Аннотация 2
Введение 3
1 Теория концепции вовлеченности персонала 5
1.1 Изменение роли человека в организации и предпосылки развития вовлеченности .... 5
1.2 Сущность и задачи вовлеченности 8
2. Управление вовлеченностью 23
2.1 Механизмы формирования системы управления вовлеченностью персонала 23
2.2 Программы для формирования системы вовлеченностью персонала 31
3. Система управления вовлеченностью в российских компаниях 37
3.1 Практики вовлечения сотрудников в российских компаниях 37
3.2 Рекомендации по разработке и внедрению программ управления вовлеченностью . 42
Заключение 48
Литература 49
Приложение А 55
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 60
Одной из важных сфер деятельности предприятия является управление персоналом. От эффективности работы нанятого персонала зависит работа и развитие организации в целом, сотрудниками нужно компетентно управлять, обучать и развивать, повышая их уровень квалификации. Достижение желаемых финансовых показателей напрямую зависит от повышения уровня производительности труда и эффективности управления человеческими ресурсами.
Уверенная и четко разработанная стратегия повышения вовлеченности персонала приносит множество преимуществ. Руководители должны понять, что повышение вовлеченности - это стратегически верный шаг.
Каждый работодатель хочет, чтобы его сотрудники выполняли свои обязанности на высоком уровне, делали работу быстро и качественно. Предприниматели начинают понимать ценность инвестиций в сотрудников, тем самым они готовы вкладывать средства в развитие талантливых сотрудников, привлекая профессионалов для повышения прибыльности своего бизнеса. Многие международные компании давно осознали необходимость вовлечения сотрудников, но на российском рынке этот термин вызывает большой страх и непринятие.
За последние пять лет понятие «вовлеченность персонала» стало более распространенным в российской деловой практике, а руководители больше внимания уделяют исследованиям и работе над измерением и управлением вовлеченностью сотрудников. Многие люди путают «вовлеченность» с другими понятиями, такими как «удовлетворенность», «лояльность» и «мотивация». Каждый трактует это понятие по-своему, в связи с отсутствием теоретической базы обоснования термина «вовлеченность».
Развитию в российских компаниях системы вовлеченности препятствуют сохранившиеся особенности советской управленческой культуры: строгая иерархия, делегирование полномочий сверху вниз, ограниченные привилегии персонала, бюрократические структуры, боязнь идти на риски, коррупция, отсутствие принципов доверия.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы - высокий уровень вовлеченности сотрудников позволяет компаниям достигать хороших темпов роста и увеличивать доходы. Организации стремятся сохранить в своих рядах талантливого специалиста, что требует предоставить ему гарантии самореализации, повышения квалификации, обеспечения такими задачами, которые будут бросать вызов его профессиональным компетенциям и поднимать на качественно новый уровень развития.
Целью данной работы является показать на основе исследований системы управления вовлеченностью персонала механизм их формирования.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
1. Рассмотреть основы теоретических концепций вовлеченности персонала;
2. Рассмотреть, как применяется система управления вовлеченностью персонала на зарубежных и отечественных предприятиях;
3. Провести оценку подходов к формированию вовлеченности в российских компаниях;
4. Проанализировать возможные подходы и методы повышения вовлеченности персонала;
Объектом исследования в работе выступает система управления вовлеченностью персонала в организации. Предметом исследования является особенности формирования системы управления вовлеченностью.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, основной части (3-х глав), заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматривается изменение роли человека в организации и предпосылки развития вовлеченности.
Во второй главе уделяется внимание механизмам формирования системы управления вовлеченностью персонала, а также программам для их формирования.
В третьей главе акцент делается на анализе управления вовлеченностью персонала в российских компаниях, и предлагаются рекомендации по разработке и внедрению программ управления вовлеченностью.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты вовлеченности персонала, подходы к оценке уровня вовлеченности в компании, а также опыт российских компаний в вопросах управления системой вовлеченности.
Вовлеченность- это другое поведение, другая эмоциональная составляющая. Можно охарактеризовать ее как осознанная ответственность, поиск сделать что-то лучше для эффективного достижения результата. Но чтобы вовлечь сотрудника, нужно чтобы они хотя бы были удовлетворены. Работа с вовлеченностью индивидуальна, не все разработанные рекомендации могут подходить, так как каждая компания имеет свою специфику. Повышение вовлеченности сотрудников- долгий и сложный процесс. Здесь может потребоваться оценка вашей корпоративной культуры, ценности компании, отношения к сотрудникам и т.д.
Необходимо учитывать влияние мотивационно- побуждающих компонентов деятельности человека. Это могут быть различные мотивы, стимулы, которые представляют собой нелегкое переплетение социальных, психологических и биологических параметров. Мотивы лежат в основе активности человека.
Для того чтобы в будущем компания смогла получить экономический эффект, уже с самого начала работы сотрудника необходимо заниматься его адаптацией, вкладывать в развитие и знания, компания должна растить собственных профессионалов.
Результаты исследований подтверждают актуальность проблематики вовлеченности.
На основании данных литературы и результатов эмпирического исследования предложены практические рекомендации, касающиеся направлений совершенствования программ вовлеченности персонала.