Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА
ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. История становления и современное понимание концепции организационного развития 7
1.2. Конкурентоспособность предприятия сферы услуг как результат его организационного развития 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение
Актуальность темы работы.
Анализ современных тенденций развития экономики показал, что в основе конкурентоспособности предприятия сферы услуг лежит его постоянное развитие и изменение. Масштаб решаемых экономических задач, стоящих перед предприятием, постоянно изменяется и требует обобщения не только практического опыта, но и теоретических основ научного подхода к управлению организационным развитием, адекватным проблемам внешней и внутренней среды предприятия.
В современных условиях в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями сферы услуг, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию следующих факторов: способности предприятия к постоянному развитию и изменению (из всего числа ведущих в России научных разработок в практической деятельности используется лишь 1%, в то время как в развитых странах прикладной характер имеет около 70% научных разработок); осознания факта, что основой конкурентной борьбы все в большей степени служит создание и освоение знаний; способности предприятия добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций (сегодня три монополиста - ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД» - ежегодно тратят на НИОКР 15 млрд. руб., в то время как государство в целом 20 млрд. руб.); осознания того, что существует только один путь удержания достигнутых конкурентных преимуществ - постоянное их совершенствование; избирательного использования источников преимуществ в других регионах; понимания того, что конкурентные преимущества возникают в результате длительных улучшений (а не защиты существующих секретов).
Очевидным является наличие прямой зависимости между конкурентными преимуществами предприятия и его способностью к
внедрению элементов самообучающейся и саморазвивающейся организации, т. е. к обеспечению конкурентоспособности на основе организационного развития как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.
В этой связи необходимо отметить, что обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг возможно на основе внедрения проектов организационного развития, так как сфера услуг является базовой сферой для создания и апробации новых моделей и методик. Это самый быстро развивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех остальных отраслях, вместе взятых. По различным оценкам, частный и государственный секторы услуг обеспечивают от 60 до 70% национального продукта.
Отмеченное определяет актуальность рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы проблемы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень изученности проблемы.
Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития постоянно находятся в области пристального внимания ученых и специалистов многих стран.
Различные аспекты конкурентоспособности предприятий отразили в своих трудах зарубежные исследователи Д. X. Джакот, Ф. Котлер, М. X. Мескон, Е. Млоток, М. Портер, А. Дж. Стрикланд, А. А. Томпсон и др.
Достаточно глубоко, обстоятельно и содержательно разнообразные вопросы конкурентоспособности предприятий раскрыли в своих исследованиях и отечественные ученые Ю. Кормнов, А.А. Воронов, В.Л. Луноев, Л.В. Степанов, Л. Н. Качалина, С. Г. Светуньков, Н.Ю. Четыркина, Р.А. Фатхутдинов, и др.
Большое значение для развития концепции организационного развития
(OD) имеют работы следующих ученых: Р. Бекхарда, У.Бурка , X. Хорстейна,
П. Вэйла, У.Френча, С. Белла, и др. Значительный вклад в теорию и практику
4
OD внесли исследования Г ерберта Шепарда и Роберта Блэйка в корпорации ESSO (в настоящее время Exxon), а также Дугласа Макгрегора и Ричарда Бекхарда в General Mills. В результате применения методов тренинговых групп (Training groups) в этих компаниях был введен в употребление термин «организационное развитие»
Несмотря на достаточно большое количество научной и методической литературы по проблемам управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг в условиях активизации организационного развития, ряд вопросов остается неосвещенным. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Важность проблем практической реализации разработок по обеспечению конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития предопределил выбор данной темы, цели и задач бакалврской работы
Цели и задачи работы.
Цель работы - практическое подтверждение необходимости повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития.
Реализация поставленной цели определила постановку и необходимость решения следующих задач:
1) рассмотрения концепции организационного развития предприятия;
2) исследование характера влияния проектов организационного развития на конкурентоспособность предприятия сферы услуг
3) проведения анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия сферы услуг; определение стратегии развития на основе SWOT- анализа;
4) диагностики конкурентоспособности системы управления исследуемого предприятия сферы услуг, определение его конкурентной позиции на региональном рынке;
5) определение стадии жизненного цикла исследуемого предприятия сферы услуг, построение системы целей организационного развития на данном этапе жизненного цикла;
6) формирование программы организационного развития, направленной на повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия сферы услуг.
Предмет исследования.
Совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
Объект исследования.
Предприятие ООО «Апогей БК», осуществляющее свою операционную деятельность на рынке г. Красноярска и Красноярского края в области оказания услуг постановки учета и консультирования по его ведению в бухгалтериях государственных учреждений по Красноярскому краю на базе программ 1С.
Теоретическая основа работы.
В основу работы положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий трактуется в работе с позиции единства теории и практики.
При стремительном возрастании неопределенности внешней среды организационное развитие, связанное с модернизацией бизнес-процессов и формированием конкурентных преимуществ с целью успешного позиционирования на рынке, является необходимым условием выживания предприятий сферы услуг. Ключевым условием адаптивности предприятия становится анализ стадии его развития с учетом накопленного потенциала и положения на рынке. Однако как в зарубежной, так и отечественной научной литературе отсутствуют исследования, связанные с проведением системного преобразования компонентов организации в соответствии с концепцией ее жизненных циклов.
При этом эффективное функционирование предприятия предполагает необходимость согласования всех его важнейших компонентов на стадиях ЖЦО, соответствующих внутреннему потенциалу и состоянию внешней среды.
Оценка состояния элементов организационного развития свидетельствует, что предприятие способно устойчиво функционировать на стадиях, юности, расцвета, стабильности. Однако в этом случае существует принципиальная необходимость проведения организационных преобразований, в первую очередь, связанная с модернизацией существующих бизнес-процессов, сменой стратегии, изменением поведения команды управленцев и «выращиванием» нового типа организационной культуры. Со стратегии роста следует перейти на стабилизацию, управленческая команда должна переориентироваться с выполнения бюрократических функций на функции защиты, в организационной культуре нужно мотивировать проявления, характерные для клановой и адхократической культуры.
Развитие организационной культуры способствует повышению степени удовлетворенности и компетентности персонала. Сотрудники, мотивированные на организационное развитие, будут готовы поддержать и реализовать мероприятия, направленные на повышение квалификации. Внедрение информационных технологий и рост эффективности позволят повысить потенциал компании. Достижение этих целей будет способствовать оптимизации бизнес-процессов и созданию системы генерирования и внедрения инноваций. В свою очередь, минимизация операционных проблем создаст компании дополнительные конкурентные преимущества. Ориентация на постоянное инновационное развитие позволит осуществить продуктовую дифференциацию и интеграцию, грамотно управлять продуктовым портфелем и повысить конкурентоспособность ООО «Апогей-БК» .
Следовательно, существующие традиционные формы и методы управления не удовлетворяют современным требованиям организационного развития предприятий в новых условиях хозяйствования.
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 1024 с.
2. Аджикова, А.С. Оценка конкурентных позиций субъектов Северо-Кавказского федерального округа в развитии бизнеса / А.С. Аджикова // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 9. - С. 22-31.
3. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ.; под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007.
4. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.:ИНФРА-М, 2002
5. Бобков, А.Л., Бобков Л.В. Экономия ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России. - М.: Дашков и К , 2010. - 147 с.
6. Вашко, Т.А. Дуализм в содержании категории "конкурентоспособность предприятия" / Т.А. Вашко, И.А. Максименко // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края /отв. ред. О. А. Краев - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2014.
7. Воронов, А.А. Конкуренция в XXI веке / А.А. Воронов // Маркетинг. - 2001.- № - 5.
8. Гатина, Э.А. Конкурентоспособность в системе конкурентных отношений / Э.А. Гатина // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2008. Т. 3. № 3 (9). С. 35-36.
9. Горшкова, Л.А. Выбор направления развития промышленных предприятий в соответствии с реализуемой ими стадией жизненного цикла /
Л.А. Горшкова, В.А. Поплавская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4-1. С. 214-219.
10. Грани конкурентоспособности: государство, регион, предприятие, товар / Под ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. - 186 с.
11. Гуйяр, Ф., Келли Дж. Преобразование организации. - М.: Дело,
2000.
12. Гусева, Н.В. Формирование базовой системы сбалансированных показателей по этапам жизненного цикла предприятия / Н.В. Гусева // Сибирская финансовая школа. 2010. № 4. С. 111-115.
13. Гусева, М.Н. Организационные изменения бизнеса ради роста конкурентоспособности / М.Н. Гусева // Российское предпринимательство. 2011. № 11-2. С. 42-47.
14. Деминг, У.Э. Выход из кризиса. - Тверь: Альба, 1994
15. Друккер, П. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. - М.: Технолог, школа бизнеса, 1992.
16. Ефимова, Н.С. Управление организационным развитием строительного предприятия / Н.С. Ефимова // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 7. С. 54-57.
17. Жуков, Б.М.Взаимодействие векторов развития организационной культуры и повышения экономической безопасности предприятия / Б.М. Жуков, Л.А. Королева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 3 (127). С. 261-271.
18. Каплан, Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 304 с.
19. Кинг, У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М., 2000.
20. Кленин, А. Стратегия управления бизнес-процесса ми:
Организационное развитие (стратегия). URL: http://
www.kmtec.ru/publications/library/select/steteg_upr_bus_o rg_razv.shtml
21. Клименко, Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. - М.: Изд-во РЗИТЛП, 2008.- 149 с.
22. Кожевина, О.В. Управление изменениями: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 286 с.
23. Колыванов, В.Ю. Формирование механизма реализации комплексных целевых программ организационного развития и повышения эффективности функционирования строительного предприятия/ В.Ю. Колыванов, С.Г. Демирова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 190-197.
24. Кормнов, Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность / Ю. Кормнов / Ю. Кормнов // Экономист. - 1997. - № 1 - С.39.
25. Курносова, Е. А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения/ Е.А. Курносова // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс] : Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений - Электрон, журн. - М. : АТиСО, 2009 - . - № гос. регистрации 0420600008. - Режим доступа: http://www.c-rcj.ru/ArticIes/2009/Kurnosova.pdf, свободный.
26. Левин, К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Питер, 1999.
27. Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. - М.: Финпресс, НГАЭ и У, 1997.
28. Лютенс, Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 1999.
29. Макарова, А.В. История развития и современное понимание проблематики и особенностей концепции организационного развития / А.В. Макарова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - № 2. - С. 37-40.
30. Макарова, А.В. Применение системного подхода в практике организационного развития и влияние методов организационного развития на эффективность организации / А.В. Макарова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - № 2. - С. 41-45.
31. Маркелов, А.Ю. Реализация интересов конкурентных отношений фирмы в сфере услуг / А.Ю. Маркелов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 12-2 (56). С. 397-404
32. Межонис, З.В. Управление организационными изменениями: потенциал анализа жизненного цикла предприятия / З.В. Межонис // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. № 2 (23). С. 143-148.
33. Метелев, И.С Конкурентоспособность субъекта
предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И.С. Метелев // Проблемы современной экономики. - 2011. - №1.
34. Минченкова, О.Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. - М.: Изд-во ГУУ, 2008. - 222 с.
35. Мировой рынок рыбы и рыбной продукции. Маркетинговое исследование / GLOBAL REACH CONSULTING. - 26 ноября 2014. - 402 с.
36. Миронова, И.А. Формирование организационно-экономического механизма системы управления предприятием как инструмент повышения конкурентоспособности (на примере отрасли легкой промышленности)/ И.А. Миронова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. -Т. 6. - № 1. -С. 90-96.
37. Мних, О.Б. Стратегическая роль организационных факторов в развитии предприятия и повышении его стоимости / О.Б. Мних, Г.М. Захарчин // Организатор производства. 2011. Т. 48. № 1. С. 71-76.
38. Молочников, Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 97 с.
39. Невис, Э. Гештальт-терапия и организационное консультирование // Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. - Ростов-на- Дону, 2001.
40. Пивкин, Д.В. Стратегия повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе маркетинговых исследований товарного рынка: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Пивкин Даниил Владимирович. - Саранск, 2008. - 20 с.
41. Питерс, Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.
42. Пищухин, А.М. Моделирование организационной структуры предприятия на различных этапах жизненного цикла / А.М. Пищухин, Е.А. Коршунова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 4 (110). С. 88-93.
43. Попадюк, Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. - М.: МГСУ, 2008. - 200 с.
44. Портер, М.Э. Конкуренция: пер.с англ. М.: Издательсктй дом «Вильямс», 2003. - 496 е.: ил.
45. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
46. Пью, Д. Понимание организационных изменений и управлением ими -Хрестоматия «Управление изменениями». - М., МЦДО «ЛИНК», 1996.
47. Резанович А.Е. Особенности формирования организационной культуры на различных этапах жизненного цикла предприятия / Е.А. Резанович // Проблемы и перспективы современной науки. 2014. - № 2. - С. 176-181.
48. Рузяк, Е.С. Взаимодействие конкурентных преимуществ и инновационного потенциала в организационно-экономическом механизме перспективного развития сферы услуг / Е.С. Рузяк // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. - № 4. - С. 109-112.
49. Сафиуллин, Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. — 162 с.
50. Ситников, И.А. Анализ основных направлений развития научного подхода к управлению организационным развитием / И.А. Ситников // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 2012. - № 17.- С. 61-68.
51. Скворцов, А.А. Оценка эффективности стратегии конкурентоспособности торговых предприятии / А.А. Скворцов // Труд и социальные отношения. 2012. № 8. С. 39-45.
52. Степанов, Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 203 с.
53. Степнова, С.И. Управление организационным развитием и социо- эколого-экономически устойчивое развитие химических предприятий / С.И. Степнова // Вестник МИТХТ им. М.В. Ломоносова. 2012. - Т.7. - № 5. - С. 113-114.
54. Суслов, Д.С. Управление знаниями на разных этапах жизненного цикла организации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /Суслов Дмитрий Сергеевич. -Москва, 2014. - 179 с.
55. Уотермен, Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие кампании / Пер с англ. - М.: Экономика, 1988. - 368 с.
56. Фатхутдинов, P.A. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2005. - 504 с.
57. Четыркина, Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебное пособие / Н.Ю. Четыркина.- СПб.: изд-во СПБГУЭФ, 2009.-128 с.
58. Шакирьянова Г.А. Управление организационным развитием нефтегазостроительных предприятий на основе реинжиниринга бизнес - процессов/ Г.А. Шакирьянова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2008. № 3. С. 37-43.
59. Эсетова, А.М.Системный подход к управлению конкурентным потенциалом строительного предприятия / А.М. Эстетова, Х.М. Магомедов, Т.А. Гамидов // Транспортное дело России. 2006. - № 11-1. -С. 37-39.
60. Anderson, D. Organization development: the process of leading organizational change. - Thousand Oaks: SAGE Publications, 2010. - 374 p.
61. Argyris, C., Schon D. Organizational Learning. - Reading, MA.: Addison-Wesley, 1978.
62. Beckhard, R. Organization development: Strategies and Models. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1969.
63. Beer, M. Organization Change and Development: A Systems View. - Dallas: Scott-Foresman, Goodyear Publishing Company,1980. - 367 p.
64. Bennis, W.G. 1969. Organization development: Its Nature, Origins, and Prospects. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1969.
65. Burke, W.W. Organization development: Principles and Practices. - Scott, Foresman, 1982. - 280 p.
66. Cheung-Judge, M. Organizational development: a practitioner's guide for
OD and HR. - London: Kogan Page Limited, 2011. - 328 p.
67. Cummings, T.G., Huse E.F. Organization development and Change. - 4th ed. - St. Paul, MN: West Publishing Company, 1989.
68. Cummings, T.G., Worley C.G. Organization development and Change. - 5th ed. - St. Paul, MN: West Publishing Company, 1993.
69. Dent, E.B. The Complexity Science Organizational Development Practitioner // Organization Development Journal, - 2003. - Vol. 21. - № 2.
70. French, W.. The Emergence and Early History of Organizational Development. - Glenview, IL.: Scott, Foresman, 1985.
71. French, W.L., Bell C.H. Jr. Organization Development. - 5th ed. - Englewood Cliffs, NY: Prentice Hall, Inc., 1995.
72. Haneberg, L. Organization development. Basics. - Baltimore: ASTD Press, 2005. - 155 p.
73. Krugman, P. Making sense of the competitiveness debate. // Oxford Review of Economic Policy. - 1996. - № 12. -P. 17-25.
74. Porras J.I., Robertson P.J. Organization development: Theory, Practice, and Research. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1992.
75. Robertson, P.J., Roberts D.R., Porras J.L Dynamics of Planned Organizational Change: Assessing Empirical - 2007.
76. Schein, E.H. Organizational Culture 11 American Psychologist. - 1990. - P. 117.
77. 4. Greener L. Evolution and Revolution as Organazations Grow // Harward Business Revew. 1972. August. P. 34-47.
78. Silberman, M. The consultant’s big book of organization development tools. - New York: McGraw-Hill, 2003. - 320 p.