ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА
ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. История становления и современное понимание концепции организационного развития 7
1.2. Конкурентоспособность предприятия сферы услуг как результат его организационного развития 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА
ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. История становления и современное понимание концепции организационного развития 7
1.2. Конкурентоспособность предприятия сферы услуг как результат его организационного развития 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение
Актуальность темы работы.
Анализ современных тенденций развития экономики показал, что в основе конкурентоспособности предприятия сферы услуг лежит его постоянное развитие и изменение. Масштаб решаемых экономических задач, стоящих перед предприятием, постоянно изменяется и требует обобщения не только практического опыта, но и теоретических основ научного подхода к управлению организационным развитием, адекватным проблемам внешней и внутренней среды предприятия.
В современных условиях в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями сферы услуг, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию следующих факторов: способности предприятия к постоянному развитию и изменению (из всего числа ведущих в России научных разработок в практической деятельности используется лишь 1%, в то время как в развитых странах прикладной характер имеет около 70% научных разработок); осознания факта, что основой конкурентной борьбы все в большей степени служит создание и освоение знаний; способности предприятия добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций (сегодня три монополиста - ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД» - ежегодно тратят на НИОКР 15 млрд. руб., в то время как государство в целом 20 млрд. руб.); осознания того, что существует только один путь удержания достигнутых конкурентных преимуществ - постоянное их совершенствование; избирательного использования источников преимуществ в других регионах; понимания того, что конкурентные преимущества возникают в результате длительных улучшений (а не защиты существующих секретов).
Очевидным является наличие прямой зависимости между конкурентными преимуществами предприятия и его способностью к
внедрению элементов самообучающейся и саморазвивающейся организации, т. е. к обеспечению конкурентоспособности на основе организационного развития как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.
В этой связи необходимо отметить, что обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг возможно на основе внедрения проектов организационного развития, так как сфера услуг является базовой сферой для создания и апробации новых моделей и методик. Это самый быстро развивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех остальных отраслях, вместе взятых. По различным оценкам, частный и государственный секторы услуг обеспечивают от 60 до 70% национального продукта.
Отмеченное определяет актуальность рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы проблемы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень изученности проблемы.
Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития постоянно находятся в области пристального внимания ученых и специалистов многих стран.
Различные аспекты конкурентоспособности предприятий отразили в своих трудах зарубежные исследователи Д. X. Джакот, Ф. Котлер, М. X. Мескон, Е. Млоток, М. Портер, А. Дж. Стрикланд, А. А. Томпсон и др.
Достаточно глубоко, обстоятельно и содержательно разнообразные вопросы конкурентоспособности предприятий раскрыли в своих исследованиях и отечественные ученые Ю. Кормнов, А.А. Воронов, В.Л. Луноев, Л.В. Степанов, Л. Н. Качалина, С. Г. Светуньков, Н.Ю. Четыркина, Р.А. Фатхутдинов, и др.
Большое значение для развития концепции организационного развития
(OD) имеют работы следующих ученых: Р. Бекхарда, У.Бурка , X. Хорстейна,
П. Вэйла, У.Френча, С. Белла, и др. Значительный вклад в теорию и практику
4
OD внесли исследования Г ерберта Шепарда и Роберта Блэйка в корпорации ESSO (в настоящее время Exxon), а также Дугласа Макгрегора и Ричарда Бекхарда в General Mills. В результате применения методов тренинговых групп (Training groups) в этих компаниях был введен в употребление термин «организационное развитие»
Несмотря на достаточно большое количество научной и методической литературы по проблемам управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг в условиях активизации организационного развития, ряд вопросов остается неосвещенным. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Важность проблем практической реализации разработок по обеспечению конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития предопределил выбор данной темы, цели и задач бакалврской работы
Цели и задачи работы.
Цель работы - практическое подтверждение необходимости повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития.
Реализация поставленной цели определила постановку и необходимость решения следующих задач:
1) рассмотрения концепции организационного развития предприятия;
2) исследование характера влияния проектов организационного развития на конкурентоспособность предприятия сферы услуг
3) проведения анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия сферы услуг; определение стратегии развития на основе SWOT- анализа;
4) диагностики конкурентоспособности системы управления исследуемого предприятия сферы услуг, определение его конкурентной позиции на региональном рынке;
5) определение стадии жизненного цикла исследуемого предприятия сферы услуг, построение системы целей организационного развития на данном этапе жизненного цикла;
6) формирование программы организационного развития, направленной на повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия сферы услуг.
Предмет исследования.
Совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
Объект исследования.
Предприятие ООО «Апогей БК», осуществляющее свою операционную деятельность на рынке г. Красноярска и Красноярского края в области оказания услуг постановки учета и консультирования по его ведению в бухгалтериях государственных учреждений по Красноярскому краю на базе программ 1С.
Теоретическая основа работы.
В основу работы положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий трактуется в работе с позиции единства теории и практики.
Анализ современных тенденций развития экономики показал, что в основе конкурентоспособности предприятия сферы услуг лежит его постоянное развитие и изменение. Масштаб решаемых экономических задач, стоящих перед предприятием, постоянно изменяется и требует обобщения не только практического опыта, но и теоретических основ научного подхода к управлению организационным развитием, адекватным проблемам внешней и внутренней среды предприятия.
В современных условиях в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями сферы услуг, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию следующих факторов: способности предприятия к постоянному развитию и изменению (из всего числа ведущих в России научных разработок в практической деятельности используется лишь 1%, в то время как в развитых странах прикладной характер имеет около 70% научных разработок); осознания факта, что основой конкурентной борьбы все в большей степени служит создание и освоение знаний; способности предприятия добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций (сегодня три монополиста - ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД» - ежегодно тратят на НИОКР 15 млрд. руб., в то время как государство в целом 20 млрд. руб.); осознания того, что существует только один путь удержания достигнутых конкурентных преимуществ - постоянное их совершенствование; избирательного использования источников преимуществ в других регионах; понимания того, что конкурентные преимущества возникают в результате длительных улучшений (а не защиты существующих секретов).
Очевидным является наличие прямой зависимости между конкурентными преимуществами предприятия и его способностью к
внедрению элементов самообучающейся и саморазвивающейся организации, т. е. к обеспечению конкурентоспособности на основе организационного развития как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.
В этой связи необходимо отметить, что обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг возможно на основе внедрения проектов организационного развития, так как сфера услуг является базовой сферой для создания и апробации новых моделей и методик. Это самый быстро развивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех остальных отраслях, вместе взятых. По различным оценкам, частный и государственный секторы услуг обеспечивают от 60 до 70% национального продукта.
Отмеченное определяет актуальность рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы проблемы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень изученности проблемы.
Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития постоянно находятся в области пристального внимания ученых и специалистов многих стран.
Различные аспекты конкурентоспособности предприятий отразили в своих трудах зарубежные исследователи Д. X. Джакот, Ф. Котлер, М. X. Мескон, Е. Млоток, М. Портер, А. Дж. Стрикланд, А. А. Томпсон и др.
Достаточно глубоко, обстоятельно и содержательно разнообразные вопросы конкурентоспособности предприятий раскрыли в своих исследованиях и отечественные ученые Ю. Кормнов, А.А. Воронов, В.Л. Луноев, Л.В. Степанов, Л. Н. Качалина, С. Г. Светуньков, Н.Ю. Четыркина, Р.А. Фатхутдинов, и др.
Большое значение для развития концепции организационного развития
(OD) имеют работы следующих ученых: Р. Бекхарда, У.Бурка , X. Хорстейна,
П. Вэйла, У.Френча, С. Белла, и др. Значительный вклад в теорию и практику
4
OD внесли исследования Г ерберта Шепарда и Роберта Блэйка в корпорации ESSO (в настоящее время Exxon), а также Дугласа Макгрегора и Ричарда Бекхарда в General Mills. В результате применения методов тренинговых групп (Training groups) в этих компаниях был введен в употребление термин «организационное развитие»
Несмотря на достаточно большое количество научной и методической литературы по проблемам управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг в условиях активизации организационного развития, ряд вопросов остается неосвещенным. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Важность проблем практической реализации разработок по обеспечению конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития предопределил выбор данной темы, цели и задач бакалврской работы
Цели и задачи работы.
Цель работы - практическое подтверждение необходимости повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе организационного развития.
Реализация поставленной цели определила постановку и необходимость решения следующих задач:
1) рассмотрения концепции организационного развития предприятия;
2) исследование характера влияния проектов организационного развития на конкурентоспособность предприятия сферы услуг
3) проведения анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия сферы услуг; определение стратегии развития на основе SWOT- анализа;
4) диагностики конкурентоспособности системы управления исследуемого предприятия сферы услуг, определение его конкурентной позиции на региональном рынке;
5) определение стадии жизненного цикла исследуемого предприятия сферы услуг, построение системы целей организационного развития на данном этапе жизненного цикла;
6) формирование программы организационного развития, направленной на повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия сферы услуг.
Предмет исследования.
Совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
Объект исследования.
Предприятие ООО «Апогей БК», осуществляющее свою операционную деятельность на рынке г. Красноярска и Красноярского края в области оказания услуг постановки учета и консультирования по его ведению в бухгалтериях государственных учреждений по Красноярскому краю на базе программ 1С.
Теоретическая основа работы.
В основу работы положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий трактуется в работе с позиции единства теории и практики.
При стремительном возрастании неопределенности внешней среды организационное развитие, связанное с модернизацией бизнес-процессов и формированием конкурентных преимуществ с целью успешного позиционирования на рынке, является необходимым условием выживания предприятий сферы услуг. Ключевым условием адаптивности предприятия становится анализ стадии его развития с учетом накопленного потенциала и положения на рынке. Однако как в зарубежной, так и отечественной научной литературе отсутствуют исследования, связанные с проведением системного преобразования компонентов организации в соответствии с концепцией ее жизненных циклов.
При этом эффективное функционирование предприятия предполагает необходимость согласования всех его важнейших компонентов на стадиях ЖЦО, соответствующих внутреннему потенциалу и состоянию внешней среды.
Оценка состояния элементов организационного развития свидетельствует, что предприятие способно устойчиво функционировать на стадиях, юности, расцвета, стабильности. Однако в этом случае существует принципиальная необходимость проведения организационных преобразований, в первую очередь, связанная с модернизацией существующих бизнес-процессов, сменой стратегии, изменением поведения команды управленцев и «выращиванием» нового типа организационной культуры. Со стратегии роста следует перейти на стабилизацию, управленческая команда должна переориентироваться с выполнения бюрократических функций на функции защиты, в организационной культуре нужно мотивировать проявления, характерные для клановой и адхократической культуры.
Развитие организационной культуры способствует повышению степени удовлетворенности и компетентности персонала. Сотрудники, мотивированные на организационное развитие, будут готовы поддержать и реализовать мероприятия, направленные на повышение квалификации. Внедрение информационных технологий и рост эффективности позволят повысить потенциал компании. Достижение этих целей будет способствовать оптимизации бизнес-процессов и созданию системы генерирования и внедрения инноваций. В свою очередь, минимизация операционных проблем создаст компании дополнительные конкурентные преимущества. Ориентация на постоянное инновационное развитие позволит осуществить продуктовую дифференциацию и интеграцию, грамотно управлять продуктовым портфелем и повысить конкурентоспособность ООО «Апогей-БК» .
Следовательно, существующие традиционные формы и методы управления не удовлетворяют современным требованиям организационного развития предприятий в новых условиях хозяйствования.
При этом эффективное функционирование предприятия предполагает необходимость согласования всех его важнейших компонентов на стадиях ЖЦО, соответствующих внутреннему потенциалу и состоянию внешней среды.
Оценка состояния элементов организационного развития свидетельствует, что предприятие способно устойчиво функционировать на стадиях, юности, расцвета, стабильности. Однако в этом случае существует принципиальная необходимость проведения организационных преобразований, в первую очередь, связанная с модернизацией существующих бизнес-процессов, сменой стратегии, изменением поведения команды управленцев и «выращиванием» нового типа организационной культуры. Со стратегии роста следует перейти на стабилизацию, управленческая команда должна переориентироваться с выполнения бюрократических функций на функции защиты, в организационной культуре нужно мотивировать проявления, характерные для клановой и адхократической культуры.
Развитие организационной культуры способствует повышению степени удовлетворенности и компетентности персонала. Сотрудники, мотивированные на организационное развитие, будут готовы поддержать и реализовать мероприятия, направленные на повышение квалификации. Внедрение информационных технологий и рост эффективности позволят повысить потенциал компании. Достижение этих целей будет способствовать оптимизации бизнес-процессов и созданию системы генерирования и внедрения инноваций. В свою очередь, минимизация операционных проблем создаст компании дополнительные конкурентные преимущества. Ориентация на постоянное инновационное развитие позволит осуществить продуктовую дифференциацию и интеграцию, грамотно управлять продуктовым портфелем и повысить конкурентоспособность ООО «Апогей-БК» .
Следовательно, существующие традиционные формы и методы управления не удовлетворяют современным требованиям организационного развития предприятий в новых условиях хозяйствования.
Подобные работы
- Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе системы сбалансированных показателей, на материалах (ООО «КрасТоргИнвест")
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Современные инструменты обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг (на материалах ПАР «Сбербанк России»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение конкурентоспособности организации сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение конкурентоспособности организации сферы услуг на
основе клиентоориентированного подхода
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение конкурентоспособности организации сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности
предприятия сферы услуг
(на материалах ООО «Сервис Енисей-Плюс»,
торгово-сервисная компания)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе системы сбалансированных показателей
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2021 - Формирование системы риск-менеджмента предприятия сферы услуг,на материалах ООО «Профитек»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016



