АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ С 2017-2024 ГГ 6
1. Эволюция политико-экономических отношений между ЕС и Китаем 6
1.1 Политическая деградация на фоне сохранения экономической взаимозависимости
в период 2017-2022 гг 8
1.2 Развитие диалога по различным аспектам будущей архитектуры мировой
политической системы при наличии существующих противоречий 12
1.3 Европейское направление во внешнеполитической стратегии КНР с 2017 по 2024 год 14
1.4 Стратегия ЕС в отношении Китая: внутренние и внешние драйверы 2020-2024 гг. 17
1.4.1 Внутренние драйверы европейско-китайского взаимодействия: прагматичный
интерес и расхождения в позициях государств-членов 20
1.4.2 Внешние драйверы взаимодействия: укрепление активности ЕС и фактор
трансатлантических отношений 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ КНР И ЕС 28
2.1 Торговые споры и сферы сотрудничества между ЕС и Китаем 28
2.2 Политическая деградация на фоне сохранения экономической взаимозависимости
29
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЕВРОПЕЙСКО-КИТАЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 39
3.1 Стратегии Европейского союза 40
3.1.1 Стратегический обзор отношений с Китаем (2019) 40
3.2 Инициатива «Глобальные ворота» (Global Gateway) 41
3.2.1. Закон о критически важных сырьевых материалах (Critical Raw Materials Act) ...43
3.2.2. Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI) 44
3.3. Стратегии Китая 45
3.3.1. Инициатива «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative, BRI) 45
3.3.2. Стратегия «Двойной циркуляции» (Dual Circulation Strategy) 47
3.3.3. Стратегия «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025) 49
3.3.4. Стратегия международных соглашений и валютного влияния 51
3.4. Риски и ограничения стратегий ЕС и Китая 54
3.4.1. Ограничения китайской стратегии 54
3.4.2. Риски и ограничения стратегии Европейского союза 56
3.4.3. Общие вызовы и конкуренция стратегий 58
3.5 Перспективы и рекомендации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 68
В настоящее время Китайская Народная Республика и Европейский союз прочно заняли позиции двух ведущих центров мировой экономики, активно формирующих контуры глобального торгового и инвестиционного порядка. Их экономические отношения в последние годы развиваются в условиях усиливающейся взаимозависимости, при этом всё чаще сопровождаются структурными противоречиями, нормативными расхождениями и элементами стратегического соперничества. Современные вызовы — от пандемии COVID- 19 до растущей геополитической напряжённости — стали катализаторами пересмотра традиционных моделей взаимодействия и актуализировали вопрос: возможно ли устойчивое и сбалансированное партнёрство между двумя различными экономическими и политическими системами?
Актуальность исследования обусловлена сразу несколькими факторами.
Во-первых, экономическая взаимозависимость Китая и ЕС достигла рекордных масштабов. Согласно данным Евростата, Китай с 2020 года является крупнейшим источником импорта товаров в ЕС, а совокупный товарооборот между сторонами превысил 700 млрд евро в 2022 году . Тем не менее, структура этой взаимозависимости остаётся неравномерной и вызывает обеспокоенность: профицит Китая в торговле с ЕС системно растёт, а европейские компании сталкиваются с ограничениями на китайском рынке.
Во-вторых, политический и нормативный контекст двусторонних отношений значительно усложнился. В 2019 году Европейская комиссия впервые официально обозначила Китай не только как партнёра, но и как «экономического конкурента и системного соперника» . Это концептуальное переосмысление сопровождалось принятием новых стратегий ЕС: обновлённой
торговой стратегии (2021), инициативы Global Gateway (2021), механизма скрининга иностранных инвестиций (2020), а также закона об искусственном интеллекте и европейского акта о микросхемах. С китайской стороны активизировались инициативы «Один пояс — один путь», «двойной циркуляции» и «цифрового шелкового пути», которые направлены на укрепление автономии Китая и диверсификацию его внешнеэкономических связей.
В-третьих, современный этап европейско-китайских отношений отражает более широкие процессы: переход от глобализации к фрагментации, усиление технологической и климатической конкуренции, нормативное расслоение мира на конкурирующие блоки. Всё это требует не только описания статистических трендов, но и комплексного анализа причин и последствий расхождения стратегических приоритетов.
Целью данной работы является анализ ключевых направлений и проблемных аспектов торгово-экономического взаимодействия между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом в период с 2017 по 2025 год. Для её достижения в работе поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции в развитии торгово-экономических отношений между КНР и ЕС с 2017 по 2024 гг.;
2. Определить существующие экономические противоречия, включая нормативные и технологические аспекты;
3. Выделить стратегий по решению проблем европейско-китайских экономических взаимодействий.
Объектом исследования являются торгово-экономические отношения между ЕС и КНР, а предметом — их ключевые аспекты и вызовы торгово-экономических отношений между КНР и ЕС, включая цифровую конкуренцию, нормативное соперничество и институциональные реформы.
Методологическую основу работы составляют подходы сравнительного анализа, сравнительно-исторического метода, контент-анализа, а также элементы статистического и факторного анализа. Используются как 4
официальные источники (документы Европейской комиссии, Министерства коммерции КНР, Евростата, ВТО, OECD), так и аналитические материалы научных центров (Carnegie, ECFR, MERICS), отчёты деловых ассоциаций и нормативные акты сторон, а также научные работы ряда российских и зарубежных исследователей.
Хронологически работа охватывает период с 2017 по 2024 год, включая уже зафиксированные процессы и прогнозируемые шаги сторон, на основе стратегий, опубликованных до 2024 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций для формирования сбалансированной и адаптивной внешнеэкономической политики России, особенно в условиях формирования полицентричной модели мировой экономики и роста значения экономической дипломатии.
Таким образом, исследование не только позволяет более глубоко понять природу и структуру отношений ЕС и КНР, но и даёт возможность проследить, как крупные геоэкономические акторы адаптируются к глобальным вызовам через изменение стратегий, моделей регулирования и институциональных механизмов.
Взаимоотношения между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом в сфере экономики на сегодняшний день являются одними из наиболее значимых в мировой торговой системе. Эти связи характеризуются высоким уровнем взаимозависимости, но в то же время сопровождаются целым рядом сложностей, обострившихся в последние годы. Исследование показало, что накопившиеся разногласия, как политического, так и нормативного характера, оказывают прямое влияние на устойчивость и предсказуемость двустороннего сотрудничества.
К числу наиболее острых проблем можно отнести дисбаланс во взаимной торговле, проявляющийся в устойчивом дефиците ЕС в торговле с КНР, что вызывает обеспокоенность среди стран-членов Евросоюза. Кроме того, рост числа торговых споров, применение протекционистских мер и усиление контроля над инвестициями свидетельствуют о том, что экономические интересы сторон всё чаще вступают в фазу конфликта. Это не только снижает эффективность сотрудничества, но и подрывает доверие на уровне институций и бизнеса.
Существенную роль в усложнении отношений играет и геополитический контекст. Усиление стратегической напряжённости, различие в политико¬правовых системах, а также расхождения в ценностных установках способствуют формированию атмосферы настороженности. ЕС, с одной стороны, стремится к защите технологического суверенитета, усилению контроля за критической инфраструктурой и защите прав интеллектуальной собственности. Китай, в свою очередь, отстаивает право на развитие собственных моделей экономического регулирования и активно продвигает свои интересы на европейских рынках с помощью политически и экономически мотивированных инструментов.
Тем не менее, при всей сложности текущей ситуации, потенциал для развития взаимодействия между Китаем и ЕС сохраняется. Обе стороны демонстрируют готовность к поддержанию диалога, особенно в таких сферах, как зелёные технологии, климатическая повестка, цифровая экономика и инновации. Выработка сбалансированных решений, учитывающих как внутренние приоритеты, так и международные обязательства, может стать залогом выхода из фазы нарастающего противостояния.
Дополнительным фактором, формирующим подход ЕС к Китаю, остаётся влияние внешне- и внутриполитических обстоятельств. С одной стороны, Евросоюз учитывает транснациональные риски и необходимость реагировать на усиление военного, цифрового и экономического потенциала КНР. С другой стороны, важную роль играют и внутренние драйверы: потребность в защите промышленной базы, обеспечение конкурентоспособности и консолидация внутри самого союза.
По итогам анализа можно заключить, что для построения более устойчивой модели взаимодействия необходимы: развитие институциональных механизмов урегулирования споров, обеспечение взаимного доступа к рынкам, выработка прозрачных правил в сфере инвестиций и технологий, а также совместная работа в рамках глобальных инициатив. Без этих шагов двусторонние отношения рискуют остаться в рамках формального партнёрства, утратив реальную содержательную глубину.
В долгосрочной перспективе успешное развитие экономического диалога между КНР и ЕС возможно только при условии соблюдения принципов взаимности, уважения к различиям и политической воли к компромиссам. Именно такая модель сотрудничества может обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие, отвечающее интересам как европейской, так и китайской стороны.
1. (2022 ^АК^ЭЮи) [Отчет об интернационализации RMB за
2022 год] [Электронный ресурс] // Ф^АК^^ЭФ^АК^^. - 24.09.2022. - URL: https://www.gov.cn/xinwen/2022- 09/24/5711660/files/003e0bd04d4742a5a06869fdc37ea8c8.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
2. 2022 Strategic Compass [Электронный ресурс] : Communication from the Commission to the European Parliament and the Council / European Commission. - Brussels, 21.03.2022. - (COM(2022) 45 final). - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:52022DC0045 (дата обращения: 22.05.2025).
3. 39th EU-China Human Rights Dialogue took place in Chongqing* [Электронный ресурс] // European External Action Service. - 2023. - URL: https: //www.eeas.europa.eu/eeas/china-3 9th-human-rights-dialogue- european-union-took-place-chongqing_en (дата обращения: 29.05.2025).
4. A new EU-US agenda for global change [Электронный ресурс] : Joint
communication to the European Parliament and the Council / European Commission, High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. - Brussels, 02.12.2020. - 16 p. - (JOIN(2020) 22 final). - URL: https://commission.europa.eu/system/files/2020-12/j oint-
communication-eu-us-agenda_en.pdf (дата обращения: 08.05.2025).
5. Advancing Europe's Digital Decade [Электронный ресурс] // European Commission: State of the Union 2022. - URL: https://state-of-the- union.ec.europa.eu/state-union-2022/state-union-achievements/advancing- europes-digital-decade_ru (дата обращения: 22.05.2025).
6. AI Act enters into force [Электронный ресурс] // European Commission. - 01.08.2024. - URL: https://commission.europa.eu/news/ai-act-enters-force- 2024-08-01_en (дата обращения: 22.05.2025).
7. Annual Report on European SMEs 2023 [Электронный ресурс] / European Commission. - Brussels, 2023. - 180 p. - URL: https://single-market- economy.ec. europa.eu/system/files/2023 -
0 8/Annual%20Report%20on%20European%20 SMEs%202023_FINAL .pdf (дата обращения: 29.04.2025).
8. Baldwin R. The Great Convergence [Электронный ресурс], MA : Harvard University Press, 2018. — 256 p. — ISBN 9780674972667. — URL: https://www.hup.harvard.edu/books/9780674972667 (дата обращения: 29.04.2025).
9. Belt and Road Portal. Countries of the Belt and Road Initiative. https: //www.yidaiyilu.gov.cn (https: //www.yidaiyilu. gov.cn/)
10. Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) [Электронный ресурс] // European Commission. - URL: https://taxation-customs.ec.europa.eu/carbon- border-adjustment-mechanism_en (дата обращения: 19.05.2025).
11. China Development Bank [Официальный сайт]. — URL: https://www.cdb.com.cn/English/xwzx_715/khdt/202310/t20231017_11174. html (дата обращения: 29.05.2025).
12. China Embarks on a Journey of ESG Disclosure [Электронный ресурс] // UNEP Finance Initiative. - URL: https://www.unepfi.org/industries/banking/china-embarks-on-a-j ourney-of- esg-disclosure/ (дата обращения: 21.05.2025).
13. China files complaint with WTO over new US tariffs [Электронный ресурс] // Reuters. - 24.04.2025. - URL: https://www.reuters.com/world/china/china- files-complaint-with-wto-over-new-us-tariffs-2025-04-04/ (дата обращения: 29.05.2025).
14. China raises rare earth export quota, EU not satisfied [Электронный ресурс] // Reuters. - 2011. - URL: https://www.reuters.com/article/world/china- raises-rare-earth-export-quota-eu-not-satisfied-idUSTRE76D3Y9 (дата обращения: 26.05.2025).
15. China to collect record $22 billion BRI debt repayments from developing nations this year [Электронный ресурс] // The Hindu Business. - 2024. - URL: https://www.thehindu.com/business/china-to-collect-record-22-billion- bri-debt-repayments-from-developing-nations-this-year/article69625073.ece (дата обращения: 26.05.2025).
..65