
кодов этнокультурной идентичности, в которой были выделены два основных уровня: функционально-семантический (историко-культурные символы и архетипы, иконографические и символические коды, концептуальные ассоциации и нарративы) и формально-эстетический (графические орнаментальные мотивы и их компоненты, цветовая палитра и стилистика, типографика и ее стилизация). Была описана целевая аудитория визуальных кодов: внутренняя, включающая потребителей, для которых культурные образы являются частью идентичности и повседневного опыта, и внешняя — состоящая из иностранных потребителей, русскоязычной диаспоры и профессиональных участников международного рынка. В завершение проведён сравнительный анализ восприятия визуальных кодов на внутреннем и внешнем рынках: выявлены различия в эмоциональной реакции, степени узнавания, функциях и рисках визуального позиционирования. Внутренняя аудитория воспринимает их через призму культурной памяти, вызывая эмоции сопричастности, гордости и ностальгии. Внешняя аудитория, напротив, видит в них визуально необычные и экзотические элементы, которые вызывают интерес, но требуют упрощённой подачи и дополнительного контекста для понимания.
4. Во втором параграфе второй главы были выявлены возможности (инструмент создания «истории» бренда, укрепление доверия за счет апелляции к чувству принадлежности, уникальный стилистический язык бренда, расширение географии бренда) и ограничения (не ко всем брендам подходят, риск стереотипизации и упрощения, необходимость глубокого понимания символики и контекста, однотипность) использования визуальных кодов этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов. Также было рассмотрено, что кому стоит использовать визуальные коды этнокультурной идентичности как основу продвижения (бренды, чья продукция или услуги связана с национальными традициями, локальным производством и культурным наследием) , а кому не стоит (брендам из сфер высоких технологий, глобальные бренды фастфуда).
Теоретическая значимость. Данное исследование углубляет теоретические представления о визуальных кодах русской этнокультурной идентичности как основы продвижения отечественных брендов. Оно вносит вклад в теорию этнокультурного брендинга, раскрывая механизмы использования традиционной символики в формировании брендовой идентичности. Разработанные классификация визуальных кодов, а также возможности и ограничения их использования как основы продвижения отечественных брендов создают основу для дальнейших исследован ий в области адаптации этнокультурных кодов в отечественном брендинге.
Практическая значимость. Разработанные карта визуальных кодов русской этнокультурной идентичности и рекомендации по их интеграции в визуальную коммуникацию предоставляют отечественным брендам инструмент для создания уникального бренда, способного эффективно конкурировать на внутреннем и международном рынках. Результаты исследования могут быть использованы маркетологами при разработке стратегий позиционирования, дизайнерами при создании айдентики брендов, а также специалистами по брендингу для формирования устойчивых ассоциативных связей с культурным наследием.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
За время работы удалось проследить, как визуальные коды этнокультурной идентичности становятся основой продвижения отечественных брендов. Речь идет не о простом копировании народных орнаментов или использовании шаблонных кодов в чистом виде — рассматривалось создание узнаваемых, но при этом органичных кодов, не выпадающих из современной эстетики. При грамотной интерпретации визуальные коды, основанные на традиции, превращаются в полноценные носители смысла: они работают на доверие, усиливают позиционирование и дают возможность выстроить свою индивидуальную историю для бренда.
Механизмы этого процесса рассматривались с опорой на разные подходы — от маркетинга и теории идентичности до культурологии и визуальной коммуникации. Особенно полезными оказались идеи Капферера и Холта, позволяющие анализировать бренд не как набор характеристик, а как культурную единицу, вписанную в ценностный ландшафт аудитории. Это объясняет, почему ставка на локальность, национальный колорит или фольклорные образы может сработать точечно и мощно — но только при тонком понимании контекста и избегании шаблонности. Не всякое использование визуальных кодов даёт эффект: в ряде случаев она может восприниматься как искусственная.
На этом фоне актуальной задачей стало структурировать визуальные коды, чтобы за рамками интуитивного выбора появились ориентиры для осознанного проектирования. Была разработана классификация визуальных кодов этнокультурной идентичности, в которой были выделены два основных уровня: функционально-семантический (историко-культурные символы и архетипы, иконографические и символические коды, концептуальные ассоциации и нарративы) и формально-эстетический (графические орнаментальные мотивы и их компоненты, цветовая палитра и стилистика, типографика и ее стилизация). Это деление помогает работать точечно и не сводить дело к стилизации под «народное». Определена целевая аудитория, которая воспринимает визуальные коды. Внутренняя аудитория включает россиян, для которых эти коды связаны с личной и коллективной идентичностью. Внешняя аудитория охватывает зарубежных потребителей, русскоязычную диаспору и профессионалов международного рынка, воспринимающих коды как экзотические или культурно значимые элементы.
Проведен сравнительный анализ восприятия визуальных кодов этнокультурной
идентичности на внутреннем и внешнем рынках. Для внутреннего рынка коды вызывают
глубокие эмоции, такие как гордость и ностальгия, благодаря культурной памяти. Для
внешнего рынка они привлекательны своей необычностью, но требуют упрощённой интерпретации и контекстного пояснения. Выявлены различия в восприятии, функциях и потенциальных рисках, что позволяет брендам адаптировать стратегии продвижения для каждого сегмента.
Также был разработан цифровой продукт “Карта визуальных кодов русской этнокультурной идентичности и рекомендации по их использованию в продвижении брендов”. Его ключевым отличием от аналогичных карт стало разделение карты визуальных кодов по федеральным округам Российской Федерации. Такой подход дал возможность выявить региональную специфику, увидеть, как в одних локациях доминирует цветовая насыщенность и архаичные формы, а в других — минимализм и репрезентация через природные символы. Карта визуальных кодов этнокультурной идентичности позволяет воспринимать территориальную идентичность не как абстракцию, а как ресурс, с которым можно работать — особенно в дизайне упаковки, айдентики и локальных кампаний.
Вопрос применимости этих кодов прояснился на следующем этапе. Удалось собрать примеры, где отсылка к этнокультурному контексту усиливает бренд: работает на узнаваемость, укрепляет эмоциональную привязку, расширяет пространство смысла. Особенно отчётливо это проявляется в сегментах, где важны история, доверие и национальная принадлежность — продукты питания, сувенирная продукция и т.д. Вместе с тем, обозначились и ограничения. Есть риск скатиться в повтор или карикатурность. Есть и более тонкая проблема — если визуальные коды используются без понимания их подлинного значения, они упрощают бренд и, что хуже, вызывают недоверие у потребителей.
В итоге удалось определить, что визуальные коды русской этнокультурной идентичности выходят за рамки декоративной функции бренда. Они создают живую связь между продуктом и культурной памятью аудитории, вплетая в бренд истории, которые отзываются в сердцах людей. Разработанная классификация и карта демонстрируют, как можно осознанно подойти к продвижению отечественных брендов, прибегающих к использованию визуальных кодов этнокультурной идентичности. Это особенно важно, ведь на государственном уровне акцентируется важность продвижения отечественных марок, чтобы раскрыть их ценность для людей . Однако такие коды эффективны лишь там, где бренд искренне перекликается с традициями. В результате они превращают отечественные бренды в носителей культурных смыслов, способных вдохновлять и укреплять связь с русской идентичностью.
1. Аакер, Д. А. Управление брендом / пер. с англ. — М.: Питер, 1996. — 320 с.
2. Аванесова, Г. А., Купцова, И. А. Коды культуры: понимание сущности, функциональная роль в культурной практике // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф., 15 апр. 2015 г. - Новосибирск: Сиб. акад. кн., 2015. - № 4(47). - С. 28-37.
3. Аккуратова, О. Л., Роганова, Д. А. Исследование русского народного орнамента и его адаптация в современном дизайне // Инновационные технологии в текстильной и лёгкой промышленности. — 2017. — №4.
4. Ачкасов, В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. — Т. 2, вып. 2. — С. 56-68.
5. Большинство россиян предпочитают отечественные продукты // Российская газета. — 24.04.2023. — URL: https://rg.ru/2023/04/24/vybrali-svoih.html(дата обращения: 20.02.2025).
6. Бренды компании «ВкусВилл» [Электронный ресурс] // ВкусВилл. — URL: https://vkusvill.ru/brand/(дата обращения: 06.06.2025).
7. Ветюгова Ю. А. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ БРЕНДОВ С РУССКОЙ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ // Экономика и социум. 2019. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-proektirovanie-brendov-s-russkoy-
etnokulturnoy-identichnostyu (дата обращения: 09.03.2025).
8. Ветюгова Ю. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СИСТЕМА БРЕНД-
ДИЗАЙНА // Экономика и социум. 2016. №10 (29). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/etnokulturnaya-identichnost-i-sistema-brend-dizayna(дата обращения: 09.03.2025).
9. Водопьян, В. Г. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве / В. Г. Водопьян, К. В. Хамаганова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 229-235. - DOI 10.17223/22220836/32/22. - EDN YSQYVF.
10. ВЦИОМ. Потребительский патриотизм: причины и следствия [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/expertise/potrebitelskii-patriotizm-prichiny-i-sledstvija(дата обращения: 06.06.2025).
11. Глебова, Т. О., Матевосян, А. С. Концептуальный дизайн одежды и интерпретация народных мотивов в его рамках // Филология и искусствоведение. — 2016. — № 6(28).
12. Говорит Москва. Россияне стали чаще покупать товары отечественного производства [Электронный ресурс]. — URL: https://podcast.govoritmoskva.ru/news/376860/(дата обращения: 06.06.2025).
13. Годин, С. Это маркетинг! / пер. с англ. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 272 с.
14. Горлова, И. И. и др. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии
регионального развития: монография / И. И. Горлова и др. отв. ред. Т. В. Коваленко. — М.: Институт Наследия, 2020. — 114 с. — URL:
https://psv4.userapi.eom/_/tishkov_chehnia.pdf(дата обращения: 06.06.2025).
15. Гостиева, Л. К., Гацалова, Л. Б. Этнокультурный брендинг: от традиционного образа — к торговой марке [Электронный ресурс]. — URL: https://www.e library.ru/item.asp?id=21509051 (дата обращения: 06.06.2025).
16. Гуцул, А. В. Стратегии продвижения отечественных брендов / А. В. Гуцул // Студенческий. - 2022. - № 27-3(197). - С. 11-13. - EDN CYFDME.
17. Де Чернатони, Л. От видения бренда к оценке бренда: стратегический процесс роста и усиления брендов / пер. с англ. - М.: Группа ИДТ, 2007. - 320 с. - Яз. рус.
18. Долганов А. С. ЗНАЧЕНИЕ АРХЕТИПОВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ
БРЕНДАМИ // Экономика и социум. 2016. №5-1 (24). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/znachenie-arhetipov-v-proektirovanii-i-upravlenii-brendami(дата обращения: 15.03.2025).
19. Домнин, В. Н. Национальные особенности бренда // Маркетинг в России и за рубежом.
- 2003. - URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/national.htm (дата
обращения: 02.04.2025)
20. Дудкина Г. В. Брендинг как интеллектуальная инновационная деятельность на рынке
рекламы имиджа // Вестник ВолГУ. Экономика. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/brending-kak-intellektualnaya-innovatsionnaya-deyatelnost- na-rynke-reklamy-imidzha(дата обращения: 14.04.2025).
21. Дымова С.С., Мальцева Е.С., Юров С.С. БРЕНД С РУССКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ // Фундаментальные исследования. 2020. №4. С. 26-30; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42718(дата обращения: 14.04.2025).
22. Дымова, С. С. Культурные коды как инструмент брендинга / С. С. Дымова, В. Д. Калугин // Экономика и бизнес: цифровая трансформация и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 14 апреля 2022 года. - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт бизнеса и дизайна", 2022. - С. 36-42. - EDN IFUYVA.
23. Жостово и гжель в моде: как подмосковные промыслы вдохновляют известных
дизайнеров. URL: https://welcome.mosreg.ru/stories/zostovo-i-gzel-v-mode-kak-
podmoskovnye-promysly-vdohnovlaut-izvestnyh-dizajnerov (дата обращения: 02.03.2025).
24. Иванова, М. Г. Архетипы культуры: поиск центрального архетипа // Вестник
Кемеровского государственного университета. - 2019. - Т. 21, № 4(80). - С. 1039-1047. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/339123606_Archetypes of culture Search for th e_Central_archetype_Arhetipy_kultury_Poisk_centralnogo _arhetipa (дата обращения:
09.02.2025)
25. Ищем новый культурный код: молодые дизайнеры вдохновляются богатым наследием
страны [Электронный ресурс] // Вечерняя Москва. - 2023. - URL:
https://vm.ru/society/1150897-ishem-novyj-kulturnyj-kod-molodye-dizaj nery- vdohnovlyayutsya-bogatym-naslediem-strany (дата обращения: 15.01.2025).
26. Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда. М.: «Вершина», 2007. 448 с.
27. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2004. - С. 24.
28. Келлер, К. Л. Strategic Brand Management: Building, Measuring, and Managing Brand
Equity / K. L. Keller. — Pearson, 2013. — URL:
https://psv4.userapi.eom/_/Keller_Strategieheskiy_brend-menedzhment.pdf (дата
обращения: 06.06.2025).
29. Кессиди, Ф. К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. — 2003. — №1. — С. 78-86.
30. Кожанов, А. С. Визуальная идентификация бренда / по материалам лекции Высшей школы брендинга.
31. Коллекция с русской душой «Russe» [Электронный ресурс] // Sokolov. — URL: https://sokolov.ru/promo/russe/(дата обращения: 06.06.2025).
32. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ. — М.: Вильямс, 2007. — 656 с.
33. Кошеренкова Ольга Владимировна Символика цвета в культуре // Аналитика культурологии. 2015. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-tsveta-v- kulture(дата обращения: 02.03.2025).
34. Крапчунов, Д. Е. Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям / Д. Е. Крапчунов // Ортодоксия. - 2022. - № 3. - С. 175-198. - DOI 10.53822/2712-9276-2022-3-175-198. - EDN PWKGHC.
35. Логунцова, И. В. Продвижение национального и региональных брендов отечественного производства как государственная задача / И. В. Логунцова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2010. - № 23. - С. 4. - EDN MWLRKH.
36. Маслоу, А. Мотивация и личность / пер. с англ. — М.: ЭКСМО, 2007. — 352 с.
37. Мелешенко, А. А. Продвижение брендов на рынке FMCG / А. А. Мелешенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76117/(дата обращения: 12.02.2025).
38. Минлыгараева, А. Р. Русский стиль в дизайне упаковки / А. Р. Минлыгараева, А. В. Рябчиков // Технология художественной обработки материалов: Сборник трудов XVIII Всероссийской научно-практической конференции и смотра-конкурса творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению, Кострома, 12-15 октября 2015 года / Костромской государственный технологический университет; Под редакцией С.И. Галанина. - Кострома: Костромской государственный университет, 2015. - С. 565-568. - EDN VKHAGZ.
39. Михайлова, М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации // Вестник БГУ. — 2013. — № 14. — С. 191-196.
40. Мухина. Русский стиль в дизайне: фирменная айдентика брендов // Мухина Дизайн. - 2023. - URL: https://www.muhinadesign.ru/russkij-stil-v-dizajne-firmennaya-ajdentika- brendov/(дата обращения: 02.03.2025).
41. Ноздренко, Е. А., Ескина, А. А. Использование этнокультурных образов в
отечественной рекламе как отражение культурных традиций // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №6. — URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=11118(дата обращения: 02.06.2025).
42. Опрошенные россияне всё больше предпочитают покупать отечественные товары //
Рамблер. Личные финансы. — 03.07.2024. — URL:
https://finance.rambler.ru/money/53027567-oproshennye-rossiyane-vse-bolshe- predpochitayut-pokupat-otechestvennye-tovary/(дата обращения: 20.02.2025).
43. Официальный сайт бренда «Сарафай» [Электронный ресурс]. — URL: https://sarafai.ru/(дата обращения: 06.06.2025).
44. Официальный сайт Московской недели дизайна [Электронный ресурс]. - URL: https://mwdi.ru/(дата обращения: 15.01.2025).
45. Попова, М. К. Национальная идентичность и её отражение в художественном сознании. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. — 169 с.
46. России нужна политика продвижения отечественных брендов, заявил Путин // Национальные проекты. — URL: https://национальныепроекты.рф/news/rossii-nuzhna- politika-prodvizheniya-otechestvennykh-brendov-zayavil-putin/.
47. Семенова, О. В. Важность позиционирования бренда и актуальные методы продвижения // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. — 2023. — URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/24846(дата обращения: 06.06.2025).
48. Симкина, К. А. Продвижение российского бренда на отечественном рынке / К. А. Симкина // Экономика и бизнес: цифровая трансформация и перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 14 апреля 2022 года. - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт бизнеса и дизайна", 2022. - С. 78-86. - EDN UIMURZ.
49. Соколова, А. А. Визуальные коммуникации бренда на основе концепции эстетического маркетинга / А. А. Соколова, Д. В. Соловьева // XII Конгресс молодых ученых : сборник научных трудов, Санкт-Петербург, 03-06 апреля 2023 года. - Санкт-Петербург: Национальный исследовательский университет ИТМО, 2023. - С. 393-395. - EDN TYEWXK.
50. Соловьев, А. Русские диаспоры в мире [Электронный ресурс]. — URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/russkie-diaspory-v-mire.html(дата обращения: 02.06.2025).
51. Статья «5 российских брендов, которые умело цитируют национальные костюмы» // Symbol. — URL: https://www.thesymbol.ru/fashion/vybor/5-rossiyskih-brendov-kotorye- umelo-citiruyut-nacionalnye-kostyumy/
52. Тамберг, В., Бадьин, А. Боевая машина бизнеса / В. Тамберг, А. Бадьин. - Москва: Олимп-Бизнес, 2005. - 239 с. - ISBN 5-9693-0007-1.
53. Флерко, Е. Д., Амиржанова, А. Ш. «Русские традиции» в современном дизайне. Анализ теоретических исследований // Костюмология. - 2019. - № 4. - URL: https://kostumologiya.ru/PDF/17IVKL419.pdf(дата обращения: 03.03.2025).
54. Фостер, У. М., Саддаби, Р., Минкус, Э., Виб, Э. История как актив социальной памяти: пример Тима Хортонса // Memory Studies. — URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1744935910387027(дата обращения: 24.02.2025).
55. Хан Е.И. Сущность и социальные функции теории глокал изации // Философия науки.
2021. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/School_young_ph/15_Khan.pdf (дата
обращения: 10.05.2025).
56. Холт, Д. Как бренды становятся иконами: принципы культурного брендинга / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 280 с.
57. Черных, Д. Г. Значение русских традиционных орнаментальных мотивов для развития современного графического дизайна // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». — 2013. — № 13(1). — С. 113-117.
58. Чунакова, В. Е. Социально-идентификационные функции бренда в современной культуре [Электронный ресурс]. — URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno- identifikatsionnye-funktsii-brenda-v-sovremennoi-kulture(дата обращения: 14.02.2025).
59. Шпунар, П. М., Шпунар, К. К. Collective Future Thought: Concept, Function, and Implications for Collective Memory Studies // Memory Studies. — 2016. — Vol. 9, №4.
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1996.
61. Этнология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.— М.:
Академия. Высшая школа, 2000. — URL:
https://lib.agu. site/upload/iblock/2bc/ETNOLOGIYa_-uchebnik.pdf (дата обращения:
10.02.2025).
62. Юнг, К. Г. Архетип и символ: Собр. трудов / пер. с нем. — М.: Ренессанс, 1991. — 400 с.
63. Юнусова, К. А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания // Педагогика. — 2009. — № 1. — С. 44.
64. Data Insight. Маркетинговое исследование «Интернет-торговля в России 2022» [Электронный ресурс]. - URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2022(дата обращения: 06.06.2025).
65. FeelFactory. О российских брендах одежды [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.feelfactory.pro/blog/russian-clothing-brands(дата обращения: 06.06.2025).
66. Made in Russia. Маркировка «Сделано в России» поможет потребителю сделать осознанный выбор [Электронный ресурс]. — URL: https://www.madeinrussia.ru/en/news/3489(дата обращения: 06.06.2025).
67. Robertson Roland. Globalization: Social Theory and Global Culture (Theory, Culture & Society Series) / Roland Robertson // SAGE Publications, 1992. Printed in GreatiSritain by The Cromwell Press Ltd, Broughton Gifford, Melksham, Wiltshire.
68. RusCode: Russian Cultural Code Benchmark for Text-to-Image Generation [Электронный ресурс] // ResearchGate. — 2025. — URL: https://www.researchgate.net/... (дата обращения: 15.05.2025).
69. Sima-Land. Гжель: от истоков до современности [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.sima-land.ru/o-kompanii/novosti-kompanii/3135/ (дата обращения:
06.06.2025).
70. Sirinbird: История бренда. Платки - это не сувенир. URL: https://new- retail.ru/business/istoriya_brenda_sirinbird_platki_eto_ne_suvenir8296/(дата обращения: 04.03.2025).
71. Ulyana Sergeenko: детская коллекция [Электронный ресурс]. — URL: https://ulyanasergeenko.com/shop/kids(дата обращения: 06.06.2025).