Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА ТОМСКА 5
1.1 Климат 5
1.2 Рельеф 6
1.3 Поверхностные и подземные воды 7
1.4 Флора и фауна 8
2 ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 10
2.1 Физические факторы в экологии 10
2.2 Понятие и классификация шума 12
2.3 Шум и вибрация как физический фактор загрязнения 16
2.4 Источники шума в городской среде 19
3 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
3.1 Нормативно-правовые акты в области шумового загрязнения 22
3.2 Описание прибора для измерений 24
3.3 Методы исследования 26
4 ОЦЕНКА ШУМВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШЕГАРСКОГО ТРАКТА НА ЖИЛУЮ
ЗАСТРОЙКУ МИКРОРАЙОНА СЕВЕРНЫЙ ПАРК 30
4.1 Район исследования 30
4.2 Результаты измерений 34
4.3 Применение шумозащитных экранов с целью снижения уровня шума 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение А 49
Шум является одним из наиболее распространенных неблагоприятных физических воздействий. Непрерывное воздействие шумов на высоких частотах охватывает человека как в домашней обстановке, так и в рабочем окружении.
Уровень шума на трассах и в жилых микрорайонах города определяется множеством факторов, таких как: интенсивность, скорость движения, состав
транспортного потока, планировочные решения застройки города, наличия зеленых насаждений.
Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Естественный акустической фон не превышает 20 - 30 дБ [1]. Автомобильный транспорт считается основным источником шумового загрязнения в городах, обгоняя объекты энергетики и промышленные предприятия. Транспортные средства служат одним из антропогенных источников шума в городской среде.
Актуальность дипломной работы:
Длительное воздействие шума, превышающее допустимую норму, негативно влияет на здоровье людей, для того чтобы предотвратить это влияние следует знать об уровне шума в конкретном месте и его источниках. Для снижения отрицательного воздействия на организм человека, а также установления текущего уровня шума в зоне жилой застройки «Северный парк», необходимо провести замеры ожидаемых уровней звука и предложить рекомендации по их снижению.
Изучение влияния шумового воздействия на здоровье людей посвящены работы многих авторов. Значительный вклад внесли: Е. В. Жукова, Г. В. Куренкова, М. О. Потапова [24].
Объект исследования: шумовое загрязнение окружающей среды.
Предмет исследования: шумовые характеристики транспортных потоков.
Цель работы: оценка шумового загрязнения микрорайона «Северный парк» города Томска транспортными потоками Шегарского тракта.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Выполнить анализ физико-географических условий района расположения жилого комплекса.
2. Изучить характеристики шума и вибрации, их влияние на организм человека.
3. Изучить нормативно-правовую базу и методы исследования в области шумового загрязнения.
4. Произвести шумовые замеры ожидаемых уровней звука транспортных потоков на территории микрорайона и охарактеризовать их.
Защищаемые положения:
1. Шегарский тракт оказывает значительное шумовое воздействие на жилую застройку в мкр-н. Северный парк. Поскольку он является крупнейшей транспортной артерией непосредственно прилегающей к территории микрорайона.
2. Основными факторами, определяющими шумовые характеристики транспортных потоков Кировского района города Томска, являются интенсивность и скорость движения транспорта.
Выражаю благодарность моему научному руководителю преподавателю Яблочкиной Наталье Леонидовне, соруководителю по производственной практике, начальнику отдела лаборатории радиационного контроля ОГБУ «Облкомприрода» Фришман Сергею Валентиновичу за помощь и ценные советы, оказанные в процессе написания выпускной квалификационной работы.
С каждым годом количество автомобилей на дорогах растет, и это становится одним из главных источников шума, воздействующего на население. Количество производимого автомобилями шума напрямую зависит от их скорости и количества. Несмотря на то, что автомобиль не является крупным механизмом, способным генерировать значительный шум, именно совокупность всех автомобилей на дорогах создает проблему шумового загрязнения.
Помимо автомобилей, в загрязнение окружения шумом также вносят свой вклад другие виды транспорта, такие как самолеты, поезда и суда. Из-за постоянного увеличения транспортного потока и роста городской инфраструктуры, проблема шума становится все более острой и требует принятия соответствующих мер для ее решения. Важно проводить исследования и разрабатывать стратегии по снижению шумового воздействия транспорта на жизнь людей.
Рост городов в настоящее время остановить практически невозможно. Это присуще и для города Томск. Продолжающееся строительство в мкр-н. Северный парк увеличивает число потенциальных жителей микрорайона. Что в свою очередь увеличит транспортную загруженность и без того перегруженного Шегарского тракта.
В связи с этим планируется реконструкция и расширение существующей автомагистрали. Данные меры позволят увеличить пропускную способность дороги и среднюю скорость движения автотранспорта по ней. Но это также приведёт к росту уровня шума от неё. С увеличением большого количества транспорта несомненно связано и высокий рост шумовой нагрузки на население, наносящий вред здоровью человека.
Для снижения шумовой нагрузки необходимо правильно планировать и разделять территорию города по функциональному назначению. Жилую застройку следует размещать на большом расстоянии от источников шума, таких как аэропорты, железные дороги и автомагистрали. Также рекомендуется устанавливать шумозащитные экраны между источником шума и жилыми строениями, а также использовать композиционные методы объединения жилых построек, которые обеспечат защиту от шумового загрязнения.
Защита от шума достигается различными способами, одним из которых является звукоизоляция. Звукоизоляция предполагает уменьшение громкости звука при его распространении. Существует несколько методов, позволяющих достичь этой цели. На практике это достигается при помощи использования акустических экранов или специальных звукоизолирующих конструкций. К таким конструкциям относятся стены, перекрытия, перегородки, застекленные проемы, двери и окна.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1. В транспортных потоках Шегарского тракта преобладают легковые автомобили (87.77%), средняя скорость движения потоков составляет 65 км/час. Для исследуемого участка характерна высокая интенсивность движения 20530 авт./сутки.
2. В дневной период уровень максимального шума от исследуемых транспортных потоков составляет 101,44 дБА; эквивалентного - 73,85 дБА. В ночной период уровень максимального шума от исследуемых транспортных потоков составляет 93,48 дБА; эквивалентного - 61,27 дБА.
3. На территории близлежайшей жилой застройки мкр. Северный парк наблюдается превышение предельно допустимых уровней шума - в дневной период эквивалентного на 3,87 дБА, максимального на 11,52 дБА; в ночной период - на 7 дБА по эквивалентному, на 13,1 дБА.
4. Наиболее эффективным мероприятие по защите от шума жилой застройки на исследуемой территории является установка шумозащитных экранов.
1. Егранов А. В. Безопасность жизнедеятельности: лекции // Тема 4. Звук (шум) / А.
В. Егранов. - Иркутский государственный университет.
2. Парначев В. П. Геология и полезные ископаемые окрестностей города Томска: Материалы к полевой геологической экскурсии: Справочное пособие / В. П. Парначев, С. В. Парначев. - Томск, 2010. - 144 с.
3. Елизаров И.В. Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области / И.В. Елизаров, Б.Г. Иоганзен, И.П. Князев, А.И. Кузнецов, В.П. Смирнов. Издательство Томского университета. Томск, 1974.
4. Евсеева Н. С. География Томской области (Природные условия и ресурсы) / Н. С. Евсеева. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. - 223 с.
5. Плотников Б. В. Геоморфология и геология четвертичных отложений района города Томска / Б. В. Плотников // Известия Томского политехнического института [Известия ТПИ]. — 1965. — Т. 127, вып. 2. — С. 35-43
6. Косова Л. С. Природа города Томска : Учебное пособие / Л. С. Косова; Том. гос. ун-т. - Томск : [б. и.], 1999 - 115c.
7. Алексеев С. В. Гигиена труда / В. С. Алексеев, В. Р. Усенко. - М.: Медицина, 1988. - 576 с.
8. ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения : 2017-03-01. - М. : Институт стандартизации, 2016. - 18 с.
9. Коробкин В. И. Экология / Коробкин В. И., Л. В. Передельский. - Ростов н/Д : изд- во «Феникс», 2000. - 43 с.
10. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева [и др.] ; под ред. Л.А. Муравья. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 124 с.
11. Кузнецов В.С. Экологический мониторинг и охрана окружающей среды : Текст лекций / В.С. Кузнецов, К.Г. Боголицин, Н.Р. Попова. - М-во общего и проф. образования Рос. Федерации. Арханг. гос. техн. ун-т. Междунар. учеб.-науч.- производств. экол. центр, 1998. - 38 с.
12. Пехов А. П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / А. П. Пехов. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 477 с.
13. Инженерная экология : Учебник / В. Т. Медведев, В. В. Скибенко, А. К. Макаров [и др.]; под ред. В. Т. Медведева. - Москва : Гардарики, 2002. - 63 с.
14. Физические факторы (Электронный ресурс). - URL: https://ru- ecology.info/term/21210/ (дата обращения 29.08.2023)
15. Грант В. Эволюционный процесс : Критич. обзор эволюц. теории / В. Грант; Пер. с англ. Н. О. Фоминой; Под ред. [и с предисл.] Б. М. Медникова. - Москва : Мир, 1991. - 488 с...34