Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


О соотношении реальности и фотографии в цифровую эпоху

Работа №187009

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость4540 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 7
Глава 1 Фотография - искусство или документ 12
1.1 Фотография как искусство 12
1.2 Претензия на объективность 18
Глава 2 Цифровизация фотографии 22
2.1 От пленки к цифре 22
2.2 О чем думают фотографы 27
2.3 Утрата ауры 32
Глава 3 Смерть реальности 36
3.1 Культ тела 36
3.2 Миф о красоте 39
3.3 Фотография как вещественное воплощение идеи об идеальном 42
3.4 Смерть реальности 45
Заключение 51
Литература 55


Актуальность
Человек стремится разобраться с тем, что происходит вокруг него, используя для этого самые разные методы: создает мифы, читает священные писания, занимается наукой, изучает труды философов, с помощью творчества пытается познать мир. Искусство - неотъемлемая часть познания и способ понимания мира. Оно началось с примитивных наскальных рисунков, изображающих сюжеты охоты, статуй, позже начали появляться более сложные произведения. Люди пытались изобразить то, что они видят и тем самым объяснить себе мир, отреагировать на происходящее.
Изобразительное искусство всегда было способом передачи своего видения мира и мироощущения. Находя особенное место, художник пишет пейзаж оставляя прекрасный вид не только в памяти, но и на холсте, стараясь с точностью передать каждую деталь. С появлением фотографии точно запечатлеть элементы природы и культуры стало гораздо проще. Она использовалась и в науке и как помощница для художников, но стала по- настоящему значимой, когда получила социальное применение, а позже, с появлением цифровых средств, захватила и подчинила мир себе. Живя в мире полном изображений: в социальных сетях, журналах, телевидении и т.д., индивид сталкивается с объективацией понятия красоты. Красота конструируется посредством изображений, которые задают идеал, конкретный образ, к которому должны, обязаны стремиться все. Этот образ прекрасного является универсальным для всех, не щадит ничьей индивидуальности и старается подвести всех под единое, при этом сам оказывается заведомо недостижимым. Фотография заполняет собой все пространство и не оставляет свободного поля для мысли.
Степень разработанности темы
Одно из первых и наиболее теоретически значимых философских исследований трансформации статуса изображения в связи с развитием технических средств, принадлежит авторству Вальтера Беньямина, который в работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» поставил проблему уникальности объекта в связи с ростом технологического тиражирования. Его идеи оказали значительное влияние на все последующие работы в области теории и философии фотографии. Так, Джон Бергер в книге «Искусство видеть», опираясь на работу Беньямина, сформулировал вывод о том, что новые виды производства разрушили авторитет искусства. Место фотографии в системе общественных отношений и системе коммуникации исследовал Вилем Флюссер. В работе «За философию фотографии» он стремится показать важность философского осмысления фотографии и утверждает, что фотография обязана стать фундаментальным философским понятием и вокруг нее должно быть открыто обсуждение о том, как возникновение нового изобразительного искусства повлияло на сознание. Жан Бодрийяр, исследуя проблему симуляции реальности, писал о способности фотографии выявления необъективности мира. Еще одной фундаментальной работой в области осмысления фотографии является работа Ролана Барта «Camera Lucida». В ней Р. Барт рассмотрел специфику фотографии по сравнению с другими видами изображения и отметил, что фотография гораздо труднее поддается классификации, а также выделяет несколько основных проблем: проблема знака, проблема смысла, и выделяет две составляющие в фотографии, такие как studium и punctum. Сьюзен Зонтаг исследовала эстетические и моральные проблемы фотографии, возникающие из-за ее широкой распространенности. Установила связь фотографии с политикой, идеологией, общественными ценностями, восприятием действительности, а также отметила ее социальное применение и то, что она несет важную социальную функцию. Работы Р. Барта и С. Зонтаг занимают особое место в области ранних аналитических исследований фотографии. Их работы лежат в основе многих исследований о фотографии более поздних философов, таких как Эрве Гибер, Андре Руйе, Розалинда Краусс, Джон Бергер и др. А. Руйе и Д. Бергер вслед за Беньямином изучали феномен развития техники и того как это развитие влияет на понимание искусства. Розалинда Краусс продолжила размышления Барта о неприменимости привычных методов изучения искусства для фотографии. Э. Гибер критически исследовал фотографию как искусство, говоря о том, что она больше похожа на издевательство над искусством, но не является им, а также о конструировании фотографией обреченного образа другого человека. М. Маклюэн в работе «Понимание медиа» рассматривал явления культуры в контексте сферы коммуникации. Определял некоторые предметы культуры как сообщение, фотографию в том числе. В отечественной литературе довольно значимыми в теории фотографии являются работы Лапина А. «Фотография как» и Савчука В. «Философия фотографии». «Фотография как» рассматривает соотношение документальной и художественной фотографии и разрешает вопрос ее анализа. «Философия фотографии» рассматривает фотографию как вид оружия и «позу логоса», исследуется феномен насилия взгляда.
Философскому осмыслению красоты посвящены работы Платона, И. Канта, А. Лосева, У. Эко, Е.А. Наймана и др. Среди работ исследователей, не являющихся профессиональными философами, выделяется монография Н. Вульф «Миф о красоте: стереотипы против женщин», в которой автор, основываясь на анализе стандартов красоты и их пагубном влиянии на женщин устанавливает роль СМИ в распространении и создании этих стандартов, приводящих к нездоровому отношению женщин к себе.
Вместе с тем, в настоящее время в отечественной литературе практически отсутствуют исследования, рассматривающие трансформацию фотографии в цифровую эпоху и ее влиянию на развитие мифа о красоте и феномен смерти реальности, значительно усилившиеся благодаря развитию технических средств и появлению новых форм изображения. Таким образом проблемой исследования будет вопрос о том, как трансформируется характер взаимовлияния реальности и фотографии в современном мире?
Целью исследования будет экспликация соотношения реальности и фотографии в цифровую эпоху.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Установить соотношение объективного и художественного в фотографии;
2) Определить трансформацию ценности снимка в связи с развитием цифровых средств фотографии;
3) Эксплицировать феномен подмены фотографией реальности в цифровую эпоху.
Объект исследования: фотография в ее историческом развитии.
Предмет исследования: трансформация фотографии в цифровую эпоху.
Методологическую основу исследования составляют общелогические методы анализа, синтеза, обобщения, а также методы историко-философской реконструкции и компаративного анализа.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту
Научная новизна исследования определяется решением поставленных задачи в обобщенном виде заключается в следующем:
1) Фотография - это изображение, полученное на основании воздействия объектов реальности на светочувствительные средства. Она обладает уникальной в сравнении с другими видами искусства способностью совмещать в себе две составляющие: документальность и художественность. Отраженное на снимке не точная фиксация произошедшего в реальности, но творческий продукт, в который вложены идеи автора и его собственное понимание случившегося. Сама реальность позирует для камеры и предстает в своем лучшем свете, показывая самые удачные черты, демонстрирует все самое прекрасное.
2) Изменение технических средств ведет к изменению отношения как к фотографии вообще, так и к отдельному снимку в частности. Особенное трепетное внимание к снимку утрачивается с приходом цифровых средств фотографии. Люди стремятся превратить весь свой опыт в изображения, становятся зависимыми от фотографии. Фотолюбители используют фотоаппарат как игрушку, производя бесконечный поток избыточных изображений, не содержащих в себе ни смысла, ни переживаний, никакой информации. Из-за такого количества фотографий люди ослепли, перестали видеть красочность и красоту мира за пределами фотоуниверсума. Из-за этой слепоты люди стараются подчинить мир себе, захватить его с помощью фотоаппарата, превратить в изображения, но в попытке преобразовать мир, люди и сами превращаются в изображения, представляя всеобщему вниманию себя и всю свою жизнь, не оставляя ничего личного. Изображение стало инструментом всеобщей видимости. Оно открывает все ранее скрытые от глаз объекты, события и явления. Мир невозможно представить без потока изображений, имитация мира с помощью фотографий затмевает его и растворяет в себе. Фотографии заполняют собой все пространство, не оставляя возможность подумать над тем, что происходит вокруг, рассмотреть прекрасные мелочи большого удивительного мира. С фотографией он упрощается, делается плоским, превращается в листок бумаги или просто в картинку на мониторе. Удивительные мелочи растворяются в изображении. Массовое использование фотоаппаратов и стремление подчинить себе реальность убивает истинную прелесть и очарование фотографии.
3) Фотография, претендуя на реалистичность, и характер абсолютного копирования, является идеальным миром, которого люди не имеют возможности достичь по своей природе. Таким образом, фотография распространяет миф о красоте. Обманом заставляет быть теми, кем мы не являемся и быть не можем, подводит всех под один образ, диктует реальность, показывает будто бы единственно правильный и возможный вариант внешнего вида, единственный вариант того, каким человек должен быть, как он должен выглядеть. Фотография, изобретенная для отображения мира, таким, какой он есть, для запечатления моментов и сохранения их навсегда, превратилась в орудие массового тиражирования образа красоты. Миф о красоте, построенный на маркетинге, а не на реальности, решает за людей какую форму они должны принять. Таким образом маркетологи привлекают внимание к своим товарам, нисколько не к здоровому отношению к себе. Из-за массового тиражирования образа красоты через фотографию, реальный портрет обычного естественного человека не котируется, реальным и истинным скорее будет признано то отредактированное изображение, которое мы бы смогли поместить на обложку. Таким образом происходит смерть реальности и преобразование всех образов и объектов в иллюзорное пространство.
Структура работы соответствует поставленной цели и определенным задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и библиографического списка, включающего 36 источников. Общий объем работы - 56 с.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты полученные в результате исследования могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки философских проблем фотографии и изображения в целом, в том числе созданных системами генеративного искусственного интеллекта, а также при преподавании дисциплин «Эстетика», «Семиотика», спецкурсов по философии фотографии и визуального.
Апробация результатов исследования.
Основные положения работы были представлены в выступлениях на 3 конференциях международного уровня:
- XXV Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук», г. Томск, ТГУ, 2023 г.;
- XXI Международная конференция молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. «Человек, интеллект, познание», г. Новосибирск, Институт философии и права СО РАН и НГУ, 2023 г.;
- XXVI Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук», г. Томск, ТГУ, 2024 г.
На основании материалов исследования было подготовлено и сдано в печать для публикации в сборниках, входящих в РИНЦ 4 научные статьи:
- Вереникина Н. Фотография как инструмент распространения мифа о красоте - ЧЕЛОВЕК, ИНТЕЛЛЕКТ, ПОЗНАНИЕ - Материалы XXI Международной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Отв. редакторы В.В. Петров, А.С. Зайкова. Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск) Новосибирск, 2023 - стр. 191-194.;
- Вереникина Н. Фотография и миф о красоте Актуальные проблемы социальных наук (21-22 апреля 2023 г.) Материалы XXV Международной конференции молодых ученых / Под редакцией А. С. Гапонова. - Томск, 2023. Мб. [Электронное издание] - стр. 88-89.;
- Вереникина Н. Насилие над изображением (в печати);
- Вереникина Н. Познавательный потенциал человека в эпоху культа фотографии - это Антропологические чтения (22 декабря 2023 г.) Материалы XI Антропологических чтений студентов, магистрантов, аспирантов философского, культурологического факультетов и Института образования НИ ТГУ / отв. ред. Т.А Костюкова, Г.И. Петрова. - Томск, 2024. Мб. [Электронное издание] - стр. 17-19.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе было исследовано соотношение художественного и объективного в фотографии на основе работ Вилема Флюссера, Ролана Барта, Сьюзен Зонтаг, Вальтера Беньямина, Жана Бодрийяра. Фотография была разделена на несколько видов: документальная фотография, художественная, любительская. На основе этого разделения был поставлен вопрос о документальном характере фотографии. Были рассмотрены подходы к определению фотографии упомянутых философов, и на основании анализа были сделаны следующие выводы:
В. Флюссер определяет фотографию как образ понятий, критерии фотографа содержащиеся в программе аппарата. То есть все созданные фотографии содержат в себе понятия человека, которые он смог реализовать с помощью фотоаппарата. Фотография может быть отражением чего-то реального, но не является им. Она - художественный образ реальных объектов.
По Р. Барту фотография является не художественным отображением, а прямой «эманацией прошлой реальности», это реальность, до которой нельзя дотянуться, доказательство существования ее референта.
Ж. Бодрийяр рассматривает фотографию как способ раскрыть для нас реальность, показать ее и замедлить ее исчезновение. Фотография выявляет необъективность мира, посредством линзы, исходя из этого автор сделал вывод о том, что обмен между реальностью и ее изображением невозможен - это фотография ищет реальность, но вместе с тем, каждый щелчок фотоаппарата прерывает одновременное присутствие объекта и субъекта.
Для С. Зонтаг фотография представляет собой искусство, потому что как бы ни хотелось фотографам получить объективное и достоверное изображение, при съемке они руководствуются своими вкусами, принципами, предпочитают один вариант другому, избирательно подходят к объектам и навязывают им свои критерии.
На основании изложенных позиций в конце 1 главы нами предложено интегральное определение фотографии, совмещающее в себе все перечисленные подходы. Фотография - это творческая деятельность человека, его оценка происходящего в мире, художественный образ реальности, наполненный взглядами и убеждениями автора и изображенный через призму его мировосприятия и мироощущения. Фотография - это искусство отображения реальности такой, какой мы не можем ее увидеть своими глазами или той, на которую не обращаем должного внимания. Фотография позволяет нам расширять границы видимого, обращать внимание на мелочи, которые обычно упускаются невооруженным камерой взглядом. Фотография делает искусством неповторимый момент, позволяет реальности быть искусством. Она обладает уникальной в сравнении с другими видами искусства способностью совмещать в себе две составляющие: документальность и художественность. Чаще такой ее талант встречается с восторгом, но иногда чрезмерная эстетизация объективного выглядит неуместно и вызывает критику. Смотря на снимок необходимо держать в голове тот факт, что отраженное на нем - не точная фиксация произошедшего в реальности, но творческий продукт, в который вложены идеи автора и его собственное понимание случившегося. Сама реальность позирует для камеры и предстает в своем лучшем свете, показывая самые удачные черты, демонстрирует все самое прекрасное. Имитация человека самим себя превращает его из субъекта в обезличенный объект фотографического универсума. То же происходит и с другими референтами фотографии.
В процессе распространения фотографии и упрощения ее технических средств эта проблема только усиливается. Становится все меньше профессионалов и больше любителей, создающих бесконечный поток изображений.
Во 2 главе проведено исследование проблемы трансформации ценности снимка с развитием цифровых средств фотографии. С приходом цифровых средств внимательное отношение к снимку утратилось и фотографии заполонили собой все пространство. Больше не беспокоясь о том, что пленка вот-вот закончится, люди стали использовать аппарат как игрушку, создавая аппаратную память, а не произведения искусства. Проблема бесконечного количества снимков разворачивается в насилие над изображением, где нет места творчеству и художественной интерпретации, вместо нее - механическая фиксация. Фотография в аналоговом мире размыта, отдалена от референта - далека от оригинала. Цифровизация фотографии сменила направление ее рассмотрения. От определения ее статуса как искусства привело к вопросу о изменении из-за фотографии искусства вообще. Подмена оригинальных произведений их фотографическими копиями, утрата культовой значимости ради простого контента, ради того, чтобы показать «я тоже здесь был, я тоже это видел» и присоединить себя к группе любителей пощелкать.
В последней главе рассмотрен культ тела, миф о красоте и способы, которыми фотография распространяет эти идеи, подменяя тем самым представления о реальности. По Бодрийяру, главенствующий ранее культ души заменяет и наследует его идеологическую функцию культ тела. В связи с этим он делает вывод о том, что произошел конец трансцендентного в человеческом мире. На смену этому мифу приходит современный упрощенный миф. В этом мире исчезает человек, потому как лишается индивидуальности, а состоит лишь из знаков и социального статуса. Появляется миф о существовании идеальной формы, к которой может и должен прийти каждый - миф о красоте.
Когда-то статуэтки были подобны людям, но все же было очевидно, что это - фантазия художника. В 19 веке появилась фотография. Она стала показывать совершенно разных людей, с разным типажом и телосложением. Фотография появилась из-за стремления показать красивое, запомнить его и сохранить навечно, но вскоре стремление передать красивое сменилось на орудие его распространения. Ранее идеальный образ был изображен на картинах или вылеплен в статуях, было понятно - статуэтки лишь подобны людям, хоть и могут быть похожи на реального человека, тем не менее это очевидно художественная интерпретация. Фотографии реальнее людей. На обложке размещается изображение человека идеального, который будет копией оригинала при этом намного более удачной для существования в мире господства контента и мифа о красоте.
Фотография дает возможность посмотреть на себя со стороны, сравнить с идеалом и впоследствии подогнать себя под этот образ. Человек сам не можем посмотреть на себя чужими глазами, объективно оценить себя в отражении и уж тем более просто смотря на себя своими же глазами. Фотографии становятся вещественным воплощением идеи об идеальном.
С начала массового распространения фотографии человек лишается права на индивидуальность. Один конкретный образ - образ идеального человека с обложки - диктует какими нам быть. Истинная фотография в этом контексте - фотография идеального. Фотография с обложки журнала изображает людей, не существующих, и не существовавших никогда в реальности, а люди пытаются подражать тому, что по природе невозможно. Фотография, наполненная мифом о красоте, диктует реальность, показывает будто бы единственно правильный и возможный вариант внешнего вида, единственный вариант того, каким ты должен быть.
Миф о красоте, построенный на маркетинге, а не на реальности, решает за людей какую форму они должны принять. Таким образом маркетологи привлекают внимание к своим товарам, нисколько не к здоровому отношению к себе.
Из-за массового тиражирования образа красоты через фотографию, реальный портрет обычного естественного человека не котируется, реальным и истинным скорее будет признано то отредактированное изображение, которое мы бы смогли поместить на обложку. Таким образом происходит смерть реальности и преобразование всех образов и объектов в иллюзорное пространство.
В цифровую эпоху реальность с фотографией соотносится таким образом, что фотография конструирует реальность, выдвигает свои критерии права на видимость. Она становится художественным отображением объективной реальности, заполняющим собой все визуальное пространство, распространяющим идеи недостижимого идеала и необходимости направлять свой взгляд на все, что увидела камера.
Результаты, полученные в данной работе, могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки философских проблем фотографии и визуального, в контексте технического прогресса и связанными с ним трансформациями социума, в том числе вызванными наблюдаемыми в последнее время значительной эволюцией генеративного искусственного интеллекта. Материал данной работы может быть положен в основу специальных курсов по философии фотографии и визуального, отдельные положения могут быть использованы при преподавании дисциплин «Эстетика», «Семиотика» и др.



1. Барт P. Camera Lucida: Комментарий к фотографии: Пер. с фр. / Послесл. и коммент. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем, 1997. - 221 с.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости - МЕДИУМ, 1996 - 121 с.
3. Беньямин В. Краткая история фотографии - М.: Ад Маргинем Пресс, 2023 - 128 с.
4. Беляков З. С. Концепции фотографии в западной философии ХХ века: проблема тематизации языка фотографии
5. Бергер Д. Искусство видеть - «Клаудберри», 2012 - 184 с.
6. Бодрийяр Ж. Фотография, или письмо света / Ж. Бодрийяр. - URL:http://media- shoot.ru/publ/18-1-0-185
7. Бодрийяр Ж. Интеллект зла / Ж. Бодрийяр. - URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/3685.html
8. Бодрийяр Ж. Совершенное преступление - РИПОЛ классик, 2019 - 348 с.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Перевод на русский язык: Е. А. Самарская. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
10. Бодрийяр Ж. Violence Done to the Image / пер. Д. Орлова // Photographer.Ru. 2008. 27 октября. URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/3685.html
11. Брессон А. Воображаемая реальность - СПб.: Изд-во Лимбус Пресс, К. Тублина, 2008 - 123 с.
12. Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы. - Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15, 2014, вып. 3. с. 64 - 80
13. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013 - 445 с.
14. Гибер Э. Призрачный снимок - Тверь: «Kolonna Publications», 2012 - 174 с.
15. Зонтаг С. О фотографии / Зонтаг Сьюзен; перевод В. Голышев. - М: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 c...36



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ