Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социологического изучения отношения студентов первого курса к комплексу адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» 7
1.1 Содержание понятий «социализации» и «вторичная социализация» в социологии
1.2 Анализ результатов исследований о вторичной социализации студентов 18
Глава 2. Эмпирическое исследование отношение студентов первого курса сибирского федерального университета к комплексу адаптационных мероприятий «кубок первокурсников» 27
2.1 Методическое обоснования исследования 27
2.2 Ход исследования. Интерпретация результатов 34
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А. Анкета социологического исследования 56
Приложение Б. Описательная статистика исследования 63
Глава 1. Теоретические аспекты социологического изучения отношения студентов первого курса к комплексу адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» 7
1.1 Содержание понятий «социализации» и «вторичная социализация» в социологии
1.2 Анализ результатов исследований о вторичной социализации студентов 18
Глава 2. Эмпирическое исследование отношение студентов первого курса сибирского федерального университета к комплексу адаптационных мероприятий «кубок первокурсников» 27
2.1 Методическое обоснования исследования 27
2.2 Ход исследования. Интерпретация результатов 34
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А. Анкета социологического исследования 56
Приложение Б. Описательная статистика исследования 63
С рождения человек вступает взаимодействие с обществом, тем самым становясь его неотъемлемой частью. Для того чтобы стать личностью и приспособиться к жизни в обществе, индивид проходит процесс социализации. Социализация приобретает важность в нашем мире потому, что современные люди пытается всю жизнь адаптироваться к социальному давлению и уравновесить внутренние и внешние ценности. Ведь в современном мире личность открытая изменяющаяся система.
Социализация представляет один из главных процессов общественной деятельности. Она осуществляет специфический порядок социальных отношений, представляя собой вхождение молодого человека в жизнь общества. Стоит главная задача самосовершенствования процесса социализации, так как социализация напрямую связана с удовлетворением социальных потребностей всего общества.
С детства нас учат жить родители, именно они первыми рассказывают о том, как поступать можно, а как нельзя. После ребенок вступает в различные социальные группы, в которых индивиды действуют, опираясь на определенные социальные нормы поведения. Одним из наиболее важных первичных институтов социализации является школа. Это первый значимый опыт общественной жизни для ребенка. Но для становления личности такого опыта недостаточно. Важнейшим вторичным социальным институтом является вуз. Не что иное, как получение высшего образования в большей части создает условия становления успешного человека, как в общественной жизни, так и в профессиональной среде. Таким образом, невозможно отрицать огромную роль, которую образование в целом (как школьное, так и вузовское) играет в воспитании детей и их приспособлении к общественной жизни.
Тем самым, одной из наиболее значимых проблем в вузе является адаптация личности студентов первого курса. От того, как студенты будут подготовлены на первом этапе, будет зависеть уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и профессиональной деятельность. Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, с приобретением новых социальных ролей, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, отсутствие самоконтроля, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, к неготовности системно посещать учебные заведения, будет отсутствовать желание принимать участие в общественной жизни. [1]
По мнению многих ученых, адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к изменяющимся условиям жизни в вузе. В процессе адаптации у них формируются навыки и умения самоорганизации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
6 июня 2017 года были обнародованы результаты ежегодного Национального рейтинга университетов. Его составляет группа «Интерфакс», оценивая российские вузы по 6 параметрам: образование, исследования, социализация, интернационализация, бренд и инновации. В сводном рейтинге СФУ на 16 месте, а по параметру «Социализация» занимает 15 место. [2]
Таким образом, по инициативе ЦСК СФУ с учетом отсутствия социологических данных о комплексе адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» и об адаптации студентов первого курса, было проведено социологическое исследование с целью изучения данной проблематики.
Проблема исследования: отсутствие актуальной информации об отношении студентов первого курса Сибирского федерального университета к внеучебной работе в рамка комплекса адаптационных мероприятий « Кубок первокурсников», а так же роль «Кубка первокурсников» как ресурса вторичной социализации студентов первого курса.
Цель исследования: изучить роль «Кубка первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета.
Объект исследования: студенты первого курса Сибирского федерального университета.
Предмет исследования: «Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета. Гипотеза исследования : Студенты, принимавшие участие в «Кубке первокурсников» приобретают и усваивают новые социальные роли.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятий «социализация» и «вторичная социализация» в социологии.
2. Проанализировать результаты существующих социологических исследований о вторичной социализации студентов.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования ««Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета».
4. Провести социологическое исследование на тему: ««Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета» и проанализировать результаты.
Сбор данных в Сибирском федеральном университете осуществлен с помощью метода формализованного интервью в форме непосредственного опроса респондентов. Анализ данных реализован методами описательной статистики с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics.
Операционализация основных понятий:
1. «Кубок первокурсников» - комплекс адаптационных мероприятий приводящиеся с целью организации внеучебной деятельности, а так же с целью дальнейшего развития интеллектуальных, спортивных и творческих компетенция студентов ФГАОУ ВО СФУ. [39]
2. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, совпадающий с периодом получение формального образования и овладением профессии. [17]
3. Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде, с целью обеспечения устойчивости, традиционности и повторяемости социального опыта. [41]
4. Адаптация студентов - динамический, многоуровневый процесс преобразования имеющихся навыков, умений, привычек в соответствии с новыми задачами, целями и условиями их реализации. [44]
Бакалаврская работа состоит из введения, в котором обосновывается тема и дается характеристика работы; глава 1, в которой рассматривается теоретические аспекты социологического изучения отношение студентов первого курса Сибирского федерального университета о необходимости комплекса адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников»; глава 2, в которой анализируются результаты эмпирического исследования отношение студентов первого курса Сибирского федерального университета о необходимости комплекса адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников»; заключение, в котором формируются основные выводы, список литературы и приложения.
Социализация представляет один из главных процессов общественной деятельности. Она осуществляет специфический порядок социальных отношений, представляя собой вхождение молодого человека в жизнь общества. Стоит главная задача самосовершенствования процесса социализации, так как социализация напрямую связана с удовлетворением социальных потребностей всего общества.
С детства нас учат жить родители, именно они первыми рассказывают о том, как поступать можно, а как нельзя. После ребенок вступает в различные социальные группы, в которых индивиды действуют, опираясь на определенные социальные нормы поведения. Одним из наиболее важных первичных институтов социализации является школа. Это первый значимый опыт общественной жизни для ребенка. Но для становления личности такого опыта недостаточно. Важнейшим вторичным социальным институтом является вуз. Не что иное, как получение высшего образования в большей части создает условия становления успешного человека, как в общественной жизни, так и в профессиональной среде. Таким образом, невозможно отрицать огромную роль, которую образование в целом (как школьное, так и вузовское) играет в воспитании детей и их приспособлении к общественной жизни.
Тем самым, одной из наиболее значимых проблем в вузе является адаптация личности студентов первого курса. От того, как студенты будут подготовлены на первом этапе, будет зависеть уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и профессиональной деятельность. Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, с приобретением новых социальных ролей, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, отсутствие самоконтроля, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, к неготовности системно посещать учебные заведения, будет отсутствовать желание принимать участие в общественной жизни. [1]
По мнению многих ученых, адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к изменяющимся условиям жизни в вузе. В процессе адаптации у них формируются навыки и умения самоорганизации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
6 июня 2017 года были обнародованы результаты ежегодного Национального рейтинга университетов. Его составляет группа «Интерфакс», оценивая российские вузы по 6 параметрам: образование, исследования, социализация, интернационализация, бренд и инновации. В сводном рейтинге СФУ на 16 месте, а по параметру «Социализация» занимает 15 место. [2]
Таким образом, по инициативе ЦСК СФУ с учетом отсутствия социологических данных о комплексе адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» и об адаптации студентов первого курса, было проведено социологическое исследование с целью изучения данной проблематики.
Проблема исследования: отсутствие актуальной информации об отношении студентов первого курса Сибирского федерального университета к внеучебной работе в рамка комплекса адаптационных мероприятий « Кубок первокурсников», а так же роль «Кубка первокурсников» как ресурса вторичной социализации студентов первого курса.
Цель исследования: изучить роль «Кубка первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета.
Объект исследования: студенты первого курса Сибирского федерального университета.
Предмет исследования: «Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета. Гипотеза исследования : Студенты, принимавшие участие в «Кубке первокурсников» приобретают и усваивают новые социальные роли.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятий «социализация» и «вторичная социализация» в социологии.
2. Проанализировать результаты существующих социологических исследований о вторичной социализации студентов.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования ««Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета».
4. Провести социологическое исследование на тему: ««Кубок первокурсников» как ресурс вторичной социализации студентов первого курса Сибирского федерального университета» и проанализировать результаты.
Сбор данных в Сибирском федеральном университете осуществлен с помощью метода формализованного интервью в форме непосредственного опроса респондентов. Анализ данных реализован методами описательной статистики с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics.
Операционализация основных понятий:
1. «Кубок первокурсников» - комплекс адаптационных мероприятий приводящиеся с целью организации внеучебной деятельности, а так же с целью дальнейшего развития интеллектуальных, спортивных и творческих компетенция студентов ФГАОУ ВО СФУ. [39]
2. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, совпадающий с периодом получение формального образования и овладением профессии. [17]
3. Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде, с целью обеспечения устойчивости, традиционности и повторяемости социального опыта. [41]
4. Адаптация студентов - динамический, многоуровневый процесс преобразования имеющихся навыков, умений, привычек в соответствии с новыми задачами, целями и условиями их реализации. [44]
Бакалаврская работа состоит из введения, в котором обосновывается тема и дается характеристика работы; глава 1, в которой рассматривается теоретические аспекты социологического изучения отношение студентов первого курса Сибирского федерального университета о необходимости комплекса адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников»; глава 2, в которой анализируются результаты эмпирического исследования отношение студентов первого курса Сибирского федерального университета о необходимости комплекса адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников»; заключение, в котором формируются основные выводы, список литературы и приложения.
Резюмируя полученные выводы проделанного исследования о комплексе адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников», был проведен анализ ответов первокурсников, в которых отразилось отношение первокурсников к «Кубку первокурсников».
Таким образом, можно отметить, что первокурсники, все же, испытывают некоторые трудности в адаптации к студенческой жизни. Справиться с этим, им помогает их огромное желание получать новые знания, а так же своевременная помощь, оказанная от кураторов и студентов старших курсов.
Среди первокурсников наблюдается высокий уровень активности участия в культурно-общественных мероприятиях, тем самым можно отметить, что студентам нравятся посещать различные мероприятия и осваиваться в новой среде. Большинство первокурсников знают о комплексе адаптационных мероприятиях «Кубок первокурсников», большая часть студентов принимало непосредственное участие в этом конкурсе. Все же, есть первокурсники, которые никогда не слышали о «Кубке первокурсников». Необходимо обратить внимание на информированность студентов о мероприятии, и улучшить каналы распространения информации о комплексе адаптационных мероприятиях «Кубок первокурсников».
Многие студенты после участия в «Кубке первокурсников» задумались об улучшении своей студенческой жизни, захотели сделать ее более творческой, приняли решение вступить в культурно-общественную организацию. Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод, что студенты первого курса считают, что «Кубок первокурсников» помогает приобрести им новые личностные качества такие, как активность, творчество коммуникабельность и целеустремленность. Эти качества в последующем помогаю студентам приобрести и усвоить новые социальные роли. Они могу стать ответственными студентами, лидером своей учебной группы, занять роль старосты учебной группы и стать профоргом своей группы и перед ними открывают еще много ролей в статусе студента благодаря «Кубку первокурсников».
Подавляющие большинство студентов первого курса отрицают помощь «Кубка первокурсников» в учебе. Больше всего в «Кубке первокурсников» студентам первого курса понравилось то, что они смогли познакомиться с новыми людьми, они почувствовали сплочённость института за одним общим делом, а так же возможность поучаствовать в таком мероприятии, как «Кубок первокурсников». Немаловажным фактором является то, что большинство первокурсников не хотели бы ничего менять в мероприятии «Кубок первокурсников», они ответили, что им все понравилось в этом мероприятии.
Студенты первого курса согласны с суждениями о том, что студенты принимавшие участие в «Кубке первокурсников» лучше адаптируются к студенческой жизни и заводят много новых друзей и знакомых.
Многие студенты первого курса состоят в разных культурно-общественных мероприятиях, больше всего студентов состоит в ИНОС и МЦ. Для большей части опрошенных « Кубок первокурсников» не поспособствовал тому, что они вступили в эту культурно-общественную организацию.
Таким образом, в целом можно отметить, что комплекс адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» организован на высоком уровне, тем самым первокурсники положительно относятся к этому мероприятию. «Кубок первокурсников» справляется со своей задачей помощи первокурсникам адаптироваться к студенческой жизни, усвоить новые правила, нормы и приобрести для себя новые социальные роли. В следствии выше сказанного, можно констатировать, что гипотеза исследования о том, что студенты принимавшие участие в «Кубке первокурсников» приобретают и усваивают новый социальные роли, подтвердилась.
Таким образом, можно отметить, что первокурсники, все же, испытывают некоторые трудности в адаптации к студенческой жизни. Справиться с этим, им помогает их огромное желание получать новые знания, а так же своевременная помощь, оказанная от кураторов и студентов старших курсов.
Среди первокурсников наблюдается высокий уровень активности участия в культурно-общественных мероприятиях, тем самым можно отметить, что студентам нравятся посещать различные мероприятия и осваиваться в новой среде. Большинство первокурсников знают о комплексе адаптационных мероприятиях «Кубок первокурсников», большая часть студентов принимало непосредственное участие в этом конкурсе. Все же, есть первокурсники, которые никогда не слышали о «Кубке первокурсников». Необходимо обратить внимание на информированность студентов о мероприятии, и улучшить каналы распространения информации о комплексе адаптационных мероприятиях «Кубок первокурсников».
Многие студенты после участия в «Кубке первокурсников» задумались об улучшении своей студенческой жизни, захотели сделать ее более творческой, приняли решение вступить в культурно-общественную организацию. Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод, что студенты первого курса считают, что «Кубок первокурсников» помогает приобрести им новые личностные качества такие, как активность, творчество коммуникабельность и целеустремленность. Эти качества в последующем помогаю студентам приобрести и усвоить новые социальные роли. Они могу стать ответственными студентами, лидером своей учебной группы, занять роль старосты учебной группы и стать профоргом своей группы и перед ними открывают еще много ролей в статусе студента благодаря «Кубку первокурсников».
Подавляющие большинство студентов первого курса отрицают помощь «Кубка первокурсников» в учебе. Больше всего в «Кубке первокурсников» студентам первого курса понравилось то, что они смогли познакомиться с новыми людьми, они почувствовали сплочённость института за одним общим делом, а так же возможность поучаствовать в таком мероприятии, как «Кубок первокурсников». Немаловажным фактором является то, что большинство первокурсников не хотели бы ничего менять в мероприятии «Кубок первокурсников», они ответили, что им все понравилось в этом мероприятии.
Студенты первого курса согласны с суждениями о том, что студенты принимавшие участие в «Кубке первокурсников» лучше адаптируются к студенческой жизни и заводят много новых друзей и знакомых.
Многие студенты первого курса состоят в разных культурно-общественных мероприятиях, больше всего студентов состоит в ИНОС и МЦ. Для большей части опрошенных « Кубок первокурсников» не поспособствовал тому, что они вступили в эту культурно-общественную организацию.
Таким образом, в целом можно отметить, что комплекс адаптационных мероприятий «Кубок первокурсников» организован на высоком уровне, тем самым первокурсники положительно относятся к этому мероприятию. «Кубок первокурсников» справляется со своей задачей помощи первокурсникам адаптироваться к студенческой жизни, усвоить новые правила, нормы и приобрести для себя новые социальные роли. В следствии выше сказанного, можно констатировать, что гипотеза исследования о том, что студенты принимавшие участие в «Кубке первокурсников» приобретают и усваивают новый социальные роли, подтвердилась.



