Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)

Работа №187109

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы96
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: логопедические группы «Василёк» (4-4,5 лет) и «Ласточки» (5-5,5 лет).
Выборка: 4 детей.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 8
1.1. Дизонтогенез речевого развития, сопровождаемый отсутствием речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика неговорящих детей 13
1.3. Коррекционно-развивающие технологии, направленные на запуск речи у неговорящих детей дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ СЕРИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАПУСКУ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Анализ условий и ресурсов, необходимых для разработки серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 27
2.2. Принципы разработки серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 30
2.3. Цель и задачи серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 33
2.4. Содержание серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ СЕРИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАПУСКУ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
3.1. Характеристика выборки неговорящих дошкольников 50
3.2. Организация апробации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 51
3.3. Оценка результативности апробации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 58
3.4. Методические рекомендации по реализации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста 61
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В настоящее время в специальной педагогике существует достаточно большой объём теоретической и практической литературы, посвящённой этиологии, патогенезу и симптоматике «безречия». Данные вопросы представлены в трудах различных учёных. Так, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Л.Р. Давидович, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и многие другие изучали отсутствие речи в клиническом, физиологическом, психологическом и психолингвистическом направлении [26]. Однако, в большинстве исследований описывается изучение преимущественно экспрессивной речи (формированию лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова и коррекции звукопроизношения). Актуальность проблемы заключается в том, что вопросы стимулирования речевой активности у безречевых детей (особенно дошкольного возраста) на начальных этапах коррекции нарушений рассматриваются лишь в единичных авторских работах логопедов-практиков. Методики Т.В. Башинской, Т.Г. Визель, Т.В. Грузиновой, М.И. Лынской, Т.Н. Новиковой-Иванцовой имеют медико-психолого-педагогическое направление изучения алалии [26].
В процессе овладения речью ребёнок осваивает окружающий мир, учится вступать в контакт с другими людьми, общаться и получать необходимую информацию. Применительно к неговорящим детям проблемы речевого развития приобретают социальную значимость. Отсутствие речи обеспечивает недоразвитие таких функций языка, как регулирующая, познавательная и коммуникативная, что также сопутствует задержке высших психических функций, эмоциональной и личностной сфер развития. Следовательно, безречевой дошкольник способен использовать только невербальные средства общения, что затрудняет процесс взаимодействия. Данная проблема указывает на необходимость формирования потребности и мотивации в использовании слов, а также необходимость в стимулировании активной речи.
Актуальность проблемы отсутствия речи у дошкольников определяет объект, предмет, цель и задачи настоящей выпускной квалификационной работы.
Объектом являются логопедические технологии, направленные на вызывание речи у неговорящих детей дошкольного возраста.
Предмет: логопедическая работа по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста в ходе регулярного обучения.
Целью нашего проекта является создание и апробация серии логопедических занятий в форме конспектов, направленных на активизацию самостоятельной речи у неговорящих детей дошкольного возраста.
Цель проекта определила следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по вопросам отсутствия речи у детей дошкольного возраста;
2. Разработать серию логопедических занятий в форме конспектов, направленных на запуск речи у неговорящих детей дошкольного возраста;
3. Апробировать серию логопедических занятий в форме конспектов интерпретировать результаты, полученные в ходе их применения;
4. Оценить перспективы развития проекта.
Практическая значимость нашего проекта заключается в возможности применения серии логопедических занятий в форме конспектов логопедами, студентами-практикантами и родителями с целью вызывания активной речи у неговорящих детей дошкольного возраста.
Реализация серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих дошкольников была организована в условиях образовательного центра на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» в рамках непрерывной практики (стажировки) в период со 2 сентября по 29 декабря 2022 года. Основными используемыми ресурсами проведения занятий стали конспекты, содержащие в себе этапы, методы и приёмы по активизации речи.
Результатами внедрения нашего проекта является появление у всех участников экспериментального обучения таких проявлений активной речи, как звукоподражания и отдельные слова.
Для создания и реализации настоящей проектной работы нами были использованы следующие методы:
- Теоретические методы: изучение, анализ и обобщение литературы по теме проектной работы, прогнозирование результатов проектной деятельности и перспектив развития проекта;
-Эмпирические методы: изучение психолого-медико-педагогической документации, наблюдение за участниками апробации, беседа со специалистами образовательной организации, беседа и консультирование родителей неговорящих дошкольников, проектирование и эксперимент;
- Метод обработки и интерпретации полученных данных.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и приложение.
Введение содержит информацию об актуальности проблемы выбранной темы, цели, задачах, предмете, объекте и практической значимости настоящей работы, а также краткие сведения о реализации и результатах апробации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра.
Первая глава посвящена теоретическому изучению междисциплинарного аспекта проблемы недоразвития речи у детей. В этой главе раскрываются вопросы речевого дизонтогенеза, сопровождающегося отсутствием речи, клинические и психолого-педагогические формы речевых нарушений, а также описываются коррекционно-развивающие технологии, направленные на запуск речи у неговорящих детей дошкольного возраста.
Вторая глава представляет собой основную проектную часть, в которой приводятся краткие сведения о базе реализации серии логопедических занятий, анализ педагогических ориентиров по развитию речи детей с тяжёлыми нарушениями речи, прописанных в АООП, и перечень оборудования, необходимого для реализация логопедических занятий. Также в этой главе представлены методологические принципы, цель и задачи разработки нашего проекта и подробное описание его содержания.
Третья глава содержит в себе характеристики состояния речи неговорящих детей дошкольного возраста, выбранных для участия в апробации серии логопедических занятий по запуску речи. Нами описывается организация проведения логопедических занятий по запуску речи на примере одного из конспектов и проводится оценка результативности апробации. В последнем параграфе предлагаются методические рекомендации по реализации серии логопедических занятий в форме конспектов для логопедов, студентов-практикантов и родителей неговорящих детей дошкольного возраста.
В заключении обобщаются результаты разработки и реализации проектной работы и делаются итоговые выводы.
Приложение включает в себя 10 конспектов, содержащих наглядный и практический материал по разным лексическим темам и направленных на запуск речи у неговорящих детей дошкольного возраста.
Текст проектной работы обеспечен 3 таблицами и 4 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе овладения речью ребёнок осваивает окружающий мир, учится вступать в контакт с другими людьми, общаться и получать необходимую информацию. Применительно к неговорящим детям проблемы речевого развития приобретают социальную значимость. Отсутствие речи обеспечивает недоразвитие таких функций языка, как регулирующая, познавательная и коммуникативная, что также сопутствует задержке высших психических функций, эмоциональной и личностной сфер развития. Следовательно, безречевой дошкольник способен использовать только невербальные средства общения, что затрудняет процесс взаимодействия. Данная проблема указывает на необходимость формирования потребности и мотивации в использовании слов, а также необходимость в стимулировании активной речи.
Неговорящие дети входят в категорию детей с тяжёлыми нарушениями речи и иметь следующие клинические и психолого-педагогические заключения, включающие следующие первично обусловленные речевые расстройства: моторная и сенсорная алалии, анартрия, афония, ринолалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (1 уровня речевого развития). Также отсутствие речи может иметь вторичный характер речевых нарушений и рассматриваться как синдром в структуре основного заболевания: при задержке психического развития, умственной отсталости, раннем детском аутизме, нарушениях слуха и опорно-двигательного аппарата.
Ведущим в структуре дефекта у данной категории детей является нарушение языкового механизма, языка как целостной системы, что и определяет направление коррекционной работы.
На сегодняшний день в практической логопедии специалистами традиционно применяются различные технологии, которые способствуют эффективному речевому развитию ребёнка: технологии дифференцированного обучения, технологии логопедического обследования, технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания, технологии логопедического массажа, технологии развития лексико-грамматической стороны речи, технологии развития связной речи, информационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, музыкотерапия, сказкотерапия, Су Джок терапия, кинезиологические технологии.
Нами был проведён анализ ресурсов и условий, который содержит в себе краткие сведения об образовательной организации, проводится анализ целевых педагогических ориентиров по направлению «Речевое развитие», прописанных в АООП для детей с ТНР, и перечень необходимого оборудования для реализации серии логопедических занятий по конспектам.
При разработке проекта на направления нашей деятельности в проведении логопедических занятий указали следующие принципы специальной педагогики: принцип системности и единства образовательных, развивающих и воспитательных задач; принцип деятельностного подхода; принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребёнка; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком; принцип комплексно-тематического построения логопедический занятий; принцип непрерывности коррекционной работы; принцип учёта механизмов нарушения речи; принцип связи речи с другими сторонами психического развития; принцип комплексности, принцип опоры на сохранное звено.
Общая цель применения серии логопедических занятий – стимулирование подражательной речи у неговорящих детей.
При разработке нашего проекта содержание материала в серии логопедических занятий в форме конспектов определило комплекс коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-развивающих задач.
Содержание серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста представлено в форме конспектов. Все задания, включённые в конспекты, представлены в игровой форме, соответствуют изучаемым лексическим темам и дают возможность безречевым дошкольникам проявить свои актуальные возможности. Они способствуют развитию не только речевых компонентов, но и также неречевых психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, графомоторных навыков. Задания подобраны с учётом соответствия речевому уровню развития неговорящих детей, их индивидуальным личностным особенностям.
Участниками апробации серии логопедических занятий по запуску речи стали неговорящие дети дошкольного возраста, имеющие заключение ЦПМК общее недоразвитие речи (1 уровень речевого развития) при моторной алалии. Это Паша С. (4 года), Алина Н. (4,5 года), Света К. (5 лет), Вова М. (5 лет).
Организация апробации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих дошкольников прошла в условиях образовательного центра на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» в рамках непрерывной практики (стажировки) в период со 2 сентября по 29 декабря 2022 года.
Обобщая полученные результаты апробации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
За весь период апробации методики у всех детей улучшились компоненты двигательной сферы: тонкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика.
Отмечаются улучшения в развитии высших неречевых психических функций, а именно зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, а также мыслительных процессов. На это указывает целенаправленность действий, а также понимание и выполнение упражнений, которые им были предложены. Было отмечено, что они научились дифференцировать различные предметы по форме, величине и цвету.
В игровом процессе появились попытки подражания речевым и неречевым звукам. Стало заметно увеличение числа звукоподражаний, улучшение выполнения имитационных движений.
В результате развития речевого дыхания возрос его объём и нормализовался его ритм. Более согласованной стала работа дыхания, фонации и артикуляции. В связи с тем, что в речи стали использоваться звукокомплексы и отдельные слова, увеличились возможности управления громкостью голоса.
На наш взгляд, по результатам апробации у неговорящих детей возникло понимание, что они могут общаться с помощью вербальных средств общения, то есть, слов. У них появилось желание разговаривать. Двое детей пристально вглядывались в речь логопеда с целью рассмотреть правильную артикуляцию. На последних нескольких занятиях три ребёнка из четырёх здоровались и прощались посредством слов. Для них стали доступны односложные и двусложные слова из открытых слогов «Да», «Нет», «Пока», «Дай», «Сибо (спасибо)».
Таким образом, серия логопедических занятий по запуску речи у неговорящих детей дошкольного возраста доказывает действенность и эффективность её применения. Вышеописанные результаты свидетельствуют о том, что речевые механизмы у неговорящих дошкольников были успешно активированы и запущены.
Продолжение коррекционной работы с этими детьми позволит улучшить состояние всех компонентов языка и, соответственно, повысить уровень речевого развития.
В завершении настоящей выпускной квалификационной работы мы приводим методические рекомендации по реализации серии логопедических занятий по запуску речи у неговорящих дошкольников для педагогов, студентов и родителей.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что цель и задачи разработки и реализации проектной работы достигнуты.



1. Абрамов, М. О. Моторная и сенсорная алалия : сложности диагностики / М. О. Абрамов, М. Ю. Бобылова. – Текст : электронный // Русский журнал детской неврлогии. – 2012. – С. 32-42. URL: https://rjdn.abvpress.ru/jour/article/view/233/167 (дата обращения 06.03.2023).
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 77 с. – (Сердце отдаю детям). – Текст : непосредственный.
3. Барабаш, Е. Ю. Методическое пособие для специалистов по работе с детьми : «Методика сказкотерапии» / Е. Ю. Барабаш. – Ставрополь : ставропольская краевая общественная детская организация «Союз детей Ставрополья». – 2022. – 25 с. – Текст : непосредственный.
4. Бардышевская, М. К. Аутизм : методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции / М. К. Бардышевская, Н. В. Бардышевский. – Текст : непосредственный // Сборник методических работ. –Москва : СигналЪ. – 2001. – 72 с.
5. Белякова, Л. И. Дифференциальные признаки речевого онтогенеза при минимальных проявлениях дизартрии / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Текст : электронный // Наука. Инновации. Технологии. – 2003. – №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsialnye-priznaki-rechevogo-ontogeneza-pri-minimalnyh-proyavleniyah-dizartrii (дата обращения: 12.02.2023).
6. Белякова, Л. И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Ю. О. Филатова, Т. Г. Хатнюкова-Шишкова. – Москва : Национальный книжный центр, 2017. – 80 с. – (Логопедические технологии.). – Текст : непосредственный.
7. Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. – Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. – Чебоксары : Молодой ученый, 2017. – 26 с.
8. Буренкова, А. А. Технологии образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста : методическое пособие для педагогов-психологов ДОУ и воспитателей / А. А. Буренкова. - Новокубанск, 2021. – 41 с. – Текст : непосредственный.
9. Ванюшина, В. В. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Ванюшина. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2022. – № 36 (431). – С. 192-195. URL: https://moluch.ru/archive/431/94844/ (дата обращения: 14.01.2023).
10. Визель, Т. Г. Про¬бле¬мы без¬ре¬чия у де¬тей / Т. Г. Визель. – Текст : непосредственный // Кор¬рек¬ци¬он¬ная пе¬да¬го¬ги¬ка : тео¬рия и прак¬ти¬ка. – 2015. – № 3. – С. 86–96.
11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. – Текст : непосредственный.
12. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Под редакцией И. Ю. Кондратенко. – Москва : Айрис Пресс, 2013. – 224 с. – Текст : непосредственный.
13. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития : монография / В. П. Глухов. – 2-е издание, исправленное и переработанное. ‒ Москва : В. Секачев, 2014. – 537 с. – Текст : непосредственный.
14. Датешидзе, Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 128 с. – Текст : непосредственный.
15. Диф¬фе¬рен¬ци¬ро¬ван¬ный под¬ход к кор¬рек¬ции си¬стем¬ных на¬ру¬ше¬ний ре¬чи на эта¬пе без¬ре¬чия / Л. Р. Да¬ви¬до¬вич, М. Н. Ро¬му¬сик. – Текст: непосредственный // До¬школь¬ное вос¬пи¬та¬ние. – 2020. – № 7. – С. 71–76.
16. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. Н. Щетинин. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Метафора, 2016. - 127 с. - (Посоветуйте доктор!). – Текст : непосредственный.
17. Жулина, Е. В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития : монография / Е. В. Жулина. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 143 с. – Текст : непосредственный.
18. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – Москва : АРКТИ, 2005. - 318с. – Текст : непосредственный.
19. Игнатьева, С. И. Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях / С. И. Игнатьева. – Текст : электронный // Образование и воспитание. – 2020. – № 1 (27). – С. 8-11. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4841/ (дата обращения:15.02.2023).
20. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений / Г. А. Османова, Л. А. Позднякова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. - 88 с. - (Серия «Мастер-класс логопеда»). – Текст : непосредственный.
21. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова. - Текст : электронный // Специальное образование, 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr (дата обращения: 20.01.2023).
22. Карелина, И. Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста : монография / И. Б. Карелина. – Новосибирск : АНС СибАК, 2017. – 156 с. - Текст : непосредственный.
23. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / Ю. М. Картушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. - 160 с. - (Логопед в ДОУ). – Текст: непосредственный.
24. Киргинцева, М. А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития / М. А. Киргинцева, Е. А. Логинова. – Текст : электронный // Специальное образование. - 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-razvitiya-rechi-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 14.03.2023)
25. Ковшиков, В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употреб¬ления падежных окончаний существительных / В. А. Ковшиков. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006. — 80 с. – Текст : непосредственный.
26. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. – Москва : Парадигма, 2009. - 216 с. – Текст: непосредственный.
27. Лексика + Грамматика = … : пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4–6 лет / Т. В. Пятница. – 9-е издание. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 124 с. – Текст : непосредственный.
28. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Л. Р. Лизунова. – Пермь : ПКИПКРО, 2005. – 60 с. – Текст : непосредственный.
29. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. – Текст: непосредственный // Педагогика : традиции и инновации. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 140-146. Текст : непосредственный.
30. Музалевская, И. Л. Особенности речевого развития у детей с аутизмом / И. Л. Музалевская. – Текст : электронный. - URL: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/2df/Osobennosti-rechevogo-razvitiya-u-detey-s-autizmom.pdf (дата обращения 07.03.2023).
31. Музыкотерапия сегодня / Под общей редакцией В. П. Петрушина. – Текст: электронный // Наука, практика, образование : материалы Международной конференции. – Москва : МПГУ Институт изящных искусств, 2019. – URL: e0d531798dc1a42af0838dbdf4e4095d.pdf (дата обращения: 30.01.2023)
32. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии : сборник статей / Пак Чжэ Ву. - Москва : Су Джок Акад., 2009. - 208 с. – Текст : непосредственный.
33. Пол и Гейл Деннисоны. Гимнастика мозга : книга для учителей и родителей / Пол и Гейл Деннисоны. – Текст : электронный. - URL: https://waksoft.susu.ru/wp-content/uploads/2018/08/Doktor-Pol-I.-Dennison-i-Geyl-Dennison-Gimnastika-mozga.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
34. Покровская, Ю. А. Дефиниция "задержка речевого развития" в современной логопедии / Ю. А. Покровская. – текст: непосредственный // Специальная педагогика и специальная психология : современные проблемы теории, истории, методологии. – Москва : ЛОГОМАГ, 2013.– С. 211-218.
35. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 160 с. – Текст: непосредственный.
36. Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза / Т. А. Бочкарева, О. В. Кощеева. – Текст : непосредственный // Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза". – Саратов : Саратовский источник, 2017. – 354 с.
37. Радулова, С. М. Использование Су Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи / С. М. Радулова. – Текст : электронный. – URL: https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2020/02/су-джо-терапия.pdf (дата обращения 18.02.2023).
38. Репина, З. А. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией / З. А. Репина, Е. С. Щербакова. – Текст : электронный // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-motornoy-alaliey (дата обращения: 14.04.2023).
39. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т. Б. Филичева. – Москва, 2000. – 314 с. – Текст: непосредственный.
40. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е издание. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика). – Текст : непосредственный.
41. Шарап, Д. К. Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста, составленная на основе образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО / Д. К. Шарап. – Текст : электронный. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/02/20/rabochaya-programma-po-rechevomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo (дата обращения 12.04.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ