Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Характер и особенности обучения аудированию 8
1.1. Характеристики аудирования 8
1.1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 10
1.1.2. Виды аудирования 12
1.1.3. Этапы формирования навыка аудирования 14
1.2. Факторы, влияющие на восприятие при обучении адуированию 15
1.2.1. Степень сложности прослушиваемых материалов (лексика и грамматика) 19
1.2.2. Количество и скорость воспроизведения прослушиваемого 20
1.2.3. Презентация материалов - слуховых и визуальных - субтитры, движения тела, мимика 21
1.3. Обучение аудированию на английском языке учеников средней школы 23
1.3.1. Лексические темы, изучаемые на средней ступени обучения в средней школе 23
1.3.2. Фонетические особенность английского языка, осложняющие обучение аудированию 26
1.3.3. Методика обучения аудированию в средних классах общеобразовательной школы 27
1.3.4. Тип упражнений 30
1.4. Возрастные и психологические особенности школьников подросткового возраста 36
Вывод 1 39
Глава 2. Методические основы учебного модуля для обучения аудированию английского языка на платформе («Английский пациент») 43
2.1. Платформа «Английский пациент» как инструмент для разработки учебного модуля в
онлйн-форматах 43
2.2. Апробация эксперимента: создание собственного учебного модуля на онлайн-платформе
«Английский пациент» 48
Вывод 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Данная работа посвящена использованию онлайн-платформы "Английский пациент" в обучении школьников аудированию на иностранном языке. Актуальность работы обусловлена развитием новых форм обучения, в частности, дистанционного обучения. Дистанционное образование помогает всем участникам образовательного процесса: учителя могут преподавать из дома, учащиеся могут выбирать, где и когда проходить уроки , а стоимость дистанционного образования ниже, чем традиционного. Для обучения в дистанционном формате в большинстве случаев используются разнообразные онлайн-платформы. Образовательная онлайн-платформа представляет собой информационную площадку, размещенную в сети Интернет, которая используется для взаимодействия обучающихся и преподавателей/учителей.
Платформа «Английский пациент» представляет собой уникальную базу материалов - коротких аутентичных видеороликов, аудиоматериалов, а также упражнений к ним, цель которых - прежде всего, научить говорить на английском языке и понимать англоязычную речь. Благодаря онлайн-обучению - относительно новому способу обучения - складывается новый способ общения между обучающимися и преподавателями, который разрушает монотонность традиционной аудитории и повышает эффективность усвоения знаний обучающимися.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения новых способов обучения отдельным аспектам иностранного языка - в частности, аудированию при помощи онлайн-платформы. Дистанционное обучение представляет собой актуальную область образования, которая постоянно развивается и совершенствуется. Восприятие речи на слух - одно из самых сложных речевых умений, которое необходимо не только в непосредственной коммуникации, но и при просмотре фильмов, прослушивании музыки. Развивающиеся образовательные технологии позволяют генерировать звуковое сопровождение письменного текста, которое используется на образовательных платформах. Но оно нередко отличается от реальной звучащей речи, что приводит к несоответствию заученного звукового образа слова его реальному звучанию. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных методов обучения восприятию звучащей речи в иноязычной речевой коммуникации с помощью онлайн-платформ.
Цель: разработать систему/комплекс упражнений для обучения аудированию на английском языке обучающихся средней ступени средствами онлайн-платформы “Английский пациент”.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. представить характеристику аудирования как вида речевой деятельности;
2. описать возможности образовательной платформы «Английский пациент» для обучения аудированию;
3. систематизировать факторы, значимые при обучении аудированию на онлайн-платформе;
4. уточнить психологические особенности обучающихся в зависимости от их
возраста в связи с массовой цифровизацией;
5. разработать комплекс упражнений для обучения аудированию для онлайн-платформы «Английский пациент».
Объект исследования: процесс обучения аудированию на английском языке с помощью онлайн-платформы “Английский пациент”.
Предмет исследования: использование онлайн-платформы
“Английский пациент” при обучении аудированию на английском языке обучающихся средней ступени в средней школе.
Научная новизна определяется материалом исследования: обучение аудированию при помощи образовательных онлайн-платформ на сегодняшний день лежит скорее на периферии методики обучения иностранному языку Вместе с тем динамично развивающиеся технические возможности позволяют использовать их более активно и легко в процессе обучения иностранному языку. При этом работе над обучением аудированию в классе все еще уделяется недостаточно времени, в ряде случаев обучающиеся знакомятся с очень ограниченным количеством искусственно созданных аудиозаписей, отличающихся от реальной речи. В связи с чем по завершении курса обучения иностранному языку обучающиеся испытывают значительные трудности с пониманием звучащей речи. Разработка заданий для онлайн-платформы позволяет разнообразить аудиоматериал для формирования навыков аудирования у школьников средней ступени путем многократного предъявления аудиозаписей, произносимых носителями английского языка в реальных жизненных ситуациях.
Материал исследования: видео-ролики, размещенные на веб-сайте Ютуб (https://www.youtube.com) а также на сайтах по обучению английскому языку. Для подготовки практической главы были отобраны 25 видеороликов, соответствующих по тематике изучаемым в средней школе лексическим темам. С использованием этих видео были разработаны 7 упражнений.
Научная новизна: Новизна ВКР определяется материалом исследования: обучение аудированию при помощи образовательных онлайн-платформ на сегодняшний день лежит скорее на периферии методики обучения иностранному языку оценке и анализе эффективности образовательных платформ для обучения аудированию английского языка и предложении эффективных показателей и методов оценки. Эти инновации могут стать количественной основой для практической деятельности, изучить влияние образовательных платформ на развитие навыков аудирования у учащихся, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования и оптимизации.
Материал исследования: Классификация; Сравнение; Наблюдения; Анализ.
Методологическая база:
Теоретические: изучение и анализ научной литературы по теме, сравнение, синтез;
Эмпирические: контент-анализ, педагогическое моделирование посредством разработки педагогического дизайна.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования данной ВКР вносят вклад в развитие теории обучения иностранному языку.
Практическая значимость: Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть применены при разработке курсов по обучению английскому языку и теории английского языка, а также при разработке упражнений для образовательных онлайн-платформ.
Аудирование - это рецептивная речевая деятельность, основная цель которой - получение, обработка и реагирование на информацию. Обучение аудированию представляет собой сложную задачу в условиях пребывания вне среды изучаемого языка. Помочь решить эту задачу способны различные технические средства, с помощью которых есть возможность проигрывать разнообразные образцы реальной звучащей речи, записанные на видео или аудио самими носителями языка (в том числе интервью, телепередачи, видеофильмы и др.). Одним из удобных инструментов хранения и использования банка подобных мультимедийных материалов является онлайн-платформа «Английский пациент».
В ходе проведенной работы мы уточнили некоторые теоретические аспекты обучения иностранному языку школьников среднего звена и пришли к следующим выводам. Существуют следующие виды аудирования: (1) Аудирование с пониманием основного содержания; (2) Аудирование с полным пониманием содержания; (3) Аудирование с выборочным пониманием содержания. Исследователи выделяют следующие этапы формирования навыка аудирования: (1) Дотекстовый этап; (2) Текстовый этап;
(3) Послетекстовый этап. Есть несколько факторов, которые оказывают существенно влияние на формирование навыка аудирования. К ним относятся:
(1) Лексика и грамматика; (2) Количество и скорость воспроизведения прослушиваемого; (3) Презентация материалов - слуховых и визуальных - субтитры, движения тела и мимика. Выделяют следующие типы задания (упражнений), способствующих успешному формированию навыка аудирования у школьников: Учить новые слова; Ответы на вопросы о названиях видеофильмов; Посмотрите видео и ответьте на вопросы о нем; и т.д. Методика обучения аудированию включает в себя 1) приобретение теоретических знаний о языке; 2) методы формирования соответствующих речевых навыков и умений с помощью практики и тренировки; 3) контроль и тестирование. и должна осуществляться в соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков: тадия среднего образования - это период огромных изменений в психологии и физиологии учащихся, и это важный период в образовании.По целому ряду причин у некоторых учащихся будут плохие моральные устои или поведение, что усложнит управление школой и преподавание учителям. Уделение внимания воспитанию поведенческих привычек и психологических качеств учащихся является основой образования. С нашей точки зрения, наиболее эффективными для работы для формирования навыков аудирования у школьников выбранного возраста являются следующие типы заданий: изучение новых слов через изучение картинок, ответы на вопросы по названиям видеофильмов, вопросы с множественным выбором, написание правильного слова там, где оно пропущено при прослушивании записи, выбор правильного объяснения к слову и т.д. Создание упражнений на онлайн-платформе для обучения аудированию включает в себя несколько этапов: анализ целевой аудитории, определение уровня владения языком, отбор видео в соответствии с лексической/грамматической темой/уровнем владения языком, анализ видео и составление глоссария,Выбор подходящего типа упражнений, формирование упражнений. Этот модуль предназначен для самостоятельной работы учащихся дома. Четкое введение и упражнения помогут учащимся точно понять, как выполнять упражнения, что не только стимулирует воображение учащихся, но и развивает у них способность работать самостоятельно.
Работа с упражнениями на платформе может осуществляться следующим образом: удобное средство обучения аудированию разных категорий обучающихся. ее можно с успехом применять для обучения аудированию шккольников благодаря тому, что она позволяет формировать разные типы упражнений. Английский пациент платформа позволяет создать гибридный коммуникативный класс, который предоставляет возможность интерактивной работы, что улучшает участие учащихся, а функция автоматической проверки домашних заданий снижает нагрузку на преподавателей. Два режима работы, предоставляемые платформой для учащихся, позволяют поддерживать непрерывность самостоятельной работы учащихся и онлайн-контента в классе. Таким образом, эта платформа является лучшей платформой для создания онлайн-курсов.
[1] Аверкова, А. А. Применение трехступенчатой модели обучения аудированию с использованием аутентичных текстов / А. А. Аверкова // Матрица научного познания. - 2023. - № 8-1. - С. 109-113. - EDN NKSEUX.
[2] Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торговоэкономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.
[3] Артеменко О.А., Амеличева К.А., Максимова Г.А. ИНТЕГРАЦИЯ
АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ С СУБТИТРАМИ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // КПЖ. 2021. №4 (147). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-autentichnyh-videomaterialov-s-subtit rami-v-protsess-formirovaniya-inoyazychnoy-leksicheskoy-kompetentsii (дата обращения: 25.03.2024).
[4] Архипова Т.Т, Шабалина А.Н. Изучение феномена чувства взрослости
акцентуированных подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №2 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZizuchenie-fenomena-chuvstva-vzroslosti-aktsentuir ovannyh-podrostkov (дата обращения: 26.04.2024).
[5] Ахметзянова С.М., Полькина ГМ. Методика обучения иноязычному
аудированию на уроке иностранного языка в основной школе // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №3 (6). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodika-obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniy u-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 03.04.2024).
[6] Багрова А.Я. Задачи и способы обучения аудированию на иностранном
языке в средней школе // Вестник Московской международной академии. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-i-sposoby-obucheniya-audirovaniyu-na-in ostrannom-yazyke-v-sredney-shkole (дата обращения: 07.03.2024).
[7] Баранова Е.В., Коваль О.И., Соловьева О.Б. ОБУЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И
КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnoy-inoyazychnoy-kommu nikatsii-studentov-uslovno-kommunikativnye-i-kommunikativnye-uprazhneniya (дата обращения: 01.04.2024).
[8] Бартош, Д. К. Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста / Д. К. Бартош, Т Б. Геращенко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 12-19. -EDNPAVAVR.
[9] Викулина М.А Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. №40. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/audirovanie-i-chtenie-pri-formirovanii-inoyazychn oy-mezhkulturnoy-kompetentsii (дата обращения: 20.03.2024).
[10] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам [текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. - 336 с.
[11] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. унтов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
[12] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М., 2006.
[13] Гарипова, А. Н. Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования / А. Н. Гарипова // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Казань, 27-28 ноября 2014 года. - Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2014. - С. 591-593. - EDN UTDXNB.
[14] Генишер, Э. З. Обучение аудированию / Э. З. Генишер // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 57-60. - EDNHVZBPF.
[15] Гончар И.А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики / И.А. Гончар // Вестник С. Петербургского университета. - Сер.9. -2011. - С. 117-121... 58