Введение
1 Теоретическая часть. Теоретические и методические аспекты
управления маркетингом 7
1.1 Принципы, задачи и виды организации управления
маркетингом на предприятии 7
1.2 Типы организационных структур управления маркетингом
на предприятии 14
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия ООО «Альцион» 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ актива баланса 28
2.3 Анализ пассива баланса 33
2.4 Показатели ликвидности и финансовой устойчивости
предприятия 36
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 43
2.6 Управленческий анализ 46
2.7 Заключительная оценка финансового состояния
предприятия 53
2.8 Вопросы экологии 55
3 Проектная часть. Практические аспекты маркетингово
планирования ООО «Альцион» 56
3.1 Проведение экспертного опроса 56
3.2 Должностные обязанности маркетолога 60
3.3 Расчет затрат на ввод новой штатной единицы 63
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение
Организация маркетинга на предприятии имеет существенное значение для направленности всех подразделений и служб на достижение поставленных задач, координации их деятельности и определение ответственности за выполнение маркетинговых функций.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что маркетинг, будучи эффективным средством повышения результативности системы управления предприятия, сам является объектом управления. От правильности построения такого организационно - управленческого процесса зависит эффективность маркетинга в деятельности той или иной хозяйственной единицы. Все вышесказанное является управлением маркетингом.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в маркетинговом планировании деятельности предприятия, направленном на увеличении доли рынка и развития организации ООО «Альцион». Для реализации цели, поставленной в рамках выпускной квалификационной работы, потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты управления маркетингом на предприятии, определить виды организационных структур маркетинга;
- проанализировать маркетинговую деятельность предприятия;
- проанализировать общее финансовое состояние ООО «Альцион»;
- разработать рекомендации по маркетинговому планированию на ООО «Альцион».
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО «Альцион».
Предметом исследования является маркетинговое планирование рассматриваемое как важный фактор повышения экономической эффективности.
В процессе исследования использовались различные материалы: публикации, маркетинговые исследования, данные бухгалтерской отчетности предприятия
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической, аналитической и проектной частей, заключения, списка литературы и приложений.
В теоретической части выпускной квалификационной работы отражены теоретические и методические аспекты управления маркетинга. Также рассмотрены типы организационных структур управления маркетингом на предприятии.
В аналитической части выпускной квалификационной работы проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «Альцион». Проанализированы производственные и финансовые показатели деятельности предприятия, с целью характеристики предприятия. Рассмотрены показатели рентабельности и деловой активности предприятия ООО «Альцион».
Третья часть выпускной квалификационной работы посвящена практическим аспектам планирования деятельности ООО «Альцион», введению нового штатного сотрудника - маркетолога, расчета и обоснования эффективности введения нового сотрудника.
В заключение работы подведены итоги теоретических исследований, анализа и предложенных мероприятий.
В условиях современной рыночной экономики все предприятия должны заботиться об эффективности производства, которое является важным показателем успешности и конкурентноспособности предприятия.
В квалификационной выпускной работе в теоретической части были рассмотрены принципы, задачи и виды организации управления маркетингом, а так же были разобраны типы организационных структур управления маркетингом на предприятии.
В аналитической части проведен анализ финансово - хозяйственный предприятия. В анализе было выявлено, что по валюте баланса организация ООО «Альцион» относится к группе среднего финансового размера. Трудовой критерий характеризует предприятие как малое предприятие.
Произошло увеличение оборотного капитала в 2016 году, составляет 69,9% или 2 804,0 тыс. руб. В 2015 году объем оборотного капитала составил 4 011,0 тыс. рублей, в 2016 году - 6 815,0 тыс. руб.
Деятельность предприятия в 2015 году на 70,7 % представлена собственными источниками финансирования и 29,3 % заемных средств. Доля собственных средств в общем количестве источников выросла на 3,6 %, что составила 74,3 %. Доля заемных долгосрочных средств в 2016 году уменьшилась на 3,6 % , что составляет 25,7% тыс. руб.
Финансовое состояние организации устойчивое. У предприятия присутствует не большое количество краткосрочных и долгосрочных заемных средств (кредитов).
В 2016 году коэффициент текущей ликвидности был равен 0,33, а в 2015 году равен 0,05. Произошло возрастание данного показателя на 0,28. Предприятие является платежеспособной.
Рентабельность основной деятельности в 2016 году составила 24,7 %, это очень хороший показатель. Предприятия с таким уровнем рентабельности относятся к категории высокорентабельных. Рентабельность активов за последний год составила 35,9 %. За 2016 год по сравнению с данными за 2015 года наблюдалось понижение рентабельности активов на 7,0 %.
Несмотря на то, что предприятие является малым, оно достаточно стабильно и надежно, а так же работает с положительным финансовым результатом.
В целях повышения финансовой эффективности и увеличение доли рынка в выпускной квалификационной работе было предложено ввести нового квалифицированного сотрудника - маркетолога. С введением нового сотрудника произошли изменения в организационной структуре.
Был проведен экспертный опрос, в качестве экспертов выступали сотрудники предприятия ООО «Альцион». Им предлагали следующие варианты, повышение эффективности предприятия: нанять маркетолога, открыть новый цех, затраты на рекламу, ввод токаря 3 разряда и установить гидроабразную резку, 72,7% экспертов, были за введения нового штатного сотрудника - маркетолога.
Выявлены общие затраты, связанные с введением маркетолога, составляют 410 8500,0 руб., включая единовременные затраты на создание нового рабочего места, найм сотрудника и выставки которые проходит 4 раза в год, которые составляют 107 000,0 руб.
Для предприятия затраты на нового сотрудника не слишком велики, но введение маркетолога за счет его предложений, предприятие ООО «Альцион» будет более узнаваемо и востребовано в услугах и их продукция. Социальный эффект от найма нового сотрудника и грамотного выполнения им своих функций ожидается довольно высоким.
Экономический эффект от введения в должность дополнительного сотрудника, исходя из 20 % увеличения прибыли экономический эффект составит 446 000 руб.
1. Брассингтон, Ф., Петтитт, С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М. : Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
2. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг : Учебное пособие / Г.А. Васильев, В. А. Поляков. - М. : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
3. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : Учебное пособие / М. В. Виноградова, 3. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2013. - 448 с.
4. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика. - М. : Эксмо, 2013. - 480 с.
5. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. - М. : ФОРУМ, 2012. - 333 с.
6. Голова, А. Г. Управление продажами : учебник / А. Г. Голова. - М. : Дашков и К, 2013. - 277 с.
7. Дурович, А. П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. - Минск : Современная школа, 2013. - 253 с.
8. Еремин, В. Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Еремин. - М. : КноРУс, 2014. - 648 с.
9. Современный маркетинг : Настольная книга по исследованию рынка : [Текст] : учебник. 3-2 изд. перераб. и доп. / Под ред. Хруцкого, В. Е. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 560 с.
10. Эльс, А. Основы маркетинга. [Текст]: учебник / А. Эльс. М. : Экономика, 2014. - 698 с.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга : краткий курс : [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.] : Вильямс, 2012. - 488 с.
12. Липсиц, И .В., Дымшиц М. Н. Основы маркетинга : учебник / И. В Липсиц., М. Н. Дымшиц. - М. : Геотар-Медиа, 2014. - 208 с.
13. Маркетинг : учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва : Инфра-М, 2013. - 335 с.
14. Кузьмина, Е. Е. Планирование маркетинга / Под ред. Е. Е. Кузьминой, Н. М. Шаляпиной. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2009. - 367 с.
15. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка : Учебное пособие. 3-2 изд. перераб. и доп. / Под ред. Хруцкого, В. Е. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 560 с.
16. Иванов, С. А. Один маркетинговый ход [Текст] : / С.А. Иванов // Современный предприниматель. -2012. - №11. - С. 77 - 79.
17. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании [Текст] : / Ф. Н. Ильясов // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 112- 116.
18. Махмутова, Г. С. Анализ и классификация методов сегментации рынка
[Текст] : / Г. С. Махмутова, И. И. Махмутов. // Маркетинг в России и за
рубежом. -2008. -№ 1. -С. 35-46.
19. Нехайчук, Ю. М. Может ли оптовик учитывать расходы на маркетинговое исследование / Ю. М. Нехайчук. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. -2010. - № 12. - С. 87 - 91.
20. Плющева, Л. В. Управление экономическими отношениями в системе «покупатель-продавец» с помощью маркетинговых коммуникаций [Текст] : / Л. В. Плющева//Экономический анализ : теория и практика,.- 2012. - № 1.- С. 12¬15.
21. Перевозчикова, Е. М. Маркетинговые исследования : налоговые проблемы, [Текст] : / Е. М. Перевозчикова. // Российский бухгалтер.- 2011. - №4. - С. 51 - 56.
22. Романюк, Е. В. Стимулирование продаж как инструмент маркетинговых коммуникаций [Текст] : / Е.В.Романюк. // Маркетинг а России и за рубежом.- 2012.- № 4. - С. 18-20.
23. Цибенко, А. Ю. Деловая репутация юридического лица и способы ее защиты /А. Ю.Цибенко. // Налоги. - 2011. - № 24. - С. 22 - 31.
24. Братищенко, А. С. Формирование лояльности потребителей как стратегическое направление маркетинга предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53519 (дата обращения: 19.11.2016).
25. Анализ состава, структуры и динамики активов организации [Электронный
ресурс]. - Режим доступа http: //xn--80aaivj fyj 3 e.com/finansovyiy-
menedjment/8analiz-sostava-strukturyi-dinamiki-aktivov-98032.html.
26. Определение рентабельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/183428/formula-rentabelnosti-osnovnoy-deyatelnosti-
predpriyatiya.
27. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Курсовая работа : метод. указания / Т. И. Островских, М. А. Йоцене ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан: Ред.-изд. Сектор ХТИ - филиала СФУ, 2013. - 35 с.
28. Определение финансовой устойчивости [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //economy-ru.com/ekonomika-turizma-kontrol/finansovaya-
ustoychivost-predpriyatiya-3 5806. htm/
29. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / под ред. Проф. В. Я. Познякова. - М. : ИНФРАМ, 2008. - 617 с.
30. Определение ликвидности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //btimes.ru/dictionary/likvidnost-predpriyatiya/
31. Определение платежеспособности [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //dol gofa.com/bankrotstvo/priznaki.html