АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Рекреационные ресурсы Республики Алтай и особенности молодежных
туров 5
1.1 Рекреационные регионы Республики Алтай 5
1.2 Особенности проектирования групповых туров 9
1.3 Особенности проектирования туров для молодежного сегмента 18
2 Методы исследования 23
2.1 Анкетирование как метод исследования 23
2.2 Контент анализ 25
2.3 Дизайн исследования предпочтений молодёжи 26
3 Результаты исследования 29
3.1 Результаты контент-анализа 29
3.2 Результаты анкетирования 33
4 Проект молодёжного тура выходного дня «Ме1.Тоиг:Алтай» 37
4.1 Техническое задание 37
4.2 Результат проектирования тура 38
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 59
Приложение А Сравнительная характеристика туров 65
Современная молодёжь испытывает высокую учебную/рабочую нагрузку, информационную перегрузку и стресс, что обуславливает потребность в регулярной смене обстановки и восстановлении психоэмоционального состояния. В этих условиях приобретают популярность туры выходного дня - краткосрочные поездки, позволяющие получить яркие впечатления, не выходя за рамки ограниченного бюджета и времени. Молодёжь, как активная и мобильная социальная группа, нуждается в доступных, динамичных и насыщенных формах отдыха, однако туристский рынок не всегда предлагает турпродукты, адаптированные под эти особенности. Учитывая богатый природный, культурный и рекреационный потенциал Республики Алтай, а также транспортную доступность региона для жителей Томска, становится очевидной актуальность разработки специализированного тура выходного дня, ориентированного на молодёжную аудиторию.
Целью данного исследования является разработка молодёжного тура выходного дня «Mel.Tour: Алтай» для жителей города Томска.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать актуальные предложения продуктов молодёжного туризма;
- описать портрет потенциального молодого туриста из города Томска;
- разработать проект молодежного тура выходного дня «Mel.Tour: Алтай».
Объект исследования: молодёжный туризм.
Предмет исследования: туристский продукт.
Методология исследования основана на комплексном подходе, включающем анализ литературных источников, маркетинговых данных, анкетирование целевой аудитории, создание портрета туриста, сравнительный анализ существующих туристских продуктов, метод проектирования туров.
1. Проведённый контент-анализ трёх действующих туров выходного дня в Республику Алтай показал, что большая часть предложений ориентирована на широкую аудиторию и не адаптирована специально под молодёжный сегмент. Программы часто перегружены дополнительными тратами, стартуют не из Томска и не учитывают особенности молодежного восприятия - что позволяет выявить свободную нишу для доступных, активных и логистически простых туров для студентов.
2. На основе анкетного опроса был составлен обобщённый портрет потенциального туриста: это студент бакалавриата или магистратуры 21-25 лет, заинтересованный в активном групповом отдыхе на природе, с ограниченным бюджетом (до 15 000-17 000 руб.), предпочитающий короткие поездки с выездом из Томска. Приоритетными мотивами являются отдых от учёбы, новые впечатления, путешествия с друзьями и смена обстановки.
3. На основе полученных данных был спроектирован туристский продукт - тур «Mel.Tour: Алтай». Программа включает трансфер из Томска, насыщенные экскурсии, активный формат с элементами природного и культурного туризма, вечер у костра, а также проживание и питание при стоимости, не превышающей 18 000 руб. Тур отвечает предпочтениям целевой аудитории и может быть рекомендован к тиражированию в формате сезонных молодёжных поездок.
1. Актуальные проблемы развития туризма: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-13 марта 2018 г. / под ред. С. В. Дусенко, Н. Л. Авиловой. - М.: РГУФКСМиТ, 2018. - 516 с.
2. Александрова А. Ю., Владимиров Ю. Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - № 1. - С. 47-58.
3. Анкетирование: плюсы и минусы метода [Электронный ресурс]. - URL: [https://plusiminusi.ru/metod-anketirovaniya-plyusy-minusy-i-osobennosti/] (https://plusiminusi.ru/metod-anketirovaniya-plyusy-minusy-i-osobennosti/) (дата обращения: 18.02.2025).
4. Арсеньева Е. И. Туризм и культурное наследие: учебник. - Саратов, 2010. - 205 с.
5. Афанасьев О. Е. Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - № 1. - С. 37-46.
6. Ахметшина Э. Р., Зульфакарова Л. Ф. Туристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 3. - С. 13-16.
7. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. - Ростов- на-Дону, 2015. - 252 с.
8. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 221 с.
9. Биржаков М. Б. Введение в туризм: учеб. пособие. - М., 2005. - 319 с.
10. Боголюбова Е. В. Современные тенденции и перспективы развития международного туризма // Молодой ученый. - 2017. - № 37. - С. 52-55.
11. Бокова О. А., Четошникова Е. В. Основные направления реализации грантовой деятельности педагогического университета в сфере молодежной политики // Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс». - [б. г.]. - [б. м.]. - [б. и.].
12. Воротникова Л. О государственно-частном партнерстве в системе социального обслуживания населения // Самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 22-24.
13. Галиуллина Г. К., Галимов Ш. Ш., Шабанова Л. Б. Метод анализа туристского кластера региона // Вестник ТИСБИ. - 2014. - № 2 (58). - С. 141-149.
14. Ганущак-Ефименко Л. Н. Конкурентные преимущества кластерообъединенных предприятий на рынке // Актуальные проблемы экономики. - 2010. - № 3 (105). - С. 143-147.
15. Голондарев К. С. Централизованная модель развития кластера делового туризма как наиболее эффективный путь его функционирования // Экономика и управление: теория и практика. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 55-61.
..53